УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ИЕРАРХИЧЕСКИХ УРОВНЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Л.П. Пидоймо, д-р экон. наук, профессор
Воронежский государственный университет, г. Воронеж
Предлагается структура системы планирования предприятия, обосновывается мотивация целевых комплексных программ
Структура системы планирования развития предприятия характеризуется вертикальными связями иерархических уровней планирования: федерального, регионального, предприятия. Планирование на более высоких, чем предприятие, компания, уровнях -народнохозяйственном, отраслевом, региональном -индикативное планирование в рыночных условиях обусловлено общественным характером
производства, сформировавшимся в результате его интеграции и централизации; повышением доли общественного (коллективного) потребления;
потребностью макроэкономической
сбалансированности, устойчивости эффективности экономики; усложнением межотраслевых и региональных связей; необходимостью поддержания рациональных пропорций в народном хозяйстве, в регионе; деятельностью государства как субъекта рыночных отношений, роль которого в протекании социально-экономических процессов глобально возросла, а государственная политика превратилась в фактор стабилизации общества. Экономические проблемы, кризисные ситуации, задачи роста на предприятиях не могут успешно решиться без правильного индикативного планирования развития предприятий.
Отдельные содержательные аспекты
стратегического планирования финансового оздоровления, развития предприятий в
проанализированных региональных документах достаточно развиты методологически и методически. В то же время не представляют полную систему, которая, по нашему мнению, включает следующие плановые работы: анализ состояния и тенденций изменений предприятий, отрасли, региона; обобщение отдельных результатов влияния внешних и
внутренних факторов развития; выяснение
важнейших проблем народнохозяйственного,
отраслевого, регионального значения,
неиспользованных возможностей; выявление стадий развития предприятий; целеполагание; определение стратегий; оценку целей, стратегий предприятий; определение необходимых изменений на
предприятиях (по группам в зависимости от отрасли, стадии развития) для достижения целей, стратегий; обоснование необходимости, возможности вариантов создания малых и интегрированных бизнес-структур; определение типов комплексных целевых программ,
отражающих изменения в подсистемах предприятий: продукции, производстве, персонале, технике и технологии, системе управления, инфраструктуре для групп предприятий по стадиям их развития; определение типов функциональных подпрограмм комплексных целевых программ: организационноуправленческая, технико-технологическая,
маркетинговая, финансово-экономическая,
информационная, социальная, научная;
формирование содержания программ (мероприятия, ресурсы, целевые (конечные) показатели); выделение непрограммной части плана (мероприятий, ресурсов, целевых (конечных) показателей), связанной и не связанной с программами; увязку обеспечения программ ресурсами с источниками покрытия: потенциалом предприятий, внебюджетными источниками, государственным бюджетом, частными инвестициями; экспертизу бизнес-планов
предприятий, ранжирование их по стадиям развития предприятий и отбор бизнес-планов для мотивации на основе установленных критериев; разработку долгосрочных, среднесрочных и годовых планов в программном разрезе; реализацию планов, программ при осуществлении мотивационной функции государственного управления посредством системы мотивационных методов государственной политики; отслеживание изменений, корректировка плана, программ при возможных отклонениях фактического уровня развития от планового на основе резервов, предусмотренных для перераспределения ресурсов; создание (организация) структуры управления для упорядочения, согласования, функционирования и совершенствования системы управления финансовым оздоровлением, развитием предприятий разных отраслей. Целевые комплексные программы разрабатываются и реализуются для решения отдельных, четко очерченных проблем, в них увязываются плановые действия, согласуются усилия отраслей, регионов, предприятий, что отражает интеграционные процессы в экономике при решении народнохозяйственных, отраслевых, региональных, внутрифирменных проблем. Программно-целевой подход осуществляется во внутриотраслевом, внутрирегиональном, внутрифирменном управлении, обеспечивая целенаправленное плановое воздействие.
Выполнение плана развития предприятий в регионе зависит от обоснованности мер
государственной мотивации, дифференцируемых в (см. таблицу).
зависимости от типа целевой комплексной программы
Т аблица
Мотивация целевых комплексных программ
Меры государственного воздействия Целевые комплексные программы
«Финансовое оздоровление промышленных предприятий» на стадии депрессии, оживления «Научно-техническая программа развития промышленных предприятий» на стадии относительной стабильности, развития
Финансовые прямые меры Налоговые льготы Инвестиционный налоговый кредит Формирование и использован (инвестиционных, Создание резервных целе Целевое инвести улучшений Привлечение частных инве Адресное субсидиро Государственные кредиты на развитие перспектив капитала, рационализацию отстающих Финансовое обеспечение подготовки и переподготовки кадров (частичное) Финансовое обеспечение необходимой иммиграции трудовых ресурсов Финансовое обеспечение части Финансирование части НИОКР прикладного характера Защита «зарожда Создание инвестиционных организа Участие в финансировании созд Налоговые льготы или полное освобождение от налогов до момента начала реализации товаров на рынке предприятий, занимающихся инновационной деятельностью или реализующих инновационные идеи Уменьшение налогообложения прибыли, расходуемой на накопление и инновации в сфере научно-технического прогресса ие фондов страхования рисков экспортных и др.) вых региональных фондов рование проектов модернизации сторов, в т.ч. иностранных зание и кредитование Льготное кредитование предприятий, имеющих инновационные проекты ных отраслей, на концентрацию и централизацию отраслей, малое предпринимательство Прямая поддержка перспективных технологий Страхование экспортных операций Госзаказы и госзакупки фундаментальных исследований ющегося бизнеса» ций по купле-продаже ценных бумаг ания интегрированных структур
Нефинансовые косвенные меры Создание структур, способных разрабатывать планы, программы, осуществлять экспертизу проектов улучшений | модернизационных изменений Создание технопарков Создание временных комиссий, специальных фондов, творческого коллектива из представителей ученых, специалистов из нужных сфер деятельности Создание и активизация деятельности экспертных советов Гибкие методы протекционистского характера Регулирование цен при естественной монополии и в прочих случаях Стимулирование занятости в промышленности Создание рабочих мест в государственном секторе для безработных, имеющих высокий уровень квалификации Применение мер социальной защиты Профессиональная ориентация и обучение Посредничество при найме и переобучении рабочей силы Переобучение рабочих и служащих в государственных центрах профессионального обучения Корректирование процессов использования рабочей силы Регулирование уровня зарплаты и продолжительности рабочей недели | Выделение земельных участков Разработка стандартов Правовое обустройство трудовых отношений в условиях многоукладности рынка, отношений собственности Участие в создании интегрированных структур Развитие кооперации между университетами и предприятиями, ведущими исследования
Следующий иерархический уровень планирование финансового оздоровления, развития планирования - предприятие. Научно обоснованное предприятия невозможно без системы качественных и
количественных аналитических и плановых показателей, параметров. В официальных
методических положениях по разработке планов рекомендуется система финансовых показателей, нефинансовые - не предусматриваются. Практика планирования такая же. В литературе авторами предлагаются самые разнообразные показатели оценки деятельности функциональных подсистем предприятия. Мы попытались их систематизировать, сделали определенные дополнения. Наша система показателей не претендует на полноту и в дальнейших исследованиях она может быть улучшена.
Выбор показателей в процессе планирования зависит от ситуации, целей, приоритетов, стратегий. Предлагаем параметры, показатели для планирования развития функциональных подсистем предприятия.
В подпрограмме: «Исследование рыночной ситуации» целесообразны, по нашему мнению, наряду с другими, следующие параметры, показатели.
- Емкость рынков по уровням: рынок данной и близлежащих областей (^), общероссийский рынок (г2), рынок стран СНГ (г3), рынок дальнего зарубежья (г4). Дифференциация рынков может быть более детальной.
Е = £ Е
, ’ где Е - потенциальный
объем рынка (покупки) товара на всех рынках - гі ^ г4; Ег - потенциальный объем покупки товара на г -рынке;
где - потенциальный
где Да - доля
уровень конкуренции.
- Индекс монопольной власти (МВ)
где Црын.
МВ =
Це,
рыночная
объем покупки товара ^ым покупателем; X е, -
3
потенциальный объем покупок всеми покупателями -eJ - еа; PJ - вероятность покупки покупателем.
- Доля продаж предприятия на рынках г1 - г4 (или других рынках).
г4
X °А,
Да =
Е
продаж предприятия А на рынках;
Ел = Елч + Ел,2 + Ел3 + Ел,4-
- Индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана (ЫЫ1)
НИЗ = X & і 5 где ё1 - доли всех
предприятий на рынке.
Чем больше значение индекса ЫЫ1, тем выше концентрация продавцов на рынке5 тем меньше
стоимость предприятия, измеряемая рыночной ценой его акций; Цвосст. - восстановительная стоимость (приобретения) активов предприятия по текущим ценам.
При МВ>1 получен или планируется доход -монопольная рента.
- Высота барьеров входа/выхода на рынок.
• Уровень входных барьеров (Бвх.)
Е
Бвх = I З1 УОЦ/ , где З - значимость
/
фактора входа в баллах; ОЦf - экспертная оценка фактора входа в баллах.
Факторы, препятствующие входу
предприятия на новый рынок следующие: емкость рынка, динамика спроса, скорость обновления товара, ценообразование, ограничивающее вход, товарная дифференциация (наличие на новом рынке известных торговых марок), угроза появления субститутов товаров, быстрые изменения в технологии (риск инвестиций), избыток (дефицит) производственных мощностей, административные барьеры, требования к капиталу (большой начальный капитал), дополнительные инвестиции в оборудование, затраты на НИОКР, угроза входа на рынок других конкурентов, иностранная конкуренция,
преимущества в издержках у фирм конкурентов за счет экономии от масштаба производства, издержки переориентации (затраты потребителя, связанные со сменой поставщиков, недоступность каналов распределения, недостаток опыта и ноу-хау, снижение цен, патенты, угроза объединения конкурентов против новичков), каналы распределения и продвижения конкурентов, контроль над источниками сырья, технологией и рекламы со стороны укоренившихся фирм, осуществляемый либо прямым владельцем, либо через патенты и исключительное дилерство.
• Уровень выходных барьеров (Бвых.)
Е1
Б вых I З/1 уОЦ/1 где З^ - значимость
/1
^-фактора выхода; ОЦ1 - экспертная оценка ^-фактора выхода.
Факторы, препятствующие выходу намеривающегося покинуть рынок предприятия, следующие: большие затраты на ликвидацию
предприятия; невозможность использования активов предприятия в новых условиях, невозможность реализации излишнего имущества, недостаточная развитость производственной инфраструктуры, недостаточная развитость сбытовой инфраструктуры,
сокращение персонала и выплаты увольняемым.
- Уровень диверсификации ассортимента товара:
• вид диверсификации: концентрическая,
горизонтальная, конгломератная (несвязанная, лотеральная - лат. lateralis - боковая);
• стадии жизненного цикла продукции: выход, рост, зрелость, спад;
• эффективность изменения ассортимента (структурного сдвига в выпускаемой продукции) -экономия (перерасход) численности, чел. (Эстр.)
Эстр.= Чб х Коб х Кстр - ЧбКоб, где Чб -численность персонала в базисном периоде, чел.; Коб
- коэффициент изменения объема продаж; Кстр -коэффициент изменения структуры выпускаемой продукции
К
утл
где УТп и УТб - удельная
н — час
трудоемкость продукции
тыс. руб.
УТп =
і q п
xt
УТб =
б
і q6 x t, і qбx Цб
где qH и базисном
q,5 - количество изделий в плановом периодах; ^ - трудоемкость изделия
и в
базисном периоде, нормо-час; Цб - цена единицы изделия, тыс. руб.
— Снижение (увеличение)
производство продукции, тыс.
('
=
і qn x Сб і q6 x С
издержек на руб. (АИстр.)
Л
і qnx Цб і qбx Цб
x і qnx Цб
где Сб - себестоимость единицы изделия в базисном периоде5 тыс. руб.
- Прирост (снижение) прибыли, тыс. руб. (ЛПсхр.)
Шстр = &1п ХЦб-'ГЯп ХСб)“&бХЦб-^ЯбХСб)
- Уровень дифференциации.
• вид дифференциации: продуктовая, персонала, сервисная, имиджа. Вертикальная, горизонтальная.
- Цены: среднерыночные, выше среднерыночных, ниже среднерыночных, цены рыночных лидеров. Чувствительность к ценовым изменениям.
Динамика показателей рыночной ситуации позволяет сделать суждения по конкретному предприятию о расширении (сужении) рынков сбыта, уровне рынков, положении предприятия по сравнению с другими производителями в стране, регионе, городе; об уровне и изменении конкуренции, принятой ставке в конкурентной борьбе (цена, качество, освоение новой продукции и т.д.); о факторах, препятствующих входу на новый рынок (сферу), выходу со старого рынка (сферы).
Подпрограмма: «Реструктуризация
предприятий и задолженностей» может включать следующие параметры, показатели.
- Реструктуризация структуры управления.
- Реструктуризация производственной структуры.
- Параметры реструктуризации других подсистем.
- Снижение (рост) наиболее весомых статей издержек.
- Реструктуризация задолженностей (график
погашения задолженностей, льготное
налогообложение, инвестиционный налоговый кредит и др.).
- Ликвидность - состояние и структура оборотных
активов (запасы: материальные, НЗП, готовая
продукция, товары для перепродажи, дебиторская задолженность).
- Прибыльность: рентабельность продаж,
структура фондов.
- Финансовая устойчивость: соотношение
собственных и заемных средств, обладание необходимости величиной собственных оборотных средств.
- Деловая активность: оборачиваемость
дебиторской, кредиторской задолженностей,
производственных запасов.
- Рациональность управления оборотным
капиталом: управление формированием и
использованием оборотного капитала, отдельными его видами, функции управления, организационноуправленческая структура, персонал.
- Инвестиционная активность (инвестиции в основной капитал, долгосрочные финансовые вложения, доля собственных средств для инвестирования)
Подпрограммы НИОКР для улучшений, новых технологий, принципиально новой продукции, как мы полагаем, включают следующие параметры, показатели.
- Опросы, тестирование потребителей, анализ продаж, результаты НИР и разработки конкурентов; рекомендации основных клиентов, персонала службы сбыта, посредников.
- Доля новой продукции в объеме продаж.
- Доля импортозамещающей продукции в объеме продаж.
- Эффективность НИР: перспективность
использования результатов, масштаб реализации результатов, время реализации, завершенность.
- Эффективность ОКР: научно-техническая
новизна, производственная применимость,
коммерческая реализуемость.
- Результаты неосновных НИОКР:
конструкторская документация, лицензии, «ноу-хау», инжиниринговые услуги, диверсификация
деятельности.
Подпрограммы реструктуризации, внедрения новой техники, технологии, наряду с другими показателями, включают следующие параметры, показатели.
- Технический уровень основных цехов.
- Критерии выбора технологии для нового
продукта.
- Узкие «места» в оборудовании.
- Лицензии, патенты.
- Уровень сертификатов качества продукции.
- Потери от неиспользуемого оборудования.
- Степень удовлетворения технологической потребности в энергоресурсах.
- Потери от простоев оборудования, из-за необеспеченности энергоресурсами.
Подпрограмма формирования
интегрированных бизнес-структур может содержать параметры, показатели.
- Удельный вес межотраслевого обмена до и после объединения.
- Количество высоких технологий.
- Ассортимент (старый, новый).
- Инвестиции на научно-техническое развитие, в том числе из Единого фонда интегрированной структуры.
- Собственные средства предприятий и организаций, бюджетные, целевых программ.
- Выручка от продаж без повторного счета (предприятия, компании).
- Общий экономический эффект от создания интегрированной структуры (с учетом дисконтирования) - Эис.
Эис = АДИс - Р, где АДИс - прирост добавленной стоимости по совокупности входящих в ИС предприятий; Р - общие расходы на создание ИС;
Дис = ФОТ + ЕСН + А + Н + ПР, где ФОТ -фонд оплаты труда, ЕСН - отчисления на социальные нужды, А - амортизация, Н - налоги, включаемые в себестоимость, ПР - чистая прибыль.
Конечными (целевыми) показателями
целевой комплексной программы являются экономический рост - рост объема продаж, коммерческая и бюджетная эффективность, срок окупаемости затрат, в том числе региональных, улучшение социальных параметров: дополнительные рабочие места, рост средней заработной платы.
Теория и практика планирования деятельности предприятия (реструктуризации, реформирования, антикризисных мер,
инвестирования и др.) обширна, разнообразна, но можно с уверенностью сказать, недостаточно обоснованы. Планирование не обеспечивается
всесторонним анализом состояния предприятия и тенденцией его изменения; недостаточны или вообще отсутствуют обоснования проблем, целей, приоритетов, стратегий; игнорируются
диалектический и системный подходы, хотя бы потому, что отсутствует измерение явлений в нефинансовых подсистемах предприятия
(качественные и количественные показатели). Следовательно не осознается нарастание количественных изменений и диалектический
переход к новым качественным явлениям, недостаточно используется метод инженерно-
экономических расчетов, отсутствует обоснование факторов развития подсистем предприятия, в том числе приоритетных; не согласуется (а чаще даже не разрабатывается) система планов: региональный и предприятия, стратегический и тактический; не применяется программный метод, как и проектирование, поскольку не различаются программируемые и непрограммируемые явления; совершенно не определено место программы, а в определенной степени проектов и планов. Не полностью сформирована нормативная база для планирования на разных уровнях планового управления (народное хозяйство, отрасль, регион, предприятие), не разработана классификация норм и нормативов в пофакторном разрезе.
Теория и практика планирования, по нашему мнению, могут быть улучшены на основе научного подхода к системе планирования развития предприятия, который предполагает методические положения по проведению анализа состояния предприятия и тенденций его изменения, выявлению факторов развития, типичных проблем предприятий, стадий развития; определению системы целей и стратегий, приоритетов; содержит рекомендуемые к рассмотрению предприятиями комплексные целевые программы и их подпрограммы, проекты, отдельные показатели (для анализа и планирования) подпрограмм предприятия.
Литература
1. Дукер П. Экономические задачи и оптимальные решения / П. Дукер; пер. с англ. М. Котельниковой. М.: ФАИР - ПРЕСС, 2003. 288 с.
2. Индикативное планирование: Теория и пути совершенствования. СПб.: Знание, 2000. 96 с.
3. Круглов М.И. Стратегическое управление компании: учебник для вузов / М. И. Круглов. М.: Русская деловая литература, 1998. 768 с.
4. Модернизация предприятий: факторы и
стратегии / под ред. В. Н. Эйтингона. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. 172 с.
5. Шапиро В.Д. Управление проектами / В.Д. Шапиро. СПб., 2004. 664 с.
6. Шумпетер И. Теория экономического развития / И. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
7. Пидоймо Л. П. Планирование модернизации промышленных предприятий: методологические и методические аспекты: монография / Л. П. Пидоймо. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. 232 с.
Ключевые слова: планирование, целевые
программы, мотивация