/54 Civil SecurityTechnology, Vol. 16, 2019, No. 1 (59) УДК 355.58: 351.86
Реализация государственной политики в области повышения защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2019
З.Е. Баньщикова, Е.К. Назаренко
Аннотация
Рассмотрены и систематизированы результаты научных исследований, проведенных в 2015-2018 гг. по проблеме обеспечения безопасности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера, в рамках реализации государственной политики в обозначенной области. На основе результатов данных исследований разработаны научно обоснованные предложения по обеспечению требуемого уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов. Определены направления повышения эффективности.
Ключевые слова: критически важный объект; потенциально опасный объект; защищенность; безопасность; чрезвычайные ситуации.
Implementing the State Policy for a Better All-Hazard Protection of Critical and Potentially Hazardous Facilities
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2019
Z. Banshchikova, E. Nazarenko
Abstract
The article summarizes the results of research on all-hazard protection of critical and potentially hazardous sites and facilities conducted in 2015-2018 as part of implementation of the state policy in this area. The research findings served the basis for science-based proposals to ensure the required level of protection of critical and potentially hazardous facilities. Priority areas were determined to increase the efficiency.
Key words: smart critical facility; potentially hazardous facility; security; safety; emergency situations.
Статья поступила в редакцию 31.01.2019.
Одной из задач государственной политики в области защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) является совершенствование деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС). При решении указанной задачи приоритетным направлением является, в том числе, повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов в ЧС1.
Основами государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года определены цели, приоритетные направления, основные принципы и задачи в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов Российской Федерации. Так, целями государственной политики в обозначенной области являются:
а) минимизация рисков ЧС природного, техногенного характера и террористических актов;
б) обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно обоснованных критериев приемлемого риска;
в) повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера;
г) создание условий для безопасности жизнедеятельности населения, устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и ее отдельных территорий.
Актуальность и практическая ценность проводимых работ в этой области обусловлены существующей угрозой возникновения ЧС на критически важных и потенциально опасных объектов, размещенных, преимущественно, в крупных городах и населенных пунктах, с высокой вероятностью поражения населения при возникновении ЧС различного характера. Это подтверждается данными, представленными в ежегодном Государственном докладе «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1]. Так, в зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на критически важных и потенциально опасных объектов проживает свыше 90 миллионов человек (60% населения страны).
Цель данной публикации: обобщить и систематизировать результаты научных исследований, влияющих на реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера.
Проблемы обеспечения безопасности и защищенности критически важных и потенциально опасных
объектов в той или иной степени рассматривались в ряде научных работ и публикаций [2-6].
Тем не менее, ранее вопросы систематизации результатов научных исследований в рассматриваемой области не были достаточно полно освещены.
Одним из значимых результатов исследований в указанной области на тот период времени стали формализованные критерии отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам с указанием в необходимых случаях их количественных пороговых значений [5].
Предложенные МЧС России (2016-2017 гг.) критерии отнесения объектов к критически важным прошли публичное обсуждение, согласование на всех уровнях государственного управления, выполнена доработка по замечаниям и предложениям, однако необходимый документ пока законодательно не утвержден.
В 2015-2017 гг. федеральными органами исполнительной власти (далее — ФОИВ), органами исполнительной власти (далее — ОИВ) субъектов Российской Федерации и организациями была проведена совместная работа в рамках Федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических актов на период до 2020 года по следующим основным направлениям:
совершенствование государственного регулирования и нормативной правовой базы;
развитие фундаментальной и прикладной науки, технологий и техники;
совершенствование методов и средств предупреждения и ликвидации ЧС;
совершенствование системы отбора и подготовки кадров;
повышение эффективности международного сотрудничества.
Указанная работа стала объектом научных исследований в МЧС России, в результате которых были разработаны предложения, направленные на повышение эффективности деятельности ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, государственных корпораций и организаций в обозначенной области.
На основе научного анализа материалов данной работы ежегодно готовятся информационно-справочные бюллетени о результатах деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по обеспечению требуемого уровня защищенности критически важных объектов Российской Федерации [7] в рамках выполнения Федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз природного и техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года (утв. решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 12.07.2012 г. № 3).
1 Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 г, утвержденные Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 г № Пр-3400.
/56 ^П SecurityTechnology, Vol. 16, 2019, No. 1 (59)
Следует отметить, что по результатам проведенного анализа деятельности в рассматриваемой области МЧС России был подготовлен проект федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного и природного характера на период до 2030 года, который утвержден решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, протокол от 28.12.2018 № 4 [8].
Федеральный план подготовлен с учетом результатов выполнения предыдущего плана, приоритетных направлений Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года2, актуальных решений Совета Безопасности Российской Федерации и предложений ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и организаций в рассматриваемой области.
Так, к основным предложениям по повышению эффективности деятельности в указанной сфере относятся следующие:
ускорить утверждение постановления Правительства Российской Федерации, определяющего порядок разработки критериев отнесения объектов государственной и негосударственной собственности к категории критически важных и порядок разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам;
провести работу по идентификации критически важных и потенциально опасных объектов;
в соответствии с изменениями в законодательстве Российской Федерации, осуществить формирование новых перечней критически важных и потенциально опасных объектов на всех уровнях, разработку планов повышения защищенности и паспортов безопасности этих объектов;
обеспечить выполнение мероприятий Федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного и природного характера на период до 2030 года [8];
внести изменения (признать утратившими силу) в приказы МЧС России от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» и от 04.11.2004 № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».
Кроме этого, в рамках исследований в целях дальнейшего совершенствования защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения защищенности критически важных и потенциально опасных объектов были разработаны предложения по следующим направлениям:
обеспечение реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного
оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» в части, касающейся критически важных и потенциально опасных объектов;
финансирование и выполнение мероприятий, направленных на реализацию вопросов защиты населения, критически важных и потенциально опасных объектов и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности в государственных программах субъектов Российской Федерации;
мероприятия по безопасному функционированию критически важных и потенциально опасных объектов и выполнению требований, предъявляемых к таким объектам в области защиты населения и территорий от ЧС;
совершенствование систем мониторинга критически важных и потенциально опасных объектов и прогнозирования ЧС, в том числе с использованием результатов космического мониторинга;
создание, хранение, восполнение, обновление и использование СФД-ЧС для ликвидации ЧС;
создание высокоэффективных аэромобильных спасательных подразделений, оснащенных современными техническими средствами и технологиями для прикрытия критически важных объектов в субъектах Российской Федерации;
усиление и оснащение пожарно-спасательных подразделений, обеспечивающих прикрытие критически важных объектов экономики, в том числе объектов атомной энергетики, оборонно-промышленного комплекса, ракетно-космической отрасли.
В целях совершенствования правового регулирования в данной сфере требуют законодательной корректировки следующие вопросы:
подтверждения компетентности работников критически важных и потенциально опасных объектов, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов топливно-энергетического комплекса;
обеспечения готовности подразделений МЧС России вновь созданных субъектов Российской Федерации на территории Южного федерального округа (Республики Крым и г. Севастополя) органов управления и сил ГОЧС, критически важных и потенциально опасных объектов к действиям при возникновении ЧС;
эффективной реализации органами местного самоуправления требований Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в данной области;
недопущения возникновения ЧС, крупных пожаров, в том числе на критически важных и потенциально опасных объектах этих субъектов Российской Федерации.
По вопросам повышения защищенности потенциально опасных объектов в результате проведенных исследований также разработаны:
методические рекомендации по идентификации объектов независимо от формы собственности как
2 Основы государственной политики в области защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера на период до 2020 г, утвержденные Указом Президента Российской Федерации 11 января 2018 г. № 12.
потенциально опасных объектов и формированию перечней потенциально опасных объектов, разработанных ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России в 2017 г. [9];
перечень потенциально опасных объектов, сформированный с использованием автоматизированной базы данных потенциально опасных объектов Российской Федерации;
информационно-справочные материалы о потенциально опасных объектах Российской Федерации.
В целях формирования перечней потенциально опасных объектов по субъектам Российской Федерации использовался программный продукт — модуль сбора сведений о потенциально опасных объектах. Модуль сбора сведений о потенциально опасных объектах представлен на рисунке.
Он обеспечивает формирование перечня ПОО как путем ручного ввода (как в обычном документе Excel), так и путем использования всплывающих электронных форм по отдельным показателям.
Методическое обеспечение формирования перечней потенциально опасных объектов осуществлялось с учетом положений Методических рекомендаций по идентификации объектов независимо от формы собственности как потенциально опасных объектов и формированию перечней потенциально опасных объектов [9].
В результате выполнения мероприятий Федерального плана повышения защищенности критически важных объектов созданная на территории Российской Федерации единая система реагирования на ЧС и пожары обеспечивает прикрытие 100% объектов, критически важных для национальной безопасности страны.
Вывод
В целях реализации государственной политики в области повышения защищенности КВО и ПОО от угроз различного характера в МЧС России были получены результаты в рамах исследований по следующим направлениям:
разработка формализованных критериев отнесения объектов всех форм собственности к критически важным объектам;
разработка научно обоснованных предложений по обеспечению требуемого уровня защищенности критически важных объектов (в том числе разработка проекта Федерального плана повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного и природного характера на период до 2030 года, сформированный на основе предложений ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и организаций;
разработка Методических рекомендаций по идентификации объектов независимо от формы собственности как потенциально опасных объектов и формированию перечней потенциально опасных объектов,
разработка перечня потенциально опасных объектов, сформированного с использованием автоматизированной базы данных потенциально опасных объектов Российской Федерации;
разработка информационно-справочных материалов о потенциально опасных объектах Российской Федерации.
Новизна — обобщены и систематизированы результаты научных исследований, обеспечивающие реализацию государственной политики в области безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера.
Практическая значимость состоит в том, что результаты научных исследований воплощены в предложения по разработке конкретных мер по совершенствованию защиты критически важных и потенциально опасных объектов в условиях возрастания вероятности техногенных и природных катастроф.
Результаты исследований также подтверждают необходимость дальнейшей работы по совершенствованию мероприятий в указанной области на ближайшую перспективу.
Рисунок. Модуль сбора сведений о потенциально опасных объектах
/58 Civil SecurityTechnology, Vol. 16, 2019, No. 1 (59)
Литература
1. Акимов В. А., Новиков В. Д., Радаев Н. Н. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М.: ЗАО ФиД «Деловой экспресс», 2001. 344 с.
2. Кузьмин В. В. Правовое регулирование защиты критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры населения страны от угроз техногенного и природного характера: диссертация и автореферат по ВАК 05.26.02, канд. юр. н., СПб., 2009.
3. Азанов С. Н., Баньщикова З. Е., Глебов В. Ю., Савченков С. Н. Изменения в 2014 году и пути совершенствования нормативной правовой базы по вопросам защиты населения, критически важных и потенциально опасных объектов // Технологии гражданской безопасности. 2015. Т. 12. № 3 (45).
4. Глебов В. Ю., Коршунов С. С. Совершенствование правового регулирования деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах // Технологии гражданской безопасности. 2015. Т. 12. № 2 (44). С. 14-18.
5. Баньщикова З. Е., Глебов В. Ю., Коршунов С. С. Нормативно-правовые аспекты, влияющие на деятельность государственных органов исполнительной власти в области защиты населе-
ния и территорий от чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах // Технологии гражданской безопасности. 2017. Т. 14. № 1 (51). С. 24-28.
6. Государственные доклады о состоянии защиты населения, территорий и критически важных объектов Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2012-2017 годах / МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013...2018.
7. Информационно-справочный бюллетень о результатах деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по обеспечению требуемого уровня защищенности критически важных объектов Российской Федерации. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2018.
8. Федеральный план повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз техногенного и природного характера на период до 2030 года (утв. решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Протокол от 28.12.2018 № 4).
9. Методические рекомендации по идентификации объектов независимо от формы собственности как потенциально опасных объектов и формированию перечней потенциально опасных объектов. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017.
Сведения об авторах
Баньщикова Зоя Ефимовна: к. т. н., с. н. с., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. н. с. науч.-исслед. отд. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-таИ: avk1933@ yandex.ru SPIN-код — 4805-5920.
Назаренко Елена Константиновна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС
(ФЦ), с. н. с. науч.-исслед. отд.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
е-таИ: [email protected]
SPIN-код — 6428-3125.
Information about the authors
Banschikova Zoya E.: Candidate of Technical Sciences, Senior Researcher, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher of the Research Department.
7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 3101-5157.
Nazarenko Elena K.: All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Senior Researcher of the Research Department.
7 Davydkovskaya, Moscow, 121352, Russia. e-mail: [email protected] SPIN-scientific — 2024-3051.
Издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Авторы, название URL
Акимов В.А. и др. Наземно-космический мониторинг чрезвычайных http://elibrary.ru/item.asp?id=27268186
ситуаций
Воронов С.И. и др. Проблемы безопасности жизнедеятельности (в сфере образования). I Научно-практическая конференция. Москва, 20 октября 2016 г. Материалы конференции http://elibrary.ru/item.asp?id=27562600
Качанов С.А. и др. Стратегия развития системы-112 в Российской Федерации.Монография. 2-е изд., перераб. и доп. http://elibrary.ru/item.asp?id=27408544
Акимов В.А. и др. Глобальные и национальные приоритеты снижения риска бедствий и катастроф. Монография http://elibrary.ru/item.asp?id=27562706
Историческое и культурное наследие в системе МЧС России. Па- https://elibrary.ru/item.asp?id=29103188
мятники архитектуры и мемориальные ценности
Аюбов Э.Н. и др. МЧС России в борьбе с чрезвычайными ситуациями http://elibrary.ru/item.asp?id=27613062
Аюбов Э.Н. и др. Природные угрозы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613013
Аюбов Э.Н. и др. Техногенные угрозы. Гидродинамические и транс- http://elibrary.ru/item.asp?id=27612998
портные аварии
Аюбов Э.Н. и др. Техногенные угрозы. Радиационные и химические http://elibrary.ru/item.asp?id=27612987
аварии
Аюбов Э.Н. и др. Социальные угрозы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613407
Аюбов Э.Н. и др. Терроризм и криминогенные угрозы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613403
Аюбов Э.Н. и др. Пожары и взрывы http://elibrary.ru/item.asp?id=27613397