72 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №4 (38), 2019 УДК 37.032
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ Ляшенко Мария Сергеевна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected] ) Даричева Мария Вячеславовна, к.п.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Минеева Ольга Александровн,а к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В данной статье раскрываются особенности методики формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе. Психолого-педагогическая культура определяется как подсистема общей профессиональной культуры и характеризуется сложным компонентным составом, включающим в себя аксиологическую, когнитивную, профессионально-образовательную, технологическую, коммуникативную, регулятивную подсистемы. В статье рассматривается процесс формирования психолого-педагогической культуры на практических занятиях по иностранному языку. Комплект методического обеспечения дисциплины включает в себя рабочие программы, модули учебных занятий, тексты лекций, авторские учебно-методические пособия, дидактические, демонстрационные материалы, сценарии деловых игр и т. д. Профессиональная направленность обеспечивается отбором содержания обучения, программой дисциплины, тематическими планами. Авторами подчеркивается необходимость использования в преподавании имитационных игровых активных методов, так как данные задания способствуют переносу навыков и умений в профессиональный контекст в будущем. Авторы подробно описывают ролевые игры как вид таких заданий и приводят пример ролевой игры, адаптированной под контекст преподавания иностранного языка студентам-менеджерам. Статья раскрывает задачи, которые данная методика с использованием имитационных активных игровых методов с элементами психолого-педагогического тренинга, позволяет решить. В предлагаемой нами методике важными элементами формирования психолого-педагогической культуры студентов являются интересы, жизненный установки и ценности, индивидуально-личностные потребности. В заключении авторы делают вывод о необходимости апеллирования к аксиологической подсистеме психолого-педагогической культуры как важному элементу мотивации обучающихся к успешности в академическом и профессиональном контексте.
Ключевые слова: психолого-педагогическая культура, методическое обеспечение, преподавание английского, студенты-менеджеры, мотивация, имитационные активные методы, аксиологическая система
Введение
Формирование психолого-педагогической культуры в вузе неразрывно связано с формированием модели развивающейся, само актуализирующейся личности, к которой необходимо стремиться в процессе воспитания и обучения. Психолого-педагогическая культура рассматривается как подсистема общей профессиональной культуры и характеризуется сложным компонентным составом, включающим в себя аксиологическую, когнитивную, профессионально-образовательную, технологическую, коммуникативную, регулятивную подсистемы (рис 1) [4].
Рис 1. Подсистемы психолого-педагогической культуры
Методическими целями формирования психолого-педагогической культуры студентов в вузе являются следующие:
- овладение обучающимися теоретическими основами психолого-педагогических знаний по курсам «Психология» и «Педагогика»;
- разработка комплекта методического сопровождения курса «Английский язык» с учетом психолого-педагогического наполнения;
В системе методических, организационных средств повышения уровня психолого-педагогической культуры студентов в вузе нами были выделены в качестве наиболее эффективных следующие условия:
• демократические, диалоговые способы взаимодействия педагога и обучающихся (партисипативный подход к построению педагогического общения) [4];
• вариативность в применении различных педагогических технологий с использованием инновационных активных методов организации учебного процесса в вузе;
• технология педагогического проектирования как инновационный метод управления педагогическими системами и инструмент педагогического прогнозирования.
Методика разработки методического обеспечения
При проектировании и разработке комплекта методического обеспечения, выполнении групповых, творческих заданий, профессионально-рефлексивных, деловых игр в сфере профессиональной деятельности мы принимали во внимание данные об уровне знаний, познавательных интересах, мотивации обучаемых, которые необходимо диагностировать на начальных этапах педагогического планирования. В ряду задач, которые нам удалось решить в процессе обучения студентов в рамках занятиях по иностранному языку, важнейшими были следующие:
• актуализация теоретических основ психолого-педагогической деятельности, необходимой как эффективного межличностного профессионального общения, управления человеческими ресурсами, осуществления различных видов профессиональной деятельности;
• освоение способов ведения содержательного диалога в процессе учебного взаимодействия с целью переноса сформированных умений в сферу профессиональной деятельности в перспективе;
• развитие подсистем психолого-педагогической культуры студентов (аксиологической, когнитивной, технологической, коммуникативной, регулятивной), позволяющих осуществлять в будущей профессиональной деятельности управление человеческими ресурсами, осуществление коммуникативной и педагогической деятельности как видов профессиональной деятельности.
• выявление наиболее важных подсистем психолого-педагогической культуры, требующих особого внимания в профессиональной подготовке и обучении.
Проанализировав отбор содержания по учебной дисциплине «Английский язык» для студентов 1, 2 курсов факультета менеджмента НФ ГУ ВШЭ- Нижний Новгород и НГПУ им. К Минина пришли к выводу, что в процессе изучения иностранного языка студенты от освоения понятийной базы изучаемой специальности переходят к более творческим заданиям, требующим не столько усвоения знания, сколько овладения способами и
средствами деятельности, необходимыми для их профессиональной самореализации в будущем. В течение всего периода обучения наблюдается переход от репродуктивных форм работы, предполагающих освоение теоретических текстов и овладение общей терминологией, необходимой для профессионального общения в сфере бизнеса и экономики, к творческому этапу, рассматривающему как цели обучения формирование активной творческой личности, стремящейся к самосовершенствованию во всех сферах жизнедеятельности.
Качество обучения специалистов во многом определяется наличием комплекта методического обеспечения учебного процесса. В нашем исследовании комплект методического обеспечения включает в себя рабочие программы, модули учебных занятий, тексты лекций, авторские учебно-методические пособия, дидактические, демонстрационные материалы, сценарии деловых игр и т. д. Профессиональная направленность обеспечивается отбором содержания обучения, программой дисциплины, тематическими планами [1]. Программа дисциплины включает в себя тематический план, отражающий содержание дисциплины, базовый учебник, терминологический словарь, формы контроля студентов (текущие, итоговые, аттестационные), тематику заданий по различным формам контроля, вопросы для оценки качества освоения дисциплины [3].
Процесс формирования психолого-педагогической культуры на практических занятиях по иностранному языку
Повышение эффективности учебных занятий по иностранному зыку происходит за счет использования активных методов обучения, позволяющих непосредственно вовлечь студентов в образовательный процесс [7;8]. К таким методам, применяемым на занятиях по иностранному языку относятся: деловые игры, разбор практических примеров (кейс- стадии), ролевые игры, групповые дискуссии, психолого-педагогические тренинги, авторские методические разработки и т.п. Активное применение данного инструментария в рамках практических занятий по иностранному языку проиллюстрировать взаимосвязь изучаемой темы с ранее изученным материалом, закрепить пройденный материал, формировать все подсистемы психолого-педагогической культуры.
Для освоения психолого-педагогической деятельности будущему специалисту необходимо владеть практическими умениями и навыками, процедурами тренинга и оценки, способами самооценки, приемами развития педагогической техники [2]. На практических занятиях по английскому языку, где предполагается работа в парах, малых группах, и самостоятельно необходимо использовать возможности имитационных технологий, предполагающих введение в вузовский учебный процесс видов, форм, методов деятельности, в большей или меньшей степени имитирующих будущую профессиональную деятельность. Важность применения имитационных технологий отмечается в ряде исследований [2;8].
Данные технологии позволяют ввести обучаемых в контекст рассматриваемой проблемы или задачи, знакомят их со способами ее решения на конкретных примерах. Это играет важную роль в подготовке будущих специалистов, так как позволяет студентам получать необходимые знания, умения, навыки, развивает мышление, творческий потенциал. Студенты совершенствуют не только свои речевые навыки посредством коммуникации на иностранном языке во время обсуждения проблемы, но и приобщаются к культуре общения, ведения делового спора, стратегиям медиации в формальной дискуссии.
Рассмотрим прием использования ролевых игр как пример имитационных игровых активных методов работы. Использование данного активного метода организации учебно-познавательной деятельности студентов помогает решить преподавателю ряд задач: апеллирование к мотивационной системе в структуре личности за счет создания интереса к игровым формам работы и усиления личностной сопричастности к происходящему в ролевой игре; формирование учебного сотрудничества и партнерства; систематизация знаний по пройденной теме; возможность совместного принятия решения по поставленной в ролевой игре проблеме; развитие и совершенствование умений и навыков, формируемых в рамках дисциплины и др. В основе ролевой игры лежит организованное речевое общение учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом. Данное общение может быть управляемое или нет преподавателем исходя из уровня языковой подготовки студентов. Основой эффективно проведенной ролевой игры является культура общения и поведения, предполагающая достаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры, проявляющейся в адекватной положительной «Я-концепции», творческом подходе к решаемой задаче, знании психолого-педагогический технологий владения и управления собой и умением оказывать влияние на других, речевом этикете и такте, способности продуктивно сотрудничать в группе, эффективно применять накопленные знания и умения при принятии решений и готовность нести ответственность за последствия.
Рассмотрим пример ролевой игры, разработанной с целью обсуждения различных возможностей профессионального роста и саморазвития в вузовском и послевузовском образовании, а также возможностей трудоустройства, карьерного продвижения. Студентам предлагается ряд ролей: молодой рабочий, думающий о получении высшего образования; преподаватель, рассматривающий перспективы перехода на административную должность; специалист среднего возраста, задумавшийся о курсах повышения квалификации; представитель департамента труда местной администрации; работодатель; работник службы занятости населения; студент-отличник; консультант- психолог; сотрудник предпенсионного возраста. Каждая роль схематично обозначена и требует предварительной подготовки. Определена так же и принципиальная позиция участника ролевой игры. В ходе игры студенты, используя знания по пройденной теме, индивиду-
альный жизненный опыт, дополнительный материал (без или под руководством преподавателя: его роль определена как ведущий) стараются найти ответ на вопрос: «Как адаптироваться к меняющимся рыночным условиям и стать востребованным успешным работником на рынке труда?».
Такие задания требуют от обучаемых активизации их творческого, интеллектуального, эмоционально- нравственного потенциала, способствуют повышению психолого-педагогической культуры за счет включения всех подсистем данного системного образования в процессе образовательной деятельности. Активные методы обучения позволяют удовлетворить не только интеллектуальные потребности студентов, но и коммуникативно- деятельностные потребности, возникающие при речевом развитии личности [6]. Психолого-педагогические знания и умения сопровождают удовлетворение этих потребностей, так как без психолого-педагогических знаний и умений невозможно эффективно общаться и оказывать педагогическое воздействие. Данные упражнения направлены на формирование положительной мотивации к профессиональной деятельности, апеллируют к доминирующим мотивам инструментальной мотивации: профессиональным, академическим, коммуникативным, когда язык воспринимается как средство развития профессионально-образовательной подсистемы, инструментом приобщения к научному знанию [5].
Выводы
Разработанные и адаптированные с учетом специфики преподавания английского языка задания имитационного характера повышают мотива-ционно-ценностное отношение к будущей профессии и формируют позитивному отношению к себе (аксиологический компонент). Коммуникация происходит на иностранном языке, и студенты учатся культуре аргументации, приемам активного слушания, выражения согласия и несогласия по отдельным пунктам (коммуникативный компонент); рефлексия на конечном этапе способствует развитию регулятивной подсистемы психолого-педагогической культуры.
Становление личности менеджера во многом определяется профессиональной направленностью личности (аксиологический компонент). Наиболее активной ее формой является склонность, выступающая как потребность в определенной деятельности. Представляя собой систему мотивов, направленность способствует формированию определенных способностей. Следовательно, необходимо использовать такой вид заданий, которые бы формировали бы направленность на профессиональную деятельность, и в итоге способствовали бы росту психолого-педагогической культуры через аксиологическую и профессионально-образовательную подсистемы.
В предлагаемой нами методике важными элементами формирования психолого-педагогической культуры студентов являются интересы, жизненный установки и ценности, индивидуально-личностные потребности, то есть аксиологический компонент психолого-педагогической культуры. У специалистов, работающих в группе профессий «человек-человек»
сформированность аксиологического компонента определяется как умением выстраивать эмоциональные отношения с сотрудникам, так и направленностью личности, оказывая влияние на познавательные потребности и являясь источником мотивации, успешности не только в учебной деятельности, но и в профессиональной карьере в будущем. Список литературы
1. Антонов О. Ю. Педагогическое взаимодействие педагогов и студентов в процессе подготовки техников сельскохозяйственного производства в колледже: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 : Н. Новгород, 2004 159 с.
2. Байер И. В., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления / под. ред. А.А. Деркача, Э.А. Манушина. - М.: РАГС, 1997. - 122 с.
3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - Педагогика, 1989. - С. 190.
4. Ляшенко, М. С. (2010). Научно-теоретические основы формирования психолого-педагогической культуры у студентов в вузе. 156 С
5. Минеева О. А. Ляшенко М. С. Исследование мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка. //Балтийский гуманитарный журнал. 2018- Т.7. № 4 ( 25).С. 269-273
6. Минеева, О. А., Даричева, М. В. (2015). Использование системы Moodle в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, (4
(23)).
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
8. Сластенин В. А. Психолого-педагогический практикум //учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/[ЛС Подымова, ЛИ Духова, ЕА Ларина, ОА Шиян]. - 2000.
Liashenko Maria Sergeyevna, Cand. Ped. Sci. assistant professor (e-mail: [email protected])
Mineeva Olga Aleksandrovna, Cand.Ped.Sci., associate professor Daricheva Maria Vyacheslavovna, Cand.Ped.Sci ,associate professor Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia
METHODS OF FORMING PSYCHO-PEDAGOGICAL CULTURE AT THE UNIVERSITY
Abstract. The paper discusses the peculiarities of the process of formation psycho-pedagogical culture of students at the university. The phenomenon is defined as a subsystem of the overall professional culture of specialists and includes several interconnected subsystems: axiological, cognitive, professional-educational, technological, communicative and regulative. The paper deals with methodical underpinnings of the process and identifies the tasks that can be solved due to the proposed approach. The article pays special attention to the methods of forming psycho-pedagogical culture at English classes. The authors describe such methods as imitation educational role plays which are aimed at improving and transferring of professional skills into future professional activity. The most important aspect of such technique is to consider axiological subsystem related to interests, motifs, beliefs and motivation. The authors arrive at the conclusion that the teaching methods should appeal to axiological components for students to be successful academically and professionally in future. Key words: psycho-pedagogical culture, methods, English teaching, students- managers, motivation, imitation active methods, axiological system