Использование электронной подписи в условиях образовательной организации
Hudorozhkov I.V. - Information Security Specialist of the Department of Ensuring Information Security, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
Hurmatshina A.A. - Information security engineer of the Department of Ensuring Information Security, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
УДК 374:004
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛЬНЫХ ОТЧЕТОВ В ГИС «ОБРАЗОВАНИЕ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ» ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г.В. Кузина, А.Ю. Сухорукова, О.В. Кочеткова, А.В. Полищук, Н.С. Ильинова, Т.А. Ищенко, Л.Г. Муравьева, Е.Н. Смирнова
Дается характеристика модельных статистических и аналитических отчетов информационной системы, способствующих принятию эффективных управленческих решений. Представлен опыт использования отчетов в Магнитогорском городском округе.
Ключевые слова: информационная система, электронный журнал, отчеты, единая система оценки качества образования, региональная система оценки качества образования, организация дополнительного образования.
Во всем мире современное общество уделяет большое внимание качеству образования, в котором один из критериев успешной деятельности образовательной организации - это активное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса: обучающиеся, родители представители), педагогический административно-управленческий
(законные коллектив, персонал.
Развитие образования
организации дополнительного детей в современных условиях невозможно без системного и профессионального управления. В процессе управления образовательной организацией важное место принадлежит информации, как одного из важных факторов для принятия управленческих решений, направленных на развитие организации и повышение качества образования. Руководитель должен
иметь обязательный объем информации о состоянии и развитии управляемых процессов. Кроме того, эффективность управления определяется степенью актуальности и достоверности информации, а также оперативности и обоснованности получения информации, которую пользует руководитель в процессе подготовки, принятия управленческих решений и контроля исполнения принятых решений.
В настоящее время информационные технологии проникли во все сферы деятельности. В образовании они активно используются не только в образовательной, но и в управленческой деятельности. Управление качеством образования невозможно без организации внутренней системы оценки качества образования, в основе которой лежит процесс проектирования, сбора и анализа информации о содержании образования, условиях реализации и результатах освоения образовательных программ. Эффективным инструментом, обеспечивающим достоверность, полноту и актуальность информации являются информационные системы.
ГБУ ДПО РЦОКИО, МУ ДПО «ЦПКИМР» г. Магнитогорска, МАУ ДО «ДТДМ» г. Магнитогорска, МУДО «ЦДТОР» г. Магнитогорска проведен анализ модельных отчетов в государственной информационной системе «Образование в Челябинской области» (модуль «Сетевой город. Образование») [3, 4].
На уровне организации дополнительного
образования представлен перечень автоматизированных отчетов, которые значительно экономят время и позволяют получить наглядную картину результатов учебной деятельности.
Отчет «Общие сведения об обучающихся» содержит информацию об обучающихся в выбранном объединении: фамилия, имя, отчество, дата рождения, сведения об изучаемом иностранном языке, домашний адрес и телефон, сведения о родителях и данные документа обучающегося (свидетельство о рождении, паспорт). В отчете представлена информация о количестве обучающихся, занимающихся в каждом объединении, по годам рождения, по полу.
Отчет «Движение учащихся по организации дополнительного образования» позволяет получить информацию о количестве прибывших и выбывших обучающихся за указанный период с указанием их фамилий.
В отчетах «Список выбывших учащихся» и «Список прибывших учащихся» формируется информация об обучающихся, которые выбыли или были зачислены в организацию дополнительного образования за определенный период, с указанием организации, фамилии, имени обучающегося, названия объединения, номера и даты приказа о зачислении/выбытии.
Отчет «Наполняемость объединений» показывает информацию о количестве обучающихся в каждом объединении, количестве обучающихся и среднюю наполняемость объединений по году обучения и в целом по организации.
Отчет «Итоговые данные по учащимся» представляет собой статистическую информацию о количестве обучающихся в разрезе выбранного объединения или всей организации по следующим параметрам: мальчики/девочки, изучаемый иностранный язык, физическая группа, состав семьи, а также количество детей, состоящих на учете (внутришкольный учет, уклонение от учебы и др.).
В отчете «Учет учебных часов педагога» представлена информация о нагрузке педагога за определенный период с указанием количества часов по расписанию в соотношении с нагрузкой
по учебному плану и степени выполнения программы.
Отчет «Информация о детях-инвалидах» отображает список детей с ограниченными возможностями здоровья и отображает следующие параметры: фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения, адрес проживания, объединение, вид нарушения, направленность программы, а также данные о документе (справки), подтверждающей нарушение здоровья. Важно отметить, что данный отчет был разработан по запросу организаций дополнительного образования города Магнитогорска.
Отчет «Персональный список обучающихся в муниципальной организации дополнительного образования» показывает занятость детей в кружках и секциях организации дополнительного образования. В отчете показано сколько объединений посещает ребенок в данной организации. Также в отчете указываются основная образовательная организация, из которой производилось зачисление ребенка, класс (объединение), фамилия, имя, отчество, дата рождения и пол обучающегося, направленность и год обучения, объединение, количество часов в неделю по каждому объединению.
Отчет «Список воспитанников, посещающих организацию дополнительного образования по заявлению» показывает список обучающихся, зачисленных в организацию дополнительного образования с указанием основной образовательной организации, из которой шло зачисление ребенка, также указывается название класса (группы). Данный отчет позволяет определить «неорганизованных» обучающихся (не посещающих общеобразовательную организацию или дошкольную образовательную организацию), а также количество объединений, в которых занимается каждый из них.
В отчете «Количественный состав обучающихся по годам обучения» формируется информация о количестве обучающихся в организации дополнительного образования с учетом количества «неорганизованных» дошкольников, обучающихся в дошкольных образовательных организациях, в общеобразовательных организациях,
организациях среднего профессионального образования, работающих, прочих, в том числе и выбывших из организации дополнительного образования. Возможен выбор даты, на которую необходима информация для отчета.
Информация о количестве обучающихся в организации дополнительного образования по возрасту (до 6 лет, от 6 до 18 лет, более 18 лет) с разделением по полу (мальчики, девочки), с указанием места обучения представлена в отчете «Возрастной состав обучающихся».
Отчет «Распечатка журнала объединения» позволяет распечатать электронный журнал выбранного объединения за указанный период, а также сохранить его в электронном виде [1].
В отчете «Сводная ведомость посещения обучающихся» формируется информация о пропуске дней, занятий и причинах отсутствия за определенный период. Сводная ведомость распечатывается в соответствии с положением о ведении электронного журнала образовательной организации.
Отчет о доступе к журналу объединения позволяет осуществить мониторинг своевременного заполнения электронного журнала.
Модуль «Сетевой Город. Образование» позволяет автоматически сформировать формы федерального статистического наблюдения для вышестоящих организаций 1-ДО, 1-ДОП [1].
Все представленные выше отчеты формируются автоматически в информационной системе, а также имеется возможность экспорта в Excel.
К сожалению, не все предустановленные отчеты актуальны для организаций дополнительного образования, так как в данных отчетах отображается информация, не используемая в организации дополнительного образования (например, «Средний балл по предмету» и т.п.). С другой стороны, имеется потребность в создании отчета «Выполнение муниципального задания», который позволял бы осуществлять подсчет выполнения дополнительных общеобразовательных программ в человеко-часах. На сегодняшний день данный подсчет ведется вручную с использованием данных электронного журнала [2].
В рамках организации работы по формирова-
нию информационно-управленческой культуры для сотрудников организаций дополнительного образования проводятся семинары-практикумы. Разработаны инструкции с пошаговым алгоритмом формирования отчетов в модуле «Сетевой город. Образование». Все методические материалы размещены на официальном сайте МУ ДПО «ЦПКИМР» г. Магнитогорска http://cpkimr.ru/.
На муниципальном уровне появились новые отчеты, созданные разработчиками по запросу ГБУ ДПО РЦОКИО, МУ ДПО «ЦПКИМР» г. Магнитогорска, позволяющие оптимизировать работу: «Охват дополнительным образованием учащихся образовательных организаций», в котором отображается количество обучающихся и доля обучающихся, посещающих организации дополнительного образования; «Отчет по ведению электронных журналов в организациях дополнительного образования», «Занятость учащихся ОО, по типам направленностей МОДО», «Пересечение между МОДО по обучающимся».
Таким образом, использование данных ГИС «Образование в Челябинской области» (модуль «Сетевой город. Образование») дает возможность оптимизировать процесс аналитической и контрольной деятельности администрации организации дополнительного образования при условии своевременного, достоверного внесения необходимых данных в информационную систему и своевременной актуализации внесенных данных, что способствует принятию эффективных управленческих решений для повышения качества образования.
Список литературы
1. Автоматизированная информационная система «Сетевой город. Образование», как один из инструментов в информационно-аналитической деятельности / А.В. Полищук, Г.В. Кузина, Е.Н. Смирнова, Л.Г. Муравьева // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Аспекты результативности региональной политики в сфере оценки качества образования. Межрегиональная научно-практическая конференция (27 ноября 2018 года,
г. Челябинск): сборник материалов конференции.
- Челябинск : РЦОКИО, 2018. - С.73-77.
2. Практика функционирования автоматизированной информационной системы «Сетевой город. Образование» в системе дополнительного образования / А.В. Агапова, Г.В. Кузина, Т.А. Ищенко, Н.С. Ильинова, Т.Б. Белякова // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Аспекты результативности региональной политики в сфере оценки качества образования. межрегиональная научно-практическая конференция (27 ноября 2018 года, г. Челябинск) : сборник материалов конференции.
- Челябинск : РЦОКИО, 2018. - С.13-17
3. Руководство пользователя модуля организации дополнительного образования (версия 3.0) -Самара: ЗАО «ИРТех», 2015. - 70 с.
4. Функционирование автоматизированной информационной системы «Образование Челябинской области»: учебно-методическое пособие по использованию модуля «Конструктор отчетов» / Т.А. Орехова, Д.А. Югова, Т.Б. Белякова [и др.] - Челябинск: РЦОКИО, 2019. - 62 с.
References
1. Avtomatizirovannaya informatsionnaya sistema «Setevoy gorod. Obrazovanie», kak odin iz instrumentov v informatsionno-analiticheskoy deyatel'nosti / A.V. Polishchuk, G.V. Kuzina, E.N. Smirnova, L.G. Murav'eva // Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya. Aspekty rezul'tativnosti regional'noy politiki v sfere otsenki kachestva obrazovaniya. mezhregional'naya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (27 noyabrya 2018 goda, g. Chelyabinsk): sbornik materialov konferentsii. -Chelyabinsk : RTsOKIO, 2018. - S.73-77.
2. Praktika funktsionirovaniya avtomatizirovannoy informatsionnoy sistemy «Setevoy gorod. Obrazovanie» v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya / A.V. Agapova, G.V. Kuzina, T.A. Ishchenko, N.S. Il'inova, T.B. Belyakova // Problemy i perspektivy razvitiya sistem otsenki kachestva obrazovaniya. Aspekty rezul'tativnosti regional'noy politiki v sfere otsenki kachestva obrazovaniya. mezhregional'naya
nauchno-prakticheskaya konferentsiya (27 noyabrya 2018 goda, g. Chelyabinsk) : sbornik materialov konferentsii. - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2018. -S.13-17
3. Rukovodstvo pol'zovatelya modulya organizatsii dopolnitel'nogo obrazovaniya (versiya 3.0) - Samara: ZAO «IRTekh», 2015. - 70 s.
4. Funktsionirovanie avtomatizirovannoy informatsionnoy sistemy «Obrazovanie Chelyabinskoy oblasti»: uchebno-metodicheskoe posobie po ispol'zovaniyu modulya «Konstruktor otchetov» / T.A. Orekhova, D.A. Yugova, T.B. Belyakova [i dr.] - Chelyabinsk: RTsOKIO, 2019. - 62 s.
Сведения об авторах Кузина Глафира Викторовна - директор МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Сухорукова Анна Юрьевна - заведующий отделом МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Кочеткова Ольга Валерьевна - методист МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Полищук Анна Васильевна - заместитель директора МУДО «Центр детского творчества Орджоникидзевского района», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Ищенко Татьяна Александровна - заместитель директора МУ ДПО «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Ильинова Наталья Сергеевна - старший методист МУ ДПО «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы», г. Челябинская обл., Магнитогорск
Муравьева Лилия Габдуллаевна - методист МУ ДПО «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы», Челябинская обл., г. Магнитогорск
Смирнова Елена Николаевна - методист отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors Kuzina G.V. - Director of the Municipal Autonomous institution of additional education «Palace of creativity of children and youth», Magnitogorsk
Sukhorukova A.Yu. - Head of the Department of the Municipal Autonomous institution of additional education «Palace of creativity of children and youth», Magnitogorsk
Kochetkova O.V. - Methodologist of the Municipal Autonomous institution of additional education «Palace of creativity of children and youth», Magnitogorsk
Polishchuk A.V. - Deputy Director of Municipal Institution of Additional Education "Center of Children's Creativity of Ordzhonikidze district", Magnitogorsk
Ishchenko T.A. - Deputy Director of the Municipal Institution of Additional Professional Education "The Centre of Training Courses and Informational and Methodological Work», Magnitogorsk
Ilyinova N.S. - Senior Methodologist of Municipal Institution of Additional Professional Education "The Centre of Training Courses and Informational and Methodological Work», Magnitogorsk
Muravyeva L.G. - Methodologist of Municipal Institution of Additional Professional Education "The Centre of Training Courses and Informational and Methodological Work», Magnitogorsk
Smirnova E.N. - Methodologist of the Department of Supporting Informational Systems Functioning, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk
УДК 37.08:004
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ» ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ЦЕЛЯХ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ
О.А. Ильясова, Е.В. Еремина, О.О. Ташкинова, Р.Ф. Аристова
В статье представлен подход к формированию 07.04.2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка представления на педагогического работника, проведения аттестации педагогических работни-подлежащего аттестации в целях подтверждения ков организаций, осуществляющих образователь-соответствия занимаемой должности с использо- ную деятельность» (Порядок аттестации) [3]. В ванием сведений информационной системы соответствии с данным нормативным основа-«Аттестация педагогических работников». нием образовательная организация не должна
готовить дополнительные распорядительные Ключевые слова: аттестация педагогичес- документы, кроме распорядительного акта о ких работников, аттестация в целях подтвер- создании и составе аттестационной комиссии ждения соответствия занимаемой должности, (пункт 6 Порядка аттестации), распорядительно-информационная система «Аттестация педаго- го акта о проведении аттестации, содержащего гическихработников. список работников организации, подлежащих
аттестации, график проведения аттестации Аттестация педагогических работников в (пункты 8 и 9 Порядка аттестации). целях подтверждения соответствия занимаемой Для проведения аттестации работодатель должности является обязанностью образователь- готовит представление на педагогического ной организации, что зафиксировано приказом работника, подлежащего аттестации в целях Министерства образования и науки РФ от подтверждения соответствия занимаемой дол-