Научная статья на тему 'Методическое обеспечение реализации стратегического планирования инновационного со-циально-экономического развития региона на примере Пензенской области'

Методическое обеспечение реализации стратегического планирования инновационного со-циально-экономического развития региона на примере Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATIONS / INNOVATIONAL PROCESS / REGION DEVELOPMENT / INNOVATIONAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов Н. М.

Статья посвящена исследованию факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие региона. Автор предлагает конкретные меры по стимулированию инновационного социально-экономического развития региона. Практическая значимость работы состоит в разработке механизма повышения инновационного социально-экономического развития Пензенской области, учитывающего интересы всех субъектов инновационной экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodic maintenance of the region strategic planning innovation social-economy development realization by way of Penza region

The article is dedicated to the factors research, which are influenced on region innovation social-economy development. The author proposes the specific measures to stimulate region innovation social-economy development. The practical significance of the research is elaborating of the region innovation social-economy development increasing mechanism by way of Penza region, which consults interests of every regional innovation economy subjects.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение реализации стратегического планирования инновационного со-циально-экономического развития региона на примере Пензенской области»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 332.1

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

© Н. М. ГАСАНОВ

Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства, г. Москва

e-mail: [email protected]

Гасанов Н. М. - Методическое обеспечение реализации стратегического планирования инновационного социально-экономического развития региона на примере Пензенской области // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 260-265. - Статья посвящена исследованию факторов, оказывающих влияние на социальноэкономическое развитие региона. Автор предлагает конкретные меры по стимулированию инновационного социально-экономического развития региона. Практическая значимость работы состоит в разработке механизма повышения инновационного социально-экономического развития Пензенской области, учитывающего интересы всех субъектов инновационной экономики региона.

Ключевыеслова: регион, инновации,инновационныйпроцесс, развитиерегионов,инновационнаяинфраструктура.

Gasanov M. N. - The methodic maintenance of the region strategic planning innovation social-economy development realization by way of Penza region // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 260-265. -

The article is dedicated to the factors research, which are influenced on region innovation social-economy development. The author proposes the specific measures to stimulate region innovation social-economy development. The practical significance of the research is elaborating of the region innovation social-economy development increasing mechanism by way of Penza region, which consults interests of every regional innovation economy subjects.

Key words: innovations, innovational process, region development, innovational infrastructure.

В современном мире инновационный путь развития является безусловным фактором устойчивого развитияиконкурентоспособностилюбыхсоциально-экономических систем. Задачи развития научной базы, повышения инновационной активности являются первостепенными в развитии, как отдельного предприятия, так и региона в целом.

Инновационная активность в экономике зависит от инновационного климата, который в свою очередь зависитот государственной экономической политики. Во-первых, государство как собственник не мо-жетсамоустранитьсяотролихозяйственногосубъекта и организатор централизованных капитальных вложений в инновационную сферу. Во-вторых, государство должно стимулировать спрос на инновационную продукцию и выступать в роли заказчика. В-третьих, инвестиционная активность государства будет инициировать рост капитальных вложений частных и иностранных инвесторов [4].

Г осударственные инвестиции могут быть весьма значительными и важны в отдельных отраслях, от ко-торыхзависит,например,национальнаябезопасность, или в ситуации, когда государственная поддержка не-

обходимадляосуществленияструктурныхпреобразо-ваний или для придания первоначального импульса к развитию новых территорий или производств.

Сегодня сложился более или менее традиционный набор методов государственной поддержки инновационной деятельности, который включает прямую поддержку субъектов инновационной деятельности через различные государственные программы развития инновационной деятельности, государственные и городскиезаказы,иметодыкосвенногорегулирования инновационной деятельности на основе налоговых и кредитных льгот, таких как ускоренная амортизация, льготы по налогам для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, освобождение от налогообложения инвестиций, направляемых в приоритетные направления инновационной деятельности и т. д.

Прямая государственная поддержка должна оказываться, прежде всего созданию принципиально новых наукоемких технологий и производств, реализующих перспективные научно-технологические разработки высокой степени готовности, а также ряду наиболее значимых для региона быстро окупаемых проектов.

Меры же косвенного стимулирования инновационной деятельности необходимо преимущественно использовать в отношении инновационно-активных организаций промышленности.

В качестве меры стимулирования инновационной активности крупных и средних промышленных предприятийцелесообразнопредоставлятьналоговые льготы предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, и производить компенсацию ставок по кредитам, взятым этими хозяйствующими субъектами на осуществление инновационных мероприятий. На первом этапе можно ограничить круг льготируемых предприятий группой приоритетных для региона направлений инновационного преобразования. Так как инновационная активность предприятий сейчас крайне невелика, то реальные потери бюджета будут незначительны, но в дальнейшем обеспечат ей крупный стратегический выигрыш. Одновременно следует снизить, а лучше полностью отменить налог на добавленную стоимость для инновационной продукции, выпускаемой предприятиями региона.

Также следует отметить предложения, выдвинутые Министерством промышленности, науки и технологий РФ по перенесению налоговых льгот из сектора науки в корпоративный сектор. Представляется эффективным стимулирование инноваций путем снижения налога на прибыль в соответствии с достигнутым предприятиями уровнем инновационной активности, выражающейся в расширении ассортимента новой продукции и использовании новых технологий. Причем ставка налога должна быть регрессивной: чем выше уровень инновационной активности, тем больше налоговых льгот должно получить предприятие. Следовательно, оно бы выступало заказчиком интеллектуальной продукции научномусектору,тем самым, предоставляя ему возможность зарабатывать деньги. В этом случае льготы будут поощрять не просто научные разработки, а их реализацию в производстве и по-лучениеконечногополезногоэффектадляобщества[2].

В целях привлечения инвесторов к финансированию инновационной деятельности и формирования в регионевенчурного капитала, предлагается внедрить практику предоставления органами государственной власти Пензенской области гарантий по возврату ссуд и предоставление существенных льгот отечественным и зарубежным инвесторам, вкладывающим свои финансовые средства в перспективные для региона инновационные проекты и программы, освобождение коммерческих финансовых структур и частных лиц от налогов на доходы, полученные от вкладов в предприятия инновационной сферы территории.

Кроме рассмотренных налоговыхльгот,необхо-димо внедрить в практику дополнительные налоговые скидки по расходам предприятий на НИОКР вместе с ускореннойамортизацией,чтодолжносоздатьусловия для сокращения убытков, связанных с проведением НИОКР. Нам представляется, что в отношении амортизируемого имущества наукоемких и приоритетных отраслей в реализации инновационных программ и проектов следует узаконить возможность списания на

затраты в первый год эксплуатации амортизируемого имущества более половины первоначальной стоимости основных средств. В то же время, поскольку ускоренная амортизация влечет за собой снижение налога на прибыль, постольку следует узаконить и положение, согласно которому высвободившаяся в процессе применения ускоренного порядка прибыль должна в обязательном порядке направляться на приобретение наукоемкого оборудования, технологий и т. п., т. е. на инновационную деятельность. В случае нецелевого использования высвободившейся прибыли налоговые органы должны требовать восстановления сумм недоплаченного налога на прибыль.

Размер же специальной налоговой скидки по расходам предприятий на НИОКР должен быть дифференцирован в зависимости от вида оборудования и срока его службы. Право на получение скидки по новому оборудованию должно наступать лишь в год ввода его в эксплуатацию, чтобы стимулировать его быстрейшее освоение. Данные инвестиционные налоговые скидки должны стимулировать реализацию приоритетных стратегических программ инновационного характера.

Помимо налогового стимулирования инновационной активности следует отметить также важность наличияврегионесоответствующего законодательного обеспечения инновационного процесса.

В связи с тем, что формирование федерального правового поля инновационной деятельности недопустимо затягивается, а ситуация в технологической сфере России по большинству позиций дошла до критического уровня, создание российской нормативноправовой базы инновационной деятельности сегодня пошло по совершенно непривычной для нашей страны схеме: снизу вверх. Регионы, не дожидаясь Федерации, начинают действовать сами.

Анализ правовой региональной базы показал, что имеющиеся у субъектов Федерации возможности по активизации инновационной деятельности используются далеко не в полной мере; процесс становления региональной правовой базы в большинстве идет с нарушением принципов системности, что снижает эффективность принимаемых мер.

Вместе с тем уже нарабатывается отечественный опыт регулирования инновационной деятельностью, ряд наиболее удачных элементов которые могут быть рекомендованы к распространению. В том числе: формирование региональной целевой инновационной программы с определением источников и минимальных объемов ее финансирования (Томская область), организация региональных инновационных центров на паритетных началах с образовательными и научными учреждениями, промышленными предприятиями (Республика Марий-Эл, Красноярский край), создание региональных фондов содействия развитию инно-вационнойдеятельности ( Саратовскаяобласть), освобождение от уплаты подоходного налога (налога на прибыль) и налога на имущество в части, зачисляемой в областной бюджет юридических лиц, инновационная деятельность которых составляет не менее 70% от

общего объема работ (Саратовская область) или, другой вариант - освобождение налога на прибыль и иму-ществоорганизацийинновационнойинфраструктуры, аккредитованныхкакинновационно-технологические центры и частичное освобождение от этих налогов субъектов инновационной деятельности, участвующих в выполнении региональных инновационных программ (Томская область) и др. [3].

Помимореформированияфедеральногозаконо-дательства особую роль играет формирование нормативно-правовой базы научно-технической и инновационной деятельности в Пензенской области. В этой связи следует доработать закон об инновационной деятельности в Пензенской области, который фактически не выполняет свою функцию.

Необходиморазработатьнормативно-правовые документы, регламентирующие:

• отношения заказчика и исполнителя при финансировании инновационных проектов;

• долевое участие государственных учреждений в финансировании коммерциализуемых научнотехнических разработок;

• меры по снижению или страхованию рисков негосударственных инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкие проекты;

• законодательные инициативы по внесению изменений и дополнений в федеральное законодательство, направленные на стимулирование инновационных процессов в экономике Российской Федерации;

• законодательные акты, предоставляющие налоговые льготы производителям инновационных продуктов в части поступлений в бюджет Пензенской области;

• методику оценки эффективности инноваций и инновационной деятельности;

• формы статистического наблюдения для совершенствования мониторинга уровня развития и эффективности функционирования инновационной системы;

• регламент рассмотрения заявки, проведения экспертизы и конкурсного отбора инновационных проектов в приоритетных направлениях развития Пензенской области.

Также можно добавить необходимость разработки следующих нормативно-правовых документов, регламентирующих:

• правила и порядок введения в хозяйственный оборотинтеллектуальнойсобственности, создаваемойна основе (или с участием) бюджетного финансирования;

• формы содействия формированию системы венчурного финансирования наукоемких проектов.

Реализация мероприятий данной программы позволит создать в Пензенской области опорные пункты национальной инновационной системы, а также сформировать начальные экономические, правовые и организационные условия для быстрого и широкомасштабного развития инновационной деятельности в период оживления российской экономики. В настоящее время в качестве такого опорного пункта является Технопарк высоких технологий, который призван

объединить инновационную инфраструктуру региона и возглавить инновационную деятельность в Пензенской области.

В условиях дефицита собственных денежных средств, атакже ограниченностигосударственнойпод-держки организации вынуждены значительную часть ресурсов использовать на финансирование текущих нужд действующего производства ивредкихслучаях -на освоение новых технологий и наукоемкой продукции. Инновационный сектор экономики остается малопривлекательным для банковского капитала, иностранных инвесторов и частного капитала.

Для реализации инновационной политики необходимо обеспечение сквозного финансирования всех этапов инновационного процесса от стартовых вложений до венчурного и кредитного финансирования на завершающих стадиях, включая:

1. Развитие и координацию деятельности фондов, действующих в научно-технической сфере, для поддержки фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок, выведения конкурентоспособной наукоемкой продукции на рынок и создания быстроразвивающихся высокотехнологичных предприятий, способных стать привлекательным объектом для прямых, в т. ч. венчурных инвестиций.

Так финансовую поддержку предприятиям инновационного профиля должен осуществлять действующий региональный фонд поддержки малого предпринимательства, который должен быть ориентирован не только на поддержку малого и среднего бизнеса, но в первую очередь на поддержку инновационной деятельности в регионе, в т.ч. и в сфере малого и среднего бизнеса. Основные функции данного органа должны получить инновационную направленность и стать приоритетными:

• финансово-кредитная поддержка субъектов малого инновационного предпринимательства;

• участие в разработке программ и мероприятий инновационного характера;

• заключение договоров финансирования мероприятий, контроль целевого использования средств, приемка работ и отчетов исполнителей;

• участие в создании предприятий инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

Помимо фонда поддержки малого предпринимательства с целью поддержки предприятий инновационного профиля необходимо также создание фонда содействия инновациям.

2. Создание и развитие системы венчурного инвестирования путем привлечения внебюджетных источников и средств частных инвесторов через специально создаваемые инвестиционные институты, развитие фондового рынка для обеспечения ликвидности венчурныхинвестиций,созданиебиржевых площадок по торговле ценными бумагами высокотехнологичных предприятий.

3. Стимулирование кредитования и предоставления долгосрочных займов высокотехнологичным компаниям, включая долгосрочное кредитование

коммерческими кредитными организациями реализации инновационных проектов, предоставление государственных гарантий по привлеченным кредитам, а также возмещение части процентных ставок по привлеченным кредитам за счет средств бюджетов всех уровней.

Главными методами реализации стратегического плана, на наш взгляд, являются формирование региональных законодательных условий и необходимой инфраструктуры для позитивных изменений в инновационной сфере.

В законодательном плане необходима разработка и введение в действие законодательных и нормативно-методических документов, способствующих развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности. Прежде всего, необходимо установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности и гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны прав интеллектуальной собственности. Причем важно не только формирование необходимого законодательства, но и его своевременная корректировка в соответствии с общественно-экономическими и технологическими изменениями.

Формирование инновационной инфраструктуры в процессе реализации стратегического плана инновационного социально-экономического развития должно идти параллельно с созданием условий для активизации инновационной деятельности (представление налоговых, кредитных льгот для субъектов инновационной деятельности; государственных гарантий, страхование рисков; обеспечение информационных данных и т. д.).

В целях содействия формированию инновационной инфраструктуры территории органам государственной власти региона необходимо предусмотреть меры организационно-финансовой поддержки создаваемых информационных центров, ориентированных на обслуживание инновационного бизнеса.

ИнновационнаясфераПензенскойобластинуж-дается в хорошей информационной базе, оперативно, достоверно и полно отражающей состояние рынка инновационной продукции, номенклатуру спроса и предложения, динамику показателей технико-экономического уровня продукции и ее связь с ценой. К сожалению, подобной базы в регионе не существует в должном объеме, поскольку информация в данной сфере не систематизирована.

Следует отметить, что процесс информационного обмена между возможными участниками инновационного процесса, как на территории Пензенской области, так и по всей России не налажен. Следовательно, для решения данной проблемы подходит создание информационного фонда, концентрирующего данные об инновационном законодательстве (федеральном, региональном,зарубежном), инновационныхпрограм-мах и проектах, инновационных институтах, фондах, предприятиях и т. д.

Качество информационного обеспечения инно-вационнойдеятельностиврегионевзначительноймере зависит от непрерывного социально-экономического мониторинга региона, который охватывает наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение инновационной деятельности.

Субъектам инновационной деятельности в регионе нужна, в первую очередь информация, которая содержалабыупорядоченнуюсоответствующимобра-зом технико-экономическую, статистическую информацию, а также сведения о характеристиках промышленной продукции, материалов, веществ и т. д. Здесь важная роль принадлежит маркетингу информационной деятельности на предприятиях региона как составной части информационного обеспечения.

Надо отметить, что наукоемкий комплекс Пензенской области нуждается в активной внешнеэконо-мическойподдержке, заключающейсяв создании благоприятных условий для формирования совместных с зарубежными партнерами предприятий по выпуску отечественной наукоемкой продукции и дальнейшего ее продвижения на внешние рынки.

Особую роль в продвижении технологий на внешний рынок следует отводить выставочно-ярмарочной деятельности.

Особо хочется отметить коммуникационный аспект выставочных мероприятий, так как именно на таких мероприятиях выявляются преимущества и недостатки, количественная и качественная экспертиза рассматриваемых технологий, продукции и т. д., достигается высокая информированность по основным и сопутствующим вопросам.

Кроме того, выставка становится генератором новых идей, предполагающих моделирование принципиально новых подходов к решению проблем того или иного направления. Здесь появляется возможность «клонирования» новых технологий с помощью заимствования самых эффективных фрагментов других или родственных технологий и внедрения их в уже существующиепосредствомразличныхформтехноло-гического обмена.

Помимо классических методов продвижения наукоемкой продукции на внешние рынки (участие в выставках, продажа через Интернет, посреднические фирмы) можно предложить также создание структур коллективного выхода на рынки.

Как известно, финансирование инновационной деятельности предприятий осуществляется за счет различных источников. Одним из эффективных способов финансовой поддержки инновационных структур Пензенской области может быть залоговый или другой вид кредитования.

Необходимым является создание гарантийнозалоговых фондов в инновационной сфере, которые будут выдавать гарантии по высокоэффективным про-ектам.Целесообразно такжеорганизовать работувсех

структур, поддерживающих инновационную деятельность, направленную на формирование у коммерческих банков интереса к вложению денежных средств в научно-техническое предпринимательство.

Весьмаактуальнымпредставляетсятакжесозда-ние специальных инновационных банков, выполняю-щихрядфункций,способствующихразвитиюдеятель-ности в области НИОКР и нововведений (оказание помощи в получении субсидий, льготных кредитов, оформлениидокументов на налоговые льготы,исполь-зование результатов НИОКР на самом предприятии и за его пределами путем их продажи, организации сотрудничества различных партнеров и др.). Подобные банки занимаются, кроме того, изучением внутреннего и внешнего рынков, коммерческого использования разработок и нововведений, объединения различных предприятий — институтов и организаций для проведения крупных научных разработок.

В условиях развития инновационной деятельности должно совершенно измениться отношение к главной производительной силе общества - человеку высокоинтеллектуального,высокопроизводительного труда.

Поэтому важнейшим направлением активиза-цииинновационнойдеятельностиявляетсяподготовка и переподготовка персонала в области инновационно-технологическогоменеджмента,управлениякачеством и сертификации. Необходимо появление специалистов - менеджеров по коммерциализации технологий, управлению технологическими инновациями и инновационными фирмами. Система подготовки научных кадров должна быть согласована с потребностями региона и приоритетами развития научно-технической сферы. Необходимо создать новые возможности для подготовки кадров в ведущих вузах и научных центрах России и за рубежом, практиковать подготовку специалистов для научно-исследовательской работы из числа наиболее перспективных студентов вузов по индивидуальным программам с углубленным изучением методик проведения НИР, организации научной деятельности и т. п. [1].

На организации, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров для инновационного бизнеса, ввиду актуальности этого направления для становления инновационной сферы региона можно предусмотреть дополнительные льготы по аренде, платежам за коммунальные услуги и налогам на имущество и доходы.

Огромную роль в повышении эффективности технологических процессов играет научно-методическое обеспечение инновационной деятельности малых предприятий. Сотрудничество малых предпринимательских структур со специализированными научными центрами и иными фирмами позволяет формировать локальные научно-производственные объединения, непрерывно инициирующие научный поиск, превращая идеи в технологические инновации, проверяя новые технологии и внедряя их в производство наукоемких импортозамещающих изделий. При этом научные исследования, соединяясь с практикой,

становятсяприкладными,аэкономикаПензенскойоб-

ластиобогащаетсянаучно-техническимидостижения-

ми,повышающимикачествоиконкурентоспособность

продукции.

Большую роль в становлении и развитии инновационной сферы играет малое предпринимательство. Для стимулирования создания малых инновационных фирм необходима система бизнес-инкубаторов, поддерживающая процесс организации и становления на самых ранних, рисковых стадиях развития их проек-тов,когда еще сложно определить вероятность успеха.

Действенной мерой экономической поддержки «инкубаторов» наукоемкого бизнеса и аналогичных научно-технических комплексов, предоставляющих малым инновационным предприятиям в аренду здания, помещения, оборудование, могло бы стать освобождение их (полное или частичное) от налога на имущество, а также введение для них льгот по платежам за коммунальные услуги. Это позволит существенно снизить цены на услуги, предоставляемые «инкубаторами» и иными субъектами инновационной инфраструктуры предприятиям-клиентам, что не замедлит положительно отразиться на развитии малого наукоемкого бизнеса в Пензенской области.

Малое предприятие не всегда имеет возможность получить заемные средства, а также предоставить под неговысоколиквидное обеспечение. Поэтому правительствунеобходимореализоватькомплексмер, направленных на развитие страховых, кредитных и других институтов, обеспечивающих доступ субъектов малого предпринимательства к инвестиционным ресурсам.

Одним из основных направлений является мик-рофинансирование.Следуетуделить особое внимание развитию микрофинансовых институтов: кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства для развития субъектов малого предпринимательства. С целью обеспечения доступа малых предприятий к производ-ственныммощностямможнорассмотретьтакжесозда-ние на базе пустующих или простаивающих предприятий промышленных парков - набора стандартных модулей, оснащенных необходимыми коммуникациями и производственной инфраструктурой, где малые предприятия могли бы арендовать, а при наличии финансовых возможностей выкупить производственные площади. Создавая площади для размещения малых предприятий, нужно иметь в виду и необходимость обеспечения возможностей изготовления ими своей производственной продукции. Эту задачу призваны решать инновационно-промышленные комплексы и технологические кластеры.

Учитывая состояние приборной базы научнотехнической и инновационной сферы, также рекомендуется предусмотреть меры по поддержке лизинговых фирм, предоставляющих инновационным предприятиям оборудование на условиях последующего выкупа, а также содействие становлению и развитию в регионе такой перспективной формы поддержки малого

инновационного бизнеса, как центры коллективного пользования и пункты проката оборудования и приборов (на Западе они давно существуют, в России же эта практика пока распространения не получила), которые дают следующие положительные эффекты:

• генерация дополнительных объемов производства;

• генерация налоговых поступлений от увеличения объемов производства;

• повышение конкурентоспособности;

• создание новых рабочих мест для высококвалифицированных кадров;

• сохранение производственного потенциала предприятий.

Поддержка органами государственной власти Пензенской области лизинговых фирм, а также центров коллективного пользования и проката оборудования и приборов может выражаться в предоставлении им государственных гарантий для привлечения инвестиций, а также инвестиционных кредитов, прямого участия органов государственной власти региона в организации центров коллективного пользования, предоставления им безвозвратных или ссуд с частичным погашением для формирования приборной базы, передачу им на льготных условиях или безвозмездно части оборудования и т. д.

Т аким образом, реализация стратегического плана инновационного социально-экономического разви-

тия , учитывающего возможности и интересы всех субъектов инновационной деятельности, экономические, социальные и политические приоритеты будет способствовать становлению инновационной сферы региона, сохранению, повышению и эффективному использованию накопленного научно-технического и инновационного потенциала, повышению конкурентоспособности продукции предприятий на мировом и отечественном рынке, укреплению межрегиональных и международных связей, привлечению иностранных инвестиций в инновационную сферу региона, созданию новых высокодоходных производств на основе использования передовых производственных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванченко Л.А. Приоритеты региональной экономики. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 2005. 384 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Концепция активизации работы в регионах Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства. Проект. М.: Изд. Совета Федерации, 2008. 98 с.

3. Основные показатели социально-экономического положения регионов в 2009 г. // Российская газета. 31 марта 2010 г.

4. ШвецовА.Н.Экономическиересурсымуниципально-го развития: финансы, имущество, земля. М.: УРСС, 2007. 358 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.