УДК 796:005.51
С.А. Архипова, преподаватель кафедры, (4872) 35-54-79, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ)
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Представлена методика формирования целевых программ развития физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровнях государственного устройства РФ, отражающая интересы участников системы управления и обеспечивающая целенаправленное развитие отрасли как важнейшего фактора обеспечения здорового образа жизни населения территории.
Ключевые слова: целевая программа, социальная сфера, физическая культура и спорт, здоровый образ жизни, критерий эффективности программы.
Усиление направленности государства на достижение целей развития человека и общества вызвало повышение роли программно-целевого подхода в государственном и муниципальном управлении. В управлении социальной сферой его сущность заключается в разработке целевых программ развития, ориентированных на достижение долгосрочных положительных результатов функционирования отрасли в условиях ограниченности ресурсных возможностей государства.
Как важнейшая отрасль социальной сферы физическая культура и спорт обладают способностью существенно ускорить решение проблемы улучшения здоровья путем обеспечения благоприятных условий для формирования здорового образа жизни населения. Достижение этой цели требует разработки методического подхода к формированию региональных и муниципальных программ развития физической культуры и спорта, позволяющего:
- более полно учитывать интересы всех участников процесса управления физической культуры и спорта;
- увязывать цели каждого участника с общими приоритетами социально-экономического развития отрасли и региона;
- устанавливать приоритеты мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, в рамках реализации региональных и муниципальных программ развития отрасли.
Алгоритм методики формирования программы развития физической
культуры и спорта на региональном и муниципальном уровне представлен на рисунке.
I. Подготовительный этап
1.1. Инициирование процессаразработки программы
1.2. Определение правовой основыразработки программы
1.3. Формирование концепции программы развития физичесюои культуры и спорта
II. Этап разработки программы
2.1. Установление цели, задач и критерия развития _________физичесюои культуры и спорта____________
'1.1. Определение состава участников и их интересов
2.3. Лиализ достаточности, имеющейся информащи о развитии физической культуры и спорта
2.4. Формирование дополнительной информационной базы о развитии физической культуры и спорта в регионе
2.5. Формирование системы показателей
2.6. Определение соответствия фактических значений показателей развития физической культуры и спорта нормативным значением
Н(Т
2.8. Опредепеше жтратешйразвшпия физической
2.9. Разрс&оттпредпопагашъжшроприятгйпо
'¿.10. Согласование потребных и фактических финансовых ресурсов
2.11. Установление приоритетов мероприятий по степени влияния на численность занимающихся физической культурой и спортом
2.12. Разработка проекта программы
Механизм
реализации
программы
Мониторинг и
контроль за
ходом
выполнения
программы
Оценка ожидаемого эффекта от реализации программы
III. Этап обсуждения программы
3.1. Слушание проекта программы
3.2. Корректировка программы по итогам обсуждения
гв
Исключить из программных мероприятий
Ъ.И.Формирование проекта итогового варианта программы___________________________________
IV. Этап утверждения программы
Алгоритм .методики формирования программы развития фиш ческой культуры и спорта
Подготовительный этап. Инициатором разработки программы развития физической культуры и спорта выступает администрация региона (муниципального образования), которая определяет нормативную и ресурсную основу программы. Совместно с Комитетом (отделом) по физической культуре и спорту она осуществляет оценку качества разработанной стратегии и отвечает за конечные результаты ее реализации. Администрация определяет состав рабочей группы по разработке программы, решает вопрос о необходимости привлечения к процессу формирования программы других участников, осуществляет подготовку процедуры отбора исполнителей, заключает договоры с консультирующими организациями и конкретными специалистами, привлеченными к разработке программы. В состав рабочей группы по разработке программы включаются представители структурных подразделений администрации, эксперты, представители научных и образовательных центров и т. д.
Этап разработки программы. Процесс формирования целевой программы развития физической культуры и спорта на региональном (муниципальном) уровне выглядит следующим образом:
- описание проблемы и обоснование ее решения программноцелевым методом;
- определение целей и задач программы;
- разработка основных направлений программных действий;
- разработка основных мероприятий программы;
- ресурсное обеспечение программы;
- механизм реализации программы;
- система мониторинга и контроля;
- оценка ожидаемой эффективности реализации программы.
Анализ состояния отрасли позволяет сформулировать цель программы развития физической культуры и спорта следующим образом: создание благоприятных условий для привлечения населения региона (муниципалитета) к регулярным занятиям физической культурой и спортом как основы формирования здорового образа жизни. Данная цель направлена на обеспечение закрепленного Конституцией права населения на свободный доступ к физической культуре и спорту как необходимому условию развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности.
Для достижения поставленной цели рекомендуется сформулировать конкретные задачи, решение которых должно обеспечить выполнение программы. Основными задачами развития физической культуры и спорта на региональном (муниципальном) уровне могут быть названы следующие:
- развитие массового спорта среди всех возрастных групп населения региона;
- развитие и укрепление материально-технической базы учреждений физкультурно-спортивной направленности;
- развитие системы подготовки и переподготовки кадров физической культуры и спорта.
Необходимость решения указанных задач вытекает из закрепленной в действующем законодательстве обязательности предоставления за счет региональных (муниципальных) бюджетов различных государственных услуг населению [1, 3], а именно:
- проведение официальных региональных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в части создания условий для занятий физической культурой и спортом и проведения мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;
- предоставление мер социальной поддержки работникам государственных и муниципальных бюджетных учреждений.
В качестве критерия развития физической культуры и спорта предложено использовать обеспеченность населения, занимающегося физической культурой и спортом, материальными и трудовыми ресурсами. В основу системы показателей развития физической культуры и спорта на региональном (муниципальном) уровне положены показатели официальной статистической отчетности, в частности численность населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, численность тренеров-преподавателей, количество физкультурно-спортивных сооружений (по видам), число физкультурно-спортивных организаций. Для более полного анализа подлежащих решению в рамках целевой программы проблем отрасли на конкретной территории необходимо провести расчет дополнительных показателей. К их числу относятся: потребная единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений, уровень обеспеченности населения физкультурно-спортивными сооружениями и тренерами-преподавателями, фактические расходы регионального (муниципального) бюджета на физическую культуру и спорт в расчете на одного жителя идр. В результате формируется система показателей, позволяющих не только отслеживать тенденции в развитии физической культуры и спорта в конкретном регионе (муниципальном образовании), но и оценивать эффективность реализации целевой программы развития в целом и ее отдельных мероприятий.
Показатели необходимо сравнить с нормативами, установленными Правительством РФ. Мероприятие включается в программу, если достигнутое в регионе (муниципалитете) значение показателя ниже норматива. Если значение показателя соответствует (или превышает) норматив, то мероприятие не включается в целевую программу.
На следующем этапе формируются основные направления развития физической культуры и спорта в регионе (муниципалитете), к числу которых, в частности, могут быть отнесены следующие:
- формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом с учетом возрастных групп населения за счёт увеличения количества проводимых массовых мероприятий и усиления пропаганды физической культуры и спорта;
- создание условий для занятий физической культурой и спортом (развитие физкультурно-оздоровительной инфраструктуры, развитие кадрового потенциала);
- оказание государственной поддержки общественным физкультурно-спортивным организациям.
Для достижения указанных задач в рамках целевой программы необходимо реализовать следующие мероприятия в разрезе трех блоков:
I. Мероприятия, направленные на формирование у населения потребности в занятиях физической культурой и спортом, реализуются по группам: физическое воспитание детей дошкольного возраста; физическое воспитание школьников; физическое воспитание учащихся и студентов профессионального образования; массовый спорт в учреждениях и на предприятиях; спортивно-оздоровительная работа по месту жительства.
К этому блоку программы могут быть отнесены следующие мероприятия: проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий, в состав которых должны быть включены преимущественно наиболее популярные среди населения виды спорта; освещение в средствах массовой информации достижений спортсменов, а также вопросов развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни в регионе; формирование информационной базы для принятия управленческих решений на основе разработки анкет, проведении опросов и сбора данных, обработки анкет, подготовки аналитических материалов и др.
II. Создание условий для занятий населения физической культурой и спортом.
11.1. Развитие кадрового потенциала отрасли: организация деятельности в сфере повышения квалификации и профессиональной переподготовке работников физической культуры и спорта, ведущих тренеров по различным видам спорта в центрах олимпийской подготовки или вузах региона и других городах Российской Федерации; материальное стимулирование специалистов в области физической культуры и спорта с целью повышения качества их работы и закрепления в отрасли молодых специалистов; дополнительное привлечение в отрасль специалистов физической культуры и спорта с учетом тенденций в изменении потребностей населения; проведение конкурсов профессионального мастерства среди педагогов-тренеров и т. д.
11.2. Развитие и укрепление материально-технической базы учреждений физкультурно-спортивной направленности: строительство, реконструкция и ремонт физкультурно-спортивных сооружений; приобретение
спортивного оборудования и инвентаря; обеспечение максимальной загрузки физкультурно-спортивных сооружений занимающимися.
III. Оказание государственной поддержки общественным физкультурно-спортивным организациям: софинансирование массовых физкультурно-спортивных мероприятий; содействие в проведении массовых соревнований; поддержка в вопросах кадрового обеспечения.
После определения состава основных мероприятий программы осуществляется оценка бюджетных возможностей ее финансирования путем сопоставления имеющихся и необходимых финансовых ресурсов. Объемы финансирования целевой программы на очередной год уточняются при формировании соответствующего бюджета. В случае недостаточности финансовых ресурсов для проведения всех запланированных мероприятий осуществляется их отбор путем ранжирования по степени влияния на критерий эффективности программы — численность населения, привлеченного к занятиям физической культурой и спортом. В результате в программу включаются наиболее значимые мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для развития отрасли и формирования этой основе устойчивой тенденции распространения здорового образа жизни среди населения региона (муниципального образования).
Важнейшим условием успешной реализации программы развития физической культуры и спорта является ее мониторинг, обеспечивающий постоянный контроль и анализ выполнения запланированных мероприятий, а также обратную связь и корректировку управляющего воздействия в соответствии с изменениями во внешней среде. В целях осуществления мониторинга реализации программы развития физической культуры и спорта и своевременного формирования достоверной отчетности о ее реализации предусматриваются следующие мероприятия:
- проведение социологических ежегодных опросов населения о степени удовлетворенности его предоставлением физкультурнооздоровительных и спортивных услуг;
- ежеквартальный сбор информации о выполнении мероприятий программы, затратах на их реализацию и полученных результатах;
- ежегодный сбор информации о показателях развития физической культуры и спорта.
Этап обсуждения программы. Для обсуждения проекта программы проводятся слушания, которые инициируются администрацией региона (муниципального образования). Всем заинтересованным лицам предоставляется возможность заранее ознакомиться с проектом программы. Итоги проведения слушаний подлежат опубликованию. По итогам слушаний могут вноситься корректировки в содержание основных разделов программы. В этом случае программа дорабатывается членами рабочей группы и затем
подлежит повторному рассмотрению. По окончании данного этапа проект программы выносится на утверждение.
Этап утверждения программы. С 1 января 2009 г. утверждение итогового варианта проекта целевой программы осуществляется высшим исполнительным органом власти региона (муниципалитета). Принятый проект программы направляется главе региона (муниципального образования), который имеет право отклонить проект программы. В этом случае он возвращается в комитет (отдел) с мотивированным обоснованием отклонения либо с предложениями о внесении изменений. После утверждения программа приобретает статус правового акта и подлежит обязательному исполнению.
Предложенная методика формирования программы развития физической культуры и спорта, основанная на более полном учете интересов населения и других участников системы управления отраслью, позволяет создать благоприятные условия для формирования здорового образа жизни населения и тем самым обеспечить достижение основной цели государственного управления развитием отраслей социальной сферы — достижение высокого стандарта уровня и качества жизни населения РФ.
Библиографический список
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон № 205-ФЗ (в ред.от 24 ноября 2008 г) // Российская газета. — 2008.— 26 ноября.
2. О порядке разработки и реализации областных целевых программ: Постановление администрации Тульской области от 27 июня 2007 г. № 303// ПБД «Консультант Плюс 3000» / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».
3. Об утверждении консолидированного перечня государственных услуг, оказываемых субъектами бюджетного планирования Тульской области, порядка его формирования, утверждения, корректировки, исполнения, оценки потребности в предоставлении услуг: Постановление администрации Тульской области от 27 июня 2007 г. № 300 // ПБД «Консультант Плюс 3000» / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».
С. Arhipova
Method of forming of having a special purpose program of development of physical culture and sport
The method offorming of the having a special purpose programs of development of physical culture and sport is presented at regional and municipal levels of the political system RF, reflecting interests of participants of the control system and providing purposeful development of industry as a major factor of providing of healthy way of life ofpopulation of concrete territory.
Получено 11.01.09