Научная статья на тему 'Роль креативной компетентности педагога в развитии читательской культуры учащегос'

Роль креативной компетентности педагога в развитии читательской культуры учащегос Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / КОМПОНЕНТЫ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / СТРУКТУРА КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОДРАЖАНИЕ / "ЗНАЧИМЫЙ ВЗРОСЛЫЙ" / TEACHER'S CREATIVE COMPETENCE / 'SIGNIFICANT ADULT' / CREATIVE COMPETENCE COMPONENTS / AXIOLOGICAL COMPONENT / MOTIVATIONAL COMPONENT / COGNITIVE COMPONENT / OPERATIONAL COMPONENT / REFLECTIVE COMPONENT / STRUCTURE OF CREATIVE COMPETENCE / READER COMPETENCE / IMITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брякова Ирина Евгеньевна

В статье рассматривается феномен «креативная компетентность». Делается вывод, что на формирование читательской культуры личности влияют внешние и внутренние факторы, среди которых определяющую роль играет педагог («значимый взрослый»), обладающий креативной компетентностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of teacher''s creative competence in development of pupil''s reading culture

The paper discusses the phenomenon of ‘creative competence’. It is concluded that person’s reading culture development is affected by some external and internal factors, among which the dominating one is the teacher (‘significant adult’) possessing creative competence

Текст научной работы на тему «Роль креативной компетентности педагога в развитии читательской культуры учащегос»

И. Е. Брякова

(Оренбург)

РОЛЬ КРЕАТИВНОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕГОСЯ

В статье рассматривается феномен «креативная компетентность». Делается вывод, что на формирование читательской культуры личности влияют внешние и внутренние факторы, среди которых определяющую роль играет педагог («значимый взрослый»), обладающий креативной компетентностью.

В современном социуме востребован новый тип педагога - нестандартно мыслящий, способный увлечь своим предметом, расширить горизонты познания учащегося, профессионально компетентный, креативный в педагогической деятельности и реализующий потенциально креативные способности ученика.

Поскольку образование обретает новые смыслы, педагог должен обладать компе-тентностями, соответствующими реалиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Креативная компетентность обусловливает творческий потенциал педагога и его саморазвитие, а также владение способами развития творческих (литературно-творческих] способностей учеников.

Креативную компетентность педагога-словесника определим как интегральное качество личности, обусловливающее на профессиональной основе развитие литературно-творческих способностей школьников и саморазвитие собственных способностей.

В структуре креативной компетентности педагога выделим такие её компоненты, как аксиологический (творческое отношение к слову и человеческой личности как ценности], мотивационный (потребность в творческом взаимодействии с текстом и стремление передать эту потребность ученику], когнитивный (способность к творческому взаимодействию с текстом через диалог с учеником, проявляющая себя в создании собственных художественных, критических и публицистических текстов; умение творчески использовать отобранную информацию и выстраивать её как систему творческих задач; умение использовать филологические знания для решения профессиональных творческих задач], операциональный (владение методиками ана-

лиза художественного произведения в его родовой специфике, методиками развития литературно-творческих способностей учеников], рефлексивный (рефлексия по поводу собственной творческой деятельности, своей роли учителя в процессе создания художественного и критического текста учениками].

Читательскую компетенцию педагога-словесника обозначим как потребность в чтении художественной литературы и в профессиональном чтении как источнике самообразования и саморазвития личности; способность оценить прочитанное с точки зрения читателя-профессионала; готовность к выбору стратегии чтения ученика и руководства ею.

Определим возможности влияния педагога, обладающего креативной компетентностью, на формирование «человека читающего» и креативных способностей учащихся (студентов, школьников].

В исследованиях Т. Г. Браже, В. А. Бородиной, С. М. Бородина, Т. Г. Галактионовой, Е. О. Галицких, М. Е. Кудрявцевой, Н. Е. Кутей-никовой, Е. С. Романичевой, Н. М. Свириной, И. И. Тихомировой и др. доказано влияние творчески работающего учителя на развитие мотивации учащихся к чтению художественной литературы.

Ведущими учёными-психологами (В. А. Просецким, Е. Л. Григоренко, Н. М. Гнатко, А. Н. Ворониным, В. Н. Дружининым, Р. Стерн-берг, И. Г. Трифоновой] доказано положительное влияние подражания на творческие способности перципиента, необходимость и важность подражания на развитие креативности личности.

Принимая во внимание концепцию подражания, разработанную В. А. Просецким, Н. М. Гнатко [4] показала, что в процессе раз-

вития креативности активность личности носит по преимуществу подражательный характер с последовательным убыванием удельного веса подражательного компонента и, соответственно, последовательным возрастанием удельного веса творческого компонента этой активности. При этом в исследуемом процессе проявляется последовательное преобразование «потенциальной креативности» в «актуальную креативность».

В нашем исследовании [3] обосновано, что условием развития креативности учащихся, их читательской культуры является наличие образца для подражания, обладающего креативной компетентностью, «значимого взрослого».

Ещё в вузе необходимо осуществлять специальную подготовку учителей-словесников как организаторов самостоятельного чтения учащихся. Мы сочли необходимым сделать актуальной для студентов-филологов педагогического вуза проблему формирования собственной читательской компетенции, а через неё - читательской компетенции школьников.

Формированию читательской компетенции студентов-филологов будут способствовать три фактора: социокультурная ситуация в семье, самоопределение студентов (мотивы чтения], творческая личность преподавателя в процессе креативного обучения студентов в вузе.

С этой целью было предложено ответить на вопросы анкеты студентам 3 курса, принимающим участие в эксперименте (п = 39], их родителям (п = 52] и преподавателям филологического факультета (п = 10], работающим с этими студентами. Подобное анкетирование мы проводили в 2007 году, имеем возможность сравнить результаты.

Перед нами стояли следующие задачи: выявить круг чтения студентов, мотивы чтения, факторы, влияющие на выбор студентами книг, определить пути и способы расширения содержания чтения и направленности читательских интересов.

В результате анкетирования выяснилось, что родители студентов относятся к среднему сословию, половина из них - сельские жители, возраст родителей от 40 до 54 лет. Основными читателями являются мамы. В выборе книг родители пользуются рекомендациями своих детей (наших студентов!], затем друзей, коллег, интернета, доверяют собст-

венному вкусу, а потом уже прислушиваются к советам библиотекаря, так как библиотеку родители посещают редко. Тенденция сохраняется: не родители влияют на круг чтения своих детей-студентов, а студенты формируют читательские интересы родителей. Растет статус чтения: вуз формирует читательскую культуру студентов, читательские интересы студентов влияют на социокультурную ситуацию в семье. Мотивы чтения родителей по-прежнему в основном гедонистические и компенсаторные, реже - образовательные.

Следует отметить ещё одну тенденцию: если в детстве и юности школьники увлекаются фантастикой и фэнтези, то со временем интерес к этим жанрам ослабевает, студенты и их родители отмечают данные жанры в качестве нелюбимых.

Читательские ожидания студентов также разнообразны. В списках книг, которые хотели бы прочитать студенты, можно увидеть книги по психологии творческих способностей личности, книги по литературоведению, интересна для студентов переписка и история жизни выдающихся людей; читательские ожидания связываются с произведениями Ф. М. Достоевского, М. Булгакова, по-прежнему с В. Пелевиным. Часто называются книги С. Кинга, Р. Брэдбери, У. Эко.

Основные мотивы чтения студентов -практические и гедонистические. «Самым мощным стимулом в воспитании читателя, -считает Т. Г. Браже, - является получаемая им радость от процесса чтения и изучения литературного произведения» [2, с. 140].

Студенты открыты влиянию социума на формирование читательских предпочтений. Можно предположить, что данный период -сенситивный для формирования читательской культуры студентов, которая будет развиваться под влиянием креативного процесса обучения в вузе и креативной личности преподавателя. В связи с этим преподавателям филологического факультета было предложено ответить на вопросы анкеты, которые могли бы помочь самоопределиться студенту в профессиональном чтении и создать «Золотую полку книг филолога».

В результате анкетирования и интервьюирования мы пришли к выводу: преподаватель со сформированной креативной компетентностью («значимый взрослый»] способен активно влиять на формирование и развитие читательской культуры студентов. «Чтение

Брякова И. Е. Роль креативной компетентности педагога в развитии читательской культуры учащегося

Таблица

Самооценка читательской компетенции студентов 3-го курса, в % (2015 г., п = 39 / 2007 г., п = 78 ]

Показатели читательской компетенции

Высокий Достаточный Низкий

Потребность студентов в чтении художественной литературы 85 / 52 15 / 47 0 / 0

Потребность студентов в профессиональном чтении 90 / 58 10 / 42 0 / 0

Способность оценить прочитанное с точки зрения читателя-профессионала 69 / 11 26 / 39 5 / 48

Готовность стать руководителем детского чтения 62 / 12 28 / 55 10 / 32

было и остаётся не только главным источником образовательного процесса в разных его сферах, но и источником саморазвития личности...» [2, с. 106].

В свою очередь, студентам на педагогической практике было предложено провести анкетирование учеников 5-6 классов и 10-11 классов общеобразовательной школы, гимназии, лицея с целью выявления читательских интересов школьников.

В результате анкетирования учеников было выяснено, что выбор книг зависит от многих причин: от социума, в котором находится ребёнок, его принадлежности к городу или селу; от личности учителя, индивидуальной личностной восприимчивости читателя, развитости его душевной организации. В 5-6 классах приоритетным является чтение приключенческой литературы и фэнтези, в 10-11 классах - среди нечитающих школьников в лучшем случае приоритетной оказывалась программная литература, среди читающих -современная зарубежная литература. Эти школьники назвали нелюбимый жанр - фэн-тези и детективы.

Однако нельзя говорить о нелюбви учащихся к чтению. Часто школьники встают перед выбором книги без элементарных базовых знаний, без рекомендации со стороны «значимого взрослого» (учителя, библиотекаря], пользующегося у них уважением. И тогда гидом в мире книг становится реклама или мнение друзей. Конечно, прямая задача учителя - направить информационный голод учеников в нужное русло, вырабатывая этим вкус и любовь к чтению.

На этапе рефлексии со студентами была проведена творческая работа -эссе «Книга,

которую хочется перечитывать» и эссе по высказыванию Гельвеция: «Среди книг, как и среди друзей, можно попасть в хорошее и дурное общество...»

Из рефлексии и самооценки студентов следует, что мотивационный компонент в их учёбе присутствует достаточно активно, из собеседования выясняется, что и потребности в чтении, самореализации и саморазвитии ярко выражены. На сегодняшний день, осознавая необходимость изучения мотивов чтения школьников, круг их чтения, студенты готовы к профессиональной работе по формированию читательской культуры школьников (таблица].

Сравним с результатами исследования 2007 года (там же]: студенты сомневаются в своей читательской компетенции, находятся в положении «ученика». Отчасти это объясняется недостаточным общением с учениками, в основном только на педагогической практике. У студентов наблюдается стремление к удовлетворению потребности в самоактуализации, самореализации, саморазвитии.

В результате исследования приходим к следующим выводам:

- студенты признали влияние авторитетного педагога, «значимого» взрослого, на их читательскую культуру;

- преподаватели вуза также отметили решающее влияние на их чтение авторитетной значимой личности;

- наблюдается тенденция влияния студентов на чтение своих родителей, на формирование их читательских интересов. Растет статус чтения: вуз формирует читательскую культуру студентов, читательские интересы студентов влияют на социокультурную ситуацию в семье.

В процессе развития личность приобретает в разной степени опыт творческой деятельности. Поскольку креативность выступает, по определению А. Маслоу [6], как системное свойство, как объединяющее - создающее гештальт-качество целой личности, воз-

действуя на неё, мы её стимулируем и изменяем. Читательская культура учащегося активнее формируется под влиянием «значимого взрослого», обладающего креативной компетентностью.

Литература

1. Бордовский В. А. Методы педагогического исследования инновационных процессов в школе и вузе : учеб.-метод. пособие. -СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. - 169 с.

2. Браже Т. Г. Гуманитарная культура взрослых: развитие в процессе непрерывного образования. - СПб.: Тускарора, 2006. -164 с.

3. Брякова И. Е. Формирование креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза : моногр. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. - 380 с.

4. Гнатко Н. М. Проблема креативности и явление подражания. - М.: Институт психологии РАН, 1994. - 43 с.

5. Кудрявцева М. Е. Психологический механизм творческого процесса и возможности его исследования // Известия Уральского государственного университета. - 2005. - № 37. - С. 158-167.

6. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1999. - 432 с.

7. Трифонова И. Г., Воронин А. Н. Исследование влияния соответствия личностных особенностей учителя и ученика на креативность и обучаемость последнего // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия : сб. науч. тр. - М.: Институт психологии РАН, 2001. - 276 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.