ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ
Значение вероятности прибытия средств к месту выполнения работ [Ф(/0)] определялось исходя из нормативных требований по их размещению и времени начала работ.
Исходя из вышеизложенного были определены значения выходных показателей, характеризующих рационально необходимую систему взаимодействия сил и средств при ликвидации лесных пожаров (табл. 2), которые в дальнейшем необходимо сравнить с показателями, характеризующими существующий порядок взаимодействия.
Библиографический список
1. Воробьев, Ю.Л. Лесные пожары на территории России: Состояние и проблемы. МЧС России / Ю.Л. Воробьев, В.А. Акимов, Ю.И. Соколов. -М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2004. - 312 с.
2. Васильев, Ю.Л. Спектральный подход к сравнению объектов, охарактеризованных набором признаков / Ю.Л. Васильев, А.Н. Дмитриев. - М.: Доклады АН СССР, 1972. - Т. 206. - № 6.
3. Запорожец, А.И. Определение рационального состава и размещения группировки войск ГО с учетом особенностей регионов МЧС России / А.И. Запорожец. - М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2002. - 168 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБОСНОВАНИЮ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ТУШЕНИИ ЛЕСНЫХ ПОжАРОВ
А.И. ЗАПОРОЖЕЦ
Разработанные методы предназначаются для подготовки и реализации управленческих задач системы взаимодействия сил и средств, в том числе и при тушении лесных пожаров и вызываемых ими чрезвычайных лесопожарных ситуаций, экологических бедствиях и т.п.
Методические рекомендации по взаимодействию во время тушения лесных пожаров используют методы, объединенные в систему научного обеспечения управления выполнением аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при ликвидации чрезвычайных лесопожарных и других чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а также при чрезвычайном положении. Они предназначены для разработки мероприятий по подготовке проектов решений текущего и перспективного характера на научной основе, проведения обсуждения, согласования и утверждения принимаемых решений и контроля за их реализацией.
Научной основой являются идеи и методы исследования операций, методы теории вероятностей и математической статистики, а также специализированные (частные) методы, разработанные в научных организациях МЧС России.
Методические рекомендации предназначены для лиц, принимающих решения на уровне предприятия, органа самоуправления,
субъекта РФ, федерального округа и федерального уровня. Они применяются при решении управленческих задач, рассматриваемых как единое целое: определение и анализ рационально необходимой системы взаимодействия; анализ существующего порядка взаимодействия.
При разработке методических рекомендаций использовался системный подход и два класса типовых задач: анализа и синтеза. Задача анализа заключается в том, чтобы при заданных значениях характеристик и показателей системы определить содержание и объем выполняемых функций. Задача синтеза состоит в том, чтобы определить такие характеристики и показатели системы взаимодействия, при которых обеспечивается выполнение заданных функций с минимальным расходом ресурсов.
Организационная структура средств и сил формируется в рамках выполнения АСДНР применительно к отраслевым и территориальным звеньям. В качестве отраслевых звеньев рассматриваются рабочие места, участки работ, подразделения, предприятия, отрасли и комплексы взаимосвязанных отраслей. К территориальным звеньям относятся квартиры, здания и сооружения, микрорайоны (кварталы), сельские поселения, районы города и города, сельские районы, субъекты РФ, федеральные округа.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2008
203
ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ
Определение рационально необходимой системы взаимодействия весьма важно для подготовки и реализации управленческих задач взаимодействия сил и средств, в том числе при тушении лесных пожаров и вызываемых ими чрезвычайных лесопожарных ситуаций. Порядок определения рационально необходимой системы взаимодействия:
- установление отраслевых и территориальных звеньев;
- установление приоритетного ряда видов и типов воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций по звеньям;
- определение содержания и объема работ в рамках звена;
- определение рационального распределения существующих средств по звеньям;
- образование из указанных средств типажа формирований;
- установление системы управления формированиями при выполнении АСДНР по звеньям;
- расчет вероятности выполнения АСДНР по звеньям при условии нормального взаимодействия.
Как правило, для определения рационального распределения существующих средств устанавливается основной процесс и его этапы, а также процессы обеспечения и обслуживания. На уровне этапа определяются рациональные значения характеристик и показателей для выполнения АСДНР при первом, втором и последующих типах воздействия. Далее производится последовательная передача полученных результатов расчета от нижнего этапа к соседнему высшему этапу и т.д.
Следует отметить, что аналогичная вычислительная процедура применяется для определения характеристик и показателей для следующего по ряду вида работ. При целесообразной необходимости используются результаты расчетов рационально необходимой системы взаимодействия от одного вида работ к другому. Далее проводится анализ результатов расчетов.
При анализе существующего порядка взаимодействия оценивается его структура, объем выполняемых АСДНР и затраты, необходимые для этого, а также рассматриваются
виды и типы воздействий, которые являются аналогичными с рационально независимой системой взаимодействия.
Показателем эффективности в рамках звена является объем выполненных АСДНР за определенное время.
При этом для оценки эффективности и экономичности действий средств и сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций по звеньям применяются показатели на уровне:
- процессов, их этапов и операций (показатели результативности и стоимости);
- средств и сил, участвующих в реализации процессов, их этапов и операций (показатели эффективности выполнения АСДНР и затрат);
- средств и сил, привлекаемых для ликвидации чрезвычайной ситуаций от одного или нескольких типов воздействия (вероятность выполнения АСДНР);
- средств и сил, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций от различных типов воздействия в рамках одного или нескольких звеньев (выполнение АСДНР в рамках соответствующих звеньев).
Показатели анализа отражают степень влияния исходных данных и характеристик на величину результативности, эффективности, стоимости и затрат.
На уровне отдельного средства, комплекса и комплекта средств анализируются следующие показатели:
- ожидаемый и фактический объем работ по видам за определенное время (год);
- отношение ожидаемого объема работ по видам к требуемому за год;
- требуемый объем работ по видам на одного человека в год;
- фактический объем работ по видам, чел./год;
- затраты на выполнение ожидаемого объема работ по видам, чел./год;
- затраты на выполнение требуемого объема работ по видам, чел./год;
- отношение ожидаемого объема работ по видам к требуемому, чел./год;
- отношение затрат на ожидаемый объем работ по видам, к требуемым затратам, чел./год;
- себестоимость основных видов работ.
204
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2008
ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ
Важно отметить, что на уровне формирований и группировки формирований осуществляется анализ показателей по каждому из них в соответствии с указанным перечнем.
Определение рационально возможной системы взаимодействия возможно на основе решения задачи распределения денежных средств, равных существующим затратам на процессы обеспечения и обслуживания. При этом по каждому виду работ производится расчет:
- разности между ожидаемыми и требуемыми объемами работ по видам;
- отношений ожидаемого объема работ каждого вида к существующему;
- ожидаемого объема работ, чел./год;
- затрат на объем работ по видам, чел./
год;
- отношений затрат на ожидаемый объем работ к требуемым затратам, чел./год.
Для повышения значений характеристик и показателей важна разработка возможных мероприятий и определение из их числа приоритетных в рамках ресурсных ограничений.
Для достижения конечного результата необходимо установление перечня основных, обеспечивающих и обслуживающих процессов, протекающих в рамках звеньев, а также установление показателей результативности и показателей стоимости рассматриваемых процессов. Для этого используется способ выражения содержания и объема работ (функций, задач) через конечные результаты процессов функционирования.
Процедура оценки факторов и мероприятий предполагает установление факторов, которые оказывают влияние на процесс, последующее определение значений параметров и их учет при вычислении показателей результативности и стоимости. Для определения влияния факторов на конечный результат процесса необходимо установление перечня мероприятий. Результатом оценки влияния факторов и мероприятий является выявление приоритетных в рамках ресурсных ограничений, для чего применяется спектральный подход.
Эффективное взаимодействие предполагает осуществление четкого и своевре-
менного планирования АСНДР. При планировании разрабатывается ряд документов: программа развития средств и сил МЧС РФ; программа развития средств и сил противопожарной службы, гражданской обороны и системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; планы формирований и др.
Регулирование осуществляется с целью изменения значений характеристик и показателей объектов регулирования в направлении повышения или понижения их уровней путем реализации соответствующих мероприятий или заблаговременного ограничения или устранения действия факторов. Необходимость регулирования может возникнуть в двух важных случаях:
- при увеличении или уменьшении объема одной или нескольких видов работ при рациональных затратах;
- при распределении определенной суммы денежных средств так, чтобы произвести наибольший объем работ.
Регулирование осуществляется по группам: поражающие факторы чрезвычайных ситуаций, факторы взаимодействия, технические, экономические, организационные и управленческие.
Важно отметить, что при регулировании устанавливаются те процессы функционирования, на которые оказывают влияние не все, а лишь учитываемые факторы.
Целью контроля является обеспечение стабильности системы взаимодействия в целом, а также по отраслевым и территориальным звеньям.
Для обеспечения стабильности производится проверка: эффективности мероприятий; осуществления финансовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий.
Таким образом, рассмотренные в данной статье методические рекомендации по взаимодействию при ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе тушении лесных пожаров - источников чрезвычайных лесопожарных ситуаций, представляют собой совокупность методов, объединенных в систему научного обеспечения управления и применяемых для организации эффективной борьбы с различными видами ЧС.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2008
205