УДК 37П22(470)М1968М (091) DOI 10.37972/chgpu.2023.118.1.014
Л. А. Ефимов, И. Н. Мартынова
ВТОРОЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД УЧИТЕЛЕЙ 1968 ГОДА:
ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ВСЕОБУЧА (ПО МАТЕРИАЛАМ ДЕЛЕГАЦИИ ЧУВАШСКОЙ АССР)
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Статья посвящена Второму Всесоюзному съезду учителей 1968 года в г. Москве. Лучшие учителя Чувашской АССР приняли участие в высшем форуме страны для обсуждения значимых учебно-воспитательных вопросов отечественного школьного образования. Актуальность статьи обусловлена необходимостью углубленного изучения опыта работы лучших учителей страны с целью его внедрения в процесс обучения и воспитания современных школьников. В региональной историографии эта тема еще не стала предметом специального изучения. Авторами вводятся в научный оборот новые архивные и справочные материалы, освещающие участие чувашской делегации на съезде учителей в Кремле. Всего на съезде был представлен 21 делегат, в их числе были Герой Советского Союза И. Г. Мешаков, Герой Социалистического Труда И. Н. Никифоров, министр просвещения Чувашской АССР Г. С. Сидоров, ректор Чувашского государственного педагогического института им. И. Я. Яковлева А. С. Марков и другие. Делегаты приняли активное участие в обсуждении Устава школы, актуальных проблем практической реализации среднего всеобуча в стране. Положительно накопленный педагогический опыт учителей -делегатов съезда может быть востребован в современных условиях модернизации российской системы школьного образования. Статья также может быть использована студентами педагогических вузов.
Ключевые слова: Год педагога и наставника, Второй Всесоюзный Съезд учителей, Москва, Кремль, 2-4 июля 1968 года, Чувашская АССР, делегаты съезда, обсуждение Устава школы, средний всеобуч, обмен опытом
L. A. Efimov, I. N. Martynova
THE SECOND ALL-UNION CONGRESS OF TEACHERS IN 1968: EXPERIENCE OF IMPLEMENTING UNIVERSAL EDUCATION (A CASE STUDY OF THE DELEGATION OF THE CHUVASH ASSR)
I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia
Abstract. The article is devoted to the Second All-Union Congress of Teachers in 1968 in Moscow. The best teachers of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic took part in the highest forum of the country to discuss significant educational issues of national school education. The relevance of the article is due to the need for an in-depth study of the experience of the best countries in order to introduce it into the process of teaching and educating modern schoolchildren. In regional historiography, the topic has not yet become the subject of special study. The authors introduce new archival and reference materials into scientific circulation, covering the participation of the Chuvash delegation at the congress of teachers in the Kremlin. In total, 21 delegates were represented at the congress, including Hero of the Soviet Union I. G. Meshakov, Hero of Socialist Labor I. N. Nikiforov, Minister of Education of the Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic G. S. Sidorov, Rector of the I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical Institute A. S. Markov and others. The delegates took an active part in the discussion of the
School Charter, topical problems of the practical implementation of secondary education in the country. The positively accumulated pedagogical experience of teachers, delegates of the congress can be in demand in the modern conditions of modernization of the Russian secondary school education system. The article can also be used by students of pedagogical universities.
Keywords: The year of the teacher and mentor, the Second All-Union Congress of Teachers, Moscow, Kremlin, July 2-4, 1968, Chuvash ASSR, delegates of the congress, discussion of the Charter of the school, secondary general education, exchange of experience
Введение. Предметом наших изысканий стала работа делегации ЧАССР на Втором Всесоюзном съезде учителей. Целью исследовательской статьи является изучение вопросов работы Второго Всесоюзного съезда учителей 1968 года на материалах о делегации Чувашской АССР, освещение практической деятельности по осуществлению среднего всеобуча педагогами-новаторами Чувашии: Героем Социалистического Труда И. Н. Никифоровым и Героем Советского Союза И. Г. Мешаковым.
Изучение педагогического наследия может оказать большую помощь в модернизации современной российской школы. Исследуемая нами тема еще не стала предметом изучения специалистов по истории и педагогике. Имеется небольшое количество работ регионального плана: Е. В. Метеля [12], М. В. Демчишина [6], Л. А. Ефимова [9] и др. В работе авторами первые введены в научный оборот документы из фонда № 221 (Министерство просвещения ЧАССР) Государственного исторического архива Чувашской Республики (ГИА ЧР), где обнаружены новые материалы, освещающие участие делегации от Чувашской АССР на Втором съезде учителей [5]. Также использованы материалы личного дела Героя Советского Союза И. Г. Мешакова - делегата съезда из военного комиссариата Аликовского и Моргаушского муниципальных округов Чувашской Республики, которые позволили уточнить некоторые факты его фронтовой биографии и педагогической деятельности в послевоенный период [1].
Важным и ценным источником для решения исследовательских задач стало изучение Стенографического отчета Всесоюзного съезда учителей 2-4 июля 1968 года, где подробно освещаются заседания съезда, даны составы делегаций по регионам, выступления делегатов и т. д. [3].
Следующую группу источников составили Интернет-ресурсы [4], [13], [14]. Таким образом, источниковая база темы разнопланова и многообразна, что обеспечивает основу для проведения комплексного исследования по заявленной теме.
Актуальность исследуемой проблемы. Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 2023-й год объявлен Годом педагога и наставника в России. В. В. Путин подчеркнул, что «российские учителя во все времена подавали пример своим ученикам и воспитывали достойных защитников Отечества, прививали любовь к Родине и веру в Россию» [13]. А в Чувашии 2023-й год признан Годом счастливого детства. Соответствующий указ подписал глава республики Олег Николаев [14]. По его мнению, Год счастливого детства дополнит мероприятия Года педагога и наставника. Выбор темы исследования связан с тем, что в этом году исполняется 55 лет Второму Всесоюзному съезду учителей в Москве, который собрал лучших учителей страны на свой высший форум для обсуждения значимых учебно-воспитательных вопросов отечественного школьного образования. Считаем, что обращение исследовательского внимания к работе съезда весьма актуально, ибо положительно накопленный опыт работы в национальном регионе тех лет может быть востребован в условиях модернизации современной системы российского школьного образования.
Материалы и методы исследования. В работе использовались как общенаучные, так и конкретно-исторические методы исследования: историко-генетический, историко-
хронологический, статистический, биографический, повествовательный и др. При этом придерживались принципов историзма, объективности и целостного подхода.
Результаты исследования и их обсуждение. Педагогические съезды были одной из разновидностей общественно-педагогического движения в СССР, которые способствовали развитию педагогической мысли, консолидации педагогической интеллигенции, стимулировали творческий поиск и обмен опытом. Предыстория учительских съездов такова. В первые годы советской власти была отмечена массовая общественная активность учительства, созывались съезды по вопросам школьной реформы и создания системы школьного образования. Первый Всесоюзный учительский съезд, состоявшийся в Москве 2-17 января 1925 года, стал важным шагом по вовлечению учительства в социалистическое строительство [12, с. 122]. На съезде присутствовало 1660 делегатов, представлявших 49 национальностей Советского Союза [6, с. 167-171].
В последующие десятилетия съезды союзного уровня не проводились. Это связано было с тем, что в 1930-1950-е годы достаточно регулярно проходили съезды профсоюзов работников начальной и средней школы, которые обращали внимание на материальное положение учительства, а стратегические вопросы развития образования были прерогативой партийных съездов и совещаний. В 1968 году в СССР были проведены съезды колхозников, строителей и учителей.
В центре внимания Второго Всесоюзного съезда учителей находилось обсуждение Устава средней общеобразовательной школы. Партия и правительство ставили перед школой конкретную задачу: впредь она должна развиваться как общеобразовательная, трудовая и политехническая. Неудовлетворенность государства деятельностью школы проявилась еще в решениях XXIII съезда КПСС, который потребовал в течение восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) ввести в стране всеобщее среднее образование [11, с. 262]. Этим и продиктован созыв очередного съезда учителей.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22 января 1968 года № 40 было принято решение о созыве в июне-июле 1968 года в Кремлевском Дворце Съездов Всесоюзного съезда учителей [3, с. 260]. Второму Всесоюзному съезду учителей предшествовали съезды и конференции учителей в районах, городах, округах, областях, краях и республиках СССР. В целом по стране было избрано 3992 делегата из числа лучших учителей, работников народного образования, ученых, партийных, профсоюзных и комсомольских работников. Съезд проходил 2-4 июля 1968 года в Москве в Кремлевском Дворце Съездов, всего были проведены четыре заседания. В своем выступлении министр просвещения СССР М. А. Прокофьев отметил, что «состав делегатов весьма квалифицированный. Со стажем работы от 10 до 25 лет - 2217 человек, со стажем работы выше 25 лет -1400 человек. Среди делегатов 1823 мужчины и 2169 женщин, 8 Героев Советского Союза, 12 Героев Социалистического Труда» [3, с. 283].
С поздравительной речью к делегатам съезда выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Он отметил важную роль учителя на переломном этапе развития школьного образования в стране: «Все качества, определяющие облик советского человека, - его сознательность, любовь к труду, патриотизм, гуманность, чувство интернационализма - воспитываются под воздействием и при активном участии школы» [2, с. 182]. Также Л. И. Брежнев поблагодарил делегатов съезда за их огромный труд, требующий постоянного напряжения всех духовных сил, мудрого терпения и великой любви к детям, к народу, к своему делу.
Как известно, введение среднего всеобуча предполагалось в два этапа. На первом этапе (1966-1970 гг.) предусматривалось введение всеобщего среднего образования, на втором (1971-1975 гг.) - обеспечение полного перехода к среднему всеобучу. Для обмена
опытом введения среднего всеобуча в стране крайне необходимо было проведение всесоюзного форума учителей.
С 1966/67 учебного года в Чувашской АССР, как и в других национальных регионах страны, в связи с началом перехода к среднему всеобучу произошли заметные структурные изменения: сеть средних школ увеличилась с 203 до 251 [7, с. 29].
Основными путями получения среднего образования в республике были средние школы, техникумы, профтехучилища. Так, в 1968 году из 22345 окончивших 8-й класс в 9-е классы средних школ поступили 14265 выпускников, в техникумы - 2647, в профтехучилища - 3202 выпускника [9, с. 382].
Кто же представлял делегацию Всесоюзного съезда учителей от Чувашской АССР? В стенографическом отчете по материалам Всесоюзного съезда учителей даны лишь списки делегатов по регионам [3, с. 282]. В отчете представлен список делегатов Чувашской АССР из 21 делегата. С целью выявления подробных сведений о делегатах мы обратились к услугам Государственного исторического архива Чувашской Республики (ГИА ЧР). В фонде № 221 (Министерство просвещения ЧАССР) нам удалось обнаружить персональный состав делегатов съезда от Чувашской АССР: А. В. Агеев - зам. директора Большеяль-чикской средней школы; М. П. Ванюшкина - организатор по внеклассной и внешкольной работе Красночетайской средней школы; Н. К. Васильева - старшая пионервожатая Иб-ресинской вспомогательной школы-интерната; П. Б. Васильков - заведующий Чебоксарского городского отдела народного образования; Г. Н. Виноградова - председатель Чувашского обкома профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений; Г. Е. Егоров - директор Урмарской средней школы; Н. Е. Егоров - заместитель председателя Совета Министров ЧАССР; М. П. Кудрявцева - учительница истории Той-синской средней школы; Д. С. Кузнецов - директор Шумерлинской школы-интерната; Г. Н. Осокина - учитель химии Порецкой средней школы; И. И. Овсянников - начальник Главного Управления высших учебных заведений (г. Москва); А. С. Марков - ректор ЧГПИ им. И. Я. Яковлева; И. Г. Мешаков - директор Ярабайкасинской восьмилетней школы, Герой Советского Союза; Л. С. Никитина - учительница биологии и химии Магазьской восьмилетней школы Марпосадского района; И. Н. Никифоров - учитель математики Вур-нарской средней школы, Герой Социалистического Труда; И. П. Прокопьев - заведующий отделом школ и вузов, секретарь по идеологии Чувашского ОК КПСС; Г. С. Сидоров -министр просвещения ЧАССР; А. М. Сидорова - учительница родного языка и литературы Канашского педучилища; А. А. Тришина - учительница русского языка и литературы Междуреченской средней школы Алатырского района; В. Е. Шустов - заместитель директора Ходарской средней школы Шумерлинского района; А. А. Чурилова - учительница начальных классов Алатырской восьмилетней школы № 7 [5, лл. 71-73].
Изучение архивного документа показало, что учительство Чувашской АССР единогласно утвердило в качестве кандидатов в делегаты съезда достойных и известных в республике и стране учителей. Анализируя послужной список делегатов съезда от Чувашской АССР, приходим к выводу, что по половому признаку на съезде были представлены 12 мужчин и 9 женщин. По национальному составу 15 делегатов были чуваши, 6 - русские. По образовательному уровню 18 человек имели высшее образование, 1 - незаконченное высшее образование, 2 человека - среднее педагогическое образование. Следует отметить, что большинство делегатов закончили Чувашский государственный педагогический институт им. И. Я. Яковлева. По партийной принадлежности членами КПСС были 14 человек, беспартийными - 7; 7 делегатов были депутатами различных уровней (сельского, районного, городского советов и Верховного Совета Чувашии). По возрастному признаку самому старшему делегату было 58 лет, самому молодому - 33 года. Что касается педагогического стажа делегатов, то он колебался от 8 до 37 лет. 3 делегата имели ученые
степени, 5 человек - звание «Заслуженный учитель РСФСР», 5 - «Заслуженный учитель Чувашской АССР». Среди делегатов были 9 отличников народного просвещения, 7 орденоносцев, 1 Герой Советского Союза и 1 Герой Социалистического Труда.
Таким образом, на съезд была выдвинута педагогическая элита Чувашии. Делегацию достойно представляли Герой Социалистического Труда, учитель математики Вур-нарской средней школы Никифоров Иван Никифорович (1910-2003) и Герой Советского Союза, директор Ярабайкасинской восьмилетней школы Моргаушского района Мешаков Илья Григорьевич (1924-1971). Всенародное признание заслуг учительства страны нашло выражение в присвоении большой группе педагогов накануне Всероссийского съезда учителей звания Героя Социалистического Труда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1968 года за большие заслуги в деле обучения и коммунистического воспитания учащихся учителю математики Вурнарской средней школы Чувашской АССР Никифорову Ивану Никифоровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» [3, с. 261]. В 1935 году И. Н. Никифоров окончил физико-математический факультет Чувашского государственного педагогического института. С августа 1935 года он работал учителем математики и физики в средней школе в селе Вурнары Чувашской АССР. В марте 1942 года был призван в Красную Армию. Воевал на Сталинградском, Южном, 4-м, 3-м и 2-м Украинских фронтах. Был шофером одной из бригад гвардейского механизированного корпуса, прошел путь от Сталинграда до Будапешта. В ноябре 1945 года был демобилизован, с 1946 года более 30 лет работал учителем математики в Вурнарской средней школе. Многие его воспитанники, беря пример с учителя, связали свою жизнь с математикой. И. Н. Никифоров был награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1 -й степени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда». Он удостоен звания «Заслуженный учитель школы РСФСР», занесен в Юбилейную Книгу Почета Чувашской АССР и Юбилейную Книгу Трудовой доблести Чувашской АССР. Сегодня Вурнарская средняя школа № 1 по праву носит имя И. Н. Никифорова [4].
Другой делегат съезда - директор школы Илья Григорьевич Мешаков. Он также участник Великой Отечественной войны, с августа 1942 года воевал на Западном, Юго-Западном, Степном, 3-м Украинском фронтах. Рядовому роты автоматчиков 1292-го стрелкового полка (113-я стрелковая дивизия, 57-я армия, 3-й Украинский фронт) звание Героя Советскою Союза присвоено 3 июня 1944 года за личные боевые подвиги, совершенные при захвате и расширении плацдарма в ходе форсирования правого берега реки Южный Буг в Одесской области. Продолжая громить немецко-фашистских захватчиков и сателлитов Германии, И. Г. Мешаков освобождал страны Европы от фашистской чумы. За проявленные отвагу и героизм награжден орденом Ленина, медалью «Золотая Звезда», боевыми медалями «За взятие Будапешта», «За Победу над Германией», юбилейными медалями «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет Вооруженных Сил СССР». В составе сводного полка 3-го Украинского фронта он участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади и гордо нес знамя родного полка [8, с. 167].
Демобилизовавшись с фронта, И. Г. Мешаков окунулся в мирную жизнь, находился на партийно-комсомольской работе, принимал самое активное участие в общественно-политической жизни Моргаушского района и Чувашии. В 1949 году он избирался делегатом XI съезда ВЛКСМ. В 1956 году окончил Чувашский государственный педагогический институт, получил специальность «учитель русского языка и литературы». Особо плодотворной оказалась его педагогическая деятельность в должности директора и учителя русского языка и литературы Ярабайкасинской 8-летней школы. За успешную и плодотворную работу на ниве просвещения он награжден орденом «Знак Почета», знаком «Отличник
народного просвещения РСФСР», медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летнего юбилея со дня рождения Владимира Ильича Ленина» [8, с. 40-41].
В характеристике на кандидата в делегаты Всесоюзного съезда учителей Мешакова Ильи Григорьевича указывается: «Тов. Мешаков И. Г. с 1954 года по настоящее время работает директором Ярабайкасинской восьмилетней школы. Улучшил учебно-воспитательную работу, обеспечив школу необходимыми учебно-наглядными пособиями и техническими средствами. Связывая всю воспитательную работу с жизнью, коллектив школы воспитывает школьников на революционных и трудовых традициях советского народа, развивает к них высокое чувство советского патриотизма. Усилиями директора школы построено каменное здание Ярабайкасинской восьмилетней школы. Постоянно занимается над повышением своего идейно-теоретического уровня и педагогического мастерства, пользуется авторитетом не только среди тружеников села, но и района» [1, л. 23]. В характеристике зав. Сундырским РОНО отмечается: «...Как учитель русского языка и литературы тов. Мешаков И. Г. предметом владеет свободно, уроки проводит на достаточном методическом и теоретическом уровне, работает без второгодников. Пользуется среди учительства района заслуженным авторитетом. В совершенстве владеет методикой преподавания предметов, умело руководит учебно-воспитательным процессом, дает ценные советы и указания коллегам на методологических совещаниях и семинарах учителей педагогического коллектива» [1, л. 20].
В 1968 году Илья Григорьевич Мешаков был занесен в Книгу Почета Министерства просвещения ЧАССР и в Юбилейную Книгу Почета ЧАССР [10, с. 97]. Его многогранная общественно-политическая деятельность заслужила высокой оценки и признания -учительством Моргаушского района он был избран делегатом Второго Всесоюзного съезда учителей.
Ярабайкасинская восьмилетняя школа, руководимая И. Г. Мешаковым, прилагала максимум усилий по реализации поставленной Вторым Всесоюзным съездом учителей задачи перехода к среднему всеобучу. Директор умело сосредотачивал в своих руках руководство всей жизнью школы: планирование, организацию режима и создание традиций в школе, учебно-воспита-тельную работу на уроке, внеклассную работу, методическую работу, работу с родителями и т. д. Всегда видел взаимосвязь и взаимозависимость между различными явлениями школьной жизни, умел анализировать причины и последствия этих явлений и, соответственно, предвидеть, планировать улучшение качества обучения и воспитания. Особенностью его стиля управления школьным коллективом было то, что он знал предметы учебного плана и умело руководил учебно-воспитательным процессом школы, был в курсе событий педагогической науки и постоянно следил за новейшими успехами и достижениями наук, составляющих школьную программу. И. Г. Мешаков всегда поддерживал добрые начинания своих коллег, часто сам инициировал многие интересные дела. Однако раны, полученные на фронтах Великой Отечественной войны, не давали ему покоя. 12 октября 1971 г. И. Г. Мешаков после продолжительной и тяжелой болезни скоропостижно скончался на 47-м году жизни.
Из материалов стенографического отчета съезда известно, что на пленарном заседании выступили 38 человек, на секционных - 165 человек. В числе выступивших на пленарном заседании от имени летчиков-космонавтов был наш земляк, уроженец с. Шорше-лы Мариинско-Посадского района Чувашии, Герой Советского Союза Андриян Григорьевич Николаев. В своем выступлении он отметил: «.нелегок и сложен труд учителя. Мы, летчики-космонавты, с большой признательностью и благодарностью всегда вспоминаем своих первых учителей: Клавдию Васильевну Васильеву, Клавдию Ивановну Семенову, Ивана Васильевича Калиша, Марию Михайловну Кокареву, Полину Петровну Николаеву и многих, многих других наших учителей. Наши школьные воспитатели помогли
нам выбрать дорогу в жизнь, стать первооткрывателями космических трасс. Мы благодарны всем, дорогие наши учителя, за тот огромный труд учителя, который вы вложили в наше обучение и воспитание на благо процветания нашей любимой Родины» [3, с. 212].
В атмосфере взаимного общения, обмена мнениями воодушевленные решениями Всесоюзного съезда делегаты, вернувшись в родные школы Чувашской АССР, нацеливались на реализацию поставленных съездом актуальных задач.
Выводы. Как известно, для каждой исторической эпохи характерны свои представления о задачах школы, учителя, деятеля просвещения. В начале 1960-х гг. в государственной политике России в области образования и воспитания первостепенным было осуществление всеобщего обязательного среднего образования. С 1966/67 учебного года начался планомерный и организованный перевод средней школы на новые учебные планы и программы. В свете решения актуальных задач, стоящих перед учителями и органами народного образования, в связи с необходимостью поднятия уровня учебно-воспитательного процесса в школе, повышения качества знаний учащихся, углубленного изучения опыта работы лучших педагогов и внедрения их в процесс обучения и воспитания современных школьников и был проведен Всесоюзный съезд учителей. Он явился важной вехой в жизни школы, советского учительства, всех работников народного просвещения. Делегаты съезда, воодушевленные его решениями, занялись практической реализацией среднего всеобуча в стране. Благодаря их усилиям охват выпускников восьмых классов различными формами среднего всеобуча увеличился с 66 % в 1965 году до 80,9 % в 1970 году. А в середине 1980-х гг. в Чувашской АССР в средних школах насчитывалось 99 % выпускников восьмых классов, что подтверждает осуществление в автономной республике общего среднего образования [9, с. 382].
Положительно накопленный опыт работы советских учителей - делегатов Второго Всесоюзного съезда учителей, может быть востребован в современных условиях модернизации российской системы школьного образования. Результаты нашего исследования могут быть полезными работникам культуры, науки, образования, а также студентам педагогических вузов и использоваться в учебно-воспитательной работе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архив военного комиссариата Аликовского и Моргаушского муниципальных округов Чувашской Республики (Личное дело Героя Советского Союза И. Г. Мешакова).
2. Брежнев Л. И. О коммунистическом воспитании трудящихся. - М. : Политиздат, 1975. - 172 с.
3. Всесоюзный съезд учителей 2-4 июля 1968 года. Стенографический отчет. - М. : Политиздат, 1969. - 319 с.
4. Герой Социалистического Труда: Никифоров Иван Никифорович [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://nasledie.nbchr.m>...rnkiforov-ivan-nikiforovich/ (дата обращения: 20.04.2023).
5. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). - Ф. 221. - Оп. 31. - Д. 1048.
6. Демчишин М. В. Педагогические съезды первой трети ХХ века и их значение в контексте становления и развития теории и практики внешкольной педагогики России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 4. - С. 167-171.
7. Егоров Н. Е., Сергеев Т. С. Развитие общеобразовательной школы // Из истории культуры Чувашской Республики. Выпуск 1. 1975-1985. - Чебоксары, 1992. - С. 54-62.
8. Eрагин E. E. Илья Мешаков // Моргаушский край. - Моргауши, 1994. - С. 40-41.
9. Ефимов Л. А. Школы Чувашского края в Х1Х-ХХ вв. - М. : РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. - 536 с.
10. Ефимов Л. А. Герой Советского Союза Илья Григорьевич Мешаков. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2023. - 182 с.
11. Материалы ХХ111 съезда КПСС. - М., 1966. - 303 с.
12. Метель Е. В. Учительство в первые годы советской власти: идеологическая трансформация // Исторический курьер. - 2021. - № 6(20). - С. 122-133.
13. Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 27 июня 2022 г. № 401 [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://edu.gov.ru>GOD_PEDAGOGA_I_NASTAVNIKA (дата обращения: 20.04.2023).
14. Указ Главы Чувашии О. А. Николаева № 104 от 5 сентября 2022 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://glava.cap.ru/news/2022/09/05/vlasti-chuvashii-objyavili-2023-god-godom-schastli (дата обращения: 20.04.2023).
Статья поступила в редакцию 25.04.2023
REFERENCES
1. Arhiv voennogo komissariata Alikovskogo i Morgaushskogo municipal'nyh okrugov Chuvashskoj Respubliki (Lichnoe delo Geroya Sovetskogo Soyuza I. G. Meshakova).
2. Brezhnev L. I. O kommunisticheskom vospitanii trudyashchihsya. - M. : Politizdat, 1975. - 172 s.
3. Vsesoyuznyj s"ezd uchitelej 2-4 iyulya 1968 goda. Stenograficheskij otchet. - M. : Politizdat, 1969. - 319 s.
4. Geroj Socialisticheskogo Truda: Nikiforov Ivan Nikiforovich [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://nasledie.nbchr.ru>^nikiforov-ivan-nikiforovich/ (data obrashcheniya: 20.04.2023).
5. Gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Chuvashskoj Respubliki (GIA ChR). - F. 221. - Op. 31. - D. 1048.
6. Demchishin M. V. Pedagogicheskie s"ezdy pervoj treti XIX veka i ih znachenie v kontekste stanovleniya i razvitiya teorii i praktiki vneshkol'noj pedagogiki Rossii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2011. - № 4. - S. 167-171.
7. Egorov N. E., Sergeev T. S. Razvitie obshcheobrazovatel'noj shkoly // Iz istorii kul'tury Chuvashskoj Respubliki. Vypusk 1. 1975-1985. - Cheboksary, 1992. - S. 54-62.
8. Eragin E. E. Il'ya Meshakov // Morgaushskij kraj. - Morgaushi, 1994. - S. 40-41.
9. Efimov L. A. Shkoly Chuvashskogo kraya v XIX-XX vv. - M. : RIC «Al'fa» MGOPU im. M. A. Sholohova, 2003. - 536 s.
10. Efimov L. A. Geroj Sovetskogo Soyuza Il'ya Grigor'evich Meshakov. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2023. - 182 s.
11. Materialy XXIII s"ezda KPSS. - M., 1966. - 303 s.
12. Metel' E. V. Uchitel'stvo v pervye gody sovetskoj vlasti: ideologicheskaya transformaciya // Istoricheskij kur'er. - 2021. - № 6(20). - S. 122-133.
13. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii V. V. Putina ot 27 iyunya 2022 g. № 401 [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : https://edu.gov.ru>GOD_PEDAGOGA_I_NASTAVNIKA (data obrashcheniya: 20.04.2023).
14. Ukaz Glavy Chuvashii O. A. Nikolaeva № 104 ot 5 sentyabrya 2022 goda [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://glava.cap.ru/news/2022/09/05/vlasti-chuvashii-objyavili-2023-god-godom-schastli (data obrashcheniya: 20.04.2023).
The article was contributed on April 25, 2023
Сведения об авторах
Ефимов Лев Архипович - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной и всеобщей истории Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0001-5458-8258, [email protected]
Мартынова Ирина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии и переводвоедения Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-8334-8429, [email protected]
Author Information
Efimov, Lev Arkhipovich - Doctor of History, Professor of the Department of Russian and General History, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0001-5458-8258, [email protected]
Martynova, Irina Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of English Philology and Translation, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0002-8334-8429, [email protected]