(ВОТ + ОДМ + ОЛМ + ОЭМП + КВД)
УКЛ(УКД)= -------------------------------------
5
Для итогового заключения работы центра здоровья за определенный период времени используется шкала оценки результатов ККМП (приказы 759/115; 512/34), эта шкала предусматривает следующие градации: нет замечаний: 1; несущественные: 0,9-0,99; существенные: 0,75-0,89; серьезные: 0,5-0,74; грубые: 0,25-0,49; отсутствие работы: 0.
^Учитывая особенность и задачи деятельности центров здоровья, под разделом «лечебные мероприятия» - ОЛМ в основном подразумеваются (лечебно)-профилактические мероприятия.
**Следующие критерии, представленные в карте ЦЗ, не оцениваются: Р - смокелайзер; С - кардиотренажер, так как частота предоставления данных услуг в соответствии
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. №1157 «О финансовом обеспечении в 2010 году мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
2. Приказ Минздравсоцразвития России №430н от 8.06.2010 г. «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития №597н от 19 августа 2009 г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»».
3. Приказ Минздравсоцразвития России №597н от
19.08.2009 г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
4. Приказ Минздравсоцразвития России №302н от
со стандартом равна 0 (критерий Р - повторяет критерий К; критерий С - на кардиотренажере не проводятся диагностические мероприятия. Критерий Н - рабочее место гигиениста стоматологического критерий не оценивается (ставится прочерк), так как пока не поставлено необходимое оборудование.
***В разделе «результаты обследования», если методика не проводится, в карте должна обязательно быть одна из записей:
1) «не показано по стандарту» - если обследуемый не подпадает под соответствующую частоту предоставления;
2) «показано при проведении динамического наблюдения» - если методика по стандарту попадает в разряд динамического наблюдения;
3) «противопоказано» - при наличии противопоказаний к выполнению методики;
4) «отказ» - при отказе пациента от выполнения методики;
5) «технические причины» - отсутствие расходных материалов, неисправность техники и т.д.
При отсутствии отметки или записи снимаются баллы, как за выявленный дефект в соответствующем разделе.
10.06.2009 г. О мерах по реализации постановления правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. №413 «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
5. Приказ Главного управления здравоохранения администрации области №759 и ТФОМС Иркутской области №115 от 17.12.2003 (ред. от 12.07.2004 и 03.03.2008) «О контроле качества медицинской помощи на территории Иркутской области (вместе с «положением о системе контроля качества медицинской помощи в медицинских организациях Иркутской области»).
6. Стандарт амбулаторно-поликлинической медицинской помощи при общем осмотре, обследовании, общей проверке здоровья определенных групп населения, консультации. Приложение к приказу Министерства здравоохранения Иркутской области от 29.12.2009 года №1891-мпр.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 12; тел. (3952) 201659; e-mail: [email protected], Максикова Татьяна Михайловна - заместитель главного врача, ассистент кафедры, к.м.н.; Губин Дмитрий Георгиевич -заведующий центром; Калягин Алексей Николаевич - проректор по лечебной работе, д.м.н.;
Агапитов Александр Евгеньевич - ассистент, к.м.н.
© КНЯЗЮК Н.Ф. - 2010
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА СООТВЕТСТВИЕ МОДЕЛИ ДЕЛОВОГО СОВЕРШЕНСТВА
Н.Ф. Князюк
(ГУЗ «Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр», гл. врач - к.м.н. И.В. Ушаков; Иркутский государственный университет, ректор - д.х.н., проф. А.И. Смирнов, Байкальская международная бизнес-школа ИГУ, директор - В.Н. Саунин, кафедра менеджмента, зав. - к.м.н., доц. Н.Ф. Князюк)
Резюме. В настоящей работе рассмотрены основные методические подходы к самооценке применительно к менеджменту качества медицинских организаций как универсальному инструменту, позволяющему сравнивать результаты деятельности организации по критериям премии с эталонными, вовлекая медицинскую организацию в непрерывный процесс самосовершенствования.
Ключевые слова: самооценка, качество, процессы, медицинская организация.
SYSTEMATIC APPROACHES TO EVALUATION OF MEDICAL ESTABLISHMENT FOR CONFORMITY OF BUSINESS EXCELLENCE MODEL
N.F. Kniazuk (Irkutsk Regional Diagnostic Center)
Summary. In the present work are considered the principal systematic approaches to self-appraisal, applying to management of quality of medical establishments as universal tool, allowing to compare the results of activity of establishment with standard ones on the criteria of reward, involving medical establishment into continuous process of self-appraisal.
Key words: self-appraisal, quality, processes, medical establishment.
На сегодняшний день все более популярной, особенно в европейских странах, становится оценка деятельности организации по критериям модели делового совершенства, которая предложена Европейским фондом менеджмента качества, European Foundation for Quality Management (EFQM), далее EFQM (рис. 1). Модель основывается на восьми базовых принципах совершенства менеджмента: ориентирован-
Рис. 1. Модель Европейского фонда качества.
ность на результат; концентрация усилий на достижении удовлетворенности потребителя; лидерство и постоянство цели, управление процессами и явлениями; развитие и вовлеченность персонала; постоянное изучение; нововведения и улучшение; развитие партнерства; корпоративная социальная ответственность. В России проводится конкурс на соискание премии Правительства РФ в области качества, методология и организация оценки которого базируется на модели ЕБСЩ и является ее полным аналогом. Модель признает существование множества подходов к достижению устойчивого совершенства во всех аспектах деятельности. В основе модели лежит следующее: совершенные результаты деятельности по отношению к потребителям, персоналу и обществу достигаются через лидерство, которое воплощается в политике и стратегии, реализующихся при участии персонала, партнерств и ресурсов, а также процессов [6].
Критерии и модель премии Правительства РФ в области качества являются практически полным аналогом модели ЕБСЩ, но единственное, что их отличает, так это различие в весовых коэффициентах, отражающих специфику российского бизнеса. Например, общий балл по группе “Возможностей” выше, чем по группе “результатов”: 550 и 450 баллов [4]. Данное различие говорит о том, что сегодня для российского бизнеса возможности или потенциал организации являются более важными показателями, чем результаты.
За всю историю существования премии Правительства РФ в области качества с 1996 по 2007 гг. никогда среди лауреатов не было конкурсантов из сферы здравоохранения. Однако, данная ситуация изменилась в 2008 году, когда эксперты Европейского Фонда Управления Качеством (ЕБСЩ) признали, что Клиника «Медицина», единственная в России, соответствует уровню «Признанное совершенство» 5* по Модели Делового Совершенства. Российские организации, действующие в отрасли здравоохранения, начинают всерьез задумываться по поводу признания делового совершенства. Самооценка может использоваться руководством медицинской организации для сравнения своей деятельности с лучшими в отрасли достижениями, структурировать и систематизировать работу внутри организации и начать процесс совершенствования [1]. Модель может быть полезной при повторных оценках степени достижения стратегических целей.
Исследование проводилось на базе Иркутского диагностического центра (ИДЦ). Оценены возможности и перспективы проведения комплексной самооценки медицинской организации на соответствие критериям модели делового совершенства, разработана методика самооценки для применения в ИДЦ, проведена самооценка деятельности ИДЦ по 9 критериям: «Лидирующая роль руководства», «Политика и стратегия организации в области качества», «Персонал», «Партнерство и ресурсы», «Процессы, осуществляемые организацией», «Удовлетворенность потребителей качеством продукции и услуг», «Удовлетворенность персонала», «Влияние организации на общество» и «Результаты работы организации».
В качестве инструмента самооценки были использованы специальные квалиметрические шкалы, которые вербально описывают пять упорядоченных уровней совершенства или стадий развития подкритериев и их составляющих. Опросные листы составлялись в соответствии с «Руководством для организаций участников конкурса 2010», в котором представлено содержание критериев модели делового совершенства ЕБОМ. Были опрошены общий медицинский персонал и немедицинский персонал, в каждый из которых входили три группы респондентов: заведующие отделами, компетентные специалисты и кадровый резерв.
Процедура начата с формирования рабочей группы для самооценки и первичного распределения обязанностей в соответствии с алгоритмом (рис. 2). Участие в самооценке различных групп персонала является предпочтительным, т.к. это позволяет учесть и скорректировать мнения различных сторон и существенно повысить уровень объективно-
Формирование рабочей группы для проведения самооценки и первичное распределение обязанностей
-1-1-
Инструктаж рабочей группы по проведению самооценки Подготовка и рассылка опросных форм
Проведение самооценки и заполнение опросных форм
-1-1-
Согласование и заполнение итоговых опросных форм
-1.1-
Расчет значений критериев «модели совершенства» и интегрального показателя совершенства СК
Определение областей для улучшения
Рис. 2. Алгоритм проведения самооценки.
сти самооценки. В то же время основными критериями при формировании рабочей группы, участвующей в самооценке, является компетентность членов группы в рассматриваемых вопросах и их осведомленность о реальном положении дел в ИДЦ.
Пример результатов экспертных оценок по критерию
«Процессы, осуществляемые в организации», представлены на рис. 3.
Рис. 3. Результаты экспертных оценок по критерию «Процессы, осуществляемые
организацией».
Данный критерий включает информацию о том, как организация проектирует процессы, осуществляет менеджмент процессов и совершенствует их в целях реализации политики и стратегии, а также полного удовлетворения и создания ценности для своих потребителей и других заинтересованных сторон. В исследовании принимали участие общий медицинский персонал и немедицинский персонал, в каждый из которых входили три группы респондентов: заведующие отделами, компетентные специалисты и кадровый резерв. По итогам проведенной оценки деятельность ИДЦ по данному критерию можно охарактеризовать следующим образом. В ИДЦ документированы все основные процессы, документация постоянно анализируется и пересматривается, внедрена и действует система постоянного мониторинга основных процессов, получаемые результаты анализируются и сравниваются с поставленными целями и достижениями других медицинских учреждениях, существует система корректирующих действий, а также предупреждающие действия для отдельных процессов. В ИДЦ разработана и внедрена современная система управления документацией, регламентированная соответствующей документированной процедурой, а также все документы, необходимые для СМК. Вся документация доступна для заинтересованных сторон, периодически анализируется и пересматривается. Внедрены отдельные элементы электронного документооборота. Разработана и внедрена современная система управления записями, регламентированная соответствующей документированной процедурой. Большинство процессов обмена записями осуществляется на основе электронного документооборота. Документированная процедура по управлению записями периодически анализируется и пересматривается. В ИДЦ четко определены ответственность и полномочия руководителей и персонала в рамках СМК, включая уполномоченных по качеству в подразделениях, на развитие СМК выделяются достаточные средства. Ведется систематическая разработка элементов СМК в соответствии с планом, постоянная подготовка собственных специалистов по менеджменту качества из числа персонала ИДЦ. Регулярно проводятся занятия и семинары для руководителей и сотрудников всех профильных служб и отделов ИДЦ. Внедрена и действует единая локальная автоматизированная система бухгалтерского учета. Отработаны методики прогнозирования тенденций спроса на услуги. Принята программа развития ИДЦ и программа подготовки медицинских кадров. Проводится анализ удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых услуг путем анкетирования. Документированы требования к содержанию и уровню подготовки сотрудников. Учитывается опыт ведущих медицинских учреждений страны.
В ИДЦ разработана и внедряется единая система закупок, регламентируемая разработанной документированной процедурой. Проводится анализ и учет поставщиков по критериям качества, надежности, цены, времени поставки и
др. Многие поставки осуществляются на условиях тендера. Управление закупками улучшается путём обмена информацией с партнерами. Периодически анализируется эффективность системы закупок, предпринимаются корректирующие и предупреждающие действия.
Разработана единая кадровая политика и программа обеспечения кадрами, результаты реализации которой анализируются и рассматриваются руководством. Принципы подбора, приема на работу и развития персонала отражены в документированных правилах, директивах и процедурах. Разработаны и реализуются единые процедуры оценки и аттестации персонала. Устойчиво функционирует система управления всеми элементами инфраструктуры и производственной средой. Подразделения системы полностью укомплектованы специалистами, квалификация которых периодически повышается. Работа осуществляется на основании долговременных планов деятельности. Имеется документированное описание важнейших процедур управления по основным элементам инфраструктуры и среды. Ведется мониторинг состояния основных показателей среды и объектов управления. Коррекция планов действий осуществляется ежегодно. Вопросы управления инфраструктурой и производственной средой отражены в стратегическом плане развития ИДЦ, осуществляется финансирование основных видов этих работ. Руководство ИДЦ понимает важность рассматриваемых вопросов и периодически анализирует проблемы управления в этой отрасли. Итоги работы ежегодно докладываются персоналу ИДЦ. Условия труда сотрудников и условия оказания медицинских услуг полностью соответствуют всем нормам и правилам. Проведена аттестация рабочих и учебных мест. Разработаны планы улучшения условий труда и обучения. Ведется пропаганда здорового образа жизни. В основном реализуется программа санаторно-курортного лечения и физкультурнооздоровительных мероприятий. Осуществляется система мероприятий по подготовке сотрудников к действию в условиях ЧС, которая привязана к конкретным условиям. Реализуются мероприятия по обеспечению устойчивости объекта, по противодействию терроризму, по обеспечению личной безопасности и сохранности имущества ИДЦ. Для организации работы в этой области функционирует несколько подразделений и служб. Руководство ИДЦ рассматривает задачу обеспечения БЖД как важную, и взаимодействует в этой области с профсоюзными комитетами. В бюджете ИДЦ на эти цели выделены значительные финансовые ресурсы.
В ИДЦ разработана и внедрена комплексная система измерений и мониторинга процессов, которая охватывает все основные процессы. По всем процессам определены измеряемые показатели и методы их измерения и анализа. Назначены лица или подразделения, ответственные за проведение мониторинга. Получаемые результаты периодически анализируются и предпринимаются корректирующие и предупреждающие действия. Результаты сравниваются с результатами аналогичных медицинских учреждений. Разработана и внедрена комплексная система планирования процессов и деятельности профильных служб, которой охвачены все основные процессы ИДЦ. Планирование осуществляется на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Показатели регулярно измеряются, анализируются, сравниваются с поставленными целями и результатами работы аналогичных медицинских учреждений и служат основой для корректирующих и предупреждающих действий по улучшению деятельности. Система планирования постоянно совершенствуется.
В ИДЦ реализуется разработанный план регулярного проведения аудитов (проверок) большинства подразделений и процессов на основе разработанной документированной процедуры. Подготовлены и сформированы группы внутрен-
Лидирующая роль руководства Результаты работы организации
Влияние организации на общество
Удовлетворенность персонала
Политика и стратегия в области качества
Персонал
Партнерство и ресурсы
Удовлетворенность потребителей Процессы
Рис. 4. Результаты самооценки организации по критериям премии Правительства РФ
в области качества.
них аудиторов и специалистов по самооценке. Результаты аудитов регулярно анализируются руководством, на основе чего предпринимаются соответствующие корректирующие и предупреждающие действия по улучшению. Регулярно проводится самооценка отдельных подразделений и процессов по комплексным методикам. Результаты сравниваются с опытом аналогичных медицинских учреждений.
Документированная система корректирующих действий охватывает все основные процессы ИДЦ и периодически пересматривается. Разработана документированная процедура предупреждающих действий, охватывающая наиболее важные процессы. Ведется систематическая работа по улучшению деятельности по основным направлениям. В ИДЦ имеется общий документированный порядок разработки, согласования и утверждения новых медицинских услуг. В основу разработки положена желаемая модель компетентности врача. Все новые медицинские услуги проходят внутреннюю и внешнюю экспертизу качества.
В ИДЦ внедряется система маркетинговых исследований рынка медицинских, лечебно-диагностических услуг, рынка
ЛИТЕРАТУРА
1. Маслов Д.В. Мировые премии по качеству: признание успеха // Маркетинг в России и за рубежом. - М., 2005. - №5. - С.108-120.
2. Маслов Д.В. От качества к совершенству. Полезная мо-
труда, которая реализуется специальным подразделением. Учитываются все требования заинтересованных сторон. Внедрена система учета и анализа поступающих жалоб и претензий потребителей, реализация которой возложена на конкретное подразделение. По результатам анализа жалоб и претензий реализуются мероприятия по улучшению качества предоставления услуг ИДЦ.
Таким образом, результаты проведенного исследования по критерию показали, что деятельность ИДЦ в данном направлении находится на высоком и качественном уровне, что и подтверждается оценкой, которая составила 6,79 (что соответствует 108,7 из 160 баллов).
В результате по итогам самооценки организация набрала 635 баллов из 1000 возможных. В целом результат является достаточно высоким, свидетельствующим о стремлении организации к деловому совершенству, может быть основанием для предоставления заявки на соискание премии и продолжения работы в данном направлении. По результатам самооценки деятельности ИДЦ были сформулированы рекомендации по 9 критериям премии Правительства РФ в области качества. В совокупности модель и критерии премии предлагают готовую стратегию развития медицинской организации, предполагающую создание эффективной системы управления на принципах постоянного совершенствования. В итоге организация получает универсальный инструмент, позволяющий сравнивать результаты деятельности организации по критериям премии с эталонными и результатами конкурентов, вовлекая медицинскую организацию в непрерывный процесс самосовершенствования.
дель ББОМ. - М.: Стандарты и качество, 2008. - 152 с.
3. Руководство для организаций-участников конкурса на соискание Премий Правительства РФ в области качества» 2010 года. - М.: Ростехрегулирование, ВНИИС, 2010. - с.
Информация об авторе: 664047, г. Иркутск, Байкальская, 109; тел. (3952) 211-243, e-mail: [email protected], Князюк Надежда Феофановна - к.м.н., заместитель главного врача.
© ГОРДИЕНКО В.П., КАПИТОНЕНКО Н.А., ВАХНЕНКО А.А. - 2010
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОМ РЕГИОНЕ
В.П. Гордиенко1, Н.А. Капитоненко2, А.А. Вахненко2 ('Амурская государственная медицинская академия, ректор - д.м.н., проф. В.А. Доровских, кафедра онкологии, зав. - д.м.н., проф. В.П. Гордиенко; 2Дальневосточный государственный медицинский университет, ректор - д.м.н. проф. В.П. Молочный, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. - д.м.н., проф.
Н.А. Капитоненко)
Резюме. Последние два десятилетия в жизни страны характеризуются резким сдвигом состояния здоровья населения с обратным развитием эпидемиологического перехода, определяемого значительным ростом смертности и существенным снижением рождаемости. В статье приведены основные показатели здоровья населения Амурской области в динамической последовательности за последние 10-20 лет с учетом влияния на них некоторых социальных факторов, не исключающих усиления психо-эмоционального стресса, лежащего в основе многих заболеваний.
Ключевые слова: прирост населения, здоровье, заболеваемость, смертность.
THE MAIN FEATURES OF THE MEDICODEMOGRAPHICAL SITUATION IN A SEPARATE REGION
V.P. Gordienko1, N.A. Kapitonenko2, A.A. Vakhnenko2 ('Amur State Medical Academy, Blagoveschensk; 2Far Eastern State Medical University, Khabarovsk)
Summary. Two recent decades in the life of the country are characterized by a rapid change in the public health with the reverse development of the epidemiological transition, determined by the significant increase of morbidity and significant reduction of birth