Н.В. СОФРОНОВА, Э.А. ИГНАТЬЕВА Чебоксары
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ*
Описывается личный опыт использования УК-шлемов в воспитательном мероприятии со школьниками.Делаются следующие выводы: 1. Виртуальнаяреальность не должна быть единственным воспитательным средством на мероприятии. 2. УК-технологии привлекают не всех школъников,у некоторых они вызывают страх или чувство опасности. 3. Наибольший эффект от УК-технологий в воспитательном мероприятии -это эмоциональная насыщенность.
В системе образования преподаватели традиционно стремились использовать новейшие достижения техники и технологий. Вспомним ТСО (технические средства обучения): киноаппараты, автоматические тренажеры и пр., затем компьютеры. Сегодня мы говорим об искусственном интеллекте, виртуальной реальности, мобильных технологиях и других достижениях в развитии информационных технологий [1]. В настоящей работе речь пойдет о виртуальной реальности.
Причин распространения технологий виртуальной реальности на сферу образования можно выделить несколько [2]:
1. Снижение цены на техническое оснащение. За последние несколько лет цены на современные VR-устройства, предназначенные для домашнего и профессионального использования, успели существенно снизиться, сделав их более доступными.
2. Стремительный рост количества программного обеспечения под VR. На сегодняшний день существует уже несколько тысяч самых разнообразных приложений под VR и их количество увеличивается каждый день.
3. Рост объема инвестиций в VR- более 2,5 млрд долларов в год. Эта цифра постоянно растет с 2012 г. и, судя по всему, не планирует существенно останавливать свой рост в ближайшее время.
4. Увеличение числа крупных компаний, работающих в сфере VR. На европейском рынке их уже более 300, а такие гиганты, как Oculus, НТС, Sony, Microsoft, Samsung и многие др. уже давно внедряют свои технологии в этой области.
5. Внедрение VR-технологий в ряде сфер: нефтегазовая промышленность, машиностроение, энергетика, металлургия, телекоммуникации, реклама и многое др. Виртуальная реальность уже давно перестала быть только игровой историей и активно внедряется во все сферы деятельности человека.
Можно назвать ряд авторов, которые описывают возможности использования технологий виртуальной реальности в обучении: Станислав Грибков, Денис Захаркин, Леонид Змиевский, Николай Краюшкин, Михаил Морозов, Айкуш Назарян, Константин Негачев и др. [3]. Отмечая иммерсивный (обеспечивающий полный эффект присутствия, погружающий в виртуальную среду) эффект, авторы описывают усиление мотивации и вовлеченности в учебный процесс, что влечет улучшение показателей обучен-ности.
* Проект выполнен при поддержке Фонда президентских грантов, заявка № Р21-22-1-000046.
Ключевые слова: УК-технологии в воспитательнойработе со школьниками.
О Софронова Н.В., Игнатьева Э.А., 2023
Однако наш опыт использования УЯ показал, что не все школьники с одинаковым интересом погружаются в виртуальный мир. Примерно 10-15% в каждом классе отказываются одевать УЯ-шлемы. Педагог не может настаивать, поскольку существуют угрозы здоровью школьников, такие как [4]:
• потеря сознания;
• утомление глаз;
• подергивание глаз или мышц;
• непроизвольные движения;
• размытое или двойное видение, другие визуальные аномалии;
• головокружение;
• дезориентация;
• нарушение равновесия;
• нарушение координации рук и глаз;
• повышенная потливость;
• тошнота;
• дискомфорт или боль в голове или в глазах;
• сонливость;
• усталость;
• любые симптомы, напоминающие укачивание.
Мы использовали УЯ-шлемы не для обучения, а для организации внеурочного мероприятия «УЯ-шоу "Дорога в космос. Памяти Андрияна Николаева"». Андриян Николаев - это третий космонавт, полетевший в космос в 1962 г. Он родом из Чувашии. Проект был поддержан Министерством экономического развития и имущественных отношений Чувашии на средства Фонда президентских грантов. Суть проекта заключается в том, чтобы через яркое эмоционально-насыщенное представление информации познакомить школьников с биографией космонавта Андрияна Николаева и мотивировать их к стремлению ставить и достигать высокие цели, жить во благо людей и своей страны; а также познакомить учащихся сельских школ Чувашии с УЯ-технологиями (рис. 1).
Рис. 1. УЯ-шоу «Дорога в космос. Памяти Андрияна Николаева» Содержание УЯ-шоу:
1. Видеофильм о космонавте Андрияне Николаеве (рис. 2) и Мемориальном комплексе летчика-космонавта СССР А.Г. Николаева.
2. Виртуальная экскурсия по Мемориальному комплексу летчика-космонавта СССР А.Г. Николаева для учащихся младших классов (рис. 3).
3. УЯ-игра «На межпланетной космической станции» (рис. 4).
Рис. 3. Виртуальный тур по Мемориальному комплексу летчика-космонавта
СССР А.Г. Николаева
Информационной платформой проекта является сайт citizen.infoznaika.ru и сообщества организации в социальных сетях, на которых рассказывается о УЯ-шоу в школах Чувашии, о впечатлениях школьников, о том, что нового они узнали и какие эмоции испытали во время УЯ-шоу, какие сделали выводы. В соответствие с заявкой мы проведем УЯ-шоу во всех 21 районах Чувашии. К настоящему времени мы провели мероприятие в пяти районах. В УЯ-шоу приняли участие более тысячи учащихся.
Рис. 4. УЯ-игра «На межпланетной космической станции»
Наибольшего воспитательного эффекта мы достигали в процессе обсуждения фильма по биографии Андрияна Николаева, стараясь ответить на вопрос: «Какие человеческие качества позволили Андрияну Николаеву добиться такого жизненного успеха?» Для школьников очень важно понять, что выдающиеся люди не с другой планеты прилетели, они были детьми, они ходили в школу, затем работали. И понять, почему же не все становятся знаменитостями и, главное, как надо жить, чтобы добиться в жизни поставленных целей, очень важно для каждого ребенка.
Фильм монтировали авторы проекта таким образом, чтобы показать на реальных фактах из биографии космонавта, что Николаев не случайно стал космонавтом. Он целенаправленно воспитывал в себе такие качества, как ответственность, трудолюбие, целеустремленность, лидерские качества, умение принимать правильное решение, особенно в стрессовых ситуациях. Отличала Андрияна Николаева и еще одна важная для современных школьников черта - любовь к малой Родине, к Чувашии. Николаев, будучи депутатом Верховного Совета РСФСР, многое сделал для Чувашии, часто приезжал в родную деревню, в Чебоксары, очень любил и уважал свою мать, поддерживал тесные родственные связи и отношения с земляками.
В начале УЯ-шоу проводим анкетный опрос для выявления патриотизма на примере биографии космонавта Андрияна Николаева. В анкетном опросе приняли участие 503 школьника 8-11 классов, причем 83% из сельских школ, 17% - из городских (мы преимущественно ездили по сельским школам).
Первый вопрос: «Можно ли назвать космонавта Андрияна Николаева патриотом? Почему?»
Все школьники ответили «да». В качестве пояснения писали:
• он, как и любой человек, привязан к своей родине, предан ей, готов на жертвы ради нее;
• потому что своим полетом в космос он внес большой вклад в развитие российской космонавтики;
• потому что он посвятил свою жизнь процветанию Родины;
• потому что, несмотря на проблемы со здоровьем из-за полетов (эффект Николаева - прим. авторов), не оставил это дело во имя достижений Родины;
• он свою жизнь посвяти службе Отечеству;
• потому что он гордился своей страной;
• он дал возможность развиваться человечеству, возможно, жертвуя чем-то своим;
• он человек, неравнодушный к настоящему и будущему своей страны, у него активная гражданская позиция, его деятельность направлена на улучшение жизни в стране, на ее развитие;
• потому что он прославил Чувашскую Республику.
Второй вопрос: «Считаетели вы себя патриотом?Почему?»
Все школьники ответили «да». В качестве пояснения писали:
• т. к. люблю свою родину;
• стараюсь не сдаваться и пытаюсь содействовать решению проблем страны;
• каждый человек является патриотом своей страны;
• т.к.я живу в России, я истинный патриот и гражданин своей страны;
• я готов пойти на многое ради своей страны;
• я уважаю традиции и порядки своей страны, знаю историю и гимн страны;
• участвую в патриотических мероприятиях (поднятие флага, парад Победы и др.);
• люблю Россию и готов ее защищать;
• горжусь своей Родиной.
Третий вопрос: «Что вы делаете, чтобы людям вашей деревни (города) жилось лучше?»
Почти все школьники (94%) ответили примерно так: «В нашем городе проводятся субботники, в которых люди могут принять участие, чтобы помочь городу и людям, которые здесь живут, чтобы в городе было чисто и здесь приятно находиться». Многие просто написали: «Убираю мусор». Были и такие ответы к прибавлению о субботниках:
• не ломаю парки, площадки;
• участвую в активных движениях;
• участвую в волонтерских и культурных мероприятиях, которые улучшают наш город;
• состою в сообществе «волонтеры», тем самым помогаю людям (старым и не только);
• выступаю в клубе;
• помогаю бездомным животным.
• 6% ответили, что ничего не делают, не умеют.
Четвертый вопрос: « Что вы собираетесь сделать, чтобы людям вашей деревни (города) жилось лучше?»
Много было ответов в продолжение предыдущего вопроса: убирать улицы, посадить деревья, следить за чистотой на улицах и т. п. Но были и дополнения:
• мне хотелось бы обратиться в администрацию нашего города, чтобы установили спец. оборудование по сортировке мусора, чтобы население хотя бы этим помогало природе в борьбе с загрязнениями;
• я бы хотела создать театр (школьница из г. Алатырь - прим. авторов), чтобы люди могли отвлечься, узнать о своей родине больше;
• можно стать волонтером и помогать нуждающимся людям;
• привлекать внимание общественных организаций для улучшения архитектуры и экономической сферы города;
• в будущем я бы хотела сделать больше мест отдыха, а также больше мест для различных мероприятий. Это неотъемлемая часть для жителей нашего города, это важно для дальнейшего развития моего города;
• я хотела бы построить церковь для бабушек (девушка из деревни - прим. авторов);
• я бы хотела построить кафе, магазины, создать секции по спорту (девушка из деревни -прим. авторов);
• я бы излечил от вирусов, болезней.
Но были и такие ответы (3%):
• ничего, потому что все думают о себе, и им все равно, главное, не работать и все время жить на всем готовом;
• ничего, потому что я должна думать о себе.
Пятый вопрос: «Считаете ли вы, что Чувашия - это Республика, которой можно гордиться? Почему?»
Все школьники ответили «да». В качестве пояснения писали:
• Чувашия - это Республика, которой стоит гордиться. В этой Республике живут очень талантливые и трудолюбивые люди. Они не относятся равнодушно к своей стране и своей Республике. Они любят свою родину и стараются создавать все блага на развитие и устройство деятельности и природы;
• в нашей Республике проходят разные мероприятия, у нас большое количество памятников, большое количество знаменитых людей;
• на нашей земле жили люди, которыми я горжусь;
• т.к.в Чувашии было и есть много героев Великой Отечественной войны;
• Чувашия до сих пор не отказалась от народных обычаев. Много довольно известных и интересных личностей из Чувашии. Порядочность и чистота;
• Чувашия внесла большой вклад в историю нашей страны. Множество героев, совершивших подвиги. Ученые со своими исследованиями и открытиями.
• в Чувашии очень красивая природа, которой следует гордиться;
• здесь добрые люди, которые помогают друг другу;
• В Чувашии самые сильные и трудолюбивые люди;
• потому что в ней живут такие замечательные люди.
Был один ответ: «В какой-то степени - да, поскольку наш регион отстает по многим показателям по сравнению с другими регионами РФ. Однако у нас есть очень много великих людей, которые внесли огромный вклад в развитие нашей страны».
Наш опыт проведения УЯ-шоу более чем в 30 школах Республики позволяет сделать следующие методические выводы:
• виртуальная реальность не должна быть единственным воспитательным средством на мероприятии. УЯ-технологии отделяют людей друг от друга и от реальной действительности. Если мы хотим добиться воспитательного эффекта, необходимо мероприятие проводить таким образом, чтобы была возможность человеческого общения;
• УЯ-технологии привлекают не всех школьников, у некоторых они вызывают страх или чувство опасности. Нельзя настаивать, чтобы все дети «погрузились» в виртуальную реальность, должна быть альтернатива УЯ-шлемам. Например, виртуальная экскурсия на компьютере;
• наибольший эффект от УЯ-технологий в воспитательном мероприятии - это эмоциональная насыщенность. Когда УЯ-технологии становятся ярким красочным дополнением к основной программе. Так сказать, становятся «вишенкой на торте», но не самим тортом.
Список литературы
1. Бельчусов A.A., Софронова Н.В. Цифровизация внеурочной деятельности школьников по информатике. Чебоксары, 2021.
2. Краюшкин Н. Виртуальная реальность в образовании [Электронный ресурс]. URL: https:// hsbi.hse.ru/articles/virtualnaya-realnost-v-obrazovanii/ (дата обращения: 27.12.2022).
3. Как в школах и вузах учат с помощью виртуальной и дополненной реальности [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/education/kak-v-shkolakh-i-vuzakh-uchat-s-pomoshchyu-virtualnoy-i-dopolnennoy-realnosti/ (дата обращения: 25.12.2022).
4. Противопоказания для VR [Электронный ресурс]. URL: https://ultramarinbowling.ru/vr-club/protivopokazaniya-vr (дата обращения: 25.12.2022).
1. Bel'chusov A.A., Sofronova N.V. Cifrovizaciya vneurochnoj deyatel'nosti shkol'nikov po informatike. Cheboksary, 2021.
2. KrayushkinN. Virtual'naya real'nost' v obrazovanii [Elektronnyj resurs]. URL: https://hsbi.hse. ru/articles/virtualnaya-realnost-v-obrazovanii/ (data obrashcheniya: 27.12.2022).
3. Kak v shkolah i vuzah uchat s pomoshch'yu virtual'noj i dopolnennoj real'nosti [Elektronnyj resurs]. URL: https://skillbox.ru/media/education/kak-v-shkolakh-i-vuzakh-uchat-s-pomoshchyu-virtualnoy-i-dopolnennoy-realnosti/ (data obrashcheniya: 25.12.2022).
4. Protivopokazaniya dlya VR [Elektronnyj resurs]. URL: https://ultramarinbowling.ru/vr-club/ protivopokazaniya-vr (data obrashcheniya: 25.12.2022).
The methodological peculiarities of the use of the technologies of the virtual reality in the educational work with the schoolchildren
The article deals with the description ofthepersonal experience ofthe VR headpieces in the educational activities with the schoolchildren. The author concludes: 1. The virtual reality is not supposed to be the only educational means at the activity. 2. VR-technologies are not attractive/or all the schoolchildren; some studentsfeel thefear and the sense ofdanger. 3. The maximum effect ofVR-technologies in the educational activity is the emotional intention.
*
*
*
Key words: VR-Technologies in educational 'work 'with schoolchildren.
(Статья поступила в редакцию 20.01.2023)