УДК 616.07
Методика диагностического задания для объективного контроля формирования опыта специалиста
© Ерентуева Анна Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей патологии человека Медицинского института Бурятского государственного университета Россия, 670002, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 36а E-mail: [email protected]
© Балданова Ирина Ринчиновна
кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой общей патологии человека Медицинского института Бурятского государственного университета Россия, 670002, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 36а E-mail: [email protected]
© Абидуева Лыгжима Ранжуровна
кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры инфекционных болезней Медицинского института Бурятского государственного университета Россия, 670002, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 36а E-mail: [email protected]
В статье изложены научно-методические подходы к разработке системы оценивания достижения уровней компетенций будущими специалистами с опорой на паспорта компетенций. Предлагается методика разработки диагностических заданий для студентов. Предложенный подход позволяет конкретизировать содержание диагностических измерительных материалов на каждом из трех подуровней в рамках системы по освоению конкретной компетенции, разработать критерии оценивания и виды контрольных заданий. Авторами также предложены методические подходы по расширению и совершенствованию УМК по дисциплинам, например, для актуализации содержательных и процессуальных связей рекомендовано в рабочих программах и паспортах компетенций на основе межпредметных связей и системного подхода определять спецификацию заданий. Практическую значимость имеет разработанный авторами алгоритм составления таких заданий для диагностики достижения уровней компетенции.
Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, паспорт компетенции, спецификация, диагностические измерительные материалы, межпредметные связи.
Methodology of diagnostic tasks for objective control of a specialist's experience development
Anna Yu. Erentueva
PhD in Education, A/Professor, Department of General Human Pathology, Medical Institute, Buryat State University 36a Oktyabrskaya St., Ulan-Ude, 670002 Russia
Irina R. Baldanova
PhD in Medicine, A/Professor, Head of the Department of General Human Pathology, Medical Institute, Buryat State University
36a Oktyabrskaya St., Ulan-Ude, 670002 Russia Lygzhyma R. Abidueva
PhD in Biology, Senior Lecturer, Department of Infectious Diseases, Medical Institute, Buryat State Unviersity 36a Oktyabrskaya St., Ulan-Ude, 670002 Russia
The article describes scientific and methodological approaches to the development of the assessment system for achieving the level of future experts competence based on the competency passport. Development methodology of diagnostic tasks for the students is suggested. The proposed approach allows specifying the content of the diagnostic test materials for each of the three sub-levels within the system for the development of specific competences, developing criteria for evaluation and the types of control tasks. The authors also suggest methodological approaches to expand and improve the teaching materials on the subjects: for example, to update the substantive and procedural links it is recommended to define the specification of tasks in academic programs and competency passports on the basis of interdisciplinary links and systematic approach. An algorithm of drawing up such tasks to achieve the levels of competence diagnostics developed by the authors is of practical significance.
Keywords: competence, competence approach, competency passport, specification, diagnostic assessment materials, interdisciplinary link.
На сегодня модель выпускника вуза, основанная на компетентностном подходе, должна иметь меньшее число составляющих ее элементов, чем при описании через традиционные знания, умения, навыки. Это позволит на междисциплинарной основе выделять крупные блоки (модули) в образовательной программе подготовки специалиста и обеспечит формирование обобщенной модели качества, абстрагированной от конкретных дисциплин [1]. Принятие компетентностного подхода к оценке результатов образования должно привести к формированию новой системы оценочных средств с переходом от оценки знаний к оценке компетенций. Поэтому результаты обучения и формирования компетенций являются важным звеном реформирования образования. Среди актуальных проблем, связанных с объективным мониторингом достижения компетенций будущими специалистами, можно выделить отсутствие надежного контрольно-измерительного аппарата. В своей работе мы предлагаем методику разработки диагностического задания по достижению уровней компетенций на примере дисциплины «Биология с экологией» для студентов 1-го курса Медицинского института (направление подготовки Лечебное дело, квалификация — специалист).
На первом этапе на основе описания компетенции необходимо определить место, значимость компетенции и характеристики планируемых уровней ее сформированности [3]. Цель обучения и воспитания специалиста является системообразующим звеном педагогической системы. Для того чтобы цель была описана ясно и точно, необходимо, чтобы все ее параметры были заданы диагно-стично. Например, в паспорте профессиональной компетенции, направленной на формирование способности и готовности к осуществлению комплекса мероприятий, связанного с сохранением и укреплением здоровья, предупреждением возникновения заболеваний и их ранней диагностикой, описание показателей и критериев оценивания уровней выглядит следующим образом:
• На начальном уровне освоения компетенции студент должен знать методы ранней диагностики наследственных болезней, методы генетики человека, основные тератогенные факторы и современную классификацию наследственных болезней человека, уметь систематизировать и обосновывать воздействие различных факторов на организм человека, обосновывать значение здорового образа жизни, определять возможность лечения разных групп наследственных болезней у человека и зависимость их от факторов окружающей среды, владеть терминологией, связанной с основными группами наследственных болезней человека и причинами их развития, основными навыками формирования здорового образа жизни.
• На среднем уровне, предусматривающем освоение отдельных элементов деятельности и приобретение технологических навыков, студент должен знать основные генетические механизмы развития наследственных болезней, основные профилактические мероприятия по развитию наследственных болезней в популяциях людей, современные методы диагностики наследственных заболеваний человека, уметь использовать сведения из различных информационных источников для формирования научной и доказательной базы о вреде различных факторов среды на организм человека, обосновывать выбранные методы диагностики наследственных болезней на разных этапах онтогенеза человека, владеть разными способами представления информации о пользе здорового образа жизни, основными критериями оценки различных методов диагностики и эффективности лечения наследственных болезней.
• На повышенном уровне студент должен продемонстрировать знания о молекулярных основах и современных методах изучения наследственных болезней, основных направлениях исследований в области генетики человека, молекулярной биологии, цитогенетики, овладеть умениями по раскрытию роли антропогенного фактора в решении экологических проблем, определению типа и вариантов наследования заболеваний у человека. На данном уровне будущий специалист должен овладеть способностью составлять биологические и генетические задачи, определять алгоритм их решения и обосновывать правильность аргументации.
На втором этапе в рамках компетенций, достижение которых предусмотрено ФГОС, составляются кодификатор и спецификация контрольных измерительных материалов по дисциплине. Процесс внедрения педагогических технологий в условиях современного реформирования предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. Стержневым показателем уровня квалификации является его профессиональная компетентность. Поэтому в эпоху информационной насыщенности проблемы структурирования знаний и оперативного их применения приобретают в рамках блочно-модульной технологии иную значимость. В целях повышения уровня контроля за процессом формирования опы-
та специалиста мы предлагаем разработать кодификатор диагностических измерительных материалов (ДИМ) достижения уровней определенной компетенции, начав его с разработки межпредметных связей, т. к. каждая компетенция носит комплексный характер [2]. Точно поставленные цели обучения и воспитания специалиста с обоснованно подобранным содержанием обучения составляют основу формирования кодификатора компетенции, который отражает элементы содержания и требований к ее освоению у будущих специалистов с учетом межпредметных связей. Содержание компетенции, приведенной выше, предполагает межпредметные связи с такими дисциплинами, как «Медицинская генетика», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Концепция здорового образа жизни», «Медицинская физика», «Биохимия», «Патологическая анатомия», «Патологическая физиология». Сквозное содержание рассматриваемой компетенции позволяет выделить следующие содержательные блоки:
1. Блок «Мутагенные и тератогенные факторы. Классификация наследственных болезней (по версии ВОЗ)». Межпредметные связи с дисциплинами: «Медицинская физика», «Медицинская генетика», «Патологическая анатомия».
2. Блок «Молекулярно-клеточные механизмы развития наследственных болезней». Межпредметные связи с дисциплинами: «Биохимия», «Патологическая физиология».
3. Блок «Методы изучения генетики человека и методы диагностики наследственных болезней». Межпредметные связи с дисциплинами: «Патологическая анатомия», «Медицинская генетика».
4. Блок «Профилактика наследственных болезней и формирование здорового образа жизни». Межпредметные связи с дисциплинами: «Медицинская генетика», «Концепция здорового образа жизни».
ДИМы по освоению различных уровней компетенции должны содержать элементы всех четырех блоков, представленных в кодификаторе. На практике кодификатором мы можем назвать все содержимое, которое заявлено в учебных и рабочих программам по названным дисциплинам. Целесообразно включить в содержание рабочей программы требования к уровневой подготовке выпускников по освоению конкретных компетенций. Так, возможно определение следующих требований к освоению уровней рассматриваемой компетенции:
1. Начальный уровень освоения:
1.1. Дает характеристику методам диагностики наследственных болезней и методам изучения генетики человека, знает основные правила составления родословных.
1.2. Работает с литературой при написании рефератов и докладов по теме, представляет результаты работы по изучению воздействия различных факторов на человека, определению основных факторов сохранения и укрепления здоровья, называет причины развития генетических аномалий, составляет родословные.
1.3. Обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни, применение методов генетики человека для диагностики наследственных болезней.
2. Средний уровень освоения предусматривает:
2.1. Понимание основных молекулярно-генетических механизмов наследственных болезней, наличие представлений о сфере и границах применения современных методов диагностики наследственных болезней, понимание значения профилактической работы.
2.2. Определение эффективности методов диагностики, нормального и патологического кариоти-па, запись формулы кариотипа, объяснение причин развития моногенных, хромосомных болезней, решение генетических задач с учетом пенетрантности, объяснение значения знаний о различных формах изменчивости в работе врача.
2.3. Представление результатов работы с различными источниками по изучению принципов сохранения и укрепления здоровья, необходимости формирования ЗОЖ, предупреждения и распространения заболеваний, методов ранней диагностики.
3. Повышенный уровень освоения:
3.1. Понимает широту и ограниченность применения методов в раскрытии механизмов развития и диагностики наследственных болезней, теоретические основы экологического мониторинга; знает критерии эффективности методов; устанавливает возможности современных методов изучения ДНК.
3.2. Решает задачи на причины геномных нарушений; выявляет тип и вариант наследования заболевания; сравнивает молекулярно-генетические механизмы болезней, относящихся к разным группам наследственных болезней человека; аргументирует необходимость проведения конкретных методов диагностики; составляет схемы применения методов генетики человека.
3.3. Оценивает корректность информации о влиянии среды на человека, интерпретирует результаты исследований в форме конкретных рекомендаций, владеет методами моделирования медико-генетического консультирования.
В рамках данной компетенции рассматриваются и обобщаются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы: молекулярно-клеточном, хромосомном, геномном, организменном и популяционно-видовом. В содержание проверки также входят и прикладные знания по проблемам окружающей среды, формированию здорового образа жизни, профилактике наследственных болезней и др. Также необходимо определить структуру ДИМ и распределить задания ДИМ по содержанию, видам умений и способам действий (табл. 1).
Таблица 1
Спецификация содержания заданий ДИМов
Уровень оценивания Уровень сложности Виды заданий Содержание заданий (проверяемые элементы содержания)
1. Начальный 1.1. Открытые тесты с выбором одного правильного ответа, составление словаря биологических терминов Реакции матричного синтеза, хромосомный набор клеток, суть и задачи генеалогического, близнецового, цитогенетического, биохимического и популяци-онно-статистического методов, пренатальная диагностика наследственных болезней
1.2. Написание реферата и доклада по теме, правильное оформление работ и их защита, анализ и составление родословных Методика составления и анализа родословных при аутосомно-рецессивном, аутосомно-доминантном и Х-сцепленном типах наследования, воздействие мутагенных факторов на организм человека на разных этапах онтогенеза
1.3. Тесты на соотнесение Основные методы диагностики при типовых формах наследования
2. Средний 2.1. Открытые тесты с выбором нескольких правильных ответов Секвенирование ДНК, метод генетики соматических клеток, метод дерматоглифика: задачи, ограничения и перспективы применения в современной науке
2.2. Задания на последовательность, составление презентаций по теме и их защита Значение знаний о модификационной и других формах изменчивости в работе изменчивости, понятие о мутагенах, тератогенных факторах, пенетрантность и экспрессивность, формулы нормального и патологического кариотипа человека согласно Денверской и Парижской классификации
2.3. Написание и защита курсовой работы, научной работы под руководством преподавателя Эффективность, основные ограничения в применении методов пренатальной и постнатальной диагностики наследственных болезней, популяционная частота наследственных болезней, в т. ч. в нашем регионе
3. Повышенный 3.1. Открытые тесты (написание эссе, составление родословных различных семей) Современные технологии, которые используются при решении проблем в области профилактики и лечения наследственных болезней, основные направления исследований в области генетики и экологии человека, молекулярной биологии, цитогенетики и т. д.
3.2. Самостоятельная подготовка доклада, реферата, научного сообщения и публичное выступление Механизмы развития моногенных, хромосомных, митохондриальных, мультифакторных заболеваний челове
3.3. Самостоятельное составление биологических и генетических задач, определение алгоритма их решения и обоснование правильности представленной аргументации Влияние факторов окружающей среды на организм человека и его последствия, интерпретация результатов исследований в форме конкретных рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, профилактике и диагностике наследственных болезней, владение методами моделирования медико-генетического консультирования
Итак, основанием для разработки диагностических материалов для оценки уровня сформированное™ компетенций являются паспорта компетенций. В рамках каждой компетенции необходима их операционализация на уровне знаний, умений и владений.
Литература
1. Витвицкая Л. А. Компетентностный подход в университетском образовании // Вестник ОГУ. — 2011. — Вып. 11. — С. 176-182.
2. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. — М.: Логос, 2011. — 334 с.
3. Ерентуева А. Ю., Балданова И. Р., Абидуева Л. Р. Технологии оценки уровня сформированности профессиональных компетентций выпускника вуза // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — Вып. 12. — С. 51-55.
References
1. Vitvitskaya L. A. Kompetentnostnyi podkhod v universitetskom obrazovanii [Competence Approach in University Education]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Orenburg State University. 2011. V. 11. Pp. 176-182.
2. Verbitskii A. A., Larionova O. G. Lichnostnyi i kompetentnostnyipodkhody v obrazovanii: problemy integratsii [Personal and Competence Approach in Education: Problems of Integration]. Moscow: Logos, 2011. 334 p.
3. Erentueva A. Yu., Baldanova I. R., Abidueva L. R. Tekhnologii otsenki urovnya sformirovannosti professional'nykh kompe-tenttsii vypusknika vuza [Methodology of Assessment Professional Competences Development of Graduate Students]. Vestnik Bury-atskogo gosudarstvennogo universiteta. Meditsina - Bulletin of Buryat State University. Medcine. 2014. V. 12. Pp. 51-55.