Научная статья на тему 'Методический подход к экономической оценке процессов инвестирования инновационных проектов'

Методический подход к экономической оценке процессов инвестирования инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / ОЦЕНКА ПРОЦЕССОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ / ОБЪЕМЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ / INVESTING INNOVATIVE PROJECTS / EVALUATION OF INVESTMENT PROCESSES / VOLUMES OF FOREIGN INVESTMENTS / PROSPECTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцев Александр Михайлович

Рассмотрены теоретические и методические аспекты привлечения иностранных инвестиций в отечественные инновационные проекты. Описаны проблемы, связанные с этими процессами, а также предложены пути решения данных проблем. Представлены перспективы инновационного развития России и регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACH TO ECONOMIC EVALUATION OF INNOVATION PROJECT INVESTMENT PROCESSES

The article deals with theoretical and methodological aspects of attracting foreign investments in Russian innovative projects. It describes the problems associated with these processes, and proposes ways to solve them as well. The prospects of innovative development of Russia and its regions are presented.

Текст научной работы на тему «Методический подход к экономической оценке процессов инвестирования инновационных проектов»

ния наблюдательного совета - коллегиального органа управления автономного учреждения, функция которого заключается в рассмотрении проектов наиболее важных решений, принимаемых учреждением, противоречат принципам коммерческой адаптации автономных учреждений. В частности, подавляющее большинство в составе совета - представители учредителя, а также представители исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Очевидно, что для принятия верных, эффективных решений технологию коммерческой адаптации автономного учреждения необходимо дополнить положениями, регламентирующими процесс принятия управленческих решений и базирующимися на совре-

менных рыночных методах, адаптированных к социальной сфере оказания услуг.

Таким образом, чтобы нейтрализовать негативное воздействие отдельных положений федерального законодательства, необходимо разработать комплексную, ориентированную на особенности функционирования автономных учреждений технологию их коммерческой адаптации, содержащую: принципы ведения маркетинговой деятельности, в том числе действия, направленные на улучшение качества предоставляемых услуг; процедуру анализа потребительского сегмента; методы ценообразования и ведения затратной политики, а также положения, способствующие улучшению качества ведения бухгалтерского учёта ввиду обязательности ежегодного аудита для автономных учреждений.

Библиографический список

1. Об автономных учреждениях: федер. закон 03.11.2006 г. № 174-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 12.07.2012).

2. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений: федер. закон от 03.11.2006 г. № 175-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2012).

3. Об образовании: федер. закон 10.07.1992 г. № 3266-1 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2012).

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2012).

5. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2012).

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием

правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон от 08.05.2010 г. № 83-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2012).

7. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: федер. закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2012).

8. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2012).

9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2012).

10. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения 10.07.2012).

УДК 330.332

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПРОЦЕССОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

© А.М. Зайцев1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены теоретические и методические аспекты привлечения иностранных инвестиций в отечественные инновационные проекты. Описаны проблемы, связанные с этими процессами, а также предложены пути решения данных проблем. Представлены перспективы инновационного развития России и регионов. Ил. 1. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: инвестирование инновационных проектов; оценка процессов инвестирования; объемы иностранных инвестиций; перспективы инновационного развития экономики России.

METHODOLOGICAL APPROACH TO ECONOMIC EVALUATION OF INNOVATION PROJECT INVESTMENT

PROCESSES

A.M. Zaitsev

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

1Зайцев Александр Михайлович, аспирант, тел.: 89501460816, e-mail: [email protected] Zaitsev Alexander, Postgraduate, tel. 89501460816, e-mail: [email protected]

The article deals with theoretical and methodological aspects of attracting foreign investments in Russian innovative projects. It describes the problems associated with these processes, and proposes ways to solve them as well. The prospects of innovative development of Russia and its regions are presented. 1 figure. 5 sources.

Key words: investing innovative projects; evaluation of investment processes; volumes of foreign investments; prospects of innovative development of Russian economy.

Проблемы привлечения иностранных инвестиций для инновационного развития экономики России раскрываются в нескольких монографиях, научных статьях, которые, однако, не содержат информации о методике изучения влияния факторов, имеющих отношение к объёму иностранных инвестиций, привлекаемых в инновационные проекты.

Проблема управления иностранными инвестициями и их привлечением в экономику России освещена в российских и иностранных источниках. Отмечается, что нужды российской экономики могут быть удовлетворены только за счёт масштабного инвестирования, средств для которого недостаточно во внутренних источниках. Исследования и публикации о возможности инновационного развития экономики России и регионов за счёт масштабного привлечения иностранных инвестиций в общей массе других практически отсутствуют.

Учитывая состояние инвестиционного рынка в России, необходимо исследовать возможности привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. Также важно подвергнуть анализу сложившуюся практику привлечения иностранных инвестиций и разработать методику данного процесса применительно к задачам модернизационного развития реального сектора экономики в современных условиях. Возможность повышения инвестиционной привлекательности инновационных проектов регионов видится первоочередной задачей для решения накопившихся проблем реальных секторов экономики.

Исходя из современного методического подхода к анализу различных факторов, используемых для оценки возможностей привлечения инвестиций с целью финансирования крупномасштабных инновационных проектов, целесообразно создать алгоритм такого исследования. Факторами, имеющими влияние на инвестиционные потоки, могут быть различные показатели, характеризующие особенности инвестиционного климата страны, федерального округа [5]. Кроме того, в контексте мирового воздействия на инновационное развитие российской экономики могут оказывать влияние политические, природно-климатические, экономические и другие условия, среди которых основное значение имеют:

1) конъюнктура мировых товарных рынков;

2) законодательная система и налоговая политика государства;

3) привлечение инновационных технологий в экономику;

4) состояние и качество сырьевой базы [4].

Реальный сектор экономики России подвержен

влиянию различных факторов. На привлечение иностранных инвестиций в его инновационные проекты могут оказать влияние факторы социально-

экономического развития страны: инфляция, динамика ВВП, масштабы вывоза капитала, интенсивность реформирования экономики и др.

Переход российской экономики к использованию прогрессивных технологий предполагает повышение эффективности стратегического управления инвестициями, основанного на учёте влияющих показателей, что, в первую очередь, относится к реальному сектору экономики. Можно заключить, что, хотя Россия и обладает богатым ресурсным потенциалом, реализация имеющихся возможностей напрямую связана с протеканием экономических реформ, с состоянием законодательной базы, политическим и инвестиционным климатом. В современных условиях приоритетность инвестирования инновационных проектов отрасли определяется следующими критериями:

1) важностью сектора для обеспечения жизнедеятельности страны и/или региона;

3) перспективностью и уникальностью технологий отрасли.

Следовательно, экономическая оценка инвестирования российских инновационных проектов должна складываться из экономической оценки показателей инвестиционного климата страны, дополнительных социально-экономических факторов.

Инвестиционный климат страны или региона представляет собой совокупность экономических, политических и других условий, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка реального сектора экономики. Инвестиционный потенциал регионов учитывает их основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства.

История оценок инвестиционного климата стран мира насчитывает более 30 лет. Первые оценки такого рода разрабатывались западными экспертами с середины 1960-х годов. Одним из первых в этом направлении является исследование Гарвардской школы. В основу сопоставления тогда была положена экспертная шкала, включавшая следующие характеристики:

- законодательные условия для иностранных и национальных инвесторов;

- возможность вывоза капитала;

- состояние национальной валюты;

- политическую ситуацию в стране;

- уровень инфляции;

- возможность использования национального капитала.

Дальнейшее развитие методического аппарата сравнительной оценки инвестиционной привлекательности стран пошло по пути расширения и усложнения системы оцениваемых параметров и введения количественных (статистических) показателей. Наиболее

часто использовались следующие параметры:

1) тип экономической системы;

2) макроэкономические показатели;

3) обеспеченность природными ресурсами;

4) состояние инфраструктуры;

5) условия развития внешней торговли;

6) участие государства в экономике [1].

В настоящее время комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата) содержат большое количество показателей. Методический подход к оценке инвестиционного климата постоянно усложняется. Для комплексной оценки инвестиционного климата России обобщённо используются основные восемь групп показателей:

1) показатели эффективности экономики;

2) показатели уровня политического риска;

3) показатели задолженности страны и её способность к обслуживанию долга;

4) показатели кредитоспособности;

5) показатели доступности банковского кредитования;

6) показатели доступности краткосрочного финансирования;

7) показатели доступности долгосрочного финансирования;

8) вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств [2].

Оценка инвестиционного климата регионов России, различных по многим показателям, затрудняет применение к ним известных методических подходов. Наиболее часто применяется метод ранжирования регионов, в результате которого составляется рейтинг, где каждый регион относится к определённому классу (типу) объектов, выделенному экспертами по сочетанию условий инвестирования и уровню предпочтительности для инвестора. Современная методика, наиболее комплексно оценивающая инвестиционный климат регионов, содержит три ключевые подсистемы:

1) показатели инвестиционного потенциала (совокупность имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала);

2) показатели инвестиционного риска (совокупность переменных факторов риска инвестирования);

3) показатели законодательных условий (правовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора).

Неоднозначность оценки инвестиционного климата российских регионов усугубляется отсутствием методического подхода к оценке инвестиционного климата провинций, каждая из которых имеет существенные отличия. Поэтому практически невозможно использовать известные методические подходы по оценке инвестиционной привлекательности проектов. Кроме того, деятельность иностранных инвесторов в регионах России может определяться некоторыми специфическими факторами, имеющими отношение к их политическим интересам, которые также необходимо учитывать. Указанные недостатки оценки инвестиционного климата регионов не позволяют достаточно корректно сделать вывод о том, какое влияние имеют все указанные показатели на привлечение ино-

странных инвестиций в развитие их экономики и отраслей.

Инвестиционные рейтинги регионов России последних лет свидетельствуют о том, что совокупность показателей инвестиционного климата является основополагающим фактором для инновационного развития многих региональных отраслей. Конкурентное преимущество получают те регионы, которые умеют конвертировать благоприятный инвестиционный климат в крупные инвестиционные проекты [3].

Каким бы ни было целевое назначение инновационных проектов, разработка каждого из них связана с анализом финансовых потоков на всех стадиях реализации проекта. Опираясь на отечественный и зарубежный опыт реализации инвестиционных проектов, можно выделить четыре фазы, характеризующие стадии проекта: прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и ликвидационную. Дадим характеристику каждой фазе реализации проекта.

Прединвестиционная фаза включает такие этапы, как исследование инвестиционных возможностей (или opportunity studies), предпроектные исследования (или pre-feasibilty studies), оценку осуществимости проекта (feasibility studies). Как правило, отмеченные этапы строго выдерживаются лишь для крупных проектов, требующих привлечения внешних инвесторов.

По последним статистическим данным, затраты на прединвестиционной стадии исследований составляют примерно 1% общего объёма инвестиций по проекту для крупных проектов и 5% - для некапиталоёмких проектов. Однако, несмотря на столь незначительную долю в суммарных инвестициях, не достаточно ответственное отношение к рассматриваемой стадии является достаточно серьезной и, к сожалению, весьма распространённой ошибкой. Допущенные здесь про счёты неминуемо приводят к значительным финансовым потерям на последующих стадиях реализации инновационного проекта. На первом этапе в любой инновационной структуре происходит порождение знаний и зарождение идеи при помощи специалистов и научных деятелей. На этом этапе формирования новшества исследовательские институты должны обеспечить взаимодействие исследователей с целью выработки реально воплотимой идеи. Следующая стадия инновационного цикла подразумевает трансфер технологий, т.е. запуск в производство новых идей, ставших результатом креативного мышления. Разрыв между первой и второй стадией в рамках инновационного процесса огромен, так как практическое внедрение научных и технических идей - самый сложный этап на пути внедрения инноваций.

Следует отметить, что именно формирование организационно-экономического механизма реализации проекта является одним из важнейших результатов прединвестиционной стадии в случае её успешного прохождения.

Особо важная стадия любого инновационного процесса - его финансирование. Для трансформации идеи в опытный образец необходимо привлечь достаточное количество инвестиций (банковский кредит, продажа инновации, венчурное финансирование, ино-

странные инвестиции). Массовое производство усовершенствованной продукции также возможно только при наличии достаточного количества инвестиций, необходимых для реконструкции старых или строительства новых производственных мощностей. Этот этап инновационного процесса носит рисковый характер, поскольку ещё неизвестна реакция рынка на новый товар. Согласно исследованиям, финансирование работ по массовому выпуску новой продукции с последующим совершенствованием технологии превосходит расходы на разработку этой продукции в 8 раз.

Эксплуатационная фаза, предопределяющая фактическую эффективность реализации проекта, неразрывно связана с качеством выполнения работ на прединвестиционной и инвестиционной стадиях.

Виды работ, выполняемые на ликвидационной фазе, определяются спецификой инновационного проекта. Например, при разработке месторождений

Привлечение иностранных инвестиций для финансирования инновационных проектов является одним из перспективных направлений современной науки. Практическая реализация совместных проектов с участием иностранного капитала является основанием для изучения вопросов развития и расширения сотрудничества в области финансирования инновационных проектов в регионах. Необходимо расширять возможности привлечения иностранных инвестиций, используя их в совокупности с российским предпринимательским потенциалом, ресурсами и сервисом. Кроме того, привлечение иностранных инвестиций -важная цель общей стратегии стимулирования инноваций.

Основными объектами деятельности иностранных инвесторов в России является внедрение инноваций в техническую сферу, в область инфраструктуры и производства, а также в область финансов (рисунок).

Объекты инвестиционной деятельности иностранных компаний в России

полезных ископаемых на ликвидационной фазе может проводиться рекультивация земель с целью их последующего вовлечения в хозяйственный оборот, а при завершении эксплуатации экологически опасного объекта - его консервация и т.д.

В целях снижения дефицита инвестиций необходимо расширять пути привлечения иностранного капитала, что может послужить радикальным способом ускорения технической модернизации предприятий реального сектора экономики, ведущих совместные проекты. Инвестирование инновационных проектов с привлечением иностранного капитала даёт качественный импульс для развития инноваций в отрасли, повышает конкурентоспособность её продукции.

Инновационное развитие экономики России предполагает формирование относительно самостоятельного национального рынка капитала и конкурентоспособного национального финансового сектора. Он может стать весьма притягательным для иностранных капиталов, что в сочетании с развитием реального сектора экономики создаст благоприятные условия для накопления капитала. Основной проблемой привлечения иностранного капитала для инвестирования инновационных проектов является вопрос эффективного стимулирования их притока. По оценке Минэкономразвития России, ежегодный объём иностранных инвестиций можно определить в размере от 40 до 60 млрд дол. США [3].

Библиографический список

1. Белокрылова О.С., Киселёва Н.Н., Хабулова В.В. Региональная экономика и управление: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2011. 240 с.

2. Гайдар Е.Т. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы. М.: Проспект, 2010. 656 с.

3. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные

ресурсы. М.: Инфра-М, 2010. 624 с.

4. Липсиц И.В. Инвестиционный анализ. Подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: учебник для бакалавров. М.: Инфра-М, 2011. 320 с.

5. Ример М. Экономическая оценка инвестиций. СПб.: Питер, 2011. 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.