УДК 376.3 Судакова Валентина Евгеньевна
старший преподаватель, соискатель кафедры дошкольной педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова [email protected]
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ-РАССУЖДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Sudakova Valentina Evgenyevna
Senior lecturer, PhD student of the Pre-school Education Science Department, Ulyanovsk State Pedagogical University [email protected]
METHODOLOGY OF THE REASONING SPEECH FORMATION FOR SENIOR PRE-SCHOOL AGE CHILDREN WITH SPEECH UNDERDEVELOPMENT
Аннотация:
В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященного разработке и апробации методики формирования речи-рассуждения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня. Разработанная методика носит поэтапный характер и предполагает использование различных методов и приемов: дидактические игры и упражнения, модели структуры текста, проблемные ситуации и другие. Данные методы и приемы позволяют формировать не только навыки лексико-грамматического и структурно-композиционного оформления текста рассуждения, но и развивать психические процессы: восприятие, память, мышление. Результаты констатирующего эксперимента, проведенного в рамках исследования, доказывают эффективность представленной методики.
Ключевые слова:
общее недоразвитие речи, дети старшего дошкольного возраста, речь-рассуждение, методика, приемы развития речи, развитие психических процессов.
Summary:
The article presents results of the experimental research concerned with development and testing of the methodology of the reasoning speech formation of the senior pre-school age children with general speech underdevelopment of the third level. The developed methodology is of the stage-by-stage nature and supposes application of various methods and modes, such as: didactic games and exercises, models of text structure, problem situations, etc. The methods and modes allow formation of not only lexico-grammatical skills and compositional layout of the reasoning speech, but also development of the mental processes: perception, memory and thinking. The results of the experiment carried out under the research prove efficiency of the presented methodology.
Keywords:
general speech underdevelopment, senior pre-school age children, reasoning speech, methodology, methods of speech development, development of mental processes.
Одной из основных задач коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (далее - ОНР), является развитие связной монологической речи. Как отмечает Т.Б. Филичева, в процессе логопедической работы с детьми с данной речевой патологией «важно научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни» [1, с. 209].
Формирование речевых умений построения различных типов связного высказывания (описания, повествования, рассуждения) способствует преодолению самого речевого дефекта и повышению уровня подготовки к школьному обучению, а также развитию мышления, восприятия, памяти, тем самым препятствуя образованию и углублению вторичных дефектов. Поэтому формирование умений и навыков связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня должно занимать одно из центральных мест в коррекционно-развивающем процессе дошкольного учреждения.
Исследование научно-методических работ в области логопедии показало, что в настоящий момент накоплен достаточно большой опыт формирования и развития навыков составления текстов-описаний и повествований, представленный в работах В.П. Глухова [2], Т.Б. Фили-чевой [3], В.К. Воробьевой [4] и других. Некоторые элементы работы по развитию доказательной (объяснительной) речи описаны в исследованиях Т.Б. Филичевой [5], В.К. Воробьевой [6] и других. Целостной же методики формирования речи-рассуждения у дошкольников с ОНР не представлено.
Значимость развития речи-рассуждения у старших дошкольников с ОНР 3 уровня в настоящее время огромна. Во-первых, это обусловлено обновлением системы дошкольного образования, введением в действие Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ). В них указывается на создание возможности обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и речевыми нарушениями) в условиях любого вида до-
школьного учреждения, поэтому введение методики развития речи-рассуждения позволяет реализовать современный принцип интеграции данной группы детей в условия массового образования в соответствии с ФГТ.
Необходимо также отметить, что формирование речевых навыков построения рассуждений способствует развитию мышления и памяти, что в свою очередь препятствует появлению вторичных отклонений в психическом развитии детей с ОНР 3 уровня.
Исходя из значимости и актуальности проблемы формирования речи-рассуждения у старших дошкольников с ОНР 3 уровня, нами было проведено экспериментальное исследование посвященное разработке и апробации специальной методики, целью которой было решение обозначенной проблемы.
Содержание методики определялось следующими задачами:
- развитие у старших дошкольников познавательных процессов - восприятия, внимания, памяти и мышления, обеспечивающих установление причинно-следственных, пространственновременных, целевых, функциональных связей объектов и явлений окружающего мира, которые влияют на смысловую и структурную составляющую речи-рассуждения;
- обогащение представлений детей об окружающем мире, способствующих пополнению и разнообразию содержаний детских рассуждений;
- формирование и активизация в речи детей словарного запаса, соответствующего лексическому оформлению речи-рассуждения: вводно-модальные слова (во-первых, во-вторых, значит), подчинительные союзы (потому что, так как);
- формирование навыков грамматически правильного оформления речи-рассуждения, которое предполагает использование сложноподчиненных предложений;
- формирование у детей осознанных знаний речеведческого характера о функциональном назначении и структурно языковых особенностях текста рассуждения;
- повышение речевой мотивации детей, способствующей развитию коммуникативных навыков использования объяснительной и доказательной речи детей в условиях общения со сверстником и взрослым в различных ситуациях.
Мы предположили, что реализация выделенных задач, способствует развитию у детей умений и навыков связно и последовательно излагать мысли, лексически и грамматически верно оформлять рассуждение.
Основной формой реализации экспериментального процесса формирования речи-рассуждения являлись логопедические занятия (фронтальные и индивидуальные), дополнительными - различные виды совместной деятельности детей и взрослых: воспитателя, музыкального руководителя, родителей.
Необходимо отметить, что содержание методики, методы и приемы были заимствованы из работ Т.Б. Филичевой [7], О.С. Ушаковой [8], В.В. Юртайкина [9], Л.Г. Шадриной [10] и адаптированы с учетом направления экспериментального исследования и речевой патологии воспитанников.
Реализация методики проходила поэтапно. Первый этап заключался в формировании основы для развития речи-рассуждения. На данном этапе особое внимание было уделено формированию и развитию наблюдательности и умений анализировать объекты и явления окружающего мира, находя в начале элементарные связи между ними. Одновременно с детьми проводилась работа по уточнению и расширению словаря детей, введению в речь вводномодальных слов (во-первых, во-вторых, значит), а также развитию навыков составления сложноподчиненных предложений.
На втором этапе работа была направлена на формирование у детей лингвистических представлений, знаний и умений составления рассуждений. В начале через беседы у детей формировали представления об использовании рассуждений (доказательств и объяснений) в ситуациях общения. Далее была проведена серия занятий по ознакомлению дошкольников со структурой рассуждения (тезис - доказательство - вывод). Одновременно продолжалась словарная работа по введению в речь детей названий различных свойств и качеств объектов.
В ходе третьего этапа проводилась работа по закреплению навыков составления рассуждений и развитию речевой инициативы и самостоятельности в использовании данного вида связной монологической речи.
При реализации этапов использовались различные методы и приемы: дидактические игры и упражнения, модели и собственно моделирование структуры текста, проблемные ситуации и другие.
Так, на первом этапе при формировании навыков составления сложноподчиненных предложений широко использовались различные речевые дидактические игры («Продолжи предложение», «Кто лишний?» и другие). Причем, необходимо отметить, что в начале работы дошкольники в играх составляли предложения по примеру и с помощью педагога, по его вопросам. Далее содержание игр постепенно усложнялось: от продолжения ребенком начатого педа-
гогом предложения, до самостоятельного объяснения выполнения задания, например, объяснения последовательности картинок.
Учитывая возрастные особенности и специфику речевого нарушения, упражнения и игры проводились на основе иллюстративного материала: объектных или сюжетных картинок. Было отмечено, что наглядный материал позволял ребенку более быстро и точно строить предложение. Затруднение дети испытывали при словесных играх, поэтому количество данных видов игр было небольшим и проводились они на хорошо знакомом материале, представленным ранее в наглядности.
Метод моделирования использовался при формировании представлений о структуре рассуждения, так как анализ моделей и их создание самими детьми способствовали раскрытию взаимосвязей структурных частей, пополнению содержания высказывания, и являлось средством планирования всего монолога-рассуждения.
При использовании моделей учитывались особенности познавательной деятельности детей с ОНР, выделенные в исследованиях В.В. Юртайкина [11], которые выражаются в трудности усвоения символической функции и использования знаков, замещающих реальные объекты. Поэтому первоначальные модели строились на основе использования картинок, изображающих реальные предметы и действия, понятные детям. Введение условных обозначений шло постепенно и начиналось с объяснения замещающего символа, с одновременного предъявления реальной картинки и символа. Если в ходе работы ребенок забывал значение символа, ему предъявлялась более понятная картинка.
Собственно моделирование структуры текстов-рассуждений дошкольниками проходило под руководством взрослого с использованием условных знаков и символов. Каждый раз перед построением модели с использованием условных символов, детям объясняли значение каждого из них. Так, например, на одном из занятий дети собрали модель пирамидки, в которой четырехугольник основания символизировал тезис, серединная часть, состоящая из отдельных четырехугольников - доказательство, треугольник-вершина - вывод. Серединная часть, набирающаяся из отдельных четырехугольников, помогала детям понять, что в рассуждении главная роль отводится именно аргументации, то есть приведению большего количества доказательств.
В результате использования моделирования было отмечено, что деятельность по созданию модели помогала детям осознать значимость каждой части рассуждения, усвоить, через выполнение практических действий, особенности каждого структурного элемента. Это обстоятельство служило формированию элементарного осознания речевых и языковых явлений, которое является фундаментальным в современной методике развития речи детей.
Необходимо отметить, что в ходе работы большое внимание уделялось созданию ситуаций стимулирующих речевую мотивацию, способствующих использованию рассуждений. Значение создания соответствующей мотивации обусловлено одним из главных положений психолингвистики, раскрывающего взаимосвязь речевого поведения и системы мотивов человека. Причем, учитывая данные исследований В.К. Воробьевой [12], при формировании речевой мотивации в условиях различных видов детской деятельности большое внимание было уделено развитию собственно желания и интереса к использованию рассуждения, чем к качеству фонетического и грамматического оформления высказывания, что позволяло избежать появления негативизма к речи-рассуждению, вызванного постоянными исправлениями педагога.
Ситуации, стимулирующие речевую мотивацию использования рассуждений, создавались в ходе познавательно-исследовательской, игровой, музыкально-художественной деятельности.
После проведения экспериментальной работы с детьми, для определения эффективности разработанной методики, был проведен контрольный срез. Полученные результаты сравнили с показателями констатирующего эксперимента. Данное сравнение показало, что в экспериментальной группе, с которой проводилась работа, количество детей, находящихся на более высоких уровня развития речи-рассуждения, возросло. Полученные количественные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты сравнительного анализа данных экспериментальной и контрольной групп
Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа
Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
% кол-во % кол-во % кол-во % кол-во
высокий - - - - - - - -
средний 7 3 41 16 5 1 5 1
ниже среднего 67 26 49 19 67 14 76 16
низкий 26 10 10 4 28 6 19 4
ИТОГО 100 39 100 39 100 21 100 21
Таким образом, в ходе количественной обработки данных было выявлено значительное улучшение показателей развития речи-рассуждения у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
В результате качественного анализа полученных данных было выявлено следующее:
- рассуждения многих детей экспериментальной группы стали наиболее структурными, что отражалось в наличии двух частей, достаточно четко обозначенных. У некоторых детей при выполнении заданий зарегистрированы рассуждения с тремя структурными частями: тезис -доказательство - вывод.
- улучшилась содержательность оформления. Дети экспериментальной группы приводили 2-3 достаточно логичных аргумента, на основе установления причинно-следственных, функциональных связей.
- было отмечено, что содержательность и структурное оформление зависели от особенностей проведения диагностического задания. Так, наличие наглядности или личной заинтересованности ребенка повышало качество рассуждения. Что еще раз доказывает необходимость использования наглядного материала с детьми с ОНР 3 уровня.
- дети экспериментальной и контрольной группы при построении рассуждения использовали в основном простые предложения. Но дети экспериментальной группы чаще, чем дети контрольной, использовали сложноподчиненные предложения, а также вводно-модальные слова.
- необходимо отметить, что большинство детей контрольной группы строили рассуждение по вспомогательным вопросам. Без них их рассуждение сводилось к ответу на вопрос почему. Дети экспериментальной группы были более самостоятельными, количество вспомогательных вопросов было значительно меньше.
Ссылки:
1. Филичева Т.Б. Совершенствование связной речи // Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова. М., 2011.
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 2004.
3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Программно-методические рекомендации. М., 2010.
4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2009.
5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Указ. соч.
6. Воробьева В.К. Указ. соч.
7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Указ. соч.
8. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2004.
9. Юртайкин В.В. Развитие восприятия перспективных изменений величин предметов в дошкольном возрасте // Но-
вые исследования в психологии. 1975. № 1. С. 29-31.
10. Шадрина Л.Г., Семенова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет: методические рекомендации. М., 2010.
11. Юртайкин В.В. Указ. соч.
12. Воробьева В.К. Указ. соч.