Научная статья на тему 'Методический подход к выбору способа организации транспортного обслуживания мебельных предприятий'

Методический подход к выбору способа организации транспортного обслуживания мебельных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
489
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ЛОГИСТИКА / МЕБЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТРАНСПОРТИРОВКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЗАТРАТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА / OUTSOURCING / LOGISTICS / FURNITURE ENTERPRISES / TRANSPORT / EFFICIENCY / COSTS / RATES OF USE OF A ROLLING STOCK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бычков Владимир Петрович, Бугаков В. М., Бычков Д. В.

Под аутсорсингом понимается передача выполнения каких-либо функций внешним специализированным предприятиям. Наибольшее распространение в настоящее время в мировой практике получает аутсорсинг бизнес-процессов, включая логистику. Значение логистического аутсорсинга для мебельных предприятий заключается в отсутствии необходимости использования собственных ресурсов для организации логистических функций, которые фирма может доверить внешнему партнеру. В результате высвобождается капитал для развития основных видов деятельности, сокращаются сроки разработки проектов, повышается скорость адаптации к изменениям во внешней среде и на рынке. Одним из важнейших элементов логистики является транспорт, который осуществляет обслуживание мебельных предприятий: доставку сырья и материалов на склад, внутрипроизводственное перемещение грузов и доставку готовой продукции до потребителей. Каждый из способов (инсорсинг и аутсорсинг) имеет определенные преимущества и недостатки, что затрудняет выбор оптимального способа организации транспортного обслуживания предприятий. В этих условиях в качестве критерия предлагается использовать минимум суммы транспортных затрат. В практической деятельности применение предлагаемого критерия будет способствовать росту производительности подвижного состава и снижению себестоимости транспортных затрат

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бычков Владимир Петрович, Бугаков В. М., Бычков Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodical approach to the selection of a method of organization of transport service of furniture enterprises

Outsourcing refers to the transfer of performing any functions to external specialized companies. The most widespread at the present time in the world practice receives the outsourcing of business processes, including logistics. The importance of logistics outsourcing for furniture enterprises is the absence of necessity to use its own resources for the organization of logistics functions, which the company may entrust to an external partner. As a result frees capital for the development of the basic kinds of activity, declining terms of development projects, increases the speed of adaptation to changes in the external environment and on the market. One of the most important elements of logistics is transport, which carries out maintenance of furniture enterprises: delivery of raw materials and materials at the warehouse, a lot movement of goods and delivery of finished goods to consumers. Each of the methods (outsourcing) has certain advantages and disadvantages, which complicates the choice of an optimum way of organization of transport service enterprises. In these conditions as the criteria are invited to use the minimum amount of transport costs. In practice the application of the criterion will contribute to the growth of the productivity of rolling stock and reduce the cost of transportation costs.

Текст научной работы на тему «Методический подход к выбору способа организации транспортного обслуживания мебельных предприятий»

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

МЕТОДИЧЕСКИМ ПОДХОД К ВЫБОРУ СПОСОБА ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МЕБЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В.П. Бычков, В.М. Бугаков, Д.В. Бычков

Воронежская государственная лесотехническая академия Центр кластерного обслуживания Воронежской области, г. Воронеж

Под аутсорсингом понимается передача выполнения каких-либо функций внешним специализированным предприятиям. Наибольшее распространение в настоящее время в мировой практике получает аутсорсинг бизнес-процессов, включая логистику. Значение логистического аутсорсинга для мебельных предприятий заключается в отсутствии необходимости использования собственных ресурсов для организации логистических функций, которые фирма может доверить внешнему партнеру. В результате высвобождается капитал для развития основных видов деятельности, сокращаются сроки разработки проектов, повышается скорость адаптации к изменениям во внешней среде и на рынке.

Одним из важнейших элементов логистики является транспорт, который осуществляет обслуживание мебельных предприятий: доставку сырья и материалов на склад, внутрипроизводственное перемещение грузов и доставку готовой продукции до потребителей.

Каждый из способов (инсорсинг и аутсорсинг) имеет определенные преимущества и недостатки, что затрудняет выбор оптимального способа организации транспортного обслуживания предприятий. В этих условиях в качестве критерия предлагается использовать минимум суммы транспортных затрат.

В практической деятельности применение предлагаемого критерия будет способствовать росту производительности подвижного состава и снижению себестоимости транспортных затрат

Под аутсорсиногом понимается выполнение каких-либо функций внешними специализированными предприятиями. При этом на практике выделяют два вида аутсорсинга: производственный и аутсорсинг бизнес-процессов. Производственный аутсорсинг предполагает передачу части производственных процессов или всего цикла производства сторонней компании.

Аутсорсинг бизнес-процессов включает передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными бизнес-образующими. Из их числа могут быть переданы, например, бухгалтерский учет, маркетинг, логистика и др.

В мировой практике аутсорсинг приобретает все большее распространение, особенно в логистике. Во всех отраслях экономики логистическим компаниям ежегодно передается примерно 30% логистических функций, при этом основными логистическими функциями, предоставляемыми аутсорсерами предприятиями, являются услуги транспортировки, складирования, оформления документов, экспедирования и выбора перевозчиков.

Значение логистического аутсорсинга заключается в отсутствии необходимости использования собственных ресурсов для организации логистических функций, которые фирма ожжет доверить внешнему партнеру. В результате высвобождения капитала для развития основных видов деятельности, сокращаются сроки выработки предприятий, повышается скорость адаптации к изменениям как во внешней среде, так и на рынке.

Одним из важнейших элементов логистики является транспорт, который осуществляет внешние перевозки, т.е. доставку сырья и материалов на предприятия и вывоз готовой продукции с доставкой её потребителям.

При этом необходимость использования собственного транспорта на внешних перевозках они обосновывают специфическими особенностями большей части грузов, которые требуют строгого соблюдения правил

перевозки, применения специализированного подвижного состава и т.п.

В то же время слабым местом в организации работ промышленной транспорта, по мнению многих авторов, является низкий уровень его использования по причине значительного «возраста», превышающее нормативные сроки службы, и низким уровнем обеспеченности ремонтной базы необходимым оборудованием.

В этой связи расширение границ применения аутсорсинга в транспортном обслуживании промышленных предприятий, включая мебельное, в этих условиях способствует на наш взгляд, развитие сети автосервисных предприятия во всех регионах России. Выполнение технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств на таких предприятиях позволяет повысить качество работ, сократить время простоя и снизить затраты предприятия на поддержание автомобилей в технически исправном состоянии.

На выбор варианта организации транспортного обслуживания каждого конкретного мебельного предприятия оказывает влияние большее число всевозможных факторов, в том числе размеры, специализация, размещение предприятия и др. Поэтому окончательное решение должно приниматься, на наш взгляд, по экономическому критерию, в качестве которого предлагается минимум суммы транспортных затрат.

При относительном равенстве себестоимости доставки грузов, полученной в каждом из вариантов, предпочтение следует отдавать, на наш взгляд, инсорсингу, поскольку его применение позволяет выполнить транспортные услуги при более высоком качестве, а, значит, при минимальных потерях в сфере производства и сфере реализации мебельной продукции.

При таком подходе границы эффективности применения того или иного способа организации транспортного обслуживания в значительной мере будут зависеть о уровня производительности подвижного состава; чем выше уровень производительности, тем шире

границы. На примере холдинговой компании «Мебель Черноземья» нами выполнены расчеты себестоимости доставки мебели до магазинов - салонов, расположенных в Липецке, Белгороде, Ростове-на-Дону, Вологде и Уфе, собственным автотранспортом и наемным, принадлежащим транспортно - логистическому предприятию ООО «ВТК Логистик». Доставка мебели производится в автофургонах объемом 30 м3 и 80 м3 .

Возможные варианты форм организации транспортного обслуживания мебельных предприятий, на наш взгляд, могут быть следующие:

1. Обслуживание осуществляется только собственным транспортом (чистый инсорсинг);

2. Обслуживание осуществляется только привлеченным транспортом ( чистый аутсорсинг);

3. Часть перевозок выполняется собственным транспортом (например, доставка мебели потребителям), а другая часть - привлеченным для выполнения перевозок других грузов (смешанный аутсорсинг).

Расчеты показали, что при доставке мебели в указанные города с односторонней загрузкой, обеспечивающей коэффициент использования пробега на уровне

0,5 выгодней использовать наемный транспорт. При двухсторонней загрузке, обеспечивающей коэффициент использования пробега около 1,0 выгодней использовать собственный транспорт, поскольку себестоимость перевозок во втором варианте снижается почти в 1,5 раза. Таким образом, с увеличением производительности подвижного состава, способствующей снижению себестоимости транспортных работ, расширяются границы применения собственного или наемного транспорта.

В практической деятельности применение предлагаемого критерия будет способствовать росту производительности подвижного состава и снижению себестоимости транспортных работ.

Расчет себестоимости доставки грузов на внешних перевозках нами рекомендуется выполнять по каждому маршруту, что позволит учесть условия эксплуатации на каждом маршруте и соответственно производительность подвижного состава.

Покажем на примере ОАО «Графское» применение предлагаемого методического подхода при принятии решения о переводе на аутсорсинг транспортных операций.

В настоящее время на предприятии существует собственный автопарк грузовых автомобилей, начисляющий 14 ед. Собственными автомобилями в основном доставляют готовую продукцию (мебель) до магазинов-салонов и конечным потребителям. Сырье и материалы доставляются на предприятие наемным транспортом.

Последние годы затраты на обслуживание собственным транспортом имеют тенденцию к росту. В 2010 г., например, рост фактических затрат транспортного цеха по сравнению и предыдущим годом, составил 6,2%. Увеличились доходы на ГСМ, амортизационные отчисления, заработную плату водителей, накладные расходы.

Возрастающие расходы на содержание и эксплуатацию собственного автотранспорта свидетельствуют о том, что организация собственного транспортного под-

разделения является далеко не самым эффективным решением даже для такого крупного предприятия, как ОАО «Графское». Именно поэтому наиболее целесообразным решением будет передать выполнение транспортных работ специализированным транспортным предприятиям.

В настоящее время, на воронежском рынке аутсор-синоговых услуг существует более 50 компаний, занимающихся организацией именно транспортного обеспечения предприятий различных размеров. Все эти компании оказывают полный спектр услуг, включаемых в транспортное обслуживание промышленных предприятий и представляющих собой ежедневные технические осмотры автомобилей, а также предрейсовые и послерейсовые медосмотры, регулярно проводимые курсы повышения квалификации водительского состава, инструктажи. То есть аутсорсинговые организации берут на себя все расходы на содержание и обслуживание транспортной техники, на предоставление высококвалифицированного персонала и оплату его работы, на оплату ГСМ, а также накладные, командировочные расходы и др.

Тарифы на грузоперевозки в пределах города и по межгороду, предлагаемые различными аутсорсиногова-ми компаниями сильно отличаются друг от друга, поскольку в эти тарифы заложены расходы компаний по транспортному обеспечению в зависимости от комплекса предоставляемых услуг.

Наиболее оптимальным вариантом по тарификации на перевозки является компания ООО «Байкал Сервис Воронеж». Эта компания осуществляет доставку грузов по России от 1 кг, перевозку грузов, требующих определенного температурного режима, бесплатную адресную доставку грузов «до двери клиента» в определенных городах-филиалах, страхование грузов, складские услуги и др. Кроме того в компании действует расписание движения автотранспорта, благодаря которому клиент может точно знать, когда и во сколько «уходит» его груз, и прогнозировать время его прихода конечному получателю. Однако следует отметить один недостаток в работе данной организации. Для 000 «Байкал Сервис Воронеж» негабаритным считается груз весом более 100 кг или сумма измерений трех сторон, которого превышает 3 метра, а также места, Которые по своим размерам и свойствам не могут быть загружены и размещены в транспортном средстве без затруднений. За негабаритный груз назначается доплата 25% от стоимости перевозки. По этой причине стоимость перевозки, как по городу, так и по межгороду значительно возрастает из-за несоответствия груза по весу или габаритам.

Поэтому, на наш взгляд, наиболее целесообразно воспользоваться услугами по транспортному обеспечению компании 000 «ВТК Логистик», которая занимается перевозкой грузов более 1,5 тонн по городу, области и России. Компания предлагает доставку различным автомобильным транспортном: тентованным, контейнерным, изотермическим, рефрижераторным, открытым (бортовыми) и самосвалами, также перевозимые грузы и ответственность компании застрахованы в российской

«Московской Страховой Компании» на сумму 3 млн. руб. Более того компания предлагает свои услуги в проведении различных работ с использованием спецтехни-ки, которая позволит осуществить необходимые погру-зочно - разгрузочные операции: автокраны, кран-манипуляторы, бульдозеры, автовышки, самосвалы, низкорамные платформы, экскаваторы, погрузчики, бетономешалки, металловозы и пр. спецтехника.

Однако следует отметить, что тарифы на перевозки грузов данной компанией выше, чем уже имеющиеся у транспортного подразделения ОАО «Графское». Однако если принять в расчёт, что в тарифы сторонней организации уже заложены всё затраты по техническому обслуживанию, ремонту транспортной техники, расходы по заработной плате персонала, по заправке ГСМ, по амортизации и др. К тому же мебельное предприятие освобождается от несения командировочных расходов, налогового бремени. А в дополнение ко всему услуга страхования груза позволит обеспечить сохранность груза и его своевременность, обеспечив качество перевозки на должном уровне. Также, на наш взгляд, необходимо заострить внимание на следующем моменте. Полный отказ от собственного транспортного подразделения мебельного предприятия совершенно нецелесообразен, поскольку в состав автопарка ОАО «Графское» помимо грузовых автомобилей, на которые возложена основная работа по перевозкам но городу и за его пределами, ещё имеется спецтехника и легковые служебные автомобили. Последние два вида транспортных средств следует сохранить в распоряжении транспортного цеха с целью осуществления служебных поездок руководства предприятия для решения оперативных задач, а также для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, имеющих специфику лесной отрасли, в частности необходимых для удовлетворения нужд конкретно мебельного производства.

Таким образом, воспользовавшись услугами компании ООО «ВТК Логистик» по организации транспортного обеспечения предприятия ОАО «Графское», списочное количество подвижного состава, находящегося в его распоряжении и закреплённого за собственным транспортным подразделением, сократится в среднем на 30-40% (т.е. на 3-4 грузовых автомобиля), представленную в виде погрузочно-разгрузочной техники и легковых автомобилей. Соответственно, при сокращении автопарка снизятся и расходы на его содержание. Однако это не означает, что вместе с сокращением численного состава транспортной техники, ухудшатся и показатели её использования, ведь все необходимые и недостающие транспортные средства будут предоставлены сторонней аутсорсинговой компанией, использование услуг которой позволит сохранить на должном уровне все эксплуатационные характеристики подвижного состава, а значит и экономические показатели работы цеха и предприятия в целом.

В результате перевода транспортного обеспечения предприятия на аутсорсинг численность транспортного цеха сократится на 10 человек, где основную долю составляют водители грузовых автомобилей и ремонтные рабочие данной техники. Расходы транспортного цеха на зара-

ботную плату уменьшатся на 39,9 %. Соответственно, расходы сократятся в 2 раза. Статья «командировочные расходы» также ликвидируется. В перспективе статьи «ГСМ», «Амортизация», «Запчасти», также сократятся на 52%, поскольку в распоряжении транспортного цеха сохранились легковые авто, спецтехника, требующие технического обслуживания, ремонтов, заправки топливом, амортизации. Таким образом, сумма этих расходов составит 3942589,4 руб., а сумма всех фактических затрат при реализации мероприятия в перспективе к 2014 году составит 5261146,8 туб., что на 37,8 % ниже, чем за 2010 год.

Однако не стоит забывать про платность аутсорсинговых услуг. Ранее было выявлено, что тарифы на перевозки выбранной нами компании ООО «ВТК Логистик» превышают имеющиеся на предприятии ОАО «Графское» в среднем на 45%.Таким образом, необходимо принять данную цифру в расчет фактических затрат транспортного подразделения предприя1гия. Итак, получим 6735,88 тыс.руб. общая величина затрат транспортного цеха при реализации мероприятия перехода на аутсорсинговое обеспечение транспортной деятельности. Эта величина затрат меньше на 24,4%, чем за 2010 год и на 21,2 %, чем за 2009 год.

Получив планируемую сумму фактических затрат транспортного цеха, можно найти возможную себестоимость перевозок, в расчёте на 1 ткм, предположив, что пока грузооборот останется неизменным:

с=ъ / Р,

где С - себестоимость 1 ткм, руб.

Ъ - фактические затраты транспортного цеха, руб.

Р - грузооборот предприятия, ткм.

С2010 = 8909640/2108600 =4,22 руб/ткм;

С план = 6735880/12631948 = 3,19 руб/ткм.

Таким образом, показатель себестоимости перевозок также уменьшился на 24,4%, что существенным образом повлияет на эффективность деятельности всего предприятия.

Полная себестоимость реализованной продукции составит 124899942 руб., прибыль от реализации продукции всего предприятия составит, таким образом: 125278000 руб. -124899942 руб. =378058,7 руб., что на 2379058,7 руб. больше, чем до реализации мероприятия.

Таким образом, из представленных расчётов видно, что внедрение мероприятий по переводу транспортного обслуживания на аутсорсинг для предприятия ОАО «Графское» экономически целесообразно.

Литература

1. Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учеб. пособие / Б.А. Аникин. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 320 с.

2. Аутсорсинг для мебельщиков: управлять затратами эффективнее // Мебельщик, 2009. - № 4 (47). - С. 20-21.

® 8(473)2-43-76-67

Ключевые слова: аутсорсинг, логистика, мебельные предприятия, транспортировка, эффективность, затраты, показатели использования подвижного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.