Научная статья на тему 'Лесопользование в контексте национальной лесной политики'

Лесопользование в контексте национальной лесной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА / FOREST MANAGEMENT / FORESTRY / STATE SUPPORT / NATIONAL FOREST POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саханов В. В., Кондратюк В. А.

Саханов В.В, Кондратюк В.А., ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕСНОЙ ПОЛИТИКИ. В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования лесопользования как одного из важнейших инструментов повышения эффективности деятельности лесного сектора экономики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sakhanov V.V., Kondratuk V.A. FOREST MEFNAGEMENT IN THE CONTEXT OF NATIONAL FOREST POLICY. The article deals with the problems of state regulation of forest management as one of the most improve performance of the forest sector of the economy of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Лесопользование в контексте национальной лесной политики»

Экономика

тывающих производств, создаются рабочие места, обеспечиваются потребности рынка в конкурентоспособной продукции.

При этом обеспечивается усиление экологических функций лесов, т.к. происходит омолаживание лесов, улучшение структуры древостоя, их культурно-ландшафтных характеристик и, следовательно, увеличение интегрированного экономического дохода государства.

При формировании концептуальных основ государственной политики по развитию лесного комплекса необходимо учитывать основные принципы развития лесного бизнеса как со стороны государства, так и со стороны лесного бизнеса.

Со стороны государства принципы развития лесного бизнеса должны быть направлены на гарантированный свободный платный доступ к источникам сырья, а также понятные законодательные, в т.ч. налоговые правила ведения бизнеса и прогнозируемость их применения.

Со стороны бизнеса принципы развития лесного бизнеса должны быть направлены на обеспечение выплаты заработной платы наемным работникам, обеспечивающей достойный их уровень жизни, увеличение количества рабочих мест, своевременную выплату налогов и др.

Библиографический список

1. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 30.10.2008 № 248/482.

2. Моисеев, Н.А. Экономика лесного хозяйства: учеб. пособие / Н.А. Моисеев. - М.: МГУЛ, 2006. - 384 с.

3. Писаренко, А.И. Лесное хозяйство России. От использования к управлению / А.И. Писаренко, В.В. Страхов. - М.: ИД - «Юриспруденция», 2004. - 552с.

4. Бурдин, Н.А. Проблемы стратегического развития лесного сектора экономики Российской Федерации (вопросы взаимодействия лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности) / Н.А. Бурдин, В.В. Саханов //Лесной экономический вестник, 2006. - № 3. - С. 3-175.

ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ

ЛЕСНОЙ ПОЛИТИКИ

В.В. САХАНОВ, зав. сектором ФГУП «ГНЦ ЛПК», канд. экон. наук,

В.А. КОНДРАТЮК, проф., ген. директор ФГУП «ГНЦЛПК», д-р экон. наук

Обладание Российской Федерацией наибольшими по сравнению с другими странами запасами леса не делает ее автоматически конкурентной на глобализированном лесном рынке. В этой связи в российском лесном секторе экономики, в состав которого входят лесное хозяйство и лесопромышленный комплекс, длительное время идет поиск эффективных форм взаимодействия участников лесных отношений - государства, бизнеса и общества.

В научной литературе имеют место различные мнения о связи видов экономической деятельности, связанных с лесным хозяйством и лесопромышленным производством. Академик Моисеев Н.А. считает, что в состав лесного хозяйства входят охрана

sakhanov@rambler. ru и защита лесов, их рациональное использование и воспроизводство с учетом целевого назначения, а также раздел, связанный с лесопользованием, который включает все виды пользований теми или иными ресурсами и услугами леса, в том числе и различные виды рубок леса [1]. Академик Писаренко А.И. представляет структуру лесного сектора экономики в виде трех самостоятельных блоков - лесоводственного, лесозаготовительного и лесоперерабатывающего [2].

По нашему мнению, рассмотрение лесного комплекса как единого субъекта управления позволит снять ряд противоречий в отношениях лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса. Это позволит на всех уровнях управления соблюдать единый методологический

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2012

173

Экономика

подход, не только при проведении анализа деятельности предприятий и организаций лесного сектора экономики, но и в других вопросах регулирования и координации деятельности, включая вопросы оценки его вклада в социально-экономическое развитие страны [3].

Успешность деятельности лесного комплекса определяется многими факторами, важнейшим из которых является эффективное лесопользование.

По экономическому содержанию лесопользование можно определить как целенаправленную деятельность государства, хозяйствующих субъектов и населения, направленную на оптимальное использование всех многоообразных ресурсов и услуг леса в соответствии с социальными, экологическими и экономическими потребностями общества.

Лесосырьевые ресурсы Российской Федерации позволяют обеспечить не только текущие и перспективные потребности страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить экспорт лесобумажной продукции, а лесной сектор, включающий лесное хозяйство, заготовку и переработку древесины, производство социально-значимых товаров и услуг, может и должен стать приоритетным в национальной экономике.

Эффективность деятельности лесного комплекса экономики страны в определяющей степени зависит от эффективности лесопользования.

Лесопользование включает заготовку и переработку древесины, живицы, недревесных и пищевых лесных ресурсов, осуществление рекреационной и других видов деятельности, разрешенных лесным законодательством. Лесопользование включает деятельность как хозяйствующих субъектов, так и организаций, занимающихся природоохранной и рекреационной деятельностью, местного населения, занимающегося заготовкой лесной продукции и других групп населения и бизнеса, заинтересованных в получении и использовании материальных и нематериальных полезностей лесов.

Государство перед лесопользованием, наряду с лесохозяйственными целями, ставит ряд социально-экономических задач, важнейшие из которых - удовлетворение пот-

ребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства; снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке, повышение экспортного потенциала лесного сектора, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны, обеспечение эффективной занятости населения в лесных регионах, в том числе в градообразующих и монопрофильных населенных пунктах и др.

Анализ современного состояния лесопользования показывает наличие кризисных явлений в лесообеспечении лесоперерабатывающей промышленности. При фактических больших запасах лесов ощущается недостаток определенных видов сырья, при высоких затратах на их заготовку, экономической и транспортной недоступности большой части лесного фонда. В составе освоенных лесов самые рентабельные ресурсы - высокосортный крупный пиловочник и фанерный кряж в значительной степени истощены, а потому без организации освоения новых лесных массивов вовлечение в переработку названных ресурсов будет затруднено. При этом следует иметь в виду, что леса в Российской Федерации размещены на огромной территории, резко различающейся как по лесорастительным условиям, так и по развитости промышленности и наличию транспортной инфраструктуры, по плотности населения, удаленности от рынков сбыта и по другим факторам. Это требует проведения дифференцированного подхода к организации лесопользования по территории страны.

Анализируя современное состояние лесопользования, можно сделать вывод, что лесной фонд страны используется недостаточно интенсивно (табл. 1). В 2011 г. по объему заготовки древесины по всем видам рубок не был достигнут уровень предкризисного 2007 г. Процент использования расчетной лесосеки в 2011 г. составил по РФ 29,5 % при 31,9 % в 2007 г. Снижение уровня этого показателя за период 2007-2011 г. имело место во всех федеральных округах (за исключением Приволжского и Сибирского) (таблица).

При этом уровень освоения расчетной лесосеки в европейской части Россий-

174

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2012

Экономика

Таблица

Заготовка древесины по федеральным округам Российской Федерации, тыс. м3

Федеральные округа 2007 год 2011 год

Заготовлено - всего % от установленного объема Заготовлено - всего % от установленного объема

Россия всего 206164 31,9 196733,4 29,5

Центральный 22194 50,2 29536,7 46,4

Северо-Западный 55388 46,6 50358,4 40,7

Южный 1450 59,9 848,3 34,9

Приволжский 29593 39,7 32865,7 43,7

Уральский 20976 27,6 168964 22,2

Сибирский 56697 22,5 58394,5 23,0

Дальневосточный 19866 26,8 21994,9 17,9

ской Федерации постоянно остается более высоким по отношению к регионам Урала, Сибири и Дальнего Востока. Относительно низкий уровень лесопользования в азиатской части Российской Федерации во многом связан с недостаточным уровнем развития лесопереработки в этих регионах. По данным за 2010 г. на азиатскую часть РФ приходилось 17,5 % производственных мощностей по фанере клееной, 14,7 % - по древесно-стружечным плитам, 7,7 % по бумаге и 17,1 % - по картону, при наличии в этом регионе достаточного по количеству и товарной структуре запасов древесного сырья.

Увеличение объемов лесопользования может быть достигнуто путем вовлечения в эксплуатацию новых, еще не освоенных лесных территорий и интенсификации лесопользования в уже освоенных лесах. Определенные сдвиги в территориальном размещении лесопереработки заложены в Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г. (далее Стратегия) [4]. Стратегией предусматривается опережающее развитие производств по глубокой переработке древесины в лесоизбыточных регионах Сибири и Дальнего Востока, главным образом путем строительства крупных лесоперерабатывающих комплексов в Красноярском и Хабаровском краях, Томской, Читинской и Амурской областях, объединяющих различные производства лесопродукции. За период 2007-2020 г. производство в Дальневосточном федеральном округе по сравнению с РФ в целом вырастает: по деловой древесине - в 1,2 раза, по пиломатериалам - 3 раза, по

древесно-стружечным плитам - в 7,6 раза. Вновь создаются мощности по фанере клееной, древесно-волокнистым плитам, целлюлозе, бумаге и картону. Реализация Стратегии позволит повысить уровень лесопользования в азиатской части РФ, но в целом проблема остается актуальной и потребует разработки дополнительных мер.

Достижение конкретных целей Стратегии обеспечивается реализацией инвестиционных проектов развития глубокой переработки древесины и освоения новых лесных массивов, важное мести среди которых занимают проекты, выполняемые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». За период с 2008 по апрель 2012 г. в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включено 120 проектов с общим объемом финансирования 417 млрд руб., позволяющих вовлечь в хозяйственный оборот 79 млн м3 заготовленной древесины.

По состоянию на 01.02.2012 г. реализовано 19 приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в том числе в 2009 г. - 9, в 2010 г. - 8 и в 2011 г. - 2. Объем освоенных инвестиций составил 62,3 млрд руб. В результате завершения этих проектов введены новые мощности, позволяющие более рационально использовать лесные ресурсы и повысить уровень переработки заготовленной древесины. Введены новые мощности, в том числе: в лесопилении - 1,7 млн м3, по фанере и шпону - 807 тыс. м3, древесно-волокнистым

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2012

175

Экономика

плитам средней плотности (МДФ) - 700 тыс. м3, древесно-стружечным плитам - 700 тыс. м3, целлюлозы по варке - 189 тыс. т, бумажной продукции - 145 тыс. т.

За счет реализации данных проектов дополнительно вовлекается в переработку более 9 млн м3 заготавливаемой древесины.

Причин неудовлетворительного состояния дел в лесном комплексе немало.

В числе основных причин можно выделить неразвитость экономики лесных отраслей, отсутствие экономической и управленческой связи между лесовыращиванием, заготовкой и потреблением древесины, несоответствие между покрытой лесом площадью и выходом готовой лесной продукции. Остаются низкими развитие внутреннего рынка лесопродукции, уровень потребления лесобумажной продукции на душу населения.

Одной из причин отставания в развитии лесного сектора от мирового уровня является отсутствие в стране долговременной национальной лесной политики.

Направленность национальной лесной политики в сфере лесопользования определяется необходимостью преодоления возникших системных проблем и в обеспечении государственной поддержки приоритетов в развитии производства и потребления лесобумажной продукции. Среди этих приоритетов повышение емкости внутреннего рынка лесобумажной продукции через повышение покупательной способности населения, поставки на него конкурентоспособной продукции отечественного производства, увеличение доли деревянного домостроения в жилищном строительстве, увеличение выработки тепла и энергии, в том числе на действующих ТЭЦ с использованием низкокачественной древесины и древесных отходов и использование других экономических факторов развития и защиты внутреннего рынка.

Максимальное использование всей биомассы заготовленной древесины на основе углубленной механической, химической и энергетической переработки древесины, способных переработать в конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью, низкокачественную, лиственную и

тонкомерную древесину, а также древесные отходы лесозаготовок и деревообработки.

Преодоление технологического отставания от мирового уровня развития лесоперерабатывающих производств на основе внедрения «прорывных» инновационных проектов в лесном комплексе, позволяющих снять структурные ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых (по потребительским свойствам) видов лесобумажной продукции, востребованных на внешнем и внутреннем рынках (новые конструкционные материалы на основе древесины, экологически безопасные листовые древесные материалы, волокнистые полуфабрикаты, полученные без применения элементарного хлора, высококачественные виды бумаги и картона для печати и упаковки, широкий ассортимент санитарно-гигиенических изделий, малотоннажных видов бумаги для промышленности, современных лесохимических материалов медицинского и промышленного назначения).

Стимулирование развития фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должно быть поддержано государством путем увеличения финансирования научных организаций за счет бюджетных средств и стимулирования участия лесного бизнеса в финансировании научно-исследовательской деятельности. Концентрация государственных и частных средств в сфере научных исследований позволит перейти от распыления финансовых ресурсов на решение мелких и частных вопросов, к полномасштабному финансированию решения научных проблем стратегического характера, развитию инновационно-технологических центров, опытных предприятий, испытательных станций и полигонов. Требует преодоления практика заключения годовых контрактов на выполнение НИОКР, цикл разработки которых от создания конструкторской документации, выпуска опытных образцов до организации серийного производства составляет не менее 3 лет.

Для повышения инвестиционной привлекательности лесного сектора государство должно проводить политику поддержки инвестиционных проектов в области освоения

176

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2012

Экономика

лесов, повышения доступности кредитных ресурсов, разработки механизмов выделения государственных субвенций и субсидий субъектам Российской Федерации и инвесторам для реализации проектов, направленных на расширение внутреннего рынка потребления лесопродукции и увеличения лесоэкспортного потенциала. Особое место в инвестиционной политике должно занять преодоление несовершенства финансовой системы, не позволяющей привлечь в отрасль долгосрочные кредитные ресурсы под капиталоемкие проекты с длительным сроком окупаемости инвестиций, в первую очередь, в строительство новых целлюлозно-бумажных комбинатов (объем потребных инвестиций более 1,0 млрд евро, срок окупаемости более 7 лет).

Экономический механизм лесопользования государством формируется для основных видов пользований на платной основе. Плата за лесные ресурсы должна устанавливаться на основе дифференцированной оценки рыночной стоимости лесных ресурсов и услуг, определяемых с учетом состояния лесов, экологической и социальной ценности, а также экономической и технологической доступности.

В вопросах ставок отпуска древесины на корню в повестку дня встают вопросы

- оптимизации ценообразования в зависимости от породного состава лесного фонда, передаваемого в аренду лесопользователям, на которых не проводилось лесоустройство более 10 лет;

- снижения ставок отпуска древесины на корню (а в отдельных случаях их обнуление) при отпуске в заготовку ветровальной древесины, горельников, усыхающих дре-востоев, оставление которой в лесном фонде связано с повышением пожарной и фитопатологической опасности.

- установления порядка определения и выплаты компенсаций лесозаготовителям повышенных затрат на заготовку ветровальной древесины, горельников, усыхающих древос-тоев и древесины на площадях лесного фонда, пройденных пожарами и поврежденных вредными организмами.

Основным видом права пользования является аренда лесных участков как форма

государственно-частного партнерства при освоении лесов. Развитие этой формы требует постоянного совершенствования законодательных условий и практических механизмов, направленных на повышение ответственности арендатора за освоение лесного участка. При передаче лесных участков в аренду должен обеспечиваться должный уровень конкуренции среди претендентов. При преимущественной ориентации на крупные корпоративные лесопромышленные объединения должны быть созданы также условия для развития малого и среднего лесного бизнеса, лесного фермерства. Должно быть обеспечено поэтапное совершенствование института аренды в лесах и снижение коррупционности в этой сфере через развитие системы независимого аудита выполнения условий договоров аренды. Требует экономической и законодательной проработки вопрос о возможности в перспективе, при возникновении необходимых условий, на части территории неосвоенных лесов, без сложившейся инфраструктуры и требующих значительных средств для вовлечения этих участков лесного фонда в эксплуатацию, замены аренды на концессию лесного участка.

При использовании лесов должны применяться технологии и технические средства, обеспечивающие минимальное нарушение лесных экосистем и сохранение их биологического разнообразия. При выборе способов рубок предпочтение должно отдаваться способам в наименьшей степени нарушающим лесную среду и имитирующим естественную динамику лесов - различным видам выборочных и постепенных рубок. Эти положения должны быть закреплены на законодательном уровне.

В предстоящий период усилия государства должны быть направлены на преодоление неадекватности российского лесного машиностроения задачам развития лесного комплекса.

Важной задачей государственного значения является решение проблемы формирования в лесном фонде страны достаточной сети лесных дорог противопожарного, лесохозяйственного назначения и обслуживающих потребности лесозаготовительной промышленности. Необходимо поддерживать

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2012

177

Экономика

действия, принимаемые в субъектах Российской Федерации по оптимизации плотности лесных дорог, позволяющих минимизировать затраты на строительство и эксплуатацию дорог, по расширению их возможностей для перевозки заготавливаемой древесины. Меры поддержки развития дорожной инфраструктуры должны содействовать интенсификации лесопользования в староосвоенных лесных районах, в том числе путем обеспечения возможности осуществления выборочных и сплошнолесосечных мелкоконтурных рубок, повышению эффективности охраны лесов от пожаров, но предотвращать рубку малонарушенных лесных территорий.

На государственном уровне должны быть разработаны и уточнены нормативные документы, определяющие статус лесных дорог и условия их учета в едином государственном реестре автомобильных дорог, а также включения лесных дорог в схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, для которых лесопромышленное производство является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития.

Важной государственной задачей является проведение системы мер по сокращению незаконных рубок и нелегального оборота древесины, наносящих ущерб как бюджетной системе страны, так и нормальным условиям ценообразования в отношениях хозяйствующих субъектов из-за демпинговых цен на незаконно заготовленную древесину.

Обеспечение этого направления деятельности должно осуществляться через координацию деятельности правоохранительных и таможенных органов, внедрения государственной системы учета и оборота заготовленной древесины, поддержки добровольных систем лесной сертификации.

В связи с демографическим провалом в середине 1990-х гг. все более остро встает вопрос о повышении производительности труда в лесном комплексе, который непосредственно связан с подготовкой высококвалифицированных рабочих, способных обслуживать инновационные технологии и высокопроизводительное оборудование. По-

вышенные требования к увеличению объемов и качества подготовки специалистов потребуют более тесного сотрудничества колледжей и техникумов лесотехнического профиля с хозяйствующими субъектами.

Принципиальной оценки требуют вопросы проведения национальной лесной политики в условиях вступления Российской Федерации в ВТО. Успешная деятельность лесопользователей будет зависеть от способности вывода ими отечественной лесопродукции на уровень мировых стандартов, развитие процессов импортозамещения, от того, насколько успешно будут реализовываться положительный потенциал вступления в ВТО. Это, в первую очередь, относится к возможности снижения издержек производства за счет снижения пошлин на импортное оборудование, химикаты, материалы, запасные части, получаемые по импорту. Предстоит расширить маркетинговые исследования по лесопродукции, имеющей преимущественное потребление на внутреннем рынке (листовые древесные материалы, мебель) с целью более тщательного изучения зарубежных рынков и условий вхождения на них, требований зарубежных оптовиков по ассортименту и ценам, условиям поставок.

Вступление РФ в ВТО потребует разработки ряд мер по защите российских лесопромышленников от необоснованного импорта лесобумажной продукции на внутренний рынок. Эти меры должны включать:

- разработку квот поставок лесопродукции на внутренний рынок и методологическое обеспечение для определения этих квот;

- разработку технических регламентов, стандартов, сертификационных правил и требований, исключающих поставку на внутренний рынок некачественной продукции;

- определение преференций отечественным производителям лесопродукции при размещении государственного заказа на поставку продукции для государственных нужд, в том числе мебели для учреждений госсектора, деревянных домов заводского изготовления, строительных и конструкционных материалов для малоэтажного деревянного домостроения и в других случаях.

178

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.