Научная статья на тему 'Методические рекомендаци по обоснованию системы взаимодействия при тушении лесных пожаров'

Методические рекомендаци по обоснованию системы взаимодействия при тушении лесных пожаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Запорожец А. И.

Запорожец А.И. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБОСНОВАНИЮ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ТУШЕНИИ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ. Разработанные методы предназначаются для подготовки и реализации управленческих задач системы взаимодействия сил и средств, в том числе и при тушении лесных пожаров и вызываемых ими чрезвычайных лесопожарных ситуаций, экологических бедствиях и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zaporozhec A.I. METHODICAL RECOMMENDATIONS ON THE SUBSTANTIATION OF SYSTEM OF INTERACTION AT SUPP RESSION OF FOREST FIRES. The developed methods intend for preparation and realization of administrative problems of system of interaction of forces and means, including at suppression of forest fires and caused by them extreme wood-fire situations, ecological disasters, etc.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендаци по обоснованию системы взаимодействия при тушении лесных пожаров»

ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ

Значение вероятности прибытия средств к месту выполнения работ [Ф(/0)] определялось исходя из нормативных требований по их размещению и времени начала работ.

Исходя из вышеизложенного были определены значения выходных показателей, характеризующих рационально необходимую систему взаимодействия сил и средств при ликвидации лесных пожаров (табл. 2), которые в дальнейшем необходимо сравнить с показателями, характеризующими существующий порядок взаимодействия.

Библиографический список

1. Воробьев, Ю.Л. Лесные пожары на территории России: Состояние и проблемы. МЧС России / Ю.Л. Воробьев, В.А. Акимов, Ю.И. Соколов. -М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2004. - 312 с.

2. Васильев, Ю.Л. Спектральный подход к сравнению объектов, охарактеризованных набором признаков / Ю.Л. Васильев, А.Н. Дмитриев. - М.: Доклады АН СССР, 1972. - Т. 206. - № 6.

3. Запорожец, А.И. Определение рационального состава и размещения группировки войск ГО с учетом особенностей регионов МЧС России / А.И. Запорожец. - М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2002. - 168 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБОСНОВАНИЮ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ТУШЕНИИ ЛЕСНЫХ ПОжАРОВ

А.И. ЗАПОРОЖЕЦ

Разработанные методы предназначаются для подготовки и реализации управленческих задач системы взаимодействия сил и средств, в том числе и при тушении лесных пожаров и вызываемых ими чрезвычайных лесопожарных ситуаций, экологических бедствиях и т.п.

Методические рекомендации по взаимодействию во время тушения лесных пожаров используют методы, объединенные в систему научного обеспечения управления выполнением аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при ликвидации чрезвычайных лесопожарных и других чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а также при чрезвычайном положении. Они предназначены для разработки мероприятий по подготовке проектов решений текущего и перспективного характера на научной основе, проведения обсуждения, согласования и утверждения принимаемых решений и контроля за их реализацией.

Научной основой являются идеи и методы исследования операций, методы теории вероятностей и математической статистики, а также специализированные (частные) методы, разработанные в научных организациях МЧС России.

Методические рекомендации предназначены для лиц, принимающих решения на уровне предприятия, органа самоуправления,

субъекта РФ, федерального округа и федерального уровня. Они применяются при решении управленческих задач, рассматриваемых как единое целое: определение и анализ рационально необходимой системы взаимодействия; анализ существующего порядка взаимодействия.

При разработке методических рекомендаций использовался системный подход и два класса типовых задач: анализа и синтеза. Задача анализа заключается в том, чтобы при заданных значениях характеристик и показателей системы определить содержание и объем выполняемых функций. Задача синтеза состоит в том, чтобы определить такие характеристики и показатели системы взаимодействия, при которых обеспечивается выполнение заданных функций с минимальным расходом ресурсов.

Организационная структура средств и сил формируется в рамках выполнения АСДНР применительно к отраслевым и территориальным звеньям. В качестве отраслевых звеньев рассматриваются рабочие места, участки работ, подразделения, предприятия, отрасли и комплексы взаимосвязанных отраслей. К территориальным звеньям относятся квартиры, здания и сооружения, микрорайоны (кварталы), сельские поселения, районы города и города, сельские районы, субъекты РФ, федеральные округа.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2008

203

ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ

Определение рационально необходимой системы взаимодействия весьма важно для подготовки и реализации управленческих задач взаимодействия сил и средств, в том числе при тушении лесных пожаров и вызываемых ими чрезвычайных лесопожарных ситуаций. Порядок определения рационально необходимой системы взаимодействия:

- установление отраслевых и территориальных звеньев;

- установление приоритетного ряда видов и типов воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций по звеньям;

- определение содержания и объема работ в рамках звена;

- определение рационального распределения существующих средств по звеньям;

- образование из указанных средств типажа формирований;

- установление системы управления формированиями при выполнении АСДНР по звеньям;

- расчет вероятности выполнения АСДНР по звеньям при условии нормального взаимодействия.

Как правило, для определения рационального распределения существующих средств устанавливается основной процесс и его этапы, а также процессы обеспечения и обслуживания. На уровне этапа определяются рациональные значения характеристик и показателей для выполнения АСДНР при первом, втором и последующих типах воздействия. Далее производится последовательная передача полученных результатов расчета от нижнего этапа к соседнему высшему этапу и т.д.

Следует отметить, что аналогичная вычислительная процедура применяется для определения характеристик и показателей для следующего по ряду вида работ. При целесообразной необходимости используются результаты расчетов рационально необходимой системы взаимодействия от одного вида работ к другому. Далее проводится анализ результатов расчетов.

При анализе существующего порядка взаимодействия оценивается его структура, объем выполняемых АСДНР и затраты, необходимые для этого, а также рассматриваются

виды и типы воздействий, которые являются аналогичными с рационально независимой системой взаимодействия.

Показателем эффективности в рамках звена является объем выполненных АСДНР за определенное время.

При этом для оценки эффективности и экономичности действий средств и сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций по звеньям применяются показатели на уровне:

- процессов, их этапов и операций (показатели результативности и стоимости);

- средств и сил, участвующих в реализации процессов, их этапов и операций (показатели эффективности выполнения АСДНР и затрат);

- средств и сил, привлекаемых для ликвидации чрезвычайной ситуаций от одного или нескольких типов воздействия (вероятность выполнения АСДНР);

- средств и сил, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций от различных типов воздействия в рамках одного или нескольких звеньев (выполнение АСДНР в рамках соответствующих звеньев).

Показатели анализа отражают степень влияния исходных данных и характеристик на величину результативности, эффективности, стоимости и затрат.

На уровне отдельного средства, комплекса и комплекта средств анализируются следующие показатели:

- ожидаемый и фактический объем работ по видам за определенное время (год);

- отношение ожидаемого объема работ по видам к требуемому за год;

- требуемый объем работ по видам на одного человека в год;

- фактический объем работ по видам, чел./год;

- затраты на выполнение ожидаемого объема работ по видам, чел./год;

- затраты на выполнение требуемого объема работ по видам, чел./год;

- отношение ожидаемого объема работ по видам к требуемому, чел./год;

- отношение затрат на ожидаемый объем работ по видам, к требуемым затратам, чел./год;

- себестоимость основных видов работ.

204

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2008

ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ

Важно отметить, что на уровне формирований и группировки формирований осуществляется анализ показателей по каждому из них в соответствии с указанным перечнем.

Определение рационально возможной системы взаимодействия возможно на основе решения задачи распределения денежных средств, равных существующим затратам на процессы обеспечения и обслуживания. При этом по каждому виду работ производится расчет:

- разности между ожидаемыми и требуемыми объемами работ по видам;

- отношений ожидаемого объема работ каждого вида к существующему;

- ожидаемого объема работ, чел./год;

- затрат на объем работ по видам, чел./

год;

- отношений затрат на ожидаемый объем работ к требуемым затратам, чел./год.

Для повышения значений характеристик и показателей важна разработка возможных мероприятий и определение из их числа приоритетных в рамках ресурсных ограничений.

Для достижения конечного результата необходимо установление перечня основных, обеспечивающих и обслуживающих процессов, протекающих в рамках звеньев, а также установление показателей результативности и показателей стоимости рассматриваемых процессов. Для этого используется способ выражения содержания и объема работ (функций, задач) через конечные результаты процессов функционирования.

Процедура оценки факторов и мероприятий предполагает установление факторов, которые оказывают влияние на процесс, последующее определение значений параметров и их учет при вычислении показателей результативности и стоимости. Для определения влияния факторов на конечный результат процесса необходимо установление перечня мероприятий. Результатом оценки влияния факторов и мероприятий является выявление приоритетных в рамках ресурсных ограничений, для чего применяется спектральный подход.

Эффективное взаимодействие предполагает осуществление четкого и своевре-

менного планирования АСНДР. При планировании разрабатывается ряд документов: программа развития средств и сил МЧС РФ; программа развития средств и сил противопожарной службы, гражданской обороны и системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; планы формирований и др.

Регулирование осуществляется с целью изменения значений характеристик и показателей объектов регулирования в направлении повышения или понижения их уровней путем реализации соответствующих мероприятий или заблаговременного ограничения или устранения действия факторов. Необходимость регулирования может возникнуть в двух важных случаях:

- при увеличении или уменьшении объема одной или нескольких видов работ при рациональных затратах;

- при распределении определенной суммы денежных средств так, чтобы произвести наибольший объем работ.

Регулирование осуществляется по группам: поражающие факторы чрезвычайных ситуаций, факторы взаимодействия, технические, экономические, организационные и управленческие.

Важно отметить, что при регулировании устанавливаются те процессы функционирования, на которые оказывают влияние не все, а лишь учитываемые факторы.

Целью контроля является обеспечение стабильности системы взаимодействия в целом, а также по отраслевым и территориальным звеньям.

Для обеспечения стабильности производится проверка: эффективности мероприятий; осуществления финансовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий.

Таким образом, рассмотренные в данной статье методические рекомендации по взаимодействию при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе тушении лесных пожаров - источников чрезвычайных лесопожарных ситуаций, представляют собой совокупность методов, объединенных в систему научного обеспечения управления и применяемых для организации эффективной борьбы с различными видами ЧС.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2008

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.