Научная статья на тему 'Методические подходы к определению себестоимости структурных подразделений лечебно-профилактических заведений'

Методические подходы к определению себестоимости структурных подразделений лечебно-профилактических заведений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / СТОИМОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / МЕТОД ПОШАГОВОГО СНИЖЕНИЯ (STEP-DOWN) / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долот В. Д.

В статье рассмотрены методические подходы к определению себестоимости структурных подразделений лечебно-профилактических заведений. Аргументировано, что в условиях постоянного дефицита финансовых ресурсов в отрасли здравоохранения доступность детального расчета себестоимости медицинских услуг поможет контролировать и оценивать эффективность работы лечебно-профилактических заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Долот В. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к определению себестоимости структурных подразделений лечебно-профилактических заведений»

УДК [338.5:614.2](477)

Долот В.Д.,

Национальная академия государственного управления при Президенте Украины;

докторант кафедры управления охраной общественного здоровья, кандидат наук по государственному управлению (Украина, г. Киев)

Научный консультант: Радыш Я.Ф., профессор кафедры управления охраной общественного здоровья, доктор наук по государственному управлению, профессор (Украина, г. Киев)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ЗАВЕДЕНИЙ

В статье рассмотрены методические подходы к определению себестоимости структурных подразделений лечебно-профилактических заведений. Аргументировано, что в условиях постоянного дефицита финансовых ресурсов в отрасли здравоохранения доступность детального расчета себестоимости медицинских услуг поможет контролировать и оценивать эффективность работы лечебно-профилактических заведений.

Ключевые слова: финансирование здравоохранения, стоимость медицинских услуг, метод пошагового снижения (step-down), ценообразование в здравоохранении.

Большинство стран мира финансирует учреждения здравоохранения, сочетая такие основные источники, как общие налоговые поступления (налог с заработной платы), взносы социального страхования, премии частного страхования, прямую оплату медицинских услуг пользователями, а также так называемое общественное финансирование (средства территориальной общины), направляемые на обеспечение справедливого и равного доступа всех граждан к услугам по охране здоровья и их защите от чрезмерных финансовых потерь из-за болезни [6].

Однако, как свидетельствует мировой опыт, государственным учреждениям здравоохранения в любой стране так или иначе приходится решать проблему дефицита финансовых ресурсов. Рост стоимости медицинской помощи, а также демографическая динамика последних десятилетий стали причиной дефицитных бюджетов здравоохранения во многих странах [4]. Средств на обеспечение предоставления всего спектра медицинской помощи всем

без исключения гражданам никогда не хватало и не будет хватать. Не является исключением и Украина, где постоянно поднимается вопрос о недостаточности бюджетного финансирования учреждений здравоохранения, так же как и о существующем дефиците финансовых ресурсов в отрасли здравоохранения.

В ходе исследования установлено, что вопросам государственного регулирования финансирования учреждений здравоохранения посвящены научные работы О.В. Галацана, Н.Д. Солоненко, М.М. Шутова, Э.В. Ковжаро-вой, В.М. Рудого, Н.И. Карпишина, О.А. Евтушенко, Е.А. Малик, О.В. Виноградова. Более подробно результаты трудов указанных авторов нами рассмотрены в монографии «Актуальные вопросы финансового обеспечения учреждений здравоохранения: теория и практика» [1, с. 15 — 31].

Дефицит бюджетных финансовых ресурсов учреждений здравоохранения — это превышение расходной части бюджета над доходной. Он возникает в тех финансовых случаях, когда учреждение здравоохранения вынуждено прибегнуть к расходам на большую сумму, чем возможная величина его дохода [1, с. 87]. Возможность правильно рассчитать стоимость медицинской помощи с учетом всех ее составляющих позволит улучшить финансовое состояние учреждений здравоохранения, подготовит почву для более эффективного управления ими в условиях внедрения обязательного медицинского страхования.

Единая унифицированная методика расчета стоимости медицинских услуг, амбулаторно-поликлинического и стационарного лечения, медико-экономической модели государственных, коммунальных и других учреждений здравоохранения (далее — методика) была разработана группой украинских ученых и практиков здравоохранения и зарегистрирована Государственной службой интеллектуальной собственности Украины в 2012 году [2; 3].

Для вычисления себестоимости в методике используется метод пошагового снижения (step-down). Данный метод рекомендован Проектом ЕС «Содействие реформе вторичной медицинской помощи в Украине» как самый точный метод (книга «Рекомендации относительно дальнейшего развития вторич-

ной медицинской помощи в Украине», 2009, http://www.eu — shc.com.ua/) [5].

Доступность детального расчета себестоимости медицинских услуг — очень важный вопрос, который помогает руководителям лечебно-профилактических заведений (далее — ЛПЗ) контролировать и оценивать эффективность работы структурных подразделений (далее — СП), а также устанавливать цены на услуги.

Вычисление себестоимости — это методология, которая помогает определить расходы, сопровождающие предоставление определенной единицы услуги или товара.

Такой единицей может быть отдельная услуга или несколько услуг. Как только определена себестоимость единицы, ее возможно использовать (вместе с другими факторами) при определении цены, которая устанавливается на такую единицу и все подобные единицы.

Расходы могут быть фиксированными или переменными.

Расходы можно также разделить по признаку прямых и непрямых расходов.

Прямые расходы — это расходы, которые непосредственно связаны с предоставлением каждой единицы услуги и обычно включают расходы на заработную плату и материалы.

Непрямые расходы непосредственно не связаны с предоставлением каждой единицы услуги. Это, например, расходы на обслуживание здания, коммунальные расходы и общее управление. Их часто называют накладными расходами.

Накладные расходы могут быть распределены на разные единицы услуг с помощью бухгалтерского метода, который называется распределением расходов методом пошагового снижения или распределением накладных расходов.

Методология step-down — распространенный подход к вычислению расходов ЛПЗ, а в Соединенных Штатах она является обязательной для использования при подготовке отчетов о расходах для программ Medicare и Medicaid (двух государственных программ для лиц преклонных лет и для малообеспеченных граждан).

Основой метода step-down есть подход, согласно которому все расходы нужно распределить за центрами расходов, которые

могут быть или центром поддержки, или центром поступлений.

Исходя из того, что расходы возникают в каждом СП ЛПЗ, каждый СП рассматривается как центр расходов.

Центры поддержки — это те центры расходов, которые обеспечивают основные лечебно-диагностические функции медицинского заведения и включают в себя обычно структурные подразделения первой группы (административно-хозяйственные и технические СП) и второй группы (вспомогательные СП).

Центры поступлений — это те центры расходов, которые оказывают медицинские услуги, амбулаторно-поликлиниче-ское и стационарное лечение пациентам.

ЛПЗ может достаточно гибко подойти к определению критериев, которые будут использоваться при решении того, какие СП станут центрами поддержки, а какие — центрами поступлений.

Распределение методом step-down происходит в три шага:

первый шаг — накопление прямых расходов для всех центров расходов, расчет их собственной себестоимости;

второй шаг — определение основы распределения;

третий шаг — распределение накладных расходов.

Время доказало, что данный метод является самым точным методом. Главное преимущество этого метода в том, что он распределяет непрямые расходы на другие сферы поддержки перед распределением по центрам поступлений.

Шаг 1: Накопление прямых расходов для всех центров расходов.

Метод step-down начинается с проверки того, что все расходы ЛПЗ распределены по каким-то центрам расходов (СП). Прямые расходы включают все расходы на заработную плату персонала, который работает и входит в бюджет СП. Расходы на руководителей и весь штатный персонал СП включаются сюда (вместе с их надбавками).

Другие прямые расходы включают расходы на медикаменты и на все другие элементы в сфере прямого контроля СП, которые обычно рассматриваются как его расходы. При этом подходе все непосред-

ственные расходы СП считаются прямыми расходами, даже если они непосредственно не назначались конкретным пациентам.

Шаг 2: Определение основы распределения.

Следующий шаг — распределить расходы центров поддержки за разными центрами поступлений. Основной принцип распределения такой: если центр поступлений использует часть услуг центра поддержки, то на него надо распределить себестоимость данной части услуг такого центра поддержки. Альтернативный подход — назначение критериев для каждого центра поддержки как основы для распределения его расходов.

Шаг 3: Распределение накладных расходов.

Завершающий шаг при применении метода step-down — распределить расходы всех центров поддержки на разные центры поступлений, используя критерии распределения, определенные в шаге 2. Но процесс распределения не такой простой. Кроме обслуживания центров поступлений центры поддержки могут также обслуживать другие центры поддержки. Решение этого вопроса — основа методологии step-down. Шаг за шагом каждый центр расходов по очереди распределяет все свои расходы на другие центры расходов, которые он обслуживает. Как только его расходы будут полностью распределены, центр расходов «закрывается». После закрытия центр расходов не может получать дальнейшее распределение прямых расходов из других центров. Поэтому выбор верной последовательности центров — непростое и креативное задание.

Обычно последовательность начинается с того центра, который обслуживает наибольшее количество других отделений, и продолжается, переходя к центрам, которые предоставляют все более узкий спектр услуг. Наконец остаются только центры поступлений.

Когда все центры поступлений получат полное распределение прямых расходов, используя метод step-down, можно определить, какие расходы должны быть распределены на каждый вид (единицу) услуг в пределах каждого центра поступлений.

Калькуляция расходов сначала предусматривает выявление количества видов

услуг, которые предоставил СП, а потом определение объемов каждого вида услуг. Все расходы в пределах центра поступлений (прямые и непрямые) потом распределяются на виды услуг, исходя из определенных соответствующих критериев. Например, расходы в операционной распределяются на каждую хирургическую процедуру на основе необходимого для ее проведения времени. Можно использовать более усложненные системы распределения (которые называются системами стоимости единицы), они сочетают два или больше факторов, таких как время и материалы. В лаборатории, например, затраты на каждое исследование могут быть распределены на основании времени, необходимого на проведение исследования, стоимости техники, реактивов и прочего.

Тот же подход можно использовать для любой услуги в сфере первичной медико-санитарной помощи, небольших медицинских центров или заведений первичной медико-санитарной помощи.

Конечный результат калькуляции — себестоимость каждого вида услуг, что может использоваться при ценообразовании. Ценообразование заключается в определении себестоимости, добавлении желательной операционной маржи (уровня рентабельности) и установлении оплаты (утверждении тарифов).

Методика позволяет рассчитывать себестоимость услуг тремя методами:

1. нормативным;

2. расходным;

3. нормативно-расходным.

Нормативный метод применяется при

необходимости провести расчет сметы

Таблица 1.

ЛПЗ по заранее заданным известным нормативным (плановым) расходам на предоставление услуг, оплату труда и материальные ресурсы всей инфраструктуры ЛПЗ. Он дает возможность рассчитать разные варианты сметы ЛПЗ в зависимости от введенного варианта набора входных нормативных данных и используется для медико-экономического моделирования и прогнозирования перспектив развития ЛПЗ.

Расходный метод предусматривает расчет и себестоимость СП, себестоимость всех услуг по фактическим расходам за определенный отчетный период.

Нормативно-расходный метод заключается в применении комбинированного метода при расчете себестоимости СП, когда часть расходов рассчитывается на основе расходного метода по фактическим расходам, а часть расходов — нормативным методом по плановым расходам. Данный метод для упрощения расчетов предусматривает рациональное сочетание фактических и плановых расходов без значительных потерь точности.

Расчет собственной себестоимости всех структурных подразделений ЛПЗ

Расходы ЛПЗ группируются по экономическим элементам и калькуляционным статьям. Группирование расходов по калькуляционным статьям отображает их состав в зависимости от направления расходов по предоставлению услуги.

К расходам, которые входят в себестоимость услуги, в соответствии с действующей системой бухгалтерской отчетности Украины для бюджетных ЛПЗ относятся следующие виды, приведенные в таблице 1.

Статьи расходов согласно кодам экономической классификации расходов бюджета Коды расходов Наименования расходов в методике Прямые/ непр. расходы

1 2 3 4

Оплата труда работников бюджетных учреждений 1110 Z1110 прямые

Начисления на заработную плату 1120 Z1120 прямые

Предметы, материалы, оборудование и инвентарь (в том числе мягкий инвентарь и обмундирование) 1131 Z1131 прямые

Медикаменты и перевязочные материалы 1132 Z1132 прямые

Продукты питания 1133 Z1133 прямые

Оплата услуг (кроме коммунальных) 1134 Z1134 прямые

1 2 3 4

Другие расходы (уплата налогов, платежи в бюджет и пр.) 1135 Z1135 непрямые

Расходы на командировки 1140 Z1140 прямые

Оплата теплоснабжения 1161 Z1161 непрямые

Оплата водоснабжения и водоотвод 1162 Z1162 непрямые

Оплата электроэнергии 1163 Z1163 непрямые

Оплата природного газа 1164 Z1164 непрямые

Оплата других коммунальных услуг 1165 Z1165 непрямые

Оплата других энергоносителей 1166 Z1166 непрямые

Себестоимость ЛПЗ является суммой собственной себестоимости всех СП и вычисляется по формуле (1):

см №п = х х св (!).

где: т = 1, 2, 3;

М = 3 — количество групп, на которые распределяются все СП ЛПЗ;

п = 1, 2, ., N — 1, N — порядковый номер СП в т-й группе;

N — количество СП в т-й группе: при т=1 N = N1 = 2; в первой группе только два СП (административно-управленческие и хозяйственно-технические структурные подразделения);

при т = 2 N N ■ N — количество СП

^ т = 2' 2

во второй группе;

при т=3 N = N3; N3 — количество СП в третьей группе;

С — себестоимость ЛПЗ; СВ собственная себестоимость

т,п —

т, п-го структурного подразделения ЛПЗ, который относится к т-й группе с порядковым номером п.

Собственная себестоимость т, п-го подразделения является суммой всех его прямых и непрямых расходов и рассчитывается по формуле (2):

СВ = Z1110 + Z1120 + MZ +

т,п т,п т,п т,п

Z1135 + КЕ + АВ , (2),

т,п т,п т,п' ^ ''

где: СВ — собственная себестоимость т,

т т,п 1

п-го СП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Z1110 — расходы на оплату труда ЛПЗ; Z1110mn — расходы на оплату труда т, п-го СП; т П

Z1120 — начисление на оплату труда ЛПЗ; Z1120mn — начисление на оплату труда т, п-го СП;

MZ — собственные материальные

т,п ^

затраты т, п-го СП;

MZ = Z1131 + Z1132 + Z1133 +

+ Z1134 + Z1140

(2.1)

Z1131 — расходы на предметы, материалы и инвентарь ЛПЗ;

Z1131mn _ расходы на предметы, материалы и инвентарь т, п-го СП;

Z1132 — расходы на медикаменты и перевязочные материалы ЛПЗ;

Z1132mn — расходы на медикаменты и перевязочные материалы т, п-го СП;

Z1133 — расходы на продукты питания ЛПЗ;

Z1133mn — расходы на продукты питания т, п-го СП;

Z1134 — расходы на оплату услуг (кроме коммунальных) ЛПЗ;

Z1134mn — расходы на оплату услуг (кроме коммунальных) т, п-го СП;

Z1140 — командировочные расходы ЛПЗ;

Z1140mn — командировочные расходы т, п-го СП;

21110^,

Ъ\ 135тп = 21135 * -

' 21110

(2.2)

Z1135mn _ другие расходы т, п-го СП (уплата налогов, платежи в бюджет и пр.);

Z1135 — другие расходы ЛПЗ (уплата налогов, платежи в бюджет и пр.);

КЕтп — собственные непрямые расходы на коммунальные услуги и энергоносители т, п-го СП;

Бт,п

КЕтп =-* (Z1161 + Z1162 + Z1163 +

' Б

+ Z1164+ Z1165 + Z1166 ), (2.3) Z1161 — расходы на оплату теплоснабжения ЛПЗ;

Z1162 — расходы на оплату водоснабжения и водоотвод ЛПЗ;

оплату

Z1163 — расходы н электроэнергии ЛПЗ;

Z1164 — расходы на оплату природного газа ЛПЗ;

Z1165 — расходы на оплату других коммунальных услуг ЛПЗ;

Z1166 — расходы на оплату других энергоносителей;

АВ — амортизационные отчисления ЛПЗ;

8тп — площадь, которую занимает т, п-й СП;

8 — площадь ЛПЗ без учета площадей, переданных в аренду;

АВтп — амортизационные отчисления т, п-го СП.

Себестоимость ЛПЗ вычисляется по формуле (3):

С = Z1110 + Z1120 + Z1131 + Z1132 + Z1133 + Z1134 + Z1135 + Z1140 + АВ

+ Z1161 + Z1162 + Z1163 + Z1164 +

Z1165 + Z1166 (3)

с обязательным выполнением следующих соотношений (системы лимитных уравнений) 3.1 - 3.10:

М N.

ZШ0 =Х X ZШ0m-n; (3.1)

М N.

Z1120 =Х X Z1120m,n;

т=1 п=1

м n. z1131 =Х X z1131m.

м ыт

z1132 =х X zll32m.n;

М N..

Z1133 =х X Zllззm-n

М N.

Z1134 =X X Z1134m.n

т=1 п=1

м n.

z1135 »X X z1135m

м n.

z1140 -X X zll40m.n;

м n.

ав =х X авт^;

т=1 п=1

М N.

э "X X Sm.n;

(3.2)

(3.3)

(3.4)

(3.5)

(3.6)

(3.7)

(3.8)

(3.9)

(3.10)

В случае, если в ЛПЗ не ведется (или ведется не в полном объеме) учет расходов Z1131mn; Z1132mn; Z1134mn отдельно по структурным подразделениям, то их можно приблизительно рассчитать следующим образом: ZШ0mn

Z1131mn = Z1131* ——- (4)

' ZШ0

гп34т

гш0т =гш4*—

гш0

гш0т

21132™п=21132*-

гш02.3

(5)

(6)

Z1 1 1023 — расходы на оплату труда структурных подразделений второй и третьей группы (вспомогательные и основные СП), за исключением СП второй группы, которые не имеют расходов статьи Z1132 (например, СП21 — прачечная; СП22 — сте-рилизационная; СП24 — пищеблок, прочее).

Расчет себестоимости внутренней административно-управленческой и хозяйственно-технической услуги подразделений первой группы

Внутренняя административно-управленческая услуга — это услуга, которую предоставляют административно-управленческие СП ЛПЗ для административного управления деятельностью ЛПЗ.

Внутренняя хозяйственно-техническая услуга — это услуга, которую предоставляют хозяйственно-технические СП ЛПЗ по обеспечению функционирования хозяйственной и инженерно-технической инфраструктуры ЛПЗ (тепло-водо-энергобеспечение, обслуживание и ремонт оборудования, телекоммуникаций, зданий и прочее).

Себестоимость внутренней административно-управленческой услуги —это отношение суммы собственной себестоимости всех административных СП к количеству штатных единиц ЛПЗ без учета количества штатных единиц административных СП, которое рассчитывается по формуле (8):

СВДУУ = ВС1Д / (КР-КР^ ,), (8) где: СВДУУ — себестоимость внутренней административно-управленческой услуги;

ВС1, 1 — собственная себестоимость всех административных СП;

КР1 1 — количество штатных единиц всех административных СП.

КР — количество штатных единиц ЛПЗ рассчитывается по формуле:

ziiiom,

Z1132m,n = Z1132*--

Z111 О2.3

(8.1)

где: М = 3, количество групп, на которые разделены все СП ЛПЗ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nm — количество СП в т-й группе;

КРтп — количество штатных единиц т, п-го СП.

Себестоимость внутренней административно-управленческой услуги — это нормируемая величина собственной себестоимости административно-управленческих СП на одну штатную единицу ЛПЗ (без количества штатных единиц административных СП), которая показывает стоимость админуправле-ния на штатную единицу ЛПЗ в гривнах.

Себестоимость внутренней хозяйственно-технической услуги есть отношение суммы собственной себестоимости всех хозяйственных и технических СП к площадям зданий ЛПЗ без учета арендованных площадей (занятых арендаторами) и занятых административно-управленческими и хозяйственно-техническими СП площадей и рассчитывается по формуле (9):

2 / (S S1,1 ^1,2)

(9)

услуги СВАУУ и себестоимости внутренней хозяйственно-технической услуги СВХТУ в дальнейшем значительно упрощает перенесение расходов административно-хозяйственных СП (накладных расходов) на себестоимость СП второй и третьей групп, а также позволяет сравнить данные унифицированные показатели для разных ЛПЗ.

Расчет себестоимости структурных подразделений второй и третьей групп с учетом перенесенных накладных расходов подразделений первой группы

Согласно третьему шагу методологии step-down переносим расходы СП первой группы (административно-хозяйственные СП) на СП второй и третьей групп (вспомогательные и основные СП).

С1 = СВ + СВ.„, * KP + СВ^ *

m,n m,n АУУ m,n ХТУ

S

(10)

где: СВХТУ — себестоимость внутренней хозяйственно-технической услуги;

ВС12 — собственная себестоимость всех хозяйственных СП;

1 — площадь, которую занимают все административные СП;

Б — площадь, которую занимают все хозяйственные СП;

Б — площадь ЛПЗ без учета переданных в аренду площадей.

Себестоимость внутренней хозяйственно-технической услуги — это нормируемая собственная себестоимость хозяйственно-технических СП на единицу площади (квадратный метр) ЛПЗ, которую занимают СП второй и третьей групп, которая показывает стоимость хозяйственно-технического обслуживания одного квадратного метра площади СП второй и третьей групп ЛПЗ в гривнах.

Введение понятий себестоимости внутренней административно-управленческой

где: т = 2, 3;

N — количество СП в -й группе;

т т ^ '

N = N при т = 2; N — количество СП

т 2 ^ '2

во второй группе; п = 1, 2, ..., N2-1, N2;

N = N3 при т = 3; N3 — количество СП в третьей группе; п = 1, 2,...., N3-1, N3;

С1 — себестоимость т, п-го СП вто-

т,п '

рой и третьей групп с учетом накладных расходов СП первой группы;

СВ — собственная себестоимость т,

т,п 1

п-го СП второй или третьей группы;

СВАУУ — себестоимость внутренней административной услуги;

СВХТУ — себестоимость внутренней хозяйственно-технической услуги;

КРтп — количество штатных единиц т, п-го СП второй или третьей группы;

Бтп — площадь, которую занимает т, п-й СП второй или третьей группы.

После перенесения расходов административно-управленческих и хозяйственно-технических СП первой группы на СП второй и третьей групп себестоимость административно-управленческих и хозяйственно-технических СП в дальнейших вычислениях не учитывается.

Таким образом, данная методика позволит проводить точные расчеты стоимости лечения каждого конкретного больного в зависимости от полученных медицинских процедур (услуг), а также от тяжести течения заболевания и проведенных в лечебно-профилактическом заведении койко-дней.

СВХТУ = ВС

Методика предоставит возможность сравнения результатов деятельности различных медицинских учреждений, а также возможность использования полученных результатов в управлении и в процессе возмещения расходов (оплата медицинских услуг и медицинской помощи) при внедрении метода глобального бюджета.

Библиографический список

1. Актуальт питання фшансового забез-печення закла,^в охорони здоров'я: теор1я та практика: монограф1я / Л.А. Ляховченко, В.Д. Долот, О.В. Поживглова, Я.Ф. Радиш; за заг. ред. проф. Я.Ф. Радиша. К.: Ком. книж-ково-газетне вид-во "Полкся", 2012. 212 с.

2. Долот В.Д. та ш. Науковий твiр "Едина ушфжована методика розрахунку вартосп медичних послуг, амбулаторно-полжлшчно-го та стацюнарного л1кування, медико-еко-номiчноl модел1 державних, комунальних та шших закла^в охорони здоров'я / Свщоцтво про реестращю авторського права на твiр № 41835 в1д 17.01.2012 р. (Державна служба штелектуально! власностi Укра!ни).

3. Едина ушфжована методика розрахунку вартосп медичних послуг, амбу-латорно-полжлшчного та стацiонарного л1кування // Щотижневик "Аптека", ви-пуск в1д 21.05.2012. № 841 (20), та випуск 28.05.2012 № 842 (21).

4. Осипов Д.В., Гриценко И.Ю., Югай М.Т. Припцип клинико-статистических групп как основа экономики здравоохранения Германии [Электронный ресурс] // URL.: http: //evcons. org/articles/view/23/ (дата обращения: 01.08.2012).

5. Рекомендации относительно дальнейшего развития вторичной медицинской помощи в Украине, 2009. [Электронный ре-

сурс] // URL.: http://www.eu-shc.com.ua/). (дата обращения: 01.10.2013)

6. Рожкова 1.В. Розвиток MexaHi3MiB формування консолщованого бюджету на охорону громадського здоров'я в Украш // В^ник НАДУ. 2009. С. 59-68.

Bibliography

1. Current issues of the healthcare facilities' financial support: the theory and the practice: the monograph / L. Lyahovchenko, V. Dolot, O. Pozhyvilova, Y. Radysh, under the general editorship of prof. Y.Radysh. K. The book and newspaper publishing house "Polessye", 2012. 212 p.

2. Dolot V. and others. The scientific work "The integrated unified methodology of calculating the health services' cost, out-patient and in-patient treatment, the medical and economic model of the public, municipal and other healthcare facilities / certificate of copyright registration # 41835, 17.01.2012, (the State Intellectual Property Service of Ukraine).

3. The integrated unified methodology of calculating the health services' cost, out-patient and in-patient treatment // The weekly review "Pharmacy", release of 21.05.2012. № 841 (20), and of 28.05.2012 № 842 (21).

4. D.Osipov, I.Gritsenko, I.Yugay. The guideline of the clinical and statistical groups as the basis of the health economics in Germany [Electronic resource] // URL.: http:// evcons.org/articles/view/23/

5. Recommendations for the further development of the secondary healthcare in Ukraine, 2009. [Electronic resource] // URL.: Http://www.eu-shc.com.ua/).

6. Rozhkova I. Developing of the formation mechanisms of consolidated budget for public health in Ukraine // The NAPA Vestnik. 2009. P. 59-68.

Dolot V.D., e-mail: [email protected]

National Academy of Public Administration, office of the President of Ukraine; the postdoctoral student of the public health management department, Candidate of Science in Public Administration, (Ukraine, Kiev)

The Academic Adviser — Radysh Y, professor of the public health management department, Doctor of Science in Public Administration, Professor, (Ukraine, Kiev)

METHODICAL APPROACHES TO DETERMINING THE HEALTHCARE FACILITIES' UNITS COSTS

The article considers the methodological approaches to determining the healthcare facilities units' costs. It was proved that under conditions of constant lack of financial resources in the healthcare industry the access to the detailed calculation of the medical services cost can help to monitor and evaluate the effectiveness of health institutions.

Key words: healthcare financing, healthcare costs, step-down method, healthcare pricing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.