УДК 793:17
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ ТАНЦАМИ
А.Я. Найн1, О.Л. Карпова2
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск, Россия
2 Уральский социально-экономический институт (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений», Челябинск, Россия
Для связи с авторами: e-mail: [email protected]
Аннотация:
В статье рассматривается формирование эстетических способностей младших школьников как компонент общей культуры личности и условие, необходимое для успешного овладения техникой двигательных действий в спортивных танцах. Раскрывается авторская методика формирования эстетических способностей юных танцоров с учетом факторов эстетического восприятия детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: эстетические способности; методика; младшие школьники; творческие способности; спортивные танцы.
METHODS OF FORMING OF AESTHETIC ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF SPORTS DANCE Y.A. Найн1, O.L. Karpova2
1Ural state University of physical culture, Chelyabinsk, Russia
2 Ural socio-economic Institute (branch) of the Educational institutions of trade
unions of higher professional education «Academy of labor and social relations», Chelyabinsk, Russia
Abstract:
The article considers the formation of aesthetic abilities in primary school as an element of General culture of a person and a prerequisite for the successful mastering the technique of motor actions in sport dances. Reveals the author's technique of formation of aesthetic abilities of young dancers taking into account the factors in the aesthetic perception of children of primary school age.
Key words: aesthetic capacity; technique; younger schoolboys; creativity; sports dancing.
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия оказывают существенное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Процессы, происходящие в социальной, политической, экономической сферах, а также отношение к культурному наследию способствуют преобразованию системы воспитания школьников. Важное место в такой системе занимают проблемы организации внеурочного образования подрастающего поколения. Отсюда возникает потребность общества в функционировании учреждений и организаций дополнительного образования, которые бы, с одной стороны, развивали нравственную, физическую, духовную, интеллектуальную, психологическую
природу ребенка, а с другой, удовлетворяли бы запрос общества в здоровом подрастающем поколении.
Вовлеченность учащихся в разные формы внеурочной деятельности обусловливается первичными потребностями, непосредственными интересами. К ним, в первую очередь, следует отнести удовлетворение физиологических потребностей в двигательной активности, потребность в общении и познании. Организация занятий спортивными танцами как разновидностью физического воспитания детей в системе дополнительного образования призвана обеспечить удовлетворение данных потребностей, решая при этом задачи сохранения и укрепления здоровья занимаю-
щихся, приобщения к культурным ценностям. Как верно отмечает О. А. Кривцун, решение практических задач создания личности с широкими эстетическими запросами, высоким уровнем общей культуры и потребностью в активной творческой деятельности — это веление времени в изменяющихся социальных условиях, которые требуют поиска новых подходов к гармоническому развитию личности, формированию эстетических способностей как показателю уровня развития личности [1]. В связи с этим вопросы формирования эстетических способностей младших школьников следует отнести к числу наиболее актуальных проблем физического воспитания учащихся.
Задачей настоящего исследования является разработка методики формирования эстетических способностей младших школьников в процессе занятий спортивными танцами.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В «Педагогическом энциклопедическом словаре» методика характеризуется как совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приемы обучения определенному учебному предмету [2].
Представленная характеристика понятия «методика» позволяет представить содержание методики формирования эстетических способностей младших школьников, ее основные аспекты.
В ряде источников отмечается (1-8), что основы формирования эстетических способностей личности закладываются с раннего возраста, поскольку необходимо создать фундамент для дальнейшего совершенствования этого процесса.
В методических рекомендациях Е. С. Бо-рисенковой, эстетика рассматривается как предметно-чувственное воплощение тех сторон объективных общественных отношений, которые способствуют гармоническому развитию индивида, его свободной творческой деятельности, направленной на созидание прекрасного, на свершение возвышенного
и героического, на борьбу с безобразным и низменным. Она включает в себя также субъективную сторону — наслаждение человека свободным проявлением своих созидательных способностей и сил, а также красотой продуктов творческой деятельности людей во всех областях общественной и личной жизни, в том числе и спортивной сферы [3]. Отсюда следует, что формирование эстетических способностей младших школьников, занимающихся спортивными танцами, представляет собой компонент общей культуры личности и условие, необходимое для успешного овладения техникой двигательных действий в спортивных танцах. Категория «способность» является объектом исследования представителей разных наук (философов, педагогов, психологов, социологов). Понятие «способность» определяется в «Философском словаре» как системное свойство человека, позволяющее ему самоутверждаться в мире посредством реализации своих сущностных природных, социальных и духовных сил [4]. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» данная категория трактуется как комплекс взятых в конкретном количественном и качественном отношении индивидуально своеобразных свойств организма, личности и души учащегося, развивающихся и проявляющихся в процессе учебной деятельности и определяющих сущность ее освоения и осуществления [2]. К эстетическим способностям относятся способности мышления и восприятия: воображение, творчество, образность, эмпатия. Опыт практической деятельности показывает, что наряду с обозначенными компонентами в основе эстетических способностей применительно к танцевальной деятельности лежат чувство ритма, выполнение упражнений без излишней мышечной напряженности, пластичность, динамичность и др. [5]. В рамках данного исследования важно, что формирование эстетических способностей младших школьников в процессе занятий спортивными танцами предполагает актуализацию единства субъектности (активности осуществления воздействия) и объект-ности (восприятия воздействия) человека в
его взаимодействии с Миром. В ходе этого взаимодействия сущностные силы субъекта обретают новые способы существования. Развиваясь, способности претерпевают качественные изменения, которые естественно сопряжены с количественными. Формируясь, способности находят определенное внешнее выражение, протекающее, с одной стороны, из внутреннего единства, целостности природных, социальных и духовных сущностных сил человека и, с другой стороны, из специфики востребованности этих сил складывающимися жизненными реалиями. Эстетическая деятельность рассматривается в работе Е. С. Борисенковой как процесс, состоящий из эстетического восприятия, творческой переработки полученных впечатлений и образов, действий, направленный на преобразование среды по законам красоты, в соответствии с эстетическим вкусом [6]. Следовательно, главной ценностью эстетической деятельности является личность ребенка, а эстетическими константами — признание необходимости преобразования мира на основе понимания прекрасного в жизни, искусстве и спорте.
Подчеркивая эстетическую функцию спортивных танцев на паркете, С. В. Бренч пишет о том, что именно в процессе специально организованных занятий спортивными танцами занимающиеся соприкасаются с танцевально-спортивным искусством, что, в свою очередь, положительно сказывается на их способности передавать движениями тела определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства, а также на способности создавать яркий и выразительный образ (С. В. Бренч, 2010). Это подтверждается и в работе Г. Б. Холодо-вой, которая отмечает, что каждое искусство, в том числе и спортивное, слагается из двух частей: технико-механической и эстетической. Тот, кто недостаточно подготовлен для преодоления трудностей первого рода, никогда не будет в состоянии достигнуть совершенства во второй, будь он хоть гений [8]. По мнению автора, принципом исполнительского мастерства является единство функции и формы, а эстетическим критерием — обще-
ственная и биологическая целесообразность. Эстетический аспект обязывает изучать исполнительское мастерство с точки зрения модели эстетического отношения человека к действительности.
Можно согласиться с авторами, что, по существу, исполнительское мастерство — это умение показать физические, спортивно-технические возможности юных танцоров и передать их в художественном оформлении при выполнении композиции в целом.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Опыт педагогической деятельности показывает, что содержание эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста зависит от следующих факторов [5]:
а) физических и эстетических свойств объекта восприятия;
б) индивидуальных качеств личности младшего школьника как субъекта восприятия — от типа нервной системы и соответствующего ей темперамента, уровня эстетического и общего развития личности;
в) условий, в которых совершается процесс восприятия (обстановка);
г) произвольности или непроизвольности внимания, направленного на объект восприятия, намеренности или случайности выбора данного объекта;
д) и временного фактора (продолжительность процесса восприятия);
е) содержания учебного материала, методов, приемов и средств обучения, применяемых педагогом.
Авторская методика формирования эстетических способностей младших школьников в условиях занятий спортивными танцами включает ряд этапов.
Первый этап — формирование ключевых компетенций танцоров младшего школьного возраста, к которым относятся умение слушать счет «раз»; знание основ танцевальной терминологии, а также позиций рук, ног, корпуса; повышение уровня общей и специальной физической подготовленности занимающихся.
Второй этап — непосредственное осуществле-
ние работы по формированию эстетических способностей, которые, главным образом для данного контингента, базируются на формировании техники исполнения спортивных бальных танцев и практическом освоении таких танцевальных направлений, как классический, историко-бытовой, русский народный и современный танец (хип-хоп и модерн). Третий этап — развитие творческих способностей занимающихся на основе имеющегося двигательного опыта юных танцоров. В методике выделены главные особенности процесса формирования эстетических способностей младших школьников, занимающихся спортивными танцами, которые учитывались при ее реализации на занятиях:
а) физический аспект;
б) оздоровительный аспект;
в) технический аспект;
г) психологический аспект;
д) эстетический аспект.
При работе с детьми младшего школьного возраста, как показывает практика, педагогу следует создавать сюжет урока. В авторской методике были апробированы следующие те-магические уроки: «Путешествие по странам» (знакомство с различными танцами и отдельными элементами танцев); «Карнавал» (закрепление разученных танцев или показательный урок); «Светская гостиная» (предназначен данный сюжет для разучивания историко-бытовых танцев и основ классического танца, европейской программы бальных танцев) и др. При этом педагогу важно отразить сущностное содержание сюжета на протяжении всего занятия, показать его в каждом разделе, элементе данного урока, используя разнообразные методы.
Методы (от греч. métodos — исследование, путь продвижения к истине) — приемы и способы совместной работы обучающего и обучаемых по передаче и усвоению знаний, умений и навыков, а также по развитию способностей и профессиональных качеств, необходимых в практической деятельности [2]. Понятие «метод» тем самым указывает на существование определенного способа достижения какой-либо цели в процессе физического воспитания и на достижение этой
цели в процессе и результате определенным образом организованной, упорядоченной педагогической деятельности. В ходе формирования эстетических способностей младших школьников можно предположить воспроизводимость одних и тех же методов с одинаковым ожиданием успеха в сходных педагогических условиях в процессе занятий спортивными танцами.
Анализ психолого-педагогической литературы по изучению проблемы метода обучения позволяет охарактеризовать его в рамках нашего исследования как способ совместной теоретической и практической деятельности преподавателя и студентов по достижению дидактических целей и задач, по воспитанию и развитию личности в процессе обучения средствами дистанционных образовательных технологий.
В ходе исследования были выявлены эффективные методы формирования эстетических способностей юных танцоров:
а) игровые методы (игры различной направленности — на развитие физических качеств, музыкально-ритмических способностей);
б) рефлексивно-двигательные методы (самоконтроль и анализ собственных действий);
в) идеомоторные методы (мысленное конструирование будущих действий);
г) музыкально-ритмические методы (прохло-пывание, протопывание, проговаривание ударов музыки).
Кроме того, важной характеристикой авторской методики является использование музыкального сопровождения. Именно музыкальные произведения являются средством формирования эстетических способностей юных танцоров. Задавая определенный темп, ритм, характер движений, акцентный ряд, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его выполнению и одновременно приучает танцоров понимать соответствие между характером музыки и характером движения. Авторская методика была апробирована в ряде муниципальных общеобразовательных учреждений г. Челябинска. Было доказано, что формирование эстетических способностей младших школьников в процессе за-
нятий спортивными танцами способствует гармоничному развитию личности и совершенствованию процесса подготовки юных танцоров.
ВЫВОДЫ
1. Эстетические способности детей младшего школьного возраста, занимающихся спортивными танцами, выражаются в знаниях, умениях и навыках исполнения спортивных танцев, их творческом использовании, понимании прекрасного в жизни, в частности, спортивных танцах и осуществлении эстетической деятельности: эстетическом восприятии; проявлении эстетических чувств; осознании эстетических идеалов и потребностей; осуществлении эстетической оценки и др.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кривцун, О.А. Эстетика : учебник / О.А. Кривцун. -М. : Аспект Пресс, 2000. - 434 с.
2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
3. Борисенкова, Е. С. Методика формирования эстетических способностей детей 8-10 летнего возраста в условиях занятий спортивными танцами : методич. рекомендации / Е.С. Борисенкова. - Челябинск : Изд-во УралГУФК, 2009. - 42 с.
4. Философский словарь. - М. : Мысль, 2003. - 444 с.
5. Найн, А. Я. Актуальные проблемы воспитания школьников : монография / А.Я. Найн, О.Л. Карпо-
BIBLIOGRAPHY
1. Krivtsun, O. A. Aesthetics : the textbook / O. A. Krivtsun.
- Moskva : Aspect Press, 2000. - 434 p.
2. Pedagogical encyclopaedic dictionary / General editor
B. M. Bim-bad. - Moskva : Big Russian encyclopedia, 2003. - 17 p.
3. Borisenkova, E. S. Methods of forming of aesthetic abilities of children 8-10 years old in the conditions of the sports dance : methodological. recommendations / E. S. Borisenkova. - Chelyabinsk : Publishing house of UralGUFK, 2009. - 42 p.
4. Philosophical dictionary. - Moskva : Thought, 2003.
- 444 p.
5. Nayn, A. Ya. Actual problems of education school / A.
2. Эстетические способности младших школьников, занимающихся спортивными танцами, базируются на их физической подготовленности и, в первую очередь, на координации (чувстве ритма, сохранении статического и динамического равновесия, выполнении упражнений без излишней мышечной напряженности и др.) и гибкости.
3. Реализация авторской методики, включающей игровые, рефлексивно-двигательные, идеомоторные, музыкально-ритмические методы, способствует эффективному формированию эстетических способностей младших школьников в процессе занятий спортивными танцами; направлена на гармоничное развитие личности и совершенствование процесса подготовки юных танцоров.
ва. - Челябинск : Изд-во УралГУФК, 2010. - 278 с.
6. Борисенкова, Е. С. Спортивные танцы на паркете как важный фактор эстетического воспитания младших школьников / Е.С. Борисенкова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 8. - С. 291-295.
7. Бренч, С. В. Индивидуальное воспитание младших школьников в процессе занятий физической культурой : учебно-метод. пособие / С.В. Бренч. - Челябинск : Изд-во УралГУФК, 2010. - 56 с.
8. Холодова, Г.Б. Воспитание субъектной позиции юных спортсменов физической культуры / Г.Б. Холодова // Вестник Оренбургского гос. пед. ун-та. -Оренбург : Управление физкультурного образования. - 2010. - С. 106-104.
Ya. Nayn, O. L. Karpova : monograph. - Chelyabinsk : Publishing house of UralGUFK, 2010. - 278 p.
6. Borisenkova, E. S. Sports dancing floor as an important
factor aesthetic education of the younger students / E. S. Borisenko // Siberian pedagogical journal. -2008. - № 8. - P. 291-295.
7. Brench, S. V. Individual upbringing of younger pupils in
the process of physical exercises : training method. manual / S. V. Brench. - Chelyabinsk : Publishing house of УралГУФК, 2010. - 56 p.
8. Kholodova, G. B. Education subjective position of young sportsmen of physical culture / G. B. Kholodova // Bulletin of OGPU. - Orenburg : Management of physical education. - 2010. - P. 106-104.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Найн Альберт Яковлевич - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Уральского государственного университета физической культуры
Карпова Ольга Леонидовна - доктор педагогических наук, заведующая кафедрой связей с общественностью и гуманитарных дисциплин Уральского социально-экономического института (филиал) Академии труда и социальных отношений