Научная статья на тему 'Методические положения по разработке планов на различных иерархических уровнях хозяйствования'

Методические положения по разработке планов на различных иерархических уровнях хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / МОТИВАЦИЯ / PLANNING / TARGET PROGRAMS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пидоймо Людмила Петровна

Предлагается структура системы планирования предприятия, обосновывается мотивация целевых комплексных программ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL OF POSITION ON WORKING OUT OF PLANS AT VARIOUS HIERARCHICAL LEVELS OF MANAGING

The structure of system of planning of the enterprise is offered, the motivation of target complex programs is proved

Текст научной работы на тему «Методические положения по разработке планов на различных иерархических уровнях хозяйствования»

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ИЕРАРХИЧЕСКИХ УРОВНЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Л.П. Пидоймо, д-р экон. наук, профессор

Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Предлагается структура системы планирования предприятия, обосновывается мотивация целевых комплексных программ

Структура системы планирования развития предприятия характеризуется вертикальными связями иерархических уровней планирования: федерального, регионального, предприятия. Планирование на более высоких, чем предприятие, компания, уровнях -народнохозяйственном, отраслевом, региональном -индикативное планирование в рыночных условиях обусловлено общественным характером

производства, сформировавшимся в результате его интеграции и централизации; повышением доли общественного (коллективного) потребления;

потребностью макроэкономической

сбалансированности, устойчивости эффективности экономики; усложнением межотраслевых и региональных связей; необходимостью поддержания рациональных пропорций в народном хозяйстве, в регионе; деятельностью государства как субъекта рыночных отношений, роль которого в протекании социально-экономических процессов глобально возросла, а государственная политика превратилась в фактор стабилизации общества. Экономические проблемы, кризисные ситуации, задачи роста на предприятиях не могут успешно решиться без правильного индикативного планирования развития предприятий.

Отдельные содержательные аспекты

стратегического планирования финансового оздоровления, развития предприятий в

проанализированных региональных документах достаточно развиты методологически и методически. В то же время не представляют полную систему, которая, по нашему мнению, включает следующие плановые работы: анализ состояния и тенденций изменений предприятий, отрасли, региона; обобщение отдельных результатов влияния внешних и

внутренних факторов развития; выяснение

важнейших проблем народнохозяйственного,

отраслевого, регионального значения,

неиспользованных возможностей; выявление стадий развития предприятий; целеполагание; определение стратегий; оценку целей, стратегий предприятий; определение необходимых изменений на

предприятиях (по группам в зависимости от отрасли, стадии развития) для достижения целей, стратегий; обоснование необходимости, возможности вариантов создания малых и интегрированных бизнес-структур; определение типов комплексных целевых программ,

отражающих изменения в подсистемах предприятий: продукции, производстве, персонале, технике и технологии, системе управления, инфраструктуре для групп предприятий по стадиям их развития; определение типов функциональных подпрограмм комплексных целевых программ: организационноуправленческая, технико-технологическая,

маркетинговая, финансово-экономическая,

информационная, социальная, научная;

формирование содержания программ (мероприятия, ресурсы, целевые (конечные) показатели); выделение непрограммной части плана (мероприятий, ресурсов, целевых (конечных) показателей), связанной и не связанной с программами; увязку обеспечения программ ресурсами с источниками покрытия: потенциалом предприятий, внебюджетными источниками, государственным бюджетом, частными инвестициями; экспертизу бизнес-планов

предприятий, ранжирование их по стадиям развития предприятий и отбор бизнес-планов для мотивации на основе установленных критериев; разработку долгосрочных, среднесрочных и годовых планов в программном разрезе; реализацию планов, программ при осуществлении мотивационной функции государственного управления посредством системы мотивационных методов государственной политики; отслеживание изменений, корректировка плана, программ при возможных отклонениях фактического уровня развития от планового на основе резервов, предусмотренных для перераспределения ресурсов; создание (организация) структуры управления для упорядочения, согласования, функционирования и совершенствования системы управления финансовым оздоровлением, развитием предприятий разных отраслей. Целевые комплексные программы разрабатываются и реализуются для решения отдельных, четко очерченных проблем, в них увязываются плановые действия, согласуются усилия отраслей, регионов, предприятий, что отражает интеграционные процессы в экономике при решении народнохозяйственных, отраслевых, региональных, внутрифирменных проблем. Программно-целевой подход осуществляется во внутриотраслевом, внутрирегиональном, внутрифирменном управлении, обеспечивая целенаправленное плановое воздействие.

Выполнение плана развития предприятий в регионе зависит от обоснованности мер

государственной мотивации, дифференцируемых в (см. таблицу).

зависимости от типа целевой комплексной программы

Т аблица

Мотивация целевых комплексных программ

Меры государственного воздействия Целевые комплексные программы

«Финансовое оздоровление промышленных предприятий» на стадии депрессии, оживления «Научно-техническая программа развития промышленных предприятий» на стадии относительной стабильности, развития

Финансовые прямые меры Налоговые льготы Инвестиционный налоговый кредит Формирование и использован (инвестиционных, Создание резервных целе Целевое инвести улучшений Привлечение частных инве Адресное субсидиро Государственные кредиты на развитие перспектив капитала, рационализацию отстающих Финансовое обеспечение подготовки и переподготовки кадров (частичное) Финансовое обеспечение необходимой иммиграции трудовых ресурсов Финансовое обеспечение части Финансирование части НИОКР прикладного характера Защита «зарожда Создание инвестиционных организа Участие в финансировании созд Налоговые льготы или полное освобождение от налогов до момента начала реализации товаров на рынке предприятий, занимающихся инновационной деятельностью или реализующих инновационные идеи Уменьшение налогообложения прибыли, расходуемой на накопление и инновации в сфере научно-технического прогресса ие фондов страхования рисков экспортных и др.) вых региональных фондов рование проектов модернизации сторов, в т.ч. иностранных зание и кредитование Льготное кредитование предприятий, имеющих инновационные проекты ных отраслей, на концентрацию и централизацию отраслей, малое предпринимательство Прямая поддержка перспективных технологий Страхование экспортных операций Госзаказы и госзакупки фундаментальных исследований ющегося бизнеса» ций по купле-продаже ценных бумаг ания интегрированных структур

Нефинансовые косвенные меры Создание структур, способных разрабатывать планы, программы, осуществлять экспертизу проектов улучшений | модернизационных изменений Создание технопарков Создание временных комиссий, специальных фондов, творческого коллектива из представителей ученых, специалистов из нужных сфер деятельности Создание и активизация деятельности экспертных советов Гибкие методы протекционистского характера Регулирование цен при естественной монополии и в прочих случаях Стимулирование занятости в промышленности Создание рабочих мест в государственном секторе для безработных, имеющих высокий уровень квалификации Применение мер социальной защиты Профессиональная ориентация и обучение Посредничество при найме и переобучении рабочей силы Переобучение рабочих и служащих в государственных центрах профессионального обучения Корректирование процессов использования рабочей силы Регулирование уровня зарплаты и продолжительности рабочей недели | Выделение земельных участков Разработка стандартов Правовое обустройство трудовых отношений в условиях многоукладности рынка, отношений собственности Участие в создании интегрированных структур Развитие кооперации между университетами и предприятиями, ведущими исследования

Следующий иерархический уровень планирование финансового оздоровления, развития планирования - предприятие. Научно обоснованное предприятия невозможно без системы качественных и

количественных аналитических и плановых показателей, параметров. В официальных

методических положениях по разработке планов рекомендуется система финансовых показателей, нефинансовые - не предусматриваются. Практика планирования такая же. В литературе авторами предлагаются самые разнообразные показатели оценки деятельности функциональных подсистем предприятия. Мы попытались их систематизировать, сделали определенные дополнения. Наша система показателей не претендует на полноту и в дальнейших исследованиях она может быть улучшена.

Выбор показателей в процессе планирования зависит от ситуации, целей, приоритетов, стратегий. Предлагаем параметры, показатели для планирования развития функциональных подсистем предприятия.

В подпрограмме: «Исследование рыночной ситуации» целесообразны, по нашему мнению, наряду с другими, следующие параметры, показатели.

- Емкость рынков по уровням: рынок данной и близлежащих областей (^), общероссийский рынок (г2), рынок стран СНГ (г3), рынок дальнего зарубежья (г4). Дифференциация рынков может быть более детальной.

Е = £ Е

, ’ где Е - потенциальный

объем рынка (покупки) товара на всех рынках - гі ^ г4; Ег - потенциальный объем покупки товара на г -рынке;

где - потенциальный

где Да - доля

уровень конкуренции.

- Индекс монопольной власти (МВ)

где Црын.

МВ =

Це,

рыночная

объем покупки товара ^ым покупателем; X е, -

3

потенциальный объем покупок всеми покупателями -eJ - еа; PJ - вероятность покупки покупателем.

- Доля продаж предприятия на рынках г1 - г4 (или других рынках).

г4

X °А,

Да =

Е

продаж предприятия А на рынках;

Ел = Елч + Ел,2 + Ел3 + Ел,4-

- Индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана (ЫЫ1)

НИЗ = X & і 5 где ё1 - доли всех

предприятий на рынке.

Чем больше значение индекса ЫЫ1, тем выше концентрация продавцов на рынке5 тем меньше

стоимость предприятия, измеряемая рыночной ценой его акций; Цвосст. - восстановительная стоимость (приобретения) активов предприятия по текущим ценам.

При МВ>1 получен или планируется доход -монопольная рента.

- Высота барьеров входа/выхода на рынок.

• Уровень входных барьеров (Бвх.)

Е

Бвх = I З1 УОЦ/ , где З - значимость

/

фактора входа в баллах; ОЦf - экспертная оценка фактора входа в баллах.

Факторы, препятствующие входу

предприятия на новый рынок следующие: емкость рынка, динамика спроса, скорость обновления товара, ценообразование, ограничивающее вход, товарная дифференциация (наличие на новом рынке известных торговых марок), угроза появления субститутов товаров, быстрые изменения в технологии (риск инвестиций), избыток (дефицит) производственных мощностей, административные барьеры, требования к капиталу (большой начальный капитал), дополнительные инвестиции в оборудование, затраты на НИОКР, угроза входа на рынок других конкурентов, иностранная конкуренция,

преимущества в издержках у фирм конкурентов за счет экономии от масштаба производства, издержки переориентации (затраты потребителя, связанные со сменой поставщиков, недоступность каналов распределения, недостаток опыта и ноу-хау, снижение цен, патенты, угроза объединения конкурентов против новичков), каналы распределения и продвижения конкурентов, контроль над источниками сырья, технологией и рекламы со стороны укоренившихся фирм, осуществляемый либо прямым владельцем, либо через патенты и исключительное дилерство.

• Уровень выходных барьеров (Бвых.)

Е1

Б вых I З/1 уОЦ/1 где З^ - значимость

/1

^-фактора выхода; ОЦ1 - экспертная оценка ^-фактора выхода.

Факторы, препятствующие выходу намеривающегося покинуть рынок предприятия, следующие: большие затраты на ликвидацию

предприятия; невозможность использования активов предприятия в новых условиях, невозможность реализации излишнего имущества, недостаточная развитость производственной инфраструктуры, недостаточная развитость сбытовой инфраструктуры,

сокращение персонала и выплаты увольняемым.

- Уровень диверсификации ассортимента товара:

• вид диверсификации: концентрическая,

горизонтальная, конгломератная (несвязанная, лотеральная - лат. lateralis - боковая);

• стадии жизненного цикла продукции: выход, рост, зрелость, спад;

• эффективность изменения ассортимента (структурного сдвига в выпускаемой продукции) -экономия (перерасход) численности, чел. (Эстр.)

Эстр.= Чб х Коб х Кстр - ЧбКоб, где Чб -численность персонала в базисном периоде, чел.; Коб

- коэффициент изменения объема продаж; Кстр -коэффициент изменения структуры выпускаемой продукции

К

утл

где УТп и УТб - удельная

н — час

трудоемкость продукции

тыс. руб.

УТп =

і q п

xt

УТб =

б

і q6 x t, і qбx Цб

где qH и базисном

q,5 - количество изделий в плановом периодах; ^ - трудоемкость изделия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и в

базисном периоде, нормо-час; Цб - цена единицы изделия, тыс. руб.

— Снижение (увеличение)

производство продукции, тыс.

('

=

і qn x Сб і q6 x С

издержек на руб. (АИстр.)

Л

і qnx Цб і qбx Цб

x і qnx Цб

где Сб - себестоимость единицы изделия в базисном периоде5 тыс. руб.

- Прирост (снижение) прибыли, тыс. руб. (ЛПсхр.)

Шстр = &1п ХЦб-'ГЯп ХСб)“&бХЦб-^ЯбХСб)

- Уровень дифференциации.

• вид дифференциации: продуктовая, персонала, сервисная, имиджа. Вертикальная, горизонтальная.

- Цены: среднерыночные, выше среднерыночных, ниже среднерыночных, цены рыночных лидеров. Чувствительность к ценовым изменениям.

Динамика показателей рыночной ситуации позволяет сделать суждения по конкретному предприятию о расширении (сужении) рынков сбыта, уровне рынков, положении предприятия по сравнению с другими производителями в стране, регионе, городе; об уровне и изменении конкуренции, принятой ставке в конкурентной борьбе (цена, качество, освоение новой продукции и т.д.); о факторах, препятствующих входу на новый рынок (сферу), выходу со старого рынка (сферы).

Подпрограмма: «Реструктуризация

предприятий и задолженностей» может включать следующие параметры, показатели.

- Реструктуризация структуры управления.

- Реструктуризация производственной структуры.

- Параметры реструктуризации других подсистем.

- Снижение (рост) наиболее весомых статей издержек.

- Реструктуризация задолженностей (график

погашения задолженностей, льготное

налогообложение, инвестиционный налоговый кредит и др.).

- Ликвидность - состояние и структура оборотных

активов (запасы: материальные, НЗП, готовая

продукция, товары для перепродажи, дебиторская задолженность).

- Прибыльность: рентабельность продаж,

структура фондов.

- Финансовая устойчивость: соотношение

собственных и заемных средств, обладание необходимости величиной собственных оборотных средств.

- Деловая активность: оборачиваемость

дебиторской, кредиторской задолженностей,

производственных запасов.

- Рациональность управления оборотным

капиталом: управление формированием и

использованием оборотного капитала, отдельными его видами, функции управления, организационноуправленческая структура, персонал.

- Инвестиционная активность (инвестиции в основной капитал, долгосрочные финансовые вложения, доля собственных средств для инвестирования)

Подпрограммы НИОКР для улучшений, новых технологий, принципиально новой продукции, как мы полагаем, включают следующие параметры, показатели.

- Опросы, тестирование потребителей, анализ продаж, результаты НИР и разработки конкурентов; рекомендации основных клиентов, персонала службы сбыта, посредников.

- Доля новой продукции в объеме продаж.

- Доля импортозамещающей продукции в объеме продаж.

- Эффективность НИР: перспективность

использования результатов, масштаб реализации результатов, время реализации, завершенность.

- Эффективность ОКР: научно-техническая

новизна, производственная применимость,

коммерческая реализуемость.

- Результаты неосновных НИОКР:

конструкторская документация, лицензии, «ноу-хау», инжиниринговые услуги, диверсификация

деятельности.

Подпрограммы реструктуризации, внедрения новой техники, технологии, наряду с другими показателями, включают следующие параметры, показатели.

- Технический уровень основных цехов.

- Критерии выбора технологии для нового

продукта.

- Узкие «места» в оборудовании.

- Лицензии, патенты.

- Уровень сертификатов качества продукции.

- Потери от неиспользуемого оборудования.

- Степень удовлетворения технологической потребности в энергоресурсах.

- Потери от простоев оборудования, из-за необеспеченности энергоресурсами.

Подпрограмма формирования

интегрированных бизнес-структур может содержать параметры, показатели.

- Удельный вес межотраслевого обмена до и после объединения.

- Количество высоких технологий.

- Ассортимент (старый, новый).

- Инвестиции на научно-техническое развитие, в том числе из Единого фонда интегрированной структуры.

- Собственные средства предприятий и организаций, бюджетные, целевых программ.

- Выручка от продаж без повторного счета (предприятия, компании).

- Общий экономический эффект от создания интегрированной структуры (с учетом дисконтирования) - Эис.

Эис = АДИс - Р, где АДИс - прирост добавленной стоимости по совокупности входящих в ИС предприятий; Р - общие расходы на создание ИС;

Дис = ФОТ + ЕСН + А + Н + ПР, где ФОТ -фонд оплаты труда, ЕСН - отчисления на социальные нужды, А - амортизация, Н - налоги, включаемые в себестоимость, ПР - чистая прибыль.

Конечными (целевыми) показателями

целевой комплексной программы являются экономический рост - рост объема продаж, коммерческая и бюджетная эффективность, срок окупаемости затрат, в том числе региональных, улучшение социальных параметров: дополнительные рабочие места, рост средней заработной платы.

Теория и практика планирования деятельности предприятия (реструктуризации, реформирования, антикризисных мер,

инвестирования и др.) обширна, разнообразна, но можно с уверенностью сказать, недостаточно обоснованы. Планирование не обеспечивается

всесторонним анализом состояния предприятия и тенденцией его изменения; недостаточны или вообще отсутствуют обоснования проблем, целей, приоритетов, стратегий; игнорируются

диалектический и системный подходы, хотя бы потому, что отсутствует измерение явлений в нефинансовых подсистемах предприятия

(качественные и количественные показатели). Следовательно не осознается нарастание количественных изменений и диалектический

переход к новым качественным явлениям, недостаточно используется метод инженерно-

экономических расчетов, отсутствует обоснование факторов развития подсистем предприятия, в том числе приоритетных; не согласуется (а чаще даже не разрабатывается) система планов: региональный и предприятия, стратегический и тактический; не применяется программный метод, как и проектирование, поскольку не различаются программируемые и непрограммируемые явления; совершенно не определено место программы, а в определенной степени проектов и планов. Не полностью сформирована нормативная база для планирования на разных уровнях планового управления (народное хозяйство, отрасль, регион, предприятие), не разработана классификация норм и нормативов в пофакторном разрезе.

Теория и практика планирования, по нашему мнению, могут быть улучшены на основе научного подхода к системе планирования развития предприятия, который предполагает методические положения по проведению анализа состояния предприятия и тенденций его изменения, выявлению факторов развития, типичных проблем предприятий, стадий развития; определению системы целей и стратегий, приоритетов; содержит рекомендуемые к рассмотрению предприятиями комплексные целевые программы и их подпрограммы, проекты, отдельные показатели (для анализа и планирования) подпрограмм предприятия.

Литература

1. Дукер П. Экономические задачи и оптимальные решения / П. Дукер; пер. с англ. М. Котельниковой. М.: ФАИР - ПРЕСС, 2003. 288 с.

2. Индикативное планирование: Теория и пути совершенствования. СПб.: Знание, 2000. 96 с.

3. Круглов М.И. Стратегическое управление компании: учебник для вузов / М. И. Круглов. М.: Русская деловая литература, 1998. 768 с.

4. Модернизация предприятий: факторы и

стратегии / под ред. В. Н. Эйтингона. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. 172 с.

5. Шапиро В.Д. Управление проектами / В.Д. Шапиро. СПб., 2004. 664 с.

6. Шумпетер И. Теория экономического развития / И. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

7. Пидоймо Л. П. Планирование модернизации промышленных предприятий: методологические и методические аспекты: монография / Л. П. Пидоймо. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. 232 с.

Ключевые слова: планирование, целевые

программы, мотивация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.