Научная статья на тему 'Методика физического воспитания подростков в летнем оздоровительном лагере'

Методика физического воспитания подростков в летнем оздоровительном лагере Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
963
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / МЕТОДИКА / ВОСПИТАНИЕ / ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / TEENAGERS / METHODOLOGY / EDUCATION / SUMMER RECREATION CAMP / DYNAMICS OF PHYSICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ткаченко Павел Анатольевич

В статье представлена динамика показателей физической подготовленности и свойств личности подростков, находящихся в летнем оздоровительном лагере в течение одной лагерной смены, а также разработана методика физического воспитания подростков в летнем оздоровительном лагере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ткаченко Павел Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of the teenagers' physical education in the summer recreation camp

This article presents the dynamics of physical readiness' indicators and properties of the teenagers' personality who are in a summer recreation camp during one camp change and also the methodology of teenagers' physical training in a summer recreation camp has been developed.

Текст научной работы на тему «Методика физического воспитания подростков в летнем оздоровительном лагере»

Vol. 66. - P. 247-252.

3. Dynamic 123-I-MIBG SPECT reflects sympathetic nervous integrity and predicts clinical outcome in patients with chronic heart failure / Arimoto T., Takeishi Y., Fukui A. et al. // Annals of Nuclear Medicine. - 2004. - Vol. 18 (2). - P. 145-150.

4. Relationship between myocardial 123I-metaiodobenzylguanidine scintigraphic uptake and heart rate variability in patients with syndrome X / Lanza G.A., Giordano A., Ch. Pristipino et al. // Ital. Heart J. - 2000. - Vol. 1 (3). - P. 221-225.

5. Prognostic significance of cardiac 123I - metaiodobenzylguanidine imaging for mortality and morbidity in patients with chronic heart failure: a prospective study / Ogita H., Shimonagata T., Fukunami M. et al. // Heart. - 2001. - Vol. 86. - P. 656-660.

6. Sympathetic nervous function in patients with hypertrophic cardiomyopathy assessed by 123I-MIBG: relationship with left ventricular perfusion and function / Pace L., Betocci S., Losi M.A. et al. // Q. J. Nucl. Med. Mol. Imaging. - 2004. - Vol. 48. - P. 20-25.

7. Raffel D. Assessment of cardiac nerve integrity with positron emission tomography / D. Raffel, D. Wieland // Nucl. Med. Biol. - 2001. - Vol. 28. - P. 541-559.

8. Cardiac sympathetic nervous system in early essential hypertension assessed by 123-I-MIBG / Sakata K., Shirotani M., Yoshida H. et al. // Journal of Nuclear Medicine. -1999. - Vol. 40. - Issue 1. - P. 6-11.

9. Shapiro, B. Radiochemistry and kinetics of 131-MIBG and 123-I-MIBG. Clinical implications of the use of 123-I-MIBG / B. Shapiro, М. Gross // Med. Pediatr. Oncol. -1987. - Vol. 15. - P. 170-177.

10. Clinical relationship of myocardial sympathetic nervous activity to cardiovascular functions in chronic heart failure: assessment by myocardial scintigraphy with 123-I-metaiodobenzilguanidine / Wada Y., Miura M., Fujiwara S. et al. // Tohoku J. Exp. Med. -2003. - Vol. 201. - P. 261-270.

11. Iodine 123I-metaiodobenzylguanidine imaging reflect generalized sympathetic activation in patients with left ventricular dysfunction / Yuyama R., Yuasa F., Hikosaka M. et al. // Clin. Physiol. and Funct. Imaging. - 2005. Vol. 25. - Issue. - 1. - P. 34.

Контактная информация: [email protected] УДК 371.7 МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ЛЕТНЕМ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Павел Анатольевич Ткаченко, аспирант,

Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК)

г. Хабаровск

Аннотация

В статье представлена динамика показателей физической подготовленности и свойств личности подростков, находящихся в летнем оздоровительном лагере в течение одной лагерной смены, а также разработана методика физического воспитания подростков в летнем оздоровительном лагере.

Ключевые слова: подростки, методика, воспитание, летний оздоровительный лагерь, динамика физической подготовленности.

METHODOLOGY OF THE TEENAGERS’ PHYSICAL EDUCATION IN THE

SUMMER RECREATION CAMP

Pavel Anatolievich Tkachenko, the post-graduate student,

Far Eastern State Academy of Physical Culture,

Khabarovsk

Annotation

This article presents the dynamics of physical readiness’ indicators and properties of the teen-

agers’ personality who are in a summer recreation camp during one camp change and also the methodology of teenagers’ physical training in a summer recreation camp has been developed.

Keywords: teenagers, methodology, education, summer recreation camp, dynamics of physical readiness.

Детские оздоровительные лагеря, являются важной формой физкультурнооздоровительной работы с детьми в летний период. Условия их функционирования в настоящее время значительно изменилось по сравнению с существовавшими ранее. По данным [1], количество лагерей в Амурской области с 1995 по 2006 года сократилось на 11,75% (47лагерей). Из них санаторного типа остались без изменений, для школьников с дневным пребыванием сократились на 17,5% (63 лагеря). Профильные и оборонно-спортивные лагеря увеличились по сравнению 1995 годом на 85% (с 4 до 28).

Численность детей отдохнувших в лагерях за лето сократилось с 1995 до 2006 года на 14,9% (5623 чел.) (рис. 1).

45000 40000 -35000 -30000 25000 -20000 -15000 -10000 -5000 0

1995 год 2000 год 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год

Рис. 1. Численность детей, отдыхавших в летних лагерях в Амурской области

Количество детей отдохнувших в лагерях санаторного типа увеличилось с 2150 в 1995году до 3722 в 2006 году, что составляет 42,2%. Школьных площадок с дневным пребыванием сократилось почти в 2 раза с 23568 до 14199 человек (39,8%). Причем численность школьников с дневным пребыванием сокращалось с каждым годом и данный факт не может не настораживать. Количество отдохнувших в профильных и оборонно-спортивных лагерях увеличилось на 91,9%, что можно объяснить изначально не высоким показателем в 1995 году, всего 141 человек. К 2006 году данный показатель увеличился 1794 человек. В лагерях труда и отдыха количество отдохнувших детей сократилось на 90,2% или на 468 детей отдохнувших в данных лагерях.

Нами была изучена динамика показателей физического состояния и свойств личности подростков, находящихся в летнем оздоровительном лагере в течение одной лагерной смены. Исследования проводились на базе детских оздоровительных лагерях им. Лизы Чайкиной и Сосновый бор (г. Свободный Амурская область), в котором приняли участие мальчики в возрасте 13-15 лет. В результате анализа полученных данных, было установлено, что показатели физической подготовленности практически не претерпели достоверных изменений, за исключением результатов в беге на 1000 м и челночном беге, что можно объяснить изначально невысоким уровнем по данным тестам и спецификой двигательного режима в детском оздоровительном лагере (бег по пересеченной местности, спортивные и подвижные игры, плавание, лазание по канату). (Рис.2).

Из 17 свойств личности, достоверные изменения результатов выявлены лишь по показателям самооценки, общительности, тревожности и напряженности (рис. 3).

Проведенные исследования показали, что в течение одной смены в оздоровительном лагере, психофизическое состояние подростков практически не изменяется, за исключением ситуативных психических состояний.

Рис. 2. Величина изменений показателей физического состояния подростков в течение одной лагерной смены в детском оздоровительном лагере

Рис. 3. Величина изменений показателей свойств личности подростков в течение одной смены в детском оздоровительном лагере

Такой вывод ставит под сомнение эффективность всей физкультурнооздоровительной работы в летних оздоровительных лагерях. Поскольку становится очевидным, что за 21 день невозможно добиться существенных улучшений состояния отдыхающих.

Решить эту проблему возможно, основываясь на дифференцированном подходе, который осуществлялся по трем направлениям:

1. Изучение и учет индивидуальных особенностей детей;

2. Управление деятельностью детей;

3. Активизация самостоятельной деятельности детей.

Дифференцированный подход позволил нам выявить подростков с различным уровнем двигательной активности, что позволило нам поделить их на три типологические группы: «высокая двигательная активность», «средняя двигательная активность», «низкая двигательная активность».

Сравнительный анализ психофизического состояния подростков различных типологических групп, находящихся в летнем оздоровительном лагере, показал, что между выявленными группами по ряду показателей существуют достоверные различия, что позволяет нам определить проблемное поле исследования.

Для решения данной проблемы нами были разработаны модельные характеристики психофизического состояния подростков различных типологических групп. Дополнительно была разработана «индивидуальная карта наблюдения», состоящая из 11 критериальных позиций. Для сбора информации по данной карте в качестве экспертов привлекались инструкторы по физической культуре и плаванию, воспитатели, вожатые, медицинские работники, сотрудники правоохранительных органов, психолог и др. Исследование проводилось в течение 6 лагерных смен (2008 и 2009 гг.). Было обследовано 114 мальчиков 13-15 лет.

По данным экспертной оценки специалистов, численность «с высокой двигательной активностью» мальчиков в летнем оздоровительном лагере от общего числа обследованных (114 чел.) составляет 22% (25 чел.), «низкой двигательной активностью» - 30% (34 чел.), тогда как «средний тип» - 48% (55 чел.). Разработки модельных профилей «с высокой двигательной активностью» и «низкой двигательной активностью» подростков осуществлялась с помощью аналитической компьютерной программы «БеёиСог 4.3». После разработки модельных профилей «с высокой двигательной активностью» и «низкой двигательной активностью» подростков, нами были подобраны средства и методы физического воспитания, которые позволили повысить эффективность организационных аспектов процесса физического воспитания и тем самым оптимизировала психофизическое состояние подростков с «низкой двигательной активностью» (Таблица 1).

Таблица 1

Методика физического воспитания подростков в летнем оздоровительном лагере

Группы Задачи Основные средства физического воспитания(%)

С высокой двигательной активностью 1. Обучить теоретическим аспектам ФКиС (Правила судейства, принципы честной игры). Проведение спорт. мероприятий. Просмотр спорт. соревнований.

2. Совершенствование технических элементов в спортивных играх (футбол, волейбол, баскетбол и т.д.). СПУ-15; СБУ-30; ОФП-15; Спортивные игры - 40.

3. Развить гибкость, выносливость и скоростносиловые качества; Кр.-30; СГУ-20; ОФП-15; ЛСУ-20. СБУ - 10; ЛСУ - 5.

4. Формирование свойств личности (интеллект, общительность). Разбор тактических схем в спорт. играх, активное участие в творческой жизни лагеря.

С низкой двигательной активностью 1. Обучить теоретическим аспектам ФКиС (знания о ЗОЖ). (беседы о положительном влиянии закаливания, плавании, тренировочных занятий и т.д.).

2. Освоение технических элементов в спортивных играх (футбол, волейбол, баскетбол и т.д.). ЛСУ-15; СПУ-20; ДУ-5. ОГУ-10; Спорт. игры - 30; Подвижные игры - 10. МБ-10.

3. Развитие выносливости, координации, гибкости. Плавание-30%; Кр.-25%; ОГУ-25; СПУ - 20.

4. Формирование свойств личности (самооценка, общительность, смелость). Снижение уровня тревожности, напряженности Участие в спортивной и творческой жизни лагеря. Создание ситуации успеха

Со средней двигательной активностью 1. Обучить теоретическим аспектам ФКиС (Олимпийское воспитание). Беседы об истории олимпизма. Просмотр видеозаписей с Олимпийских игр.

2.Обучение и совершенствование технических элементов в легкой атлетике. СБУ-20; ОСУ-20; СПУ-20; ЛСУ -20; СБУ -2 0 .

3. Развить гибкость, силу и скоростные качества; СГУ.-30; ДУ - 10; ОФП-30; ОРУ -20; СПУ - 10.

4. Формирование свойств личности (самооценка, общительность, самоконтроль, подчиненность). Профилактика напряженности, подозрительности. Участие в спортивной и творческой жизни лагеря. Судейство спортивных мероприятий. Ведение дневников спортивной нагрузки и т.д.

Условные обозначения: ОФП - Общая физическая подготовка; Кр. - Кросс; СПУ - Специальные прыжковые упражнения; ОРУ - Общеразвивающие упражнения; ЛСУ - Локальные силовые упражнения; МБ - Медленный бег; СБУ - Специальные беговые упражнения; ДУ - Дыхательные упражнения; ОСУ - общие силовые упражнения; СГУ - Специальные гимнастические упражнения; ОГУ - Общие гимнастические упражнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Россия в цифрах 2008 : краткий статистический сборник / под. ред. В. Л. Соколина. - М. : Росстат, 2008. - 510 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 378:001

ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО» КАК ОСНОВА РЕЙТИНГА НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ВУЗА

Светлана Александровна Хузина, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный педагогический университет

Аннотация

В статье описано применение технологии электронного «портфолио» для систематизации и оценки результатов научной деятельности преподавателей, студентов и выпускников вуза.

Ключевые слова: технология портфолио, виртуальный портфолио, рейтинг, научная деятельность, научные достижения преподавателя и студента.

"PORTFOLIO" TECHNOLOGY AS A BASIS OF RATING OF THE SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS OF UNIVERSITY TEACHERS AND STUDENTS Svetlana Aleksandrovna Huzina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Chelyabinsk State Pedagogical University

Annotation

The technology of electronic «portfolio» application for systematization and assessment of the scientific achievements of teachers and students, graduates of the university has been described.

Keywords: technology of portfolio, electronic portfolio, rating, scientific activity, scientific achievements of the teacher and the student.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях настоятельным требованием становится необходимость оценки эффективности деятельности вуза с использованием прозрачных и понятых обществу количественных параметров, характеризующих его научнопедагогическую деятельность и не зависящих от субъективных факторов. В этой связи возникает потребность определения результативности деятельности преподавателей и качества подготовки студентов, в частности оценки их научных достижений.

При этом критериальные показатели количественной оценки научной деятельности преподавателей и студентов вуза не достаточно разработаны. Поэтому актуальной является разработка технологий систематизации, документирования научных достижений преподавателей и студентов, а также определения рейтинга эффективности научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава и рейтинга исследовательской работы студентов вуза.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет».

Для хранения, систематизации и документирования результатов научной деятельности преподавателей и студентов мы применили технологию «портфолио».

Термин "портфолио" давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ. Портфолио организаций и предприятий помогают продвигать на рынке предоставляемые ими услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг. Начи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.