ЮБИЛЕЙ ИНСТИТУТА
УДК 372.862
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОИСКИ И НАУЧНЫЕ
РЕШЕНИЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДИДАКТИКА»
В статье рассматриваются достижения и результаты деятельности ученых и методистов, занимающихся вопросами создания средств обучения и разработкой методик их использования, выделяются основные направления исследований, характеризуются их важнейшие результаты и вклад в педагогическую практику, определяется стратегия дальнейшего развития информационно-образовательной среды.
Ключевые слова: школьное оборудование; средства обучения, инструментальная дидактика, дидактика и методика школьного оборудования, комплексы средств обучения, кабинетная система.
Современная общеобразовательная школа может эффективно функционировать только при условии наличия системы школьного оборудования, представляющей упорядоченное множество взаимосвязанных средств обучения, школьной мебели и приспособлений, предназначенных для решения учебно-воспитательных задач и обладающих целостностью, структурой и интерактивным качеством.
Насколько значимо влияние дидактической проблемы школьного оборудования, можно судить
Как цитировать статью: Назарова Т. С., Тихомирова К. М. Методические поиски и научные решения основоположников направления «Инструментальная дидактика» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018, № 1 Том.2 (47). С. 169-182.
Т. С. Назарова
Доктор пед. наук, член-корреспондент РАО, профессор, заведующая Центром средств обучения, Институт стратегии развития образования РАО, г.Москва E-mail: [email protected] Tatyana S. Nazarova Dr. Sc. (Education), Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of the Centre of Learning Tools, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
К
К. М. Тихомирова
Канд. пед. наук, доцент, ст. науч. сотрудник, Институт стратегии развития образования РАО, г.Москва E-mail: [email protected] Ksenya M. Tikhomirova PhD (Education), Associate Professor, Senior Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
по проведенным в прошлом столетии выставкам под общим названием Didacta в разных странах Европы: ФРГ, Чехословакии, Венгрии, Болгарии. В Москве международная выставка «Школьное оборудование-73» прошла в январе 1973 года в Сокольниках. Отечественные выставки, проводимые в Сокольниках и на ВВЦ и посвященные проблемам образования, постоянно включают в составе экспозиции средства обучения, комплексы, кабинеты и их фрагменты, разработанные сотрудниками Института школьного оборудования и технических средств обучения (НИИШОТСО).
Средства обучения (СО) использовались в школе с древних времен, но особое внимание педагогов они привлекли в период борьбы со схоластической школой в связи с работами чешского педагога Я. А. Коменского, в России — с учением К. Д. Ушинского.
Исторически сложилось, что преподавание гуманитарных и естественнонаучных предметов тесно связано с использованием средств наглядности. Однако реализация принципа наглядности применительно ко всему учебному процессу была невозможна без необходимого и достаточного фонда наглядных пособий. Вместе с тем одно наличие пособий не решало проблемы эффективности и качества обучения. Содержание средств наглядности, их классификация, принципы построения, а также их промышленное производство являлись требованиями времени.
Необходимой становилась иная, чем была ранее, образовательная среда, приспособленная к специфике предметного и межпредметного обучения и воспитания, внедрению технических средств и новых прогрессивных форм и методов обучения. Решению этих задач был придан высокий государственный статус, определяемый соответствующими
И. Ю. Кудина
Кандидат пед. наук, доцент, ст. науч. сотрудник, Институт стратегии развития образования РАО, г.Москва
E-mail: [email protected] Irina Yu. Kudina
PhD (Education), Associate Professor, Senior Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в том числе «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972), а также о переводе школ на кабинетную систему к 1980 году.
Одна из первых задач — разработка общей классификации средств обучения — послужила основой определения функциональных качеств при проектировании средств обучения и признания необходимости интеграции их в учебно-методический комплекс (УМК), а также для создания систем средств обучения и информационно-предметных сред по отдельным предметам.
Под учебным оборудованием (УО), которое составляет часть учебно-материальной базы, понимают совокупность материальных средств обучения, аппаратуру, приспособления для демонстрации и хранения средств обучения, оргтехнику, материалы, специализированную школьную мебель, используемые для оснащения учебных подразделений школы.
Средства обучения — материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности.
Современная система средств обучения включает шесть подгрупп: натуральные объекты, модели, приборы, печатные, экранно-звуковые и электронные пособия.
Широкое развитие средств обучения и их комплексов в предыдущем столетии способствовало формированию специального направления педагогики — дидактики средств обучения, получившего в предметных методиках отражение в качестве отдельного раздела методики создания и использования средств обучения. Современный процесс обучения невозможен без использования в нем средств обучения, начиная от простейших наглядных пособий и заканчивая сложными электронными приборами, а сфера применения СО в процессе обучения по сути дела безгранична, что связано с бурным развитием техники и промышленности. В связи с этим возникают проблемы дальнейшего совершенствования средств и среды обучения в образовании. Они касаются прежде всего места и функций средств обучения как носителей и трансляторов учебной информации, конструкторов педагогических технологий, приемов, методов и форм их встраивания в деятельность учащихся и педагога [2].
Мир средств обучения оказался значительно сложнее, чем это виделось
первопроходцам наглядности. Использование средств обучения в учебном процессе и сформированная с их помощью школьная окружающая среда должны обеспечивать формирование всех сторон личности: умственную культуру человека, нравственную, трудовую, художественную, коммуникативную, физическую культуру. Средства обучения должны быть научны, наглядны, интересны школьникам, должны учитывать возрастные особенности восприятия наглядного материала.
Понимание дидактической, технологической, технической роли средств обучения в образовательном процессе привело к созданию учебной индустрии. В 1965 году в составе АПН был организован НИИ школьного оборудования и технических средств обучения (НИИШОТСО). Ядром Института стали лаборатория учебного кино, радио и телевидения (А. М. Гельмонт, Н. М. Шахмаев), лаборатория наглядных пособий и мастерские по изготовлению образцов учебных приборов (И. В. Козырь) нашего Института — тогда НИИ общего и политехнического образования. Эти лаборатории были созданы по инициативе С. Г. Шаповаленко еще в стенах НИИ методов обучения, в котором он работал с 1944 года сначала заведующим лабораторией методики химии, а затем директором.
Проектирование школьного оборудования в этот период приобрело системный характер. Так в педагогике появилось новое направление — дидактика и методика школьного оборудования. Основателем научной школы в этой сложной области педагогики по праву считается Сергей Григорьевич Шаповаленко — первый и бессменный в течение 20 лет директор НИИШОТСО.
За прошедшие четыре десятилетия не раз менялось название Института: НИИШОТСО, НИИ средств обучения и учебной книги, Институт средств обучения. В настоящее время это Центр средств обучения ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Изменение названий означало не просто смену вывески, а серьезные коррективы в целевых установках исследований. Но среди педагогической общественности наш Центр до сих пор, как ни странно, остается известным под брендом НИИШОТСО.
Из разработки отдельных средств обучения для школы благодаря появлению НИИШОТСО стала развиваться система не только создания СО, но и технологии их использования (см. Схему 1).
В разносторонней деятельности института методические исследо-
вания занимали основное место: методика закладывалась уже на этапе планирования, конструирования и создания средств обучения [3].
Схема 1. Теоретические и прикладные направления научно-исследовательской опытно-конструкторской работ (НИОКР)
Об учениках и ведущих сотрудниках
Создание Института стало началом взращивания нового поколения исследователей и методистов. Научные исследования, равно как и в последующие годы, велись в двух основных направлениях: теоретическом и прикладном, но неизменно сохраняли междисциплинарный характер.
Теоретические основы создания и использования средств обучения были исследованы применительно практически ко всем частным методикам (работы Л. П. Прессмана, Т. С. Назаровой, Е. С. Полат, Л. М. Зельмановой, Л. С. Зазнобиной, Н. А. Пугал, А. В. Николаенко, Д. И. Полторака, О. А. Кожиной, К. М. Тихомировой, Ю. А. Барышевой, Н. И. Аппарович, А. А. Грабецкого, И. М. Румянцева и др.).
Прикладные исследования традиционно связаны с созданием образцов
тех или иных средств обучения, исходных требований на разработку конкретных средств обучения, разработкой Перечней учебного оборудования с учетом региональных, национально-культурных особенностей.
Имена ведущих методистов стали известны широкой педагогической общественности, их монографии, учебники, средства обучения и методические пособия являлись основой работы учителей-практиков в нашей стране и за рубежом. Институт выступал законодателем развития методики использования средств обучения.
Имя Л. П. Прессмана связано с бурным распространением в стране технических средств. Он был исследователем, пропагандистом, талантливым учителем, автором десятков учебных диафильмов, кинофильмов, телепередач по литературе, кинофильмов по педагогике («Педагогические ситуации»). Им написано несколько книг, посвященных использованию экранно-звуковых средств в учебном процессе.
При повышенном интересе педагогической общественности к использованию технических средств обучения ведущие научные сотрудники НИИШОТСО не забывали и о традиционных средствах, являющихся бесценной сокровищницей педагогического опыта, методических традиций.
Исследования Л. М. Зельмановой в области создания и методики использования традиционных наглядных пособий (таблицы, дидактический раздаточный материал) для уроков русского языка и развития речи пополнили фонд средств обучения уникальными пособиями, способствующими воспитанию культуры речи и речевого общения. Методика использования различных источников информации для организации коммуникаций, предложенная Л. М. Зельмановой, легла в основу курса риторики. Для студентов-филологов педагогических вузов ею был разработан и введен в практику спецкурс подготовки будущих учителей [1].
Развитие и совершенствование методической школы по использованию средств обучения касалось не только гуманитарных, но и естественнонаучных дисциплин. Проблемы учебного оборудования для физики исследовала группа под руководством Б. С. Зворыкина, А. А. Покровского и И. М. Румянцева. Дидактике и методике проектирования и использования системы средств обучения химии в рамках продолжения лучших традиций научно-методической школы посвящены работы А. А. Грабецкого, Т. С. Назаровой, Л. С. Зазнобиной. К ним отнесены вопросы создания и использования оборудования для различных форм эксперимента, моделей, экранно-звуковых средств, а также разработки дидактических
приемов использования различных видов средств обучения на основе вновь созданного учебного оборудования.
Аналогичные исследования проводились Н. А. Пугал и А. М. Розенштейном в области материально-технического и методического обеспечения курсов биологии и естествознания в школе. Результатом этих исследований стали не только библиотека учителей-предметников, но натуральные модели кабинетов для городских и сельских малокомплектных школ. Примечательно, что все исследования и разработки проводились совместно с предметными лабораториями Института содержания и методов обучения. Отметим в этом плане роль заведующего лабораторией сельской школы доктора педагогических наук, профессора Г. Ф. Суворовой. В результате совместной работы были созданы и внедрены в практику интегрированные кабинеты малокомплектных школ и варианты их обеспечения учебным оборудованием.
Методики создания и использования средств обучения отражены в научных публикациях на следующие темы:
- организационно-педагогические основы совершенствования кабинетной системы в школе (Т. С. Назарова);
- технические средства обучения в средней школе (Л. П. Прессман);
- новые педагогические информационные технологии, метод проектов на уроках иностранного языка, дистанционном обучении (Е. С. Полат);
- внедрение новых информационных технологий в учебный процесс школы (И. В. Роберт);
- проблемы педагогической эффективности средств обучения (Т. С. Назарова, Е. С. Полат, Е. В. Волошинова);
- организация разработки, производства и снабжения школ учебным оборудованием (В. И. Козырь, А. Я. Сова);
- обеспечение качества средств обучения на всех этапах его создания и использования.
Новшества методического характера, связанные с техническими особенностями построения (композиции) экранно-звуковых средств, впервые введены именно научными сотрудниками Института. Педагогическим эффектом, например, стоп-кадра пользовались Л. П. Прессман и Е. Е. Соловьева. Стоп-кадр — прием, при котором возникает эффект остановки движения. В учебном кино он служит для ограничения фрагментов, выделения особо важной детали, обозначения конца фильма.
Впервые в школьном образовании телевизионные уроки, подготовленные научными сотрудниками лаборатории учебного кино, радио и телевидения, транслировались Центральным телевидением прямо непосредственно на урок во время занятий в школах. Интересные методические находки при проведении таких уроков ввел Л. П. Прессман, когда с экрана обращался к учащимся с вопросом, успевают ли они его записать, все ли им понятно в содержании передачи, что явилось предтечей последующей интерактивной коммуникации.
Телевизионные уроки вносили заметные новации в организацию натурного эксперимента по естественнонаучным предметам, способствуя развитию инструментальных приемов наблюдения. Д. И. Полторак на первом телевизионном уроке по ботанике, посвященном строению кожицы лука, показал детям картинку, которую они должны увидеть в микроскоп. Этот прием работы с микроскопом при просмотре видео сэкономил учителю не одну минуту урока по настройке микроскопов учащимися. Наглядность как дидактический принцип на данном конкретном примере проявила себя со 100% отдачей.
Диссертационное исследование К. М. Тихомировой об условиях эффективного использования учебных диафильмов способствовало введению в практику создания этого вида экранных пособий понятие субтитра. Субтитр — покадровый текст к изображению на диакадре, кинокадре. Роль субтитра в диафильме значительна: он (так же, как и изображение) передает последовательность фактов, событий, действий, управляет ритмом восприятия экранного материала, осознания зрительного ряда. Введение субтитров положило начало проектированию экранных средств обучения, предполагающих рациональное соотношение текстового и изобразительного материала. Впоследствии, с появлением технических средств, эта идея получила развитие при создании различных мультимедиа учебного назначения. К. М. Тихомирова также впервые ввела в учебный диафильм кадры без субтитров («Красные башмачки») для организации самостоятельной работы младших школьников. Этот прием затем широко использовался авторами диафильмов и студией «Диафильм» применительно ко всем учебным дисциплинам [1].
Полученные результаты теоретико-практических исследований научной школы позволили дать обоснование сложившемуся за последние десятилетия новому направлению (категории) общей дидактики, названному «инструментальной дидактикой», раскрывающей зако-
номерности системно-деятельностного инструментального подхода в образовании через триаду взаимосвязи «средства-среды-технологии» обучения, воспитания и развития. Этот подход позволил осуществить разработку четырехуровневой методологии, охватывающей философский, педагогический, инструментально-дидактический и узкоспециализированный уровни. Разработанная методология позволила перейти к теории и практике создания систем средств обучения по предметным областям; культуротворческой среды обучения и воспитания как источников содержания образования, способов его трансляции и усвоения; к проектированию когнитивных технологий на основе традиционных и электронных средств обучения в контексте теории самоорганизации и оптимизации обучения как фактора трансформации постнеклассиче-ского научного знания в учебные предметы с учетом концепции ФГОС [2].
Результаты этой работы обобщены под научным руководством Т. С. Назаровой и представлены в коллективной монографии «Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения» (2012 г., 27,7 п.л.), а учебная программа курса инструментальной дидактики для преподавания в рамках дополнительного образования (программа «Преподаватель») была апробирована на факультете педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова.
Научной школой под руководством Т. С. Назаровой осуществлена разработка проекта стандарта учебно-материальной базы школ — основы материально-технического и научно-методического обеспечения основных образовательных программ ФГОС:
• определена методология формирования норм различных видов учебного оборудования, образовательной среды, моделей учебных кабинетов и общих подразделений школы, являющихся необходимым условием развития современной школы, и требований к их созданию и использованию;
• созданы методика и технология сертификации продукции учебного назначения и среды жизнедеятельности школы на основе требований педагогической эргономики, ориентированной на разработку необходимого и достаточного учебного оборудования, инструментального и технологического оснащения среды жизнедеятельности школы, обеспечение безопасности, удобства и технологичности образовательного процесса, сохранение здоровья обучающихся и педагогов [3].
Результаты исследования представлены в монографии «Теоретические основы стандарта учебно-материальной базы общего среднего образования» (2014 г., 10 п.л.).
Важным научным вкладом в исследование проблемы качества и педагогической эффективности учебного оборудования явилось создание (также под руководством Т. С. Назаровой) единственной в России системы «УЧСЕРТ» по сертификации средств обучения и образовательных услуг, зарегистрированной Госстандартом РФ 28.02.97 г. Орган по сертификации в течение 18 лет осуществлял мониторинг качества и независимую экспертизу производимого оборудования учебного назначения на соответствие педагогико-эргономическим требованиям с выдачей соответствующего сертификата. Организационная работа с документами, сопряженная с исследовательскими процедурами, осуществлялась под руководством Е. В. Волошиновой.
На основе разработанных педагогических метрик апробирована в практике школы методика аттестации кабинетов, позволяющая оценить уровень их организации, оснащения, возможности применения рациональных форм и методов обучения. Методика успешно применена в отечественной практике и за рубежом — в школах Венгрии, Болгарии, Восточной Германии (бывшей ГДР), а также была использована Ассоциацией педагогических измерений ЮНЕСКО.
Концепция новой школы, разработанная под руководством Т. С. Назаровой, реализована также на примере предложенного проекта нормативных и методических материалов, используемых при организации отдельных подразделений школ и школьных комплексов в рамках конкретной предметной области.
Разработка и создание актуальных по содержанию, жанру, технологиям средств обучения были и остаются главными компонентами прикладных и теоретических исследований. Практическими выходами являются таблицы, карты, раздаточные и демонстрационные материалы, комбинаторные (комбинированные) средства обучения, экранно-зву-ковые и электронные образовательные средства, коллекции и модели, приборы и лабораторные принадлежности (в целом более 5,5 тысяч пособий за время существования школы, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса). И особенно важно, что все средства обучения, разработанные научными сотрудниками, проходили экспериментальную проверку, прежде чем получали рекомендации
к тиражированию для школ страны. Экспериментальные школы № 625 и № 204 Академии педагогических наук СССР являлись базой, апробирующей требования к созданию и дальнейшему использованию вновь разрабатываемых средств обучения.
Внедрение компьютерных технологий изменило средовый ландшафт использования средств обучения. Стало возможным говорить о системе мультимедиа. К среде системы мультимедиа относится и ученическая аудитория. Отношения экранно-звуковых средств (ЭЗС) с ученической средой чрезвычайно сложные и неоднозначные. Принадлежность ЭЗС к искусству в определенном отношении усложняет и делает частично непредсказуемой связь ЭЗС с аудиторией учащихся. Связь прежде всего объясняется и определяется спецификой системы ЭЗС, опытом аудитории и ее умением расшифровывать код ЭЗС.
Средой по отношению к системе являются и другие системы СО, составляющие полисистему учебного оборудования. Подлинный педагогический смысл этой взаимосвязи систем раскрывается только в момент взаимодействия различных СО, входящих в комплекс СО. Действие комплекса не есть сумма действий составляющих, итоговое воздействие комплекса принципиально отлично, своеобразно и как средства обучения, и как средства воспитания.
Известное ныне понятие «учебно-методический комплекс» было введено С. Г. Шаповаленко и определено как совокупность взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга компонентов, необходимых и достаточных для успешного решения учебно-воспитательных задач. Впоследствии этот термин был отнесен в основном к печатной продукции и использовался в полной мере издательством «Просвещение». Была разработана общая теория создания и комплексного использования школьного оборудования, технических средств обучения и воспитания. Первичные комплексы по всем предметам были представлены в так называемых технологических картах создания тематических комплексов средств обучения, которые затем были интегрированы в систему по предметным курсам.
С появлением средств информационных технологий новые подходы были реализованы в начале 2000-х годов при создании комбинаторных (комбинированных) средств обучения, включающих традиционные и электронные носители информации. Лабораторией средств обучения русскому языку и литературе разработаны серии комплектов, охватыва-
ющие весь курс предмета «Литература» (Кудина И. Ю., Емельянова М. Л., Пименова В. Н.).
Создание средств обучения и комплексов учебного оборудования для преподавания предметных областей в общеобразовательной школе осуществлялось вкупе с разработкой новых образцов мебели и приспособлений, а также аудиовизуальных средств (кино, радио и телевидения) в учебно-воспитательном процессе. Основной акцент был сделан на методику использования учебного оборудования, кабинетную систему в практике работы школ, проектирование и оборудование зданий школ будущего.
Огромный вклад в разработку учебной мебели и приспособлений для школы, технологию педагогико-эргономического проектирования, разработку ГОСТов внесли Владимиров Я. В., Марков К. Н., Гузеева В. И.
Историю Института и Центра на протяжении всех прошедших десятилетий мы видим как единое целое. В течение всех этих лет мы решаем одну большую и сложную задачу, реализация которой должна облегчить, реорганизовать условия работы учителя и учащихся. Результаты исследований изложены в книгах, написанных сотрудниками. Книг издано много, и они, мы надеемся, либо уже стали, либо станут настольными книгами учителей.
Прежде всего это касается серии книг по кабинетной системе, включенной в Библиотеку учителя («Кабинет русского языка», «Кабинет литературы», «Кабинет математики», «Кабинет истории», «Кабинет географии», «Кабинет биологии», «Кабинет иностранного языка», «Кабинет химии», «Кабинет физики» и др.). Это книги по методике использования средств обучения в курсах различных дисциплин («Использование кино и телевидения для развития речи учащихся (на уроках русского языка и литературы)», «Использование средств обучения на уроках биологии», «Использование средств обучения в преподавании географии», «Использование средств обучения в преподавании истории», «Методика использования средств обучения иностранному языку в языковой лаборатории профтехучилища», «Использование учебного оборудование на уроках химии», «Наглядность в преподавании русского языка»). Отдельную группу составляют книги по техническим средствам обучения (ТСО): «Технические средства обучения в средней школе», «Методика применения экранно-звуковых средств в учебном процессе», «Дидактические основы использования ЭЗС в средней школе», «Видеозапись в школе»
и др. Новые тенденции в области дидактики, развития современных средств обучения отражены в публикациях: «Средства обучения: технология создания и использования», «Новые педагогические технологии», «Компьютерные телекоммуникации — школе», «Медиаобразование».
Сфера исследований в области создания и использования средств обучения сегодня необычайно широка и связана прежде всего с развитием инструментально-деятельностной компоненты предметных методик и дидактики.
Исследования современного периода опираются на создание междисциплинарных комплексов средств обучения, что требует внедрение в образование и повседневную жизнь новых технических средств и информационных технологий, на базе которых рождаются новые методики и педагогические технологии. Так, например, систему мультимедиа следует рассматривать в развитии, в движении. Сегодня можно говорить лишь о начальной фазе исследования этой системы. Структура этой новой системы ЭЗС основывается на взаимосвязи традиционных и новых электронных средств, являя единство их многообразия. В основе этих исследований лежит системно-синергетический подход к проблемам обновления содержания образования и его инструментально-деятель-ностного воплощения.
Средства и условия обучения как материально-техническая компонента сегодня проектируются и внедряются в образовательный процесс во взаимосвязи со всеми другими структурными технологическими составляющими и знанием закономерностей их функционирования [2]. Эта взаимосвязь обусловливает способ системной организации деятельности и составляет сущностный, содержательный и технологический аспект функциональной грамотности не только школьника, но прежде всего педагога. Такой подход означает необходимость преобразования дидактического ландшафта образовательного процесса: модернизации принципов и императивов, операций и процедур, правил и норм, инструментария и среды, обеспечивающих доступ к информации и возможность ее выбора, превращение в новое знание, проверку его достоверности, владение способами его освоения и применения при решении разнообразных задач в рамках научно- и учебно-познавательной деятельности.
Литература
1. Мультимедиа в школе. Справочник. / Редактор-составитель проф. Л. П. Прессман. М.: Калуга: Калужская типография стандартов, 1994. 197 с.
2. Назарова Т. С., Тихомирова К. М., Кудина И. Ю. и др. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения / ФГНУ Институт содержания и методов обучения РАО / под ред. Т. С. Назаровой. М.: СПб.: Нестор-История, 2012. 436 с.
3. Назарова Т. С., Тихомирова К. М., Кудина И. Ю. и др. Научная школа С. Г. Шаповаленко (руководитель Т. С. Назарова) «Школьное оборудование и технические средства обучения. Инструментальная дидактика» / ФГБНУ ИСРО РАО; под ред. Т. С. Назаровой. М., 2016. 32 с.
METHODICAL SEARCHES AND SCIENTIFIC DECISIONS OF THE FOUNDERS OF THE "INSTRUMENTAL DIDACTICS" DIRECTION
The authors of the article consider the achievements and results of the activity of scientists and methodologists, who are engaged in the creation of learning tools and the development of methods for their use. The authors identify the main areas of research, characterize the most important results of these studies and their contribution to pedagogical practice. The article defines the strategy for further development of the information and educational environment.
Keywords: school equipment; learning tools; instrumental didactics; didactics and methods of school equipment; complexes of learning tools; cabinet system.
References
• Multimedia v shkole. Spravochnik. / Redaktor-sostavitel' prof. L. P. Pressman. M.: Kaluga: Kaluzhskaja tipografija standartov, 1994. 197 s.
• Nazarova T. S., Tihomirova K M., Kudina I. Ju. i dr. Instrumental'naja didaktika: perspektivnye sredstva, sredy i tehnologii obuchenija / FGNU Institut soderzhanija i metodov obuchenija RAO / pod red. T. S. Nazarovoj. M.: SPb.: Nestor-Istorija, 2012. 436 s.
• Nazarova T. S., Tihomirova K M., Kudina I. Ju. i dr. Nauchnaja shkola S. G. Shapovalenko (rukovoditel' T. S. Nazarova) «Shkol'noe oborudovanie i tehnicheskie sredstva obuchenija. Instrumental'naja didaktika» / FGBNUISRO RAO; pod red. T. S. Nazarovoj. M., 2016. 32 s.