РЕГИОНАЛЬНЫ!-: НРОВЛГМЫ HPrObPAâOtiAHHQ экономики, №4, 2015
ПЕТРОСЯНЦ В.З., НИНАЛАЛОВА Л.Г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА1
Аннотация. В статье с позиций системной методологии рассмотрены вопросы, связанные с регулированием развития промышленного комплекса региона. Исследованы методические основы формирования системы регулирования регионального развития с позиций укрепления промышленного сектора хозяйственного комплекса как основы инновационных преобразований экономики. Представлены результаты сравнительного анализа достигнутого уровня развития промышленности, состояния инновационного потенциала и инвестиционной активности в разрезе округов Российской Федерации. Рассмотрены детерминанты конкурентоспособности региона, факторы, воздействующие на темпы и пропорции регионального развития, инструменты регулирования, включая программно-целевой метод.
Ключевые слова: промышленный комплекс региона, программно-целевой метод, факторы регионального развития, инновационная политика, инвестиции, конкурентоспособность, социальная политика, экология, сбалансированность.
PETROSYANTS V.Z., NINALALOVA Ь.С.
METHODICAL FOUNDATIONS OF REGULATING THE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION
Abstract. The manuscript discusses issues related to the regulation of development of the industrial complex of the region from the positions of systemic methodology. Methodical foundations of forming a system of regulation of regional development are studied from the points of view of strengthening the industrial sector of the economic complex as the basis of innovative transformations of the economy. Results of a comparative analysis of the achieved level of development of the industry, the state of the innovative potential and the investment activity are given from the viewpoint of regions of the Russian Federation. The determinants of the competitive ability of the region, the factors impacting the speed and proportions of the regional development, the instruments of regulation including the program-targeting method are discussed.
Keywords: the manufacturing complex of the region, the program-targeting method, factors of regional development, innovative policy, investments, competitive ability, social policy, environment, balanced state.
В настоящее время всё большую значимость и актуальность приобретают вопросы регионализации экономики. Регионализация становится важнейшей составляющей современного социально-экономического развития, именно она позволяет максимально учитывать специфику регионов [1-3].
Развитие региона — это сложный процесс изменений экологической, экономической, социальной, пространственной, политической и духовной сфер, который приводит к качественным трансформациям и в конечном счёте меняет условия жизни самого человека. Региональное развитие базируется на следующих принципах: учёт потребностей населения региона, состояние и динамика формируемых рынков, интересы государства и отдельных предприятий, создание условий для максимальной адаптации структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам, активное внедрение региональных интересов [4, 5].
Региональное развитие направлено в сторону общественного прогресса и должно обеспечить устойчивое воспроизводство социального, хозяйственного, ресурсного и экономического потенциалов региона. Для того чтобы регион успешно развивался, необходимо определить приоритеты формирования региональной экономики, учитывать особенности исторического и культурного развития.
Процессы регионального развития в России должны соответствовать современным тенденциям мирового экономического развития. Многие экономисты сходятся во мнении, что для того, чтобы регион успешно развивался, необходима взаимосвязь между экономической, социальной и экологической составляющими региона. Устойчивое равновесие между этими ас-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проекты № 13-02-00069а, № 15-02-00093а).
Петросянц В.З., Ниналалова Л.Г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕ1ШОЮ КОМПЛЕКСА РЕГИОНА_
пектами требует системного подхода к процессу формирования государственной политики, которая обеспечит стратегическое планирование развития региона [6, 7].
Таблица 1
Объёмы промышленного производства на душу населения в разрезе округов РФ
2010 2013
Объём промышленного производства на душу населения, тыс. руб. Тоже в % Объём промышленного производства на душу населения, тыс. руб. Тоже в %
Российская федерация 201,34 100 287,98 100
Центральный округ 195,27 96,99 301,63 104,74
Северо-Западный округ 260,52 129,4 371,5 129,0
Южный федеральный округ 103,9 51,61 149,81 52,02
Северо-Кавказский федеральный округ 33,58 16,68 44,33 15,39
Приволжский федеральный округ 193,62 96,17 276,16 95,9
Уральский федеральный округ 386,23 191,83 613,21 212,94
Сибирский федеральный округ 180,74 89,77 235,19 81,67
Дальневосточный федеральный округ 192,55 95,63 283,82 98,56
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014. Стат. сб. /Росстат. М., 2014.
Обострение политической ситуации, санкции стран Запада, финансовый кризис существенно влияют на экономическое положение регионов. Проявляются трудности в сфере социального обеспечения и социальной защиты населения, сокращается финансирование важных социальных программ и проектов. В этих условиях провозглашённый курс на импортозамеще-ние предопределяет необходимость поиска конкурентных преимуществ каждого региона. Это важнейший залог сохранения России как единого государства. Конечно, есть общие для всей страны задачи по модернизации экономики и социальной сферы, но в то же время у каждого федерального округа (субъекта Федерации) есть своя специфика, которую нельзя упускать из вида [8].
В настоящее время российские регионы характеризуются сильной дифференциацией по уровню развития, и прежде всего, в сфере промышленного производства (см. табл. 1), что требует активных мер государственного регулирования, содержание которых зависит от конфигурации пространственной организации того или иного региона, его конкурентоспособности [9, 10].
Конкурентоспособность — это качественное определение статуса региона, которое проявляется в способности конкурировать с однородными системами и характеризуется совокупностью конкурентных преимуществ, которые являются «движущей силой» экономического развития. Конкурентоспособность является динамичной и результирующей характеристикой региона, присущей теориям комплексного и устойчивого развития территорий, и указывает на источник такого развития на основе региональных конкурентных преимуществ. Кроме того, конкурентоспособность определяет роль государства в управлении конкурентными преимуществами региона [11, 12]. Качественное определение конкурентоспособности помогает количественно измерить уровень конкурентоспособности в целом, а также каждую её детерминанту (см. рис. 1) в отдельности.
тюьрлао&лниу экономики, №4, 2015
Рис. 1. Детерминанты конкурентоспособности региона
Региональную конкурентоспособность можно оценить с помощью системы количественных и качественных показателей, включающих:
- число патентов, свидетельств на изобретения и промышленные образцы новых изделий в расчёте на душу населения;
- объём платных образовательных услуг на душу населения;
- количество присуждённых именных стипендий на душу населения;
- доля поступлений в бюджет рентных и арендных платежей от использования земли региона в ВРП;
- удельный вес товаров местного производства на российском рынке;
- наличие особых экономических зон и технопарковых структур федерального и регионального уровней;
- количество совместных проектов бизнес-структур, высших учебных заведений и научных организаций региона;
- численное соотношение организаций, оказывающих инфраструктурные услуги бизнесу, к общему количеству хозяйствующих субъектов в регионе;
- доля иностранных инвестиций в общем объёме инвестиций;
- место региона в рейтинге инвестиционной привлекательности;
- объём инвестиций в основной капитал на душу населения [13].
Такая система показателей характеризует детерминанты конкурентоспособности и может быть использована в качестве комплексной оценки хозяйственных возможностей региона.
Устойчивое развитие регионов зависит от правильного выбора основных целей и механизмов государственной политики Российской Федерации, которая должна учитывать специфику и многообразие региональных условий, в том числе разницу ресурсных потенциалов регионов, историческое развитие и географическое положение.
Одной из главных экономических, социальных и политических проблем регионов является глубокая дифференциация уровня социально-экономического развития. При этом нельзя не отметить и то, что у государства зачастую отсутствует ясная политика в отношении выравнивания уровня социально-экономического развития внутри самого региона. Региональная проблематика оказывается размытой, а целевые федеральные программы не учитывают в полной
Петросянц В.З., Ниналалова Л.Г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
мере территориальную специфику, что приводит к ненадлежащему их исполнению. На сегодняшний день разработаны стратегии по каждому из федеральных округов до 2025 года, в которых подробно представлены конкурентные преимущества, вызовы и угрозы, цели и механизмы реализации стратегий.
В рамках реализации таких стратегий представляется необходимым формирование пакета документов стратегического планирования: федеральные отраслевые стратегии, стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, документы территориального планирования, а также стратегические программы развития крупных компаний.
Такие стратегические ориентиры развития любого из регионов должны опираться на реализацию комплекса мер государственной поддержки, включая создание системы специальных преференций и стимулов, обеспечивающих благоприятные условия для ускоренного развития экономики и социальной сферы, закрепления и притока трудоспособного населения.
Всё это определяет необходимость формирования соответствующей нормативно-правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой и финансово -бюджетной политики, обеспечивающей экономический рост, конкурентоспособность продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией конкретной территории, снижение барьеров для её экономической и социальной интеграции с другими регионами России. В каждом регионе должно быть место для малого и среднего бизнеса, для инноваций, развития высокотехнологичных производств, для современного высокоэффективного сельского хозяйства. Одновременно в процессе освоения природных ресурсов, возведения промышленных объектов на территории региона необходимо минимизировать негативные воздействия на природу, а также содействовать созданию современной инфраструктуры, формированию благоприятной для бизнеса среды, в которой никто не будет чувствовать себя на периферии экономического и социального развития [14].
Непосредственно структурные преобразования региональной экономики как части национальной должны обеспечивать переход её развития к инновационному, социально ориентированному типу, что позволит расширить конкурентный потенциал за счёт наращивания сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния местного населения.
Таблица 2
Динамика инвестиций в основной капитал в разрезе округов РФ (млрд руб.)
2005 2010 2011 2012 2013
Российская Федерация 3611,12 9152,10 11 035,65 12 586,09 13 255,54
Центральный федеральный округ 964,16 2099,82 2458,31 2961,58 3287,36
Северо-Западный федеральный округ 483,27 1134,41 1329,97 1485,41 1198,42
Южный федеральный округ 245,10 907,96 1079,28 1254,96 1428,56
Северо-Кавказский федеральный округ 93,32 313,41 347,50 402,81 426,58
Приволжский федеральный округ 609,50 1437,47 1702,52 2012,88 2228,11
Уральский федеральный округ 593,37 1490,85 1838,27 2037,62 2094,01
Сибирский федеральный округ 346,11 980,47 1219,29 1459,47 1377,70
Дальневосточный федеральный округ 276,29 787,70 1060,51 971,35 814,46
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014. Стат. сб. /Росстат. М., 2014.
Инновационный тип экономического развития предполагает наличие благоприятных условий для предпринимательской деятельности, инвестиционной привлекательности и повышения конкурентоспособности региона, что положительно влияет на деятельность предприятий (организаций) и ведёт к увеличению ВРП. Такого рода преобразования экономики предполагают повышение инвестиционной активности и улучшение инвестиционного климата в регионе — ключевое условие для экономического роста [15].
РЕГИОНАЛЬНЫ!-: НРОВЛГМЫ ИРГОЬРЛаОЬЛНИУ экономики, №4, 2015
Современные вызовы обусловливают актуальность разработки государственной и региональных стратегий преодоления низкой инвестиционной активности. Следует отметить, что инвестиционные ресурсы между регионами распределяются неравномерно, преимущество у крупных регионов, богатых природными ресурсами.
В таблице 2 приводятся сведения о динамике объёмов инвестиций в основной капитал в разрезе округов. Из данных, приведённых там, видно, что наибольшая доля инвестиций приходится на Центральный федеральный округ, за ним следуют: Приволжский, Уральский и Северо-Западный округа. Наихудшее положение у Северо-Кавказского федерального округа, что говорит о его относительно слабом развитии.
На сегодняшний день есть много инструментов государственной поддержки инвестпроек-тов. При этом для каждого инструмента существуют собственные процедуры отбора проектов, критерии эффективности и порядок контроля. Объективно возникает необходимость в координации и взаимоувязке всех этих инструментов в рамках единой системы государственной поддержки регионального развития.
Основу долгосрочного инвестиционного планирования в федеральных округах должно составить выделение зон опережающего экономического роста, иными словами, выявление потенциальных «точек роста» региональной экономики. Здесь в качестве одного из инструментов стимулирования территориальной инвестиционной активности представляется важным создание индустриально-промышленных кластеров. Кроме того, к реализации отдельных значимых инвестиционных проектов возможно привлечение средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, Российской венчурной компании и федеральных целевых программ, а также применение инструментов льготного кредитования и субсидирования процентной ставки по кредитам [16].
Инновационное развитие России становится одной из приоритетных экономических и политических задач. Повышение уровня регионального инновационного потенциала позволит обеспечить конкурентные преимущества как отдельным регионам, так и всей России в целом. Инновационные конкурентные преимущества, в отличие от природных ресурсов, неисчерпаемы и могут обеспечивать экономический рост как в текущем периоде, так и в перспективе. К ним относят технологические, организационно-экономические, научно-образовательные, информационные, институциональные, социально-культурные и другие условия, сложившиеся в рамках региона и отличающие рассматриваемый регион от других регионов по таким показателям, как инновационная активность, которая позволяет региону эффективно функционировать в национальной и международной конкурентной среде [17].
Теорией и практикой выделяются несколько механизмов регионального стимулирования инновационного развития:
- недоиспользованные возможности — это фундаментальные и технологические возможности разработки, научно-производственная база, которые остаются невостребованными;
- правительственные инновационные программы — это наиболее широко используемый механизм регионального стимулирования инновационного развития, который различается по уровню создания программы (муниципальные, региональные, федеральные программы);
- дополнительные меры поддержки региональных инноваций — это создание благоприятных условий функционирования, обеспечение ресурсной базой, информационная поддержка.
В таблице 3 приводятся данные о росте количества организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Приведённые там сведения свидетельствуют о том, что во всех регионах (округах) Российской Федерации заметно увеличилось количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Среди всех регионов лидером является Центральный федеральный округ.
Субъекты РФ многообразны по своему содержанию, поэтому процесс перехода их на инновационный тип развития должен осуществляться с учётом индивидуальных особенностей региона.
Петросянц В.З., Ниналалова Л.Г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗБИТИЯ ПРОМЫШЛЕ1ШОЕО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
Таблица 3
Количество организаций, осуществляющих научные исследования и разработки в разрезе округов РФ
2005 2010 2011 2012 2013
Российская Федерация 3566 3492 3682 3566 3605
Центральный федеральный округ 1393 1358 1365 1318 1327
Северо-Западный федеральный округ 536 502 514 487 464
Южный федеральный округ 239 231 255 222 234
Северо-Кавказский федеральный округ 71 92 105 99 116
Приволжский федеральный округ 540 534 597 609 633
Уральский федеральный округ 226 207 244 236 229
Сибирский федеральный округ 419 404 424 424 428
Дальневосточный федеральный округ 142 164 178 171 .174..
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014. Стат. сб. /Росстат. М., 2014.
При этом финансовые средства, вкладываемые в науку, собственно, и определяют инновационный потенциал региона (см. табл. 4). Из приведённых в таблице 4 данных видно, что на научные исследования и разработки как по РФ в целом, так и в разрезе округов имеет место заметный рост финансовых вложений. Несомненно, рост таких вложений потенциально обеспечивает российским регионам экономию собственные ресурсов, а также способствует увеличению налогооблагаемой базы, повышению уровня доходов населения, решению социальных проблем и улучшению качества жизни населения.
Таблица 4
Финансовые средства, выделяемые на научные исследования в разрезе округов РФ (млрд руб.)
2005 2010 2011 2012 2013
Российская Федерация 230,79 523,38 610,43 699,87 749,80
Центральный федеральный округ 120,18 288,96 331,76 369,07 398,60
Северо-Западный федеральный округ 30,10 70,74 81,51 100,00 108,03
Южный федеральный округ 6,76 13,03 15,91 18,62 19,99
Северо-Кавказский федеральный округ 0,94 2,64 4,02 3,45 3,70
Приволжский федеральный округ 38,24 74,94 91,01 109,16 114,20
Уральский федеральный округ 13,75 29,44 34,41 40,42 45,17
Сибирский федеральный округ 15,00 33,87 40,71 47,01 47,67
Дальневосточный федеральный округ 4,92 9,76 11,11 12,15 12,44
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014. Стат. сб. /Росстат. М., 2014.
В настоящее время большинство регионов России из-за недостаточно развитого промышленного сектора экономики сталкиваются с такими проблемами, как низкий уровень жизни, безработица, дефицит бюджетных средств, недостаток финансирования для структурной перестройки промышленного сектора экономики региона, внедрения новых технологий и интенсификации производства. Преодоление этих проблем наиболее эффективно представляется возможным на основе использования программно-целевого методов, разработке соответствующих целевых региональных программ [18].
Сущность этого метода заключается в выборе и обосновании основных целей социального, экономического и научно-технического развития, а также разработке системы мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами.
В то же время применение программно-целевого метода предполагает определённую кор-
№4, 2015
ректировку правовой основы, наличие отрегулированных алгоритмов разработки целевых программ и соответствующих механизмов финансового обеспечения. Внедрение программно-целевого метода базируется также на создании и использовании механизма оценки эффективности программных мероприятий и их согласования в процессе реализации.
Оценка эффективности применения программно-целевого метода включает следующие операции: измерение получаемых результатов системы; оценка результатов; измерение затрат, необходимых для получения данных результатов; оценка затрат; сопоставление результатов и затрат; расчет эффективности [19, 20].
Эффективное использование программно-целевого метода зависит от того, насколько эффективно использованы государственные рычаги и насколько организационный механизм формирования и реализации целевых программ отвечает требованиям рынка. Исследование фундаментальных и научных трудов современной экономики позволило выявить взаимосвязанные системы критериев и приоритетов. Система критериев определяет параметры, влияющие на экономический рост региона, а именно: ресурсный потенциал, уровень и качество жизни населения, инфраструктура региона, платежеспособный спрос. Система приоритетов формирует основные отрасли, восприимчивые к новым технологиям и новациям. Со стороны государства поддержка таких отраслей должна быть кратковременной — отрасли должны добиться такой конкурентоспособности, которая позволит расширить производство и эффективно функционировать региону за счёт собственных средств.
При разработке целевых программ необходимо учитывать особенности развития экономики региона, её технических, экономических, финансовых, политических, экологических составляющих. Это позволяет разработать такую программу, которая обеспечит не только рациональное использование финансовых средств из бюджета всех уровней, но и использовать наиболее эффективные меры государственного регулирования экономики региона. На рисунке 2 представлены ключевые факторы, которые необходимо учитывать при разработке целевых программ регионального развития.
Рис. 2. Факторы, определяющие содержание целевых программ регионального развития
Петросянц В.З., Ниналалова Л.Г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗБИТИЯ ПРОМЫШЛЕ1ШОЕО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
Вместе с тем в процессе формирования и реализации региональных программ важным механизмом программно-целевого управления является мониторинг и контроль их реализации, которые, в свою очередь, должны основываться на внедрении аудита, финансовом контроле реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат.
Накопленный опыт применения программно-целевых методов на федеральном и региональном уровнях позволяет осуществить разработку соответствующего механизма решения территориальных проблем. Однако, учитывая влияние внешнеэкономических взаимодействий, грань между организационными, финансовыми, инвестиционными, законодательными, инфраструктурными механизмами реализации программ практически стирается, и они начинают выступать в виде интегральных комплексов взаимосвязанных и взаимозависимых решений.
Таким образом, регулирование сбалансированного развития промышленного комплекса региона представляет собой обширный набор инструментальных средств, системно охватывающий все стороны хозяйственной деятельности, социального обустройства и экологической безопасности.
Литература
1. Артамонов А. Д. Особенности российского федерализма в системе государственного управления /
A. Д. Артамонов //Российское предпринимательство. — 2011. — № 8. — С. 110-113.
2. Глазырин М. Системные факторы регионального развития / М. Глазырин // Экономист. — 2013. — № 6. — С. 90-96.
3. Петросянц В. З. Стратегическое регулирование развития проблемных регионов в составе СКФО /
B. З. Петросянц //Региональная экономика: теория и практика. — 2014. — № 2. — С. 2-11.
4. Еделев Д. А. Противоречивые тенденции развития российского регионального экономического пространства /Д. А. Еделев, М. А. Керефов //Экономические науки. — 2011. — № 5. — С. 178-181.
5. Петросянц В. З. Модель устойчивого экономического роста субъектов Северо-Кавказского федерального округа / В. З. Петросянц, С. В. Дохолян, Л. Г. Ниналалова // Региональные проблемы преобразования экономики. — № 5. — 2014. — С. 33-42.
6. Баширова А. А. Формирование стратегии регионального развития с позиций эколого-экономической сбалансированности /А. А. Баширова // Экономические науки. — № 72. — 2010. — С. 87-90.
7. Хорошавин А. А. Региональное развитие как основа структурных преобразований в экономике / А.А. Хорошавин, Н. В. Зяблицкая // Российское предпринимательство. — 2011. — №7. — Вып. 1 (187). — С. 117-121.
8. Луковников Е. Региональное развитие в системе приоритетов государственной политики современной России /Е. Луковников //Власть. — 2013. — № 7. — С. 42-46.
9. Гафуров И. Р. Промышленные регионы: развитие под действием инноваций: изменение конфигурации экономического пространства региона на основе реализации потенциала промышленных районов / И. Р. Гафуров, Н. Г. Багаутдинова //Российское предпринимательство. — 2012. — № 2 (200). — С. 166 -171.
10. Кутаев Ш. К. Развитие промышленности и формирование инновационной экономики региона / Ш. К. Кутаев., О. И. Гордеев //Апробация. — № 6 (21). — 2014. — С. 58-61.
11. Дохолян С. В. Методические подходы к оценке и анализу конкурентоспособности региона /
C. В. Дохолян, В. З. Петросянц, А. М. Садыкова // Вопросы структуризации экономики. — № 1. — 2009. — С. 46-50.
12. Дохолян С. В. Региональное развитие и конкурентоспособность региона: теоретические аспекты / С. В. Дохолян., А. М. Садыкова //Вопросы структуризации экономики. — № 3. — 2008. — С. 7-12.
13. Петросянц В. З. Критерии и факторы экономического роста региона / В. З. Петросянц, С. В. Дохолян //Проблемы современной экономики. — № 4. — 2007. — С. 245-250.
14. Петросянц В. З. Инновационный путь модернизации экономики Дагестана / В. З. Петросянц, Д. В. Петросянц //Региональные проблемы преобразования экономики. — № 2. — 2009. — С. 23-31.
15. Петросянц В. З. Эконометрическая модель прогнозирования и сценарные варианты модернизации региональной экономики /В. З. Петросянц, С. В. Дохолян, А. С. Каллаева // Региональные проблемы преобразования экономики. — № 1. — 2008. — С. 4-17.
16. Неделько С. И. Инновационное развитие российских регионов и проблемы его стимулирования / С. И. Неделько, Е. Еремина //Власть. — 2012. — № 10. — С. 74-80.
17. Ксенофонтов В. И. Методология управления развитием инновационной экономики в российских регионах /В. И. Ксенофонтов, А. С. Соболев //Экономические науки. — 2010. — № 11. — С. 141-144.
18. Кохужева С. Н. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона: роль организационно-экономического механизма в разработке региональных целевых программ социально-экономического развития / С. Н. Кохужева // Российское предпринимательство. — 2011. — № 8. — Вып. 1. — С. 156-161.
19. Петросянц В. З. Стратегические приоритеты регионального развития проблемных территорий в условиях федерализма и инновационных преобразований экономики (на примере субъектов СевероКавказского федерального округа) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gosbook.ru/ node/76130.
20. Дохолян С. В. Социально-экономическая политика региона: теоретико-методологический подход /
РЕГИОНАЛЬНЫ!-: ПРОБЛЕМЫ 11Р Е O ti Р л S О ti л Н И У экономики, №4, 2015
C. В. Дохолян, В. З. Петросянц, А. М. Садыкова //Апробация. — № 9 (24). — 2014. — С. 24-36. References:
1. Artamonov A. D. Peculiarities of Russian federalism in public administration/ Anatoly Artamonov //journal of Russian entrepreneurship. — 2011. — No. 8. Pp. 110 to 113.
2. Glazyrin, M. Systemic factors of regional development / M. Glazyrin // the Economist. — 2013. — No. 6. — S. 90-96.
3. Petrosyants V. Z. Strategic regulation of development of the disadvantaged regions in the North Caucasian Federal district / Petrosyants V. Z. // Regional economy: theory and practice. — 2014. — No. 2. P 2-11.
4. Edelev D. A. Contradictory trends of regional development of the Russian economic space / Edelev D. A., M. A. Kerefov //Economic science. — 2011. — No. 5. — P. 178-181.
5. Petrosyants V. Z. a Model for sustainable economic growth of subjects of the North Caucasus Federal district / Petrosyants V. Z., S. V. Dokholyan, L. G. Ninalalova // Regional problems of transforming the economy. — No. 5. — 2014. — P. 33-42.
6. Bashirova A. A. Formation of the regional development strategy from the standpoint of environmental -economic balance/A. A. Bashirova //Economic science. — No. 72. — 2010. — P. 8 7-90.
7. Khoroshavin A. A. Regional development as a basis for structural reforms in the economy / A. A. Khoro-shavin, N. V. Zablocka //journal of Russian entrepreneurship. — 2011. — No. 7. — Vol. 1 (187). — S. 117 to 121.
8. Lukovnikov E. Regional development in the system ofpriorities of the state policy of modern Russia / E. Lu-kovnikov //Power. — 2013. — No. 7. — S. 42-46.
9. Gafurov I. R. Industrial regions: development under the innovation action: change the configuration of economic space in the region on the basis of realization of the potential of industrial areas /1. R. Gafurov, N. G. Bagautdinova //journal of Russian entrepreneurship. — 2012. — № 2 (200). — P. 166-171.
10. Kutaev Sh. The development of industry and the formation of innovative economy of the region / CH. Kuta-ev., O. I. Gordeev // Testing. — № 6 (21). — 2014. — S. 58-61.
11. Dokholyan S. V. Methodical approaches to the assessment and analysis of the competitiveness of the region / S. V. Dokholyan, Petrosyants V. Z., A. M. Sadykova // Questions of economy structuring. — No. 1. — 2009. — P. 46-50.
12. Dokholyan S. V. Regional development and competitiveness of a region: theoretical aspects / S. V. Dokholyan., A. M. Sadykova // Questions of economy structuring. — No. 3. — 2008. — S. 7-12.
13. Petrosyants V. Z. Criteria and factors of economic growth of the region / Petrosyants V. Z., S. V. Dokholyan // Problems of modern economy. — No. 4. — 2007. — P. 245-250.
14. Petrosyants V. Z. Innovative way of modernization of economy of Dagestan / Petrosyants V. Z., Petrosyants
D. V. // Regional problems of transforming the economy. — No. 2. — 2009. — P. 23-31.
15. Petrosyants V. Z. Econometric model forecasting and scenario options for modernization of the regional economy / Petrosyants V. Z., S. V. Dokholyan, A. S. Kallaeva // Regional problems of transforming the economy. — No. 1. — 2008. P 4-17.
16. Nedelko S. I. Innovative development of Russian regions and problems of its stimulation / S. I. Nedelko, E. Eremina //Power. — 2012. — No. 10. — P. 74-80.
17. Ksenofontov V. I. Methodology of management of development of innovative economy in Russia's regions / V. I. Ksenofontov, A. S. Sobolev //Economic science. — 2010. — No. 11. — P. 141-144.
18. Kochugueva S. N. Program-targeted management of socio-economic development of the region: the role of organizational and economic mechanism in the development of regional programs of socio -economic development / S. N. Kochugueva //journal of Russian entrepreneurship. — 2011. — No. 8. — Vol. 1. — Pp. 156-161.
19. Petrosyants V. Z. Strategic priorities of regional development ofproblematic territories in terms offederalism and innovative transformation of the economy (on the example of the subjects of the North Caucasus Federal district) [Electronic resource] access Mode: http://www.gosbook.ru/node/76130.
20. Dokholyan S. V. Socio-economic policy of the region: theoretical and methodological approach / S. V. Dokholyan, Petrosyants V. Z., A. M. Sadykova // Testing. — № 9 (24). — 2014. — P. 24-36.