математики и физики, и умений применить их для прохождения определенной соревновательной трассы.
Итак, изучение основ робототехники в школе позволяет создать связку школа-вуз и в вузе продолжить инженерно-техническую подготовку на более высоком уровне, с применением микроконтроллеров Arduino UNO, Raspberry Pi и им подобным, а далее перейти к программированию микроконтроллеров применяемых в системах промышленной автоматизации. Так, на уровне вуза робототехника позволяет формировать основы технического мышления студентов начальных курсов направлений 09.03.01 Информатика и вычислительная техника и 09.03.03 Прикладная информатика. Робототехника выступает одновременно связующим, стимулирующим звеном и частью системы подготовки будущих инженеров-программистов, выступая базой для изучения таких дисциплин как программирование микроконтроллеров, основ автоматизированных систем управления и программно-аппаратных комплексов.
УДК 378.14.014.13
Н.В. Ипполитова, Т.Г. Егорова, г. Шадринск
Методическое сопровождение формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды
В татье раскрываются методические аспекты процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды
Методическое сопровождение, формирование готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды.
N. V. Ippolitova, T.G. Yegorova Shadrinsk
Methodical accompaniment of the students' readiness for professional communication forming in foreign educational environment
The article reveals the methodical aspects of the process offorming of the students ' readiness for professional communication in foreign educational environment.
Keywords: methodical accompaniment, forming of the students ' readiness for professional communication in foreign educational environment.
Развитие международных связей и их качественное изменение, интернационализация всех сфер общественной жизни, в том числе и профессиональной, стали причиной возрастания роли иностранного языка в жизни человека. Однако, как показывает практика, выпускники вузов не обладают достаточным уровнем развития готовности к
профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды. Об этом свидетельствует неспособность некоторых выпускников вести диалог в условиях реального общения в иноязычной среде, неосведомленность в сфере профессионального и бытового общения, неумение адаптироваться к новым условиям общения.
Значительными возможностями в решении обозначенной задачи обладает иноязычная образовательная среда, отражающая комплекс условий, обеспечивающий взаимосвязь различных компонентов процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации.
Готовность студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации представляет собой интегративное личностное качество, характеризующее активно-действенное субъективное состояние личности и мобилизованность сил для реализации процесса обмена информацией между субъектами педагогической деятельности, направленного на эффективное решение педагогических задач на основе актуализации системы знаний в области коммуникации и профессионально ориентированных коммуникативных умений и характеризующего стремление педагога к саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональной педагогической деятельности.
Формирование готовности будущих педагогов к профессиональной коммуникации мы рассматриваем как педагогический процесс, развивающийся в рамках педагогической системы (профессиональной подготовки студентов педагогического вуза), характеризующий специально организованное взаимодействие педагогов и студентов и основанный на актуализации системы знаний в области коммуникации и профессионально-ориентированных коммуникативных умений, совершенствовании личностных качеств, необходимых для решения задач профессиональной педагогической деятельности.
Целостное исследование формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды не представляется возможным без анализа методических аспектов данного процесса.
Определение нашей позиции по данному вопросу основывается на анализе таких понятий, как «методика», «методическое сопровождение».
Самая общая трактовка понятия «методика» представлена в справочной литературе, где данное понятие определяется как «совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы» [4].
В педагогическом аспекте методика понимается как «отрасль педагогики, изучающая закономерности, принципы и правила, методы и приемы учебно-воспитательной работы с учащимися» [11, с. 112].
Организация и реализация педагогического процесса предполагает использование не только методов и приемов педагогического взаимодействия, но также и различных педагогических средств и форм организации педагогического процесса.
С учетом этого мы рассматриваем методику формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации как совокупность методов, средств и форм педагогического взаимодействия, обеспечивающих достижение цели данного процесса.
Далее проанализируем понятие «методическое сопровождение».
Слово «методический» в справочной литературе трактуется следующим образом: «1. Прилагательное к слову «методика»; по вопросам методики. 2. Следующий строго-выработанному, логически-последовательному плану (книжн.) [12].
Сопровождение определяется как «1. Действие по глаг. сопроводить и сопровождать (устар.); теперь употр. только в выражении: в сопровождении кого-чего (книжн.) - вместе с кем-чем-нибудь, сопровождаемый кем-чем-нибудь. В сопровождении друзей. 2. То, что сопровождает какое-нибудь явление, какой-нибудь процесс [12].
В педагогических исследованиях понятие «методическое сопровождение» рассматривается учеными не как управленческий процесс, а как одно из направлений деятельности педагога, реализация которого позволяет наполнить новым содержанием функции образовательного процесса. Как отмечает А.Г.Кузнецов, благодаря научно-методическому сопровождению, образовательный процесс может рассматриваться не как простое овладение профессиональными компетенциями, а как перевод на новую, профессиональную позицию, направленную на постоянное саморазвитие и самосовершенствование. При этом функция научно-методического сопровождения становится приоритетной, а функция образовательного процесса - обслуживающей [2]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что без методического сопровождения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности, в том числе и педагогическая.
С учетом данных положений А.С. Чернов представляет методическое сопровождение как совокупность методических идей, ценностных установок, с помощью которых обеспечивается определенная организация изучаемого процесса, позволяющая в определенном порядке и системе использовать приемы и способы профессиональной деятельности [13].
Обобщая данные теоретического анализа, мы рассматриваем методическое сопровождение формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации как комплекс педагогических мероприятий, основанных на совокупности методических идей, реализуемых при помощи разнообразных методов, средств и форм педагогического взаимодействия и направленных на достижение цели данного процесса.
Рассмотрим методические идеи, составляющие основу реализации методического сопровождения формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды.
- основные направления и содержание педагогической деятельности определяются целью осуществляемого процесса и структурой качества, формируемого у студентов, т.е. включают: обеспечение студентов знаниями о профессиональной коммуникации в процессе педагогической деятельности; развитие интереса к профессиональной педагогической коммуникации, положительной мотивации; расширение опыта профессиональной педагогической коммуникации;
- выбор сочетания методов, средств и форм педагогического взаимодействия, обеспечивающих формирование готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации, осуществляется с учетом цели данного процесса, содержания педагогической деятельности, конкретной педагогической ситуации, возраста обучаемых и пр.;
- разработка методического сопровождения формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды должна учитывать основные характеристики и содержательный состав данного феномена.
Рассмотрим методы, средства и формы, обеспечивающие формирование готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды.
В научной литературе термин метод трактуется как «способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности» [9]; «способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь» [4].
В педагогике метод рассматривается как «способ познания педагогических явлений, процессов и закономерностей и их практического осуществления» [8, с. 158]. Важно также отметить, что в образовательном процессе метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. Поскольку процесс формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации связан и с развитием личности и с процессом обучения, его осуществление связано с применением методов обучения и методов воспитания.
Анализ содержания профессиональной подготовки студентов педвуза показывает, что в процессе формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды могут использоваться следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- метод проблемного изложения,
- частично-поисковый,
- исследовательский и др.
При формировании готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды используются различные педагогические средства, которые понимаются как «все материалы, с помощью которых педагог осуществляет обучающее воздействие» [11, с. 205].
При формировании готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации используются также и такие педагогические средства, как: компьютер, интерактивная доска, проектор, электронные учебники и книги, планшеты, Интернет и т.д.
В процессе формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды используются различные формы организации педагогического процесса.
Форма - это внешняя сторона структуры учебного процесса, отображающая внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов. К компонентам учебного процесса относятся цель, учитель и ученики, содержание, методы, дидактические средства обучения [1].
Формы организации обучения, как полагает И.П. Подласый, это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и обучающихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме [6].
Мы поддерживаем мнение И.В. Городинского и Э.Г. Скибицкого, которые считают, что форма обучения - это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов [3].
В дидактике отсутствует однозначная классификация (или типология) форм организации обучения. Обычно выделяются три группы форм обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные (Ю.К.Бабанский, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин и др.). Данная классификация носит эмпирический характер, так как в её основе лежит количественная характеристика обучаемых.
В основе теоретической классификации базисных форм организации обучения лежат возможные структуры взаимодействия людей. Согласно этим структурам взаимодействия людей имеют место быть только четыре следующих базисных формы организации обучения:
• индивидуально-опосредованная форма организации обучения - соответствует опосредованному общению (индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком);
• парная - соответствует взаимодействию в обособленной паре (результаты его не используются в других парах);
• групповая - соответствует общению в группе, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем. Осуществляется такое взаимодействие в рамках всего коллектива или в рамках небольшой группы, сути не меняет;
• коллективная - соответствует взаимодействию в группе, когда общение происходит в парах сменного состава [5].
Коллективная форма организации обучения не является частным случаем парной формы. Если общению в парной форме свойственна автономия, независимость от других пар, то в коллективной форме общение осуществляется в группе, при этом пары функционально и содержательно зависят друг от друга, благодаря изменению состава пар результаты учебного взаимодействия используются другими участниками группы.
Как считает И.П.Подласый, базисная форма организации обучения характеризует определённый вид событийных связей между участниками обучения [6].
Базисные формы по-другому ещё называются общими, так как наблюдаются во все времена, при любом варианте и способе обучения (в разных пропорциях, но не необязательно на каждом занятии).
Итак, при организации образовательного процесса в вузе используются такие формы организации обучения, как: лекция, семинар, экскурсия, конференция; индивидуальные, групповые и коллективные учебные занятия.
Все эти формы организации обучения применяются при формировании готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации.
Особое место в организации процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной
образовательной среды и реализации его методического сопровождения занимают современные педагогические технологии.
Под образовательной технологией мы понимаем сложную и упорядоченную систему технологических процедур проектирования учебного процесса, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение планируемого результата [10].
В рамках нашего исследования мы проанализировали личностно-ориентированные технологии продуктивного обучения: интерактивного обучения, проблемно-поисковую, игровую, сценарно-контекстную, проектную и другие технологии, которые обеспечивают формирование готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды.
Технология интерактивного обучения (обучения во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия студентов в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач.
Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция», т.е. взаимодействие субъектов обучения (обучающего и обучаемого, обучаемых друг с другом и т.п.). Для формирования у студентов готовности к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды мы применяем интерактивное обучение, которое основано на общении, взаимодействии и активной позиции всех участников учебной деятельности. Оно является диалоговым и полилоговым, при котором обучаемые выражают свои мысли, свое отношение; соглашаются или опровергают позицию собеседника.
Проблемно-поисковая технология, которая также используется в процессе формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды, позволяет создавать в учебном процессе такие речевые ситуации, в которых студентам необходимо решать проблемно-поисковые задачи с целью освоения и использования языковых и социокультурных знаний, речевых умений, интерпретации содержания текстов и создания собственных речевых произведений проблемного, творческого характера, что позволяет подготовить студентов к успешной профессиональной коммуникации.
Применение игровой технологии включает такие методические приемы, которые используют элементы игры или полностью организуют учебный процесс в форме языковых, ролевых игр, использования приемов драматизации и разыгрывания ролевых ситуаций. Студенты не только сами принимают участие в учебно-игровой деятельности, но и выступают в качестве режиссеров и организаторов таких игр. Все это придает студентам определенный социально-ролевой статус, что призвано обеспечить не только личностную вовлеченность студентов, включая эмоциональную и эмпатическую, но также повысить у них мотивацию овладения изучаемым языком и профессиональной коммуникацией.
Подготовка студентов к реальной профессиональной коммуникации невозможна без применения сценарно-контекстной технологии, основанной на принципах делового общения и воспроизведения в учебном процессе по иностранному языку аутентичных ситуаций делового общения (например, интервью, дискуссии, учебные дебаты, деловые ситуации). При этом студенты поставлены в условия самостоятельного принятия решений
и использования языка как средства решения деловой ситуации, что обеспечивает персонализацию учебных действий студентов и позволяет максимально приблизить учебный процесс к реально-жизненным ситуациям.
Эффективность процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды достигается при использовании проектной технологии, которая основана на совместном выполнении студентами проектных заданий различного характера, связанных с профессиональной коммуникацией в педагогической деятельности. Метод проектов создает наиболее благоприятную ситуацию для овладения и продуктивного использования ИЯ в процессе конструирования студентами личностного образовательного продукта, что обеспечивает формирование у них способности к автономной и креативной учебной и обучающей деятельности и способности к активному взаимодействию с другими субъектами образовательного процесса.
Участвуя в проектной деятельности в процессе собственного профессионального образования, студенты овладевают данной технологией и применяют ее в процессе их педагогической деятельности. Популярность проектной методики объясняется ее основной идеей - организацией взаимодействия обучаемых в ходе учебного процесса, за рубежом ее называют обучением в сотрудничестве (cooperative learning).
Технология проектов основана на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. В отличие от фронтального или индивидуального обучения, при которой обучаемый выступает как индивидуальный субъект учебной деятельности, проектная технология создает условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «студент-преподаватель-группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности (по В.В.Давыдову).
Опираясь на исследования в области проектной технологии Е.С. Полат можно сформулировать следующие основные требования к использованию метода проектов: наличие значимой в исследовательском и творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (определение проблемы, выдвижение гипотез и путей решения проблемы, сбор материалов, анализ полученных данных, оформление результатов, подведение итогов, выводы и т.п.) [7].
Использование проектной технологии в процессе формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды является наиболее оптимальным, поскольку она является комплексным видом учебной деятельности, интегрирующим различные виды иноязычного речевого общения в целях решения определенных конструктивно-практических, информационных, исследовательских, сценарных и других проблемных и творческих задач.
По характеру конечного продукта проектной деятельности можно выделить следующие виды проектов, которые используются нами в процессе формирования
готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды:
1. Конструктивно-практические проекты - Construction and Practical Projects, например, коллажи по изучаемой теме, постеры, рекламные буклеты о странах изучаемого языка, методические разработки уроков ИЯ и др.
2. Игровые - ролевые проекты - Role and Games Projects, например, разыгрывание диалогов, отрывков из художественных произведений на занятиях по домашнему чтению, разработка обучающих игр для проведения уроков ИЯ и т.п.
3. Информационные и исследовательские проекты - Information and Research Projects, например, «Английский язык и его использование как языка международного общения», "The USA", "The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland" и т.п.
4. Проекты конкретного социологического исследования - Survey Projects, например, «Влияние американской и британской культуры на образ жизни в России», « Стереотипы: что иностранцы думают о нас и что мы думаем о них», «Англоязычные заимствования в русском языке» и т.п.
5. Издательские проекты - Production Projects, например, «Межкультурный портрет моей семьи, группы, факультета, университета, города», стенгазета о стране изучаемого языка, мультимедийная презентация о стране изучаемого языка (Welcome to America/ Britain/ Canada) и т.п.
6. Сценарные проекты - Performance and Organizational Projects, например, организация работы Английского разговорного клуба, в рамках которого проводятся вечера, посвященные творчеству англоязычных писателей (William Shakespeare, Oscar Wilde) или знакомству с зарубежным фольклором и искусством (Legends of North-American Indians, American Jazz).
7. Творческие работы - Creative Works, например, литературное сочинение на иностранном языке (рассказ, сказка, стихотворение), литературный перевод произведения на родной язык.
Таким образом, применение различных методов, средств и форм педагогического взаимодействия, современных технологий продуктивного обучения в процессе формирования готовности студентов педагогического вуза к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды позволяет обеспечить условия для использования изучаемого языка в ситуациях реального профессионального общения, в различных информационно-познавательных, учебно-профессиональных и социально-культурных целях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гребенюк, О.С. Общая педагогика [Текст] : курс лекций I О.С. Гребенюк - Калининград : Калининградский ун-т, 1996. - 107 с.
2. Кузнецова, А.Г. Модернизация региональной системы повышения квалификации и методической поддержки работников образования [Текст] I А.Г. Кузнецова II Методист. - 2009. - № 1. - С. 17-21.
3. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст]. - М. : ИКАР, 2009. - 423 с.
4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 80 000 слов и фразеологических выражений I С.И. Ожегов. - М. : ИТИ Технологии, 2012. - 944 с.
5. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Высшее образование, 2008. -430 с.
6. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст] : учебник для студентов пед. вузов : в 2 кн. / И.П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 1999.
7. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М. : Академия, 2010. - 327 с.
8. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. - М. : Высш. шк., 2004. - 512 с.
9. Прохоров, А.М. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. Т. 1 [Текст] / гл. ред. А.М. Прохоров. -М. : Сов. энциклопедия, 1991. - 863 с.
10. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1 [Электронный ресурс] / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 2005. - Режим доступа : http://stavcvr.ru/metod-kopilka.
11. Тулькибаева, Н.Н. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М. : Восток, 2003. - 274 с.
12. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь [Электронный ресурс] / Д.Н. Ушаков. - Режим доступа: http://www.slovopedia.eom/3/209/838268.html.
13. Чернов, А.С. Методическое обеспечение социально-культурной деятельности [Текст] : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. А.С. Чернов ; Омск. гос. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2007. - 50 с.
УДК 378
Н.А. Кузнецова, И.С. Осипова г. Шадринск
Воспитание эстетической культуры будущих учителей физической
культуры
В статье представлена модель эстетической культуры будущего учителя физической культуры, обоснованы педагогические условия воспитания эстетической культуры студентов факультета физической культуры.
Эстетическая культура личности, эстетическое сознание.
КА. Kuznetsova, I.S. Osipova Shadrinsk
The education of aesthetic culture of the future teachers of physical
culture
The article presents a model of aesthetic culture of the future teacher of physical culture, grounded pedagogical conditions of education of aesthetic culture of students of the Faculty of Physical Education .
Keywords: aesthetic culture of personality, aesthetic consciousness.