19. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : метод. пособие. — М. : Народное образование, 1996. — 158 с.
20. Шевелева С. С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. — 1997. — № 1. — С. 125-133.
21. Шумякова Н. В. Модульное обучение при подготовке предпринимателей в США // Проблемы зарубежной высшей школы. Обзорная информация. — 1992. — Вып. 4.
22. Юцявичене П. А. Принципы модульного обучения // Современная педагогика. — 1990. — № 1. — С. 55-60.
23. Bransford J. D., Stein S. B. The IDEAL problemsolver. — N-Y. : W.H. Fruman & C., 1984.
24. Lary A. Braskamp, Dab. J. Brudenburg, John C. Ory. Evaluating Teaching Effectivness. A Practical Guide. — Sade Publication, inc. Beverly Hills ; London ; Hew Delhi, 1984. — 136 p.
УДК/uDC 378.147
Н. Н. Елсакова N. Elsakova
ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
PROJECT ACTIVITIES AS THE OPTIMAL METHOD OF DEVELOPING ENGINEERING Thinking IN LANGuAGE
В статье предлагается решение проблемы формирования инженерного мышления обучающихся по техническим направлениям подготовки в языковом образовании посредством их творческой, проектной, профессионально направленной деятельности.
The paper proposes a solution to the problem of formation engineering thinking of future engineers in language education through their creative, professionally orientated activities. The author provides the theoretical ground for the optimality of this method of learning with the purpose of solving the discussed problem.
Ключевые слова: инженерное мышление, языковое образование, творческая проектная деятельность, профессиональная направленность.
Keywords: engineering thinking, language education, creative project activities, professional focus, optimal method.
Для постоянного эффективного развития экономики в современных условиях необходима подготовка нового поколения высококвалифицированных инженерных кадров, которые могут обеспечить России место в ряду ведущих держав мира [5].
Для решения производственных задач инженерам необходимо владеть системным самостоятельным мышлением и способностями воспринимать, генерировать и презентовать
инновационные идеи [11]. Поэтому особое значение придается формированию у будущих инженеров инженерного мышления [7; 13; 15], которое определяют как «системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком, с разных сторон, видеть связи между ее частями» [14, с. 25], как умение решать возникшую проблему на основе уже существующих и апробированных инструментов [16].
Специалистами отмечаются, с одной стороны, неумение выпускников творчески мыслить, самостоятельно ставить конкретные производственные цели, находить оптимальные способы решения инженерных задач [19], а с другой — отсутствие в учебных планах вузов учебных дисциплин, обучающих этому [13].
В связи с этим актуальным становится использование потенциала гуманитарного блока дисциплин, в частности дисциплины «иностранный язык», в обеспечении качественной подготовки будущих инженеров к профессиональной деятельности. Исследование проблемы показало, что на данный момент в педагогической науке недостаточно представлены научно обоснованные практические способы формирования самостоятельного творческого инженерного мышления у студентов технических направлений подготовки в их языковом образовании. Причем в условиях небольшого количества аудиторных часов, предусмотрен-
Инновации и технологии современного образования
ных на иностранный язык в учебных планах, возникает необходимость выбора наиболее оптимального и эффективного способа решения обозначенной проблемы.
На основе анализа опубликованной литературы, основных задач по развитию инженерного или, пользуясь терминологией А.И.Ра-китова [12, с. 95-96], «прединженерного» мышления, стоящих перед техническим вузом, нами были выделены задачи, которые возможно решить или способствовать их решению в языковом образовании: развитие творческой, поисковой, исследовательской компетенций, умение совершать операции мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстрагирование, рефлексия).
Теоретические исследования и практический опыт автора показывают, что реализация данных задач в языковом образовании инженеров возможна при использовании в учебном процессе такого метода организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (по классификации методов обучения Ю. К. Бабанского [2]), как творческая проектная деятельность профессиональной направленности, под которой мы имеем в виду самостоятельную творческую познавательную деятельность студентов в проекте на иностранном языке, направленную на решение поставленной преподавателем творческой, исследовательской и (или) научной проблемы, связанной с будущей профессией, путем создания заданного продукта.
Поскольку инженерное мышление трактуется как вид познавательной деятельности [10], как интегральный компонент учебно-познавательной деятельности обучающихся [6], то в языковом образовании будущих инженеров и, в частности, их творческой проектной деятельности профессиональной направленности, процесс поиска информации в отечественных и зарубежных базах данных, их обработка и использование для создания какого-либо продукта проекта помогают решать задачи по формированию и развитию творческого инженерного мышления будущих специалистов.
Следует подчеркнуть, что в языковом образовании творческая проектная деятельность должна обязательно иметь профессиональную направленность [4], во-первых, по причине большого интереса обучающихся на начальном этапе обучения к выбранной профессии, что повышает их мотивацию к данной деятель-
ности, во-вторых — ввиду обеспечения связи проектной деятельности с решением профессиональных задач разного типа сложности [8], ориентирования обучающихся в мировом профессиональном пространстве и формирования у них технических идей.
При использовании творческой проектной деятельности профессиональной направленности в языковом образовании как метода формирования творческого инженерного мышления мы учитывали ряд факторов выбора оптимального метода обучения, сформулированных Ю. К. Бабанским [1]:
— цели;
— содержание;
— принципы обучения;
— конкретная дидактическая задача;
— возможность ведения разносторонней деятельности на занятиях и самостоятельно.
Анализ самостоятельной творческой проектной деятельности профессиональной направленности показал, что она базируется на принципах обучения (научности, сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности, прочности), а ее содержание, ориентированное на развитие поисковой, исследовательской компетенций и на умение совершать разнообразные операции мышления, обеспечивает решение дидактической задачи, заключающейся в формировании инженерного мышления обучающихся, что закономерно способствует профессиональному развитию личности инженера.
Анализ также показал, что в языковом образовании инженеров творческая проектная деятельность профессиональной направленности полностью соответствует критериям выбора оптимального метода обучения, выделенных Ю. К. Бабанским [2; 3] и И. Я. Лерне-ром [9]:
— целям и задачам обучения (осуществляется развитие профессиональной личности инженера, обладающей, в частности, инженерным мышлением);
— имеющимся условиям (возможность самостоятельной работы во внеаудиторное время, что является значимым ввиду ограниченности аудиторных часов на иностранный язык в учебном плане, использование интернет-технологий, онлайн-словарей и т. д.);
— принципам продуктивности (в результате проектной деятельности обучающимися самостоятельно создается какой-либо материальный или идеальный продукт);
104
Профессиональное образование в России и за рубежом 1 (21) 2016
— принципам дедуктивности и индуктивности (при поиске информации и систематизации материала на иностранном языке используется метод дедукции и индукции);
— сочетанию словесности и наглядности (схемы, графики, таблицы, рисунки, фото и т. д., содержащиеся в материальном продукте проектной деятельности, сопровождаются письменными и устными комментариями на иностранном языке);
— способу усвоения знаний (усвоение знаний происходит в процессе поиска информации на иностранном языке, при упорядоченности (систематизации) знаний, при конкретности полученных знаний);
— характеру взаимодействия субъектов обучения (характер проектной деятельности — субъект-субъектный, в соответствии с современной парадигмой образования, интерактивный).
Приведенные выше теоретические основания по использованию творческой проектной деятельности профессиональной направленности как оптимального метода формирования инженерного мышления в языковом образовании инженеров подтверждаются полученными практическими результатами. Проведенная нами на основе анкетирования студентов первого курса института строительства и архитектуры диагностика развития творческих, поисковых, исследовательских компетенций и умений совершения операций мышления показала общую динамику в развитии экспериментальной группы — 12,7 %, а контрольной группы — 4 %, что может свидетельствовать об эффективности творческой проектной деятельности профессиональной направленности. При анализе продуктов проектной деятельности (электронные творческие презентации результатов самостоятельной исследовательской, поисковой деятельности на заданные темы профессиональной направленности, аннотации к проведенным исследованиям, выступления с докладами на научных конференциях, бизнес-проекты для участия в международных конкурсах) студентов института энергетики и транспорта и института нефти и газа также выявляется положительная динамика в развитии операций мышления обучающихся; в видении проблем, ошибок и их устранения; развитии творческих способностей, самооценки и умений оценивания работ других обучающихся; усилении рефлексии. Кроме того, результаты анкетирования и бесед
с обучающимися выявили повышение мотивации обучающихся к дальнейшей самостоятельной творческой познавательной деятельности профессиональной направленности по мере овладения ими методами познания и самостоятельного системного творческого технического мышления.
Таким образом, и с теоретической, и с практической точек зрения творческая проектная деятельность профессиональной направленности является эффективным и оптимальным методом обучения в языковом образовании инженеров, решающим задачу формирования инженерного мышления.
1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). — М., 1997.
2. Бабанский Ю. К. Педагогика. — М., 1983.
3. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М., 1985.
4. Гутарева Н. Ю. Самостоятельная работа студентов неязыкового вуза как условие эффективного учебного процесса // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — №3 (15). — С.115-117.
5. Елсакова Н. Н. Факторы обеспечения качества российского высшего профессионального образования. Достижения вузовской науки. - Новосибирск, 2014. — С. 90-93.
6. Зуева Ф. А. Педагогические условия развития технического мышления у студентов инженерно-педагогических специальностей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08: — Челябинск, 1998.
7. Картушина И. Г., Минкова Е. С. К вопросу о формировании профессионального мышления специалиста инженерного профиля // Инженерное образование. — 2014. — Вып. 15. — С. 134-139.
8. Котова Е. В. Инновации и технологии современного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2015. — № 1 (17). — С. 86-90.
9. Лернер И. Я. Методы обучения. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993.
10. Малых Г. И., Осипов В. Е. История и философия науки и техники [Электронный ресурс]. — Ш1_: Ийр:/Аех1Ь. пе^10/24.№т1.
11. Непрерывное техническое образование и рыночные отношения / Ю. П. Похолков, М. П. Пальянов, Е. А. Па-хомова и др. // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2015. — №1 (17). — С. 25-34.
12. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. — М., 1991.
13. Рыжов В. П. Инженерное творчество и проблемы современного инженерного образования // Открытое образование. — 2005. — № 5. — С. 80-83.
14. Сазонова З. С., Чечеткина Н. В. Развитие инженерного мышления — основа повышения качества образования. — М., 2007.
15. Чурляева Н. П. Обеспечение качества подготовки инженеров в рыночных условиях на основе компетент-ностного подхода : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. — Красноярск, 2008.
16. Инженерное мышление [Электронный ресурс]. — Ш_: http://turboreferat.ru/psychology/inzhenernoe-тузЫете/70341-360281-радетт1.