УДК 378.147 ББК 74
Варданян Елена Артаваздовна Vardanyan Elena Artavazdovna
доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института МВД России кандидат философских наук.
Associate Professor at the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Philosophy. E-mail: vard10@yandex.ru
МЕТОДИКА ФОРСАЙТ-СЕССИИ К РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ОРГАНОВ
Methodology of for sight-session for development of educational programs of preparation of law enforcement officers
В основу статьи легли результаты форсайт-сессии «Глобальное образование будущего» и доклад «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире». Доклад суммирует многолетнюю совместную работу Global Education Futures и WorldSkills Russia по определению образа рабочих мест в экономике будущего в 2014-2017 годах. Автор использует результаты докладов в качестве форсайт-прогноза образа сотрудника полиции будущего и проводится сравнительный анализ с результатами форсайт-сессии «Полицейский 2030», проведенной в Ростовском юридическом институте МВД России в 2017 году.
Ключевые слова: образ сотрудника правоохранительных органов, форсайт, технологическая революция, вызовы реальности, профессиональные компетенции.
Профессиональная подготовка, грамотно осуществляемое обучение сотрудников полиции является одной из важнейших проблем и одним из приоритетных направлений деятельности полиции на сегодняшний день. Изменения, которые произошли и происходят во всех сферах жизни общества, требуют новых профессиональных знаний и умений. Под влиянием ускоренного развития технологий и сопутствующих социальных изменений появится необходимость в специалистах нового типа, в том числе сотрудниках полиции. Перед ними будут стоять задачи, которые потребуют готовности к сотрудничеству в новых технологических условиях, подверженных цифровизации, дигитализации и, что особенно важно, готовности конкурировать своими профессиональными навыками не только с людьми, но и системами искусственного интеллекта.
The article is based on the results of the foresight session «Global education of the future» and the report «Skills of the future. What you need to know and be able in the new complex world». The report summarizes the long-term joint work of Global Education Futures and WorldSkills Russia to determine the image ofjobs in the economy of the future in 2014-2017. The results of the reports are used as a foresight forecast of the image of the police officer of the future and a comparative analysis is carried out with the results of the foresight session «Policeman 2030» conducted in Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in 2017.
Keywords: image of law enforcement officer, foresight, technological revolution, reality challenges, professional competence.
Полиции будущего нужно перейти на новый уровень, где информационные технологии станут обязательной частью повседневной деятельности. Уже сегодня в ст. 11 Федерального закона «О полиции» утверждается, что «... полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру».
Для организации группового мышления по созданию образа будущего актуально применение методики форсайт. Форсайт (от англ. foresight - «взгляд в будущее, предвидение») - это инструмент для прогнозирования и формирования будущего, позволяющий получать за короткий срок прогнозы высокой точности относительно будущего, путей их достижения и объединять людей
для реализации представлений о будущем за короткий срок.
Существуют различные способы предвидеть будущее:
- фантастика - допущение тех или иных вариантов будущего, исходя из фантазии автора;
- футурология - рассмотрение человека и социума через призму ценностной позиции, «суперпозиции»; прогнозирование будущего, в том числе путем экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций, или предсказания будущих тенденций (методы изучения тесно роднят футурологию с историей и прогнозированием, а интерес к будущему - с научной фантастикой);
- экстраполяция - метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть (отдельные эксперты считают экстраполяцию утопией; даже крайняя экстраполяция современных технологий на масштаб мировой цивилизации как единого целого не в состоянии обеспечить преодоление глобального эволюционного кризиса);
- разработка стратегии развития (стратегическое мышление / прогнозирование) - определение плана действий на долгосрочную перспективу в условиях неопределенности с заданной целью (подразумевает четкое понимание целей заказчиком желаемого будущего и некое владение искусством стратегического мышления, так называемым искусством полководца).
Почему именно форсайт, какую ценность несет в себе данный метод обсуждения, какова продуктивность его проведения для учащихся и конструктивность для учебного процесса?
Эффективность форсайт-сессии заключается в самой методике организации группового мышления, направленного на формулирование проектов изменений - от будущего к настоящему, от образа будущего к сегодняшней ситуации через точки необходимого приложения усилий. Это, прежде всего, формат коммуникации, коллективного обсуждения, который позволяет участникам, непосредственно заинтересованным в этом будущем (в данном случае курсантам), профессорско-преподава-
тельскому составу юридического института, кадровым сотрудникам полиции договориться по поводу модели правоохранительной деятельности будущего, а определив ее как наиболее желаемую, принять необходимые решения о действиях по ее совершенствованию.
Форсайт подход выполняет одновременно четыре основные функции:
- прогнозирование - формирование быстрого коллективного взгляда на вероятные варианты развития предмета исследования;
- проектирование - выбор оптимальных путей развития, в том числе инструментов его изменений;
- формирование проектных групп, готовых продвигаться по направлению к обозначенным результатам;
- проецирование - формирование коллективного языка и вариантов понимания обсуждаемого предмета.
Результатом форсайт-сессии является «карта будущего» - визуально насыщенное пространство, позволяющее увидеть предметную сферу, образ ее будущего, а также различные способы и пути достижения тех или иных желательных и нежелательных состояний и факторов, влияющих на вероятность воплощения того или иного варианта развития событий.
Таким образом, базовая методология форсайт-метода включает четыре уровня деятельности:
- настоящее (работа с карточками, высказывания участников, модерация);
- будущее (предсказательные методы, работа с перспективами и так далее);
- планирование (стратегический анализ, определение приоритетов).
Базовые принципы форсайта:
- будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать;
- будущее вариативно (оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и стейкхолдеров);
- есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, возможно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.
Основой методики является совместная работа участников на «карте будущего» - опорной схеме, размещенной на большом листе бумаги (на интерактивной проекции или элек-
тронной доске) и содержащей в себе три части - три горизонта событий: ближний (на 5 лет вперед), средний (на 10 лет) и дальний (на 15-20 лет).
В настоящее время используются различные комбинации мыслительных инструментов для проведения форсайт-сессий:
- дельфи;
- сценирование;
- SWOT-анализ;
- мозговой штурм;
- фантастика и футурология;
- обратный (или ретро) прогноз;
- панельные дискуссии;
- эссе;
- обзор литературы;
- анализ патентов;
- игровая симуляция;
- структурный, многокритериальный, кластерный и другие виды анализа;
- метод критических технологий;
- метод «неизбежного будущего»;
- промышленно-технологический метод и другие.
Как правило, каждый форсайт-метод - это комбинация из многих инструментов, которые выбирает и прописывает в виде сценарного плана сессии модератор.
Подготовка форсайт-сессии включает подготовку участников предстоящего форсайта, ознакомление их с имеющейся информацией и предварительное обсуждение отдельных смежных тем, в том числе:
- обзор источников по предмету работы -поиск альтернативного или международного опыта, поиск по научным и научно-исследовательским публикациям;
- сбор и анализ статистических данных, в том числе проведение экстраполяции, корреляционного и регрессионного анализа;
- анализ высказываний признанных лидеров мнений в данной области (политиков, экспертов, руководителей, ведущих ученых);
- анализ общественного мнения (социальные сети, запросы в поисковых системах);
- данные, публикуемые экспертными, профильными и независимыми институтами.
Проведение форсайт-сессии как способ генерации идей осуществляется по сценарному плану сессии, разработанному модератором, и дополнительно может включать в себя такие инструменты групповой работы, как:
- мозговые штурмы;
- проработка сценариев (во время работы с картой);
- метод свободных ассоциаций;
- экспертные панели (которыми фактически частично является работа в группах);
- анализ научной фантастики (в генерации карточек участники часто опираются на образы из фантастики, обсуждая возможности и условия реализации данных прогнозов);
- опросы;
- голосование участников сессии.
Для ведения сессии требуется модератор (эксперт), который должен иметь специальную подготовку для работы по организации коллективного мышления в формате форсайт-метода.
С точки зрения работы с содержанием форсайт включает в себя следующие шаги в ходе работы группы (проведения сессии):
- анализ ситуации - определение рамок (границ) рассматриваемого объекта, трендов, описывающих наиболее вероятное развитие ситуации;
- объективацию - описание действующих в рассматриваемых рамках технологий, форматов, нормативных и законодательных ограничений, картины предопределенного будущего как продолженного настоящего;
- субъективацию - внутренний диалог участника сессии с самим собой, самоопределение и выбор наиболее благоприятного образа будущего, в том числе нахождение своего места в этом будущем;
- проблематизацию - выявление на карте будущего областей дискомфорта для участников;
- приоритезацию - выбор участниками тех проектов изменений, которые наиболее, по их мнению, способствуют реализации их ожиданий от будущего;
- опредмечивание - конкретизация и внесение в карту проектов и событий, приводящих к тем или иным последствиям.
Помимо модератора работу с участниками форсайт-сессии осуществляет «сборщик». Он фиксирует все высказанные идеи и контролирует сбор мнений, предложений, карточек в соответствии с методикой обработки и аналитики результатов форсайт-сессии.
Используются следующие карточки, фиксирующие модели мышления участников.
«Тренд» - с описанием по формуле-дина-мика тренда (рост или падение), феномен с указанием единиц измерения, границ тренда.
«Угроза» - это последствие развития тренда, а также значимое следствие технологии, формата или другой сущности на карте, которое может негативно повлиять на того или иного субъекта, закрыть для него работу в рассматриваемой области форсайта.
«Возможность» - последствие развития тренда, а также значимое следствие технологии, формата или другой сущности на карте, которое может положительно повлиять, создать для него значимые выгоды.
«Формат» - это социальный / институциональный ответ на вызов или возможность, способ организации коммуникации субъектов: кто, с кем, по поводу чего и по какому принципу организует совместную деятельность.
«Технология» - это отдельное технологическое решение или пакет технологических решений, значимый для развития, открытия или угасания того или иного тренда или формата.
«Нормативный акт» - это карточка, описывающая правила регулирования какой-либо деятельности.
В попытке найти ответы на вопросы, связанные с пониманием наступающих технологических трендов и изменением требований профессиональных компетенций сотрудника полиции, в Ростовском юридическом институте МВД России была проведена форсайт-сессия «Полицейский 2030».
В рамках мероприятия участникам был предложен круг вопросов для обсуждения в целях выработки рекомендаций по совершенствованию программ образования сотрудников полиции и актуализации внимания учащихся на необходимости овладения специальными компетенциями для профессиональной самореализации в будущем, в том числе:
- какой будет система охраны правопорядка в 2030 году?
- каким представляется образ полицейского 2030 года?
- какие компетенции необходимы сотруднику полиции к 2030 году?
- какие образовательные программы необходимы для формирования новых компетенций?
Проведение форсайт-сессии в Ростовском юридическом институте МВД России позволило решить следующие задачи:
- актуализация учащимися запроса на овладение профессиональными компетенциями в соответствии с тенденциями развития правоохранительной деятельности в будущем;
- реализация междисциплинарного подхода к обучению, обеспечивающему синтез различных методологических и научных подходов;
- сопоставление и обмен мнений преподавателей, действующих сотрудников органов внутренних дел и курсантов различных курсов факультета подготовки специалистов по программам высшего образования;
- выработка единого понимания изменений в профессиональной деятельности, связанных с развитием информационных технологий;
- развитие навыка коллективной работы и группового мышления;
- развитие навыков сопоставления, обобщения, анализа, проектного мышления, прогнозирования как способа стратегического мышления и целевого понимания своей профессиональной деятельности;
- развитие мотивации обучающихся к научно-исследовательской работе.
Результатом проведения форсайта являются так называемые дорожные карты. Дорожной картой, которая стала содержательной основой форсайт-сессии «Полицейский 2030», стал доклад «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» авторского коллектива в составе И. Ниненко, Е. Лошка-ревой, П. Лукша, Д. Судаковой, И. Смагиной. В их работе исследованы результаты цикла форсайтов и экспертных встреч, проведенных с WorldSkills Russia и Global Education Futures в 2014-2017 годах совместно с Агентством стратегических инициатив Российской Федерации, Международной организацией труда и Московской школой управления «Сколково» [5]. Анализируя тренды, формирующие сложный мир будущего, исследователи утверждают, что специалистам будущего необходимо иметь:
1) разнообразные знания и навыки, позволяющие работать с новыми технологиями, в том числе в области технического сервиса и знания технических языков;
2) универсальные знания и навыки, которые можно применить в широком диапазоне профессиональных, социальных и персональных контекстов с учетом развития когнитивных навыков работы с информацией.
Актуальные тренды, выделенные участниками форсайта «Полицейский 2030», созвучны с выводами международного форсайта «Глобальное образование будущего». Это, прежде всего, тренды технологического порядка,
которые изменят работу полиции, необходимости адаптации современного опыта применения технологических средств других стран и российских образцов в программы обучения будущих сотрудников полиции, а также необходимости совершенствования образовательных программ, с одной стороны, техническими областями знаний, с другой стороны, развитием когнитивных навыков работы с большими объемами данных.
Подробнее о трендах, меняющих парадигму образования, а также связанных с ними методических задач и вызовов, которые стоят перед учебными заведениями, сформулировал в докладе «Тренды, меняющие пространство образовательных технологий: вызов высшему образованию» К. Терлоу [1] - эксперт в области высшего и дополнительного профессионального образования, профессиональной подготовки преподавателей, а также методологии проектирования обучения и исследований развития образовательных систем. К ним относятся:
- конструктивный подход к решению сложных практических задач;
- тренд проектного обучения, создания смежных междисциплинарных, межинститутских учебных проектов (актуален для подготовки сотрудников полиции, так как вызван глобализацией преступлений, киберпреступле-ний, осуществляемых вне пределов границ одной территории);
- грамотное руководство полученными знаниями;
- обучение мыслительным моделям, позволяющим оперативно и адекватно принимать осознанные решения (так, американ-
ских полицейских обучают технологии мышления SARA - стратегии правоохранительной деятельности, разделяющей решение проблем на четыре простых шага, которые полицейские легко запоминают и понимают: сканирование, анализ, реакция и оценка [4]);
- мобилизация образования: автоматизация и информатизация учебного процесса, в том числе ресурсной базы, позволяющей использовать персональные компьютеры, базы интернет-данных, копирования и передачи данных в учебных аудиториях и в профессиональной деятельности;
- внедрение игровых, в том числе виртуальных способов обучения;
- внедрение в образовательный процесс инструментов коучинга и наставничества.
Внедрение новых образовательных инструментов, подходов, способов мышления, когнитивных навыков работы с информацией и других методов и приемов, технологий обучения должны способствовать профессиональной подготовке сотрудника полиции для решения на высоком уровне оперативно-служебных задач любой сложности.
Форсайт-сессии могут стать новой моделью осмысления профессиональных компетенций будущего сотрудника полиции и при регулярном и методичном использовании данной формы коллективной работы в образовательном процессе высшей школы образования системы МВД России позволят спрогнозировать конкретные подходы к совершенствованию учебной программы подготовки сотрудников полиции, адаптированных к новым технологическим вызовам.
Литература
1. 10 трендов современного образования. URL: https://www.hse.ru/news/63841790.html.
2. 7 главных тезисов о будущем из речи Владимира Путина URL: https://aftershock. news/.
3. Будущее. 50 идей, о которых нужно знать. М., 2017.
4. Вызов 2035. Агамирзян И. Р. и др. / сост. В. В. Буров. М., 2016.
5. Глобальная инициатива в области образования. URL: https://www.edu2035.org/.
6. Что такое форсайт? URL:http://www. expertclub.ru/sections/foresight.
Bibliography
1. 10 trends of modern education. URL: ht-tps://www.hse.ru/news/63841790.html.
2. 7 main theses about the future from Vladimir Putin's speech URL: https://aftershock Oh.news/.
3. Future. 50 ideas you need to know about. Moscow, 2017.
4. Call 2035. Agamirzyan I. R. etc. / comp. V. V. Burov. Moscow, 2016.
5. The global initiative in education. URL: https://www.edu20 3 5. org/.
6.What is the foresight? URL:http://www. expertclub.ru/sections/foresight.