ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 631.145:631.152
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОМУ УПРАВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫМ АПК
М.А. Ковыршин, аспирант
Тверская государственная сельскохозяйственная академия
Приведены материалы, характеризующие итоги реализации программноцелевого управления аграрным сектором экономики региона; рассмотрены проблемы программно-целевого управления в региональном АПК Воронежской области и пути его совершенствования.
Ключевые слова: реализация целевых программ, показатели целевых программ, областная целевая инвестиционная программа.
В развитии аграрного сектора регионов страны в последние годы сложилась сложная социально-экономическая ситуациях [3], связанная, в первую очередь, с необходимостью разработки согласованного регионального механизма развития аграрного сектора. В настоящее время в регионах активно реализуются национальный проект «Развитие АПК», «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». По данным Минсельхоза России в 2009 г. в рамках реализации Государственное программы в сельское хозяйство поступило 18,82 тыс. тракторов, 7,48 тыс. зерноуборочных и
2,1 тыс. кормоуборочных комбайнов, что составляет соответственно 65, 83 и 60 % от предусмотренных Государственной программой годовых показателей. По данным Росстата, в сельскохозяйственных организациях фактическое обновление парка тракторов составило 2 %, зерноуборочных комбайнов - 4,3, кормоуборочных - 3,5 % (без тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины) [2].
В настоящее время в рамках национального проекта в Воронежской области реализуется 41 инвестиционный проект на общую сумму 16,4 млрд рублей (по состоянию на 01.01.2009 г. освоено 7,9 млрд рублей) [1]. Кроме этого, на территории области реализуются следующие Областные целевые программы (ОЦП): ОЦП «Социальное развитие села до 2012 года», ОЦП «Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008-2012 годы», ОЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2009-2013 годы».
Общий объем финансирования, предусмотренный ОЦП «Социальное развитие села до 2012 года»программой на 2011 год,
составляет 661 500 тыс. руб., в том числе: федеральный бюджет - 184 900 тыс. руб., областной бюджет - 244 100 тыс. руб., местный бюджет -52 300 тыс. руб., внебюджетные источники - 180 200
тыс.руб.Фактическое финансирование программы в первом квартале 2011 года не осуществлялось.
Общий объем финансирования, предусмотренный ОЦП «Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008-2012 годы» на 2011 год, составляет 5720,164 млн руб., в том числе: федеральный бюджет - 3890,079 млн руб., областной бюджет -1534,685 млн руб., местные бюджеты - 53,2 млн руб., внебюджетные источники - 242,2 млн руб. Реализация большинства мероприятий программы предусмотрена в рамках ОЦП: «Сохранение и
восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного
назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2009-2013 годы» и «Социальное развитие села до 2012 года».Фактический объем финансирования программы осуществлялся через ОЦП: «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного
назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2009-2013 годы».
Общий объем финансирования, предусмотренный программой на 2011 год в рамках ОЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов
Воронежской области на 2009-2013 годы», составляет 1007,494 млн руб., в том числе: федеральный бюджет - 785,779 млн руб., областной бюджет - 166,315 млн руб., внебюджетные источники - 55,4 млн руб. Фактическое финансирование программы в первом квартале 2011 года составило 190 117 тыс. руб. - внебюджетные источники.
В результате реализации мероприятий программ в первом квартале2011 года достигнуты следующие целевые показатели:
количество оказанных услуг сельскохозяйственным
товаропроизводителям - 13,5 тыс. ед. (план на 2011 год - 25 тыс. ед.);
- количество районных информационно-консультационных центров по оказанию консультационной помощи - 30 ед. (план на 2011 год - 31 ед.);
- количество консультантов районных центров по оказанию консультационной помощи - 160 чел. (план на 2011 год - 130 чел.);
- производство мяса в реализации скота и птицы (в живом весе) -
75,1 тыс. т (план на 2011 год - 240 тыс. т);
- производство молока - 140,7 тыс. т (план на 2011 год -713,4 тыс. т);
- объем субсидируемых краткосрочных кредитов (займов) - всего 9076,75 млн руб. (план на 2011 год - 4700 млн руб.);
- объем субсидируемых инвестиционных кредитов (займов) -всего 8943,8 млн руб. (план на 2011 год - 15018,1 млн руб.);
объем привлеченных кредитных ресурсов личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами - 329,0 млн руб. (план на 2011 год - 1150 млн руб.);
- объем субсидируемых кредитов, привлеченных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, личными подсобными хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, гражданами, проживающими в сельской местности - 397,0 млн руб. (план на 2011 год - 1150 млн руб.).
Впервые разработка методических подходов к моделированию систем ведения агропромышленного производства для Воронежской области с формированием широкого спектра организационноэкономических мероприятий в условиях освоения рыночных механизмов была осуществлена еще в 1996-2000 гг. И, как показала практика, эти модели сыграли определенную позитивную роль в первоначальном оформлении и адаптации организационно-экономического механизма в АПК на первом этапе переходного периода в плане создания многоукладности в сельском хозяйстве; разработки вариантов трансформации аграрных предприятий советского типа в новые организационно-правовые формы; в ходе оптимизации ценообразования и налогообложения; в плане формирования новой финансово-кредитной системы; при разработке вариантов распределения доходов, а также при отработке аспектов организации и оплаты труда; при создании производственной и рыночной инфраструктуры, а также в решении многих других вопросов.
Но, поскольку, независимо от успешности первых шагов в осуществлении разработанных систем ведения агропромышленного производства в области, кризисные явления в АПК, всеже, продолжались, наука и передовая практика были призваны последовательно формулировать и адаптировать новые методические подходы и практические способы решения возрождающихся к жизни все новых проблем, связанных с совершенствованием организационноэкономического механизма. Именно эти разработки и были положены в основу моделируемых систем ведения агропромышленного производства Воронежской области на последующие периоды.
Оценка хода реализации ОЦП доказывает необходимость разработки областной аграрной инвестиционной целевой программы (ОЦИП). Распоряжением Главы администрации Воронежской области от 20.06.2002 г. № 1132р ученым и специалистам области была поручена подготовка системы ведения агропромышленного производства Воронежской области до 2010 г.Разработанная система
включает в себя 8 подсистем: методические положения по разработке системы ведения агропромышленного производства; материалы по экономике и организации агропромышленного производства; системы ведения земледелия; системы ведения животноводства; системы ведения перерабатывающей промышленности; системы подготовки кадров и социального развития села; системы экологизации агропромышленного производства; аспекты мониторинга и корректировок эффективности системы агропромышленного производства.
Для преодоления негативных явлений в АПК необходимы были принципиально новые подходы к оценке долговременных последствий осуществляемого курса социально-экономической политики, сопоставление этих последствий с альтернативными вариантами и их сравнительной социально-экономический эффективностью.
Если принять вышеизложенное в качестве методической преамбулы к процессу разработки Областной целевой инвестиционной программы - ОЦИП - развития сельского хозяйства или его продуктовых подкомплексов для каждого конкретного региона (или административного района), то ее разработчиками должен быть поставлен и самым детальным образом проработан следующий ряд вопросов: осуществлен детальный анализ современного состояния АПК региона; определены основные цели и принципы разработки ОЦИП; намечены основные задачи программы; определены и обоснованы этапы, темпы и сроки вывода аграрной сферы или ее продуктовых подкомплексов из затянувшегося экономического кризиса; детально обоснован достаточный для успешного выполнения ОЦИП комплекс мероприятий, способный приостановить углубление кризиса в аграрном производстве региона; обеспечена организационно-экономическая увязка ОЦИП с имеющимися планами совершенствования структуры АПК регионов и их дальнейшего развития на оперативную, тактическую и стратегическую перспективы, разработаны гибкие системы ведения хозяйства, исходя из природных особенностей отдельных регионов (административных районов); продумано до мельчайших деталей финансовое обеспечение всех ОЦИП; проработаны и, по возможности, смоделированы на ЭВМ все варианты желательных перемен и организационно-экономических новаций в хозяйственном механизме жизнедеятельности региональных АПК; смоделировано и формализовано надежное научное и кадровое обеспечение всех разрабатываемых ОЦИП.
Основными принципами, закладываемыми в ОЦИП, могут быть:
- комплексное использование преимуществ и природноэкономического потенциала конкретного региона при рациональном сочетании различных форм собственности и хозяйствования с учетом специфики природно-климатических зон и почвенных микрозон;
- сочетание целевых установок различных уровней с общей ориентацией на приоритет «стратегически значимых» решений перед тактически и оперативно значимыми; общественных - перед региональными, узкогрупповыми и частными; экономических - перед текущими политическими;
- системный подход к решению экономических, социальных и экологических проблем;
- сочетание экономических и административных рычагов регулирования хозяйственной деятельности, при определяющей роли экономических механизмов реализации административно выработанных решений;
- выделение этапов последовательного достижения целевых установок с определением на каждом этапе приоритетно значимых позиций, исходя из уровня динамики условий простого и расширенного воспроизводства;
-гибкость концептуальных решений, обеспечивающая быструю адаптацию к изменяющимся погодным, рыночным и социальным условиям хозяйственной деятельности.
Основные задачи, которые должны преследовать разработчики ОЦИП в общем виде могут быть представлены следующим перечнем аспектов:
1) Многовариантная оценка перспективной динамики условий воспроизводства АПК региона, выявление «узких мест» и «точек роста»; определение предпочтительного места АПК конкретного региона в общероссийской системе разделения труда и рыночного оборота; мониторинг внутриобластного рынка продовольствия и условий обеспечения продовольственной безопасности.
2) Обоснование предпочтительных направлений структурной перестройки АПК региона: социальной - по формам собственности, отраслевой - по составу производимой продукции, территориальной -по размещению производства, технико-технологической - по составу и способам использования материально-технических ресурсов, общеэкономической - по макрохозяйственным характеристикам воспроизводственного процесса в АПК конкретного региона.
3) Совершенствование хозяйственного механизма в направлении, обеспечивающем стимулирование развития эффективных форм организации производства и товарного обращения; рациональное
использование земельных, трудовых, материальных ресурсов; увеличение инвестиционного потенциала; преодоление убыточности и повышение конкурентоспособности.
4) Выявление реальных источников и способов мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для вывода из кризиса АПК конкретного региона, обоснование приоритетных направлений их эффективного использования.
5) Изыскание малозатратных и энергосберегающих резервов роста производства конечной продукции АПК на основе использования накопленного потенциала аграрной науки; выбор приоритетных направлений прикладных научных разработок и способов освоения гибких систем ведения сельского хозяйства и земледелия в увязке с разработкой ОЦИП.
При определении конкретных этапов, темпов и сроков вывода аграрной отрасли и отдельных региональных продуктовых подкомплексов из экономической разрухи и кризиса автор считает необходимым предусматривать не менее трех важных этапов:
- первый этап: замедление и приостановление кризиса в аграрной отрасли или продуктовом подкомплексе;
- второй этап: обеспечение высоких темпов восстановления производственно-экономической базы аграрной отрасли или продуктового подкомплекса;
- третий этап: создание и поддержание всех необходимых условий устойчивого развития производства в реформируемой аграрной отрасли или продуктовом подкомплексе.
Что касается программного обеспечения процесса моделирования систем ведения агропромышленного производства на региональном (районном) уровне, то в текущий период имеется пакет прикладных программ Excel, а также ряд других программных материалов.
Библиографический список
1. Воронежская область в цифрах [Текст]// Статистический ежегодник. - Воронеж, 2010.
2. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2009 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» [Электронный ресурс]. - Режим flocTvna:http://www.mcx.m/news/news/show/3583.195.htm
3. Попова, JI.B. Основные элементы экономического механизма обновления материально-технической базы сельского хозяйства [Текст] / JI.B. Попова, А.Г. Досова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2011. - № 1.-С. 35-37.
E-mail: [email protected]