Научная статья на тему 'Методические приемы проектной деятельности в языковом образовании студентов вуза'

Методические приемы проектной деятельности в языковом образовании студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / учебно-познавательная компетентность / учебно- познавательная мотивация / введение в профессию / метод обучения / проектная деятельность профессиональной направленности в языковом образовании / методические приемы / professional training / cognitive competence / cognitive motivation / introduction to the profession / teaching method / project activities with professional focus in language education / techniques

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елсакова Наталья Николаевна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью устранения существующегопротиворечия в системе профессиональной подготовки между ее целями и результатом. В связи с этим авторстатьи предлагает способ решения данной проблемы уже на раннем этапе обучения через проектнуюдеятельность профессиональной направленности в языковом образовании, которая автором рассматривается вкачестве метода обучения. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы явился диалектический методпознания, позволивший автору перейти от теоретических аспектов к описанию практических методическихприемов данного метода обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елсакова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUES OF PROJECT ACTIVITIES IN LANGUAGE EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS

The relevance of the study is stipulated by the necessity of elimination of a contradiction in the system of professional training between its purposes and results. In this regard, the author proposes a way to solve the problem at an early stage of education through project activities with professional focus in language education, which is considered by the author as a method of learning. The leading approach to the study of this problem was the dialectical method of cognition being an instrumental to move from the theoretical aspects to the practical techniques of the method.

Текст научной работы на тему «Методические приемы проектной деятельности в языковом образовании студентов вуза»

УДК: 378. 147

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Н.Н. Елсакова

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью устранения существующего противоречия в системе профессиональной подготовки между ее целями и результатом. В связи с этим автор статьи предлагает способ решения данной проблемы уже на раннем этапе обучения через проектную деятельность профессиональной направленности в языковом образовании, которая автором рассматривается в качестве метода обучения. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы явился диалектический метод познания, позволивший автору перейти от теоретических аспектов к описанию практических методических приемов данного метода обучения.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, учебно-познавательная компетентность, учебно-

познавательная мотивация, введение в профессию, метод обучения, проектная деятельность профессиональной направленности в языковом образовании, методические приемы.

TECHNIQUES OF PROJECT ACTIVITIES IN LANGUAGE

EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS

N. Elsakova

Abstract. The relevance of the study is stipulated by the necessity of elimination of a contradiction in the system of professional training between its purposes and results. In this regard, the author proposes a way to solve the problem at an early stage of education through project activities with professional focus in language education, which is considered by the author as a method of learning. The leading approach to the study of this problem was the dialectical method of cognition being an instrumental to move from the theoretical aspects to the practical techniques of the method.

Keywords: professional training, cognitive competence, cognitive motivation, introduction to the profession, teaching method, project activities with professional focus in language education, techniques.

Одной из задач современного профессионального образования является подготовка высокопрофессиональных и компетентных специалистов, что служит залогом успешности экономической, социальной и культурной жизни общества.

Тем не менее, в существующей системе профессиональной подготовки выявлено противоречие между целью профессиональной подготовки, заключающейся в «формировании учебно-познавательной деятельности: ее

мотивации, способов приобретения и контроля знаний, умений, навыков» обучающихся и результатом профессиональной подготовки, заключающемся в освоении профессиональной деятельности. Для преодоления данного противоречия предлагается изменять профессионально ориентированную

деятельность обучающихся по мере ее становления, выбирая адекватные технологии обучения [5, с. 23 - 24].

В связи с необходимостью решения вышеозначенной проблемы, уже на раннем этапе профессиональной подготовки обучающихся актуальным является выбор такого метода обучения, который способствовал бы как развитию учебно-познавательной

компетентности и учебно-познавательной мотивации, так и введению обучающихся в профессию, их знакомству с профессиональной

культурой и опытом своего будущего профессионального сообщества.

Таким методом обучения мы рассматриваем проектную деятельность профессиональной направленности в языковом образовании, под которой мы понимаем самостоятельную творческую познавательную деятельность обучающихся в логике проекта на иностранном языке, направленную на решение поставленной преподавателем творческой, исследовательской и (или) научной проблемы, связанной с будущей профессией, путем создания заданного преподавателем продукта, а также творческую деятельность преподавателя по проектированию и управлению самостоятельной творческой познавательной деятельностью обучающихся в их языковом образовании с целью развития у них творческой учебно-познавательной компетентности, повышения мотивации к дальнейшей самостоятельной творческой учебно-познавательной, затем, к учебнопрофессиональной и профессиональной деятельности, формирования их

профессионального самосознания и

профессиональной самоидентификации.

Кроме того, важно, что в проектной деятельности профессиональной

направленности в языковом образовании удачно реализуется принцип междисциплинарности, отвечающей «инновационному характеру

322

профессионального развития специалиста» [4, с. 20].

Следует отметить, что мы относим проектную деятельность профессиональной направленности в языковом образовании к методам обучения, основываясь на том, что метод обучения включает взаимосвязанную деятельность преподавателя и обучающихся, направленную на решение задач образования» [1, с. 385; 8], в которой стороны-участники преследуют свои цели. Для обучающихся - это выполнение задания преподавателя по самостоятельной реализации учебного проекта, для преподавателя - это изменение обучающихся, заключающееся в приобретении ими новых знаний, умений, навыков, отношений, формирование у них новых адекватных представлений о профессии [6], а также профессиональных интересов, учебнопознавательных мотивов и компетенций. Большое значение для достижения преподавателем поставленных целей придается их профессионально-методической

компетентности [9].

Так как в методе обучения задается способ приобретения знаний и степень участия обучающегося [2], то в проектной деятельности профессиональной направленности в языковом образовании знания, умения, компетенции приобретаются в процессе самостоятельной творческой деятельности обучающихся по производству продукта проекта, заданного преподавателем.

Поскольку любой метод выступает нормативной моделью процесса деятельности, определяя самые рациональные и оптимальные шаги по решению определенных задач [2], то проектная деятельность в языковом образовании ввиду творческого познавательного характера может служить своеобразной нормативной моделью решения задач развития творческой учебно-познавательной компетентности, учебнопознавательной мотивации, контроля и самоконтроля обучающихся, а благодаря профессиональной направленности,

поступательно ориентирует их на приобретение знаний о профессии и для профессии.

Как известно, каждый метод обучения состоит из методических приемов [7]. В своей практике мы используем в проектной деятельности профессиональной

направленности в языковом образовании как в методе обучения следующие методические приемы:

- в начале выполнения проекта:

- проектирование задания по выполнению проекта (выбор общей темы проекта, связанной

с направлением подготовки обучающихся. Предпочтительнее начинать с тем проектов, способствующих осознанию обучающимися социальной и экономической значимости будущей профессии, выявлению

профессионально значимых личностных качеств, изучению профессиональных и экологических рисков, что помогает обучающимся идентифицировать себя с профессиональным сообществом и служит фактором учебно-познавательной мотивации

[3]);

- использование приема «мозгового штурма» для конкретизации темы проекта с целью активизации интереса обучающихся к выполнению проекта;

- обсуждение структуры и конечного вида задаваемого продукта;

- рассмотрение методов познания, которыми следует руководствоваться при создании продукта проекта;

- в процессе выполнения проекта:

- консультации преподавателя по возникающим у обучающихся вопросам;

- при обсуждении продукта проекта (чаще это электронная презентация):

- тщательное, особенно при представлении продукта первого проекта, доброжелательное интерактивное обсуждение каждого слайда презентации каждого обучающегося. (Сначала преподаватель спрашивает мнение обучающихся относительно структуры электронной презентации, классификации материала по определенным признакам, выделению основных мыслей и положений, цветового и шрифтового решения, уместности и функциональности иллюстраций, таблиц, графиков и т.п. Обсуждается грамотность и лаконичность сопроводительных текстов на иностранном языке, четкость и ясность изложения мыслей, выявляется, какие достоинства и недостатки в представлении материала они заметили. Затем, преподаватель дает свои комментарии, уделяя большое внимание единству профессиональной терминологии, правильности произношения обучающимися слов, чисел и единиц измерения на иностранном языке.);

- вовлечение обучающихся в оценку презентаций, самооценку (самооценка, как правило, не озвучивается, обучающиеся делают выводы про себя, для коррекции недочетов в следующем проекте);

- резюмирование.

Как показал теоретический анализ исследований по проектной деятельности, а, затем и наш практический опыт, проектная деятельность профессиональной направленности

323

в языковом образовании уникально сочетает признаки методов из классификации групп методов обучения Ю.К. Бабанского [1], а именно: методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методов стимулирования и мотивации учебнопознавательной деятельности; методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности. Специальная диагностика, проведенная нами среди студентов в конце первого курса, выявила, что проектная деятельность профессиональной направленности

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Педагогика - М.: Просвещение, 1983.

2. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г.

Педагогика высшей школы: Учебное пособие. -

Новосибирск: САФБД, 2008. - 260 с.

3. Елсакова Н.Н. Проектная деятельность профессиональной направленности в языковом образовании как внешний и внутренний факторы обеспечения качества профессиональной подготовки инженеров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар. - 2015. - № 2. - С. 251253.

4. Зеер Э.Ф. Проблемы развития профессионально -педагогического образования // Казанский педагогический журнал. - Казань. - 2014. - Т. 103. - Вып.

2. - С. 9-22.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга. - 2003. - 336 с.

6. Колесникова И. А. Педагогическое

проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб.

заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская / Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия». - 2005. - 288 с.

7. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. -2000. - № 2. - С. 3-10.

8. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - Изд. 3-е, переработанное. -М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. - 456 с.

9. Фролова Ф.Ф. Педагогические проблемы формирования компетенции профессионального саморазвития у студентов вуза // Казанский

действительно способствует развитию творческой учебно-познавательной

компетентности, учебно-познавательной

мотивации и постепенному введению обучающихся в профессию, что помогает устранить существующее противоречие между целями и результатом профессиональной подготовки, обозначенное в начале статьи, и может успешно применяться в языковом образовании уже на раннем этапе обучения в вузе.

педагогический журнал. - Казань. - 2014. - № 1(102). - С. 116-122.

References:

1. Babanskij Ju.K. Pedagogika - M.: Prosveshhenie, 1983.

2. Egorov V.V., Skibickij Je.G., Hrapchenkov V.G.

Pedagogika vysshej shkoly: Uchebnoe posobie. -

Novosibirsk: SAFBD, 2008. - 260 s.

3. Elsakova N.N. Proektrnja dejatel'nost' professional'noj napravlennosti v jazykovom obrazovanii kak vneshnij i vnutrennij faktory obespechenija kachestva professional^) podgotovki inzhenerov // Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki. - Krasnodar. -2015. - № 2. - S. 251-253.

4. Zeer Je.F. Problemy razvitija professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - Kazan'. - 2014. - T. 103. - Vyp. 2. - S. 9-22.

5. Zeer Je.F. Psihologija professij: Uchebnoe posobie dlja studentov vuzov. - M.: Akademicheskij Proekt; Ekaterinburg: Delovaja kniga. - 2003. - 336 s.

6. Kolesnikova I. A. Pedagogicheskoe proektirovanie: Ucheb. posobie dlja vyssh. ucheb. zavedenij / I.A. Kolesnikova, M.P. Gorchakova-Sibirskaja / Pod red. I.A. Kolesnikovoj. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija». - 2005. -288 s.

7. Polat E.S. Metod proektov na urokah inostrannogo jazyka // Inostrannye jazyki v shkole. - 2000. - № 2. - S. 3-10.

8. Professional'naja pedagogika: Uchebnik dlja

studentov, obuchajushhihsja po pedagogicheskim special'nostjam i napravlenijam / Pod red. S.Ja. Batysheva, A.M. Novikova. - Izd. 3-e, pererabotannoe. - M.: Iz-vo JeGVES, 2009. - 456 s.

9. Frolova F.F. Pedagogicheskie problemy formirovanija kompetencii professional'nogo samorazvitija u studentov vuza // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - Kazan'. - 2014. -№ 1(102). - S. 116-122.

Сведения об авторе:

Елсакова Наталья Николаевна (г. Архангельск, Россия), соискатель, старший преподаватель кафедры английского языка для инженерных направлений, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, e-mail: natalyaelsakova@yandex.ru

Data about the author:

N. Elsakova (Archangelsk, Russia), doctoral candidate, senior lecturer at Department of English language for engineers, Northern (Arctic) Federal University named after M. Lomonosov, e-mail: natalyaelsakova@yandex.ru

324

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.