Научная статья на тему 'Методические подходы к мониторингу региональной системы сертификации бытовых услуг и систем качества в сфере бытового обслуживания'

Методические подходы к мониторингу региональной системы сертификации бытовых услуг и систем качества в сфере бытового обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к мониторингу региональной системы сертификации бытовых услуг и систем качества в сфере бытового обслуживания»

Р = К + К + ]Ь, . NJ .(1 - еа )- ( +1„ ) (10)

, =1

-ат

Прирост заказов происходит при е Таким образом, представленные этапы внедрения системы и применения стандартов на услуги позволяют исследовать и экономически обосновать необходимость его разработки по формуле (8), а также произвести расчет для конкретной услуги и конкретного параметра по формуле (10).

Для того, чтобы данный методический подход приобрел для предприятия доступную форму, применимую в реальных условиях, необходимо разработать методику расчета экономической эффективности, содержащую количественные значения показателей, удобные для расчетов.

Пользуясь методикой расчета экономической эффективности от внедрения региональной системы, предприятие может реально оценить целесообразность получения сертификата соответствия.

УДК 338.46

Т.И. Зворыкина, С.А. Морозовене, П.В. Фокин Институт региональных экономических исследований

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОНИТОРИНГУ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ БЫТОВЫХ УСЛУГ И СИСТЕМ КАЧЕСТВА В СФЕРЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Процесс внедрения и применения системы сертификации является многоплановым и сложным. Его отличительной чертой является обратная связь. Управленческие решения по внедрению системы должны опираться на знание текущей ситуации, понимание того, как принятые меры на ситуацию повлияли и насколько настоящее положение дел

отличается от желаемого. Действия центрального органа по сертификации, совершаемые в отсутствие достаточно полной и регулярно обновляемой информации по всем направлениям деятельности, могут создать только иллюзию реализации системы. Поскольку все участники системы сертификации заинтересованы в получении объективной информации о фактическом состоянии внедрения системы; проблемах, возникающих при проведении процедуры сертификации, сложностях при оформлении документов и т.д., то необходимо проводить систематическое наблюдение за процессом ее реализации. Во всем мире все большее распространение мониторинг и оценка внедрения и применения систем сертификации. Отметим, что в области сертификации бытовых услуг необходимость применения технологий мониторинга и оценки объясняется более значительной, чем в других областях наличием большого количества услуг, отличающихся по степени социальности и широтой спектра оценочных показателей, на которых базируется система.

В этих условиях слишком общие и формальные показатели могут неадекватно отражать суть происходящего, и отслеживаемые индикаторы должны выбираться особенно аккуратно, отражая интересы взаимодействующих структур.

Уточним теперь ключевое понятие мониторинга и тем самым установим некоторые границы для последующего изложения.

Мониторинг представляет собой периодическое наблюдение за ходом реализации той или иной системы сертификации с помощью сбора информации по определенной системе показателей. Показатели мониторинга чаще всего являются численными, однако некоторые из них могут носить и качественный характер. Построение системы этих показателей, или индикаторов, является первой ступенью мониторинга и основано на тех целях, которые ставятся перед системой сертификации, и тех вопросах о системе, на которые желательно получить ответ. В ходе мониторинга проверяется, насколько выполнение программы соответствует плану, и, таким образом, мониторинг обеспечивает обратную связь с программой. Данные, полученные в процессе мониторинга, могут быть использованы и для более развернутых процедур оценки, таких как анализ изменения качества и безопасности услуг или анализ воздействия системы на конкретные группы услуг. Указанные оценочные процедуры содержат существенные дополнения по сравнению с мониторингом, К примеру, ответ на вопрос «Верно ли, что наблюдаемые положительные изменения были результатом системы сертификации, а не произошли бы и сами по себе?» требует анализа того, что случилось бы в отсутствие системы

сертификации, требует моделирования гипотетической ситуации, а также сравнения контрольных и экспериментальных групп.

Таким образом, мониторинг является основой и первой частью комплексной и всесторонней оценки системы сертификации. Любое исследование о соответствии системы сертификации поставленным перед ней целям должно опираться на те или иные источники данных, а наиболее важным из таких источников как раз и является регулярно проводимый мониторинг. Он имеет, однако, и самостоятельное значение. Перечислим возможности, которые предоставляет использование мониторинга.

Совершенствование процесса реализации системы сертификации.

Более эффективное использование ресурсов.

Предоставление информации всем заинтересованным сторонам. Оценка качества работы исполнителе.й

С организационной точки зрения мониторинг проводится в несколько основных этапов. Эти этапы всегда в том или ином виде присутствуют, хотя реализуются на практике по-разному. Детализируя технологию мониторинга, вкратце охарактеризуем эти этапы.

1 этап. Следует определить, что подлежит мониторингу. трудовых ресурсов.

2 этап. Нужно разработать печатные материалы и формы, с помощью которых будет собираться информация.

3 этап. Распределить подготовленные печатные материалы и формы между сотрудниками, которые с ними будут работат

4 этап. Формы мониторинга должны быть заполнены.

5 этап. Нужно собрать формы с данными за обследуемый период, к примеру месяц или квартал, причем для этого часто требуется приложить дополнительные усилия (часть необходимых данных по каким-либо причинам может отсутствовать, и их надо дособирать).

6 этап. Следует занести полученную информацию в компьютерную базу данных, которая должна регулярно обновляться.

7 этап. Провести первичную обработку и анализ данных Речь идет о достаточно простых статистических процедурах, таких как нахождение средних значений, процентных соотношений распределений тех или иных величин, построение таблиц сопряженности.

8 этап. Выпустить отчеты. Структура этих отчетов должна позволять весьма, как правило, занятым руководителям центрального органа быстро вникнуть в ход выполнения системы сертификации и оценить произошедшие изменения.

9 этап. Последний этап - это использование полученных данных для принятия последующих решений по системе сертификации.

УДК 338.46

А.А. Ивочкин преподаватель ГОУВПО «МГУС» г. Москва

ОТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА К УПРАВЛЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЯМИ

К началу 90-х гг. стратегическое управление зарекомендовало себя как один из наиболее действенных инструментов управления. В этой связи наибольший интерес представляют два момента. Во-первых, в процессе поисков создания систем эффективного управления и планирования отрабатываются системы, формы и методы планирования, относящиеся к арсеналу передовой науки и практики управления, независимые от социально-экономической природы экономических отношений, в условиях которых они впервые появились. Во-вторых, процесс адаптации систем планирования и управления организаций к внешней среде, которая становится все более динамичной, сложной, слабо предсказуемой, имеет большое значение для выявления закономерностей построения и функционирования систем управления в современных условиях.

Хотя стратегическое управление обладает явными преимуществами, оно имеет ряд недостатков и ограничений по своему применению, а также не обладает, впрочем, как и другие типы управления, универсальностью применения в различных ситуациях и не может применяться для решения любых задач. Недостатки стратегического управления заключаются в следующем:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.