Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОСВОЕНИЮ ПИАНИСТАМИ ЗАПАЗДЫВАЮЩЕЙ ПЕДАЛИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОСВОЕНИЮ ПИАНИСТАМИ ЗАПАЗДЫВАЮЩЕЙ ПЕДАЛИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
запаздывающая педаль / начальный этап обучения / класс фортепиано / упражнения / ладогармонические особенности / lagging pedal / initial stage of learning / piano class / exercises / ladoharmonic features

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжан Су

Цель статьи заключается в анализе методики освоения запаздывающей педали на начальном этапе обучения пианистов в учреждениях дополнительного образования при работе над произведениями, написанными как в классико-романтической тональности, так и в ладах народной музыки. Указывается на целесообразность выбора запаздывающей педали в качестве освоения педализации в классе фортепиано по сравнению с прямой педалью. Дан алгоритм работы над освоением запаздывающей педали. Подготовительным этапом является выполнение упражнений, направленных на автоматизацию каждого движения технологии педализации, объединения всех действий в единое целое. В качестве основного этапа представляется работа обучающегося над педалью в изученных пьесах, знакомых мелодиях, связанных с классико-романтическими средствами гармонии и фактуры. Полезны упражнения с игрой только партии левой руки в произведениях с педалью, а также самостоятельное продумывание обучающимися запаздывающей педали в конкретном музыкальном произведении. Впервые рассматривается освоение запаздывающей педали в пьесах, связанных с ладами народной музыки, диатоническими звукорядами (пентатоника) на примере «Грустной песни» из сюиты «Молодые люди в новом веке» Ду Миньсиня. Условиями работы над педалью являются тщательный слуховой контроль и сосредоточенность на художественной стороне исполнения. Методические рекомендации опираются на исследования отечественных пианистов XX в. и современности, на педагогический опыт автора статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE DELAYED PEDAL BY PIANISTS IN THE PIANO CLASSROOM OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

The purpose of the article is to analyze the methodology of mastering the delayed pedal at the initial stage of training pianists in institutions of additional education when working on pieces written both in classicalromantic tonality and in folk music modes. It is pointed out that it is advisable to choose a lagging pedal as a means of mastering pedalization in piano class compared with a straight pedal. The algorithm of work on mastering the lagging pedal is presented. The preparatory stage is the performance of exercises aimed at automating each movement of the pedalization technology, combining all actions into a single whole. The main stage is represented by the student's work on the pedal in learned pieces, familiar melodies associated with classical-romantic means of harmony and texture. Exercises presented by playing only the left-hand parts in works with a pedal, as well as independent thinking by students of the delayed pedal in a particular piece of music, are useful. For the first time, the development of the delayed pedal in pieces related to folk music modes, diatonic scales (pentatonic scale) is considered using the example of “Sad Song” from the suite “Young People in the New Century” by Du Mingxin. The conditions for working on the pedal are careful auditory control and concentration on the artistic side of the performance. The presented methodological recommendations are based on the research of Russian pianists of the XX century and modern times, on the pedagogical experience of the author of the article.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОСВОЕНИЮ ПИАНИСТАМИ ЗАПАЗДЫВАЮЩЕЙ ПЕДАЛИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 4. С. 207-216 ISSN 2308-1031

Journal of Musical Science, 2024, vol. 12, no. 4, pp. 207-216 ISSN 2308-1031

© Чжан Су, 2024 УДК 78

DOI: 10.24412/2308-1031-2024-4-207-216

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОСВОЕНИЮ ПИАНИСТАМИ ЗАПАЗДЫВАЮЩЕЙ ПЕДАЛИ

В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чжан Су1

1 Чунцинский педагогический университет, 40047, Чунцин, Китайская Народная Республика

Аннотация. Цель статьи заключается в анализе методики освоения запаздывающей педали на начальном этапе обучения пианистов в учреждениях дополнительного образования при работе над произведениями, написанными как в классико-романтической тональности, так и в ладах народной музыки. Указывается на целесообразность выбора запаздывающей педали в качестве освоения педализации в классе фортепиано по сравнению с прямой педалью. Дан алгоритм работы над освоением запаздывающей педали. Подготовительным этапом является выполнение упражнений, направленных на автоматизацию каждого движения технологии педализации, объединения всех действий в единое целое. В качестве основного этапа представляется работа обучающегося над педалью в изученных пьесах, знакомых мелодиях, связанных с классико-романтическими средствами гармонии и фактуры. Полезны упражнения с игрой только партии левой руки в произведениях с педалью, а также самостоятельное продумывание обучающимися запаздывающей педали в конкретном музыкальном произведении. Впервые рассматривается освоение запаздывающей педали в пьесах, связанных с ладами народной музыки, диатоническими звукорядами (пентатоника) на примере «Грустной песни» из сюиты «Молодые люди в новом веке» Ду Миньсиня. Условиями работы над педалью являются тщательный слуховой контроль и сосредоточенность на художественной стороне исполнения. Методические рекомендации опираются на исследования отечественных пианистов XX в. и современности, на педагогический опыт автора статьи.

Ключевые слова: запаздывающая педаль, начальный этап обучения, класс фортепиано, упражнения, ла-догармонические особенности

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Чжан Су. Методические рекомендации к освоению пианистами запаздывающей педали в классе фортепиано учреждений дополнительного образования // Вестник музыкальной науки. 2024. Т. 12, № 4. С. 207-216. БОТ: 10.24412/2308-1031-2024-4-207-216.

METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE DELAYED PEDAL BY PIANISTS IN THE PIANO CLASSROOM OF INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Zhang Su1

1 Chongqing Pedagogical University, 400047, Chongqing, People's Republic of China

Abstract. The purpose of the article is to analyze the methodology of mastering the delayed pedal at the initial stage of training pianists in institutions of additional education when working on pieces written both in classical-romantic tonality and in folk music modes. It is pointed out that it is advisable to choose a lagging pedal as a means of mastering pedalization in piano class compared with a straight pedal. The algorithm of work on mastering the lagging pedal is presented. The preparatory stage is the performance of exercises aimed at automating each movement of the pedalization technology, combining all actions into a single whole. The main stage is represented by the student's work on the pedal in learned pieces, familiar melodies associated with classical-romantic means of harmony and texture. Exercises presented by playing only the left-hand parts in works with a pedal, as well as independent thinking by students of the delayed pedal in a particular piece of music, are useful. For the first time, the development of the delayed pedal in pieces related to folk music modes, diatonic scales (pentatonic scale) is considered using the example of "Sad Song" from the suite "Young People in the New Century" by Du Mingxin. The conditions for working on the pedal are careful auditory control and concentration on the artistic side of the performance. The presented methodological recommendations are based on the research of Russian pianists of the XX century and modern times, on the pedagogical experience of the author of the article. Keywords: lagging pedal, initial stage of learning, piano class, exercises, ladoharmonic features Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.

For citation: Zhang Su (2024), "Methodological recommendations for the development of the delayed pedal by pianists in the piano classroom of institutions of additional education", Journal of Musical Science, vol. 12, no. 4, pp. 207-216. DOI: 10.24412/2308-1031-2024-4-207-216.

Педализация является обязательным компонентом комплекса исполнительских навыков пианиста, и обучать детей правильной педализации следует уже на ранних этапах музыкального образования. В детских музыкальных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования детей, реализующих предпрофессиональную общеобразовательную программу в области музыкального искусства «Фортепиано», знакомство с педалью происходит преимущественно на втором году обучения, когда сформированы такие навыки, как связная артикуляция (игра на legato), элементарный слуховой контроль, аппликатурные навыки и налажен пианистический аппарат. Если все эти базовые умения освоены в достаточной степени, тогда возможно начинать работу над педалью. Хотя могут быть и исключения с одаренными детьми, которые развиваются гораздо быстрее, чем среднестатистические обучающиеся, обучение педализации можно начинать гораздо раньше.

Так как образовательной программой регламентируется освоение обучающимися всех необходимых «умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих

исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями»1, то педализация становится необходимой и обоснованной с художественной и стилистической точки зрения уже при исполнении небольших авторских пьес для фортепиано. Поэтому педагогам-пианистам учреждений дополнительного образования следует начинать знакомство обучающихся с педалью на том этапе обучения, когда в репертуаре ребенка, помимо инструктивных и простейших художественных примеров, появляются первые самостоятельные произведения, относящиеся к классическому педагогическому фортепианному репертуару.

Начальный этап обучения педализации важен не только для освоения обучающимся данного навыка, но и в целом для формирования пианистического мастерства. Как отмечают пианисты, «обучение педализации - один из важных компонентов педагогического процесса в фортепианном классе. Работа над педализацией развивает творческое воображение, фантазию, координацию исполнительских движений, музыкальный слух»

(Попова С., 2016, с. 172). Выразительные эффекты, которых позволяет достичь использование педали, заметно расширяют палитру выразительных возможностей фортепиано и тем самым стимулируют более активное развитие обучающихся, их художественного мышления, восприятия, исполнительских навыков.

Существуют разные мнения по поводу того, с какой педали начинать обучение -прямой или запаздывающей. Одни педагоги считают, что начинать нужно с обучения прямой педали, так как это легче (за счет одновременного движения рук и ноги в одном направлении). Но все-таки в фортепианной педагогике сложилась такая практика, что осваивать педализацию целесообразнее с запаздывающей педали, и лишь затем приступать к прямой. На базе трудов основателей отечественной фортепианной школы (С. Фейнберг, Г. Нейгауз, Е. Гнесина, Н. Голубовская) и ее современных представителей (Н. Светозарова, Б. Кременштейн, С. Попова и др.) мы постараемся обобщить опыт работы над запаздывающей педалью в классе фортепиано на начальном этапе обучения, а также дать методические рекомендации в работе над произведениями, связанными как с клас-сико-романтическими средствами, так и с народно-ладовыми звукорядами. Работа над педалью в произведениях, опирающихся на народные лады, является особенно актуальной, так как до сих пор не получила изучения в научной литературе.

Обратимся к обоснованию целесообразности выбора запаздывающей педали на начальном этапе знакомства юного пианиста с педализацией. Во-первых, главная цель педагога - приучить обучающегося извлекать красивый, певучий звук, слышать чистое звучание и совершать бесшумные движения ногой. Этому легче всего научить именно на запазды-

вающей педали. Во-вторых, после освоения прямой педали и закрепления этих движений до автоматизма ученику очень трудно «переучиться» на запаздывающую педаль, так как это совсем иные игровые движения и иные задачи для слухового контроля. Гораздо проще после запаздывающей освоить прямую педаль как более простой способ педализации.

Необходимо помнить, что основная цель обучения заключается в развитии тонкого пианистического слуха, постоянного слухового контроля, а не технически правильной «механики» действий: именно с помощью запаздывающей педали нужно добиваться связного, богатого обертонами звука, приучиться обращать основное внимание на качество звучания. «В педализации надо, чтобы ребенок не просто услышал педальную окраску, а сразу привыкал бы слушать чистое педальное звучание, бесшумность движения педального механизма, что вернее достигается на приеме запаздывающей педали», - пишут Н. Светозарова и Б. Кременштейн (2010, с. 8).

Основная задача запаздывающей педали - это достижение слитности звучания между звуками и аккордами, которые невозможно соединить только при помощи движений пальцев. Н. Голубовская четко разграничивает функции двух основных видов педали: «Запаздывающая педаль -соединяющая, связующая, в отличие от разделяющей педали, какой обычно является прямая» (1974, с. 37). Для освоения основного принципа запаздывающей педали ребенку предлагается взять звук на клавиатуре и после того, как он услышал и осознал его, нажать правую педаль. После чего слышно изменение качества звука, а если снять руку с клавиатуры - то очевидно и продление звука за счет педализации.

Для формирования простейшего умения использовать запаздывающую педаль

в качестве способа связи звуков нужно к предыдущему упражнению добавить еще один звук (например, через октаву или через терцию от первого). Это позволит ученику услышать наслоение двух консонирующих звуков. Но важнейшим моментом запаздывающей педали является ее снятие на фоне следующего звука, поэтому тот же прием следует повторить на примере диссонирующих звуков (проще всего - сыграть два-три звука посту-пенно). Тогда очевидно, насколько резко и «грязно» звучат наслаивающиеся секунды, и что для гармонизации звучания необходимо снять педаль. Таким образом, ребенок осознает необходимость и художественную потребность в смене педали, и слух ему подскажет, когда нужно это сделать.

Своевременное снятие педали в дальнейшем превратится в смену педали. Для этого ученику важно понять, какие звуковые эффекты дает предварительное нажатие педали, а какие - ее своевременное снятие. «При заранее нажатой педали аккорд будет звучать наиболее мягко, при этом призвуки резонирующих струн появляются одновременно со взятием аккорда», - подчеркивает С. Фейнберг(1969, с. 343). Если повторять такое упражнение регулярно, то в сознании ученика довольно быстро закрепится правильный слуховой образ подобного «мягко» звучащего аккорда, и тогда уже можно переходить к быстрому снятию педали. Для начала нажимается правая педаль, сразу после этого берется звук, и в момент появления звука педаль снимается. После освоения данного движения изолированно (как инструктивного упражнения) можно также использовать его в различных ритмических рисунках; брать с педалью не только отдельные звуки, но и аккорды.

Наконец, важно научить ребенка правильной смене педали - то есть объединить оба предыдущих действия в одно.

Цель смены педали - очистить звучание, «подхватить» новый звук или аккорд, «поймать его на лету». Смена педали - это быстрое ее снятие и взятие, причем они настолько сближены, что становятся как бы единым действием. В качестве упражнений можно играть поступенные последовательности в объеме трихорда, тетрахорда, гамму в пределах октавы, соединяя каждые два звука с помощью запаздывающей педали. Можно попробовать делать это в определенном ритме (разнообразные примеры представлены в пособии Е. Гнесиной «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники» (1947)).

Например, нажатие клавиши на первую долю трехдольного такта, взятие педали - на вторую. Кроме того, продуктивным упражнением для освоения запаздывающей педали является игра хроматической гаммы, когда любые ошибки в использовании педали вызывают явный слуховой дискомфорт от «грязного», диссонирующего наслоения малых секунд. Подготовительные упражнения для освоения технологии педализации должны быть представлены преподавателем в виде дидактических игр: творческий подход к инструктивным упражнениям позволит сделать их увлекательными, нескучными и облегчит обучающимся освоение новых навыков.

Как только ученик поймет принцип при смене действий, он сможет применить запаздывающую педаль в любой знакомой мелодии. В этом случае полезно рассказать ребенку о выразительных возможностях запаздывающей педали, используя яркие сравнения, например: «Опаздывать - это хорошо или плохо? Конечно, плохо: невежливо и некрасиво, если ты заставляешь себя ждать учителя на индивидуальном занятии, или мешаешь другим, опаздывая на урок и отвлекая других детей в классе; еще хуже -

опоздать на поезд или самолет, тем самым потерять время и деньги, расстроить все свои планы. Но есть в музыке нечто уникальное - то, кому разрешено опаздывать! Более того, опаздывать - это, оказывается, очень красиво! Этот уникальный случай - запаздывающая педаль. Смотри, что она умеет, если постоянно опаздывает!». И на примере знакомой мелодии показать ребенку, как связываются звуки при помощи педали (в порядке эксперимента можно даже сыграть ее на стаккато с педалью). Затем следует предложить ученику попробовать самому применить запаздывающую педаль в знакомой мелодии, связать два аккорда на педали и т.д.

После этого целесообразно переходить к художественным примерам, в которых необходима педаль, так как «вопросы художественной педали совершенно неотделимы от вопросов звукового образа», -о чем писал Г. Нейгауз (1987, с. 137). Для этого следует оптимально выбрать произведение, основанное на классико-ро-мантической гармонии, где педали будет немного, но она будет очень важна для создания необходимого качества звучания. Например, в каденциях, где в басу появляется большой разрыв (обычно октавный, при переходе от кадансово-го квартсекстаккорда к доминанте) или в произведениях, где в партии левой руки используется гармоническая фигурация (повторение одинаковых интервалов или аккордов в равномерном «пульсирующем» ритме).

В процессе освоения навыка педализации ученик все больше внимания может уделять художественной стороне исполнения, и ему важно объяснить, в чем заключаются преимущества запаздывающей педали в партии правой и левой руки (имеются в виду типичные виды гомофонно-гармонической фактуры). В дальнейшем немаловажно донести до ребенка стилевую обусловленность педа-

ли, необходимость ее дозировать в полифонических произведениях, а также сочинениях для клавесина доклассической и раннеклассической эпохи. Напротив, в фортепианных произведениях эпохи романтизма педаль становится одним из важнейших выразительных средств, ее оттенки и возможности максимально богаты и разнообразны.

Кроме того, со временем нужно обратить внимание учащихся и на то, что педаль, взятая в разное время после извлечения звука или аккорда, воздействует на него неодинаково. Например, если взять запаздывающую педаль сразу после взятия звука, то она будет «подхватывать» звук в момент его наибольшей громкости и давать больше обертонов, дольше продлевать звучание. Если запаздывающая педаль берется не сразу после звука, а как бы с большим «опозданием», то звук будет едва усиливаться, «подхватываться» уже в момент его угасания. Для разных художественных задач и различных произведений можно применять разное время «запаздывания».

В процессе освоения запаздывающей педали полезно использовать ее только с партией левой руки (при стандартной гомофонно-гармонической фактуре), чтобы вслушаться в звуковой фон. Особенно важно различать роль педали в аккомпанирующих фигурациях, состоящих только из аккордовых звуков (например, как в пьесе П. Чайковского «Болезнь куклы» постепенно из отдельных звуков на педали выстраивается полноценная гармония), и в созвучиях с неаккордовыми звуками, которые на педали будут «примешивать» к гармонии ненужные диссонансы (например, в пьесе Э. Сигмейстера «Я печальна» по такому же принципу выстраиваются созвучия с неаккордовыми тонами, которые нельзя играть на педали).

Важным моментом является вопрос использования запаздывающей педа-

ли в произведениях, музыкальная ткань которых основана на диатонических семиступенных ладах, пятиступенном звукоряде - пентатонике. Например, пентатоника активно используется в детских пьесах татарских, башкирских, китайских композиторов. Музыка, связанная с народно-ладовым колоритом, все больше входит в репертуар класса фортепиано учреждений дополнительного образования, а также востребована у иностранных обучающихся. Ладовая организация таких пьес приводит к педализации, отличной от типичных смен, принятых в произведениях с классико-романтиче-ской гармонией. Запаздывающая педаль возможна в пьесах, основанных на звукоряде пентатоники, однако в них меняется

восприятие фонических категорий «консонанс» и «диссонанс», что должен понимать обучающийся.

В качестве примера обратимся к анализу пьесы «Грустная песня» из сюиты «Молодые люди в новом веке» современного китайского композитора Ду Минь-синя. В ней на одной педали следует выдерживать различные звуки пентатоники, которые не создают «грязь», а обнаруживают национальный колорит музыки. В тт. 1-2 «Грустной песни» педаль следует менять на первую и четвертую доли, благодаря чему постепенно развертывающаяся мелодия показывает все пять звуков пентатоники на одной педали, а запаздывающая педаль меняется по басовой мелодической линии (пример 1).

Пример 1. Ду Миньсинь. «Грустная песня» из сюиты «Молодые люди в новом веке», тт. 1-6 1.аг£о

л ■... ц? г 1

Однако в т. 3 представляется целесообразным представить на одной педали секундовые ходы в басу, и смена педали должна совершаться на первую и третью доли. В т. 4 встречается хроматизм в басу, поэтому в этом фрагменте целесообразно менять педаль на каждую долю. Ду Миньсинь гибко сочетает пентатонику с европейской романтической гармонией. Поэтому на сильную долю т. 5 целесо-

Г

■р

ям

образно поменять педаль. Несмотря на то что переносятся звуки гармонии из предыдущего такта, смена баса позволит выявить в этом фрагменте функциональную основу - V ступень воспринимается как доминанта к последующему разрешению в тонику ионийского лада от ноты е.

В т. 6 вступает основная тема: кажется, что обыгрывается тоническое трезвучие Б-ёиг. Однако на первый план выхо-

дит пентатонный звукоряд, поэтому тон fis, приходящийся в мелодии на сильную долю, не воспринимается в качестве задержания. Следовательно, необходимо объединение звуков e-fis-gis-h на одной педали. С т. 6 по т. 13 устанавливается смена педали на первую и третью доли.

Смена педали на третью долю тактов помогает разграничить гармонии. Однако с т. 14 по т. 27 вводится тонический органный пункт. В этом фрагменте допустимо выдерживать педаль на весь такт (пример 2). С т. 28 органный пункт исчезает, воз-

Пример 2. Ду Миньсинь. «Грустная песня» из

вращается первоначальная фактура темы, и пианисту снова следует менять педаль на первую и третью доли тактов.

Отдельного внимания требует т. 36 пьесы «Грустная песня». Здесь необходима дополнительная смена педали на четвертую восьмую такта. На это время в мелодии приходится тон gis1: помещенный в средний пласт фактуры, тон gis1 звучит одновременно с тоном а в линии баса. Образуется напряженный интервал большой септимы, не характерный для стиля пьесы, и смена педали помогает сгладить данное звучание.

сюиты «Молодые люди в новом веке», тт. 11-18

*Ät

m

г

г

.Ä/ .Ä/

É

zt

m.d.

—i—

tjf

Г

i

mp

nlp

itLSr Iii

—ш г тЫ г LT i г—rta* i

3- 3* ■d'

Завершается пьеса Ду Миньсиня привычным для европейской гармонии тоническим трезвучием (Б-ёиг). Но при продумывании педали в заключительной каденции также необходимо руководствоваться ладозвукорядными особенностями пьесы, связанными с пентатоникой. Последний раз следует сменить педаль на третью долю в т. 40, и последующие такты (с 41 по 43) исполняются на одной педали (пример 3). В результате, все пять звуков пентатоники накладываются на мажорное трезвучие, создавая красочный фонический эффект.

Основная цель выработки навыка запаздывающей педали - это доведение слу-

хового контроля до автоматизма, когда пианист уже не задумывается о том, как нажать педаль, в какой момент ее применить или снять, а руководствуется лишь художественными целями, которые оказываются тесно сопряжены со знанием стилевых, фактурных и ладогармониче-ских принципов.

С. Попова подчеркивает: «Чистота, грамотность педализации обусловлена постоянным слуховым контролем. В работе над педализацией нужно прежде всего обращаться к слуху ученика-пианиста, чтобы движение ноги на педали подчинялось художественной задаче, требованию слуха, воображению исполнителя» (2017,

Пример 3. Ду Миньсинь. «Грустная песня» из сюиты «Молодые люди в новом веке», тт. 40-43

с. 145). И тогда даже в доклассической музыке, в полифонических произведениях (в которых часто педаль не применяют вообще), в пьесах, связанных с различным национальным ладовым колоритом, можно будет найти ту дозировку педализации, которая будет способствовать полнейшему раскрытию художественного замысла и не нарушит общей стилистики.

Для того чтобы ученик понимал различия в музыкальных стилях и соответствующих принципах педализации, следует всегда перед освоением нового произведения немного рассказывать ему о композиторе, национальной специфике, о той эпохе, когда создавалась музыка, о том какую конструкцию имел инструмент и как было принято на нем играть. Нужно обязательно включать в репертуар учащихся произведения разных эпох и стилей, выбирая посильные примеры из доклассической и классической фортепианной литературы, из романтической и современной музыки. Когда ребенок в достаточной мере освоит художественную сторону педализации, можно предложить ему в качестве домашнего задания самостоятельно продумывать педаль для конкретного произведения, которое он разучивает.

Дискуссионным остается вопрос о том, следует ли ученикам заучивать схему педализации наизусть так же, как аппликатуру, динамические оттенки и т.д. Так как педаль является таким же средством исполнительской выразительности, то она должна интерпретироваться

творчески, под пристальным слуховым контролем. Однако на первых этапах обучения, когда ребенок только осваивает технику использования педали, лучше придерживаться композиторских указаний и четко запоминать, где ее следует брать и снимать. При этом учителю нужно обращать внимание не на формальное «нарушение» авторских указаний, а на недопустимое изменение качества звучания (гармоническая «грязь»), на искажение художественного образа. В дальнейшем нет необходимости точно контролировать соответствие педали нотному тексту -гораздо продуктивнее контролировать качество звучания, не допуская огрехов педализации и гармонической «грязи», но оставлять простор для творческой реализации пианиста.

На основании исследования можно сделать следующие выводы. Среди всех способов педализации наиболее употребительным и распространенным является запаздывающая педаль, и с нее целесообразно начинать освоение фортепианной педали обучающимися музыкальных учреждений дополнительного образования. Запаздывающая педаль является гибким и художественно богатым средством выразительности, кроме того, она больше ориентирована на постоянный слуховой контроль и чуткую поддержку каждого звука (аккорда). Поэтому данный навык педализации, безусловно, важнен как в техническом, так и в художественном аспекте освоения фортепианной игры.

Начальным этапом являются упражнения, направленные на освоение каждого движения технологии запаздывающей педали (взятие, снятие), а также объединение всех действий этого вида педализации в одно целое. После таких упражнений можно переходить к использованию запаздывающей педали в уже проученных пьесах, знакомых мелодиях, связанных с классико-романтическими средствами гармонии и типами фактур.

Полезны упражнения, представленные игрой только партии левой руки в произведениях с педалью, а также самостоятельное продумывание обучающимся запаздывающей педали в конкретном музыкальном произведении. Отдельную

область составляет работа над запаздывающей педалью в произведениях, музыкальная ткань которых основана на народных ладах, диатонических звукорядах: в таком случае пианисту необходимо учитывать национальные элементы и их неповторимый колорит.

На примере «Грустной песня» из сюиты «Молодые люди в новом веке» Ду Миньсиня было показано, как нужно использовать запаздывающую педаль, чтобы были сохранены ладозвукорядные особенности, связанные с пентатоникой. Во время педализации основное внимание обучающегося всегда должно быть сосредоточено на художественной стороне исполнения.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Приказ Минкультуры РФ от 12.03.2012, № 163. ФГТ «Фортепиано». URL: https://base.garant. ru/70170002/ (дата обращения: 10.06.2024).

ЛИТЕРАТУРА

Гнесина Е.Ф. Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники: Пособие для педагогов и учащихся. М.: Музгиз, 1947. 31 с.

Голубовская Н. Искусство педализации. Л.: Музыка, 1974. 96 с.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М.: Музыка, 1987. 240 с.

Попова С.В. Стилевой подход в процессе работы над педализаций полифонических произведений // Символ науки. 2017. № 3. С. 144-146.

Попова С., Бурлак О. Слуховой компонент в процессе обучения педализации // Символ науки. 2016. № 11-2. С. 171-173.

Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М.: Клас-сика-ХХ1, 2010. 136 с.

Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1969. 599 с.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Feinberg, S. (1969), Pianizm kak iskusstvo [Pianism as an art], Muzyka, Moscow, 599 p. (in Russ.)

Gnesina, E.F. (1947), Podgotovitel'nye uprazhneniya k razlichnym vidam fortepiannoi tekhniki [Preparatory exercises for various types of piano technique], Muzgiz, Moscow, 31 p. (in Russ.)

Golubovskaya, N. (1974), Iskusstvopedalizatsii [The art of pedaling], Muzyka, Leningrad, 96 p. (in Russ.)

Neigauz, G.G. (1987), Ob iskusstve fortepiannoi igry: zapiski pedagoga [About the art of piano playing: notes of a teacher], Muzyka, Moscow, 240 p. (in Russ.)

Popova, S.V. (2017), "A stylistic approach in the process of working on the pedalization of polyphonic works", Simvol nauki [Symbol of science], no. 3, pp. 144-146. (in Russ.)

Popova, S., Burlak, O. (2016), "A stylistic approach in the process of working on pedalizations of polyphonic works", Simvol nauki [Symbol of science], no. 11-2, pp. 171-173. (in Russ.)

Svetozarova, N., Kremenshtein, B. (2010), Pedalizatsiya v protsesse obucheniya igre na fortepiano [Pedalization in the process of learning to play the piano], Klassika-XXI, Moscow, 136 p. (in Russ.)

Сведения об авторе

Чжан Су, преподаватель Чунцинского педагогического университета (КНР) E-mail: [email protected]

Author Information

Zhang Su, teacher at the Chongqing Pedagogical University (CPR) E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 27.07.2024 После доработки 02.12.2024 Принята к публикации 05.12.2024

Received 27.07.2024 Revised 02.12.2024 Accepted for publication 05.12.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.