И. Е. Брякова
(Оренбург)
РОЛЬ КРЕАТИВНОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕГОСЯ
В статье рассматривается феномен «креативная компетентность». Делается вывод, что на формирование читательской культуры личности влияют внешние и внутренние факторы, среди которых определяющую роль играет педагог («значимый взрослый»), обладающий креативной компетентностью.
В современном социуме востребован новый тип педагога - нестандартно мыслящий, способный увлечь своим предметом, расширить горизонты познания учащегося, профессионально компетентный, креативный в педагогической деятельности и реализующий потенциально креативные способности ученика.
Поскольку образование обретает новые смыслы, педагог должен обладать компе-тентностями, соответствующими реалиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Креативная компетентность обусловливает творческий потенциал педагога и его саморазвитие, а также владение способами развития творческих (литературно-творческих] способностей учеников.
Креативную компетентность педагога-словесника определим как интегральное качество личности, обусловливающее на профессиональной основе развитие литературно-творческих способностей школьников и саморазвитие собственных способностей.
В структуре креативной компетентности педагога выделим такие её компоненты, как аксиологический (творческое отношение к слову и человеческой личности как ценности], мотивационный (потребность в творческом взаимодействии с текстом и стремление передать эту потребность ученику], когнитивный (способность к творческому взаимодействию с текстом через диалог с учеником, проявляющая себя в создании собственных художественных, критических и публицистических текстов; умение творчески использовать отобранную информацию и выстраивать её как систему творческих задач; умение использовать филологические знания для решения профессиональных творческих задач], операциональный (владение методиками ана-
лиза художественного произведения в его родовой специфике, методиками развития литературно-творческих способностей учеников], рефлексивный (рефлексия по поводу собственной творческой деятельности, своей роли учителя в процессе создания художественного и критического текста учениками].
Читательскую компетенцию педагога-словесника обозначим как потребность в чтении художественной литературы и в профессиональном чтении как источнике самообразования и саморазвития личности; способность оценить прочитанное с точки зрения читателя-профессионала; готовность к выбору стратегии чтения ученика и руководства ею.
Определим возможности влияния педагога, обладающего креативной компетентностью, на формирование «человека читающего» и креативных способностей учащихся (студентов, школьников].
В исследованиях Т. Г. Браже, В. А. Бородиной, С. М. Бородина, Т. Г. Галактионовой, Е. О. Галицких, М. Е. Кудрявцевой, Н. Е. Кутей-никовой, Е. С. Романичевой, Н. М. Свириной, И. И. Тихомировой и др. доказано влияние творчески работающего учителя на развитие мотивации учащихся к чтению художественной литературы.
Ведущими учёными-психологами (В. А. Просецким, Е. Л. Григоренко, Н. М. Гнатко, А. Н. Ворониным, В. Н. Дружининым, Р. Стерн-берг, И. Г. Трифоновой] доказано положительное влияние подражания на творческие способности перципиента, необходимость и важность подражания на развитие креативности личности.
Принимая во внимание концепцию подражания, разработанную В. А. Просецким, Н. М. Гнатко [4] показала, что в процессе раз-
вития креативности активность личности носит по преимуществу подражательный характер с последовательным убыванием удельного веса подражательного компонента и, соответственно, последовательным возрастанием удельного веса творческого компонента этой активности. При этом в исследуемом процессе проявляется последовательное преобразование «потенциальной креативности» в «актуальную креативность».
В нашем исследовании [3] обосновано, что условием развития креативности учащихся, их читательской культуры является наличие образца для подражания, обладающего креативной компетентностью, «значимого взрослого».
Ещё в вузе необходимо осуществлять специальную подготовку учителей-словесников как организаторов самостоятельного чтения учащихся. Мы сочли необходимым сделать актуальной для студентов-филологов педагогического вуза проблему формирования собственной читательской компетенции, а через неё - читательской компетенции школьников.
Формированию читательской компетенции студентов-филологов будут способствовать три фактора: социокультурная ситуация в семье, самоопределение студентов (мотивы чтения], творческая личность преподавателя в процессе креативного обучения студентов в вузе.
С этой целью было предложено ответить на вопросы анкеты студентам 3 курса, принимающим участие в эксперименте (п = 39], их родителям (п = 52] и преподавателям филологического факультета (п = 10], работающим с этими студентами. Подобное анкетирование мы проводили в 2007 году, имеем возможность сравнить результаты.
Перед нами стояли следующие задачи: выявить круг чтения студентов, мотивы чтения, факторы, влияющие на выбор студентами книг, определить пути и способы расширения содержания чтения и направленности читательских интересов.
В результате анкетирования выяснилось, что родители студентов относятся к среднему сословию, половина из них - сельские жители, возраст родителей от 40 до 54 лет. Основными читателями являются мамы. В выборе книг родители пользуются рекомендациями своих детей (наших студентов!], затем друзей, коллег, интернета, доверяют собст-
венному вкусу, а потом уже прислушиваются к советам библиотекаря, так как библиотеку родители посещают редко. Тенденция сохраняется: не родители влияют на круг чтения своих детей-студентов, а студенты формируют читательские интересы родителей. Растет статус чтения: вуз формирует читательскую культуру студентов, читательские интересы студентов влияют на социокультурную ситуацию в семье. Мотивы чтения родителей по-прежнему в основном гедонистические и компенсаторные, реже - образовательные.
Следует отметить ещё одну тенденцию: если в детстве и юности школьники увлекаются фантастикой и фэнтези, то со временем интерес к этим жанрам ослабевает, студенты и их родители отмечают данные жанры в качестве нелюбимых.
Читательские ожидания студентов также разнообразны. В списках книг, которые хотели бы прочитать студенты, можно увидеть книги по психологии творческих способностей личности, книги по литературоведению, интересна для студентов переписка и история жизни выдающихся людей; читательские ожидания связываются с произведениями Ф. М. Достоевского, М. Булгакова, по-прежнему с В. Пелевиным. Часто называются книги С. Кинга, Р. Брэдбери, У. Эко.
Основные мотивы чтения студентов -практические и гедонистические. «Самым мощным стимулом в воспитании читателя, -считает Т. Г. Браже, - является получаемая им радость от процесса чтения и изучения литературного произведения» [2, с. 140].
Студенты открыты влиянию социума на формирование читательских предпочтений. Можно предположить, что данный период -сенситивный для формирования читательской культуры студентов, которая будет развиваться под влиянием креативного процесса обучения в вузе и креативной личности преподавателя. В связи с этим преподавателям филологического факультета было предложено ответить на вопросы анкеты, которые могли бы помочь самоопределиться студенту в профессиональном чтении и создать «Золотую полку книг филолога».
В результате анкетирования и интервьюирования мы пришли к выводу: преподаватель со сформированной креативной компетентностью («значимый взрослый»] способен активно влиять на формирование и развитие читательской культуры студентов. «Чтение
Брякова И. Е. Роль креативной компетентности педагога в развитии читательской культуры учащегося
Таблица
Самооценка читательской компетенции студентов 3-го курса, в % (2015 г., п = 39 / 2007 г., п = 78 ]
Показатели читательской компетенции
Высокий Достаточный Низкий
Потребность студентов в чтении художественной литературы 85 / 52 15 / 47 0 / 0
Потребность студентов в профессиональном чтении 90 / 58 10 / 42 0 / 0
Способность оценить прочитанное с точки зрения читателя-профессионала 69 / 11 26 / 39 5 / 48
Готовность стать руководителем детского чтения 62 / 12 28 / 55 10 / 32
было и остаётся не только главным источником образовательного процесса в разных его сферах, но и источником саморазвития личности...» [2, с. 106].
В свою очередь, студентам на педагогической практике было предложено провести анкетирование учеников 5-6 классов и 10-11 классов общеобразовательной школы, гимназии, лицея с целью выявления читательских интересов школьников.
В результате анкетирования учеников было выяснено, что выбор книг зависит от многих причин: от социума, в котором находится ребёнок, его принадлежности к городу или селу; от личности учителя, индивидуальной личностной восприимчивости читателя, развитости его душевной организации. В 5-6 классах приоритетным является чтение приключенческой литературы и фэнтези, в 10-11 классах - среди нечитающих школьников в лучшем случае приоритетной оказывалась программная литература, среди читающих -современная зарубежная литература. Эти школьники назвали нелюбимый жанр - фэн-тези и детективы.
Однако нельзя говорить о нелюбви учащихся к чтению. Часто школьники встают перед выбором книги без элементарных базовых знаний, без рекомендации со стороны «значимого взрослого» (учителя, библиотекаря], пользующегося у них уважением. И тогда гидом в мире книг становится реклама или мнение друзей. Конечно, прямая задача учителя - направить информационный голод учеников в нужное русло, вырабатывая этим вкус и любовь к чтению.
На этапе рефлексии со студентами была проведена творческая работа -эссе «Книга,
которую хочется перечитывать» и эссе по высказыванию Гельвеция: «Среди книг, как и среди друзей, можно попасть в хорошее и дурное общество...»
Из рефлексии и самооценки студентов следует, что мотивационный компонент в их учёбе присутствует достаточно активно, из собеседования выясняется, что и потребности в чтении, самореализации и саморазвитии ярко выражены. На сегодняшний день, осознавая необходимость изучения мотивов чтения школьников, круг их чтения, студенты готовы к профессиональной работе по формированию читательской культуры школьников (таблица].
Сравним с результатами исследования 2007 года (там же]: студенты сомневаются в своей читательской компетенции, находятся в положении «ученика». Отчасти это объясняется недостаточным общением с учениками, в основном только на педагогической практике. У студентов наблюдается стремление к удовлетворению потребности в самоактуализации, самореализации, саморазвитии.
В результате исследования приходим к следующим выводам:
- студенты признали влияние авторитетного педагога, «значимого» взрослого, на их читательскую культуру;
- преподаватели вуза также отметили решающее влияние на их чтение авторитетной значимой личности;
- наблюдается тенденция влияния студентов на чтение своих родителей, на формирование их читательских интересов. Растет статус чтения: вуз формирует читательскую культуру студентов, читательские интересы студентов влияют на социокультурную ситуацию в семье.
В процессе развития личность приобретает в разной степени опыт творческой деятельности. Поскольку креативность выступает, по определению А. Маслоу [6], как системное свойство, как объединяющее - создающее гештальт-качество целой личности, воз-
действуя на неё, мы её стимулируем и изменяем. Читательская культура учащегося активнее формируется под влиянием «значимого взрослого», обладающего креативной компетентностью.
Литература
1. Бордовский В. А. Методы педагогического исследования инновационных процессов в школе и вузе : учеб.-метод. пособие. -СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. - 169 с.
2. Браже Т. Г. Гуманитарная культура взрослых: развитие в процессе непрерывного образования. - СПб.: Тускарора, 2006. -164 с.
3. Брякова И. Е. Формирование креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза : моногр. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. - 380 с.
4. Гнатко Н. М. Проблема креативности и явление подражания. - М.: Институт психологии РАН, 1994. - 43 с.
5. Кудрявцева М. Е. Психологический механизм творческого процесса и возможности его исследования // Известия Уральского государственного университета. - 2005. - № 37. - С. 158-167.
6. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1999. - 432 с.
7. Трифонова И. Г., Воронин А. Н. Исследование влияния соответствия личностных особенностей учителя и ученика на креативность и обучаемость последнего // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия : сб. науч. тр. - М.: Институт психологии РАН, 2001. - 276 с.