Научная статья на тему 'Методические особенности изучения генетических связей в школьном курсе неорганической химии'

Методические особенности изучения генетических связей в школьном курсе неорганической химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ / CLASSES OF INORGANIC COMPOUNDS / ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ / GENETIC CONNECTION / ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / CHEMICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарина С. А.

В статье рассмотрен методический подход к изучению генетических связей неорганических соединений на основе школьного химического эксперимента, способствующий формированию системных и осознанных знаний учащихся по химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL FEATURES OF THE STUDY OF THE GENETIC CONNECTIONS IN THE SCHOOL COURSE OF INORGANIC CHEMISTRY

In the article the methodical approach to the study of the genetic connections of inorganic compounds on the basis of the school of chemical experiment, contributing to the formation of the system and the conscious knowledge of the students in chemistry is determined.

Текст научной работы на тему «Методические особенности изучения генетических связей в школьном курсе неорганической химии»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

METHODICAL FEATURES OF THE STUDY OF THE GENETIC CONNECTIONS IN THE SCHOOL COURSE OF INORGANIC CHEMISTRY

С. А. Опарина

В статье рассмотрен методический подход к изучению генетических связей неорганических соединений на основе школьного химического эксперимента, способствующий формированию системных и осознанных знаний учащихся по химии.

Ключевые слова: классы неорганических соединений, генетическая связь, химический эксперимент.

Формирование фундаментальных понятий науки - непреходящая проблема предметной методики, которая приобретает особую актуальность в связи с модернизацией химического образования. Личностно-компетентностная парадигма «новой школы» направлена на усиление практической ориентации образования, на воспитание умелого и мобильного человека, способного к системному видению и мышлению [1]. Формированию системных знаний по химии способствует целый ряд дидактических принципов обучения, среди которых следует выделить принцип установления генетических связей между основными классами химических веществ [2].

Изучение важнейших классов неорганических веществ в начальном курсе химии имеет ключевое значение для усвоения всего последующего учебного материала, так как, во-первых, учащиеся, постигая свойства отдельных классов неорганических веществ, приходят к раскрытию общей закономерности, которая дает возможность постичь более глубоко сущность вещества и химической реакции; во-вторых, они знакомятся с различным характером веществ - кислотным и основным, там самым получают основу для изучения периодического закона и системы элементов Д. И. Менделеева; в-третьих, у учащихся формируются мировоззренческие знания: о единстве и многообразия веществ, об их познаваемости, о роли химического эксперимента в подтверждении истинности знаний [3].

Генетические связи - это связи системообразования и функционирования, которые позволяют организовать учебный материал в определенную систему, которая объективно отражает научные знания о реальной действительности.

Система понятий важнейших классов неорганических веществ, изучаемая в школе, включает сведения о металлах, неметаллах, кислотных и основных оксидах, кислотах и основаниях и солях. На протяжении изучения

S. A. Oparina

In the article the methodical approach to the study of the genetic connections of inorganic compounds on the basis of the school of chemical experiment, contributing to the formation of the system and the conscious knowledge of the students in chemistry is determined.

Keywords: classes of inorganic compounds, genetic connection, chemical experiment.

сменяющих друг друга классов соединений у учащихся формируется одновременно и представление о генетической связи. Рассматривая получение и свойства неорганических веществ и классов, в которые они входят, они не могли не заметить их тесные взаимопереходы: из вещества одного класса путем последовательных превращений можно получить вещества, относящиеся к этому же или другому классам. При правильном подходе к изучению рассматриваемого вопроса в курсе неорганической химии учащиеся должны усвоить его как взаимосвязанный комплекс больших четырех блоков: оксиды ^ основания ^ кислоты ^ соли.

Анализ учебно-методической литературы по данной проблеме показал, что тема формирования понятий об основных классах неорганических соединений и установлению между ними генетических связей раскрыта не полностью. Остается без внимания важный факт: генетические связи в химии являются не формально-логическими, а причинно-следственными, реальными, содержательными. В связи с этим, на наш взгляд, ведущим методом и средством их установления должен стать химический эксперимент. Изучение генетических связей с помощью химического эксперимента согласуется с теорией поэтапного формирования умственных действий и состоит из нескольких этапов (см. рисунок).

На первом этапе происходит акцентирование внимания школьников на установление генетической связи между соединениями и их классами. При изучении какого-либо класса неорганических соединений сначала решаются такие цели темы, как изучение свойств, методов получения, применения соединений этого класса и др. При объяснении теоретического материала учитель указывает при этом на взаимосвязанность разных классов и подтверждает свои слова при помощи химического эксперимента. Следовательно, полученная информация, воспринятая учащимися при наблюдении химических опытов, становится доказательной и поэтому легче ими усваивается.

Рис. Процессуальный аспект изучения генетических связей

На втором этапе происходит обсуждение химического эксперимента между учащимися и учителем. Задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся смогли мысленно соединить только что приведенный опыт и «меловое» уравнение реакции, отражающие данную генетическую связь, и «перевести» полученную информацию в словесно-наглядное представление (элемент формируемого понятия).

На третьем этапе воспринятая информация о генетической связи при закреплении (например, при решении упражнений), доказательстве при помощи других средств обучения переводится в общую систему структурно-логических отношений между всеми классами неорганических соединений.

В этом случае химический эксперимент послужит также иллюстрацией при изучении свойств, способов получения веществ и т. д. Применение его при решении одновременно нескольких задач, достижении разных целей делает возможным использовать модель поэтапного формирования структурно-логических связей в любую систему обучения, повышая при этом ее эффективность и качество.

Также для более глубокого усвоения знаний учащихся об основных классах неорганических веществ и гене-

тических связях между ними, на наш взгляд, необходимо рассмотрение конкретных взаимопереходов с двух сторон (способ получения ^ химическое свойство), в том числе на экспериментальной основе.

Проведенное педагогическое исследование, касающееся использования в учебной практике предложенного методического подхода, на примере курса неорганической химии показало, что учащиеся не только лучше усваивают само понятие «генетическая связь», но также у них формируется более осознанное и целостное восприятие курса в целом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Савотина Н. А. Понятие «парадигма» и его статус в педагогике // Педагогика. 2012. № 10. С. 3-10.

2. Цветков Л. А. Преподавание органической химии. М.: Просвещение, 1973. 287 с.

3. Кузнецова Л. М. Формирование понятий о важнейших классах неорганических веществ // Химия в школе. 1982. № 5. С. 34-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.