8. Макарова С.Н. Особенности аудита эффективности использования государственных средств в условиях программного бюджета // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - № 4. - С. 211-219.
9. Юдина Г.А. Стандарт № 8: проблемы применения // Аудит и налогообложение. - 2009. - № 6.
УДК 631.158:331.5 Н.М. Едрёнкина
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТИПИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА
Определены методические подходы к типизации сельских территорий регионов Сибири с использованием методов построения типологий по группам социально-экономических показателей. Обоснованы приоритетные направления устойчивого развития сельских территорий в условиях ВТО.
Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, типизация, регионы, приоритетные направления, диверсификация, ВТО.
N.M. Edryonkina
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE TYPIFICATION OF THE REGION RURAL TERRITORIES
The methodological approaches to the rural territory typification of the Siberian regions with the use of methods for developing typologies according to the socio-economic indicator groups are defined. The priority directions of the rural territory sustainable development in the WTO conditions are substantiated.
Key words: sustainable development, rural territories, typification, regions, priority directions, diversification, WTO.
Введение. Уровень социально-экономического развития сельских территорий постепенно снижается. Ухудшаются демографическая ситуация и экологическая обстановка, стареет сельское население, продолжается отток молодежи из села в город. В связи с этим перед экономической наукой и органами управления АПК стоит задача по разработке мер, направленных на существенное улучшение ситуации на селе. Практика показывает, что на эффективность решения этой задачи влияет множество факторов, одним из которых является наличие научно обоснованной типизации сельских территорий.
Изучение закономерностей территориальной организации хозяйства в сельской местности и ее типизация становятся все более актуальными как в теоретическом, так и в практическом плане.
Цель исследования. Определить методические подходы к типизации сельских территорий региона. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи: изучить отечественные и зарубежные подходы к типизации сельских территорий; определить методические подходы к типизации сельских территорий региона; обосновать приоритетные направления устойчивого развития сельских территорий в условиях ВТО.
Методы проведения исследования: абстрактно-логический, системного анализа, экономико-статистический (построение деревьев классификации и корреляционно-регрессионный анализ); факторный, расчётно-конструктивный и др. Методологическую основу составили комплексный, программно-целевой, интегрированный и системный подходы при решении определённых задач. Исследование проводилось в 2013 г. по регионам Сибири.
Результаты исследования. Типология сельских территорий представляет собой научное обобщение данных о социально-экономическом состоянии сельской местности, при котором территории со схожими характеристиками объединены в один тип. Каждый тип отличается от других четко определенными количественными и качественными характеристиками.
В исследованиях использованы три группы типологии: простая - на основании одного показателя, перекрёстная и сложная [1].
При определении методического подхода к типизации сельских территорий регионов Сибирского федерального округа (СФО) использованы методы построения типологий по группам показателей, характеризую-
щим демографическое развитие и структуру расселения, занятость и доходы сельских жителей, развитие сельской социальной инфраструктуры, уровень развития сельского хозяйства, экологическую ситуацию [2-9].
Разделение регионов СФО на типы по характеру демографического развития позволило выявить регионы, схожие по соотношению естественного и миграционного прироста, а также выделить типы по степени тяжести демографических проблем. За основу типизации было принято сальдо миграционного и естественного прироста, характеризующее темп и величину прироста или убыли сельского населения. По его значению регионы были разделены на четыре типа: I - с растущей численностью (годовой показатель более 2 %); II - со стабильной численностью (от -2 до 2 %); III - с умеренной убылью (10 %); IV - с высокой убылью (более 10 %).
В результате типизации по характеру демографического развития были выявлены регионы с умеренной убылью населения, с преобладанием убыли за счёт миграции, к которым относятся республики Тыва, Хакасия; Томская, Иркутская, Новосибирская, Омская области; и регионы с высокой убылью, с преобладанием убыли за счёт миграции: Республика Бурятия, Красноярский, Алтайский, Забайкальский края, Кемеровская область. Регионы с умеренной и высокой убылью сельского населения, происходящей преимущественно за счёт миграционного оттока, составляют основную часть.
Типология регионов по характеру расселения позволяет учитывать названные характерные параметры при формировании политики устойчивого развития сельских территорий: принятие мер для оздоровления демографической ситуации, поощрения экономического развития, улучшения инфраструктуры сельской местности. При типизации регионов округа по данному критерию были использованы следующие показатели: плотность сельского населения, человек на 1 кв. км; процентная доля в населенных пунктах численностью менее 100 чел., 500 чел., 1000 чел., 5000 чел.
В качестве ведущего показателя был принят показатель плотности сельского населения, на основании его значений были выделены типы регионов:
I - с высокой плотностью (от 10 до 80 чел. на 1 кв. км); II - со средней (от 1 до 10 чел. на 1 кв. км); III - с низкой плотностью (до 1 чел. на 1 кв. км).
В основании деления на подтипы лежали показатели людности сельских поселений. В качестве критерия в выделении подтипа с мелкоселенным расселением выступали показатели процентной доли населения, проживающего в населенных пунктах с числом жителей менее 100 чел. и менее 500 чел. Для выделения регионов с крупноселенным расселением использовался показатель процентной доли сельских жителей, проживающих в населенных пунктах с числом жителей более 1 тыс. чел., регионы со среднеселенным расселением выделялись по остаточному принципу. Красноярский, Забайкальский края, Иркутская область, Республика Тыва характеризуются низкой плотностью сельского населения, крупноселенным либо средне-селенным расселением. Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области, республики Алтай, Бурятия, Хакасия, Алтайский край характеризуются средней плотностью населения.
Для типологии регионов по источникам доходов были использованы показатели процентной доли сельского населения, указавшего в качестве одного из основных источников доходов (результаты переписи 2010 г.): трудовую деятельность, ведение личного подсобного хозяйства, государственную пенсию.
В качестве основного типообразующего признака было принято преобладание у населения одного из трех источников доходов. Были выделены следующие типы: I - регионы с преобладанием населения, для которого основным источником дохода является трудовая деятельность; II - регионы с преобладанием населения, для которого основным источником дохода является личное подсобное хозяйство; III - регионы с преобладанием населения, для которого основным источником дохода является государственная пенсия.
Для выделения подтипов в рамках вышеперечисленных типов были использованы показатели процентной доли населения, указавшего два других источника доходов. В качестве пограничного значения для выделения подтипов было принято значение 10 %. В результате были получены 2 типа регионов СФО по источникам доходов сельского населения. Как следует из полученной типологии, наиболее распространенными вариантами структуры доходов сельского населения являются преобладание доходов от трудовой деятельности в сочетании с доходами от ЛПХ и государственной пенсии (Республика Бурятия, Забайкальский, Красноярский края, Омская, Томская, Кемеровская области), а также преобладание доходов от ЛПХ в сочетании с доходами от трудовой деятельности и пенсии (республики Алтай, Хакасия, Алтайский край, Иркутская и Новосибирская области).
Анализ уровня заработной платы производился на основе данных бюджетных обследований Росстата за 2012 г. [8].
Для типологии были выбраны показатели: величина среднемесячной заработной платы одного работника в сельском хозяйстве; отклонение среднемесячной заработной платы от прожиточного минимума, %.
По распределению первого показателя были определены интервалы:
- менее 10 тыс. руб. - низкий уровень дохода;
- от 10 до 17 тыс. руб. - средний уровень (с учетом общероссийского показателя, который составляет 17266,4 руб.);
- более 17 тыс. руб. - высокий уровень.
При анализе регионов с отклонениями величины среднемесячной заработной платы от прожиточного минимума были определены типы регионов.
1. Прожиточный минимум выше величины среднемесячной заработной платы - таких регионов в СФО нет.
2. Незначительное превышение среднемесячной заработной платы от регионального прожиточного минимума трудоспособного населения. К этой группе отнесены Республика Хакасия и Забайкальский край с низким уровнем. Такие регионы, как республики Тыва, Алтай, Бурятия, Алтайский и Красноярский края, Новосибирская и Омская области, - со средним и высоким уровнем.
3. Значительное превышение среднемесячной заработной платы от регионального прожиточного минимума трудоспособного населения наблюдается в 3 регионах - это Кемеровская, Томская и Иркутская области.
Для построения типологии по структуре занятости сельского населения были использованы следующие показатели: занятые в сельском хозяйстве, процент от общего числа занятых в отраслях экономики; занятые в других сферах экономики села. В качестве основного критерия для выделения типов был использован показатель процентной доли сельских жителей, занятых в сельском хозяйстве. Пороговыми значениями для интервалов были выбраны 30,8 и 57 %. Иркутская и Омская области характеризуются высоким уровнем занятости в сельском хозяйстве (57 %) с небольшой долей населения, занятого в других сферах экономики села, в основном в сфере услуг.
К среднему уровню занятости в сельском хозяйстве относятся республики Алтай, Бурятия, Красноярский, Забайкальский, Алтайский края, Томская, Новосибирская области.
Такие регионы, как республики Тыва, Хакасия, Кемеровская область, характеризуются низким уровнем занятости в сельском хозяйстве.
Для построения типологии регионов СФО по уровню развития социальной и инженерной инфраструктуры были использованы такие показатели: количество школ на 10 тыс. сельского населения; количество врачей на 10 тыс. сельского населения; количество фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) на 10 тыс. сельского населения; площадь жилых помещений на 1 сельского жителя, кв.м; количество учреждений куль-турно-досугового типа на 10 тыс. сельского населения, ед.; оснащение сельских домов канализацией, %; оснащение сельских домов водопроводами, %; удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованной газом, %.
Для расчета суммарного показателя использован балльный метод. Сначала регионы были проранжи-рованы по показателям и выделены группы со средними, ниже и выше среднего значениями показателей. Затем подсчитали совокупный взвешенный балл по всем показателям. Распределение между группами основных и дополнительных показателей произведено экспертно.
Анализ массива данных по распределению суммарного показателя с помощью гистограммы позволил выделить три типа регионов:
Так, в тип I вошли республики: Алтай, Хакасия, Бурятия, Тыва, - показатели развития инфраструктуры в которых преимущественно ниже средних по РФ (от 0,30 до 0,50). В тип II вошли Забайкальский, Алтайский края, Томская и Иркутская области, имеющие средние показатели развития инфраструктуры от 0,51 до 0,70. К типу III относятся Красноярский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская области, с показателями развития инфраструктуры выше среднего уровня (выше 0,71).
Развитие транспортной сети является важной составной частью инфраструктуры. Для анализа регионов по состоянию развития транспортной инфраструктуры использованы показатели: плотность автодорог общего пользования с твёрдым покрытием, км на 1 тыс. кв. км; плотность железнодорожных путей общего пользования (км путей на 10 тыс. кв. км территории). При сопоставлении показателей плотности автодорог и железных дорог выделили три типа: к типу I, с низкой плотностью путей сообщения, относятся 9 регионов (республики: Алтай, Хакасия, Бурятия, Тыва; края: Забайкальский, Красноярский; области: Иркутская, Омская, Томская), к типу II, со средней плотностью путей сообщения, относятся 4 региона (области: Новосибирская, Кемеровская, Омская, Алтайский край), к типу III, со степенью плотности путей сообщения выше среднего, относится один Алтайский край, и то по плотности автомобильных дорог, а по плотности железнодо-
рожных дорог он относится ко второму типу. Типология показала, что основная часть регионов СФО имеет низкую плотность путей сообщения.
При построении типологии регионов СФО по уровню развития сельского хозяйства были рассмотрены следующие показатели за 2007-2011 годы: численность сельского населения; производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств; численность занятых в сельском хозяйстве; количество сельскохозяйственных организаций, фермерских хозяйств; площади сельскохозяйственных угодий; валовой сбор основных культур; урожайность, производство молока и мяса, а также показатели в области механизации, химизации, экономики. При анализе уровня развития сельского хозяйства в регионах округа были построены и проанализированы матрицы корреляций, деревья решений и определены решающие правила, позволяющие вычислить ранг объёма сельскохозяйственной продукции региона на основании значений других показателей.
В качестве решающей переменной была выбрана продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий. Для упрощения процесса решения непрерывная переменная была заменена дискретной, с тремя значениями, соответствующими высокому, среднему и низкому уровню показателя продукции.
На основании показателей, характеризующих численность занятых в сельском хозяйстве, инвестиции в основной капитал, техническую оснащённость, топливную обеспеченность, построена типология регионов, нацеленная на раскрытие их потенциала в производстве продукции сельского хозяйства (табл.).
Сибирский федеральный округ является одним из наиболее неблагоприятных с экологической точки зрения регионов нашей страны. На основании таких показателей, как сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, млн куб. м; выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, тыс. т; улавливание загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, тыс. т; объем оборотной и последовательно используемой воды, млн куб. м; отходы производства и потребления, тыс.т, регионы разделены на типы.
Потенциал регионов-производителей сельскохозяйственной продукции
Тип регионов Подтип регионов Регионы СФО Характеристика
1 2 3 4
I - ведущие производители сельскохозяйственной продукции (в 2011 г. продукция сельского хозяйства превысила более чем на 60 млн руб.) 1а - СХО с высоким уровнем инвестиций в основной капитал АПК, достаточной технической оснащённостью и топливным обеспечением Алтайский край, Новосибирская область Превышены пороговые значения показателей по всем трём направлениям: инвестиции в основной капитал АПК составили соответственно 11149,7 и 8131 млн руб.; число зернокомбайнов - 4376 и 3371; дизельного топлива поставлено в СХО соответственно 250 и 175 тыс.т, площади сельскохозяйственных угодий, используемые предприятиями и организациями и др., - 10265,0 и 7542,1 тыс. га, уровень рентабельности, включая субсидии из бюджетов, - 16,9 и 16,9 %
1б - СХО с достаточной технической оснащённостью и топливным обеспечением Красноярский край, Омская область Инвестиции в основной капитал АПК составили соответственно 4666,8 и 4589,2 млн руб. Число зернокомбайнов и поставленное дизельное топливо в каждом из регионов превысили пороговые значения и составили соответственно 2600 и 1928 шт., 88,5 и 117,0 тыс.т, площади сельскохозяйственных угодий, используемые предприятиями и организациями и др., - 4612,8 и 6173,6 тыс. га, уровень рентабельности, включая субсидии из бюджетов, - 18,3 и 10,4 %
II - средние производители сельскохозяйственной продукции (в 2011 г. продукция сельского хозяйства превысила более чем на 26 млн руб., но менее чем на 60 млн р.) 2а - СХО с достаточной технической оснащённостью и топливным обеспечением Иркутская, Кемеровская области Инвестиции в АПК составили соответственно 2788,0 и 3217,2 млн руб. Число зернокомбайнов и поставленное дизельное топливо в каждом из регионов составили соответственно 894 и 700 шт., 43,5 и 57,5 тыс.т, площади сельскохозяйственных угодий, используемые предприятиями и организациями и др., -2322,6 и 2190,4 тыс. га, уровень рентабельности, включая субсидии из бюджетов, - 17,4 и 10,6 %
Окончание табл.
1 2 3 4
III - производящие малый объем сельхозпродукции (в 2011 г. продукция сельского хозяйства превысила менее чем на 26 млн руб.) 3а - СХО, не имеющие ни достаточного топливного обеспечения, ни технического оснащения Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальский край, Томская область Инвестиции в АПК регионов данного типа составили от 288,4 до 1547,5 млн руб. (исключение составляет Республика Тыва с уровнем инвестиций 11,7 млн руб.) Число зернокомбайнов и поставленное дизельное топливо в каждом из регионов составили соответственно от 65 до 782 шт., от 1,3 до 25,3 тыс.т, площади сельскохозяйственных угодий, используемые предприятиями и организациями и др., - от 1008,8 до 5865,6 тыс. га, уровень рентабельности, включая субсидии из бюджетов, - от 5,4 %
I тип - регионы с относительно благоприятной экологической обстановкой. Самыми «чистыми» регионами в округе являются республики Тыва и Алтай. Улучшение ситуации в Республике Алтай связано с переводом энергетики республиканского центра с твердых и жидких видов топлива на природный газ.
II тип - республики Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтайский, Забайкальский края, Томская, Новосибирская, Омская, Иркутская области. Это регионы с умеренной степенью загрязнения окружающей среды. Низкие показатели загрязнения и благоприятные природно-климатические условия делают эти территории в целом благоприятными для проживания, привлечения и расширения сельского и экологического туризма. III тип -регионы с высокой степенью загрязнения окружающей среды. Из-за большой концентрации промышленности на первых позициях находятся Красноярский край и Кемеровская область.
В результате требуется проведение комплекса природоохранных мероприятий, нацеленных в первую очередь на стабилизацию экологической ситуации и смягчение наиболее серьезных экологических проблем в регионах СФО.
Разделение регионов на типы позволило выявить регионы с высоким, средним и низким уровнем социально-экономического развития.
Такие регионы, как республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальский край, характеризуются низкой плотностью населения, низкими его доходами, занятостью сельского населения, низким уровнем инфраструктуры, малым объёмом сельскохозяйственной продукции, низким транспортным обеспечением. Возможности экономического развития этих регионов ограничены, что позволяет характеризовать их как проблемные. Основные направления бюджетной политики с учетом требований ВТО - это содействие структурным изменениям путем перемещения хозяйственной деятельности в сектора, не относящиеся к сельскому хозяйству.
Основная задача такой политики, исходя из условий «Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам», принятого РФ при присоединении к ВТО, заключается в финансовом обеспечении процесса наращивания потенциала для ведения агробизнеса в неблагоприятных районах либо в стимулировании инвестиций, направленных на содействие финансовой или физической реструктуризации с целью развития несельскохозяйственных видов деятельности, тем самым создавая условия для развития в них сельских территорий в целом.
Приоритетными направлениями для всех типов регионов являются: создание комфортных условий жизнедеятельности сельского населения; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни; кадровое обеспечение сельского хозяйства; сохранение и развитие сети малых и сверхмалых сельских поселений и др.
Выводы. Проведена типизация регионов Сибирского федерального округа, в результате которой выявлены три типа сельских территорий: с высоким, средним и низким уровнем социально-экономического развития.
Дана характеристика выделенных типов, предложены приоритетные направления развития с учетом специфических особенностей каждого типа.
Литература
1. Устойчивое развитие сельских территорий: региональный аспект // Науч. тр. ВИАПИ им. А.А. Никонова; под
общ. ред. А.В. Петрикова. - М.: Изд-во ВИАПИ им. А.А. Никонова: ЭрД, 2009. - Вып. 25. - 272 с.
2. Агропромышленный комплекс России в 2011 г.: стат. сб. / МСХ РФ. - М., 2012. - 622 с.
3. Бюллетени о состоянии сельского хозяйства. Продукция сельского хозяйства в 2011-2012 гг. / Росстат. -
М., 2012.
4. Демографический ежегодник России. 2012: стат. сб./ Росстат. - М., 2012. - 535 с.
5. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года / Росстат. - М., 2012.
6. Основные показатели охраны окружающей среды: стат. бюл. / Росстат. - М., 2013. - 112с.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 990 с.
8. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2012: стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 319 с.
9. Горний Л.В., Захаров Р.В., Едренкина Н.М. Развитие социальной инфраструктуры на селе / Вестн. КрасГАУ. - 2013. - № 7. -С. 3-6.
УДК 368.5 М.В. Шестакова
РЫНОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Предложено два пути развития рынка агрострахования: развитие взаимного страхования, введение обязательного страхования. Одним из эффективных инструментов управления рисками в сельском хозяйстве является страхование, позволяющее обеспечить стабильные условия производственной деятельности хозяйствующих субъектов.
Ключевые слова: агрострахование, товаропроизводители, субсидии, государственная поддержка, рынок сельскохозяйственного страхования.
M.V. Shestakova
AGRICULTURAL INSURANCE MARKET IN RUSSIA AND ABROAD
Two ways of agricultural insurance market development are suggested: the development of mutual insurance, the introduction of compulsory insurance. One of the effective tools for risk management in agriculture is insurance that allows to ensure stable conditions for the business entity production activity.
Key words: agricultural insurance, commodity producers, subsidies, state support, agricultural insurance market.
Специфика сельскохозяйственного производства состоит в том, что оно напрямую зависит от климатических факторов (засух, наводнений, ураганов и др.), состояния почв, вовлеченности в производство растений и животных. В результате вероятность окупаемости капитала и получения прибыли в этой сфере связана с большими рисками. Страхование имущества сельхозпредприятий - один из наиболее верных способов минимизировать эти риски.
Объем рынка агрострахования в России меньше своего потенциала, текущая ситуация рынка характеризуется незначительной частью застрахованных и несущественным объемом договоров по данным видам страхования в портфелях основных участников страхового рынка. Она вызвана экономическим состоянием аграрного сектора в России и определенными специфическими особенностями формирования страхового продукта и страхового портфеля, которые заключаются как в определении предмета страхования, так и в определении страховой суммы и рисков наступления того или иного события, которые повлекут за собой наступление страхового случая. Через сельхозстрахование государство ожидает решения многих задач: оно должно поддерживать процесс воспроизводства, обеспечивать продовольственную безопасность страны, защищать имущественные интересы сельхозпроизводителей и способствовать решению ряда других экономических и социальных задач [4].
В соответствии с Федеральным законом № 260 от 25.07.2011 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» государственная поддержка не распространяется на страхование имущества аграрных хозяйств (соответственно, каждая компания самостоятельно определяет свою политику в этом сегменте) [1, 5].
Также необходимо отметить, что рынок агрострахования - это не только страхование с государственной поддержкой и коммерческое страхование, но и страхование в силу требований банков. Поскольку при решении вопросов о получении кредита сельскохозяйственным товаропроизводителем имущество предприятия выступает непосредственно залогом, то и залоговое имущество должно быть застраховано. В настоящее время около 90 % всех страховых сумм от сельскохозяйственного страхования приходится на залоговое страхование.