Научная статья на тему 'Методический подход оценки интересов субъектов лесных отношений'

Методический подход оценки интересов субъектов лесных отношений Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
98
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ СЕКТОР / СУБЪЕКТ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ИНТЕРЕСЫ СУБЪЕКТА ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ / FOREST SECTOR / FOREST RELATIONS / INTERESTS OF THE SUBJECT OF FOREST RELATIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кондратюк В. А., Кожемяко Н. П., Кондратюк А. В.

Кондратюк В.А., Кожемяко Н.П., Кондратюк А.В. Методический подход оценки интересов субъектов лесных отношений. В статье представлена классификация интересов субъектов лесных отношений. Обоснованы интересы государства и лесного бизнеса. Разработан методический подход оценки интересов субъектов лесных отношений. Предложены математические модели расчета экономического, социального и экологического интереса участников лесных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kondratyk V.A., Kozhemiako N.P., Kondratyk A.V. SYSTEMATIC APPROACH EVALUATION OF INTEREST ENTITIES FORESTRY. The paper presents the classification of interests of forest relations. Legitimate interest of the state and forestry business. Methodical approaches assess the interests of the subjects of forest relations. The mathematical model for calculating the economic, social and environmental interests of the participants of forest relations.

Текст научной работы на тему «Методический подход оценки интересов субъектов лесных отношений»

Экономика

- производстве древесных листовых материалов - на 1642,0 тыс. м3

- производстве продукции ЦБП 205,0

тыс. т.

- производстве мебели - на 192 млн

руб.

Вместе с тем, существующий механизм стимулирования развития глубокой переработки древесины в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» имеет ряд недостатков, устранение которых позволит активизировать инвестиционные процессы в лесном комплексе России:

- существующая нормативно-правовая база в части приоритетных инвестиционных проектов предусматривает одинаковые условия для всех инвесторов и не учитывает глубину и комплексность переработки выделяемых для реализации инвестиционного проекта лесных ресурсов. Такой подход не способствует стимулированию создания новых производств лесобумажной продукции более высоких технологических переделов, а также импортозамещающей продукции и как следствие более эффективному использованию лесных ресурсов;

- отсутствие единых критериев оценки и процедуры отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в

области освоения лесов в субъектах Российской Федерации;

- отсутствие процедуры принятия отчета и требований к нему по приоритетным инвестиционным проектам в области освоения лесов, завершившим инвестиционную фазу и др.

Устранение данных недостатков будет способствовать повышению эффективности принятия управленческих решений в части использования древесного сырья, выделяемого для лесосырьевого обеспечения реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, с учетом стратегических задач развития лесного комплекса РФ.

Библиографический список

1. Бурдин, Н.А. Проблемы стратегического развития лесного сектора экономики Российской Федерации (вопросы взаимодействия лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности) / Н.А. Бурдин, В.В. Саханов //Лесной экономический вестник. - 2006. - № 3. - С. 3-175.

2. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 30.10.2008 № 248/482.

3. Моисеев, Н.А. Экономика лесного хозяйства: учеб. пособие / Н.А. Моисеев. - М.: МГУЛ, 2006. - 384 с.

4. Писаренко, А.И. Лесное хозяйство России. От использования к управлению / А.И. Писаренко, В.В. Страхов. - М.: ИД - «Юриспруденция», 2004. - 552 с.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД ОЦЕНКИ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В.А. КОНДРАТЮК, проф., ген. директор ФГУП «ГНЦЛПК», д-р экон. наук,

Н.П. КОЖЕМЯКО, доц., зам. ген. директор ФГУП «ГНЦ ЛПК», канд. экон. наук,

А.В. КОНДРАТЮК, нач. отдела эконом. развития ФГУП «ГНЦЛПК», канд. экон. наук

[email protected]

циальных, экономических и экологических его интересов.

При этом средства для достижения целей развития лесного комплекса могут быть различны в зависимости от конкретных задач, стоящих перед комплексом.

В плановой экономике важнейшей задачей, стоящей перед лесным комплексом,

Целью развития лесного сектора экономики России является обеспечение потребностей общества в лесобумажной продукции, в недревесных продуктах и других полезностях леса на основе устойчивого управления лесами, неистощительного лесопользования для максимальной экономической выгоды участников лесных отношений с учетом со-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2012

169

Экономика

Таблица 1

Классификация интересов субъектов лесного бизнеса

Субъект предпринимательства (отношений) Интерес Примечание

Собственник леса 1. Доход от продажи леса на корню. 2. Доход от продажи недревесных продуктов леса, рекреационных функций леса 3. Капитализация собственности (леса) В настоящее время в России собственник леса - государство

Государство: - Российская Федерация; - субъекты РФ; - регионы и муниципальные образования 1. Бюджетный доход 2. Экологическое положение 3. Социальное положение (рабочие места, заработная плата)

Лесопользователи: - корпорации; - предприятия; - индивидуальные пользователи; - общественные организации лесопользователей. 1. Стоимость древесины на корню 2. Доступность и сроки лесопользования 3. Прибыль 4. Сертификация лесопользования

Наемные работники 1. Заработная плата 2. Рабочие места 3. Условия работы

Потребители лесопродукции 1. Качество продукции 2. Цена продукции 3. Стабильность поставок 4. Сертификация продукции

Кредиторы 1. Обеспечение кредита 2. Платежеспособность клиентов 3. Объемы оборотов Объем оборота

Местное население 1. Рабочие места 2. Заработная плата 3. Экология 4. Рекреационные культурно-ландш. функции лесов 5. Пользование недревесными продуктами лесов. 6. Сохранение растительного биол. разнообразия лесов

Общественные экологические организации 1. Экология 2. Рекреационные, культурно-ландшафтные функции лесов 3. Сокращение растительного биол. разнообразия лесов.

было обеспечение потребностей народного хозяйства в лесобумажной продукции и максимальное поступление валютных средств от лесного экспорта. При этом экономические интересы субъектом экономических отношений практически не принимались во внимание. Основными средствами достижения целей и решения задач лесного комплекса были командно-распределительные понуждения.

В рыночной экономике двигателем прогресса является интерес субъекта предпринимательства. В табл. 1 представлена классификация интересов субъектов лесного бизнеса.

Собственник леса заинтересован в получении максимального дохода от продажи леса на корню, а также повышении капитализации леса как имущественного комплекса. Кроме того, собственники леса могут получить от государства плату за рекреационные функции леса, расположенного в определенных регионах (вокруг городов, курортных мест и т.п.)

Плата за лес на корню определяется исходя из рыночной стоимости древесного сырья. В ряде стран величина этой платы определялась до недавнего времени в ходе переговорного процесса между владельцами

170

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2012

Экономика

и потребителями древесины. В последнее время в силу антимонопольного законодательства устанавливается рыночный подход в определении платы за лес на корню (Финляндия). Оплата рекреационных функций лесов осуществляется государством по установленным нормативам (Германия). В формализованном виде экономический интерес владельца лесов

Вэ = Вп + Вр + Вк х Kt. (1) где Вэ - экономический интерес владельца леса, руб.

Вп - плата за лес на корню, руб.

Вр - плата за рекреационные функции леса, руб.

Вк - капитализация леса, руб.

Kt - коэффициент дисконтирования.

Критерием эффективного использования леса (Кв) как источника получения дохода является максимизация экономического интереса на единицу имущественного комплекса (га, кубометр запаса леса)

Кв = |(ВЭ)^тах, (2)

где Q - объект имущественного комплекса (леса), га.

Интерес лесопользователя в лесном бизнесе заключается в получении дешевого древесного сырья и максимальной прибыли, а также стабильности и прогнозируемости снабжения древесным сырьем.

Индивидуальные лесопользователи (имеются в виду малые предприятия и предприниматели) заинтересованы также в экономической доступности лесов, т.к. их экономические возможности ограничены по сравнению с крупными корпорациями. В ряде случаев индивидуальные лесопользователи выступают в качестве подрядчиков корпораций по заготовке древесины. Особенно этот опыт распространен в Скандинавских странах и в последние годы применяется в России.

Общественные организации лесопользователей выступают как выразители интересов корпораций и индивидуальных лесопользователей перед собственником лесов, потребителями и государством.

Интерес наемных работников, участвующих в лесном бизнесе, состоит в максимальном, стабильном получении заработной платы,

сохранении рабочих мест, и, естественно, с соблюдением необходимых условий труда установленных правилами техники безопасности.

Аналогично проявляется интерес местного (коренного) населения. При этом все более весомое значение приобретают экологические вопросы (состояние водных ресурсов, биосферы, рекреационные функции лесов), а также возможности использования недревесных продуктов лесов и сохранения растительного и биологического разнообразия лесов.

Интерес потребителя лесопродукции в получении качественной лесобумажной продукции и по более низким ценам, стабильности поставок товаров, а также, учитывая возрастание значения экологических интересов и общественное мнение, увеличивается внимание к сертификации лесопродукции как товара сертифицированного лесопользования.

Интерес кредиторов состоит в поддержании платежеспособности кредитопользователя (лесопользователей) и увеличении его объемов - оборота.

Одним из основных направлений действий государства в сфере экономики и, в частности, в лесном бизнесе является представление интересов всех своих граждан с помощью законодательной, исполнительной и судебной власти (создавая соответствующие институты), структурирует и согласовывает взаимодействия всех членов общества и социальных групп. Государство формирует правовые рамки функционирования экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других правовых актов (обеспечение прав собственности, выполнение контрактов и т.п.).

Государство также заинтересовано в поддержке конкуренции, в развитии многообразия организационно-правовых форм и форм собственности субъектов бизнеса, в свободном развитии рынка. При этом должен быть достигнут разумный баланс между свободным развитием рынка и управляемостью со стороны государства, между развитием крупных корпораций и малого и среднего бизнеса, что будет отдельно рассмотрено в следующих разделах диссертационного исследования.

Поскольку государство является представителем всех членов общества, его (госу-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 8/2012

171

Экономика

дарства) интересы в лесном бизнесе имеют специфические особенности. Здесь намеренно не выделяются отдельные министерства и ведомства как субъекты лесного бизнеса, так как они выступают от имени государства в исполнении возложенных на них функций.

В лесном бизнесе государство имеет экономический, социальный экологический интересы, которые выражаются формулой

И = иэ + ис + Ил, (3)

где И - интересы государства в лесном бизнесе;

Иэ - экономический интерес государства;

Ис - социальный интерес государства;

ИЛ - экологический интерес государства. Экономический интерес государства в условиях частной собственности на леса определяется в лесном бизнесе налоговыми поступлениями в бюджет. В лесном комплексе России, где лесфонд находится в государственной собственности (федеральной), экономический интерес государства как владельца лесов в лесном бизнесе значительно расширяются и выражается формулой

Иэ = Вэ + Б, (4)

где Б - поступления в бюджет и внебюджетные фонды государства от лесного бизнеса, руб.

Социальный интерес государства в лесном бизнесе выражается в увеличении количества рабочих мест, величине заработной платы наемным работникам, обеспечивающей социальную стабильность. В денежном выражении социальный интерес государства может измеряться экономией выплат по безработице за счет занятых работников в лесном бизнесе.

Экологический интерес государства в лесном бизнесе определяется в сохранении (увеличении) рекреационных, водоохранных, ландшафно-эстетических и других экологических функций лесов.

Денежное выражение экологических функций лесов - предмет самостоятельных научных исследований. Одним из методических подходов в решении этой проблемы является денежная оценка количества кислорода, вырабатываемого лесами, (в будущем может

быть предметом продажи «квот» на загрязнение окружающей среды) - QK

- экологического лесного туризма (T

Л);

- водоохранных функций лесов (ФВ);

- других экологических функций (Дэ)

В формализированном виде денежную

оценку экологических функций лесов можно представить выражением

Ил = ЪЯЙхТл1хфв'хДэ1. (5)

i=i

Таким образом, интегрированное выражение экономического интереса государства представляется в следующем виде

Иэ = Вэ + Б + эп + I Qk T + Ф4 ■ Д/ (6) где эп - денежное выражение социального интереса государства в лесном бизнесе.

Критерием эффективности лесного сектора в рыночной экономике для государства является максимальный экономический доход (интерес) при сохранении (улучшении) социальной стабильности общества и экологического положения.

Иэ ^ max.

Достижение максимизации интегрированного экономического интереса государства возможно путем увеличения доходов от:

• Платежей за лес на корню;

• Налогов от лесного бизнеса;

• Капитализации леса (увеличение национального богатства);

• Экономии на социальных выплатах за счет увеличения количества занятых работников в лесном бизнесе;

• Доходов от улучшения экологических функций лесов (продажа «квот» на загрязнение окружающей среды), водоохранных функций лесов, экологического лесного туризма и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, лесной бизнес будет успешно развиваться при оптимальном соблюдении всех интересов его участников. Перенос главного компонента экономического интереса государства как собственника лесных ресурсов на налоговые платежи вместо дохода от продажи лесных ресурсов отвечает интересам всех участников лесного бизнеса. Лесопользователь получает экономически доступные ресурсы и при условии рентного регулирования экспорта круглого леса направляет инвестиции на создание перераба-

172

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.