Научная статья на тему 'Методика формирования умений самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студентов направления рекламы и связей с общественностью'

Методика формирования умений самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студентов направления рекламы и связей с общественностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УЧАСТИЕ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SKILLS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PARTICIPATION / STAGES OF FORMATION / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубовец Ирина Ахраровна, Найн Александр Альбертович

Актуальность исследования обусловливается требованиями общества к системе высшего образования по подготовке специалистов нового типа, которые нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании в РФ», Концепции модернизации российского образования, Концепции непрерывного образования. Эти нормативные документы ориентируют профессиональное образование на подготовку квалифицированных специалистов, обладающих высокой компетентностью, конкурентоспособностью, мобильностью, самостоятельностью, способностью принимать ответственные решения, сотрудничать, готовых к постоянному профессиональному росту, самосовершенствованию. Однако анализ результатов научных исследований свидетельствуют о том, что уровень сформированности умений самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студентов не в полной мере соответствует современным требованиям. Сегодня на передний план выдвигается задача целенаправленно формировать профессиональное мышление, ключевые компетенции, научить обучающихся мыслить творчески, уметь применять профессиональные знания активно самообучаться, легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного производства. В этой связи появляется настоятельная необходимость формирования у студентов умений самостоятельной учебно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубовец Ирина Ахраровна, Найн Александр Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF FORMATION OF SELF-STUDY AND PROFESSIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS IN ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS AREA

The importance of the research is determined by the requirements of the society to the system of higher education to prepare the specialists of a new type. These requirements are reflected in the Federal law «On Education», in the Concept of Modernization of Russian Education, in the Concept of Continuous Education. These normative documents guide professional education to train the qualified specialists with a high level of competence, competitiveness, mobility, autonomy, ability to make responsible decisions, ready for continuous professional self-improvement. To adapt to rapidly changing conditions of modern manufacture the main task nowadays is to form professional thinking, to develop key competences, to teach students to think creatively, to be able to apply professional knowledge and educate themselves. However, the analysis of the research results indicates that the level of formation of skills of independent educational-professional activity of students does not fully correspond to modern requirements.

Текст научной работы на тему «Методика формирования умений самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студентов направления рекламы и связей с общественностью»

УДК 377.3 ББК Ч448.027:659

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

И.А. Дубовец, А.А. Найн

Актуальность исследования обусловливается требованиями общества к системе высшего образования по подготовке специалистов нового типа, которые нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании в РФ», Концепции модернизации российского образования, Концепции непрерывного образования. Эти нормативные документы ориентируют профессиональное образование на подготовку квалифицированных специалистов, обладающих высокой компетентностью, конкурентоспособностью, мобильностью, самостоятельностью, способностью принимать ответственные решения, сотрудничать, готовых к постоянному профессиональному росту, самосовершенствованию. Однако анализ результатов научных исследований свидетельствуют о том, что уровень сформированности умений самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студентов не в полной мере соответствует современным требованиям. Сегодня на передний план выдвигается задача целенаправленно формировать профессиональное мышление, ключевые компетенции, научить обучающихся мыслить творчески, уметь применять профессиональные знания активно самообучаться, легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного производства. В этой связи появляется настоятельная необходимость формирования у студентов умений самостоятельной учебно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: умения, педагогические условия, участие, этапы формирования, учебно-профессиональная деятельность.

Процесс формирования самостоятельной учебно-профессиональной деятельности возможен при соблюдении определенных условий. В нашем исследовании, под педагогическими условиями, вслед за А.Я. Найном, будем понимать «совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материальнопространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач» [7, с. 15].

Организация и методика работы. При создании комплекса педагогических условий, способствующих формированию умений самостоятельной учебно-профессиональной

деятельности, нами были учтены:

а) социальный заказ общества высшей школе в аспекте исследуемой проблемы;

б) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования умений самостоятельной учебно-профессиональной деятельности обучающихся;

Одни из ученых утверждают, что умение характеризует деятельность человека и формируется на основе знаний и навыков, кото-

рые способствуют выполнению деятельности Б.С. Гершунский [3], Ф.Н. Гоноболин [4], И.Я. Лернер [6] и др.

Другие умения понимают как свойство личности человека, его способность к действию на основе ранее полученных знаний и навыков Н.В. Кузьмина [5], А.В. Петровский [9], К.К. Платонов [10] и др. Можно сказать, что то и другое определение дополняют друг друга, сосредоточивая внимание на разных сторонах умения. Именно поэтому в педагогической литературе можно найти различные определения понятия. Так, одно из определений сводится к тому, что «умение, приобретенная человеком способность на основе знаний и навыков выполнять новые виды деятельности в изменяющихся условиях» [13, с. 34]. Другое - овладение способами и приемами обучения и воспитания, основанное на использовании психолого-педагогических и методических знаний О.А. Абдулина [1].

Все приведенные определения не противоречат друг другу, и поэтому на их основе можно рассматривать умения как конструктивные, организаторские и коммуникативные.

Это определение умений, на наш взгляд, характерно как для преподавателя, так и для студентов.

В качестве этапов формирования умений самостоятельной учебно-профессиональной деятельности нами выделяются три этапа.

1. Самонастройка (целеполагание, составление программы).

2. Самоорганизация (планирование, выбор средств и источников, реализация приемов усвоения и переработки информации, применение знаний, фиксирование результатов).

3. Самоанализ и контроль (оценка значи-

мости самостоятельной деятельности и корректировка результатов, оценка эффективности приемов деятельности и ее результатов, заключение о направлениях оптимизации самостоятельной учебно-профессиональной

деятельности студентов).

Мы считаем, что совокупность искомых педагогических условий должна представлять собой две их подсистемы:

- содержательные условия: стимулирование познавательной деятельности будущих специалистов, развитие творческого мышления студентов, включение специальных курсов профессиональной направленности и т. д.;

- условия процессуально-технологические: управление самостоятельной работой будущих специалистов, использование парти-сипативных методов мотивационно-целевой деятельности будущих специалистов в образовательном процессе, осуществление студентами научно-исследовательской работы в области выбранной профессиональной деятельности.

Чтобы успешно выполнять поставленную задачу, нам требовались такие условия, в которых студент может проявить свои склонности и способности к будущей профессиональной деятельности.

Такими условиями эффективного формирования умений учебно-профессиональной деятельности мы считаем:

1) целенаправленную деятельность по овладению обобщенными способами действий, ключевыми компетенциями, необходимыми будущим специалистам и осуществляемую без помощи, но под его руководством;

2) оптимальное соотношение в педагогическом процессе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов на основе конструирования системы заданий, отражающей структуру учебно-профессиональной деятельности;

3) включение студентов в разнообразные формы внеаудиторных занятий и практик, способствующих реализации их когнитивного и креативного потенциала и развивающих рефлексию.

В нашем исследовании мы рассматриваем «участие» как метод организации студенческого коллектива, способствующий формированию личной ответственности, потому что если он способствует, как доказывает Е.Ю. Никитина [8, с. 23-48] формированию взаимной ответственности, сотрудничества и сплочения членов коллектива, то, естественно, оказывает влияние на формирование личной ответственности каждого студента в отдельности.

Большое значение мы придаем практикам, которые позволяют включать студентов в разнообразные виды профессиональной деятельности.

Следует отметить, что формирование умений отличается интегративностью. На учебных занятиях закладываются основы умений, и именно в процессе практик они совершенствуются, приобретая необходимую завершенность.

Показательным в обучении профессиональным умениям стал организованный отделом практики УралГУФК совместно с кафедрой рекламы и связей с общественностью ежегодный конкурс «Проба профессии», который проходит по окончании прохождения практик студентами второго и третьего курса. Студенты получают различные задания, выполнение которых связано с применением умений в профессиональной деятельности. К примеру, часть студентов должны были от имени президента страны показать пути выхода из кризиса или разрешения наболевших проблем. Студентам необходимо было вычленить проблемы и обдумать жанр и форму подачи материала населению страны.

На конференциях после практик мы использовали форму отчетности, направленную на самооценку практической деятельности под таким углом зрения: «В чем я вижу свои достижения и ошибки?», «Чему я должен еще учиться?» и т. п.

Приведем примерные задания конкурса профессионального мастерства:

1. Конкурс знатоков терминов по рекламе и связям с общественностью. Задание: дать определение термина или по определению назвать термин.

2. Конкурс на знание ведущих профес-

Теория и методика профессионального образования

сиональных организаций и объединений страны, профессиональных всероссийских конкурсов. Назвать их аббревиатуру и расшифровать название.

3. Написать пресс-релиз к проведению городского спортивного мероприятия и определить базу рассылки данного пресс-релиза.

Этот конкурс носит теоретический характер, но вопросы теоретического плана мы стремились сочетать с заданиями практического характера, направленными на отработку исследуемых умений, например:

- блиц-турнир по разрешению различного рода ситуации;

- конкурс ситуаций на общение;

- защита рекламной или РЯ-акции (приведение аргументов в пользу необходимости проведения акции) перед директором (человеком, принимающим решение).

Все эти задания ориентированы на применение в комплексе исследуемых умений.

Результаты исследования. Нами определен комплекс умений, который определяет специалиста как интеллектуальную, творческую, критически мыслящую личность, в которой нуждается наше общество. Наиболее интенсивное приращение количества студентов с высоким уровнем сформированности умений самостоятельной учебно-профес-

сиональной деятельности наблюдались в четвертой экспериментальной группе (ЭГ-4), где были реализованы все предложенные нами педагогические условия, важнейшим из которых является включение студентов в разнообразные формы внеаудиторных занятий и практик, способствующих реализации их когнитивного и креативного потенциала и развивающих рефлексию.

В целом все виды практик, организованные отделом практики Уральского государственного университета физической культуры в соответствии с действующим на данный момент стандартом обучения, и участие студентов во внеучебной деятельности дает возможность формировать умения самостоятельной профессиональной деятельности и подготовить их к будущей профессии.

Изменения, происшедшие в нашей стране за последние годы, потребовали от высшей школы перестройки учебно-образовательного процесса в целях подготовки специалистов высокого класса. Изучение проблемы формирования умений самостоятельной учебно-профессиональной деятельности в образовательнорефлексивной среде вуза [2] обусловлено:

а) сменой ценностных ориентиров в современном российском обществе;

б) усилением внимания к подготовке рефлексирующего профессионала;

в) потребностью практики в научнометодическом обеспечение процесса формирования умений самостоятельной учебнопрофессиональной деятельности в образовательно-рефлексивной среде.

Однако анализ теории и практики решаемой проблемы показал [11, 12, 14, 15], что подготовка студентов к будущей деятельности недостаточно эффективна, потому что недостаточно уделяется внимания формированию самостоятельных умений учебнопрофессиональной деятельности. Но именно формирование самостоятельных умений учебно-профессиональной деятельности дает возможность повысить качество образовательного процесса в высшем учебном заведении.

В ходе экспериментальной работы нам удалось доказать, что важнейшими умениями учебно-профессиональной деятельности являются исследовательские умения, умение принимать нетрадиционные решения и давать самооценку собственной деятельности.

Решая поставленные задачи исследования, опираясь на анализ психолого-педаго-гической литературы, реальной педагогической практики [9-11], нами выделены важные для формирования умений самостоятельной учебно-профессиональной деятельности возможности образовательно-рефлексивной среды:

- социально-личностный характер организации самой образовательно-рефлексивной среды;

- ее вариативность, креативность, рефлексивность;

- актуализация субъектности студента и преподавателя, наличия затруднения и противоречия;

- целенаправленная устремленность на формирование всех видов и уровней рефлексии;

- возможность выбора обучающих методик, направленных не только на содержание, но и способы формирования умений самостоятельной учебно-профессиональной деятельности.

К комплексу умений, необходимых студентам направления рекламы и связей с общественностью, как показано исследованием, следует отнести умение вычленить проблему,

сформулировать ее и определить ход решения, умение принимать нетрадиционные решения, т. е. подходить индивидуально и творчески, умение дать самооценку собственной деятельности.

Результаты проведенного исследования подводят к следующим выводам:

1. Анализ состояния проблемы в психо-лого-педагогической литературе свидетельствует о необходимости и возможности формирования умений самостоятельной учебнопрофессиональной деятельности студентов вуза.

2. Самостоятельную учебно-профессиональную деятельность студентов следует рассматривать как целенаправленную деятельность студентов по овладению ключевыми компетенциями (знаниями, умениями, навыками, отношениями), необходимыми в будущей профессиональной деятельности, и осуществляемую под руководством преподавателя в специально отведенное время.

3. Для учебно-профессиональной деятельности характерна следующая структура:

- эмоциональная подготовка к деятельности, так как нужна мотивация;

- единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий;

- самоопределение личности. Эти умения отражают содержание ключевых компетенций, дают возможность студенту быстрее адаптироваться в будущей профессиональной деятельности и сохранить свою творческую индивидуальность.

4. Обобщенным критерием сформирован-ности умений самостоятельной учебнопрофессиональной деятельности студентов являются ключевые компетенции. В качестве показателей сформированности умений выступают мера самостоятельности и характер мотивации выполняемых студентами учебнопрофессиональных заданий.

Вместе с тем проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов формирования умений самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студентов в высшей школе. Дальнейшее исследование изучаемой проблемы может быть продолжено как в направлении разработки инновационных личностно-ориентированных технологий формирования отдельных умений самостоятельной учебно-профессиональной деятельности, так и в направлении разработки различных средств формирования этих умений.

Литература

1. Абдулина, О.А. Общепедагогическая подготовка в системе высшего педагогического образования / О.А. Абдулина. - М. : Просвещение, 1990. -141 с.

2. Абросимова, Н.М. Образовательнорефлексивная среда как основа профессиональной подготовки специалистов / Н.М. Абросимова // Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего профессионального образования. - Омск: ОГПУ, 2007. - С. 116-123.

3. Гершунский, Б.С. Образовательнопедагогическая прогностика: теория и методология, практика / Б. С. Гершунский. - М. : Флинта, 2003. - 765 с.

4. Гоноболин, Ф.Н. Психология: учеб. пособие для пед. училищ / Ф.Н. Гоноболин. - М. : Просвещение, 1973. - 240 с.

5. Кузьмина, И.А. Самостоятельная работа школьников по изучению общественных дисциплин (история и современность) / И. А. Кузьмина // Преподавание истории в школе. - 2001. - № 7. - С. 68-71.

6. Лернер, И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / И.Я. Лернер. - М. : Наука, 1972. - 218 с.

7. Найн, А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А.Я. Найн // Педагогика. - 1996. - № 5. - С. 10-15.

8. Никитина, ЕЮ. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: моногр. / Е.Ю. Никитина. - Челябинск : ЧГПУ, 2000. - 285 с.

9. Петровский, В. А. К психологии активности личности / В.А. Петровский //Вопросы психологии. - 1975. - № 3 - С. 69-80.

10. Платонов, К. К. О знаниях, навыках и умениях / К. К. Платонов // Сов. педагогика. -1963. - № 11. - С. 98-103.

11. Шамова, Т.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Т.И. Шамова. - М. : Просвещение, 1979. - 209 с.

12. Шишкин, Д.П. РЯ-кампании: методология и технология / Д.П. Шишкин, Д.П. Гавра, С.Л. Бровко. - СПб.: Лаборатория оперативной печати, 2004. - 186 с.

13. Шишмаренкова, Г.Я. Теория и практика формирования познавательной самостоятельности старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин (личностно-ориентированный аспект): дис. ... д-ра пед. наук / Г.Я. Шишмаренкова. - Челябинск, 1997. - 254 с.

14. Юдин, С.В. Педагогическая культура

Теория и методика профессионального образования

и педагогические ценности / С.В. Юдин // Пе- 15. Ясвин, В.А. Образовательная среда -

дагогическая наука на гребне становления. - от моделирования к проектированию / В.А. Яс-

Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. - С. 146-459. вин. - М. : ЦКФЛРАО, 2008. - 248 с.

Дубовец Ирина Ахраровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, Уральский государственный университет физической культуры (Челябинск), [email protected].

Найн Александр Альбертович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью, Уральский государственный университет физической культуры (Челябинск), [email protected].

Поступила в редакцию 11 мая 2014 г.

Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Educational Sciences” ________________2014, vol. 6, no. 3, pp. 48-53

THE METHOD OF FORMATION OF SELF-STUDY AND PROFESSIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS IN ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS AREA

I.A. Dubovets, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected],

A.A. Nain, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]

The importance of the research is determined by the requirements of the society to the system of higher education to prepare the specialists of a new type. These requirements are reflected in the Federal law «On Education», in the Concept of Modernization of Russian Education, in the Concept of Continuous Education. These normative documents guide professional education to train the qualified specialists with a high level of competence, competitiveness, mobility, autonomy, ability to make responsible decisions, ready for continuous professional self-improvement. To adapt to rapidly changing conditions of modern manufacture the main task nowadays is to form professional thinking, to develop key competences, to teach students to think creatively, to be able to apply professional knowledge and educate themselves. However, the analysis of the research results indicates that the level of formation of skills of independent educational-professional activity of students does not fully correspond to modern requirements.

Keywords: skills, pedagogical conditions, participation, stages of formation, educational and professional activities.

References

1. Abdulina O.A. Obshchepedagogicheskaya podgotovka v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [Pedagogic Training in Higher Pedagogical Educational System]. Moscow, Prosveshche-nie Publ., 1990. 141 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Abrosimova N.M. [Educational and Reflective Environment as a Basis of Professional Training].

Pedagogic Training in Higher Pedagogical Education System, 2007, pp. 116-123. (in Russ.)

3. Gershunskiy B.S. Obrazovatel'no-pedagogicheskaya prognostika: teoriya i metodologiya, praktika [Educational and Pedagogical Prognostics: Theory and Methodology, Practice]. Moscow, Flinta Publ., 2003. 765 p.

4. Gonobolin F.N. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1973. 240 p.

5. Kuz'mina I.A. [Independent Work of Students on the Study of Social Sciences (History and Modernity)]. Teaching History in Schools, 2001, no. 7, pp. 68-71. (in Russ.)

6. Lerner I.Ya. Poznavatel'nye zadachi v obuchenii gumanitarnym naukam [Cognitive Tasks in Teaching Humanities]. Moscow, Nauka Publ., 1972. 218 p.

7. Nayn A.Ya. [Pedagogical Innovation and Scientific Experiment]. Pedagogy, 1996, no. 5, pp. 10-15. (in Russ.)

8. Nikitina E.Yu. Teoriya i praktika podgotovki budushchego uchitelya k upravleniyu differentsiat-siey obrazovaniya [Theory and Practice of Preparing Future Teachers to Manage the Differentiation of Education]. Chelyabinsk, ChGPU Publ., 2000. 285 p.

9. Petrovskiy V.A. [On the Psychology of Activity of the Person]. Questions of Psychology, 1975, no. 3, pp. 69-80. (in Russ.)

10. Platonov K.K. [On the Knowledge, Skills and Abilities]. Soviet Pedagogy, 1963, no. 11, pp. 98-103. (in Russ.)

11. Shamova T.I. Aktivizatsiya poznavatel'noy deyatel'nosti v uchebnom protsesse [Activation of Cognitive Activity in the Educational Process]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1979. 209 p.

12. Shishkin D.P., Gavra D.P, Brovko S.L. PR-kampanii: metodologiya i tekhnologiya [PR-Campaign: Methodology and Technology]. St. Petersburg, Laboratoriya operativnoy pechati Publ., 2004. 186 p.

13. Shishmarenkova G.Ya. Teoriya i praktika formirovaniya poznavatel'noy samostoyatel'nosti starsheklassnikov v protsesse izucheniya gumanitarnykh distsiplin (Lichnostno-orientirovannyy aspekt). Dis. dokt. ped. nauk [Theory and Practice of Formation of Cognitive Independence of Seniors in the Study of the Humanities (Student-Oriented Aspect). Doct. Sci. Diss.]. Chelyabinsk, 1997. 254 p.

14. Yudin S.V. [Pedagogical Culture and Pedagogical Value]. Teaching Science on the Ridge Formation, 2008, pp. 146-459. (in Russ.)

15. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda - ot modelirovaniya kproektirovaniyu [Educational Environment - from Model to Project]. Moscow, TsKFL RAO Publ., 2008. 248 p.

Received 11 May 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.