РАЗДЕЛ VI
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37
Д. А. Савельев, М. А. Пущаева
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Актуальной проблемой современного профессионального образования является проблема повышения эффективности методического обеспечения учебного процесса высшего профессионального образовательного учреждения юридического типа.
Актуальность проблемы определяется характером инновационных процессов, происходящих в отечественной системе высшего профессионального образования, рядом социальных, теоретических и практических предпосылок и факторов.
В частности, отмечается обострение противоречия между бурным развитием системы образовательных учреждений в инновационном направлении и их филиалов и существующей недостаточной законодательной, нормативной и теоретической базой их создания и развития. Как свидетельствуют реалии современного образовательного пространства, формирование сети юридических вузов и их филиалов порождает множество проблемных узлов, требующих своего изучения. Например, итоги проверок, проводимых по линии Министерства образования и науки, показали, что качество подготовки специалистов в филиалах вузов во многих случаях оказывается ниже качества подготовки по тем же направлениям (специальностям) в базовых высших учебных заведениях.
Это определяется тем, что организационно-методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки специалистов в высшем профессиональном образовательном учреждении юридического типа не соответствует современным требованиям, руководители и преподаватели при его создании испытывают затруднения методологического и теоретического характера. У многих из них нет достаточной четкости в понимании целевого замысла, новизны, актуальности обновления и создания организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки специалистов, психологопедагогического и управленческого обоснования.
В области теоретических исследований проблемы мы можем констатировать противоречие между наличием определенных предпосылок решения проблемы методического обеспечения учебного процесса в филиалах образовательных учреждений инновационного типа и недостаточно оформленной единой концепции организации в них учебного процесса.
Современная практика профессиональной деятельности юриста характеризуется расширением спектра его специализаций, разнообразием учреждений в которых востребована его работа. Более чем когда-либо различным учреждениям необходимы специалисты юридического профиля, обладающие высокой профессиональной культурой, способные к эффективной профессиональной деятельности. При этом недостаточной оказывается теоретико-методологическая база исследования проблемы и теоретико-педагогическое обобщение получаемых результатов.
Трудности и противоречия развития российской образовательной системы рассмотрены в работах И. С. Болотина, Л. М. Гохберга,
Э. С. Демиденко, Ф. П. Зиятдиновой, О. И. Крухмалевой, А. А. Овсянникова, И. Н. Стрекаловой, Н. Д. Сорокиной, Л. Л. Шпак и др. Не менее значимым представляется вопрос о качестве предоставляемых вузами образовательных услуг (Г. Е. Зборовский, С. Д. Некрасов, В. П. Прокопьев, Н. А. Пруель, С. А. Рогожина, Г. Ф. Ромашкина, С. И. Солонин, Е. А. Шуклина, П. Е. Щеглов и др.).
Рассмотрение организационных и правовых основ вузовских филиалов и других структурных подразделений вузов нашло отражение в работах таких авторов, как Т. Г. Владыкина, Л. Б. Елисеева, Н. Р. Кельчевская, Н. Д. Кликунов, А. К. Клюев.
Важными для анализа проблемы являлись вопросы управления и оптимизации образовательной системы, представленные в публикациях
Н. И. Богдан, А. В. Бритова, А. О. Грудзинского, Ю. С. Васильева,
Н. В. Драптусовой, В. В. Дубицкого, А. К. Клюева, Е. А. Князева, М. А. Лукашенко, К. П. Макаркина, К. А. Могилевкина, О. Б. Томилина и других.
Проблемы и дидактические условия организации высшего юридического образования изучали С. А. Аванесян, Д. А. Ершова, С. А. Желанова, Е. Р. Зайцева, А. В. Стремоухов и др..
При определении теоретических оснований решения проблемы повышения эффективности методического обеспечения учебного процесса в учреждении высшего профессионального образовательного юридического типа мы приняли установку, что цель профессионального образования - подготовка квалифицированных специалистов по всем основным направлениям и сферам науки, культуры, производства и образования. Эта цель определяет постановку следующих задач профессиональной подготовки студентов:
- постоянное совершенствование процесса профессиональной подготовки специалистов с учетом требований современной науки и практики;
- повышение образовательного и культурного уровня преподавателей, создание условий для их всестороннего творческого развития;
- повышение образовательного и культурного уровня студентов, создание условий для их разностороннего творческого развития.
В основе решения проблемы эффективной профессиональной подготовки студентов в учреждении высшего профессионального образовательного учреждения юридического типа лежат положения деятельностного, личностно-ориентированного, системного и других подходов.
Исследователями отмечается хронический недостаток учебно-методической литературы по всем вопросам профессиональной подготовки сту-дентов-юристов. В связи с этим, актуальным является выделение проблем и реализация различных направлений разработки учебно-методического обеспечения функционирования и развития системы профессиональной подготовки студентов в учреждении высшего профессионального образования юридического типа. В основании методического обеспечения должны лежать требования государственных образовательных стандартов.
Особенности разработки и реализации методического обеспечения профессиональной подготовки студентов юридических вузов определялись нами с учетом ряда методологических положений.
Во-первых. В центре процесса профессиональной подготовки студентов юридических вузов должно быть не отношение к учебному предмету, а отношение к обучающемуся, отношение людей друг к другу, возникающее в процессе их совместной деятельности.
Во-вторых. Все компоненты профессиональной квалификации личности обучающегося, уровень его профессионального образования формируются под влиянием внешней ситуации, внешней среды (концепция генерализации С. Л. Рубиншейна).
В-третьих. Развитие личности обучающегося определяется уровнем организации и уровнем овладения им основными видами учебно-познавательной и профессиональной деятельности.
В-четвертых. Эффективность профессиональной подготовки студентов юридических вузов определяется оптимальным соотношением государственных образовательных стандартов и личностного саморазвивающего начала; образовательный процесс должен иметь личностно-ориентированный характер.
Процесс профессиональной подготовки юристов в вузе имеет целью формирование их профессиональной готовности.
Мы в своем исследовании придерживаемся определения понятия «профессиональная готовность», как избирательно, прогнозирующую активность личности на стадии ее подготовки к деятельности, как активное состояние личности, вызывающее деятельность (М. И. Дьяченко, Г. Н. Жуков, Л. А. Кандыбович и др.).
Мы принимаем позицию, согласно которой в структуре профессиональной готовности юриста выделяются мотивационная готовность (понима-
ние социальной значимости выполняемых действий, желание выполнять их результативно, стремление выполнить их как можно лучше) и операциональная готовность (способность, умение выполнять соответствующие профессиональные действия).
Несмотря на различные подходы ученых к проблеме профессиональной готовности выпускника вуза по юридическим специальностям их объединяет стремление рассмотреть взаимосвязь «внутренних» и «внешних» условий формирования данного новообразования личности. Выделяют следующие компоненты внутреннего уровня профессиональной готовности специалиста юридической сферы:
- индивидуально-личностный компонент (внутреннее своеобразие личности специалиста, его индивидуально-психологические особенности, способности, достоинства и недостатки; личностные свойства и качества);
- рациональный - теоретико-мировоззренческий - компонент (объем и степень усвоения специалистом знаний и социально-профессионального опыта);
- эмоциональный компонент (сформированное эмоционально-ценностное отношение специалиста к юридической работе, ее субъектам, результатам, осознание ценности самосовершенствования в профессиональной области). Рациональный и эмоциональный компоненты профессиональной готовности специалиста реализуются самой личностью через ее волевую сферу, через способность реализовать свой личный индивидуально-социальный опыт в профессиональной деятельности.
Внешний уровень профессиональной готовности специалиста юридической сферы - это прочное усвоение социальных, профессиональных норм и сформированная потребность их выполнения.
Таким образом, профессиональная готовность специалиста представляет собой единство внутреннего и внешнего уровней ее сформированности, которые между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В конечном счете, личность юриста с достаточным уровнем профессиональной готовности должна обладать следующими чертами:
- идейность, гражданская зрелость, принципиальность, понимание своего общественного и нравственного долга;
- высокая культура, всесторонняя духовность и интеллектуальная развитость;
- высокий морально-этический уровень - честность, уважительное отношение, внимательность к коллегам и клиентам;
- надлежащая юридическая культура, развитое юридическое мышление;
- глубокое и конкретное знание законодательства и практики его применения;
- свободное владение практическими навыками в поисках законодательства применительно к конкретным жизненным фактам, толкование нормативных актов, подготовка и написание нормативных документов, устные (экспромт) выступления по юридическим вопросам;
- коммуникабельность, умение на основе дискуссии отстаивать позиции, предопределяемые действующим законодательством; навыки исследовательской работы, умение обобщать, фиксировать и обосновывать свои публичные высказывания;
- качества общественного деятеля, навыки публичных выступлений.
Названные интегральные качества личности будущих юристов дают возможность выделить направления реформирования процесса профессиональной подготовки студентов юридических вузов:
- перестройка процесса подготовки специалистов в максимально полном соответствии с социальном заказом, социальными потребностями и требованиями, с максимальной степенью учета социально-экономических и культурных особенностей региона и города;
- структурное преобразование содержания, учебных планов, программ, методик и форм организации профессионального образования и, придание им реального, практически целесообразного характера; перестройка должна быть ориентирована на переход от воспроизводящего к творческому характеру образования;
- использование эффективных методик и технологий профессионального образования с учетом особенностей контингента студентов.
В результате проведенного анализа мы пришли к выводу о необходимости разработки модели методического обеспечения процесса профессиональной подготовки студентов юридических вузов. Использование модели позволяет сохранить представление об изучаемом предмете как о целостном явлении и облегчает проникновение в его сущность.
Проектируемая нами модель организационно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки студентов юридических вузов, в результате функционирования которой должны появиться соответствующие новообразования в знаниях, умениях и качествах личности будущих юристов, состоит из целевого, содержательно-технологического, организационного и результативного компонентов.
Целевой компонент включает цель, отражающую главную функцию организационно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки студентов юридических вузов и задачи, решение которых обеспечивает достижение цели. Целевой компонент выступает по отношению к остальным компонентам в качестве управляющей инстанции. Целевой компонент не просто управляет системой, а служит определяющим фактором содержательной разработки ее компонентов, определения связей развития и порождения, четкого понимания терминальной точки проектируемой нами модели - результата, к которому мы стремимся.
Эффективное методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки студентов юридических вузов можно рассматривать как способ оперативного решения актуальных образовательных задач в таких направлениях, как:
- совершенствование процесса профессиональной подготовки специалистов с учетом требований современной науки и практики;
- повышение образовательного и культурного уровня преподавателей, создание условий для их всестороннего творческого развития;
- повышение образовательного и культурного уровня студентов, создание условий для их разностороннего творческого развития.
Содержательно-технологический компонент включает следующие взаимосвязанные блоки: мотивационный, информационно-когнитивный, операциональный и эмоционально-рефлексивный.
Мотивационный блок является базовым для становления всех других компонентов, поскольку успех деятельности, прежде всего, обусловливается соответствующей направленностью личности на нее. Одним из способов развития мотивов является раскрытие предназначения результата учебной деятельности, ее смысл и сознательное к ней отношение.
Для будущей профессиональной деятельности юристов необходимо создание положительной мотивационной сферы личности через организацию процесса обучения и стимулирование рефлексивных процессов, это обеспечивает личностное включение студентов в процесс формирования профессиональных знаний и умений. В связи с этим в структуру мотивационного блока мы включили: ценностные ориентации (осознанное понимание необходимости профессионального юридического образования; осознание смысла овладения теорией и практикой профессионального юридического образования); потребности и соответствующие им мотивы (повышение качества своей будущей профессиональной деятельности; желание овладеть теорией и практикой профессионального юридического образования; повышение профессиональной компетентности в области юрисконсульства), интересы (интерес будущего юриста к учебному процессу; познавательный интерес к проблемам профессионального юридического образования; стремление к творческому поиску; стремление к личностному саморазвитию, самореализации), которые в своей совокупности отражают психологическую готовность будущих юристов к профессиональной деятельности.
Информационно-когнитивный блок содержательно-технологического компонента модели методического обеспечения процесса профессиональной подготовки студентов юридических вузов (информация, понятия, представления) будет характеризоваться следующими признаками:
- осознанностью профессиональных знаний и способностью к быстрому, точному и творческому их применению; конструированием на этой основе новых способов деятельности; самостоятельным добыванием знаний при обнаружении их взаимосвязи с имеющимся опытом;
- «гибкостью» и вариативностью прикладных умений и навыков, являющихся основой профессиональной деятельности; их эффективным «переносом» на учебную и профессиональную деятельность;
- умением эффективно и экономно реализовать свои возможности.
Реализация содержательно-технологического компонента включает в себя следующие основные направления: развитие мировоззренческой, духовно-нравственной сферы будущего специалиста; формирование системы знаний, умений, навыков в сфере правозащитной деятельности; овладение методами и приемами саморегуляции эмоциональных состояний и профессионального поведения; формирование положительных мотивационных установок на саморазвитие собственного уровня профессиональной юридической культуры; развитие профессионально важных качеств юриста; формирование социально-психологической, социально-экономической, медицинской, религиоведческой, геронтологической, этпопедаго-гической культуры специалиста.
Согласно требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускников, обучающихся по специальности «Юрисконсульт», дипломированный специалист должен владеть культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в письменной и устной речи логически правильно оформлять результаты своей деятельности.
В области государственно-правовых дисциплин (теория государства и права, конституционное (государственное) право России, конституционное (государственное) право зарубежных стран, административное право, финансовое право, международное право) специалисту необходимо уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по поводу государственно-правовой и политической проблематики, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями.
В области гражданско-правовых дисциплин дипломированный специалист должен уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско-правовых и гражданско-процессуальных отношений; составлять проекты важнейших договоров, основных процессуальных документов; владеть приемами осуществления процессуальных действий; трудовых правоотношений, знать порядок разрешения трудовых споров.
Что же касается области уголовно-правовых дисциплин, специалисту необходимо уметь анализировать состав преступления; понимать цели и значение наказания; производить все следственные действия; вести судебное разбирательство; производить необходимые действия и составлять соответствующие им правовые акты по всем стадиям уголовного процесса; выступать в роли участников процесса со стороны, как обвинения, так и защиты.
В области дисциплин общепрофессиональной подготовки выпускник должен уметь анализировать и решать юридические проблемы, в том числе и в сфере семейных правоотношений.
Операциональный блок определяется набором действий, необходимых студенту для эффективной профессиональной подготовки. Изучение возможностей процесса профессиональной подготовки студентов юридических вузов, систематизация источников и способов получения информации происходит во время:
- широкого использования тестирования в системе вузовского мониторинга, где проводится диагностика, оценка и прогнозирование состояния учебного процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития);
- изучения развития студентов, уровня работоспособности;
- самооценки и самокоррекции знаний и умений, которые проявляются в умении оценить, организовать себя, свое время, индивидуальную, групповую деятельность, сплотив вокруг надежных помощников, единомышленников.
Для формирования различных подструктур профессиональной готовности юриста к профессиональной деятельности активно используются различные виды тренингов. Особое место в организационно-методическом обеспечении процесса профессиональной готовности принадлежит тренингу «Толерантность юриста: единство личностного и профессионального».
Тренинг состоит из трёх блоков:
1. Понятие толерантности (ознакомление с понятием «толерантность», «толерантная личность», «границы толерантности»; обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе, в различных сферах жизнедеятельности).
2. Толерантность по отношению к себе и участникам группы (развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом воздействии; развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы).
3. Толерантность по отношения к другим (обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях).
4. Эмоционально-рефлексивный блок использует способности мониторинга своих собственных эмоций и эмоций других людей, различать их и использовать информацию для управления собственным мышлением и действиями. Согласно существующим подходам эмоциональный компонент трактуется в четырех основных контекстах: эмоциональная идентификация, перцепция и экспрессия; эмоциональная фасилитация мышления; эмоциональное понимание; эмоциональное управление (Ж. Майел, П. Саловей и др.).
Для нашего исследования важен тот факт, что в формах собственно учебной деятельности при реализации процесса профессиональной подготовки студентов юридических вузов может выходить в рефлексивную позицию на различных уровнях (субъект видит самого себя, субъект видит себя видя-
щим себя, субъект оценивает себя в прошлом, настоящем, будущем и т. д.), что позволяет ему на каждом новом уровне перестраивать свою систему ценностных ориентаций.
Организационный компонент модели включает в себя реализацию комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса профессиональной подготовки студентов юридических вузов:
- обогащение информационного поля будущего юриста за счет междисциплинарной интеграции в решении замысла исследования;
- внедрение инновационных технологий при отборе содержания и разработке методического обеспечения профессиональной подготовки юристов;
- направленность программно-методических материалов на максимальную индивидуализацию профессиональной подготовки студентов в рамках специализации «Юрисконсульт»;
- ориентация на развитие профессиональных возможностей и способностей преподавателей филиала.
Одной из важных составляющих организационно-деятельностной подструктуры модели является внеаудиторная работа. Она включает научноисследовательскую учебно-профессиональную и исследовательскую прак-тико-ориентированную работу студентов.
Следующим компонентом модели методического обеспечения процесса профессиональной подготовки студентов филиалов юридических вузов, является результативный. Результативный компонент включает уровни, критерии и диагностические методики определения профессиональной готовности юристов.
Таким образом, модель методического обеспечения процесса профессиональной подготовки студентов филиалов юридических вузов состоит из следующих основных компонентов: целевого, содержательно-технологического, организационного и результативного.
Библиографический список
1. Итин, Ю. К. Качество образовательного процесса высшей школы как объект управления [Текст] / Ю. К. Итин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 2. - С. 82-100.