Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 61—65. Audit journal. 2021;(4): 61—65.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Научная статья УДК 338.28
doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-61-65 NIION: 2017-0074-4/21-009 MOSURED: 77/27-021-2021-04-209
Методические подходы к формированию признаков определения внешних негативных фактов в разрезе видов бюджетных расходов
Дмитрий Сергеевич Ильянов1, Альфия Флюровна Хузина2
11 2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к определению признаков формирования негативных фактов в разрезе видов бюджетных расходов. Минимизация последствий наступления негативных фактов является одной из наиболее ключевых проблем, решаемой Правительством Российской Федерации. В статье приведены наиболее значимые признаки, влияющие на формирование рисковых сценариев для бюджетной системы. Авторами обозначены существующие проблемы и предложена классификация подходов к формированию признаков определения негативных фактов.
Ключевые слова: признаки внешних негативных фактов, бюджетные расходы, рисковые сценарии, риск-ориентированный подход
Благодарности: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания в ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Для цитирования: Ильянов Д.С., Хузина А.Ф. Методические подходы к формированию признаков определения внешних негативных фактов в разрезе видов бюджетных расходов // Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 61—65. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-61-65.
STATE FINANCIAL CONTROL
Original article
Methodological approaches to the formation of signs of determining external negative facts in the context of types of budget expenditures
Dmitrii S. Ilyanov1, Alfiya F. Khuzina2
11 2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
Abstract. The article discusses approaches to determining the signs of the formation of negative facts in the context of types of budgetary expenditures. Minimizing the consequences of the onset of negative facts is one of the most key problems solved by the Government of the Russian Federation. The article presents the most significant signs that influence the formation of risk scenarios for the budgetary system. The authors identified the existing problems and proposed a classification of approaches to the formation of signs of determining negative facts.
© Ильянов Д.С., Хузина А.Ф., 2021
Keywords: signs of external negative facts, budgetary expenditures, risk scenarios, risk-oriented approach Acknowledgments: the article was prepared as part of the research work of the state assignment at the Federal State Educational Institution of Higher Education «Financial University under the Government of the Russian Federation».
For citation: Ilyanov D.S., Khuzina A.F. Methodological approaches to the formation of signs of determining external negative facts in the context of types of budget expenditures // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2021;(4): 61-65. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-61-65 (In Russ.).
Стремительное замедление экономического развития Российской Федерации, вызванное внешними и внутренними шоками, оказывает непосредственное влияние на темпы роста социально-экономического благополучия страны. Постоянно возникающие новые негативные факты должны быть идентифицированы и изучены для определения более эффективной и рациональной бюджетной политики. Зачастую именно бюджетная система испытывает неблагоприятное давление со стороны негативных фактов и событий. В таких условиях особая опасность представляется для бюджетов субъектов Российской Федерации [3].
Сегодня Российская Федерация реализует цель по ускорению экономического роста в контексте помех неблагоприятных событий. Такие вводные вынуждают совершенствовать инструменты определения внешних негативных фактов, использовать новейшие технологии прогнозирования, обеспечивающие долгосрочную устойчивость и минимизацию потерь при наступлении рискового сценария [11].
Внешний негативный факт — событие, при котором наступает вероятность наступления множества исходов; существует некая неопределенность в отношении конкретного исхода, и по крайней мере одна из вероятностей наступления исхода является нежелательной [2]. Идентификация внешних негативных фактов должно проводиться на основе анализа экзогенной среды деятельности международных организаций, оказывающих влияние на финансовую политику Российской Федерации, а также органов государственной власти, участвующих в реализации мероприятий по достижению национальных целей.
Идентификация внешних негативных фактов определяется их поиском, описанием и формированием условий, способных повлиять на достижение целей социально -экономического развития с оценкой рисков
в зависимости от достоверности и релевантности полученной информации [1].
Авторы выделяют два основных канала переноса внешних фактов на экономическое положение Российской Федерации: финансовый и инвестиционный. Финансовый канал создается посредством деятельности органов государственной власти, падения уровня социально-экономического развития определенных субъектов или чрезвычайными происшествиями, требующими быстрой ликвидации. Влияние инвестиционного канала связано не только с внутренней конъектурой рынка, рейтингом отечественных компаний на фондовом рынке, субъектов или страны в целом, но и с глобальным характером движения цен на мировом рынке.
Таким образом, авторами предлагается следующая классификация внешних событий, которые могут негативно повлиять на достижение национальных целей и привести к возникновению операционных бюджетных рисков:
• макроэкономические шоки, вызванные изменением денежно-кредитной политики;
• стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации;
• кризис финансовых рынков.
1. Макроэкономические шоки. Мировые финансовые кризисы и последовавшие за этими явлениями восстановительные процессы обозначили новый этап развития денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации. После очередного экономического шока 2014 г. регулятор страны объявил о переходе к таргетированной инфляции и плавающему обменному курса национальной валюты.
Ситуация, с которой столкнулась российская экономическая система, поставила вопрос о доверии к национальной валюте и банковской системе страны. Замедление темпов роста экономики, острая геополитическая обстановка, падение цен на сырьевом
рынке вдвое и последующая за плавающим обменным курсом девальвация национальной валюты — все это оказало влияние на индекс потребительских цен. По итогам 2014 г. инфляция в стране впервые с 2009 г. вышла за двузначное значение — 11,4%. К началу 2015 г. инфляционные ожидания граждан привели к росту спроса на товары и услуги, что привело к росту объема кредитов в стране.
Последующие за этим шоки — снижение индекса промышленного производства, инвестиций, ухудшения на рынке кредитования и подорожание кредитов привели к сокращению налоговых доходов в бюджеты, в частности, налога на прибыль и НДФЛ.
2. Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации. Эмпирическая взаимосвязь между стихийными бедствиями и экономическим ростом в основном остается неубедительной, поскольку существующие исследования сообщают о положительных, отрицательных и даже об отсутствии последствий как в кратко-, так и в долгосрочной перспективе.
Ожидается, что стихийные бедствия в краткосрочной перспективе нарушают экономическую деятельность из-за причиняемого ими прямого и косвенного ущерба. Прямой ущерб возникает в двух формах:
• потеря рабочей силы, которая включает человеческую смерть, инвалидность или травмы;
• потеря капитала, которая включает потерю материальных активов (повреждение домов, фабрик и инфраструктуры).
Эти прямые потери могут привести к дальнейшему сокращению потенциального рабочего времени (заработной платы) и вызвать снижение ожидаемого объема производства, например, сельскохозяйственного или промышленного. Сокращение потенциальной заработной платы и последующее снижение ожидаемого объема производства могут косвенно повлиять на экономический рост страны, поскольку упущенная заработная плата была бы добавлена к ВВП страны, если бы происшествие не произошло.
3. Кризис финансовых рынков. Истоки нынешнего мирового финансового кризиса теперь хорошо известны. Они кроются в мировых финансовых эксцессах последних нескольких лет и даже десятилетий; лопание пузырей на рынке жилья и цен на нефть; политика чрезмерно низких процентных ставок; огромные положительные сальдо торгового баланса в одних странах и дефицит торгового баланса в других; нормы сбережений, которые являются слишком низкими в некоторых частях мировой экономики и слишком высокими в других. Совокупный эффект — финансовый кризис и кризис ликвидности, который грозит перерасти в глобальный макроэкономический переворот со значительным отрицательным ростом мирового ВВП, возможно, на два или три года, резко увеличившейся безработицей, давлением на государственные доходы и дефляцией. Признаки наиболее значительных кризисных явлений представлены авторами в табл. 1 [12].
Таблица 1. Типы кризисных событий и их основные признаки
Тип кризисного события Признаки негативного факта
Банковский кризис Кризис в банках значительно замедляет рост мировой экономики. Замедление экономической активности серьезно сказывается на экспорте, ограничивая количество сильных валют (обменный курс) для стран с развивающейся экономикой и снижая их способность платить свои долги
Цены на мировые товары, работы и услуги Замедление темпов экономического роста и финансовой устойчивости стран в первую очередь связано с падением мировых цен на рынке товаров, работ и услуг. Данный факт приводит к снижению экспортной прибыли, а также способности поставщиков и производителей расплачиваться по растущим долгам
Сокращение рынка внутреннего кредитования Замедление темпов внутреннего банковского кредитования может структурно ослабить инвестирование в страну, что также влияет на темпы роста безработицы. Такая циклическая безработица напрямую влияет на экономический рост, что в краткосрочной перспективе вызывает падение спроса. В совокупности фактов падение в экономическом росте страны ведет к уменьшению государственных доходов и, как следствие, проведению радикальной денежно-кредитной политики
Сокращение экспортной выручки Российская Федерация как страна экспортер сильно зависима от благоприятной рыночной конъектуры на мировые цены ресурсов. Однако проводимая с 2014 г. санкционная политика западных стран не позволяет в полной мере реализовать России свой экспортный потенциал
Источник: составлено авторами.
Подводя итоги, можно заключить, что проблема определения внешних негативных фактов для бюджетной системы имеет первостепенное значение. Выявленные авторами проблемы и основные характеристики внешних негативных фактов указывают на уязвимость существующей системы бюджетного планирования. Целесообразно разработать методологию идентификации данных внешних негативных фактов с функционалом риск-ориентированного подхода для минимизации их последствий.
Список источников
1. Балынин И.В. Пути совершенствования управления муниципальными образованиями в Российской Федерации в современных социально-экономических условиях // Самоуправление. 2019. Т. 2. № 3 (116). С. 44-48.
2. Бочко И.С. Проблема внешних эффектов и подходы к ее решению в отечественной экономике // Актуальные проблемы экономики и бухгалтерского учета. Математические методы, модели и информационные технологии: сб. докладов XVII науч.-практ. конф. преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. 2016. С. 52—55.
3. Ерёмин В.В, Кузнецов Н.В, Чернышева Т.К. Влияние стандартизации проектного управления на эффективность реализации национальных программ // Теория и практика общественного развития. 2021. № 7 (161). С. 59—67.
4. Косое М.Е. Латентные тенденции динамики экономических отношений // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 5.
5. Косое М.Е. Нелинейность и внесистем-ность развития экономических отношений // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11 (52).
6. Косое М.Е. Роль дисфункции государства в формировании негативной динамики экономических отношений // Центр инновационных технологий и социальной экспертизы: электрон. науч. журнал. 2015. № 1 (1).
7. Косое М.Е, Иванова Я.Я. Казначейское сопровождение государственных контрактов // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2017. № 3. С. 200—206.
8. Косов М.Е, Савельева Е.Н. Камеральные проверки — эффективный способ налогового
контроля // Государственная служба и кадры. 2015. № 1. С. 82-88.
9. Косов М.Е, Савельева Е.Н. Налоговый контроль как сфера налогового администрирования // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 5.
10. Косов М.Е, Савельева Е.Н. Повышение качества налогового администрирования как предпосылка реализации задач реформирования НДФЛ // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 273-279.
11. Макашина О.В., Красникова Н.С. Алгоритм организации финансов государственного сектора // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2020. № 4 (46). С. 25—34.
12. Чепурко В.В. Дивергенция финансовых рынков и реального сектора экономики как фактор риска глобального финансового кризиса // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2016. № 2 (35). С. 142—149.
References
1. Balynin I.V. Ways to improve the management of municipalities in the Russian Federation in modern socio-economic conditions // Self-government. 2019.Vol. 2. No. 3 (116). Р. 44—48.
2. Bochko I.S. The problem of external effects and approaches to its solution in the domestic economy // Actual problems of economics and accounting. Mathematical methods, models and information technologies: collection of articles. reports of the XVII scientific-practical. conf. teachers, students, graduate students and young scientists. 2016. Р. 52—55.
3. Eremin V.V, Kuznetsov N.V, Chernysheva Т.К. The impact of standardization of project management on the effectiveness of the implementation of national programs // Theory and practice of social development. 2021. No. 7 (161). Р. 59—67.
4. Kosov M.E. Latent tendencies in the dynamics of economic relations // Education. The science. Scientific personnel. 2014. No. 5.
5. Kosov M.E. Nonlinearity and non-systemic development of economic relations // Economics and Entrepreneurship. 2014. No. 11 (52).
6. Kosov M.E. The role of state dysfunction in the formation of negative dynamics of economic relations // Center for innovative technologies and social expertise: electron. scientific. magazine. 2015. No. 1 (1).
7. Kosov M.E., Ivanova Ya.Ya. Treasury support of government contracts // RISK: Resources, information, supply, competition. 2017. No. 3. P. 200-206.
8. Kosov M.E, Savelyeva E.N. Cameral audits are an effective way of tax control // State Service and Personnel. 2015. No. 1. P. 82-88.
9. Kosov M.E, Savelyeva E.N. Tax control as a sphere of tax administration // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 5.
10. Kosov M.E, Savelyeva E.N. Improving the quality of tax administration as a prerequisite for the implementation of the tasks of reforming per-
sonal income tax // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 6. P. 273-279.
11. Makashina OV, Krasnikova N.S. Algorithm for organizing public sector finances // Bulletin of higher educational institutions. Series: Economics, finance and production management. 2020. No. 4 (46). S. 25-34.
12. Chepurko V.V. Divergence of financial markets and the real sector of the economy as a risk factor for the global financial crisis // Scientific bulletin: finance, banks, investments. 2016. No. 2 (35). Р. 142-149.
Информация об авторах
Д.С. Ильянов — стажер-исследователь центра финансовой политики Департамента общественных финансов Финансового факультета;
А.Ф. Хузина — старший преподаватель Департамента общественных финансов Финансового факультета Финансового факультета.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors
D.S. Ilyanov — research assistant, Center for financial policy, Department of public finance, Faculty of finance; A.F. Khuzina — senior lecturer, Department of public finance, Faculty of finance, Faculty of finance.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 18.10.2021; одобрена после рецензирования 18.11.2021; принята к публикации 10.12.2021. The article was submitted 18.10.2021; approved after reviewing 18.11.2021; accepted for publication 10.12.2021.