Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕТОДИКА РАСЧЕТА / ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ / ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиядуллаев Н. С., Зиядуллаев У. С.

В статье рассматриваются концептуальные принципы, условия и факторы защиты национальных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз. Обосновываются новые подходы сравнительной оценки национальной экономической безопасности России и Республики Узбекистан. Предлагается новая методика расчета индикатора комплексной оценки национальной экономической безопасности, основанная на интеграции таких механизмов, как экспертная оценка вероятности реализации основных угроз экономической безопасности, оценка недопустимо резкого снижения структурных отраслевых составляющих ВВП и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН1

Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев У.С.

ЗИЯДУЛЛАЕВ Наби Саидкаримович - доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института проблем рынка РАН, Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

ЗИЯДУЛЛАЕВ Улугбек Саидкаримович - кандидат экономических наук, соискатель-докторант Института проблем рынка РАН, управляющий филиалом банка «Ипак Йули», Ташкент, Республика Узбекистан. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные принципы, условия и факторы защиты национальных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз. Обосновываются новые подходы сравнительной оценки национальной экономической безопасности России и Республики Узбекистан. Предлагается новая методика расчета индикатора комплексной оценки национальной экономической безопасности, основанная на интеграции таких механизмов, как экспертная оценка вероятности реализации основных угроз экономической безопасности, оценка недопустимо резкого снижения структурных отраслевых составляющих ВВП и др.

Ключевые слова: национальная экономическая безопасность, методика расчета, индикаторы оценки, внутренние и внешние угрозы, защита национальных интересов.

Для цитирования: Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев У.С. Методические основы сравнительной оценки экономической безопасности России и Республики Узбекистан // Экономические системы. 2020. Том 13. № 2 (49). С. 77-89. DOI 10.29030/2309-2076-2020-13-2-77-89.

Экономическая безопасность рассматривается российскими исследователями как определенное состояние экономики страны, при котором достигается равновесное состояние независимости от различных экономических угроз. Так, академик Л.И. Абалкин утверждал, что экономическая безопасность является совокупностью условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [5]. Академик Н.Я. Петраков отмечал, что «экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально-направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов [14].

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (научный проект № 18-010-00853 А).

Схожего взгляда придерживается академик С.Ю. Глазьев, который определяет экономическую безопасность как состояние экономики и производительных сил общества с точки зрения возможностей самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, поддержания необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной конкуренции [8].

А.Е. Городецкий считает, что под термином экономическая безопасность следует понимать защищенность национальных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических и прямых материальных ущербов [10]. С.В. Степашин в своей работе «Экономическая безопасность» выделяет 30 внутренних и внешних угроз, которые предлагается определять на основе 194 индикаторов, что само по себе чрезмерно. Такой анализ стал началом дискуссии о целесообразности и применимости предлагаемых пороговых индикаторов экономической безопасности. Более дипломатично обозначил проблему В.К. Сенчагов. По его мнению, разработка индикаторов (пороговых значений) -наиболее сложный вопрос самой национальной безопасности. Сенчагов предложил 19 пороговых значений экономической безопасности, а также указал конкретные целевые ориентиры этих значений.

Основная проблема исследований по проблематике экономической безопасности состоит в том, что в научных работах и нормативных документах авторы слишком обширно смотрят на направления возможных угроз для экономики, что в целом, конечно, правильно, особенно для крупных экономик, таких как российская, однако не очень применимо и реализуемо в рамках экономик развивающихся стран. К примеру, в новой редакции Стратегии национальной экономической безопасности РФ [2] выделено 25 угроз для национальной экономики, которую можно разделить на пять крупных блоков: индустриально-производственный, финансовый, социальный, административно-управленческий, теневой криминальный. В Узбекистане изучение проблем национальной безопасности сосредоточено в Институте стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.

С учетом того, что в настоящее время концептуальные документы, определяющие цели и задачи экономической безопасности в Республике Узбекистан, еще находятся в процессе разработки, а ранее принятое законодательство в большей степени фокусируется на проблемах военной, террористической безопасности, целесообразно рассматривать экономические угрозы на базе существующих нормативных и научных материалов. В связи с этим важно 1) определить конкретные области экономики Республики Узбекистан с позиции предотвращения угрозы для них, конкретизации классификации угроз, которые возникают в государстве в условиях глобализации, а также те отрасли экономики, которые в наибольшей степени подвержены этим угрозам; 2) разработать систему индикаторов экономической безопасности применительно к данным отраслям.

Наиболее перспективными направлениями обеспечения национальной экономической безопасности Российской Федерации и Республики Узбекистан на средне- и долгосрочный периоды, учитывающими в полной мере национальные интересы обоих государств при формировании интегрированной экономической политики, являются:

• внедрение новых инструментов реализации денежно-кредитной политики и механизмов валютного регулирования, укрепление финансовой стабильности коммерческих банков, разработка и реализация финансовой стратегии заимствования;

• сотрудничество в области создания и эксплуатации международных транспортно-коммуникационных коридоров;

• реализация инновационной парадигмы стратегического развития страны;

• формирование кластерной интеграции национального хозяйства.

Реализация внутренней политики Российской Федерации и Республики Узбекистан включает в себя формирование стратегии повышения национальной экономической безопасности, в рамках которой необходимо разработать методические основы оценки национальной экономической безопасности.

На основе результатов проведенного анализа существующих в научной литературе [6, 17, 20] подходов, методов и факторов оценки национальной экономической безопасности России и Республики Узбекистан в данной статье предлагается авторский методический подход к комплексной оценке национальной экономической безопасности. Суть его состоит в интеграции различных подходов к оценке национальной экономической безопасности, таких как:

- экспертная оценка вероятности реализации основных угроз экономической безопасности;

- оценка показателей состояния экономической безопасности, которые определены в нормативных правовых документах стратегического планирования национальной экономики;

- оценка недопустимо резкого снижения структурных отраслевых составляющих валового внутреннего продукта;

- оценка экономического ущерба по компонентам национальной безопасности;

- социологическое обследование мнений наиболее заинтересованных групп населения в обеспечении национальной экономической безопасности.

При этом для проведения сравнительного анализа экономической безопасности разных стран все индикаторы экономической безопасности должны оцениваться по единой шкале, в качестве которой в соответствии со шкалой Хар-рингтона нами принимается [0, 1] по градациям: [0,8-1,0] - очень высокая, [0,64-0,8) - высокая; [0,37-0,64) - средняя; [0,2-0,37) - низкая; [0,0-0,2) - очень низкая) [18].

Для удобства практического использования мы переводим интервал всех значений индикатора [0; 1] в процентную шкалу [0; 100], при этом с учетом специфики национальной экономической безопасности позитивные пороговые значения индикатора определяются в интервале [0,8 и 1], а негативные - [0,0; 0,8).

Перейдем к методике расчета индикатора национальной экономической безопасности в соответствии с указанными выше подходами.

1. Индикатор национальной экономической безопасности, рассчитанный на основе экспертной оценки вероятности реализации основных угроз экономической безопасности. Основываясь на положениях Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. [2], нами для оценки и сравнительного анализа программных документов обеспечения национальной экономической безопасности были уточнены основные угрозы. Эти угрозы обозначены в табл. 1.

Индикатор Э1 за отчетный год нами предлагается рассчитать по формуле

Э1 = (Ы1 / М1) ■ 100, %,

где Ы1 - число угроз, по которым значение экспертной оценки вероятности 1-й угрозы национальной экономической безопасности Р1 может считаться некритичной, т. е. когда Р1 входит в интервал допустимых пороговых значений Рдг Интервал Рд для каждой страны определяется методом экспертных оценок;

М1 - число угроз. М1 = 24.

Таблица 1

Основные угрозы национальной экономической безопасности

Характеристика угрозы

1. Стремление развитых государств использовать свои преимущества в повышении уровня развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции_

2. Усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг_

3. Использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики страны, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям; повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов страны, а также вблизи ее границ

4. Усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков_

5. Изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие «зеленых технологий»_

6. Деятельность создаваемых без участия страны межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которые могут нанести ущерб национальным интересам страны_

7. Подверженность финансовой системы страны глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы_

8. Исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями

Окончание табл. 1

Характеристика угрозы

9. Отсутствие отечественных несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики_

10. Недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности

11. Слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов_

12. Истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений_

13. Ограниченность масштабов несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые «цепочки» создания добавленной стоимости_

14. Низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры_

15. Несбалансированность национальной бюджетной системы

16. Недостаточно эффективное государственное управление_

17. Высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере_

18. Сохранение значительной доли теневой экономики_

19. Усиление дифференциации населения по уровню доходов_

20. Снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала_

21. Усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации_

22. Недостаточность трудовых ресурсов

23. Неравномерность пространственного развития страны, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития_

24. Установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления

2. Индикатор национальной экономической безопасности, рассчитанный на основе показателей, характеризующих состояние экономической безопасности и определенных в нормативных правовых документах стратегического планирования национальной экономики. Для России нормативным правовым документом стратегического планирования национальной экономики является Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Модифицированные нами показатели из данной Стратегии для оценки и сравнительного анализа национальной экономической безопасности различных стран, в частности Узбекистана, приведены в табл. 2.

Индикатор Э2 за отчетный год нами предлагается рассчитать по формуле

Э2 = (N2 / М2) ■ 100, %,

где N2 - число i-х показателей, по которым значения П характеризующих состояние обеспечения национальной экономической безопасности, входят в интервал П^, при которых наиболее вероятно достижение допустимого позитивного уровня национальной экономической безопасности. Интервал Пд для каждой страны определяется методом экспертных оценок; М2 - число показателей. М2 = 40.

Таблица 2

Показатели состояния национальной экономической безопасности

Наименование показателя

1. Индекс физического объема валового внутреннего продукта, %_

2. Валовой внутренний продукт на душу населения (по паритету покупательной способности), долл.

3. Доля валового внутреннего продукта страны в мировом валовом внутреннем продукте, %_

4. Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте, %_

5. Степень износа основных фондов, %_

6. Индекс промышленного производства, %_

7. Индекс производительности труда, %_

8. Индекс денежной массы (денежные агрегаты М2), темпы роста в % к предыдущему году_

9. Уровень инфляции, в % к предыдущему году_

10. Внутренний государственный долг страны, государственный долг регионов страны и муниципальный долг на душу населения, руб._

11. Внешний долг страны, в том числе государственный внешний долг на душу населения, руб._

12. Чистый ввоз (вывоз) капитала к ВВП, %_

13. Уровень экономической интеграции регионов страны (по индексу Грубеля - Ллойда)

14. Коэффициент напряженности на рынке труда; на 100 вакансий, чел._

15.Энергоемкость валового внутреннего продукта, %

16. Доля инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал, %_

17. Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, %_

18. Доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в валовом внутреннем продукте, в % к ВВП

19. Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, %_

20. Дефицит федерального бюджета, в % к ВВП_

21. Отношение золотовалютных резервов страны к объему импорта товаров и услуг, %

22. Индекс физического объема экспорта, %_

Окончание табл. 2

Наименование показателя

23. Индекс физического объема импорта, %_

24. Сальдо торгового баланса, млрд долл._

25. Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме несырьевого экспорта, %_

26. Доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения, %

27. Доля граждан с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, %

28. Индекс производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», в % к предыдущему году

29. Доля прироста запасов полезных ископаемых (по стратегическим видам полезных ископаемых) в общем объеме погашенных в недрах запасов, %_

30. Баланс производства и потребления энергоресурсов (на душу населения)_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Индекс предпринимательской уверенности предприятий обрабатывающих производств, в % к предыдущему году

32. Дефицит консолидированного бюджета регионов страны, в % к доходам_

33. Доля машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта, %

34. Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства, %

35. Доля импорта в объеме товарных ресурсов продовольственных товаров, %_

36. Оборот розничной торговли на душу населения, %_

37. Доля численности занятых в экономике с высшим образованием, %

38. Децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения)_

39. Доля работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, %_

40. Уровень преступности в сфере экономики, в % к предыдущему году Итого

3. Индикатор национальной экономической безопасности, рассчитанный на основе показателей недопустимо резкого снижения валового внутреннего продукта по ключевым отраслям экономики. Индикатор показывает нарушение структурной отраслевой сбалансированности. Перечень ключевых отраслей экономики для оценки и сравнительного анализа национальной экономической безопасности России и Узбекистана приведен в табл. 3.

Индикатор Э3 за отчетный год нами предлагается рассчитать по формуле

Э3 = (Ы3 / М3) ■ 100, %,

где Ы3 - число отношений удельного веса ВВП к-й ключевой отрасли за ^й год Dtk к удельному весу за предыдущий год Dt-1k (в %), характеризующих изменение (рост, снижение) этих отношений, которые меньше значения недопустимого снижения. Это недопустимое значение определяется для каждой отрасли экспертным методом;

М3 - число ключевых отраслей национальной экономики. М3 = 20.

Таблица 3

Ключевые отрасли экономики для оценки национальной экономической безопасности России и Узбекистана

Отрасль национальной экономики

1. Добывающая промышленность

2. Обрабатывающая промышленность_

3. Топливно-энергетический комплекс_

4. Сельское и лесное хозяйство

5. Строительство_

6. Торговля_

7.Транспор т_

8. Сфера услуг_

9. Связь и информатизация_

10. Финансовая и страховая сферы_

11. Социальная сфера

12. Водоснабжение, водоотведение и экология

4. Индикатор национальной экономической безопасности, рассчитанный на основе оценки чрезмерного роста экономического ущерба компонент национальной безопасности. На основе анализа научной литературы [13, 15, 19] нами были выявлены основные компоненты национальной безопасности России и Узбекистана, которые приведены в табл. 4.

Таблица 4

Основные компоненты национальной экономической безопасности

Наименование компоненты

1. Производственная

2. Технологическая_

3. Финансовая_

4. Инновационная

5. Экологическая и техногенная_

6. Информационная_

7. Военно-промышленная

8. Транспортная_

9. Энергетическая_

10. Сырьевая

11. Торговая (внутренняя торговля)

12. Социальная_

13. Продовольственная_

14. Внешнеторговая

Каждая из компонент безопасности (при этом мы не рассматриваем национальную экономическую безопасность, интегрирующую эти компоненты) носит в себе явную экономическую составляющую, которая выражается в соответствующем экономическом ущербе (потерях). При чрезмерном повышении ущерба по каждой компоненте снижается национальная экономическая безопасность. Исходя из этого индикатор Э4 определяется по формуле

34 = (N4 / М4) ■ 100, %,

где N - число компонент национальной экономической безопасности, по которым значение прироста в отчетном году экономического ущерба по 1-й компоненте национальной безопасности по сравнению с прошлым годом, Л^ (в %) меньше предельного значения, которое характеризует условия наибольшей вероятности обеспечения национальной безопасности по ее конкретной компоненте. Предельное значение для каждой страны определяется методом экспертных оценок;

М4 - число компонент национальной безопасности. М4 = 14.

5. Индикатор национальной экономической безопасности, рассчитанный на основе социологического обследования. В качестве респондентов социологического обследования нами были выбраны:

• работники, занятые в сфере обеспечения экономической безопасности, среди которых работники профильных министерств и ведомств, в частности силовых структур;

• наименее защищенные слои неработающего населения (неработающие пенсионеры и неработающие студенты);

• наименее защищенные слои работающего населения, составляющие основу активного трудового потенциала национальной экономики и наиболее заинтересованные в обеспечении национальной экономической безопасности (производственный персонал отраслей промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы), а также инженерно-технические работники.

Респондентам с равномерным распределением по каждой группе раздаются анкеты, в которых просят указать с их точки зрения уровень национальной экономической безопасности - низкий, удовлетворительный или высокий. Формула расчета индикатора Э5 такова:

35 = (^ / м5) ■ 100, %,

где N - число респондентов, указавших на наличие удовлетворительного и высокого уровней национальной экономической безопасности;

М5 - общее число респондентов.

Сравнительный анализ индикаторов оценки национальной экономической безопасности России и Узбекистана за 2018-2019 гг. показал, что по оценке вероятности реализации основных угроз экономической безопасности (Э1) Россия опережает Узбекистан на 8,3%; по оценке недопустимо резкого снижения валового внутреннего продукта по ключевым отраслям экономики (Э3) - на

8,4 %; по оценке экономического ущерба по компонентам национальной безопасности (Э4) - на 7,15%. Узбекистан опережает Россию по оценке показателей состояния экономической безопасности (Э2) на 2,5%, по оценке социологического обследования (Э5) - на 4,16%. Анализ динамики средней оценки экономической безопасности показал, что средняя оценка России выросла на 4,91%, Узбекистана - на 3,57%. Это говорит об эффективности мероприятий по обеспечению национальной экономической безопасности двух стран.

Предлагаемый методический подход позволит проводить объективный сравнительный анализ национальной экономической безопасности России и Узбекистана с другими странами на основе сопоставления индикаторов в статике за год и в динамике за несколько лет. Это будет способствовать обеспечению устойчивого роста национальных хозяйств, стабильности национальных валют, снижению уровня инфляции, более полному удовлетворению потребностей населения и реального сектора в денежных средствах.

Источники

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608 (дата обращения: 01.04.2020).

2. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71572608 (дата обращения: 01.04.2020).

3. О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан: Указ Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 № УП-4947. URL: https://president.uz/ru (дата обращения: 01.04.2020).

4. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. URL: https://nrm.uz/contentf?doc=491928_strategiya_deystviy_po_pyati_ prioritetnym_napravleniyam_razvitiya_respubliki_uzbekistan_v_2017-2021_godah_(prilojenie_n_1_k_ ukazu_prezidenta_ruz_ot_07_02_2017_g_n_up-4947) (дата обращения: 01.02.2020).

5. АбалкинЛ.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-16.

6. АгафоновВ.П., ГавриловА.И., Гуреева М.В. Интегральная оценка уровня экономической безопасности региона: Монография. Нижний Новгород: Дятловы горы, 2016.

7. Афонцев С.А. Глобальный кризис и регулирование мировых финансов // Международные процессы. 2009. Т. 7. № 1 (19). С. 17-31.

8. Глазьев С.Ю. Безопасность экономическая. Политическая энциклопедия. М.: Мысль, 1999. Т. 1.

9. Глазьев С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс // Вопросы экономики. 1997. № 1. С. 4-5.

10. ГородецкийА.Е. Вопросы безопасности экономики России // Экономист. 1995. № 10. С. 44-50.

11. Зиядуллаев Н.С., Городецкий А.Е. Стратегирование экономического развития России в контексте обеспечения национальной безопасности // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 8. С. 197-209.

12. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев У.С. Механизмы обеспечения национальной экономической безопасности при взаимодействии с международными финансовыми институтами // Экономические системы. 2017. № 3. С. 99-106.

13. Клейнер Г.Б., Беченов А.Г., Петросян Д.С. Национальная безопасность России (экономические и управленческие аспекты) / Под ред. Д.С. Львова. М.: Прима-Пресс-М, 2005.

14. Модернизация и экономическая безопасность России / Под ред. Н.Я. Петракова. М.: ИД «Финансы и кредит», 2010. Т. 1.

15. Модернизация и экономическая безопасность Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Цветков. М., СПб.: Нестор-История, 2016. Т. 6.

16. Национальная экономическая безопасность России в условиях обострения объективных и инициированных рисков и угроз / Е.Б. Ленчук [и др.]. М., СПб.: Нестор-История, 2018.

17. Петров И.В., Оганян Т.М., Ермоленко О.М. Институционально-воспроизводственные аспекты оценки экономической безопасности региона. Краснодар: КрУ МВД России, 2012.

18. ПичкалевА.В. Обобщенная функция желательности Харрингтона для сравнительного анализа технических средств // Исследования наукограда. 2012. № 1 (1). С. 25-28.

19. Сенчагов В.К., Арбатов А.А., Ведев А.А. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. М.: БИНОМ, 2009.

20. Теория и практика оценки экономической безопасности (на примере регионов Сибирского федерального округа): Монография / В.В. Карпов [и др.]; под ред. В.В. Карпова, А.А. Кораблевой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2017.

21. Узбекистан: Навстречу новой экономике: Страновой экономический бюллетень, лето 2019 г URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/750691563976140831/pdf/Uzbekistan-Toward-a-New-Economy-Country-Economic-Update.pdf (дата обращения: 01.04.2020).

22. Экономические системы: государство и рынок: Монография / Под ред. В.И. Жукова, И.К. Ларионова. М.: ИТК«Дашков и Ко», 2019.

23. ASEF Outlook 2016/2017: Connectivity: Fact and Perspectives. Vol. II: Connecting Asia and Europe/ASEF. Singapure, 2016. URL: https://www.asef.org/images/docs/ASEF%200utlook%20 Report%202016-2017%20Vol2.pdf (дата обращения: 01.04.2020).

24. Understanding the Theory of international connectivity. Report // Oxera. Department for Transport. Oxford-Brussels. 2010. URL: https://www.oxera.com/wp-content/uploads/2018/03/ Theory-of-international-connectivity.pdf (дата обращения: 01.04.2020).

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF A COMPARATIVE ASSESSMENT OF THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA AND THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Ziyadullaev N.S., Ziyadullaev U.S.

ZIYADULLAEV Nabi Saidkarimovich - doctor of economics, professor, honored scientist of the Russian Federation, chief researcher, Market economy institute, RAS, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

ZIYADULLAEV Ulugbek Saidkarimovich - candidate of economic sciences, doctoral student, Market economy institute, RAS, Tashkent, Republic Uzbekistan. E-mail: [email protected]

Abstract. Conceptual documents, conditions and factors for protecting national interests in the economy from internal and external threats are considered in the article. New approaches to a comparative assessment of the national economic security of Russia and the Republic of Uzbekistan are justified. A new methodology for calculating the indicator of a comprehensive assessment of national economic security, based on the integration of such mechanisms as: expert assessment

of the probability of the implementation of the main threats to economic security; an assessment of an unacceptably sharp decline in the structural sectoral components of GDP, etc. are proposed.

Keywords: National Economic Security, calculation methods, assessment indicators, internal and external threats, protection of national interests.

For citation: Ziyadullaev N.S., Ziyadullaev U.S. Methodological foundations of a comparative assessment of the economic security of Russia and the Republic of Uzbekistan. Economic Systems. 2020. Vol. 13. No. 2 (49). P. 77-89. DOI 10.29030/2309-2076-2020-13-2-77-89.

References

1. On the national security strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated 31.12.2015 No. 683. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71572608 (accessed: 01.04.2020).

2. On the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation dated 13.05.2017 No. 208. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608 (accessed: 01.04.2020).

3. On a Strategy for the further development of the Republic of Uzbekistan: Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated 07.02.2017 No. UP-4947. URL: https://president. uz/ru (accessed: 01.04.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Action Strategy for the five priority areas of development of the Republic of Uzbekistan in 2017-2021. URL: https://nrm.uz/contentf?doc=491928_strategiya_deystviy_po_pyati_prioritetnym_ napravleniyam_razvitiya_respubliki_uzbekistan_v_2017-2021_godah_(prilojenie_n_1_k_ukazu_ prezidenta_ruz_ot_07_02_2017_g_n_up-4947) (accessed: 01.02.2020).

5. Abalkin L.I. Economic security of Russia: threats and their reflection. Questions of Economics. 1994. No. 12. P. 4-16.

6. Agafonov V.P., Gavrilov A.I., Gureeva M.V. Integral assessment of the level of economic security of the region: Monograph. Nizhny Novgorod: Woodpecker mountains, 2016.

7. Afontsev S.A. Global crisis and regulation of world Finance. International process. 2009. Vol. 7. No. 1 (19). P. 17-31.

8. Glazyev S.Yu. Economic Security. Political encyclopedia. Moscow: Mysl, 1999, Vol. 1.

9. Glazyev S.Yu. The Basis for ensuring economic security of the country-alternative reformation course. Questions of Economics. 1997. No. 1. P. 4-5.

10. Gorodetsky A.E. Security Issues of the Russian economy. Economist. 1995. No. 10. P. 44-50.

11. Ziyadullaev N.S., Gorodetsky A.E. Strategizing the economic development of Russia in the context of ensuring national security. Regional problems of economic transformation. 2019. No. 8. P. 197-209.

12. Ziyadullaev N.S., Ziyadullaev U.S. Mechanisms for ensuring national economic security in interaction with international financial institutions. Economic systems. 2017. No. 3. P. 99-106.

13. Kleiner G.B., Bechenov A.G., Petrosyan D.S. National security of Russia (economic and managerial aspects) / Ed. by D.S. Lvov. Moscow: Prima-Press-M, 2005.

14. Modernization and economic security of Russia / Ed. by N.Ya. Petrakov. M.: Finance and credit publishing house, 2010. Vol. 1.

15. Modernization and economic security of the Russian Federation / Ed. by V.A. Tsvetkov. M., Saint Petersburg: Nestor-Istoriya, 2016. Vol. 6.

16. National economic security of Russia in the conditions of aggravation of objective and initiated risks and threats / E.B. Lenchuk [et al.]. Moscow, Saint Petersburg: Nestor-Istoriya, 2018.

17. Petrov I.V., Oganyan T.M., Ermolenko O.M. Institutional and reproductive aspects of assessing the economic security of the region. Krasnodar: Crewe of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2012.

18. Pichkalev A.V. Generalized Harrington desirability function for comparative analysis of technical means. Research of the science city. 2012. No. 1 (1). P. 25-28.

19. Senchagov V.K., Arbatov A.A., Vedev A.A. Economic security of Russia: General course: Textbook. Moscow: BINOM, 2009.

20. Theory and practice of economic security assessment (on the example of regions of the Siberian Federal district): Monograph / V.V. Karpov [et al.]; ed. by V.V. Karpov, A.A. Korableva. Novosibirsk: IEOPP SB RAS, 2017.

21. Uzbekistan: Towards a new economy: Country economic Bulletin, summer 2019. URL: http:// documents.worldbank.org/curated/en/750691563976140831/pdf/Uzbekistan-Toward-a-New-Economy-Country-Economic-Update.pdf (accessed: 01.04.2020).

22. Economic systems: state and market: Monograph / Ed. by V.I. Zhukov, I.K. Larionov. Moscow: РТС «Dashkov & Co.», 2019.

23. Asef Outlook 2016/2017: Communication: Facts And Perspectives. Vol. II: Connecting Asia and Europe/ASEF. Singapore, 2016. URL: https://www.asef.org/images/docs/ASEF%200utlook%20 Report%202016-2017%20Vol2.pdf (accessed: 01.04.2020).

24. Understanding the theory of international connectivity. Report. Oxera. Department of transportation. Oxford-Brussels. 2010. URL: https://www.oxera.com/wp-content/uploads/2018/03/ Theory-of-international-connectivity.pdf (accessed: 01.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.