Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ИНТЕГРАЦИЯ / МИРОВОЙ РЫНОК КАПИТАЛА / ECONOMIC POLICY / NATIONAL ECONOMY / BANKING SYSTEM / INTEGRATION / WORLD CAPITAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиядуллаев У. С.

В статье раскрыты преимущества открытой государственной политики по инте- грации национальных экономических систем в мировой рынок капитала, позволяющей на гло- бальном уровне перераспределять кредитные и инвестиционные ресурсы. Исследованы акту- альные вопросы институционального обеспечения экономической безопасности банковской системы Республики Узбекистан; проведен развернутый анализ денежно-кредитной полити- ки Республики Узбекистан в условиях реформирования национальной экономики; дана оцен- ка эффективности реализации инструментария денежно-кредитного регулирования и меха- низмов укрепления финансовой стабильности коммерческих банков в системе новых требо- ваний к императивам обеспечения национальных интересов и экономической безопасности. Выделены риски, возникающие при интеграции национальных банковских систем. Показано, что открытость национальных банковских систем и допуск иностранных финансовых институ- тов, согласованный с приоритетами обеспечения финансово-экономической безопасности, позволяют повысить уровень жизни населения и обеспечить экономическую устойчивость. Предложены практические рекомендации в системе макроэкономических мер по укрепле- нию денежного обращения, повышению устойчивости национальной валюты и ее обменного курса. Обоснованы концептуальные подходы к формированию эффективных механизмов ре- ализации кардинально новых принципов денежно-кредитного регулирования. Сделаны вы- воды о необходимости формирования комплексной системы обеспечения устойчивого раз- вития национальной экономики на основе качественных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE INTEGRATION OF NATIONAL ECONOMIC SYSTEMS IN THE GLOBAL ECONOMY

In article advantages of open state policy on the integration of national economic systems into the world market of the capital allowing to redistribute credit and investment resources at the global level are disclosed. Topical issues of institutional ensuring economic security of a banking system of the Republic of Uzbekistan are investigated; the developed analysis of monetary policy of the Republic of Uzbekistan in the conditions of reforming of national economy is carried out; an assessment of efficiency of realization of tools of monetary and credit regulation and mechanisms of strengthening of financial stability of commercial banks in the system of new requirements to imperatives of ensuring national interests and economic security is given. The risks arising at integration of national banking systems are marked out. It is shown that the openness of national banking systems and the admission of foreign financial institutions coordinated with priorities of ensuring financial and economic safety allow to increase the standard of living of the population and to provide economic stability.Practical recommendations in the system of macroeconomic measures for strengthening of monetary circulation are offered, to increase in stability of national currency and its exchange rate. Conceptual approaches to formation of effective mechanisms of realization of cardinally new principles of monetary and credit regulation are proved. Conclusions are drawn on need of formation of a complex system of ensuring sustainable development of national economy on the basis of high- quality changes.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ

Зиядуллаев У.С.

ЗИЯДУЛЛАЕВ Улугбек Саидкаримович - кандидат экономических наук, докторант, старший преподаватель Ташкентского государственного экономического университета (ТГЭУ), Ташкент, Республика Узбекистан. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье раскрыты преимущества открытой государственной политики по интеграции национальных экономических систем в мировой рынок капитала, позволяющей на глобальном уровне перераспределять кредитные и инвестиционные ресурсы. Исследованы актуальные вопросы институционального обеспечения экономической безопасности банковской системы Республики Узбекистан; проведен развернутый анализ денежно-кредитной политики Республики Узбекистан в условиях реформирования национальной экономики; дана оценка эффективности реализации инструментария денежно-кредитного регулирования и механизмов укрепления финансовой стабильности коммерческих банков в системе новых требований к императивам обеспечения национальных интересов и экономической безопасности. Выделены риски, возникающие при интеграции национальных банковских систем. Показано, что открытость национальных банковских систем и допуск иностранных финансовых институтов, согласованный с приоритетами обеспечения финансово-экономической безопасности, позволяют повысить уровень жизни населения и обеспечить экономическую устойчивость. Предложены практические рекомендации в системе макроэкономических мер по укреплению денежного обращения, повышению устойчивости национальной валюты и ее обменного курса. Обоснованы концептуальные подходы к формированию эффективных механизмов реализации кардинально новых принципов денежно-кредитного регулирования. Сделаны выводы о необходимости формирования комплексной системы обеспечения устойчивого развития национальной экономики на основе качественных изменений.

Ключевые слова: экономическая политика, национальная экономика, банковская система, интеграция, мировой рынок капитала.

Для цитирования: Зиядуллаев У.С. Теоретические подходы к интеграции национальных экономических систем в мирохозяйственные связи // Экономические системы. 2019. Том 12. № 1-2 (44-45). С. 109-122. DOI 10.29030/2309-2076-2019-12-1-2-109-122.

Внешнеэкономическая политика развитых стран на сегодняшний день построена преимущественно на базе принципов «открытой экономики», означающей тесные взаимосвязи в рамках мировой экономической системы и снятие ограничений на движение финансово-информационных ресурсов. Такой подход во внешнеэкономической политике в полной мере реализует преимущества международного разделения труда и активно использует различные формы мирохозяйственных связей, что несет в себе целый ряд преимуществ [1-3]. С позиции инвестора выход на новые финансовые рынки сопровождается ростом доходности капитала и диверсификацией рисков. Реципиенту использование внешнего заимствования

позволяет расширить возможности реализации новых инвестиционных проектов, что в конечном счете способствует повышению нормы накопления и фондовооруженности, обеспечению макроэкономической стабильности в периоды спадов и кризисов, возврату кредитных ресурсов во время экономического подъема.

Банки как финансовые институты стали экономическими агентами подсистемы, сформированной глобальным рынком капитала. Консолидация национального капитала путем укрупнения банков, страховых компаний и других финансовых институтов играет большую роль в повышении конкурентоспособности национальных экономик и является их защитной реакцией на возникновение системных рисков в глобальной финансовой сфере в результате возможных кризисных явлений. Кроме того, укрупнение финансовых институтов, повышение капитализации и качества активов способствуют росту конкурентоспособности, что также немаловажно в условиях глобальной конкуренции.

Следует отметить, что интеграция национальных банковских систем происходит не изолированно, а является составной частью внешнеэкономической политики, процесса экономического, демографического и социокультурного вхождения стран в мировое сообщество [4-6], при котором кредитные отношения, реализуемые банковскими институтами, выполняют объединяющую и регулирующую функции. Главная цель такой интеграции заключается в поэтапном формировании институциональных, организационных и функциональных элементов единого рынка банковских услуг.

Под воздействием интеграционных процессов мировой банковский бизнес приобрел следующие характерные черты:

- концентрация капитала и формирование международных финансовых корпораций, размеры активов которых позволяют выйти за пределы национальных экономик;

- рост рыночной стоимости банков и капитализации банковской системы в целом обеспечивают реализацию ими общественно значимых функций, что способствует устойчивому экономическому росту;

- процесс финансовой глобализации способствует стандартизации национальных банковских систем и становлению единой, доминирующей модели банка;

- повышение международных портфельных инвестиций, обуславливающих усиление активных банковских операций;

- процесс глобализации сопровождается либерализацией финансовых рынков, что способствует трансформации характера и формы конкуренции на финансовых рынках.

Для разработки инструментария, обеспечивающего динамичность интеграционных процессов, необходима оценка предпосылок интеграции национальной банковской системы в мировой рынок капитала, факторов и условий, позитивно влияющих на ее ход. При этом немаловажная роль должна отводиться минимизации и компенсации потенциальных рисков и угроз путем вычленения причин, затрудняющих или сдерживающих процесс интеграции, а также прогнозу возможных отрицательных последствий, снижающих эффект интеграции.

Современные модели интеграции банков в мировой рынок капитала или выхода на зарубежные рынки условно подразделяются на четыре типа:

- учреждение нового банка;

- открытие представительства, филиала или дочернего банка;

- приобретение существующего банка или контрольного пакета его акций;

- кластерная модель, в основу которой положено использование синергети-ческих факторов интегрированных структур финансового рынка для обеспечения устойчивого характера их функционирования.

На процессы развития и результирующие индикаторы состояния национальных банковских систем воздействует совокупность условий и факторов, определяемых особенностями той или иной страны, а именно ее ресурсным потенциалом, уровнем промышленного производства и транспортно-коммуникацион-ной инфраструктуры, сотрудничества с международными организациями и зарубежными государствами. Следовательно, оценка условий и факторов, характеризующих этапы формирования и функционирования отдельных составляющих национальной банковской системы, необходима при разработке приоритетов и сценариев, которые зачастую предопределяют возможность реального достижения целей и задач интеграции, а также эффективность их взаимодействия.

Среди факторов, определяющих параметры развития национальной банковской системы и специфику функционирования ее институтов, возникновения рисков и предпочтений в деятельности банковской инфраструктуры, необходимо наряду с прямыми индикаторами выделить также косвенные, а именно демографические и социокультурные факторы. Их необходимо принимать во внимание при выработке, принятии и реализации решений при разработке банковской политики, управлении персоналом, активами и пассивами, ликвидностью и банковскими рисками. Без них невозможно осуществлять менеджмент национальных банков и органов банковского надзора, установить деловые контакты отечественных банков с зарубежными банками, определить условия и ограничения функционирования в стране иностранных банков, их филиалов и представительств, наметить пути интеграции национальной и зарубежных банковских систем.

Интеграция национальной банковской системы в мировой рынок капитала представляет собой неоднозначный, вариативный и сегментированный процесс, имеющий множество сценариев реализации, отличающихся разнообразием банковских рисков и возможностей. При этом эффективность менеджмента кредитных и депозитных рисков, рисков ликвидности определяется возможностью увеличения ресурсной базы в процессе интеграции, улучшения структуры и инструментария привлекаемых ресурсов, диверсификации кредитов. Следует учитывать, что факторы и условия интеграции могут сильно повысить как отдельные риски для национальных банковских систем, так и суммарный результат от их воздействия. Именно поэтому усилия риск-менеджмента должны быть

максимально ориентированы на их предупреждение, минимизацию или компенсацию. Среди возможных рисков следует выделить:

- протекционизм государственных структур, препятствующих функционированию зарубежных банков в стране;

- угрозы национальной безопасности вследствие утраты права собственности на часть национального богатства (природные ресурсы, интеллектуальные ценности, произведения искусства, недвижимость и др.) через залоги, заклады и компенсации в кредитах и займах иностранных банков;

- появление на внутреннем рынке более конкурентоспособных и обеспеченных финансовыми ресурсами зарубежных банков, сдерживающих деятельность национальных кредитных организаций, вытесняя их из наиболее выгодных вложений средств;

- отток из страны капитала вследствие лучшего качества и большей надежности депозитных услуг зарубежных банков, сокращающий ресурсный потенциал национальной банковской системы;

- отбор и, как следствие, дефицит наиболее квалифицированных кадров, необходимых для реализации национальных проектов, кредитуемых отечественными банками.

Кроме того, финансовая интеграция зачастую сопровождается целым рядом дополнительных рисков. Во-первых, чрезмерный приток капитала вызывает серьезные макроэкономические проблемы. Это прежде всего избыточная денежная экспансия из-за сложности стерилизации, перегрев экономики, усиление инфляционных процессов, укрепление национальной валюты и ухудшение счета текущих операций. При этом сохранение фиксированного обменного курса национальной валюты может привести к дестабилизации, а затем и к валютному кризису.

Одним из негативных последствий процесса либерализации движения капитала является невозможность в условиях открытости экономики контролировать одновременно и обменный курс, и процентные ставки. Необходимо сделать выбор цели, т. е. или формирование гибкого обменного курса, или неизбежность возникновения сложностей при реализации независимой монетарной политики. Дж. Айзенман, М. Чинн и Х. Ито установили, что в зависимости от уровня экономического развития государства по-разному преодолевают эту проблему [7]. Так, развитые страны с начала 1990-х гг на фоне проводимой либерализации ослабили монетарную независимость, уделив основное внимание росту стабильности обменного курса. Государства с формирующимся рынком придерживались принципа стабильности обменного курса до конца 1980-х гг., после чего стали проводить компромиссную политику управляемой гибкости, основанную на открытости счёта операций с капиталом, контроля обменного курса и монетарной независимости. Необходимым ее элементом является накопление адекватных валютных резервов.

Анализ, осуществленный Всемирным банком, свидетельствует, что потоки краткосрочного капитала носят проциклический характер. Его приток возрастает в процессе ускорения экономического роста и сокращается в период его спада [8]. Данная закономерность может вызывать опасение, если она обуслов-

лена не столько изменениями внутреннего спроса, сколько внешними факторами, такими, например, как падение мировых цен на основные статьи экспортируемой продукции.

Интеграция национальной банковской системы в мировой рынок капитала может повысить уязвимость страны-реципиента к влиянию внешних факторов. Так, резкая смена притока капитала на его отток может спровоцировать в ней кризис ликвидности, поскольку основная ставка делалась на кредиты зарубежных банков или портфельные инвестиции иностранных инвесторов. Кроме того, источником определенных рисков является и то, что процесс интеграции ужесточает требования к качеству общественных институтов, особое внимание при этом уделяется макроэкономической политике и состоянию финансовой системы. Доступ на мировой рынок капитала должен быть подкреплен жесткой бюджетной дисциплиной, в противном случае он приведет к избыточному заимствованию, росту дефицита бюджета и счёта текущих операций при низкой эффективности государственных расходов. Рост объемов краткосрочного долга в СКВ усилит уязвимость национальной экономики к мировым кризисам и поставит ее в зависимость от политики международных и зарубежных финансовых институтов.

Опыт многих стран, наиболее интегрированных в мировой рынок капитала, испытавших определенные трудности вследствие накопления внешнего долга, свидетельствует о росте рисков низкой бюджетной дисциплины в условиях открытого счёта движения капитала, которые резко возрастают в случае, если национальные надзорные и регулятивные органы функционируют недостаточно эффективно.

К позитивным тенденциям, обеспечивающим определенные конкурентные преимущества в результате интеграции банковских систем, можно отнести:

- интенсификацию банковского обслуживания при активизации торгово-экономического сотрудничества и привлечении иностранных инвестиций;

- наличие предприятий в базовых отраслях экономики, испытывающих потребность в привлечения квалифицированного иностранного менеджмента;

- совместное освоение минерально-сырьевой базы страны с участием иностранного капитала;

- реализацию программ развития сфер здравоохранения, образования и науки, высокотехнологичных отраслей промышленности, решение экологических проблем и т. д. при участии зарубежных специалистов, финансируемых международными и иностранными кредитными учреждениями.

Эти позитивные предпосылки в управлении кредитными, депозитными, инвестиционными ресурсами, характеризующие уровень конкурентоспособности национальной банковской системы, содействуют достижению положительного результата ее интеграции как для отдельных кредитных организаций, так и контрагентов, так как позволяют:

- обеспечить профессиональное банковское обслуживание государственного бюджета, предпринимательских структур, общественных организаций и населения даже несмотря на недостаточный уровень развития банковского сектора;

- расширить ассортимент банковских услуг исходя из потребностей клиентов;

- реализовать крупные инвестиционные проекты качественно и в срок путем привлечения иностранных кредитов и инвестиций;

- наладить тесные взаимовыгодные связи местных и зарубежных кредитных учреждений, функционирующих в стране;

- повысить уровень корпоративной культуры, партнерских отношений, образованности и компетентности населения, предпринимателей и менеджеров как клиентов банков.

Глобализация рынка капитала не создает условия для выравнивания уровней развития институтов национальных банковских систем. Поэтому каждой стране необходимо максимально использовать свои конкурентные преимущества при формировании собственной модели развития банковской системы и обеспечить инвестиционную привлекательность национальных банков. При этом в условиях глобальных рисков системная зависимость между финансовыми институтами усложняется и возрастает, а экономическая активность глобальных агентов воздействует на процесс формирования данной модели развития на основе информационных систем и инструментария оценки рисков и обеспечения финансовой устойчивости и поведения заемщиков. Таким образом, открытость национальных банковских систем, выход на глобальные рынки капитала и допуск иностранных финансовых институтов, согласованные со стратегиями обеспечения финансовой и экономической безопасности государств, необходимо рассматривать как фактор инновационного развития, способствующий обеспечению устойчивых темпов экономического роста и повышению уровня жизни населения.

Денежно-кредитная политика, являясь составной частью макроэкономической политики государства на всем протяжении рыночных преобразований, ориентирована на обеспечение устойчивого роста экономики, укрепление национальной валюты, снижение уровня инфляции. Для достижения этих целей Центральным банком Республики Узбекистан использовались различные инструменты денежно-кредитного регулирования динамики чистых внутренних активов и международных резервов, ликвидности банковской системы, объемов резервных денег.

Изменение размера учетной ставки в Республике Узбекистан - важный инструмент в системе денежно-кредитного регулирования, величина которой является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций. Используемые инструменты денежно-кредитной политики способствовали привлечению ликвидных средств коммерческих банков, позволили расширить объемы операций с облигациями и государственными ценными бумагами. Эффективное регулирование и корректное применение инструментария монетарной политики обеспечили стабильность национальной валюты, развитие платежной системы и расширение операций на денежном рынке в Республике Узбекистан.

Современная банковская система Узбекистана находится на этапе коренного реформирования исходя из приоритетных направлений либерализации национальной экономики, определенных Стратегией действий по пяти приори-

тетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. Особое внимание уделено внедрению принципиально нового инструментария реализации денежно-кредитной политики и механизмов валютного регулирования, укреплению финансовой стабильности коммерческих банков, что в свою очередь предъявляет принципиально новые требования к императивам обеспечения экономической безопасности банковской системы. Это обусловлено тем, что деятельность отечественных банков длительное время была зачастую оторвана от потребностей производителей, поскольку они не могли обеспечить им доступ к необходимому финансированию. Крупные инвестиционные проекты не обеспечивались кредитами в полной мере вследствие недостаточной капитализации коммерческих банков и дефицита валютных средств, а субъекты малого бизнеса - из-за архаичных процедур кредитования и оценки кредитных рисков. Такое ограничение привело к сокращению внутреннего совокупного спроса в национальной экономике.

В республике до 2016 г. уделялось недостаточное внимание становлению и развитию базовых рыночных институтов, наличие которых обеспечивает эффективное функционирование национальной банковской системы. Так, проблемы с защитой частной собственности, снижением уровня коррупции, внедрением механизмов корпоративного управления, развитием пруденциального надзора и повышением квалификации финансовых специалистов привели к трудностям системного характера в процессе дальнейшего развития банковской системы.

Реализация кардинально новых принципов денежно-кредитной политики в Республике Узбекистан началась с 2016 г., когда обозначился переход к устойчивому росту как основному фактору обеспечения национальных интересов и экономической безопасности. Новый нынешний этап связан с принятием Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 гг. В республике стали активно внедряться рыночные механизмы валютного регулирования, стимулирования роста ее экспортного потенциала, более эффективно использоваться инструментарии обеспечения устойчивого и опережающего развития страны, направленные на улучшение инвестиционного климата и деловой среды1. Либерализация валютного регулирования потребовала кардинального изменения действующего инструментария реализации монетарной политики2. В республике продолжает совершенствоваться система без-

1 В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 02.09.2017 № УП-5177 «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» были определены основные направления либерализации валютного рынка и позитивное влияние их реализации на состояние инвестиционного климата республики.

2 В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 13.09.2017 № ПП-3272 «О мерах по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики» был начат поэтапный переход в среднесрочной перспективе на режим инфляционного таргетирования, используемый в практике центральными банками для обеспечения стабильности цен на внутреннем рынке.

наличных расчетов1. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 02.09.2017 № УП-5177 «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» были определены основные направления либерализации валютного рынка, которые окажут позитивное влияние на состояние инвестиционного климата республики при их реализации. Среди них следует выделить свободную покупку и продажу иностранной валюты как юридическими, так и физическими лицами, которые теперь вправе использовать собственную СКВ по своему усмотрению. При установлении обменного курса государство намерено применять только рыночные механизмы. Указом установлено, что с 05.09.2017 г. юридические лица Республики Узбекистан могут без ограничения приобретать в коммерческих банках иностранную валюту для оплаты по текущим международным операциям, а физические лица - резиденты Республики Узбекистан - свободно продавать в обменных пунктах и приобретать иностранную валюту в конверсионных отделах коммерческих банков в соответствии с действующим порядком и использовать ее за границей без каких-либо ограничений.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 13.09.2017 № ПП-3272 «О мерах по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики» был начат поэтапный переход в среднесрочной перспективе на режим инфляционного таргетирования, используемый в практике центральными банками для обеспечения стабильности цен на внутреннем рынке.

В ноябре 2018 г. на открытом заседании Правления Центрального банка Республики Узбекистан были утверждены Основные направления монетарной политики на 2019 г. и на период 2020-2021 гг. с использованием двух сценариев развития экономики. Базовый сценарий предусматривает сохранение текущей тенденции экономического развития (рост ВВП за 2018-2019 гг.) при незначительном воздействии внешних условий и осуществление структурной и налоговой реформ для достижения намеченных целей. Альтернативный сценарий исходит из возможности ухудшения внешнеэкономических условий и замедления темпов структурных реформ. В качестве приоритетов денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу были определены меры по сокращению уровня инфляции и формированию необходимых условий для перехода к режиму инфляционного таргетирования.

Динамика экономических преобразований, происходящих в стране, потребовала еще большего ускорения темпов реформирования банковской системы: поиска новых форм взаимодействия между коммерческими банками и реальным сектором экономики, внедрения современных технологий в области управле-

1 Так, была установлена норма, при которой исключаются факты применения различных цен при расчетах наличными денежными средствами и пластиковыми картами. Для предотвращения нарушения установленных правил торговли ГНК и коммерческими банками с привлечением хокимиятов осуществляется постоянный и системный контроль всех объектов оказания платных услуг на предмет их полного оснащения и использования терминалов.

ния коммерческим банком, освоения новых финансовых инструментов. В связи с этим перед банковской системой страны возникают новые задачи.

Ужесточение денежно-кредитной политики с июля 2017 г. позволило значительно понизить темпы роста объемов кредитования и денежной массы, а самое главное - предупредить негативное влияние инфляции и монетарных факторов на внутренние цены. Для снижения объема денежной массы 25 сентября 2018 г. ставка рефинансирования ЦБУ была повышена до 16%, что обусловлено необходимостью ограничения девальвационных и инфляционных рисков.

В условиях либерализации валютной политики в целях обеспечения финансовой устойчивости и ликвидности коммерческих банков, а также для удовлетворения растущего спроса экономики на кредитные ресурсы, соответствующими постановлениями Президента Республики Узбекистан на увеличение уставных капиталов банков с участием государственной доли правительством были направлены средства в размере 670 млн долл. США. Это позволило увеличить совокупный капитал коммерческих банков в 2,3 раза, совокупные активы -2 раза, в том числе объем кредитных вложений - 2,1 раза, совокупные обязательства - в 1,9 раза. Несмотря на существенное влияние либерализации валютного регулирования, высокие реальные индикаторы развития банковской системы республики свидетельствуют об укреплении финансовой устойчивости банков. Это подтверждает и анализ коэффициентов ликвидности, свидетельствующий о способности банков своевременно отчитываться по текущим обязательствам (см. таблицу).

Динамика ликвидности банковского сектора Республики Узбекистан

Показатель Норматив Период

На 01.11.2017 г. На 01.11.2018 г.

Высоколиквидные активы, млрд сум 38 440 22 656

Отношение высоколиквидных активов к совокупным активам, % 24,1 11,1

Отношение кредитов к депозитам 181 226

Коэффициент текущей ликвидности, % 30 95,1 69,8

Коэффициент покрытия ликвидности 100 235,1 157,7

Коэффициент чистого стабильного финансирования 100 107,0 104,3

Коэффициент мгновенной ликвидности 10 - 30,4

Важным индикатором долгосрочной ликвидности банка является отношение кредитов к депозитам. Его значение на уровне 100% свидетельствует о том,

что весь кредитный портфель банка сформирован за счет депозитов клиентов и не подвержен необходимости досрочного погашения при волнениях на рынках капитала, что позволяет сделать вывод об устойчивости модели бизнеса банка на долгосрочную перспективу. Вместе с тем зачастую объемы привлеченных средств на этом сегменте депозитного рынка значительно превышают уровень в 100%. При этом динамика данного коэффициента на две последние даты имеет устойчивый рост. Приведенные данные позволяют предположить, что предоставление кредитов нефинансовому сектору экономики осуществляется за счет привлеченных средств физических лиц. Данное обстоятельство позволяет сделать два основных вывода: во-первых, такой перекос не оказывает отрицательного влияния на ликвидность банковского сектора; во-вторых, инвестирование сбережений населения в основной и оборотный капитал корпоративного сектора является обычной практикой.

Значимость собственного капитала банка как для его собственного финансового состояния, так и для устойчивости функционирования национальной банковской системы в целом, обусловила введение регулирования его величины и уровня достаточности со стороны ЦБУ. Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 06.05.2015 № ПП-2344 банки Узбекистана к 2020 г. должны перейти к внедрению системы регулирования банковского сектора «Базель III». На основании этого документа предусматривалось довести минимальный коэффициент достаточности регулятивного капитала до 14,5%, а минимальное значение коэффициента достаточности капитала I уровня - до 11%.

Начиная с 2017 г., в банковском секторе Узбекистана идет постепенная либерализация, включающая введение конвертации по текущим операциям и снятие ограничений на наличное денежное обращение, что позволяет коммерческим банкам стать более независимыми в своей деятельности, усиливает их ориентацию на клиентов, способствует развитию конкуренции в секторе. Однако реформа в банковском секторе еще очень далека от завершения. Ключевая проблема отражена в отчете Standard & Poor's и Международного валютного фонда (МВФ): «Доминирующее положение в банковской системе Узбекистана занимают государственные банки, контролирующие в общей сложности почти 84% активов банковской системы, в которой велика доля директивного кредитования, что ограничивает конкуренцию и негативно отражается на кредитоспособности частных банков...» «Воздействие инструментов денежно-кредитной политики на условия кредитования остается слабым из-за сильной сегментации рынка кредитования, где около 60% кредитов выделяются на льготных условиях. Хотя ставка рефинансирования ЦБ ощутимо влияет на условия предоставления кредитов по коммерческим ставкам в национальной валюте, доля этого сегмента составляет лишь около 20% всего объема выданных кредитов»1.

1 https://kun.uz/ru/news/2019/03/21/golovolomka-dlya-tsentrobanka-ekonomiku-uz-bekistana-nakachali-vrednymi-kreditami

Итак, меры Центрального банка по обузданию инфляции распространяются лишь на часть предоставляемых кредитов, которые выдаются под высокие проценты на свободном рынке. Остальные кредиты продолжают раздаваться вне рынка, чаще всего под низкие проценты. Основная причина инфляции не устраняется, что наносит вред экономике страны и доходам ее населения. Кредиты должны выдаваться (за очень редким исключением) исключительно на рыночных условиях. Только так можно обуздать инфляцию, создать равные условия для бизнеса и снизить рыночную процентную ставку.

Для преодоления отмеченных недостатков в соответствии с Концепцией административных реформ в Республике Узбекистан в 2017 г. были реформированы организационная структура Центрального банка Республики Узбекистан, а также функции и задачи его структурных подразделений. Исходя из международной практики и необходимости реализации поставленных задач, созданы новые подразделения, а именно: департаменты пруденциального надзора кредитных организаций, денежно-кредитной политики, статистики и исследований, международного сотрудничества и коммуникаций, а также служба по защите прав потребителей банковских услуг.

Действенные меры по обеспечению постоянного мониторинга за ликвидностью коммерческих банков, своевременности и бесперебойности платежей хозяйствующими субъектами в Государственный бюджет с учетом увеличения их уставных капиталов до 500 млн долл. позволили активизировать и гибко использовать современные инструменты денежно-кредитной политики, в том числе операции по управлению краткосрочной ликвидностью и ставками обязательных резервных требований, а также усилили надзор над соблюдением коммерческими банками установленных законодательством экономических нормативов.

За последние три года коммерческими банками осуществлен ряд масштабных мер в рамках приоритетных задач, ориентированных на ввод важнейших современных и высокотехнологичных промышленных производств и мощностей, модернизацию базовых отраслей экономики, ускорение технического и технологического обновления. В результате общий объем кредитов, направленных в реальный сектор экономики, увеличился в 1,5 раза. Проведение активной политики, направленной на обеспечение стабильности национальной валюты посредством установления единого рыночного обменного курса и поддержания высокой доходности ее активов по сравнению с активами в СКВ обеспечили устойчивую динамику роста сбережений населения в банках.

Денежно-кредитная политика, с одной стороны, должна быть взвешенной, чтобы обеспечить последовательное снижение инфляции и стабильность валютного курса, с другой - не слишком жесткой, чтобы не тормозить кредитование экономики, а способствовать модернизации и переходу национального хозяйства на инновационный путь развития. Привлекая средства на мировых рынках капитала, аккумулируя сбережения населения и предоставляя кредиты предприятиям, банки призваны служить своеобразными локомотивами модернизации. Опираясь на особенности трансформации мировой банковской системы

в связи с Базельскими соглашениями, следует увеличить международную активность в участии крупных банков республики на региональных и мировом рынках, что позволит им стать полноправными участниками международных банковских операций и будет укреплять доверие иностранных инвесторов.

В конечном итоге внедряемые в настоящее время новые принципы денежно-кредитного регулирования приведут к укреплению банковской системы, повышению уровня капитализации и расширению инвестиционной активности банков, что будет способствовать формированию эффективных механизмов обеспечения устойчивого развития экономики, исходя из интересов национальной экономической безопасности Республики Узбекистан.

Источники

1. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. URL: https://nrm.uz/contentf?doc=491559_strategiya_deystviy_po_pyati_ prioritetnym_napravleniyam_razvitiya_respubliki_uzbekistan_v_2017-2021_godah_(prilojenie_n_1_k_ ukazu_prezidenta_ruz_ot_07_02_2017_g_n_up-4947)&products=1_zakonodatelstvo_respubliki_ uzbekistan (дата обращения: 01.02.2018).

2. Mirziyoev Sh.M. The Decree of the President of Uzbekistan «Strategy of actions along five priority directions of the development of Uzbekistan» // Narodnoe Slovo. 2017. February 8.

3. Mirziyoev Sh.M. The Decree of the President of Uzbekistan «Urgent measures on liberalization of the exchange rate policy» // Narodnoe Slovo. 2017. September.

4. Перспективы развития мировой экономики: Наследие кризиса, угрозы, неопределенность: Доклад Международного валютного фонда. Вашингтон: Международный валютный фонд, 2014. 237 с.

5. Зиядуллаев У.С. Формирование системы национальной экономической безопасности при взаимодействии с международным рынком капитала // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 7. С. 15-30.

6. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев У.С. Экспертная оценка уровня экономической безопасности национальной экономики // Проблемы рыночной экономики. 2017. № 3. С. 30-35.

7. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев У.С. 25 лет СНГ и евразийские интеграционные проекты: ожидания, разочарования и перспективы // Экономическая наука современной России. 2017. № 2 (77). С. 123-136.

8. МудрецовА.Ф., ТулуповА.С. Экологическая политика постиндустриального развития. М.: ЦЭМИ РАН, 2009. 81 с.

9. Тулупов А.С. Экономика ущерба: проблемы и решения // Экономическая наука современной России. 2008. № 1. С. 209-210.

10. Тулупов А.С. Классификационные аспекты негативных экстерналий экономического развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 4. С. 228-237.

11. Aizenman J., ChinnМ., ItoН. Assessing the Emerging Global Financial Architecture: Measuring the Trillema's Configuration over Time // NBER Working Paper. 2008. No. 14553.

12. The Benefits and Risks of Sort-term Borrowing / The World Bank // Global Development Finance. 2000. Vol. 1. Ch. 4.

THEORETICAL APPROACHES TO THE INTEGRATION OF NATIONAL ECONOMIC SYSTEMS IN THE GLOBAL ECONOMY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ziadullaev U.S.

ZIADULLAEV Ulugbek Saidkarimovich - candidate of Economic Sciences, doctoral student, senior teacher Tashkent State University of Economics, Tashkent, Respublika Uzbekistan. E-mail: uz2005@ yandex.ru

Abstrart. In article advantages of open state policy on the integration of national economic systems into the world market of the capital allowing to redistribute credit and investment resources at the global level are disclosed. Topical issues of institutional ensuring economic security of a banking system of the Republic of Uzbekistan are investigated; the developed analysis of monetary policy of the Republic of Uzbekistan in the conditions of reforming of national economy is carried out; an assessment of efficiency of realization of tools of monetary and credit regulation and mechanisms of strengthening of financial stability of commercial banks in the system of new requirements to imperatives of ensuring national interests and economic security is given. The risks arising at integration of national banking systems are marked out. It is shown that the openness of national banking systems and the admission of foreign financial institutions coordinated with priorities of ensuring financial and economic safety allow to increase the standard of living of the population and to provide economic stability.

Practical recommendations in the system of macroeconomic measures for strengthening of monetary circulation are offered, to increase in stability of national currency and its exchange rate. Conceptual approaches to formation of effective mechanisms of realization of cardinally new principles of monetary and credit regulation are proved. Conclusions are drawn on need of formation of a complex system of ensuring sustainable development of national economy on the basis of high-quality changes.

Keywords: economic policy, national economy, banking system, integration, world capital market.

For citation: Ziadullaev U.S. Theoretical approaches to the integration of national economic systems in the global economy. Economic Systems. 2019. Vol. 12. No. 1-2 (44-45). P. 109-122. DOI 10.29030/2309-2076-2019-12-1-2-109-122.

References

1. Strategy five priority directions of development of the Republic of Uzbekistan in the years 2017-2021. URL: https://nrm.uz/contentf?doc=491559_strategiya_deystviy_po_pyati_prioritetnym_ napravleniyam_razvitiya_respubliki_uzbekistan_v_2017-2021_godah_(prilojenie_n_1_k_ukazu_ prezidenta_ruz_ot_07_02_2017_g_n_up-4947)&products=1_zakonodatelstvo_respubliki_uzbekistan (accessed: 01.02.2018).

2. Mirziyoev Sh.M. The Decree of the President of Uzbekistan «Strategy of actions along five priority directions of the development of Uzbekistan» // Narodnoe Slovo. 2017. February 8.

3. Mirziyoev Sh.M. The Decree of the President of Uzbekistan «Urgent measures on liberalization of the exchange rate policy» // Narodnoe Slovo. 2017. September.

4. Prospects for the world economy: the Legacy of the crisis, threats, uncertainty: Report of the International monetary Fund. Washington: International monetary Fund, 2014. 237 p.

5. Ziadullaev U.S. Formation of the system of national economic security in cooperation with the international capital market // Russian foreign economic Bulletin. 2017. No. 7. P. 15-30.

6. Ziyadullaev N.S., Ziadullaev U.S. Expert assessment of the level of economic security of the national economy // Problems of market economy. 2017. No. 3. P. 30-35.

7. Ziyadullaev N.S., Ziadullaev U.S. 25 years of the CIS and Eurasian integration projects: expectations, disappointments and prospects // Economic science of modern Russia. 2017. № 2 (77). P. 123-136.

8. Mudrecov A.F., Tulupov A.S. Environmental policy of post-industrial development. Moscow: CEMI RAS, 2009. 81 p.

9. Tulupov A.S. Economics of damage: problems and solutions // Economic science of modern Russia. 2008. No. 1. P. 209-210.

10. Tulupov A.S. Classification aspects of negative externalities of economic development // Regional problems of economic transformation. 2012. No. 4. P. 228-237.

11. Aizenman J., Chinn M., Ito H. Assessing the Emerging Global Financial Architecture: Measuring the Trillema's Configuration over Time // NBER Working Paper. 2008. No. 14553.

12. The Benefits and Risks of Sort-term Borrowing / The World Bank // Global Development Finance. 2000. Vol. 1. Ch. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.