ности инноваций и нововведений финансовыми ресурсами позволяет определить возможные типы предприятий по статусу в отношении доступности капитала для обеспечения инновациями инновационного развития хозяйствующего субъекта. Прежде всего, необходимо выявить роль инвестиций в обеспечении инновационного процесса, определить степень достаточности финансирования на определенном этапе инновационного развития, сформировать необходимый уровень прибыли для покрытия финансовых вложений при запланированном уровне доходности.
Определение на этой основе статуса предприятия в сфере инновационной деятельности позволяет указать возможные направления его инновационного развития с позиций современного и дальнейшего привлечения инвестиций.
Библиографический список
1. Безрукова Т.Л., Морковина С.С. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учеб. с грифом УМО. М.: Изд. «Кнорус». 2010. 354 с.
2. Безрукова Т.Л., Добросоцкий М.К. Инвестиционная привлекательность инновационных проектов как многоуровневая система // ФЭС: Финансы, экономика, стратегия. Воронеж, 2009. № 6. С. 16-19.
3. Безрукова Т.Л., Борисов А Н., Шанин И.И. Управление инновационной деятельностью мебельных предприятий // «Финансовая аналитика: проблемы и решения». 2012. №32. С.41-47.
4. Безрукова Т.Л., Иванов А.А., Безруков Б.А. Управление, моделирование и прогнозирование инновационной активности предприятий: научно-методический аппарат, бизнес-модели, прогнозы: монография. М.: «КноРус», 2013. 116 с.
5. Безруков Б.А., Борисов А.Н. Управление инвестиционно-инновационным развитием предприятий: монография. М.: ИТД «Кнорус», 2009. 84 с.
6. Иванов А.А., Безруков Б.А. Система зависимости показателей инновационной активности и эффективности от внутренних и внешних параметров организации // Финансы. Экономика. Стратегия. Серия «Инновационная экономика: человеческое измерение». Воронеж, 2013. № 8 (70). С. 14-18.
DOI: 10.12737/2202 УДК 336.71
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РИСКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
аспирант кафедры бухгалтерского учета и аудита Ю. В. Ерошкин ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»
Инновационная стратегия коммерче- правленную деятельность по выбору при-
ского банка представляет собой целена- оритетов перспективного развития и их
достижению, в результате которой обеспечивается более качественное банковское обслуживание. Соответственно, инновационная стратегия должна реализовываться прогрессивными нестандартными управленческими решениями, обоснованными условиями внешней и внутренней среды, вырабатываемыми и принимаемыми с учетом специфических особенностей деятельности банка. Эффективность реализации инновационной стратегии развития определяется системой менеджмента, включающей систему показателей результативности и эффективности стратегии, мониторинг процессов ее выполнения, оценку результатов выполнения, разработку и выполнение корректирующих действий и управленческих решений. Кроме того, стратегия не должна выходить за разумную грань риска. Это требует постоянной адаптации банка к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.
В основе стратегического управления лежат стратегические управленческие решения, которые ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений. В то же время стратегические решения имеют большую неопределенность, т. к. они должны учитывать неконтролируемые внешние факторы, оказывающие воздействие на организацию. В условиях неопределенности будущего возникает стратегический риск. Несмотря на то, что в нормативных документах Банка России стратегический риск выделен в качестве одного из основных рисков банковской деятельности, инструментарий управления данным риском являются недостаточно разработанным.
Стратегический риск - это риск возникновения у кредитной организации убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития кредитной организации [1 ].
Стратегический риск, связанный с инновационной деятельностью, выступает как многофакторное явление. Это требует классификации факторов инновационной деятельности и их тщательного рассмотрения. При таком подходе будет постоянно формироваться информация о рискованных событиях, что позволит разрабатывать комплексы мероприятий для погашения негативных явлений, связанных с возникновением рискованных ситуаций, прежде всего, в долгосрочной перспективе. От успешности решения данной задачи зависят результаты реализации всех инновационных начинаний.
Сосредоточенное внимание только на финансовых показателях не дает полной картины состояния банка, не позволяет построить надежную стратегию его развития. Поэтому необходимо использовать и нефинансовые показатели, которые должны не только дополнять финансовые показатели, но и приводиться к логической связи с ними. Сочетание финансовых и нефинансовых показателей, ориентированных на конечные цели деятельности предприятия и составляет суть сбалансированной системы показателей.
Кроме этого сбалансированная система показателей указывает:
- какими бизнес-процессами обеспечиваются доходы банка;
- как клиентская составляющая ока-
зывает влияние на финансовый результат деятельности;
- направления работы с персоналом, связанные с образованием, развитием внутренних процессов предприятия.
Таким образом, стратегия инновационного развития может претендовать на полноту только в том случае, если в ней содержатся ответы на вопросы, касающиеся разных сфер деятельности банка.
На основе сбалансированной системы показателей формируется стратегическая карта, которая позволяет наглядно показать стратегию компании, описать причинно-следственные связи между ее отдельными элементами.
Стратегическая карта - инструмент для определения целей и их взаимосвязей на всех уровнях управления - от предприятия в целом до отдельных подразделений [4]. Разработка стратегической карты позволяет увидеть перспективы развития банка. Для этого необходимо определить цели развития организации, затем разработать проекции, которые будут направлены на достижение целей, и разработать систему показателей для количественной оценки возможных состояний банка в перспективе.
Пример стратегической карты внедрения и использования Интернет-банкинга для удовлетворения запросов клиентов банка приведен на рис. 1.
Рис. 1. Стратегическая карта внедрения Интернет-банкинга
Для эффективного управления инновационной деятельностью банка необходимо принятие управленческих решений, которые должны лечь в основу формирования стратегии на перспективный период. Качество инновационной деятельности во многом зависит от того, насколько согласованно осуществляется стратегическое управление и риск-менеджмент, поскольку проявление риска при управлении реализацией стратегии может обернуться упущенной выгодой от не принятых вовремя решений, а также затратами на исправление ошибочных решений. Таким образом, сформированный на рис. 1 список стратегических целей требует процедуры согласования с риск-менеджментом.
Существует ряд методов, позволяющих решать слабоструктурированные проблемы, но мы остановимся на морфологическом методе, который является мощным инструментом исследования в различных областях знаний, однако в экономике не нашел своего применения. Сущность морфологического метода заключается в поиске всех возможных вариантов решения поставленной проблемы путем комбинирования основных структурных элементов объекта изучения или их признаков [3].
В целях реализации морфологического метода использована комбинация сбалансированной системы показателей и методологии когнитивного моделирования. Когнитивный подход ориентирован на то, чтобы зафиксировать представление проблемной ситуации в виде формальной модели. В качестве такой модели обычно используется так называемая когнитивная карта ситуации (образ стра-
тегической карты), которая представляет известные субъекту основные законы и закономерности наблюдаемой ситуации в виде ориентированного графа, в котором вершины графа - это факторы (концепты), а дуги - причинно-следственные связи между факторами [5]. В когнитивной модели выделяют положительные и отрицательные связи. Наибольшее внимание следует уделять отрицательным связям, поскольку именно они усиливают степень риска при проведении инновационных мероприятий.
В качестве признаков, классифицирующих когнитивные карты, в работе рассматриваются два признака:
- первый признак - это метод экспертного измерения параметров когнитивной карты, т.е. измерение значений факторов ситуации или их изменений, а также силы причинной связи между ними;
- второй классифицирующий признак - это интерпретация измеряемых параметров когнитивной карты.
Для установления причинно-следственных отношений разрабатывается шкала для оценки силы связи между факторами (табл. 1).
После структуризации информации выполнено построение когнитивной карты разработки модели. Когнитивная карта представляет собой взвешенный ориентированный граф G=(X,A), в котором X -множество вершин (базисных факторов), А - множество дуг, отражающих непосредственные влияния факторов друг на друга. Каждая дуга, связывающая фактор хг с фактором ху, имеет вес ау (устанавливается экспертом), отражающий характер и силу
Таблица 1
Оценка связи между базисными факторами [2]
Описание связи Численное значение
Не влияет 0
Очень слабо усиливает (ослабляет) 0,1; 0,2 (-0,1; -0,2)
Слабо усиливает (ослабляет) 0,3; 0,4 (-0,3; -0,4)
Умеренно усиливает (ослабляет) 0,5; 0,6 (-0,5; -0,6)
Сильно усиливает (ослабляет) 0,7; 0,8 (-0,7; -0,8)
Очень сильно усиливает (ослабляет) 0,9; 1,0 (-0,9; -1,0)
влияния фактора xi на фактор Ху. Если ау -положительная величина, то при изменении значения xi значение Ху изменяется в том же направлении, если ау - отрицательная, то при изменении значения xi значение X} изменяется в противоположном направлении. Модуль величины ау характеризует силу влияния.
В связи с тем, что инновационная деятельность относится к слабоструктурированным системам, количество факторов, на нее влияющих, может колебаться от не-
скольких концептов до нескольких десятков концептов. Таким образом, для примера построения нечеткой когнитивной карты при моделировании инновационной деятельности банка с учетом риска ограничимся факторами, представленными на рис. 1. Тогда пример ориентированного графа когнитивной модели задачи управления внедрением Интернет-банкинга представлен на рис. 2.
С графом G ассоциируется матрица смежности М (табл. 2). Элемент ау матрицы
М
атрица смежности орграфа внедрения Интернет-банкинга
Таблица 2
П1 П2 Б1 Б2 Б3 К1 К2 Ф1 Риск
П1 0 0 0,3 0,4 0,5 0 0 0 0,7
П2 0 0 0 0,3 0,4 0 0 0 0,6
Б1 0 -0,4 0 0,4 0 0,5 0 0 0,4
Б2 0 0 0 0 0 0,3 0,4 0 0,3
Б3 -0,2 0 0 0 0 0,4 0,5 0,5 0,2
К1 0 0 0 0 0 0 0 0,4 0,5
К2 0 0 0 0 -0,4 0 0 0,7 0,3
Ф1 0 0 0 0 0 0 0 0 0,5
Риск 0 0 0 0 0 0 0 0 0
М, стоящий на пересечении г-ой строки и у-го столбца, характеризует влияние фактора Х на фактор ху.
В построенной когнитивной матрице представлены наиболее важные, непосредственные связи между концептами. Вместе с тем, для полного анализа причинно-следственной структуры инновационного механизма необходима также информация о неявных (опосредованных) взаимовлияниях концептов. На основании построенной когнитивной карты рассчитываются статические показатели (системные характеристики), проводится их анализ и выполняется моделирование инновационных процессов банка, в результате чего выявляется степень влияния каждого из концептов на результаты инновационных решений.
Показатели матрицы смежности можно идентифицировать следующим образом. К примеру, если уменьшить риск на 10 %, то необходимо поднять эффективность работы служащих (П2) на 6 %, обеспечивать высокую оценку клиентами качества предоставляемого дистанционного
банковского обслуживания с применением систем Интернет-банкинга (Б3) на 2 % и так далее. Расчет прогнозных значений по данной модели выполняются в MS Excel. Если ничего не менять в политике банка по реализации системы Интернет-банкинга, то на следующем шаге банк получить следующие результаты своей деятельности (табл. 3).
Данные матрицы показывают, что появляются многочисленные отрицательные связи, усиливающие риск реализации инновационной услуги Интернет-банкинга. Следовательно, необходимо вводить процедуры управления рисками. В первую очередь это касается устранения обратных связей, в отношении которых требуется разработка превентивных мер, снижающих степень риска.
В зависимости от характера управляющих воздействий, можно выделить несколько стратегий управления рисками [6]:
- уменьшение риска: многие риски могут быть существенно уменьшены путем использования соответствующих способов и средств защиты;
Таблица 3
Матрица смежности орграфа внедрения Интернет-банкинга на втором шаге расчетов
П1 П2 Б1 Б2 Б3 К1 К2 Ф1 Риск
П1 -0,1 -0,12 0 0,12 0 0,47 0,41 0,25 0,34
П2 -0,08 0 0 0 0 0,25 0,32 0,2 0,17
Б1 0 0 0 -0,12 -0,16 0,12 0,16 0,2 0,13
Б2 0 0 0 0 -0,16 0 0 0,4 0,27
Б3 0 0 -0,06 -0,08 -0,3 0 0 0,51 0,46
К1 0 0 0 0 0 0 0 0 0,2
К2 0,08 0 0 0 0 -0,16 -0,2 -0,2 0,27
Ф1 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Риск 0 0 0 0 0 0 0 0 0
- уклонение от риска: от некоторых классов рисков можно уклониться. Например, вынесение Web-сервера организации за пределы локальной сети позволяет избежать риска несанкционированного доступа в локальную сеть со стороны Web-клиентов;
- изменение характера риска: если не удается уклониться от риска или эффективно его уменьшить, можно принять некоторые меры страховки;
- принятие риска: многие риски не могут быть уменьшены до пренебрежимо малой величины. На практике после принятия стандартного набора контрмер ряд рисков уменьшается, но остается все еще значимым. В этом случае приходится решать оптимизационную задачу: что важнее - бороться с рисками или с их последствиями.
На рис. 3 показаны барьеры на пути отрицательных связей в орграфе, характе-
Барьер 1 ^ \
©
Рис. 3. Возможные варианты уменьшения риска
ризующие возможности уменьшения рисков инновационной деятельности банка.
Барьер 1 выражается в разработке эффективной программы повышения квалификации и стажировки специалистов банка, прежде, всего занятых работой с конфиденциальной информацией. Это связано также с разработкой регламента обращения с документами, содержащими информацию конфиденциального характера, в котором должна быть указана документация конфиденциального характера, зашита информации и ответственность за разглашение сведений конфиденциального характера, утрату документов, содержащих такие сведения, и нарушение порядка обращения с ними.
Барьер 2 направлен на регламента-
зывают, что степень стратегического риска, в результате мероприятий по уменьшению риска при внедрении инновационного продукта, значительно снижена.
цию порядка обеспечения внутреннего контроля за инновационной деятельностью с учетом особенностей внедряемой инновации, а также действий по устранению нарушений, выявленных специалистами банка при внедрении Интернет-банкинга.
Барьер 3 также связан с организацией внутреннего контроля, что будут способствовать более полному удовлетворению запросов клиентов и, следовательно, более высокой оценкой деятельности банка.
Если эти мероприятия выполнены и банку удалось устранить наличие отрицательных связей, усиливающих стратегический риск инновационной деятельности, матрица смежности на втором шаге примет вид (табл. 4).
Показатели матрицы смежности пока-
Библиографический список
1. Письмо Банка России от 23.06.2004 г. № 70-Т «О типичных банковских рисках».
2. Макаренко Д.И. Модели и методы
Таблица 4
Матрица смежности орграфа внедрения Интернет-банкинга на втором шаге расчетов при
устранении отрицательных связей
П1 П2 Б1 Б2 Б3 К1 К2 Ф1 Риск
П1 0 0 0 0,12 0 0,47 0,41 0,25 0,34
П2 0 0 0 0 0 0,25 0,32 0,2 0,17
Б1 0 0 0 0 0 0,12 0,16 0,2 0,37
Б2 0 0 0 0 0 0 0 0,4 0,27
Б3 0 0 0 0 0 0 0 0,51 0,6
К1 0 0 0 0 0 0 0 0 0,2
К2 0 0 0 0 0 0 0 0 0,35
Ф1 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Риск 0 0 0 0 0 0 0 0 0
стратегического управления оборонно-промышленным комплексом: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. 24 с.
3. Поздеев В.Л. Бизнес-морфологический метод (БМ-метод) в исследовании капитала // Экономические науки. 2008. № 42. С. 355-361.
4. Принципы и методы формирования сбалансированной системы показателей. [Электронный ресурс]. URL:
http://interes2009.nm.ru/texts/ssp/methods.ht m (дата обращения 18.10.2013)
5. Хрусталев Е., Макаренко Д. Когнитивные технологии в теории и практике стратегического управления // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 4. С. 25-33.
6. Kosko B. Fuzzy cognitive maps // Intern. Journal of Man-Machine Studies. 1986. Vol. 1. P. 65-75.
DOI: 10.12737/2203 УДК 339.146
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПОСТАВЩИКОВ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ
аспирант, ассистент кафедры управления, организации производства и отраслевой экономики
И. Н. Лазарев
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»
Lazarev-Цi [email protected]
Условия вступления России в ВТО открывают отечественным производителям большие возможности реализовать произведенную продукцию на рынках зарубежных стран. С другой стороны, возрастающая конкуренция, обусловленная либерализацией российского рынка, создает проблемы выживания отечественных производителей на национальном рынке [4].
В связи с этим перед каждым промышленным предприятием стоит задача производства высококачественной и конкурентоспособной готовой продукции. А это, в первую очередь, обеспечивается качеством и безопасностью используемого сырья, бесперебойной организацией производства, а также невысокой ценой на продукцию.
Проблема обеспечения промышлен-
ного производства качественным и безопасным сырьем особо остро стоит перед предприятиями пищевой промышленности, которые во многом зависят от импортных поставок сырья.
Подходы к оценке надежности поставщиков зависят от специфики отрасли промышленности, корпоративной политики, организации производства, системы оперативности реакции на претензии, использованием одобренной системы качества [2].
Предприятия мясоперерабатывающей промышленности имеют свои особенности. Для производства готовой продукции они используют более 60 % импортного сырья [1]. Зачастую мясо, поступающее из-за границы, является фальсифицированным, не соответствует заданному уровню качества, и из него невозможно произ-