ганизации неосновной деятельности, в том числе связанной с ведением бухгалтерского и налогового учета, предоставления бухгалтерской, налоговой, кадровой отчетности при изменении налогового и финансового законодательства.
Единое направление деятельности в системе руководства страны, науки и реального сектора деятельности, в частности, в сельском хозяйстве, непременно даст результаты. Слаженная,
единообразная деятельность в области предусматриваемых мер экономического стимулирования и законотворчества в отношении отраслей, касающихся малого предпринимательства, в том числе в приоритетных областях, даст результаты реальной поддержки предпринимательства в частности, а развитие предпринимательской деятельности изменит экономику государства в целом, сделает Россию более независимой.
Литература
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Федер. закон: Часть вторая от 26.01.1996 г. №14-ФЗ, принята Гос. Думой 22.12. 1995 г. по состоянию на 01 марта 2015 г. // [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс», 2015.
2. Налоговый кодекс РФ: Федер. закон: Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ; Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ. по состоянию на 01 марта 2015 г. // [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс», 2015.
3. Об аудиторской деятельности: Федер. закон: от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3: по состоянию на 01 марта 2015 г. // [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс» 2015 г.
4. Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Челябинской области: Закон, принят постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 28 января 2015 г. № 101-З0 // [Электронный ресурс]: СПС «Консультант Плюс», 2015.
5. Письмо УФНС Челябинской области РФ № 14-10/1/001906: [письмо УФНС Челябинской области РФ № 14-10/1/001906 от 02.09.2015 Тугушева, Н.М.]
6. Аганбегян А. Тающие пенсии // АиФ. — 2015. — № 31 (29 июля) [Электронный ресурс: Режим прямого доступа М1р://\«\«\«. aif.ru/money/opinion/tayushchie_pensii — Загл. с экрана
7. Чеботарев А. Сырная экономика. Почему России не удается заместить импорт? // АиФ. — 2015. — № 29 (15 июля) [Электронный ресурс]: Режим прямого доступа http://www.aif.ru/mo№ey/eco№omy/syr№aya_eko№omika_pochemu_rossii_№e_udaetsya_ zamestit_import — Загл. с экрана.
методический подход к оценке социально-экономической эффективности развития малого предпринимательства с позиции стейкхолдеров*
К. В. Смицких,
старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Владивостокского государственного университета экономики и сервиса
В статье предложен методический подход к оценке социально-экономической эффективности развития малого предпринимательства на основе теории стейкхолдеров. По результатам обобщения научных трудов были выявлены основные стейкхолдеры, и предложена система показателей, характеризующих интересы, ценности, стратегические цели и задачи стейкхолдеров, по отношению к развитию малого предпринимательства в регионе.
Ключевые слова: социально-экономическая эффективность, малое предпринимательство, оценка эффективности, теория стейкхолдеров.
УДК 330.131.52 ББК 65.05
В настоящее время одним из факторов устойчивого функционирования региона является эффективное развитие малого предпринимательства, которое проявляется через удовлетворение потребностей потребителей, что способствует сглаживанию противоречий между экономической и социальной составляющими, так как максимизация прибыли через удовлетворение потребительского спроса ведет к повышению благосостояния общества [1].
В свою очередь это свидетельствует о том, что любой хозяйствующий субъект, в том числе и субъект малого предпринимательства в процессе своей деятельности зависит от интересов широкого множества заинтересованных сторон (стейкхолдеров).
Основоположником возникновения теории заинтересованных сторон принято считать Р.Э. Фримена [2]. В своей книге «Стратегический менеджмент: стейкхолдерский подход» автор вводит новое понятие стейкхолдер, дает его определение и предлагает к рассмотрению оригинальную модель, в которой
компания и ее окружение (внешнее и внутреннее) представляют собой набор заинтересованных в ее деятельности сторон, интересы и требования которых должны приниматься во внимание и удовлетворяться менеджерами как официальными (эксплицитными) представителями компании.
По мнению Р.Э. Фримена, стейкхолдер — это любая группа или индивид, способный повлиять на достижение целей организации.
Развитие стейкхолдерской теории получило свое отражение в книге под редакцией Дж. Поста, Л. Престона и С. Сакс [3]. По их мнению, каждая заинтересованная сторона вносит вклад (добровольно или вынужденно) в результаты деятельности фирмы и ожидает для себя той или иной выгоды (или, по меньшей мере, отсутствия некомпенсируемого ущерба).
Среди российских ученых рассматривавших стейкхолдер-скую концепцию необходимо выделить таких авторов как Л. В. Тамбовцев, И.Б. Гурков, М.А. Петров, И.А. Тажитдинов, К.С. Солодухин, О.Ю. Хазов.
* Исследование подготовлено в рамках задания №2014/292 на проведение НИР «Социально-экономические факторы и инновационные механизмы реализации политики динамичного развития Дальнего Востока».
1 5 1
Так, Тамбовцев Л.В. [4] рассматривает стейкхолдерскую теорию фирмы на основе режимов собственности. Различие режимов собственности связано в современной экономической теории, в первую очередь, с вопросами эффективности использования ресурсов.
Стейкхолдера автор рассматривает в качестве индивида, группы индивидов и организаций, являющихся потребителями (получателями) позитивных и негативных контактных и внешних эффектов от деятельности фирмы и способных влиять на эту деятельность.
Идентичное определение стейкхолдеров приводит Гурков И.Б. [5], по мнению которого стейкхолдеры — не просто «группы и лица», затрагиваемые деятельностью фирмы, а «вкладчики» определенного типа ресурса.
В данном определении автор связывает интерес стейк-холдера с получаемыми ресурсами и считает, что сбалансированность отношений организации с заинтересованными сторонами, проявляется, прежде всего, в сбалансированности ресурсных отношений, что также является и критерием эффективности деятельности.
В свою очередь М.А. Петров [6] под сбалансированностью ресурсных отношений стейкхолдера с компанией понимает выгодность или, по крайней мере, неубыточность этих отношений для каждой стороны.
Тажитдинов И.А. [7], как и предыдущие авторы, помимо интересов стейкхолдеров, выделяет ресурсы стейкхолдеров, которые в свою очередь могут прямо или косвенно влиять на социально-экономическое развитие субрегиона.
Солодухин К.С. [8] также считает, что между организацией и стейкхолдерами существует ресурсный обмен, на который влияют обе стороны. В диссертационном исследовании автор рассматривает целевую эффективность организации с точки зрения теории заинтересованных сторон. При этом под целевой эффективностью организации автор понимает способность реализации заинтересованными сторонами своих целей в ходе достижения целей организации с учетом вклада каждой заинтересованной стороны.
Хазов О.Ю. [9] в своей работе также применяет теорию заинтересованных сторон и рассматривает интересы стейкхолдеров с точки зрения полученных эффектов от деятельности организации. При этом под заинтересованной стороной, он понимает определенную общность субъектов внешнего или внутреннего окружения предприятия, имеющих однородные признаки, преследующих сходные интересы при взаимодействии с предприятием и имеющих возможность прямо или косвенно влиять на него.
Таким образом, анализ источников показал, что эффективность развития малого предпринимательства должна рассматриваться в контексте удовлетворения интересов основных стейкхолдеров.
Выявление основных стейкхолдеров предполагает определение участников отношений, интересы которых затрагиваются результатами развития малого предпринимательства.
В их числе автором выделены:
- предпринимательские структуры;
- местное население;
- органы власти.
К предпринимательским структурам относятся субъекты малого и среднего предпринимательства, являющиеся как резидентами, так и нерезидентами в конкретном регионе, которые могут выступать: в качестве поставщиков сырья и материалов; потребителей товаров, работ и услуг, как на территории, так и за ее пределами; инвесторов, реализующих различные инвестиционные проекты.
Местное население характеризуется широким кругом признаков, в том числе: половозрастной структурой; национальным составом; этническим составом; покупательной способностью; миграционными процессами. Его можно рассматривать в качестве: источника потенциальных трудовых ресурсов, основы предпринимательского потенциала территории; потребителей продукции, работ и услуг, производимых предпринимателями конкретной территории.
1 52
К органам власти относятся органы законодательной и исполнительной власти субъекта РФ, реализующие государственную политику в сфере предпринимательства, включая регулирование и поддержку предпринимательской деятельности.
Характер отношений и мотивация стейкхолдеров к результатам развития малого предпринимательства обусловливается:
- экономическими интересами предпринимательских структур, традиционно отражающимися в учредительных документах хозяйственных обществ, их планах и стратегиях развития;
- существующей системой ценностей местного населения, представленных в уставах регионов; программных документах общественных организаций и т.п.
- целями и задачами, стоящими перед органами власти субъекта Федерации, включаемыми в программы и стратегии социально-экономического развития регионов, а также других программных и правовых актов*
Интересы и ценности могут определяться с помощью широкого круга социологических методов, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Методы идентификации интересов, ценностей и целей групп стейкхолдеров
Группа стейкхолдеров Методы идентификации отношения к развитию предпринимательства
Предпринимательские структуры Интервьюирование Контент-анализ программных документов обществ
Местное население Проведение социологического опроса Интервьюирование
Органы власти Проведение экспертной оценки Контент-анализ программных и стратегических документов
Для определения интересов предпринимательских структур могут использоваться интервьюирование предпринимателей и руководителей компаний, а также контент-анализ их программных документов.
При установлении системы ценностей местного населения применяются массовые социологические опросы населения и интервьюирование представителей его отдельных социальных групп.
Стратегические цели и задачи органов власти субъектов Федерации традиционно определяются с помощью метода контент-анализа стратегий социально-экономического развития регионов и экспертных оценок. В качестве примера интересов, ценностей, стратегических целей по группам стейкхолдеров можно привести следующие наиболее часто встречающиеся данные:
Содержание интересов предпринимательских структур составляют стремление наращивания доходов, расширение масштабов деятельности, применение современных технологий и эффективное управление персоналом.
Целями и задачами органов власти регионов являются: повышение уровня жизни местного населения; обеспечение занятости местного населения; рост поступлений в бюджет; рост объемов производства и реализации товаров, работ и услуг.
К основным ценностям местного населения можно отнести: рост доходов, занятость, условия жизни и сохранение окружающей среды.
Таким образом, социально-экономическая эффективность развития предпринимательства в регионе с позиции стейкхолдеров, включает в себя следующие составляющие:
* В качестве примеров можно привести: Указ президента от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»; Указ президента от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»; Указ президента об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности
- коммерческую эффективность в рамках интересов предпринимательских структур;
- финансово-бюджетную эффективность с позиции целей и задач регионального развития, стоящих перед органами государственной власти;
- социальную эффективность, отражающую систему ценностей местного населения.
Показатели, характеризующие интересы, ценности, цели и задачи стейкхолдеров, определяются, с одной стороны, их содержанием, с другой — результатами, которые являются следствием развития малого предпринимательства в регионе.
Эффективность развития малого предпринимательства с позиции интересов предпринимательских структур предлагается оценивать с помощью коммерческой эффективности, и использовать систему показателей, представленную в табл. 2.
Таблица 2
Показатели, характеризующие социально-экономическую эффективность развития предпринимательства с позиции предпринимательских структур
Составляющая эффективности Порядок расчета показателей Качественные характеристики
Статические Динамические
Эффективность реализации Рентабельность реализации Динамика рентабельности реализации за анализируемый период • рынок сбыта (на территории региона, за его пределами, в другие страны) • статус организации (резидент/ нерезидент региона, резидент другой страны)
Эффективность производства Рентабельность производства Динамика рентабельности производства за анализируемый период • отрасль • наличие экологически вредных производств • технологический уровень производства
Эффективность рабочей силы Произво-д и те л ь-ность труда Динамика производитель-ности труда за анализируемый период • квалификация рабочей силы • использование труда мигрантов • половозрастной состав
Эффективность инвестиций Рентабельность инвестиций Динамика рентабельности инвестиций за анализируемый период • источники инвестиций (собственные, заемные, иностранные) • направления инвестиций (земля, недвижимость, оборудование, технологии, подготовка кадров)
Таблица 3
Показатели, характеризующие социально-экономическую эффективность развития предпринимательства с позиции органов государственной власти
Составляющая эффективно-сти Порядок расчета показателей Качественные характеристики
Статические Динамические
Создание новых рабочих мест Отношение количества вновь созданных за анализируемый период новых рабочих мест в предпринимательстве к затратам бюджета на их создание Динамика показателя за ана-лизиру-емый период • отрасли трудоустройства • направление подготовки и переподготовки кадров
Производство объемов добавленной стоимости Отношение изменения произведенной добавленной стоимости в предпринимательстве за анализируемый период к затратам на его поддержку Динамика показателя за ана-лизиру-емый период • структура добавленной стоимости по видам деятельности (добыча природных ресурсов, переработка, обработка, услуги и т.п.) • удельный вес высокотехнологичного производства
Поступления в бюджет Отношение изменений поступлений в бюджет от деятельности предпринимательства за анализируемый период к объему средств господдержки Динамика показателя за ана-лизиру-емый период • структура поступлений по видам платежей (налоговые, неналоговые) • структура поступлений в зависимости от режима налогообложения • субъекты, зарегистрированные в офшорных зонах
Привлечение частных инвестиций Отношение изменений объема привлеченных за анализируемый период частных инвестиций к объему средств господдержки Динамика показателя за ана-лизиру-емый период • источники инвестиций (собственные, заемные, иностранные) • направления инвестиций (земля, недвижимость, оборудование, технологии, подготовка кадров)
Коммерческая эффективность предпринимательства включает в себя:
- эффективность реализации товаров, работ и услуг;
- эффективность производства товаров, работ и услуг;
- эффективность инвестиций.
- эффективность использования рабочей силы;
Поскольку каждый показателей характеризует эффективность отдельной области предпринимательской деятельности, сводить их к одному условному интегрированному индексу представляется не корректным.
В операционном плане эти показатели характеризуют текущую эффективность предпринимательской деятельности. Однако, оценка их динамики за длительный период позволяет нам оценивать эти показатели в контексте развития предпринимательства, так как они будут характеризовать: во-первых, цикличность изменения рыночной конъюнктуры; во-вторых, окупаемость инвестиций в модернизацию производства; в-третьих, уровень подготовки и квалификации рабочей силы.
Для оценки эффективности развития предпринимательства с позиции органов государственной власти предлагается использовать систему показателей, характеризующих финансово-бюджетную эффективность, представленную в таблице 3.
Финансово-бюджетная эффективность развития малого предпринимательства включает в себя оценку в части:
- создания новых рабочих мест;
- производства объемов добавленной стоимости;
- поступлений в бюджет;
- привлечения частных инвестиций.
Данные показатели характеризуют участие малого предпринимательства в социально-экономическом развитии региона, так как в динамике они отражают: во-первых, рост предпринимательского потенциала; во-вторых, создание инвестиционного климата в регионе; в-третьих, формирование источников бюджетных средств для дальнейшего развития территорий.
Для оценки социально-экономической эффективности развития малого предпринимательства с позиции местного населения предлагается использовать систему показателей, представленную в табл.4.
Социальная эффективность предпринимательства включает оценку следующих составляющих:
- обеспечение занятости населения;
- покупательная способность населения, занятого на предприятиях малого бизнеса;
- повышение предпринимательского потенциала населения;
- социальная ответственность малого предпринимательства.
Данные показатели характеризуют социальный климат в регионе и отношение местного населения к предпринимательству. Система ценностей населения формируется в течение продолжительного периода под влиянием социальной практики, роли
деятельности малого предпринимательства на территории, включая: во-первых, производство и доступность товаров, работ и услуг, потребляемых населением; во-вторых, участие предпринимателей в работе органов власти; в-третьих, реализацию ими социальных программ.
Таким образом, методический подход к оценке социально-экономической эффективности развития малого предпринимательства в регионе с позиции стейкхолде-ров, включает в себя группы показателей, которые, в свою очередь, отвечают следующим критериям:
- соответствие сформулированным стратегическим целям, ценностям, интересам различных групп стейкхолдеров;
- сопоставимости;
- интерпретации качественных характеристик;
- полноты отражения результатов;
- возможностям их получе-
При этом предложенные группы показателей позволяют фективности развития малого предпринимательства в регио-наиболее оперативно осуществлять сравнительный анализ эф- нах с точки зрения социально-экономической стабильности.
Литература
1. Репкина О.Б. Предпринимательство как фактор экономического развития предприятия // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2010. - №4. - С.119-121.
2. Freeman R. E. Strategie Management: A Stakeholder Approach. Boston, 1984.
3. Post J.E., Preston L.E., Sachs S. Managing the extended enterprise: The new stakeholder view. California Management Review 45 (1): 5-28. 2002a.
4. Тамбовцев В.Л. Стратегическая теория фирмы: состояние и возможное развитие // Российский журнал менеджмента. — 2010. — №8 (1). — С. 5-40.
5. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ТЕИС, 2004. — 239 с.
6. Петров М.А. Теория заинтересованных сторон: пути практического применения. // Вестник С. Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. — 2004. — 2. — С. 51-68.
7. Тажитдинов И.А. Применение стейкхолдерского подхода в стратегическом управлении развитием территорий // Экономика региона. — 2013. — №2 (34). — С. 17-26.
8. Солодухин К.С. Разработка методологии стратегического управления вузом на основе теории заинтересованных сторон: дис. ... доктора экономических наук; 08.00.05 / Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана. — М., 2011. — 293 с.
9. Хазов О.Ю. Комплексная оценка экономической эффективности деятельности предприятий с позиций заинтересованных групп. дис. ... канд. экон. наук; 08.00.05 / Волгоград. гос. ун-т. — Волгоград. — 2006. — 189 с.
краудфандинг как инструмент финансирования стартапов в российской федерации
С.Р. Седельников,
аспирант кафедры финансов и кредита факультета экономики Института международного права и экономики им. АС. Грибоедова (г. Москва)
Статья посвящена новому экономическому феномену — краудфандингу и его использованию в качестве инструмента финансирования стартапов. Рассмотрен процесс финансирования стартапов с помощью краудфандинга, его этапы, правовые аспекты регулирования в России. Описаны работы, посвящённые психологии и мотивам дарения и их применение к объяснению краудфандинга. Проведен анализ развития краудфандинга в России на основе межстранового сравнения финансовых и деловых показателей.
Ключевые слова: Краудфандинг в России, финансирование, стартапы, Kickstarter, Boomstarter, Planeta.
УДК 364.064 ББК 65.2/4
Народное финансирование или краудфандинг — эконо- храмов (Храм Христа спасителя), памятников (памятник Мини-мический феномен, проявления которого были известны в ну и Пожарскому в Москве), работа над текстами Шекспира Европе и на Руси и уходят в далёкое прошлое. Строительство [1] — частично были профинансированы с помощью народных 1 54
Таблица 4
Показатели, характеризующие социально-экономическую эффективность развития малого предпринимательства с позиции местного населения
Составляющая эффективности Порядок расчета показателей Качественные характеристики
Статические Динамические
Обеспечение занятости населения Отношение численности занятых в малом предпринимательстве к общей численности экономически активного населения Динамика показателя за анализируемый период • постоянная или временная занятость • условия труда • требуемая квалификация персонала • привлечение мигрантов
Покупательная способность населения, занятого на предприятиях малого бизнеса Отношение среднемесячных доходов населения, занятого в малом предпринимательстве к стоимости потребительской корзинки Динамика показателя за анализируемый период • форма оплата • социальные гарантии • условия жизни
Повышение предпринимательского потенциала населения Финансирование обучения населения основам предпринимательской деятельности Динамика показателя за анализируемый период • пропаганда предпринимательских ценностей • обучение востребованным и перспективным направлениям предпринимательства
Социальная ответственность малого предпринимательства Объемы средств, выделенных субъектами малого предпринимательства на реализацию социальных проектов и программе Динамика показателя за анализируемый период • доверие населения к предпринимателям • участие предпринимателей в социальных проектах и программах