Научная статья на тему 'Методические основы оценки социальной значимости нефтедобывающей отрасли'

Методические основы оценки социальной значимости нефтедобывающей отрасли Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
335
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / НЕФТЕДОБЫВАЮЩАЯ ОТРАСЛЬ / БЛАГА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Робинсон Борис Владимирович, Сизова Анна Олеговна

Уровень социальной значимости нефтедобывающей отрасли определяется с помощью коэффициента участия, что влияет на качество и уровень жизни населения территории, определяемые как социальный эффект. Определение социального эффекта предполагает учет доходов населения, получаемых напрямую от хозяйствующего субъекта или косвенно − через государственные органы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические основы оценки социальной значимости нефтедобывающей отрасли»

Экономика и управление территориями

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ

УДК 33:622.32

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ

СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ

Борис Владимирович Робинсон

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента СГГА, тел. (383)361-04-71

Анна Олеговна Сизова

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры производственного менеджмента СГГА, тел. (383)361-04-71, e-mail: [email protected]

Уровень социальной значимости нефтедобывающей отрасли определяется с помощью коэффициента участия, что влияет на качество и уровень жизни населения территории, определяемые как социальный эффект. Определение социального эффекта предполагает учет доходов населения, получаемых напрямую от хозяйствующего субъекта или косвенно - через государственные органы.

Ключевые слова: социальная значимость, нефтедобывающая отрасль, блага, социальная ответственность, уровень жизни, качество жизни.

METHODOLOGICAL BASIC OF SOCIAL SIGNIFICANCE OF OIL EXTRACTION FIELD EVALUATION

Boris V. Robinson

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph.D. (economic scieces), Prof., department of Economics and Management SSGA, tel. (383)361-04-71

Anna O. Sizova

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., lecturer of the department of Industrial Management SSGA, tel. 383)361-04-71, e-mail: [email protected]

The level of the social weight of oil-extracting branch is defined by means of differential of participation. The level of the social weight influences quality and a standard of living of the population of territory which are defined as social effect. Definition of social effect assumes the account of direct and indirect receipts of the population. Direct receipts it is incomes of the population received from the economic operator (wages and dividends). Indirect receipts it is the goods received by the population from the state bodies.

105

Экономика и управление территориями

Key words: the social weight, oil-extracting branch, the goods, the social responsibility, standard of living, quality of a life.

В современном обществе наблюдается тенденция возрастания внимания к вопросам социальной ответственности бизнеса, которые стали неотъемлемой частью имиджа крупных нефтедобывающих компаний, при увеличении их социальной значимости. Важными характеристиками социальной значимости является ориентация на долгосрочную перспективу и включение в социальную ответственность природоохранного компонента в той же мере, что и социального.

Кроме того, регулярная публикация социальных отчетов способствует транспарентности деятельности компании и информированности общества, что вызывает доверие местного населения. В современных условиях корпоративный социальный отчет становится эффективным инструментом коммуникаций с обществом для обеспечения стабильности, устойчивого развития, а также укрепления репутации и повышения доходности бизнеса.

При оценке социальной значимости деятельности нефтедобывающих компаний особое значение принимают [2]:

- степень важности деятельности компании для государства и общества;

- развитие партнерских отношений с обществом и властью;

- качество жизни трудоспособного населения (развитие персонала, компенсация труда, охрана здоровья и условия труда);

- вклад в развитие местных сообществ;

- соблюдение принципов добросовестной деловой практики;

- информационная открытость компании;

- вовлечение некоммерческих организаций в осуществление социальных проектов;

- эффективность проектов в области социальной ответственности;

- природоохранная деятельность и ресурсосбережение.

Специфика добычи углеводородного сырья оказывает существенное влияние на становление социального партнерства в регионе, оценку социальной эффективности и социальной значимости хозяйственной деятельности нефтедобывающих компаний. В нефтедобывающих районах, находящихся в поздней стадии разработки, хозяйственная деятельность компаний нефтедобывающей отрасли имеет большую социальную значимость. Среди основных направлений социальной значимости поддержания функционирования нефтедобывающей отрасли можно выделить [1]:

- повышение качества жизни населения;

- повышение культурного уровня населения;

- накопление знаний и опыта разработки месторождений, находящихся в поздней стадии эксплуатации;

- получение дополнительного дохода;

- создание новых рабочих мест.

106

Экономика и управление территориями

Для определения экономического эффекта для общества (социальный эффект), необходимо:

- определить экономический эффект от разработки месторождений на рассматриваемой территории;

- определить экономический эффект от ввода в эксплуатацию новых месторождений за пределами рассматриваемой территории;

- суммировать вышеперечисленные эффекты.

Экономический эффект для общества определяется по формуле:

ЭЭ

общ

= ЭЭ

разр

+ ЭЭ.

(1)

где ЭЭразр - экономический эффект от разработки месторождений на рассматриваемой, тыс. рублей;

ЭЭнов - экономический эффект от разработки месторождений за пределами рассматриваемой территории, тыс. рублей.

Для определения социального эффекта от функционирования нефтедобывающей отрасли необходимо разделить население на категории по способам получения благ (рис. 1):

- население, получающее блага (заработная плата, дивиденды) напрямую от хозяйствующего субъекта (персонал, акционеры);

- население, получающее блага косвенно, через государственные органы.

Определение социального эффекта от функционирования нефтедобывающей отрасли осуществляется по формуле:

ЭЭ

разр

= ЭЭ

прям

+ ЭЭ„

(2)

где ЭЭпрям - экономический эффект для населения, получающего блага напрямую, тыс. рублей;

ЭЭкосв - экономический эффект для населения, получающего блага косвенно, тыс. рублей.

Формула для расчета экономического эффекта для населения, получающего блага напрямую, имеет следующий вид:

ЭЭпрям = П •(ЗП + Да ) + А •Да + ССН, (3)

где П - численность персонала, человек;

ЗП - средняя заработная плата, тыс. рублей;

Да - дивиденды, тыс. рублей;

А - численность акционеров, человек;

ССН - средства социальной направленности, тыс. рублей.

107

Экономика и управление территориями

- блага, полученные напрямую > - блага, полученные через государственные органы

Рис. 1. Структура получения благ

Экономический эффект для населения, получающего блага косвенно, оценивается через качество жизни, состояние социальных условий и определяется по формуле:

ЭЭ_ = S СОСЭ,, (4)

i=1

где СОСЭt - стоимостное измерение i-го критерия качества жизни населения, тыс. рублей.

Индикатором состояния социальных условий любой территории может служить степень близости самочувствия людей к области полного физического, психического и социального благополучия. Состояние благополучия населения

108

Экономика и управление территориями

определяется двумя группами факторов, каждая из которых имеет достаточно сложную и неоднородную структуру.

К первой группе относятся факторы, характеризующиеся состоянием среды. Она включает природно-географические (почвы, воздух, вода, растительность, животный мир и т. д.) и социально-экономические компоненты (степень урбанизированности территории, уровень доходов населения, условия труда, быта и отдыха людей, уровень развития сферы услуг и др.).

Вторая группа объединяет биологические (численность и состав населения, генетические признаки, адаптационные возможности и т. д.), социальноэкономические и психологические особенности (социальное положение, духовная культура, образ и качество жизни, стиль поведения и др.) территориальных общностей людей [6].

Качество жизни оценивается при помощи 284 основных показателей, сведенных в 20 тематических групп.

В данной статье рассмотрим наиболее значимые показатели, отражающие влияние функционирования нефтедобывающей отрасли: уровень жизни и качество окружающей среды. В свою очередь, уровень жизни измерим показателями в области здравоохранения, образования, жилищного строительства, культурной жизни.

Качество окружающей среды: рекреационные ресурсы.

Взаимосвязь рассмотренных показателей представлена на рис. 2.

Уровень жизни населения:

- затраты на здравоохранение

- затраты на образование

- затраты на жилищное строительство

- затраты на организацию культурной жизни

Качество окружающей среды - затраты на доступ к рекреационным ресурсам

Качество жизни населения

Рис. 2. Составляющие качества жизни

Здоровье является одной из главных ценностей как для отдельного человека, так и для общества в целом. Оно является условием устойчивого экономического роста. Учитывая разнообразие факторов, влияющих на формирование общественного здоровья и его значимость как одного из важнейших ресурсов, можно сказать, что здоровье - это интегральный показатель качества жизни

109

Экономика и управление территориями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и объективный критерий успешности проводимых политических, социальных и экономических реформ [8].

Для измерения здоровья населения за показатель возьмем расходы на здравоохранение, тогда стоимостная оценка социального эффекта по критерию «здравоохранение» будет выглядеть следующим образом:

СОСЭз = £ Зj ■ кн, (5)

j=1

где СОСЭз - стоимостная оценка социального эффекта по критерию «здравоохранение», тыс. рублей;

Зj - затраты на здравоохранение j-го вида (расходы на строительство медицинских учреждений, финансирование на региональных и городских уровнях целевых программ обеспечения населения медицинской помощью, выделения лечебным учреждениям средств, затраты на развитие высокоспециализированных видов медицинской помощи), тыс. рублей;

кн - коэффициент участия, доли.

Коэффициент участия - доля налоговых выплат хозяйствующего субъекта нефтедобывающей отрасли в доходах консолидированного бюджета. Основываясь на предположении о пропорциональности доходов бюджета от нефтедобычи и расходов на социальную сферу, определяется влияние нефтедобывающей отрасли на социальную жизнь в регионе, т. е. коэффициент участия определяет уровень социальной значимости нефтедобывающей отрасли.

Рассматриваемый коэффициент предложено определить по формуле:

к н

Нхс ДБ 9

(6)

где Нхс - налоги, уплаченные в бюджет хозяйствующим субъектом;

ДБ - налоговые доходы бюджета.

Определение затрат на обеспечение уровня жизни за счет функционирования нефтедобывающей отрасли проводится при помощи коэффициента участия.

Образование является важнейшей и поэтому наиболее приоритетной функцией государства. Развитие образования является условием развития других отраслей социальной сферы. Образование повышает эффективность различных видов человеческой деятельности. Образованность общества является условием развития всех секторов российской экономики, поэтому его возможно рассматривать как доход

СОСЭо

J

£ О j •к н

j=1

(7)

110

Экономика и управление территориями

где СОСЭо - стоимостная оценка социального эффекта по критерию «образование», тыс. рублей;

0j - затраты на образование j-го вида (затраты на детские дошкольные

учреждения, детские дома, общеобразовательные, среднеспециальные и высшие учебные заведения, профтехучилища, а также институты повышения квалификации), тыс. рублей.

Стоимостная оценка социального эффекта по критерию «жилищное строительство» определяется по формуле:

СОСЭжс = ЖС ■ кн, (8)

где СОСЭжс - стоимостная оценка социального эффекта по критерию «жилищное строительство», тыс. рублей;

ЖС - затраты на жилищное строительство, тыс. рублей.

Культура затрагивает все отрасли и сферы жизнедеятельности общества и является неотъемлемой стороной жизни общества. Вне зависимости от развития общества, оно всегда несет свою культуру. В условиях кризиса культура приобретает большее значение и выполняет роль стабилизирующего фактора. Поэтому необходимо выделить ее в комплексе социальных факторов

СОСЭк =jr КИ} ■ кн , (9)

j=1

где СОСЭк - стоимостная оценка социального эффекта по критерию «культура и искусство», тыс. рублей;

КИj - затраты на поддержание культурной жизни населения j-го вида, тыс. рублей.

Для определения общественного экономического эффекта от ввода в эксплуатацию новых месторождений, необходимо рассмотреть доход общества, рассматривая те же категории населения. Формула для определения общественного экономического эффекта от ввода в эксплуатацию новых месторождений будет иметь следующий вид:

ЭЭнов = ЗП + Н, (10)

где ДО - дисконтированный доход общества, тыс. рублей;

ЗП - фонд заработной платы с отчислениями, тыс. рублей;

Н - налоги и сборы, тыс. рублей.

В связи с этим, целесообразно рассматривать совершенствование социально-трудовых отношений и сохранение окружающей среды как важнейшие со- 111

111

Экономика и управление территориями

ставляющие социальной значимости хозяйственной деятельности нефтедобывающей компании.

Зависимость социально-экономической системы от сырьевого фактора не поддается однозначной оценке. С точки зрения общемировых тенденций экономического роста, основанного на принципах долговременного устойчивого развития, это является «минусом». С точки зрения современных российских реалий, обладание конкурентоспособными ресурсами сырья (нефтью и газом) является фактором относительной социально-экономической стабильности, «естественным» тормозом для развития многих кризисных явлений [5].

Следует отметить, что эффективное использование природных ресурсов является непременным условием роста экономики и социального благополучия. Сейчас необходимо сосредоточиться на том, чтобы ресурсы недр обеспечивали решение широкого круга социальных и экономических задач территории на протяжении длительного времени [9].

Главные нефтегазодобывающие регионы России (прежде всего ХМАО и ЯНАО) в настоящее время сталкиваются с множеством сложных социальных проблем, важнейшими среди которых являются [10]:

- поддержание высокого уровня занятости населения;

- достижение высокого (по меньшей мере, среднероссийского) уровня развития социальной инфраструктуры.

Поэтому все более актуальной становится задача использования недр для решения социальных проблем.

В условиях усиления конкуренции стратегия российских нефтегазовых компаний во все большей степени ориентируется на сокращение производственных издержек путем сокращения численности персонала и реструктуризации. Стремление к сокращению затрат особенно усиливается в периоды падения мировых цен на энергоносители.

Другим препятствием для решения социальных проблем нефтегазовых территорий является трансфертное ценообразование в рамках вертикально интегрированной нефтяной компании, которое ведет к «несправедливому» сужению налогооблагаемой базы и, следовательно, слишком медленному росту бюджетных доходов.

Для крупнейших нефтегазовых территорий России характерны высокие номинальные показатели уровня жизни населения (среднедушевого денежного дохода). Это вполне объяснимо, поскольку, например, в ХМАО и ЯНАО величина средней заработной платы намного выше, чем в большинстве остальных регионов страны. Однако реальный уровень жизни населения определяется не только суммами прямых денежных доходов, но и рядом других факторов [5].

Помимо общего отставания, в каждом из округов имеет место заметная межтерриториальная дифференциация показателей: жители нефте- и газодобывающих районов обеспечены социальным обслуживанием, как правило, значительно лучше, чем население прочих территорий. Наблюдается большой разрыв в уровне обеспеченности социальными услугами городского и сельского насе-

112

Экономика и управление территориями

ления. Большинство объектов социальной сферы сконцентрировано в крупных и средних городах (и они зачастую неплохо выглядят на общероссийском фоне). Обеспеченность сельских жителей объектами и услугами социальной сферы значительно ниже, чем городских. О резкой дифференциации количественных и качественных параметров развития социальной сферы в городах и сельской местности, например, медицинского обслуживания, свидетельствует значительный разрыв в уровнях показателя детской смертности: на селе он примерно в 1,5 раза выше, чем в городах.

Проблема дефицита жилья и социально-бытовых услуг усугубляется низким уровнем благоустройства городов и поселков [7].

В северных нефтегазовых регионах весьма остро стоит и проблема социальной защищенности жителей, особенно неработающего населения, что обусловлено, прежде всего, резкой дифференциацией доходов различных групп населения.

Рассматривая социальные проблемы сырьевых регионов, нельзя ни отметить, что они далеко не всегда связаны с динамикой освоения ресурсов нефти и газа. Если острота проблемы занятости населения действительно во многом зависит от того, на какой стадии развития находится нефтегазовая провинция, то проблемы низкого уровня социального обслуживания и социальной защищенности порождены другими факторами. Тем не менее, возможности решения такого рода проблем самым непосредственным образом связаны с функционированием нефтегазового сектора, и, в частности, с условиями налогообложения. Решение социальных задач в настоящее время по большей мере относится к компетенции региональных и местных властей и финансируется за счет доходов территориальных бюджетов. А величина бюджетных доходов, получаемых добывающими регионами, в свою очередь, прямо зависит от принципов построения налоговой системы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Амиров Н.Х. Об отрицательном воздействии экологического фактора на здоровье населения. - Казань: Фэн, 1993. - 104 с.

2. Гужновский Л.П. Экономика разработки нефтяных месторождений. - М.: Недра, 1977. - 255 с.

3. Ермилов О.М., Елгин В.В. Проблемы устойчивого развития крупного сырьевого моноотраслевого региона на Крайнем Севере. - Новосибирск: СО РАН, 2004. - 239 с.

4. Пляскина Н.И. Прогнозирование комплексного освоения углеводородных ресурсов перспективных районов: теоретические и методологические аспекты / под ред. Б.В. Робинсона. - Новосибирск: ИЭОПП, 2006. - 327 с.

5. Пономарев М.Н. Особенности рынка труда нефтедобывающих регионов Поволжья. - М.: РАН ИСПИ, 2003. - 132 с.

6. Робинсон Б.В. Экономическая подготовка к поздней стадии освоения нефтегазодобывающих регионов // Актуальные проблемы поздней стадии освоения нефтегазодобывающих регионов. - Казань, 2008. - С. 352-355.

7. Робинсон Б.В. Экономическая оценка нефтяных ресурсов новых районов. - Новосибирск: Наука, 1985. - 185 с.

113

Экономика и управление территориями

8. Севастьянова А.Е., Шмат В.В. Новая стратегия нефтегазовых территорий. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2006. - 192 с.

9. Смыков В.В. Крупные интегрированные корпорации в региональной экономике. -СПб.: РОСТ, 2004. - 184 с.

10. Смыков В.В. Социальная ответственность крупных корпораций: мировой опыт и реалии Татарстана. - СПб.: РОСТ, 2003. - 254 с.

Получено 23.03.2011

© Б.В. Робинсон, А.О. Сизова, 2011

114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.