МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДы К РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМы СЕРТИФИКАЦИИ ОРГАНИЧЕСКОй СЕЛьСКОХОЗЯйСТВЕННОй ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
УДК 631.147
Б.Р. Григорьян, Т.Г. Кольцова, Л.М. Сунгатуллина, А.А. Андреева
Институт проблем экологии и недропользования АН РТ, t@shmain.ru
методические подходы к разработке системы сертификации органической сельскохозяйственной
продукции в республике татарстан
В работе обсуждаются вопросы создания региональной системы производства и сертификации органической сельскохозяйственной продукции и ее отличия от категории экологически безопасных продуктов питания.
Ключевые слова: органическая продукция; экологически безопасная продукция; система сертификации; международные стандарты; региональный стандарт.
Введение
В последние годы в России отмечено медленное, но набирающее темпы развитие органического сельского хозяйства, широко распространенного в Европе и в мире в целом. Согласно данным FiBL и Международной федерации экологического сельскохозяйственного движения IFoAM, к концу 2011 г. в России площадь органических сельскохозяйственных земель насчитывала 126 848 га, что составляет всего 0.06% от общей площади сельхозугодий, отмечено 49 производителей органической продукции (The World of organic Agriculture, 2013). В связи со вступлением во Всемирную торговую организацию в Российской Федерации (РФ) активно рассматриваются вопросы развития органического сельского хозяйства, в частности, в 2014 г. представлен очередной вариант проекта Федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации». Комплексным планом мероприятий по реализации Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года предусмотрена разработка национальных стандартов в сфере органического сельского хозяйства. В некоторых регионах России разрабатываются местные законодательно-нормативные акты, касающиеся органического агропроизводства, к примеру, в Ульяновской области и Краснодарском крае.
Республика Татарстан (РТ) обладает всеми необходимыми предпосылками для внедрения и развития органического сельского хозяйства (благоприятные экономические и агроэкологиче-ские факторы, природные условия, богатый сельскохозяйственный опыт). Однако в регионе, как и в целом в РФ, в настоящее время отсутствуют нормативно-правовые и законодательные акты, содержащие требования к системе производства и сертификации органической сельскохозяйст-
венной продукции. Тем не менее рядом организаций РТ ведется активная работа в сфере органического сельского хозяйства, в научном сообществе наблюдается положительная тенденция в понимании проблем производства качественных продуктов питания и необходимости внедрения органического сельского хозяйства (Григорьян и др., 2009; Ильязов и др., 2012). Однако одним из ключевых вопросов, требующих детального и подробного рассмотрения, является используемая в научной среде терминология, относящаяся к органическому (экологическому) сельскому хозяйству. Во-первых, от терминологической четкости зависит свод принимаемых нормативных документов и контроль над их исполнением. Во-вторых, неспособность потребителя и производителя разобраться в широком ассортименте продукции с нанесенными на упаковку различными экознаками вызывает недоверие граждан и затрудняет развитие отечественного рынка органических продуктов питания. В большинстве случаев многие авторы не различают понятия «органическая (экологическая) продукция» и «экологически безопасная продукция», считая их тождественными. Между тем данные понятия обозначают совершенно разную категорию товаров, системы сертификации и стандарты.
Вступление России в ВТО означает гармонизацию существующих стандартов на продовольственную продукцию мировым требованиям. Для выхода отечественной органической продукции на мировой рынок и формирования внутреннего рынка необходимо создать условия для производства экологической продукции и гарантировать ее должную сертификацию на государственном уровне в соответствии с мировыми стандартами.
Экологическая безопасность и экологически безопасные продукты питания. Определение термина «экологическая безопасность» представлено в Федеральном законе «Об охране окружа-
ющей среды» от 10 января 2002 года: «экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий».
В современном обиходе под термином «экологическая безопасность» применительно к продуктам питания понимают отсутствие в готовом продукте токсичных, канцерогенных и других веществ, отрицательно влияющих на человеческий организм, безопасность изъятия/использования сырьевых ресурсов для человека и окружающей среды, минимум негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах производства продукции, безвредную утилизацию или реци-клинг отходов и упаковки. Получение экологически безопасных продуктов питания возможно на территории, некогда загрязненной различными токсикантами, но введенной в эксплуатацию после предварительных восстановительных работ. Если предприятие, наряду с комплексом обязательных мероприятий по соблюдению требований к производству пищевых продуктов питания, заботится о здоровье потребителя, качестве выпускаемой продукции и качестве окружающей среды, устанавливая, например, пылеуловители, очистители сточных вод, оно может в дополнение к обязательной сертификации провести добровольную экомаркировку своей продукции.
В Постановлении Кабинета Министров РТ от 13.10.2003 № 536 «О создании системы агроэко-логической безопасности в Республике Татарстан» отмечено, что разработка концепции экологической безопасности агропромышленного производства и организация внедрения научных разработок по обеспечению населения экологически безопасной сельскохозяйственной продукцией касается загрязненных территорий республики, а именно районов нефтедобывающей и нефтехимической промышленности, население которых нуждается в доброкачественной продукции растениеводства и животноводства. Производство же «органических» продуктов питания возможно лишь в экологически благополучных районах, ранее не подвергавшихся сильному техногенному влиянию и расположенные далеко за его пределами.
Определение понятия «экологическая безопасность» также дано в Постановлении Кабинета Министров РТ от 03.09.2007 № 438 «Об утверждении концепции экологической безопасности Республики Татарстан (на 2007-2015 годы)»: «Экологическая безопасность — система полити-
ческих, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение гарантий защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в настоящем и будущем времени». Среди целей и задач представленной в постановлении концепции упоминаются следующие: «создание условий и механизмов обеспечения населения экологически чистой продукцией, осуществление действенного контроля за ввозом, производством и оборотом продуктов питания, полученных из генетически модифицированных форм»; «повышение экологической безопасности продукции и услуг предприятий и организаций на потребительском рынке Республики Татарстан». В данном контексте речь идет об «экологически безопасной» продукции, но не «органической».
Стоит отметить, что в России на государственном уровне не закреплено понятие «экологически чистый» продукт, используемое в Концепции экологической безопасности Республики Татарстан (на 2007-2015 годы). ГОСТ 51074-2003 официально запрещает использование обозначения «экологически чистый». Реализация всех позиций Концепции обеспечит производство «экологически безопасных» продуктов питания на должном уровне. Вместе с тем принятие и утверждение поставленных задач позволит создать благоприятные условия для развития органического агро-производства в республике.
Сертификация экологически безопасной продукции. Стандарты серии ИСО: ИСО 14040 и ИСО 14001, направленные на создание системы экологического менеджмента с целью минимизации негативного влияния деятельности организации на окружающую среду, больше всего подходят для маркировки «экологически безопасной продукции».
Например, немецкий «Голубой ангел», скандинавский «Белый лебедь», американская «Зеленая печать», а также экознак Европейского Союза «Евро-цветок» — экологические маркировки, обозначающие «экологическую безопасность» товара и соответствующие стандарту ИСО 14024. Все международные программы экомаркировки основаны на том, что оценке подвергается не только сам продукт, но и сырье, из которого он был получен, его упаковка, рассматриваются способы его транспортировки к конечному потребителю и особенности утилизации. Основные принципы
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
добровольной экологической сертификации по этой схеме заложены в международных стандартах серии ИСО 14020 и ИСО 14040.
Система сертификации экологического (органического) сельского хозяйства основана на абсолютно иных принципах, нежели сертификация по стандартам ИСО. Необходимо отметить, что системы ИСО (9000; 14000; 22000) тоже имеют базовые отличия друг от друга. Зачастую продукцию, сертифицированную по ИСО 14000, представляют как «экологическую» (органическую), хотя стандарты ИСО 14000 гарантируют только то, что предприятие в ходе своей повседневной деятельности не представляет угрозы окружающей среде. Соответствие с ИСО 14000 гарантирует с высокой долей вероятности, что на производстве отсутствуют риски возникновения взрывов, прорывов, несанкционированных выбросов и т.д. Производить же при этом можно любую продукцию - от синтетических красок и линолеума до пестицидов, вредных для окружающей среды, и пищевых добавок, негативно влияющих на человеческий организм. Стандарты ИСО 14000 изначально появились как развитие системы EMAS (управление окружающей средой) для снижения риска отрицательного влияния промышленных предприятий на окружающую среду в результате многочисленных техногенных катастроф. Во многих странах эта серия стандартов называется не экологической, а именно - «Управлением окружающей средой», что изначально исключает путаницу в области применения.
Вместе с тем общим принципом, как в случае сертификации по ИСО, так и для сертификации органической продукции является то, что сертифицируется, прежде всего, производственный процесс.
Производство, организованное в соответствии с принципами ИСО, положительно сказывается на общем менеджменте предприятия и способствует лучшему прохождению экологической сертификации, но сертификация по стандартам ИСО не может заменить полноценной экологической сертификации и гарантировать получение органической продукции.
Органическое сельское хозяйство и органические продукты питания.
В большинстве стран производство, оборот и сертификация органической продукции регламентируется базовыми стандартами Международной федерации движений за органическое сельское хозяйство (IFOAM Basic Standards, IBS), руководящими принципами ФАО/ВОЗ «Кодекс Али-
ментариус» (Codex AHmentarius Guidelines for Organically produced food 1999/2001), директивами Европейского Союза по органическому производству (EU Council Regulation №834/2007, 889/2008), являющимися основой для создания государственных стандартов и инспекционных систем.
Органические (экологические, биологические) методы ведения сельского хозяйства основаны на сокращении или полном отказе от синтетических минеральных удобрений и химических средств защиты растений, регуляторов роста растений, генетически модифицированных организмов при максимальном использовании биологических факторов повышения плодородия почв, подавления болезней, вредителей и сорняков, а также осуществления комплекса других мероприятий, не оказывающих негативного воздействия на состояние природной среды.
В отличие от традиционного землепользования в органических агроэкосистемах внедряемые мероприятия направлены прежде всего на долгосрочную перспективу сохранения и повышения почвенного плодородия. При органическом сельском хозяйстве основное внимание уделяется созданию условий для функционирования почвенной биоты и сохранения биоразнообразия (Григо-рьян и др., 2011; Николаева и др., 2011).
«Органические» продукты питания, так же как и «экологически безопасные», гарантируют соответствие продукции законодательно установленным санитарным и гигиеническим требованиям, но между тем органическая сельскохозяйственная продукция отличается более высоким качеством, так как произведена в условиях, максимально приближенных к естественно-природным.
Исследования зарубежных ученых показали, что органические продукты содержат больше питательных и биологически активных веществ по сравнению с продуктами, произведенными традиционными способами. Например, в обзоре 2001 года, основанном на результатах 41 исследования, приводятся доказательства того, что органические фрукты, овощи и злаки содержат на 17% больше витамина C, на 21% больше железа, на 29% - магния, на 13.6% - фосфора, чем неорганические продукты (Хоменчук, 2009). В целом органические культуры содержат меньше нитратов, нитритов, превосходят обычные культуры по содержанию витамина C, растительных феноль-ных соединений, незаменимых аминокислот, сахаров, минеральных соединений, массовой доли сухого вещества и, как правило, обладают лучшими вкусовыми качествами, которые сохраняются при длительном хранении (Rembiakowska, 2007).
Тесты с лабораторными крысами показали, что животные предпочитали органически выращенную пшеницу (Mader et а1., 2007).
Наши исследования также показали, что мягкая пшеница, возделываемая в условиях экологического и ресурсосберегающего земледелия в аг-роландшафтах лесостепи Приволжского региона, представляет собой преимущественно пшеницу 3 класса продовольственной кондиции с высоким содержанием клейковины, соответствующую санитарным и гигиеническим требованиям отечественных стандартов и международным требованиям для органического пищевого сырья и продуктов питания (Николаева, Григорьян, 2011).
В России понятие «органический продукт» введено в 2008 году санитарно-эпидемиологическими требованиями и обозначает «пищевые продукты, произведенные с использованием технологий, обеспечивающих их получение из сырья, полученного без применения пестицидов и других средств защиты растений, химических удобрений, стимуляторов роста и откорма животных, антибиотиков, гормональных и ветеринарных препаратов, ГМО, не подвергнутого обработке с использованием ионизирующего излучения и в соответствии с санитарными правилами» (Сан-ПиН 2.3.2.2354-08).
Сертификация органической продукции.
В соответствии с основными положениями Концепции создания системы производства, сертификации и оборота органической продукции в РТ (Григорьян и др., 2009) нами разработан региональный проект Технического регламента «Экологическое сельскохозяйственное производство и маркировка экологической сельскохозяйственной продукции», требующий рецензирования, согласования и утверждения Кабинетом Министров РТ. В основу Технического регламента положены основные регламентации стандартов по органической продукции Европейского союза в их последней редакции, измененные и адаптированные в соответствии с природно-климатическими и социально-экономическими особенностями РТ. В основной части регламента подробно изложены специфические цели и принципы экологического производства; установлены нормы, по которым должно строиться экологическое сельскохозяйственное производство. В отдельном разделе изложены правила производства переработанных пищевых продуктов, большое внимание уделено маркировке экологических (органических) продуктов (раздел «Этикетирование»).
В 2013 г. в помощь сельскохозяйственным про-
изводителям и органам сертификации нами разработаны «Методические рекомендации по проведению пре-аудита хозяйств - потенциальных производителей органической продукции». В соответствии с данными методическими рекомендациями в 2013 г. был обследован ряд фермерских хозяйств РТ, находящихся на разных ступенях перехода к органическому сельскохозяйственному производству. В результате проведенных исследований предложено ранжирование сельскохозяйственных предприятий РТ по их степени готовности перехода к органическому земледелию, согласно которому:
а) к категории «0» относятся хозяйства, которые могут претендовать на сертификацию по стандартам ИСО и маркировать продукцию как «экологически безопасную». Однако производство «органической» продукции в данных хозяйствах невозможно либо по причине близости территории к техногенным источникам загрязнения в условиях постоянной угрозы поступления различных загрязняющих веществ в почву, водоемы, атмосферу и конечную продукцию, либо по причине загрязнения почвы разными поллютантами и высокой степени деградации почвенного покрова, так, что на его восстановление потребуется не один десяток лет;
б) к категории «1» относятся хозяйства, нуждающиеся в полном 3-летнем периоде конверсии;
в) к категории «2» относятся хозяйства, для которых период конверсии может быть сокращен до одного-двух лет;
г) к категории «3» относятся хозяйства, которым не требуется прохождение конверсионного периода, и они могут быть рекомендованы для сертификации по органическим стандартам сельскохозяйственного производства.
После принятия положительного решения о переходе на органическое агропроизводство производителю рекомендуется пройти предварительный аудит на соответствие сельскохозяйственного предприятия требованиям стандартов органического сельского хозяйства. По итогам пре-аудита производителю выдается заключение и составляются рекомендации по улучшению качества земель и выполнению требований Технического регламента об экологическом сельском хозяйстве (см. рис.). При успешном прохождении пре-ауди-та потенциальному производителю органической сельскохозяйственной продукции необходимо обратиться в сертификационную организацию с целью оформления заявки и пакета документов с дальнейшим прохождением процесса сертификации. В случае отрицательного заключения по ре-
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ОРГАНИЧЕСКОЙ СЕЛЬСКОХО ЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Рис. Этапыпереходасельскохозяйственногопредприятиянаорганическое агропроизводство
зультатам пре-аудита, в зависимости от условий и причин, производителю будет предложено либо оставаться в рамках существующей традиционной технологии по производству сельскохозяйственных продуктов, отвечающих требованиям качества и безопасности отечественных нормативов, либо предоставлена разработанная программа по комплексной биорекультивации сельскохозяйственных земель на несколько лет вперед с целью перехода на органическое агропроизводство.
Основные этапы сертификации:
Этап 1. Производитель подает заявление в организацию, имеющую право сертификации органических (экологических) сельских хозяйств. Заинтересованное предприятие описывает свою деятельность и план экологического производства. После изучения предоставленных документов сертификационный орган начинает готовить необходимые документы по сертификации. Дата получения заявления официально считается началом сертификационного процесса.
Этап 2. Инспекция с выездом на предприятие эксперта. Заключение эксперта о проведенной проверке передается в орган по сертификации.
Этап 3. Принятие решения о сертификации. Решение вопроса об «экологическом статусе» предприятия и необходимости прохождения конверсионного (переходного) периода длительностью до 3 лет. Орган, проводивший сертификацию, не менее одного раза в год выполняет инспекционные проверки. Проверке подвергается вся производственная деятельность хозяйства, в т.ч. бухгалтерский учет, производство, хранение, реализация продукции.
Этап 4. По окончании процесса сертификации заявителю выдается сертификат, в котором указывается географическое месторасположение предприятия, наименование производимой продукции, ее объем, перечень стандартов и степень соответствия предприятия данным стандартам. В случае соответствия предприятия-заявителя большинству требований вместе с сертификатом заявитель может получить право на применение знака «экологический (органический) продукт». Только после этого предприятие имеет право маркировать свою продукцию как «органическую».
В дальнейшем инспекционные органы проводят ежегодные проверки сертифицированных предприятий, включающие контроль документации по покупке и продаже, журналов по применению препаратов и лекарств, взятие проб на анализ, инспекцию складов, полей, садов, теплиц, пастбищ, условий содержания животных и т.д. Кроме того, инспекторами могут проводиться дополнительные проверки и незапланированные посещения. В случае несоответствия предприятия необходимым требованиям сертификат может быть изъят, право на маркировку получаемой продукции как органической отменено.
Система сертификации органической продукции в РТ должна разрабатываться и контролироваться на государственном уровне. Необходима подготовка инспекционных органов, обладающих соответствующими полномочиями и знаниями на международном уровне.
Потенциально в республике есть главные участники рынка органической продукции - производитель и потребитель, но отсутствует связующее звено - механизм взаимодействия продав-
цов и покупателей, не выстроена эффективная логистическая система, отсутствуют каналы сбыта органической продукции, государственные стандарты, определяющие принципы органического сельского хозяйства. В связи с этим необходимо обеспечить нормативно-правовую базу функционирования всей системы производства, сертификации и оборота органической продукции.
Список литературы
1. ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению.
2. ГОСТ Р ИСО 14024-2000. Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа 1. Принципы и процедуры. ГОСТ Р ИСО 14020-99. Экологические этикетки и декларации. Основные принципы.
3. ГОСТ Р ИСО 14040-2010. Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура.
4. ГОСТ Р 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.
5. Григорьян Б.Р., Николаева Т.Г., Кулагина В.И., Сунгатул-лина Л.М. Концепция создания системы производства, сертификации и оборота экологически чистой продукции в Республике Татарстан // НИВА Татарстана. 2009. № 3-4. С. 36-40.
6. Григорьян Б.Р., Николаева Т.Г., Сунгатуллина Л.М. Изменение биологических параметров почвенной экосистемы в агробиоценозах в условиях различных систем земледелия // Георесурсы. 2011. № 2 (38). С. 9-13.
7. Ильязов Р.Г., Гогин В.А., Бармин В.И., Зайсанов Р.Р. Создание региональной системы производства экологически безопасных продуктов питания: проблемы, поиски и пути решения // НИВА Татарстана. 2012. № 1. С. 17-20.
8. Николаева Т.Г., Григорьян Б.Р. Качество и экологическая безопасность зерна при биологическом и ресурсосберегающем земледелии в агроландшафтах лесостепи Приволжского региона // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. 2011. № 6. С. 25-30.
9. Николаева Т.Г., Григорьян Б.Р., Сунгатуллина Л.М. Сохранение биоразнообразия и почвенного плодородия - осно-
ва устойчивого развития органического сельского хозяйства // Ученые записки Казанского университета. Сер. Естественные науки. 2011. Т. 153, кн. 1. С. 136-151.
10. Санитарно-эпидемиологические требования к органическим продуктам. СанПиН 2.3.2.2354-08. Дополнения и изменения № 8 к СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».
11. Хоменчук А.В. Органическое сельское хозяйство и глобальное продовольственное обеспечение // Научный потенциал студенчества в XXI веке / Матер. III междунар. науч. студенческой конф. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. Экономика. Т. 3. С. 217.
12. Mader P., Hahn D. et al. Wheat quality in organic and conventional farming: results of a 21 year field experiment // Journal of the science of food and agriculture. 2007. Vol. 87. Iss. 10. P. 1826-1835.
13. Rembiakowska E. Quality of plant products from organic agriculture // Journal of the science of food and agriculture. 2007. Vol. 87. Iss. 15. P. 2757-2762.
14. The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging Trends 2013 // International Federation of Organic Agriculture Movements (IFOAM) (Bonn, Germany) and Research Institute of Organic Agriculture (FiBL) (Frick, Switzerland). BioFach, 2013.
B.R. Grigoryan, T.G. Koltsova, L.M. Sungatul-lina, A.A. Andreeva. Methodological approaches to development of organic agricultural products certification system in Republic of Tatarstan
Issues of creating a regional system of organic agricultural products production and certification and its difference from the category of environmentally safe food products are discussed in the article.
Keywords: organic products; environmentally safe products; system certification; international standards; regional standard.