Научная статья на тему 'Методика исследования родительской рефлексии по вопросу развития речи как ресурса в решении речевых проблем ребенка'

Методика исследования родительской рефлексии по вопросу развития речи как ресурса в решении речевых проблем ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
991
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / СЕМЬЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РОДИТЕЛЬСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / SPEECH DISORDERS / FAMILY / INTERACTION / PARENT REFLECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фирсова Илона Борисовна

Одна из актуальных проблем настоящего времени – это большая распространенность недоразвития речи у дошкольников. Сложно недооценить роль семьи в жизни ребенка дошкольного возраста. Родители могут оказать огромное влияние на развитие речи ребенка. В статье рассматривается понятие и исследование различных аспектов семьи, проблемы родительской рефлексии по вопросу развития речи ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фирсова Илона Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика исследования родительской рефлексии по вопросу развития речи как ресурса в решении речевых проблем ребенка»

УДК 372.46+37.018.26

И.Б. Фирсова

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Яковлева

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ПО ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК РЕСУРСА В РЕШЕНИИ РЕЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ РЕБЕНКА

Одна из актуальных проблем настоящего времени - это большая распространенность недоразвития речи у дошкольников. Сложно недооценить роль семьи в жизни ребенка дошкольного возраста. Родители могут оказать огромное влияние на развитие речи ребенка. В статье рассматривается понятие и исследование различных аспектов семьи, проблемы родительской рефлексии по вопросу развития речи ребенка.

Речевые нарушения, семья, взаимодействие, родительская рефлексия.

Preschool children's underdevelopment of speech is considered to be one of the pressing problems of the present time. It is difficult to underestimate the role of the family in the life of a preschool child. Parents influence the development of child's speech greatly. This article considers the concept and the study of various aspects of the child's family, the problem of parent reflection concerning the development of child's speech.

Speech disorders, family, interaction, parent reflection.

Актуальность нашего исследования определялась тенденцией к усилению роли семьи в воспитательном процессе, а также увеличением количества детей со снижением коммуникативных навыков и отсутствием педагогического исследования, изучающего влияние родительской рефлексии на развитие речи дошкольников.

Статистические данные последних лет показывают, что число детей с различными формами недоразвития речи выросло до 45 - 55 % от общего числа детей дошкольного возраста (А.Г. Прытко, Е.А. Соболева, Т.Б. Филичева и др.) [6]. В связи с данной проблемой задерживается формирование навыка общения, которое определяет характер социального становления формирующегося человека [8].

Поиск эффективных путей разрешения данного вопроса, теоретическая и практическая значимость его для современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему исследования, которая состоит в противоречии между возможностью повысить эффективность взаимодействия образовательного учреждения и семьи, обеспечивающей полноценное развитие речи у детей дошкольного возраста, используя родительскую рефлексию, и дефицитом знаний по данному аспекту.

Цель исследования - определение педагогических условий эффективной организации совместной деятельности ДОУ и семьи для развития речи дошкольника с использованием методов родительской рефлексии.

Можно полагать, что использование родительской рефлексии по вопросу развития речи детей дошкольного возраста может стать ресурсом в решении речевых проблем ребенка в организации работы по развитию речи дошкольников на основе взаимодействия ДОУ и семьи.

Сложно недооценить роль семьи в жизни ребенка дошкольного возраста. Семья, в которой живет ребенок, является особой группой со своей атмосферой, межличностными отношениями. Эти отношения по-разному проявляются и в различной степени влияют

как на развитие ребенка, так и на психологическое состояние самих родителей. Новые формы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь, многие качества, приобретенные малышом в детском коллективе, привносятся в семью [5].

Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Именно с близкими взрослыми ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений [1].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что глубокая специфичность и особая значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа и т.д.) [2], [3], [10]. Авторы подчеркивают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место отводят повышению психолого-педагогической культуры родителей. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекцион-ной работе и активное включение в нее [1], [2], [4].

Одна из задач нашего исследования - проанализировать возможности родительской рефлексии по вопросу развития речи детей и выявить референтные признаки и качественные характеристики родительской рефлексии по данному вопросу. На опытно-экспериментальном этапе исследования для определения способности родителей к рефлексивной деятельности по вопросу развития речи ребенка был

составлен опросник «Родительская рефлексия по вопросу развития речи ребенка».

Методологической базой послужили работы, направленные на выявление особенностей общения детей дошкольного возраста с родителями по развитию речи (Ю.Ф. Гаркуша, В.П. Глухов, Г. А. Каше, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.М. Шипицына), а также изучение рефлексии как условия продуктивной совместной деятельности (И.Н. Семенов).

Цель опросника - определить, на каком уровне (высокий, средний, низкий) находится способность родителя рефлексировать по вопросу развития речи ребенка.

В зависимости от функций, которые выполняются рефлексией в различных ситуациях, А.В. Карпов и некоторые другие ее исследователи, например, А.С. Шаров, выделяют следующие ее виды.

Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

Ретроспективная рефлексия служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом.

Проспективная рефлексия включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов ее осуществления, а также прогнозирование возможных ее результатов [3].

Текст опросника строился, основываясь на данных видах рефлексии, состоял из 12 вопросов, оценивался по пятибалльной шкале. На основе количественных и качественных показателей были выделены уровни способности родительской рефлексии по вопросу развития речи ребенка

Высокий уровень рефлексии (60 - 50 баллов) соответствовал полному осознанию проблем в развитии речи своего ребенка, пониманию необходимости своего участия в решении этих проблем, осознанию целей и способов участия, готовности к сотрудничеству со специалистами, критичной оценке результатов и итогов совместной деятельности.

Средний уровень (49 - 29 баллов) - осознание проблемы есть, готовность к участию и сотрудничеству эпизодическая, осознание целей отсутствует, способы участия не продумываются, работа с ребенком по данному вопросу не имеет четкого плана, критичность оценивания результатов отсутствует.

Низкий уровень (28 - 14 баллов). Проблемы в речевом развитии ребенка не осознаны, нет понимания необходимости и целей своего участия, готовности к сотрудничеству нет.

В анкету вошли следующие вопросы:

1. Осознаете ли Вы наличие проблем в развитии речи своего ребенка?

2. Согласны ли Вы, что решение данных проблем требуют Вашего участия?

3. Ясны ли для Вас цели Вашего участия?

4. Продумываете ли Вы способы решения этих проблем?

5. Готовы ли Вы к сотрудничеству со специалистами ДОУ?

6. Осознаете ли Вы слабые и сильные стороны разных видов сотрудничества?

7. Готовы ли вы к саморазвитию по вопросу развития речи детей?

8. Планируете ли Вы свою работу с ребенком по данному вопросу?

9. Критично ли Вы оцениваете результаты своих действий?

11. Осознаете ли Вы свою ответственность за развитие речи ребенка?

12. Подводите ли вы итоги своей деятельности по развитию речи ребенка?

На данном этапе мы оценивали способность родителей рефлексировать по вопросу развития речи своих детей.

Результаты обследования родителей, имеющих детей старшего дошкольного возраста, показали (см. рис. 1): для контрольной группы (родители, имеющие детей с речевым диагнозом) - высокий уровень (ВУ) рефлексии по данному вопросу у 8,6 % родителей. Это родители, осознающие проблемы в развитии речи своего ребенка, понимающие необходимость своего участия в решении этих проблем, осознающие цели и способы участия, готовые к сотрудничеству со специалистами, критично оценивающие результаты и итоги совместной деятельности. Средний уровень (СУ) у 36,4 % - это родители, осознающие проблемы, эпизодически готовые к участию и сотрудничеству, но не осознающие целей, не продумывающие способов, не планирующие свою работу с ребенком по данному вопросу, не оценивающие критично результатов. Низкий уровень (НУ) у 55 %. Родители данной группы проблем в речевом развитии ребенка не видят, не понимают необходимости своего участия, к сотрудничеству не готовы.

Высокий уровень Средний уровень ■ Низкий уровень

Рис. 1. Уровни развития продительской рефлексии по вопросу развития речи ребенка (для контрольной группы)

Для экспериментальной группы (родители, имеющие детей без речевого диагноза): высокий уровень (ВУ) - 12,7 %; средний уровень (СУ) -35,1 %; низкий уровень (НУ) - 52,2 % (см. рис. 2).

По результатам обследования мы видим, что у большей части родителей контрольной группы (55 %) и экспериментальной группы (52,2 %) рефлексивная деятельность по вопросу развития речи ребенка находится на низком уровне. Тогда встает

вопрос от необходимости работы, которая поможет родителям осознать проблемы в развитии речи своего ребенка, понять и проанализировать свои возможности в решении данных проблем, т. е. научиться рефлексировать по вопросу развития речи ребенка.

Высокий уровень Средний уровень ■ Низкий уровень

Рис. 2. Уровни развития родительской рефлексии по вопросу развития речи ребенка (для экспериментальной группы)

Задача развития у родителей рефлексии особенно актуальна в начальный период формирования родительских позиций. В исследовании О.Л. Зверевой в понятие «педагогическая рефлексия» автор включает умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины своих педагогических удач и просчетов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации. Ряд исследований развития рефлексии показывают, что по мере осмысления родителями переживания своих взаимоотношений с ребенком, у них происходят позитивные личностные изменения, которые, в свою очередь, предполагают позитивные изменения в детско-родительских взаимоотношениях, нормализацию эмоционального самочувствия детей [7], [10].

Как показывают экспериментальные данные, большие резервы заключены в использовании педагогами различных методов развития у родителей рефлексии (осознания) собственных воспитательных приемов. Родители начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее оценивают свои отношения с ребенком, чувствуют себя более компетентными в воспитании собственных детей. От сформированности умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию глазами детей зависят складывающиеся взаимоотношения родителей и ребенка, успех воспитательной деятельности семьи в дальнейшем [1].

Для формирования у родителей «педагогической рефлексии» целесообразно использовать следующие методы: разбор педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности. Эти методы формируют верную позицию родителей, повышают их активность в процессе воспитания детей, актуализируют полученные знания. Эти методы помогают родителям увидеть свои ошибки и наметить пути их преодоления, что позволяет подняться на новый уровень «педагогической рефлексии» - уметь анализировать свои действия, доказать их правоту или ошибочность. Использование данных методов приводит родителей к пониманию того, что готовых рецептов воспитания не существует, есть только общие рекомендации,

которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка. Успешными могут быть и различные методы активизации родителей: дискуссии, обсуждение различных точек зрения, приведение примеров, адекватных сложившейся ситуации и т. д. Они способствуют формированию у родителей критического, осознанного отношения к своей воспитательной деятельности, актуализации полученных знаний.

Тогда можно говорить о том, что родительская рефлексия по вопросу развития речи ребенка - это отражение в сознании родителей их взаимодействия с ребенком по в вопросах его речевого развития, сопровождающееся способностью к анализу собственного опыта по развитию речи, анализом целей, смыслов и результата данного процесса, обусловленное их стремлением быть эффективными и пониманием ответственности за результат.

Референтными признаками сформированности родительской рефлексии по данному вопросу являются:

- осознанное отношение к речевому нарушению у ребенка;

- осознанное отношение к своей коммуникативной компетентности;

- умение сформулировать цели и задачи коррекции речи ребенка;

- готовность к сотрудничеству и принятию помощи;

- готовность к критическому осмыслению своих действий и их результата;

- готовность к изменению и саморазвитию.

Целью воспитания родителей является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них педагогической компетентности и педагогической рефлексии или коррекция их педагогической позиции, позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность.

Педагогическая позиция родителей представляет собой системообразующую категорию, включающую в себя, во-первых, когнитивный и поведенческий компоненты, во-вторых, осознаваемое и неосознаваемое. Она включает представления родителей о возрастной динамике развития ребенка, самоценности периода дошкольного детства и основных задачах воспитания. Проявляется она в отношении к ребенку, в высказываниях и оценке родителями поведения своего ребенка, также в их реальной деятельности и общении с ним.

Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на ребенка [4].

Речь идет как о поиске механизмов, повышающих успешность родителей в вопросах обучения и воспи-

тания детей, в том числе и в вопросах развития речи, так и о реализации родительских возможностей анализа собственного эффективного опыта по взаимодействию со специалистами дошкольного образовательного учреждения [3], [6].

На фоне обозначенных подходов вопрос формирования родительской рефлексии в процессе взаимодействия семьи со специалистами ДОУ и своими детьми в работе по развитию речи дошкольников остается менее изученным. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о большой значимости включения родителей в работу по развитию речи ребенка с одной стороны и о недостаточной разработанности методов формирования педагогической деятельности родителей, повышения их педагогической культуры, моделей взаимодействия с семьей ребенка - с другой [3], [5], [10].

Правильный подход к работе с родителями членов педагогического коллектива дошкольного образования позволяет как можно раньше обратить их внимание на некоторые особенности ребенка и его отношений с окружающим миром. Включение родителей в педагогическую деятельность создает атмосферу открытости и доверия. Родители реже отвергают предложения педагогов и воспитателей по рассмотрению проблем с детьми. Соответственно, раннее рассмотрение проблем служит пропедевтикой дальнейшего развития ребенка, позволяет корректировать проблемы на более ранних стадиях и предотвращает возникновение серьезных нарушений в дальнейшем.

Формирование родительской рефлексии в процессе реализации педагогической стратегии, безусловно, будет способствовать более эффективной работе по коррекции речи детей дошкольного возраста.

Соответственно и проблема взаимодействия семьи и ДОУ по данному вопросу становится особенно значимой. Таким образом, встает вопрос от необходимости работы, которая поможет родителям осознать проблемы в развитии речи своего ребенка, понять и проанализировать свои возможности в вопросе решения данных проблем, т.е. научиться рефлексировать по вопросу развития речи ребенка.

Литература

1. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М., 1956.

2. Калашникова, О.В. Психологические особенности развития педагогической рефлексии / О.В. Калашникова. -СПб., 1999.

3. Кулюткин, Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии / Ю.Н. Кулюткин. - СПб., 2001.

4. Миронова, Л.Р. Качественные характеристики рефлексии родительского отношения к детям / Л.Р. Миронова // Педагогическое исследование: анализ ключевых понятий. — СПб., 2003. - С. 70 - 74.

5. Спиваковская, А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А.С. Спи-ваковская // Семья и формирование личности. - М, 1981. -С. 38 - 48.

6. Хямяляйнен, К.Х. Воспитание родителей (концепции, направление, перспективы) / К.Х. Хямяляйнен. - М., 1993.

7. Чиркова, Т.И. Психологическая служба в детском саду / Т.И. Чиркова. - М, 2000.

8. Чумакова, Е.В. Характер взаимоотношения в семье и его влияние на формирование личности ребенка / Е.В. Чумакова, И.М. Марковская // Экология, спорт, здоровье и двигательная активность. - Челябинск, 1996. - С. 82 - 85.

9. Шаров, А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия / А.С. Шаров. - Омск, 2000.

10. Щедровицкий, Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия / Г.П. Щедровицкий // Исследование речемыс-лительной деятельности. - Алма-Ата, 1975.

УДК 378.14

Н.В. Чопова

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Б.А. Карев

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 270800 «СТРОИТЕЛЬСТВО» (КВАЛИФИКАЦИЯ «БАКАЛАВР») В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Переход российского образования на двухуровневую систему позволяет интегрировать высшее образование в мировое образовательное пространство, вместе с тем происходит переоценка роли инженера (бакалавра) в современном обществе. Одной из основных задач, лежащих в основе модернизации системы высшего образования, является задача становления профессионально-значимых качеств студентов строительных специальностей в профессиональном обучении.

Компетентностный подход, экспериментальная модель, профессиональные умения, инженерная графика, педагогические условия.

Transition of Russian education into the two-level system enables the integration of higher education into the world educational space, with that the role of the engineer (bachelor's degree) in the modern society has been revalued. Formation of professionally significant traits of students of building specialties in vocational training is one of the main tasks underlying the process of modernization of higher education.

Competence approach, experimental model, professional skills, engineering graphics, pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.