МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
УДК 332.142(571.6) О.В. СИДОРЕНКО
ББК 65.04 кандидат экономических наук, доцент
Хабаровской государственной академии экономики и права
e-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СЕЛЕКТИВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Предложена парадигма селективной региональной политики как самостоятельного типа региональной политики государства. Разработан методический подход к оценке результативности селективной региональной политики, позволяющий определить ее влияние на динамику проблемности регионального развития.
Ключевые слова: селективная региональная политика, результативность региональной политики, Дальний Восток России.
O.V. SIDORENKO
PhD in Economics, Associate Professor, Khabarovsk State Academy of Economics and Law e-mail: [email protected]
METHODICAL APPROACH TO ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF SELECTIVE REGIONAL POLICY
The article shows a paradigm of selective regional policy as an independent type of the regional policy of a state. The author has developed a methodical approach to the assessment of the effectiveness of selective regional policy that allows measuring its influence on the dynamics of the problems of regional development.
Keywords: selective regional policy, results of regional policy, Russian Far East.
Данное исследование основывается на идее о том, что осуществление региональной политики требует согласованной реализации двух ее самостоятельных типов: общесистемной и селективной.
Общесистемная региональная политика направлена на создание общих предпосылок регионального развития. Меры этой политики не имеют избирательного назначения и должны равномерно влиять на все регионы страны, формируя экономическую, организационную и правовую среду их самостоятельной активности. В рамках общесистемной региональной политики определяются сферы самостоятельных и совместных действий, полномочия и ответственность органов власти по всем аспектам развития регионов, устанавливаются общефедеральные правила, процедуры и нормы федерально-регионального разделения собственности, природных ресурсов, финансов.
Выбор объектов селективной региональной политики обусловлен целями региональной экономической политики государства, в соответствии с которыми, как известно, формируются две модели региональной политики («эффективности», «равенства»). В зависимости от целевых ориентиров можно избирательно воздействовать либо на проблемные регионы («равенство»), либо на более развитые регионы — «полюсы роста» («эффективность»).
Исходя из содержания моделей региональной политики, селективную политику автор подразделяет на поляризованную и выравнивающую. Поляризованная селективная региональная политика базируется на принципах нодальной системы и на предпосылке наличия в регионах «полюсов», генерирующих их поступательное движение с целью максимизации национального дохода. Опираясь на основное содержание модели «эффективности» региональной политики, мы сформулировали
© О.В. Сидоренко, 2011
задачи поляризованной селективной политики, а именно: рациональное размещение производства в пространстве; использование производственного потенциала каждого региона в целях максимизации общенационального благосостояния; стимулирование эффективной пространственной организации.
Выравнивающая селективная политика направлена на сглаживание межрегиональных различий путем избирательного воздействия на проблемные регионы. Выбор регионов, которые должны стать объектами выравнивающей селективной региональной политики, является сложной задачей, которая решается каждой страной самостоятельно. В случае если объектами выравнивающей политики выступают отстающие в развитии регионы, можно говорить о ее стимулирующем характере. Объектами сдерживающей селективной политики являются перенаселенные городские ареалы — мегаполисы.
Автор считает, что стимулирующая и сдерживающая политика базируются на общем принципе социальной справедливости, т.е. таком пространственном распределении экономической активности, при котором жители всех регионов имеют равные возможности достижения желаемого благосостояния. Данный принцип отражает содержание модели «равенства» региональной экономической политики. Однако цели достижения заявленного принципа у стимулирующей и сдерживающей селективной политики разные. Целью стимулирующей селективной политики является выравнивание уровня экономического и социального развития страны за счет решения проблем депрессивных и отсталых регионов. В случае реализации сдерживающей селективной политики достижение принципа «социальной справедливости» обеспечивается сдерживанием (ограничением) роста экономического потенциала городских агломераций.
Обобщая вышесказанное, селективную региональную политику можно определить как сознательную деятельность органов государственного управления, направленную на избирательное воздействие на определенные территории с целью достижения эффективного и (или) равномерного распределения экономической активности по территории страны.
Одной из основных проблем формирования эффективной селективной региональной
политики государства является сложность оценки ее влияния на региональное развитие. На основе разработанного автором концептуального подхода к формированию селективной региональной политики в работе произведена оценка последствий реализации двух видов селективной региональной политики (поляризованной и выравнивающей) для регионального развития Дальнего Востока России.
Установлено, что в качестве варианта выравнивающей селективной региональной политики выступает «Стратегия-2025». Объектами поляризованной селективной региональной политики являются наиболее благополучные регионы — «локомотивы роста», для выбора которых автором был использован критерий проблемности, рассчитанный по показателю валового регионального продукта на душу населения: отношение показателя ВРП на душу населения к среднероссийскому показателю выше или близко к 1 (отклонение может составлять 5%). Согласно рассчитанному критерию, к регионам — «локомотивам роста» отнесены Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Чукотский автономный округ.
Для оценки ожидаемых последствий реализации поляризованной селективной региональной политики в Дальневосточном федеральном округе мы предположили, что регионы — «полюсы роста» будут развиваться с максимальным среднегодовым темпом прироста ВРП, рассчитанным на основе данных «Стратегии-2025» и равным 8% в год. Все остальные регионы (Хабаровский и Приморский края, Амурская область, Еврейская автономная область) будут развиваться с темпом прироста ВРП, равным среднегодовому минимальному значению прироста — 3,8%.
С целью оценки результативности поляризованной и выравнивающей селективной региональной политики автором был разработан методический подход, позволяющий на основе рассчитанных критериев динамики межрегиональных различий и числа проблемных регионов определить ее влияние на динамику проблемности регионального развития (табл. 1). Под проблемностью регионального развития понимается имманентное свойство межрегиональной дифференциации, которое характеризует степень влияния
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
межрегиональных различий на динамику числа проблемных регионов.
Таблица 1
Результативность влияния селективной региональной политики на динамику проблемности регионального развития
за конкретный период
Критерии проблемности регионального развития Оценка результативности селективной региональной политики
Динамика межрегиональных различий Динамика количества проблемных регионов
Дивергенция Рост Отрицательная
Дивергенция Снижение Положительная низкая
Конвергенция Снижение Положительная сниженная
Конвергенция Отсутствие (устранение) Положительная высокая
Оценка результативности селективной политики осуществлялась автором в три этапа. На первом этапе анализировалась динамика межрегиональных различий; на втором — оценивалась динамика числа проблемных регионов; на третьем этапе осуществлялось сравнение полученных данных с критериальными значениями, приведенными в табл. 1, и делался вывод о результативности селективной политики.
Информационной базой для оценки влияния селективной региональной политики на динамику проблемности регионального развития на примере Дальнего Востока России в долгосрочной перспективе послужили следующие данные:
- объемы ВРП по регионам Дальнего Востока России, предполагаемые в «Стратегии-2025» [3];
- прогнозные значения численности населения на период до 2030-х гг. [2].
Для расчета указанных критериев проблемности регионального развития автором на основе имеющихся данных были определены прогнозные значения ВРП на душу населения в дальневосточных регионах на период до 2025 г. Далее на их основе были рассчитаны показатели межрегиональных различий: масштаб различий с учетом крайних значений и без учета крайних значений и коэффициент вариации.
Для выявления проблемных регионов использовался показатель отношения ВРП на душу населения в регионе к среднедальневосточному показателю. К проблемным
в Европейском союзе относятся страны, в которых отношение ВРП на душу населения к среднему по стране меньше 0,75. При выделении проблемных дальневосточных регионов в долгосрочной перспективе мы будем опираться на этот критерий, полагая, что к 2025 г. уровень регионального развития Российской Федерации будет сопоставим с аналогичным показателем европейских стран.
В связи с тем что отсутствуют данные об ожидаемом среднероссийском ВРП на душу населения в период 2015-2025 гг., но имеются данные по ВРП на душу населения в среднем по Дальневосточному федеральному округу за этот период, автором был произведен корреляционный анализ, который показал, что отношения показателя ВРП на душу населения в дальневосточных регионах к среднему по РФ и к среднему по ДФО коррелируют, так как коэффициент корреляции составил 0,84 (согласно шкале Чеддока, связь между параметрами высокая [1]).
Следовательно, используя показатель отношения ВРП на душу населения в регионе к среднедальневосточному значению ВРП на душу населения, также можно выделить проблемные регионы Дальнего Востока.
Оценка результативности селективной региональной политики показала, что поляризованная селективная политика отрицательно повлияет на региональное развитие дальневосточных регионов. Это обусловлено ростом межрегиональных различий (табл. 2) и числа проблемных регионов (табл. 3). К 2025 г. к проблемным регионам будут относиться Еврейская автономная область, Амурская область, Приморский край, Хабаровский край.
Таблица 2
Динамика межрегиональных различий субъектов ДФО по показателю ВРП на душу населения на период до 2025 г.
Показатель различий 2015 2020 2025
Масштаб различий С учетом крайних значений 4,32 4,19 5,15 3,99 6,14 3,50
Без учета крайних значений 3,35 2,47 4.02 2.03 4,80 1,63
Коэффициент вариации 0,73 0,57 0,84 0,47 0,91 0,41
Примечание: числитель — значение показателя межрегиональных различий в случае реализации поляризованной селективной политики; знаменатель — значение показателя межрегиональных различий в случае реализации выравнивающей селективной политики, обозначенной в «Стратегии-2025».
Таблица 3 Отношение показателя ВРП на душу населения дальневосточных регионов к среднему значению по Дальнему Востоку на период до 2025 г.
Регион 2015 2020 2025
Республика Саха (Якутия) 1,З7 1,15 1,48 1,11 1,59 1,08
Камчатский край 1,06 0,98 1,15 0,95 1,24 0,96
Приморский край 0,65 0,85 0,59 0,86 0,5З 0,90
Хабаровский край 0,81 1,01 0,7З 1,29 0,65 1,47
Амурская область 0,61 0,75 0,59 0,81 0,5З 0,92
Магаданская область 1,24 1,08 1,З5 1,14 1,45 1,15
Сахалинская область 2,67 2,50 2,89 1,95 З,11 1,97
Еврейская автономная область 0,55 0,57 0,44 0,46 0,42 0,45
Чукотский автономный округ 2,21 1,9З 2,З9 1,86 2,58 1,87
Примечания: 1. К проблемным регионам на период до 2025 г. относятся регионы, в которых отношение ВРП на душу населения ниже 0,75 среднедальневосточного показателя. 2. Числитель — значение показателя в случае реализации поляризованной селективной политики; знаменатель — значение показателя в случае реализации выравнивающей селективной политики, обозначенной в «Стратегии-2025».
Оценка влияния выравнивающей селективной региональной политики, обозначенной в «Стратегии-2025», на региональное развитие дальневосточных регионов показала, что ее
реализация будет носить положительный характер, так как отмечается снижение межрегиональных различий (см. табл. 2) и числа проблемных регионов (см. табл. 3). Однако положительная результативность выравнивающей селективной политики снижена в связи с тем, что при ее реализации Еврейская автономная область останется проблемным регионом в долгосрочной перспективе. Данная тенденция объясняется отставанием темпов роста хозяйственного комплекса автономной области от темпов роста комплексов других дальневосточных субъектов Федерации в период 2015-2025 гг.
Резюмируя, отметим:
- представленные аргументы свидетельствуют о предпочтительности реализации в Дальневосточном федеральном округе выравнивающей селективной региональной политики, обозначенной в Стратегии на период до 2025 г., так как она может привести к снижению как межрегиональных различий, так и количества проблемных субъектов Федерации на Дальнем Востоке;
- полностью снизить проблемность регионального развития субъектов Дальневосточного федерального округа реализация «Стратегии-2025» не позволит, поэтому Еврейская автономная область останется проблемным регионом в долгосрочной перспективе. В связи с этим необходима разработка специального сценария снижения проблемности этого дальневосточного субъекта Федерации.
Список использованной литературы
1. Бережная Е.В. Математические методы моделирования экономических систем. М., 2001. С. 143—147.
2. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года: стат. бюл. URL: http: / / www.gks.ru / wps / wcm / connect / rosstat / rosstatsite / main / publishing/catalog/statisticJournals / doc_ 1140095525812.
3. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. URL: http://www.minregion.ru/activities/territorial_planning/strategy/federal_development/.
Referenses
1. Berezhnaya E.V. Matematicheskie metody modelirovaniya ekonomicheskikh sistem. M., 2001. S. 14З—147.
2. Predpolozhitel'naya chislennost' naseleniya Rossiiskoi Federatsii do 20З0 goda: stat. byul. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticJournals/doc_1140095525812.
3. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Dal'nego Vostoka i Baikal'skogo regiona na period do 2025 goda. URL: http://www.minregion.ru/activities/territorial_planning/strategy/federal_development/.