УДК 911.3.001; 910.1
А.С. Стегниенко1
МЕТОДИКА АНАЛИЗА ТУРИСТСКИХ ОБРАЗОВ ПРЕФЕКТУР ЯПОНИИ
С ростом информатизации общества значение географических образов для развития территорий повышается. Однако в современной географической литературе до сих пор не устоялись понятия "географический" и "туристский" образы и методика их изучения. Предложен функциональный подход к выделению туристских образов и методика их изучения на базе анализа туристской литературы. Результаты разработанной методики анализируются и описываются на примере префектур Японии.
Ключевые слова: образ территории, туристский образ, Япония, туризм, методика, когнитивная география.
Введение. В постиндустриальной экономике роль образов в развитии территории становится все более значимой, они стали таким же ресурсом территории, как природные богатства и производственные мощности. Образы отражают идентичность места, его туристский, производственный или культурный потенциал, служат важной предпосылкой для привлечения инвестиций в регион, развития туризма и расширения экспорта [18]. Для бедной природными ресурсами постиндустриальной Японии, общество которой быстро стареет, это становится особенно актуальным, так как туризм — перспективный межотраслевой комплекс, повышенное внимание к которому проявляется с начала текущего века.
Постановка проблемы. Цель работы — разработка методики изучения туристского образа территории, при этом ставились следующие задачи: создание и анализ базы данных образов для префектур Японии по результатам изучения туристской литературы и апробация методики на их примере [1, 17, 19, 21, 22, 24-26, 28, 32, 33].
Материалы и методы исследования. Основополагающими считаются работы Дж. Голда "Психология и география: Основы поведенческой географии" и К. Линча "Образ города" [3, 13]. Схожая проблематика рассмотрена в ряде работ в 1980-1990-х гг. (О.И. Вен-дина, О.А. Лавренова, А.Г. Манаков, С.В. Федулов). Подобные работы ведутся в рамках Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва Ю.А. Ведениным, Д.Н. и Н.Ю. Замятиными [4-10], И.И. Митиным. Эти авторы изучали преимущественно образы городов. Среди ученых, занимавшихся изучением образов стран и регионов, следует выделить Э. Дэвиса, Н.В. Зайца, В.А. Колосова, А.С. Титкова, В.П. Максаковского.
В российском японоведении образы анализировались, как правило, в рамках исторического и лингвистического подходов. Поэтому обычно страну рассматривали как точку, пространственный анализ не проводился. В основном эти работы посвящены пред-
ставлениям о Японии в России (или СССР) и зарубежном мире (С.И. Вербицкий, Д.В. Петров, В.Э. Моло-дяков [14], А.А. Попова, А.И. Штейнгауз). Наиболее близкой по тематике можно считать монографию В.Э. Молодякова "Образ Японии в Европе и России второй половины XIX — начала ХХ века" [14]. Большой вклад в раскрытие образа Японии внесли труды В.В. Овчинникова ("Ветка сакуры") [16] и И.С. Ти-хоцкой ("Япония в начале XXI века: страноведческие зарисовки") [20].
Использованы такие методы, как когнитивное картографирование, контент-анализ, сравнительно-географический, описательный, аналитический, статистический и картографический методы.
Результаты исследований и их обсуждение. Географический и туристский образы территории. В географической литературе образ чаще всего воспринимался как синоним индивидуально организованных субъективных знаний человека об окружающей среде. Один из классиков когнитивной географии, Дж. Голд, определяет образ как "мысленную картинку, которая может быть вызвана в сознании, когда индивид, предмет, место или территория находятся вне доступности наших органов чувств" [3].
Н.Ю. Замятина, представитель отечественной школы когнитивной географии, отмечает, что в большинстве случаев использование термина "образ" подразумевает определенным способом организованную информацию (зрительную или иную), восприятие которой не равно изолированному восприятию отдельных ее элементов. На основании последней особенности она формулирует прикладное определение образа места: определенным способом организованная, внутренне целостная информация о месте [9]. Д.Н. Замятин в работах, посвященных гуманитарной географии, рассматривает географический образ как "систему взаимосвязанных и взаимодействующих знаков, символов и стереотипов, ярко, метко и емко характеризующих какую-либо территорию (место, ландшафт, регион, страну)" [4, 5].
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра социально-экономической географии зарубежных стран, аспирантка; e-mail: ale14@bk.ru
В последнее время наряду с географическими образами территории возрастает интерес к изучению туристских образов территории. Работы, посвященные туристскому образу территории (Destination image), начали появляться в зарубежной географии в 1970-х гг. (труды Э. Майо [31], Дж. Ханта [30]). За последовавшие 30 лет образам туристских дестинаций было посвящено более 150 работ. Существенный вклад в развитие этого направления внесли К. Чон [27], К. Этчнер и Дж. Риччи [29].
Как и в случае с географическим образом, четкое и единое определение туристского образа до сих пор не сложилось. Определенно можно только сказать, что туристский образ является составляющей географического образа. Туристский образ понимается как совокупность представления индивида или набор впечатлений о месте и как ментальный портрет территории [27, 29].
Невозможно четко разделить географический и туристский образы. Вместе с тем можно выделить ряд характеристик, более свойственных туристским образам. А.Ю. Александрова туристский образ страны определяет как своего рода визитную карточку территории, туристский образ, в отличие от географического образа, "обязательно является не только наглядным и узнаваемым, но и широко тиражируемым, делает больший акцент на уникальных чертах или объектах территории" [2]. Устоявшийся туристский образ территории, испытывающий сильное влияние исторического опыта использования пространства, с большим трудом поддается трансформации. Кроме того, он характеризуется особым динамизмом и может обновляться с учетом сезонности туристской деятельности, по мере туристского освоения территории или изменения потребностей туристов [15].
В работе автор исходила из функционального принципа выделения туристских образов. Если характеристика территории упомянута в туристской литературе, ее относили к туристским образам территории безотносительно к ее содержательным характеристикам или степени образности или художественности описания. Близкий подход использован в диссертации Н.Ю. Замятиной, где под образом территории она понимала любую характеристику атрибутивных свойств территории [9].
Анализ подходов к изучению образов в российской и зарубежной литературе. Методики изучения туристских образов можно разделить по трем основным характеристикам — предмету изучения, источникам и способам обработки полученных данных.
Выделяются две группы работ о туристских образах. В первой группе объект исследования — особенности процесса восприятия туристами посещаемых мест в зависимости от возраста, национальности, уровня дохода и т.п. Исследования второй группы посвящены непосредственно образам территорий.
Изучение туристских образов часто находится на стыке географии, психологии и маркетинга. Поэтому существует много работ, в которых исследованы осо-
бенности восприятия образов различной аудиторией (в зависимости от возраста, уровня образования, дохода, опыта путешествий и т.п.), изучены влияние личности туриста на выбор определенного туристского направления, а также этапы формирования и закрепления образа у индивида. Большинство авторов выделяют три основных фактора, влияющих на формирование туристского образа, — мотив путешествия, персональные особенности туриста (возраст, материальное положение, образование и др.) и полученную информацию о месте. Обычно цель таких исследований — выяснение покупательских предпочтений при выборе места отдыха для разработки туристских предложений. Работы, отнесенные ко второй группе, преимущественно посвящены "образу страны А у туристов из страны Б". Такие исследования характерны даже для развивающихся стран (например, "Образ туристской привлекательности Куйвета", "образы туристских дестинаций Турции, Египта, Греции и Италии в представлении туроператоров и турагентов США") [23].
Источники формирования туристских образов. Существует много источников формирования туристского образа: личный опыт туриста, туристская литература (брошюры, путеводители, реклама), художественные произведения, СМИ, интернет-ресурсы, кино, живопись и др. Как отмечал американский исследователь Дж. Ган, под влиянием независимых источников (художественная литература; новости; информация, полученная от знакомых и в процессе обучения) формируется органический образ (естественный), а под влиянием рекламных роликов, брошюр и информации от туристических организаций — навязанный [30].
Для исследования выбраны источники, представляющие собой переходное звено между ними, это наиболее популярные ресурсы, с которых начинает знакомство с регионом среднестатистический самостоятельный турист. Рассмотрены виртуальные энциклопедии ^ЫреШа и Wikitravel на английском, японском и русском языках, а также популярные путеводители отечественных и зарубежных изданий (как на языке оригинала, так и в переводе на русский язык). Главное преимущество электронных источников — их актуальность, так как информация в них постоянно обновляется. Например, только в них нашла отражение информация о последствиях Большого землетрясения Тохоку в марте 2011 г. в разных префектурах Японии.
Как показало проведенное С.А. Смирновым исследование сложившихся у туристов образов после посещения туристской дестинации, они на 90% совпадают с характеристиками, представленными в путеводителях. "Возникает неосознанное, но, тем не менее, явное заимствование из путеводителя буквально слово в слово. Эти мысли путешественник воспринимает как свои", см. в работе [20]. Поэтому можно сказать, что в работе изучались и потенциальные образы, возникающие у туристов.
На базе анализа указанных источников выявлены образные характеристики префектур, связанные с туристской инфраструктурой (курорты, виды туристской
активности и т.п.), историко-культурным (исторические персоналии и важные события, достопримечательности, литературные памятники, местные фестивали, кухня, объекты культа) и природным (национальные парки, уникальные виды животных и птиц, ключевые физико-географические топонимы) наследием, климатическими особенностями (например, "Хоккайдо — самая холодная префектура Японии", "Окинава — тропический рай"), а также социальными и экономическими (например, "Окинава — рекордсмен по числу долгожителей", "Аити — автомобильная столица").
Кроме того, принимались во внимание связи с другими странами и административными единицами Японии. В эту группу вошли как упоминания о торговых и исторических связях, войнах и территориальных конфликтах (например, оккупация США и военные базы в префектуре Окинава), так и трансляционные соотнесения, т.е. сопоставление информации о различных объектах с информацией о характеризуемом объекте ("Хиросаки — Киото севера").
Отобранные характеристики обобщены в таблице, где каждому образу присваивалось от 1 до 3 баллов в зависимости от полноты его раскрытия: простое упоминание образа — 1, краткая справка — 2, подробная статья — 3 балла. В электронных носителях не учитывалось наличие ссылки на отдельную статью, так как было важно выделить то, что их авторы посчитали главным для характеристики префектуры. Затем были подсчитаны суммарный рейтинг образов и рейтинг по числу упомянувших их источников.
В западной литературе преобладают математические и статистические методы выявления и анализа туристских образов, такие, как проведение опросов среди туристов и работников турсектора, анализ графического распределения информации по двум тематическим осям; факторный анализ; многомерное шкалирование; совместный анализ (статистическое измерение потребительского отношения к товару, устанавливающее относительное влияние одной комбинации свойств товара на решение о покупке при сравнении с другой комбинацией); метод устойчивых решеток (для анализа опросов и предпочтений).
Все упомянутые методы количественные. Для работы с образами лучше применять качественные методы, так как они больше способствуют открытию новых явлений, тогда как для их уточнения больше подходят количественные методы [11].
Из-за ограниченности применения существующих методик в целях изучения туристских образов автором разработана собственная.
Методика изучения образов префектур на базе анализа туристской литературы. В предложенной методике чередуется использование количественных и качественных методов. Первоначально с помощью метода, близкого к контент-анализу, из туристских текстов выделялись первичные характеристики. Этот метод качественно-количественного анализа содержания документов применяется для выявления разнообразных фактов и тенденций. В отличие от обычного
контент-анализа, в работе учитывалось не только число упоминаний, но и полнота раскрытия той или иной характеристики.
После придания характеристикам веса, количественными методами проводилось ранжирование. Затем снова применялся качественный метод когнитивной схемы для представления основных туристских образов префектур.
Метод когнитивных схем. Метод когнитивных схем, или майндмэппинг (mindmapping, построение ментальных карт), широко применяется в различных сферах — психологии, лингвистике, социологии, экономике и др. Однако для отечественной географии он сравнительно новый. Существуют расхождения в трактовке близких понятий, нередко используемых в качестве синонимов (ментальные карты, когнитивные карты, когнитивные схемы) в разных отраслях знания (различия рассмотрены ниже), поэтому в статье этот метод назван методом создания когнитивной схемы (чтобы не путать с ментальной картой, за которой в географии закреплен несколько иной смысл).
Понятие о ментальной карте создано в психологии Э. Толменом в ходе изучения пространственного поведения крыс и затем адаптировано К. Линчем для изучения ориентации человека в городских и разных культурных ландшафтах [1]. Изначально под "ментальными картами" понимали мысленную схему пространства, представление о взаиморасположении объектов, графическое изображение индивидуальных или коллективных систем представлений об окружающем пространстве.
Принято различать систему пространственных представлений, существующих в индивидуальном или коллективном сознании (maps in mind), и их графическую интерпретацию (mental map). Ментальная карта, как отмечала О.А. Лаврёнова, не является синонимом пространственных представлений индивида или общества, так как не передает всю гамму смысловых, символических и эмоциональных значений. Это всего лишь его производная, переданная в картографическом виде [12]. Тем не менее ментальная карта — эффективный метод изучения пространственных представлений. Постепенно термин приобрел более широкое значение, его стали применять и для передачи вне-пространственных представлений. Использование когнитивных схем для анализа географических образов было предложено Д.Н. Замятиным (в его работах применялось понятие "образная карта") [5, 7].
Составление когнитивных схем префектур началось с составления таблицы, содержащей характеристики префектур, полученные в ходе изучения первичного материала. При составлении схемы учитывалась не только популярность образов, но и их взаимосвязи между собой. Наиболее тесно взаимосвязанные образы были сгруппированы в тематические блоки, которые позволяют генерализовать информацию, что упрощает "читаемость" когнитивной схемы. Для улучшения восприятия к каждой схеме добавлено несколько ил-
Выдержка из базы данных образов префектуры Оита*
Источник
Номер п/п Образы Википедия (рус.) Википедия (англ.) Википедия (яп.) Викитрэвел (англ.) Викитрэвел (яп.) "Lonely Planet" "Томас Кук (ру)" "Вокруг света» "Dorling Kindersley" Факты и данные о префектурах Представление Японии "National Geographic" Рейтинг Число источников
1 Кюсю 1 1 1 1 1 1 6 6
2 Глубинка Японии 1 1 1 3 3
3 П-ов Кинисаки 1 1 1 1 4 4
5 Храм Манкодзи Дзэн-медитации 1 1 1 3 3
6 Канал Бунго 1 1 1 3 3
7 Пляжи 1 2 1 1 5 4
8 Хайкинг 1 1 1 3 3
9 Зеленый туризм Фермы 1 3 2
10 Велосипедные маршруты 1 1 1
11 Прогулки на лодках 1 1 1
12 Вулканический пояс Кирисима 1 1 2 2
13 Королевство горячих источников Японии 2 1 2 1 2 2 10 6
15 Источники Мёбан Цветы из серы 1 1 1
16 Бэппу 1 2 2 1 3 2 2 1 3 17 9
17 Главный курорт 1 1 1 1 1 5 5
18 12 млн туристов в год 1 1 1
19 Музыкальный фестиваль 1 1 2 2
20 Неоновые огни 1 1 1 3 3
21 3750 горячих источников 1 1 1 1 1 5 5
22 168 общественных купален 1 1 2 2
23 Геотермальные источники 1 1 1 3 3
24 Пар от купален 1 1 1 1 1 5 5
25 Использование пара для обогрева зданий 1 1 2 2
26 Приготовление пищи на пару, варка яйц 1 1 2 2
27 Курорт Каннава 1 2 2 5 3
* Объем статьи не позволяет привести базу по всем 47 префектурам полностью, так как база каждой префектуры занимает 5—10 страниц, но в качестве примера в таблице представлена выдержка из базы данных префектуры Оита.
Окончание табл.
28 Гейзеры и бурлящая грязь 1 1 2 2
29 Вода разных цвета, минерального состава 1 1 1 3 3
30 Озеро крови (Ти-но икэ дзигоку) 1 1 1 3 3
31 Музей эротики Хиноканэ 1 1 2 1 1 6 5
32 Пляжи 1 1 1 3 3
33 Коралловые рифы 1 1 1
34 Пляж Сёнингахама 1 1 2 2
35 Дворец Сугиной 2 2 4 2
36 Купальня Такэгавара Одна из старейших 1 2 3 2
38 Пассажирский порт 1 1 1 3 3
39 Клубы с танцами 1950-х гг. 1 1 1
53 Деревня Юфуин Онсэн 2 2 1 2 2 2 11 6
54 Много туристов 1 1 1
55 Курортный город 1 1 1 1 1 5 5
56 Подножие горы Юфуин 1 1 1 1 4 4
57 Летние концерты 1 1 1 3 3
58 Множество фестивалей 1 1 1 3 3
59 Антипод Беппу 1 1 1 1 4 4
60 Бутики 1 1 2 2
61 Утонченность 1 1 1 3 3
66 Традиционные самурайские дома 1 1 1 3 3
67 Деревня народного искусства Кюсю 1 1 1 1 4 4
68 Каменные будды Усуки XIII в. 2 2 2 1 2 2 2 13 7
69 Мало туристов 1 1 2 2
70 Даинити Будда 1 1 2 2
71 Загадочность 1 1 1 3 3
82 Святилище Уса 2 1 1 1 2 7 5
83 Христианство 1 1 1
85 Куклы Хаката 1 1 1 1 1 5 5
86 Мост Коконэ 1 1 1
люстраций (фотографии, картины). Можно считать, что взаимосвязи, входящие в тематические блоки образов, представляют в обобщенном виде взаимосвязи между тематическими блоками. Схема выделенных тематических блоков и взаимосвязей между ними и есть когнитивная схема (рис. 1).
В ходе работы с туристской литературой выявлено и занесено в таблицу 6380 уникальных образных характеристик. После этого выполнены структурный анализ и систематизация полученных образов префектур Японии, составлены рейтинги наиболее популярных и значимых образов для каждой префекту-
Рис. 1. Когнитивная схема префектуры Иватэ. Составлена автором
ры. В рейтингах ведущие позиции заняли крупные города (Токио, Киото, Нагасаки и т.д.), объединяющие образные группы. Неподготовленному читателю топонимы "Хираидзуми", "Мориока" ничего не скажут, однако если он посмотрит на когнитивную схему, то поймет, что префектура Иватэ, в которой они расположены, имеет богатое средневековое наследие и даже была главным культурным центром северной части Японии. На формирование ее образа огромную роль оказала личность Мацуо Басё — одного из самых знаменитых японских поэтов, который много путешествовал в этих местах и посвящал им свои произведения. Именно эти ключевые, ярко характеризующие префектуру образы часто не занимают высоких позиций в рейтинге, но выполняют важную роль образной связки крупных "ядер". Таким образом, именно когнитивную схему можно считать оптимальным вариантом презентации образного материала.
Все образы были разбиты по факторам формирования: географическое положение, природно-климатический, демографический, культурный, научно-технический и др. (всего 13 факторов).
Выполнена также типология префектур по уровню их представленности в туристской литературе. Для этого были сопоставлены два показателя — суммарный рейтинг образов префектуры и число путеводителей,
в которых описана эта префектура (рис. 2). Самые привлекательные для туристов и наиболее посещаемые, согласно статистике, места были отнесены к типу главные туристские центры. По сути, это "три кита" туристского образа страны, наиболее отражающих общестрановой образ: Киото — традиционная культура, Токио — современная Япония, Хоккайдо — воплощение сакральной природы. На другом полюсе оказались префектуры туристской периферии и глубокой периферии — своего рода туристские "задворки" страны, которые редко упоминаются в путеводителях. Если не рассматривать электронные источники, то из образа страны полностью выпала бы префектура Ибараки, которая не упомянута ни в одном из них. Другие префектуры этих двух типов удостаивались лишь краткого упоминания.
Для анализа различий между тем, как представлены префектуры Японии в туристской литературе, и реальным туристским потоком автор предлагает коэффициент освещенности префектуры в туристской литературе — отношение доли образов префектуры к доле в общем объеме туристского потока страны. Максимальные значения коэффициента (2—4,5) имеют префектуры Нагасаки, Симанэ, Токусима, Кагава, Киото и Нара. Это означает, что их освещенность в ту-
[_] Глубокая периферия
Рис. 2. Схема типов префектур Японии по освещенности в туристской литературе. Составлена автором
ристской литературе существенно превышает реаль- и небольшим числом достопримечательностей, хотя ный туристский спрос. Если Киото и Нара — признан- и они имеют большое культурное значение. ные туристские центры, другие префектуры, попавшие На другом полюсе находятся префектуры, недов этот рейтинг, отличаются низким потоком туристов статочно представленные в туристской литературе, —
в туристских потоках их доля значительно превышает долю в потоках "информационных". Это префектуры Сага, Сидзуока, Тиба, Фукуи, Тояма, Фукусима, Ми-яги, Тотиги, Сайтама. Больше половины из них расположены рядом с крупными туристскими центрами (Сага — между Фукуока и Нагасаки; Сидзуока, Тиба, Тотиги, Сайтама испытывают влияние Токийской агломерации), но сами не обладают популярными достопримечательностями. Этим влиянием в том числе можно объяснить величины коэффициента, характеризующие эти префектуры: для путеводителей они не представляют особого интереса, а их посещаемость связана с деловыми целями или с поездками выходного дня. Префектуры Тиба, Тотиги, Сайтама входят в Токийскую агломерацию, поэтому туристы нередко здесь бывают или ночуют во время посещения Токио.
Кроме того, отдельно сгруппированы образы, отражающие традиционную (гейша, сакура, саке) и современную (анимэ, роботы, футуристические небоскребы) Японию, выделены и нанесены на карту префектуры, в которых доля этих образов (от общего числа по стране) максимальна. Сердцем традиционной Японии, как и следовало ожидать, оказались префектуры Киото и Нара (где находились древние столицы), а квинтэссенцией новой Японии — Токио, Осака, Канагава (где расположены крупнейшие города страны).
При изучении внешних образов Японии, связанных с другими странами и регионами, было доказано, что они сильно повлияли на формирование культуры и образа Японии. Кроме того, внешние образы можно использовать для привлечения иностранных туристов. Русскому туристу, приехавшему в страну за средневек овой экзотикой катаны и самураев, интересно будет посмотреть на православную церковь в Токио. Всего нами выявлено 310 случаев соотнесения образов с внешними географическими факторами (странами,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борнофф Н. The National Geographic Traveler. Япония. М.: АСТ, 2005. 400 с.
2. География туризма: Учебник / Под ред. А.Ю. Александровой. М.: КНОРУС, 2010. 592 с.
3. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990. 312 с.
4. Замятин Д.Н. Географические образы: что это такое? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2002. № 4.
5. Замятин Д.Н. Культура и пространство: моделирование географических образов: Автореф. докт. дисс. М., 2005.
6. Замятин Д.Н. Географические образы путешествий // Гуманитарная география. Вып. 1. М.: Институт наследия, 2004. С. 12-41, 431.
7. Замятин Д.Н., Замятина Н.Ю. Имиджевые ресурсы территории: идентификация, оценка, разработка и подготовка к продвижению имиджа // Гуманитарная география. Вып. 4. М.: Институт наследия, 2007. С. 227-249.
8. Замятина Н.Ю. Вариации региональных образов: когнитивно-географические контексты // Полис. 2004. № 5. С. 85-97.
9. Замятина Н.Ю. Взаимосвязи географических образов в страноведении: Автореф. канд. дисс. М., 2001.
регионами, городами), построена карта и проанализированы географические закономерности. Самой "контактной" префектурой, в которой выделено больше всего внешних образов, оказалась префектура Нагасаки (50 образов). В первую очередь это связано с тем, что долгое время она была единственной префектурой, через которую осуществлялись контакты с иностранцами. Самыми упоминаемыми среди внешних образов странами стали США (68 образов), Китай (42) и Корея (25). Россия заняла 5-е место среди стран (14 образов), но это благодаря тому, что в списке исследованных источников есть русскоязычные. В случае анализа, например, китайских путеводителей по Японии число "китайских" образов, скорее всего, перевесило бы число "американских" образов.
Выводы:
— предложенная методика выделения образов на базе использования туристской литературы (путеводителей и электронных энциклопедий) позволяет не только выявлять, но и анализировать образы определенных территорий, ее можно успешно применять при анализе как стран и регионов, так и отдельных городов;
— путеводители, с одной стороны, оказывают огромное влияние на формирование образа дестинации, иногда даже навязывают его, с другой — отражают уже накопленные представления и стереотипы о территории;
— основные преимущества предложенной методики — универсальный характер, комплексный подход к выделению образов, основанный на последовательном применении качественных и количественных методов, и независимость от не всегда достоверных данных статистики, а также от опросов населения и турагентств.
10. Замятина Н.Ю. Принципы создании образа места // География и экология в школе XXI века. 2004. № 2. С. 3—11.
11. Качественные методы. Полевые социологические исследования / Под ред. И. Штейнберга. СПб.: Алетейя, 2009. 352 с.
12. Лавренова О.А. Пространства и смыслы: Семантика культурного ландшафта. М.: Институт наследия, 2010. 330 с.
13. Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.
14. Молодяков В.Э. Образ Японии в Европе и России второй половины XIX — начала XX века. М.: Ин-т востоковедения РАН, 1996. 126 с.
15. Никанорова Е.В. Формирование туристского образа территории (на примере Ростовской области): Автореф. канд. дисс. М., 2009.
16. Овчинников В.В. Ветка сакуры. Корни дуба. Горячий пепел. М.: АСТ, 2011. 1088 с.
17. Официальный сайт Министерства по делам землепользования, инфраструктуры, туризма и транспорта Японии (Japan Tourism Agency, MLIT), "Overnight Trip Statistics Survey". URL: http://www.mlit.go.jp/en/index.html (дата обращения: 25.02.2013).
18. Официальный сайт Министерства экономического развития России. URL: http://wwweconomy.goYm/minec/activity/ sections/innovations/brends/] (дата обращения: 25.02.2013).
19. Павлюк С.Г. Путеводители: что, зачем и как? М.: Гумбольдт и Гумбольдт, 2010. 52 с.
20. Тихоцкая И.С. Япония в начале XXI века: страноведческие зарисовки // Вопр. экономической и политической географии зарубежных стран. Вып. 19. Смоленск: Ойкумена, 2011. С. 277-295.
21. Чан Л. Япония. М.: ФАИР: Thomas Cook, 2008. 192 с.
22. Чижова М.Ю. Япония. М.: Вокруг света, 2009. 348 с.
23. Alhemoud A.M., Armstrong E.G. Image of tourism attractions in Kuwait // J. Travel Res. 1996. Vol. 34, N 4. P. 76-80.
24. Anholt S. Nation Branding: A Continuing Theme // J. Brand Management. 2002. Vol. 10, N 1. P. 59-60.
25. Baloglu S, McCleary K. A model of destination image formation // Ann. Tourism Res. 1999.Vol. 26, N 4. P. 868-897.
26. Beerli A., Martin J.D. Tourists' characteristics and the perceived image of tourist destinations: a quantitative analysis —
A case study of Lanzarote. Spain: Tourism Management, 2004. P. 623-636.
27. Chon K. The role of destination image in tourism: a review and discussion // Tourist Rev. 1990. Vol. 2. P. 2-9.
28. Crompton J. An assessment of the image of Mexico as a vacation destination and the influence of geographical location upon that image // J. Travel Res. 1979. Vol. 17, N 4. P. 18-23.
29. Echtner C., Ritchie J. The meaning and measurement of destination image // J. Tourism Stud. 1991. Vol. 2, N 2. P. 2-12.
30. Hunt J. Image as a factor in tourism development // J. Travel Res. 1975. Vol. 13, N 3. P. 1-7.
31. Mayo E.J. Regional images and regional travel behaviour: The Travel Research Association Fourth Ann. conf. proceed. Sun Valley, Idaho, 1973.
32. Pike S. Destination image analysis: A Review of 142 Papers from 1973-2000 // Tourism Management. 2002. Vol. 23, N 5. P. 541-549.
33. Tolman E.C. Cognitive maps in rats and men // Psychol. Rev. 1948. Vol. 55, N 4. P. 189-208.
Поступила в редакцию 19.03.2013
A.S. Stegnienko
DESTINATION IMAGES OF JAPANESE PREFECTURES: METHODS OF ANALYSIS
Over the last few decades destination images have become a vital instrument of regional development. Nevertheless in modern geographical sources the concepts of destination image and geographical image still lack conventional definition and standardized methods of analysis. A functional approach to the identification of destination images is suggested, as well as a method of their investigation based on the analysis of travel publications. The results of the approach application for the study of Japanese prefectures are discussed.
Key words: destination image, Japan, recreational geography, geographical image, cognitive geography.