Научная статья на тему 'Методический аспект творческого поиска преподавателя'

Методический аспект творческого поиска преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОИСК / SEARCHING / СОЗДАНИЕ / DEVELOPMENT / МЕТОДИЧЕСКИЙ / МАТЕРИАЛ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ / COMPETENCE / ПОДХОД / APPROACH / METHODICAL / ASPECT / MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махсма Алла Григорьевна

Статья, связана с поиском и созданием методических материалов, необходимых для обеспечения компетентностного подхода в процессе обучения иностранному языку студентов различных факультетов Донбасской юридической академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the search and creation of necessary materials providing the competence approach in the process of English language teaching of the students of Donbass Law Academy.

Текст научной работы на тему «Методический аспект творческого поиска преподавателя»

5. Матузова И.Г. Экологическое воспитание личности старшеклассника в условиях профильного обучения: дис. ... кан. пед. наук: спец. 13.00.07 - Теория и методика воспитания / Ирина Григорьевна Матузова. - Донецк, 2013. - 336 с.

6. Пироженко Т. О. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста: опыт работы современного дошкольного учебного заведения / Т.О. Пироженко. - Запорожье: «Липс» ЛТД, 2005. - С.64

7. Совгира С.В. Теоретико-методические основы формирования экологического мировоззрения будущих учителей в высших педагогических учебных заведениях: дис. ... д-ра пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика профессионального образования» / С. В. Совгира. - Умань: Уманский гос. пед. ун-т им. П. Тычины, 2009. - 529 с.

8. Шаргородская С.Б., Шаргородская В.Л. Пути формирования духовной культуры будущего воспитателя / С.Б. Шаргородская, В.Л. Шаргородская // Духовность личности: методология, теория и практика: сборник научных трудов. - Вып. 1. - Луганск: изд-во Восточноукраинского национального университета имени В. Даля, 2004. - С.201-205.

Махсма Алла Григорьевна

старший преподаватель кафедры языковой подготовки

Донбасская юридическая академия

(г. Донецк, ДНР)

УДК: 378

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

METHODICAL ASPECT OF TEACHER'S RESEARCH WORK

Статья, связана с поиском и созданием методических материалов, необходимых для обеспечения компетентностного подхода в процессе обучения иностранному языку студентов различных факультетов Донбасской юридической академии.

Ключевые слова: поиск, создание, методический, материал, обеспечение, компетентностный, подход.

The article deals with the search and creation of necessary materials providing the competence approach in the process of English language teaching of the students of Donbass Law Academy.

Key words: Methodical, aspect, searching, development, materials, competence, approach.

Глобальные трансформационные процессы современной реальности в сфере политики, государственного устройства, определении нового статуса в условиях гражданской войны и навязанной Украиной блокады Донбасса не могут не отразиться на духовной жизни Донецкой Народной Республики, жители которой продолжают заниматься не только восстановительным, но и созидательным трудом на благо своего родного края.

Изменениям подвергнуты не только области промышленности, экономики, коммуникации, но вся идеологическая составляющая нового

общества, что неизбежно влечет за собой появление новых приоритетов в сфере образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.

Распад ранее существовавших образовательных структур и появление новых, как-то: Донецкого педагогического института, Донбасской юридической академии, Донецкой академии внутренних дел и т.д. также является следствием трансформации системы образования на новом этапе исторического развития нашего общества. С возникновением новых образовательных институтов появляются и новые факультеты и специальности, необходимые для жизнедеятельности и развития Донбасского региона. Например, в Донбасской юридической академии, которая была основана 28 января 2015, помимо социально-правового факультета -преемника платного отделения бывшего Донецкого юридического института, где обучают будущих юристов социальной сферы, существует и факультет государственного и международного права, и факультет подготовки кадров таможенных и налоговых служб, и факультет подготовки кадров для Министерства государственной безопасности, магистратура. Естественно, возникает необходимость разработки новых программ и методов обучения, а также создания нового методического обеспечения.

Факультеты Донбасской юридической академии определяют требования к квалификационной характеристике выпускника, его профессиональной компетенции на основе содержания основной образовательной программы, установленной вузом.

Программа образования выпускника по иностранному языку предусматривает подготовку специалиста в соответствии с общей квалификационной характеристикой по профессии и минимуму профессиональной подготовки по иностранному языку. Преподавание иностранных языков осуществляется на основе компетентностного подхода, т.е. с учетом профессиональной направленности обучения студентов на факультетах. Специфика факультетов обусловливает использование различных учебников украинских и российских авторов, например: Симонок В.П. "English for law students". - Харьков: Право, 2006. - 416 с.; Ручева С.С., А.В.Чумакова. Английский язык для студентов юридических специальностей заочной формы обучения. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. - 174 с., так и авторов-преподавателей кафедры языковой подготовки факультета государственного и международного права Донецкой юридической академии. Например:

1. Прилуцкая Е.А. Английский язык. Учебное пособие для специальности «Таможенное дело».- Донецк: « Цифровая типография» 2015. - 136 с.

2. Прилуцкая Е.А. Английский язык. Учебное пособие для слушателей магистратуры. - Донецк: «Цифровая типография», 2012. - 72 с.

3. Прилуцкая Е.А. Практикум по английскому языку для студентов и слушателей заочной и дистанционной формы обучения специальности

«Правоведение» и «Правоохранительная деятельность», - Донецк: Цифровая типография, 2015. - 15 с.

4. Прилуцька О.А. Англшська мова. Навчальний пошбник. - Донецьк «Цифрова типографiя», 2011. - 160 с.

Кстати, творческий потенциал вышеупомянутого автора этим не ограничивается. Профессор кафедры, к. филол. н. Прилуцкая Е.А. всегда стремилась шагать в ногу со временем, отмечая определенные исторические вехи в развитии нашего края своим личным вкладом в дело исследования и преподавания профессиональной языковой культуры. Помимо изданных в свое время нижеследующих пособий:

1. Прилуцкая Е.А. Справочник по английскому языку для практических работников органов внутренних дел МВД Украины. - Донецк: «Цифрова типограф1я», 2009. - 36 с.

2. Прилуцкая Е.А. Английский язык. Пособие для сотрудников ОВД при подготовке к ЕВРО 2012. - Донецк: Цифровая типография, 2011. - 36 с.

3. Е.А. Прилуцкая, Баланаева О.В. «Справочник по английскому и немецкому языкам для сотрудников органов внутренних дел МВД Украины. - Донецк: «ВИК», 2010. - 64 с.,

уже в бытность Донецкой Народной Республики ею было создано специальное издание «Мы учим английский. Пособие для сотрудников Министерства юстиции». Донецк: ДЮИ, 2016 с., которое автор активно использует в ходе обучения сотрудников вышеупомянутого ведомства на занятиях курса английского языка.

Необходимо отметить, что все перечисленные пособия автора Е.А. Прилуцкой апробированы. В данное время ею разрабатываются новые пособия по английскому языку для студентов факультета Государственного и Международного Права и факультета Министерства Государственной Безопасности, разделы которых отвечают актуальным вопросам современности («Организация ООН», «ВТО», «Европейский Суд», «ОБСЕ» и т. д.) и активно используются преподавателями кафедры языковой подготовки на занятиях.

В дополнение к уже созданным и еще разрабатываемым пособиям, преподавателями кафедры ведется работа по созданию словарей-минимумов профессиональной лексики, соответствующей специализации факультетов, издан глоссарий для слушателей магистратуры и аспирантуры, содержащий толкование значений юридических терминов.[2]

Изменения в общеобразовательной программе учебного заведения, т.е. увеличение часов на обучение иностранному языку (по выбору студентов) в специальной группе факультета подготовки кадров таможенных и налоговых служб дает повод задуматься о подборе методических материалов для студентов этой группы. Думается, что выбор студентов спец. группы -изучать английский, а не предложенные ранее китайский, латинский, немецкий языки, не случаен. Возможно, наличие соответствующих

информационных источников по английскому языку, помимо всего прочего, сыграло не последнюю роль в определении этого выбора.

Коллектив кафедры языковой подготовки Донбасской юридической академии в своей методической работе традиционно опирается на опыт коллектива кафедры иностранных языков Донецкого юридического института, работавшей над научно-исследовательской темой: «Контекстная технология формирования языковой компетенции специалистов права», в результате которой были созданы специальные профессионально-ориентированные материалы по факультетам. А именно:

1. Мамонова О.1., Пустовар Л.О. Англшська мова для курсанпв II курсу слщчо-кримшалютичного факультету. - Донецьк: ЧП ГПГ, 2007. -20 с.

2. Болдирева В.В., Прилуцька О.А. «Англшська мова для курсанпв 2 курсу кримшально!' мшщп. - Донецьк: ЧП ГПГ, 2007. - 24 с.

3. Журавльова О.А., Яковлева М.М. Англшська мова професшного спрямування: Навчальний пошбник для курсанлв 2 курсу факультету кримшально!' мшщп. - Донецьк: ЧП ГПГ, 2007. - 24 С.

Была выполнена словарная работа:

Завражна Н.О. «Англо-украшський термшолопчний словник-мтмум (для курсанлв та студенев ДЮ1). - Донецьк: ДЮ1 МВС , 2006. - 75 с.

Преподавателями кафедры иностранных языков ДЮИ были созданы и материалы для самостоятельной работы студентов. Например:

1. Болдырева В.В., Махсма А.Г., Прилуцька О.А. Самостшна робота з англшсько!' мови (навчально - методичш матерiали). - Донецк: ЧП ГПГ , 2007. - 64 с.

2. Мамонова O.I., Пустовар Л.О. Методичш рекомендацп для самостшно!' шдготовки до занять з англшсько!' мови (для курсанпв I курсу). -Донецьк: ДЮ1, 2006. - 22 с.

3. Махсма А.Г. «Полщя у засобах масово!' шформацп». Навчально-методичний пошбник для самостшно!' роботи з англшсько!' мови. - Донецьк: «Цифрова типографiя». 2010. - 46 с.

4. Пустовар Л.О. Методичнш рекомендацп для самостшно!' шдготовки до занять з англшсько!' мови ( для студенпв1 курсу факультету права)/ Донецьк: Кафедра шоземних мов. ДЮ1 ЛДУВС., 2009. - 35 с.

Учитывая экспериментальность спец. курса обучения студентов Донбасской юридической академии, преподаватели, работающие в спец. группе сталкиваются с проблемой разработки профессиограммы [1; с. 14] специалиста со знанием иностранного языка, а именно юриста-таможенника со знанием английского языка.

Языковая профессиограмма является моделью обучения иностранным языкам в рамках дополнительной образовательной программы. Согласно языковой профессиограмме учебный процесс проводится с целью обеспечения переноса лингвистических и социокультурных компетенций из учебной деятельности в область профессиональную.

В языковой профессиограмме определяются общеучебные и профессиональные компетенции, которыми должен овладеть выпускник, чтобы соответствовать тем требованиям, которые к нему предъявляются как к специалисту определенной профессиональной сферы.

Профессор кафедры английского языка Академии ФСБ России Н.А. Мальцева [1; с. 14] выделяет четыре компонента языковой профессиограммы:

1) виды профессиональной деятельности с использованием иностранного языка;

2) виды (учебной) речевой деятельности и речевые умения;

3) профессионально ориентированные аспекты изучающейся программной тематики;

4) типовые профессионально ориентированные задания.

Из четырех компонентов языковой профессигараммы первый охватывает виды профессиональной деятельности специалиста со знанием иностранного языка. Думается, что три основных вида профессиональной деятельности специалиста со знанием иностранного языка, выделенных нашей коллегой из Академии ФСБ России [1; с.14], актуальны и для нашей системы, а именно:

- информационно-аналитическая работа;

- профессиональная деятельность в ходе личного контакта с носителями языка;

- самостоятельная работа над совершенствованием уровня владения иностранным языком.

Результат самостоятельной работы над совершенствованием уровня владения иностранным языком можно продемонстрировать, приняв участие в ежегодной студенческой конференции, которая проводится кафедрой языковой подготовки на трех иностранных языках по актуальным проблемам современности еще со времен ДЮИ. Этот шанс проявить себя в иноязычной атмосфере, показав умение оперировать профессиональными понятиями и навыками разговорной практики сполна используется студентами Донбасской юридической академии. Особенно активны в этом плане студенты факультета государственного и международного права.

Кстати, последняя научно - практическая студенческая (аспирантская) конференция, состоявшаяся в Донбасской юридической академии 24 марта 2017 г., была посвящена соблюдению прав человека в современном мире. Работали три секции:

1. «Понятие «Права человека» (теоретический аспект)».

2. «ООН и правозащитная практика».

3. «Правовое обеспечение прав человека».

Однако необходимо отметить и важность профессиональной деятельности в ходе личного контакта с носителями языка, которая не теряет своей актуальности, особенно в условиях конкретики таможенного процесса. С такого рода деятельностью студенты факультета подготовки кадров

таможенных и налоговых служб Донбасской юридической академии столкнутся при прохождении практики в ходе общения с представителями других держав. Исходя из этого, обучение студентов иностранному языку вышеупомянутого факультета было продлено еще на два семестра. Вместо установленных ранее трех семестров (1,5 года) студенты этого факультета будут изучать дисциплину пять семестров, т.е. 2,5 года. Стало быть, нынешняя спец. группа обучения английскому языку в следующем учебном году обретет статус обязательной, соответствующей программной норме профессиональной подготовки студентов факультета подготовки кадров таможенных и налоговых служб со всеми вытекающими отсюда нюансами планирования профессиональной лингвистической подготовки и методического обеспечения.

Следовательно, информационно-аналитическая работа преподавателя со студентами в аудитории, имеющая, как нам кажется, приоритет среди трех видов профессиональной деятельности специалиста со знанием иностранного языка, выделенных ранее, будет продолжена. Бесспорно, преподаватель сам, по своему усмотрению, выбирает необходимые методические пособия и учебники для работы с группой, благо таковые на кафедре имеются. Однако возможны и свои практические наработки и новаторство в этой области, что в будущем, возможно, приведет к созданию новых методических разработок в результате творческого поиска преподавателя.

ЛИТЕРАТУРА

¡.Мальцева Н.А. Подготовка специалистов со знанием иностранных языков в высших учебных заведениях / Н.А. Мальцева // Иностранные языки в школе. -2006. - № 7. - С. 11 -19.

2. Махсма А.Г. Глоссарий (Английский язык для юристов) / А.Г. Махсма. - Донецк: Цифровая типография, 2013. - 25 с.

Томашевская Елена Юрьевна

кандидат экономических наук ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

THEORETICAL ASPECTS OF EFFECTIVE ACTIVITY OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

Целью данной статьи является исследование теоретических аспектов эффективной деятельности образовательной организации. Рассмотрено понятие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.