УДК 371
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ АУТОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
© Римма Магомедовна ЮСУПОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, e-mail: [email protected]
Раскрыта совокупность критерий определения уровня сформированности аутопедагогической компетентности у студентов-филологов по специальности Иностранный язык, даны определения составляющих данного понятия, что позволяет выделить группы педагогически значимых качеств для развития у студентов способности к самовоспитанию и самосовершенствованию в рамках диагностики аутопедагогической компетентности с помощью анкетирования.
Ключевые слова: аутопедагогическая компетентность; педагогическое мастерство; педагогический профессионализм; педагогическое творчество; уровень сформированности аутопедагогической компетентности; качества педагога.
В современных условиях обучению педагогическому мастерству в вузах не уделяется достаточно внимания, т. к. существуют определенные теоретические дисциплины методического и педагогического направления, призванные научить студента его будущей профессии. Следует отметить, что даже такая практикоориентированная дисциплина, как теория и методика обучения иностран-
ному языку, не готовит учащегося вуза к тому учебно-воспитательному процессу, которым ему нужно будет эффективно руководить в школе. Таким образом, встает вопрос о развитии профессионального мастерства студентов уже в процессе педагогической практики, как важнейшего условия формирования профессионализма будущего педагога.
Уровень педагогического профессионализма и мастерства напрямую определяется способами решения педагогической задачи, но, главным образом тем, в какой степени их решение опирается на теоретическое осмысление собственной деятельности. При этом уровни деятельности связаны с уровнями обобщения собственной практики, выработкой общей стратегии осуществления деятельности. Педагог лучше справляется с решением профессиональных задач, если он опирается на сильные стороны своей личности, в т. ч. мышления. Педагогическое мышление учителя, прежде всего, проявляется в анализе информации, относящейся к решению задачи, т. е. ее условий, средств и способов решения. Специфика педагогических задач в том и состоит, что информация, относящаяся к их решению, если имеется, может не приниматься во внимание или игнорироваться педагогом ввиду его неопытности и по другим причинам. Квалифицированный отбор необходимой и достаточной информации - одна из детерминант, определяющих успех решения педагогических задач.
Можно сказать, что умение анализировать свой опыт и изменять свою педагогическую деятельность в соответствии с полученными данными является одним из критериев формирования у студентов аутопедагогической компетентности.
Владение иностранным языком как средством общения требует умения ориентироваться в определенной ситуации, находить наиболее эффективные пути и средства решения возникающих задач, прогнозировать результаты своей учебно-коммуникативной деятельности, т. е. требуется активная мыслительная деятельность субъекта. Поэтому перед преподавателем встает необходимость поиска таких форм, методов и средств обучения, которые позволили бы решить весь комплекс учебно-методических задач.
Такой составляющей проблемы исследования является аутопедагогическая компетентность учителя иностранного языка, а в частности, педагогические профессионализм, мастерство и как высший уровень владения педагогической компетентностью - творчество.
Профессионализм педагогической деятельности складывается из совокупности общекультурных, общетеоретических, спе-
циальных, психолого-педагогических знаний, умения передать эти знания своим воспитанникам и самокоррекции в профессиональной деятельности.
Профессионализм педагогической деятельности состоит в том, что педагог владеет искусством формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач в последующей системе средствами своего предмета (специальности) за время, отведенное на учебно-воспитательный процесс.
Профессионализм - самый высокий уровень педагогической компетентности. Это овладение смыслами профессии, профессиональными позициями, ее гуманистической направленностью), а также владение высокими образцами труда (мастерство), поиск нового (новаторство).
Профессиональные качества рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Они включают следующие свойства: интеллектуальные (мышление);
нравственные (поведение); эмоциональные (чувства); волевые (способность к самоуправлению); организаторские (механизм деятельности).
Деловые качества как составляющие нравственно-волевых и организаторских черт складываются в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности, отражающими специфику ее характера, воли, способностей, темперамента, мировоззрения.
Педагогическое мастерство, в отличие от профессионализма, является личностной характеристикой, а не определенным количеством профессионально значимых качеств, а также выражает способность к саморазвитию и самосовершенствованию как основной составляющей аутопедагогической компетентности.
По мнению Андриади, педагогическое мастерство можно рассматривать как свойство личности, отражающее ее духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей общества, а также теоретическую и практическую готовность к творческому применению знаний, умений и навыков в
профессиональной деятельности. Можно говорить о том, что педагогическое мастерство сочетает в себе как знание теории и методики преподавания, так и особенности личности учителя, которые позволяют ему наиболее полно реализовать себя в педагогической деятельности. Знания, умения и навыки учителя, формирующиеся во время обучения в педагогическом вузе, можно определить как составляющие педагогических технологии, с помощью которых и происходит процесс обучения.
Главная сущность педагогического творчества состоит в том, что педагогическая деятельность есть процесс решения бесчисленного ряда педагогических задач, подчиненных общей конечной цели формирования личности, его мировоззрения, убеждений, сознания, поведения, а в профессиональном учебном заведении - основа профессионального мастерства, готовность к творческому труду на производстве.
Педагогическое творчество становится механизмом продуктивного преобразования личности.
Творческая деятельность учителя в основе своей базируется на развитии современной науки, науке о человеке, где ведущую роль играют психолого-педагогические исследования.
Творчески данный принцип реализуется там, где происходит обновление, где вносятся собственные идеи, раскрывается свое видение проблемы с учетом конкретных условий педагогического процесса, традиций и обязательным оригинальным способом решения возникающих задач.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогический профессионализм, мастерство и творчество являются уровнями сформированности аутопедагогической компетентности, в связи с чем можно определить критерии ее формирования у студентов.
Основными критериями формирования и развития аутопедагогической компетентности будущего учителя иностранного языка, по мнению О.М. Шиян, являются профессионализм знаний, общения, самосовершенствования. Выявлены следующие компоненты развития аутопедагогической компетентности учителя иностранного языка:
- мотивационно-ценностный компо-
нент (его показатели: гуманистическая про-
фессионально-педагогическая направлен-
ность на содействие развитию личности, наличие в структуре мотивации потребности в общении с учащимися, адекватная профессиональная Я-концепция, восприятие учащегося как значимого другого);
- развитие профессионализма знаний / когнитивный компонент готовности к общению (его показатели: полноценность и мобильность специальных и методических знаний, глубокие социально-психологические знания, диагностирующие личность учащегося);
- высокая развитость коммуникативных умений, владение психологическими приемами решения коммуникативных задач / операционально-деятельностный компонент (его показатели: динамичность и адекватность установления контакта с учащимися, управление межличностными отношениями, разнообразие речевых форм общения).
Компонент профессионализма деятельности предполагает, во-первых, самовоспитание - личностное самосовершенствование / преобразование личностных качеств, установок, ценностных, нравственных ориентаций, потребностей, интересов, мотивов поведения. Во-вторых, самообразование - профессиональное самосовершенствование / самостоятельное овладение новейшими достижениями психолого-педагогической науки, изучение и аккумулирование (накопление) передового педагогического опыта, анализ достоинств и недостатков деятельности своей и коллег по показателям уровня воспитанности и обученности учащихся, а также реконструирование на этой основе учебно-воспитательной информации и организация собственных научно-методических поисков.
Различают следующие градации профессионализма педагога по уровням: учитель-информатор (низшая категория); учитель-технолог (вторая, качественно более высокая, чем предыдущая); учитель-артист (первая категория); учитель-вдохновитель (высшая категория). Для оценки аутопедагогической компетентности учителя иностранного языка мы избрали три уровня: высокий (содержит профессионализм знания, общения, самовоспитания); средний (содержит не менее двух компонентов) и низкий уровень (один компонент и меньше). Образование, не обновляемое систематически постоянным
самообразованием, теряет прекрасные качества новизны и свежести, живости и актуальности, силы и действенности.
Главными направлениями в самообразовательной деятельности будущего учителя выступают: методическое, специальное, общекультурное, психолого-педагогическое. К эффективным формам организации самообразовательной работы студентов можно отнести: участие в работе проблемных и теоретических семинаров, изучение теории и практики воспитательной работы, тематический подбор литературы по проблеме, подготовка к семинарским, практическим занятиям, написание рефератов, работа по обновлению и пополнению знаний по учебному предмету, обновление методических знаний и др.
Учебно-воспитательный процесс в вузе может оказаться нейтральным или неэффективным, если в нем не заложены стимулы для формирования умения самосовершенствоваться.
Условиями для этого могут быть:
- наличие у студентов потребности в целенаправленном пополнении знаний;
- осознание будущим учителем необходимости систематического пополнения и обновления своих знаний;
- психологическая подготовка к самосовершенствованию;
- постановка четко сформулированной цели самообразования;
- четкое планирование самообразовательной деятельности;
- обеспеченность необходимой литературой, правильный выбор материала для самостоятельного изучения;
- владение методикой умственного труда, систематичность и последовательность в самообразовании;
- наличие творческого отношения к изучаемому материалу;
- проявление волевых усилий по организации самообразования и использованию педагогических знаний в процессе практической деятельности;
- обеспечение педагогического контроля и руководства самообразованием будущих учителей.
Потребность в педагогическом самообразовании неразрывно у студентов связана с
выработкой у них определенной системы умений:
- самостоятельно ориентироваться в педагогической литературе, проводить библиографический поиск необходимых для самостоятельной работы литературных источников;
- целенаправленно выделять, систематизировать и критически осмысливать ведущие положения, факты и выводы, которые содержатся в самостоятельно изучаемых источниках;
- проводить анализ и обобщение научных данных по изучаемой теме, литературно обрабатывать и оформлять их, составлять библиографию к выполненной работе;
- обнаруживать проблемы в своих пси-холого-педагогических знаниях и устранять их путем самообразования;
- регулярно следить за развитием педагогической науки, постоянно стремиться быть в курсе ее последних достижений;
- творчески применять самостоятельно приобретаемые педагогические знания в практической деятельности.
Как видно, самообразование - сложный процесс, он включает в себя и осознание достоинств и недостатков собственной личности, уровня своей образованности, воспитанности, планирование собственной программы исправления недостатков и последовательное ее осуществление на основе самоорганизации и самоконтроля.
Для самовоспитания студента мы разработали специальную карту достижений, в которой рассматривались следующие группы качеств личности, подлежащих развитию и формированию, и необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности:
- личностные (или индивидуальные) качества - особенности познавательных процессов (педагогические память, внимание. воображение, наблюдательность и тип темперамента);
- социально-значимые качества (гражданственность, нравственность, педагогическая направленность, эстетические качества);
- профессионально-педагогические качества (теоретическая и методическая подготовленность по специальности, психологопедагогическая подготовленность к профессиональной деятельности, развитость прак-
тических педагогических умений и способностей).
Для определения уровня изначальной сформированности аутопедагогической компетентности у студентов мы провели ряд психолого-педагогических тестов, по которым были выявлены следующие показатели (низкий уровень - недостаточно развито, средний - имеются определенные знания и умения, высокий уровень - полное владение):
- развитость основных видов психических процессов: памяти, воображения, внимания и быстроты его переключения - средний уровень;
- психологическая готовность к педагогической деятельности; отношение к профессии учителя в целом и ожидания от будущей работы - низкий уровень, как мотивации к педагогической деятельности, так и готовности к работе в школе;
- способность к самосовершенствованию и саморазвитию - низкий (большинство студентов предпочитают аудиторную работу по развитию педагогических умений самостоятельной, недостаточное внимание уделяют своему саморазвитию).
Таким образом, подтвердилась актуальность проводимого исследования, в котором мы поставили целью определить уровень сформированности педагогически значимых качеств и свойств личности, а также выделить критерии, по которым мы можем судить
о развитости аутопедагогической компетентности. Анкетирование студентов 4 курса бакалавриата филологии по профилю иностранный язык определило дальнейшее построение модели развития их профессионального мастерства и аутопедагогической компетентности для последующего эксперимента.
1. Ким И.Н. Формирование базовых составляющих профессиональной компетентности преподавателя в рамках ФГОС // Высшее образование в России. 2012. № 1.
2. Лашкова Л. Л. Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в процессе воспитательной работы вуза // Высшее образование сегодня. 2009. № 3. С. 75-77.
3. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. М., 2004.
4. Якушева С.Д. Педагогическая техника - основа педагогического мастерства // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 2.
5. Шиян О.М. Продуктивное развитие аутопедагогической компетентности учителя: на материале работы с учителями иностранных языков: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Орел, 1996.
Поступила в редакцию 22.06.2012 г.
UDC 371
DIAGNOSTIC METHODS OF AUTOPEDAGOGICAL COMPETENCE OF FOREIGN LANGUAGE MAJOR STUDENTS
Rimma Magomedovna YUSUPOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: [email protected]
The set of criteria of testing the level of the autopedagogical competence development for the students of the foreign language faculty is revealed, the definitions of the components of this notion which makes it possible to distinguish the groups of pedagogically important personal qualities of the students to develop self-discipline and self-improvement within the bounds of autopedagogical competence diagnostics with the help of special questionnaire are given.
Key words: autopedagogical competence; pedagogical skills; pedagogical professionalism; pedagogical creativity; the level of the autopedagogical competence development; the pedagogical personal qualities.