УДК 633.521:339.137.2(470.12) © Пантюшина О.В.
Методические основы оценки конкурентоспособности элементов льняного кластера
В статье рассматриваются проблемы формирования и развития льняного кластера Вологодской области путём межотраслевой и межтерриториальной кооперации. Эффективность этого кластера определяется прежде всего уровнем конкурентоспособности его продукции, зависит от темпов освоения прогрессивных технологий сельскохозяйственного производства, промышленности первичной переработки льняного сырья и текстильной отрасли. На основании данных, имеющихся в системе государственной статистики и производственном учёте, предложена методика выявления конкурентоспособности льняного кластера, а также основных видов продукции изо льна. Разработан алгоритм применения этой методики для вертикально-ориентированных формирований в региональном льняном комплексе.
Вологодская область, кластер, льняной комплекс, конкурентоспособность, льноволокно, ткани льняные.
Ольга Владимировна ПАНТЮШИНА
старший преподаватель
аспирант НОУ ВПО Вологодского института бизнеса [email protected]
Как известно, конкурентоспособность в широком значении определяют как свойство объекта в определённой степени удовлетворять конкретную потребность различных субъектов по сравнению с другими аналогичными объектами. Всё многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики различных по степени концентрации субъектов, условно можно подразделить на три уровня:
- макроуровень (народнохозяйственный комплекс региона, страны, объединения стран);
- мезоуровень (отрасли, объединения предприятий, организаций, фирм);
- микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятия).
На основании выделенных иерархий объектов конкурентоспособности нами выделены следующие уровни иерархии конкурентоспособности в части льноводческого комплекса (рис. 1).
Нельзя не заметить, что по мере создания, функционирования и укрупнения агропромышленных объединений (кластеров), созданных внутри отдельного региона, конкурентоспособность его льняного подкомплекса будет ассоциироваться с конкурентоспособностью созданного кластера. Таким образом, региональный льняной комплекс в форме его экономического кластерообразования является объектом мезоэкономического структурирования.
Рисунок 1. Уровни иерархии конкурентоспособности в льняном комплексе
В современной экономической литературе вопросам методики оценки конкурентоспособности уделяется достаточно пристальное внимание, но, на наш взгляд, выбор методики оценки должен определяться выбором уровня и объектов анализа, а также подходом исследователя к толкованию термина «конкурентоспособность». Согласованное определение в экономической литературе отсутствует, о чём свидетельствуют, например, более 30 определений категории «конкурентоспособность предприятия», выявленные Х.А. Фасхиевым [8]. Кроме того, как отмечают А.П. Дороговцев и А.В. Маклахов [4], в России уже определилось достаточно много рамочных концепций формирования территориальных кластеров, и для оценки региональных кластеров и определения характера управляющих воздействий на конкурентоспособность региона могут использоваться анализ конкурентной силы участников кластера, оценка результатов его функционирования, внутренняя мотивация инициирования и поддержания кластеров и пр.
Конкурентоспособность льняного производства зависит от множества факторов, которые можно подразделить на внешние и внутренние. На данном этапе развития льняного кластера предполагается возможным, в первую очередь, направленное воздействие на внутренние факторы, но с учетом влияния факторов внешней среды. Факторы, определяющие конкурентоспособность льняного кластера, показаны в таблице 1.
Для оценки конкурентоспособности кластера нами в качестве приоритетной принята методика, основанная на оценке конкурентоспособности продукции. Несмотря на существующие объективные недостатки данного метода, мы исходим из того, что конкурентоспособность предприятия (кластера) тем выше, чем выше конкурентоспособность производимой им продукции. С другой стороны, следствием того, какую продукцию производит предприятие, является его экономическое и финансовое состояние, то есть конкурентоспособность продукции определяется пока-
Таблица 1. Факторы, определяющие конкурентоспособность льняного кластера
Внешние факторы Внутренние факторы
Климатические условия Сорт льна и его качественные характеристики
Конъюнктура мирового рынка льна и льнопродукции Состояние материально-технической базы
Конъюнктура мирового рынка текстильных волокон (искусственных, синтетических, хлопка) Уровень затрат на выращивание, уборку, переработку льна и производство готовых изделий
Тенденции моды в текстиле и одежде Применение современных технологий и оборудования
Уровень государственной поддержки и регулирования отрасли Самообеспечение участников кластера сырьевой льнопродукцией
Уровень стандартизации и сертификации Система управления кластером
Уровень платежеспособности потребителей Маркетинговая активность участников кластера
Уровень научно-технических разработок в льняной отрасли и смежных с ней отраслях Обеспечение участников кластера квалифицированными кадрами
Уровень региональной поддержки и регулирования отрасли
зателями его экономического и финансового состояния, а также маркетинговой активностью по продвижению товара на рынок. В этой связи мы разделяем точку зрения многих современных экономистов, озвученную Н.С. Яшиным [9], Л.П. Дашковым, И.Э. Сорокиной [2] и др., на конкурентоспособность товара как относительную характеристику потенциала предприятия и условий его функционирования.
Однако относительно благополучное финансовое состояние предприятия может быть в значительной степени определено, например, непроизводственными видами деятельности, которые могут не учитывать сложившихся на рынке конкурентных преимуществ.
В сельскохозяйственном секторе льняного комплекса практически единственным (за исключением льносемян) товаром в структуре реализуемой продукции является льноволокно, в текстильном секторе — ткань, соответственно конкурентоспособность этих видов продукции во многом определяет конкурентоспособность предприятий, входящих в кластер, а также его финансово-экономическое состояние и репутацию.
Образно интерпретируя мнение
Н.С. Яшина [9], можно сказать, что соотношение уровней иерархии конкуренто-
способности в льняном комплексе региона сродни айсбергу в океане: верхушка его (внешнее проявление) — конкурентоспособность льняной продукции, внутренняя суть — конкурентоспособность регионального льняного кластера, а океан — конкурентоспособность региона.
Взаимозависимость между уровнями иерархии конкурентоспособности в льняном комплексе региона представлена на рисунке 2.
Под конкурентоспособностью льняного кластера нами в дальнейшем будет приниматься способность конечной продукции кластера удовлетворять потребности внешнего спроса и быть востребованной на внешнем по отношению к кластеру рынке при условии наилучшего обеспечения внутреннего спроса на промежуточные виды продукции.
Согласно общепринятым основам определения конкурентоспособности продукции, наряду с комплексными показателями качества предполагается использовать экономические (ценовые) показатели, такие как себестоимость продукции, цена реализации, цена потребления и др. Данная точка зрения неоспорима, если продукция представляет собой товар, полностью готовый к реализации и потреблению.
Рисунок 2. Взаимозависимость уровней конкурентоспособности в льняном комплексе региона
Из-за особенностей льняного производства и выбранного нами в качестве объекта оценки льняного кластера расчёт индекса экономических характеристик цены различных видов льняной продукции представляется нам трудноосуществимым по следующим причинам:
- во-первых, льняная отрасль в настоящее время является дотационной, поэтому использовать в качестве действительных значений ценовых показателей стоимость реализации продукции без учёта дотаций представляется нам некорректным;
- во-вторых, определение размера и ставки выплачиваемых субсидий в настоящее время относится к компетенции регионов, причём порядок выплат субсидий в отдельно взятом регионе практически ежегодно меняется и совершенствуется, поэтому применение ценовых показателей льнопродукции с учётом субсидий, на наш взгляд, искажает результат и делает несопоставимыми для оценки конкурентоспособности продукции в динамике или сравнительной оценки конкурентоспособности продукции разных регионов ценовые показатели с учётом субсидий.
Анализ методологических разработок оценки конкурентоспособности показывает, что они раскрывают преимущественно методы оценки качества промышленной продукции, в то время как специфические особенности продукции агропромышленных объединений изучены недостаточно. В части оценки конкурентоспособности льняной продукции необходимо учитывать количество переделов при её производстве и сложность технологических процессов по её переработке. Кроме того, определённую трудность представляет тот факт, что льняной кластер объединяет в себе и сельскохозяйственный сектор по выращиванию и выработке льноволокна, и текстильный в части производства готовых изделий изо льна.
На основании проведённого нами экономического анализа деятельности льноводческих хозяйств и перерабатывающих предприятий Вологодской области и выявленных факторов низкой конкурентоспособности выпускаемой ими продукции предложена следующая авторская методика оценки конкурентоспособности льняного кластера.
Таблица 2. Единичные показатели конкурентоспособности продукции льняного кластера
Сектор кластера Вид продукции Показатель конкурентоспособности
Наименование Единица измерения
Льносолома Урожайность с посевной площади ц/га
Качество №
Льнотреста Урожайность с посевной площади ц/га
Качество №
Сельскохозяйственный Льносемена Урожайность с посевной площади ц/га
сектор Качество Репродукция, класс
Льноволокно Урожайность с посевной площади ( в переводе) ц/га
Качество №
Доля длинного волокна %
Состав смески Количество видов
Пряжа Тонина / линейная плотность №/текс
Разрывная прочность сН/текс
Цветовая гамма Количество видов
Волокнистый состав Количество видов
Поверхностная плотность (минимальное и максимальное значение) г/м2
Текстильный сектор Ткани Вид переплетения Количество видов
Цветовая гамма Количество видов
Вид отделки Количество видов
Ширина (минимальное и максимальное значение) См
Готовые изделия (одежда, столовое, постельное бельё) Соответствие моде балл
Разнообразие фасонов Количество видов
Разнообразие размеров Количество видов
Бренд (известность) балл
Прочая продукция Вид продукции, в т. ч. из собственных отходов Количество видов
В таблице 2 представлены единичные показатели конкурентоспособности для каждого вида льняной продукции, оказывающие, на наш взгляд, наибольшее влияние на конкурентоспособность и эффективность функционирования льняного кластера.
Поскольку конечной продукцией сельскохозяйственного сектора является льноволокно, а текстильного (на данном этапе развития кластера) — ткань, считаем целесообразным исключить из расчёта промежуточные виды сельхозпродукции и второстепенные виды продукции текстильного сектора. По мере создания самостоятельного швейного производства на льнокомбинатах и внедрения технологий глубокой переработки льна и отходов собственного
производства эти показатели окажут значительное влияние на конкурентоспособность кластера в целом.
В качестве основных критериев конкурентоспособности, согласно определению конкурентоспособности кластера, приведённого нами, для расчёта используются следующие:
- критерий конкурентоспособности основных видов продукции кластера (льноволокна, льносемян и льняных тканей);
- критерий обеспеченности текстильного сектора кластера льносеменами и льноволокном, произведёнными сельскохозяйственными и льноперерабатывающими предприятиями региона (далее — собственное сырьё).
Расчёт критериев и коэффициента конкурентоспособности кластера проводится по формуле средней взвешенной арифметической:
К = К х а, + К х а2 + К х а, + Кбх а4, (1)
кл лв 1 лс 2 лт 3 об 4у 4 '
где К — значение критерия конкурентоспособности льноволокна;
К — значение критерия конкурентоспособности льносемян;
Клв — значение критерия конкурентоспособности льняных тканей;
Кдв — значение критерия обеспеченности кластера собственным льноволокном;
а1, а2, а3, а4 — коэффициенты весомости критериев.
Алгоритм расчёта конкурентоспособности кластера по предлагаемой методике включает следующие этапы:
1. Определение коэффициентов весомости критериев конкурентоспособности кластера.
Коэффициенты весомости критериев определены нами на основании собственных исследований с учётом мнения экспертов Департамента сельского хозяйства, торговли и продовольственных ресурсов Вологодской области:
а1 = 0,2; а1 = 0,1; а1 = 0,6; а1 = 0,1.
2. Выбор оптимальных единичных показателей конкурентоспособности продукции.
3. Определение базового (оптимального) значения единичных показателей и их весомости.
В качестве базы сравнения при оценке конкурентоспособности могут выступать:
- конкретный товар, имеющий наибольшую долю продаж на рынке;
- конкурирующий товар;
- группа товаров-аналогов;
- величина необходимого полезного эффекта;
- гипотетический образец;
- потребности покупателей и др.
В целях оценки конкурентоспособности продукции льняного кластера в качестве базовых образцов нами предлагается использовать потребности участников кластера (для промежуточных видов продукции) и потребности сторонних покупателей (для конечных видов продукции).
Ввиду того, что эффективность функционирования кластера на его начальных этапах определяется прежде всего степенью обеспечения промежуточными видами продукции каждого последующего звена кластера за счёт предложения предыдущего, базовое значение показателей конкурентоспособности промежуточных видов продукции (льноволокна и др.) возможно определить исходя из потребностей участников регионального кластера, а также среднероссийских показателей (для продукции, поставляемой на внутренний рынок) и среднемировых показателей (для экспортной продукции) деятельности льноводческого комплекса России за ряд последних лет.
Однако в рамках данного исследования за базовое значение единичных показателей конкурентоспособности льняной продукции нами приняты такие их количественные значения, которые позволяют функционировать льняной отрасли с положительной рентабельностью.
Так, например, Б.А. Поздняков [5] считает, что условно-постоянные затраты на возделывание льна-долгунца окупаются выручкой от реализации волокна лишь при урожайности минимум 7 ц/га, а приемлемый уровень рентабельности производства может быть обеспечен при качестве длинного волокна не ниже № 12 и урожайности льносемян не ниже 3 ц/га при условии, что половина семян имеет посевные кондиции.
Исследования А.А. Симонова [6] показывают, что льноводство эффективно при урожайности льноволокна не ниже 6,5 ц/га, а, судя по расчётам Н.А. Беляковой и П.М. Советова [1], рентабельность льно-производства положительна при урожай-
Таблица 3. Базовые значения показателей конкурентоспособности льноволокна и их весомость
Показатель Значение показателя Примечание Весомость показателя
Урожайность льноволокна (в переводе), ц/га 7 ц/га Не ниже 0,4
Качество длинного волокна, № № 12 Не ниже 0,3
Выход длинного волокна, % 8 % Не ниже 0,3
Таблица 4. Базовые значения показателя конкурентоспособности льносемян
Показатель Значение показателя Примечание Весомость показателя
Урожайность льносемян, ц/га 3 ц/га Не ниже 0,1
Таблица 5. Базовые значения и весомость показателей конкурентоспособности льняных тканей
Показатель Значение показателя Примечание Весомость показателя
Волокнистый состав 1 1 1 1 1 Лен 100% Лен +хлопок Котонин Лен + шерсть Лен + лавсан 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02
Всего по волокнистому составу 0,1
Поверхностная плотность 110-130 г/м2 130-190 г/ м2 Св. 200 г/ м2 1 1 1 Блузочно-сорочечные Костюмные ткани Бельевые, меб.-декорат. и пр. 0,15 0,08 0,07
Всего по поверхностной плотности 0,3
Вид переплетения (количество видов каждого типа) 1 10 10 Полотняное Мелкоузорчатое Крупноузорчатое 0,02 0,04 0,04
Всего по переплетениям 0,1
Цветовая гамма и вид отделки (количество видов каждого типа) 1 1 20 20 10 Суровые Отбеленные Пестротканые Набивные Гладкокрашеные 0,00 0,03 0,10 0,10 0,07
Всего по отделке 0,3
Ширина (минимальное и максимальное значение), см 40-100 см 150 см 200 см 300 см Полотенечные ткани Одёжные ткани Столовое бельё Постельное бельё 0,02 0,05 0,06 0,07
Всего по ширине 0,2
ности льнотресты не ниже 17-18 ц/га, что соответствует урожайности льноволокна в среднем 7 ц/га. На основании данных исследований с учётом региональных особенностей возделывания льна-долгунца, а также потребностей участников кластера нами обобщены и предложены следующие значения базовых показателей конкурентоспособности льноволокна и льносемян (табл. 3 и 4).
Базовые показатели конечных видов продукции (льняных тканей) и их весомости определены с учётом потребностей внешних покупателей кластера в целом (по структуре и объёму продаж льняных тканей, производимых в ОАО «Вологодский текстиль») (табл. 5). Для расчёта мы использовали результаты исследований, проведённых в 2007 г. Издательско-консультационной фирмой «Альт»
Рисунок 3. Распределение значений весомости групп единичных показателей конкурентоспособности льняных тканей
Волокнистый ________состав; 0,1
Ширина; (
Ш
Колористическое оформление; 0,3
к
Поверхностная плотность; 0,3
Переплетение; 0,1
в 2007 г. [7], и собственных исследований, а также данные официального сайта ОАО «Вологодский текстиль» (www.linum.ru).
Каждому базовому значению единичных показателей конкурентоспособности льняных тканей для совместимости в оценке присваивается 1 балл, причём все показатели являются положительными (их увеличение влечёт за собой рост уровня конкурентоспособности).
Весомость каждого единичного показателя рассчитана нами исходя из его значимости для потребителей, сумма их принята равной 1 (распределение значений весомости по группам показателей приведено на рисунке 3).
4. Определение фактических значений единичных показателей.
Целью этого этапа оценки является анализ динамики изменения конкурентоспособности льняной продукции «до проекта» и «с проектом». Для выполнения сравнительной оценки использованы данные исследований, проведённых нами за период 2003 — 2008 гг. (до проекта) и за 2009 — 2010 гг. (с проектом).
Значение фактических единичных показателей конкурентоспособности льноволокна и льняных тканей определяется по формуле:
П,
х 100%
2)
где Г! г- — значение г-го показателя конкурентоспособности;
П. баз — базовое значение г-го показателя конкурентоспособности.
Фактические значения единичных показателей конкурентоспособности льняной продукции в среднем за 2003 — 2008 гг. (без проекта) и в среднем за 2009 — 2010 гг. (с проектом), а также их значения с учётом весомости приведены в табл. 6 — 9.
Основным конечным видом продукции сельскохозяйственного сектора кластера является льноволокно, длина и качество которого выражается номером. Самое ценное и качественное — длинное волокно № 12 и выше —необходимо для получения облегчённых тонких льняных и полульняных тканей.
Короткое волокно (№ 3 — 8) используется для выработки технических тканей и тканей специального назначения, а также может перерабатываться в котонин и прочие виды продукции изо льна.
Для выработки тканей смешанных структур тоже необходимы хлопковые волокна, волокна шерсти, химические нити и другие виды текстильного сырья,
Таблица 6. Динамика изменения конкурентоспособности льноволокна
Показатель Базовое значение Весомость Без проекта С проектом
Факт. значение Относи- тельное значение Значение с учётом весомости Факт. значение Относи- тельное значение Значение с учётом весомости
Урожайность льноволокна (в переводе), ц/га 7 ц/га 0,4 3,0 0,42 0,168 3,7 0,53 0,212
Качество длинного волокна, № № 12 0,3 10,5 0,87 0,261 10,6 0,88 0,264
Выход длинного волокна, % 8% 0,3 5,0 0,62 0,186 5,3 0,66 0,198
Итого по льноволокну 1,0 0,615 0,674
Таблица 7. Динамика изменения конкурентоспособности льносемян
Показатель Базовое значение Весомость Без проекта С проектом
Факт. значение Относи- тельное значение Значение с учётом весомости Факт. значение Относи- тельное значение Значение с учётом весомости
Урожайность льносемян, ц/га 3 ц/га 1,0 0,6 0,2 0,2 1,1 0,36 0,36
Таблица 8. Динамика изменения конкурентоспособности льняных тканей
Базовое значение, балл Без проекта С проектом
Показатель Хар-ка показателя ь т с о м о О е В е Є « зн е о !§ И Ц тн О ние том ости |=|| н ус Зс е Зв е Є « зн е о !§ И Ц тн О ние том ости |=|| н ус Зс е Зв
Волокнистый состав Лён 100% Лён + х/б Котонин Лён + ш Лён + п/э 1 1 1 1 1 0,02 0,02 0,02 0,02 0,02 1 1 0 0 1 1,0 1,0 0,0 0,0 1,0 0,02 0,02 0,00 0,00 0,02 1 1 0 1 1 1,0 1,0 0,0 1,0 1,0 0,02 0,02 0,00 0,02 0,02
Всего по волокнистому составу 0,1 0,06 0,08
Поверхностная плотность, г/м2 110-130 130-190 Св. 200 1 1 1 0,15 0,08 0,07 1 1 1 1,0 1,0 1,0 0,15 0,08 0,07 1 1 1 1,0 1,0 1,0 0,15 0,08 0,07
Всего по поверхностной плотности 0,3 0,30 0,30
Вид переплетения (количество видов) Полотняное Мелкоузловое Крупноузловое 1 10 10 0,02 0,04 0,04 1 8 11 1,0 0,8 1,1 0,020 0,032 0,044 1 27 43 1,0 2,7 4,3 0,020 0,108 0,172
Всего по переплетениям 0,1 0,096 0,300
Цветовая гамма и вид отделки (количество видов) Суровые Отбеленные Пестротканые Набивные Гладкокрашеные 1 1 20 20 10 0,00 0,03 0,10 0,10 0,07 1 1 17 14 12 1,00 1,00 0,85 0,70 1,20 0,000 0,030 0,085 0,070 0,084 1 1 34 40 32 1,00 1,00 1,70 2,00 3,20 0,000 0,030 0,170 0,200 0,224
Всего по отделке 0,3 0,269 0,624
Ширина 40-100 см 150 см 200 см 300 см 1 1 1 1 0,02 0,05 0,06 0,07 1 1 0 0 1,00 1,00 0,00 0,00 0,02 0,05 0,00 0,00 1 1 0 0 1,00 1,00 0,00 0,00 0,02 0,05 0,00 0,00
Всего по ширине 0,2 0,070 0,070
Итого по льняным тканям 1,0 0,795 1,374
Таблица 9. Динамика обеспеченности текстильных предприятий кластера собственным льноволокном
Показатель Базовое значение Весомость Без проекта С проектом
Факт. значение Относи- тельное значение Значение с учётом весомости Факт. значение Относи- тельное значение Значение с учётом весомости
Обеспеченность собственным льноволокном 88% 1,0 3,7 0,04 0,04 20,5 0,23 0,23
поэтому потребность текстильных комбинатов в волокнистых материалах не может быть полностью удовлетворена за счёт внутренних видов продукции кластера. Вследствие этого, в качестве базового значения показателя обеспеченности текстильного сектора льноволокном нами принят планируемый процент обеспеченности собственным волокном в 2012 году, согласно Долгосрочной областной программе «Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2009 — 2012 годы», равный 88% [3].
Несмотря на значительный (в 5,5 раза) рост обеспеченности льноволокном за 2008 — 2010 годы, потребность текстильного сектора кластера в длинном льноволокне удовлетворяется крайне незначительно и необходимость привлечения сырья из других регионов остаётся актуальной.
5. Расчёт показателя конкурентоспособности кластера согласно формуле (1).
В результате расчёта имеем:
Ке = 0,615 х 0,2 + 0,2 х 0,1 + 0,795 х 0,6+
без проекта 7 у у у у у
+ 0,04х 0,1 = 0,624;
К = 0,674 х 0,2 + 0,36х 0,1 + 1,374 х 0,6+
с проектом ’ у у у у у
+ 0,23 х 0,1 = 1,0102.
Произведённые расчёты показали, что создание льняного кластера на территории Вологодского региона уже в первые два года позволило увеличить показатель
конкурентоспособности льняной продукции в 1,6 раза, что является ярким свидетельством положительных тенденций развития отрасли.
Таким образом, предложенная нами методика позволяет оценить конкурентоспособность отдельных элементов льняного кластера в виде критериев конкурентоспособности главных видов его продукции и обеспеченности ими внутри кластера. По мере развития льняного кластера в Вологодской области и создания вертикально-ориентированных формирований в других регионах России применение данной методики даст возможность провести сравнительную оценку конкурентоспособности, выявить сильные и слабые стороны кластера, предложить конкретные мероприятия по повышению его эффективности.
Кроме того, по мере расширения кластера и производства новых видов продукции изо льна (костроплита, медицинская вата, нетканые материалы и др.) настоящая методика может быть дополнена критериями конкурентоспособности данных видов продукции, а использование для их производства собственного сырья, в том числе менее ценных видов и продуктов переработки собственных отходов, несомненно, окажет влияние на увеличение критерия обеспеченности сырьём предприятий кластера.
Литература
1. Белякова, Н.А. Экономические проблемы производства и переработки льна: монографическое исследование / Н.А. Белякова, П.М. Советов. — Вологда-Молочное: ИЦ ВГМХА, 2005. — 195 с.
2. Дашков, Л.П. Теоретические и методические основы формирования конкурентоспособности предприятий / Л.П. Дашков, И.Э. Сорокина. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. — 39 с.
3. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие льняного комплекса Вологодской области на 2009 — 2012 годы» // Красный Север. — 2008. — 27 сентября.
4. Дороговцев, А.П. Льняной комплекс России: состояние и перспективы инновационного развития: монография / А.П. Дороговцев, А.В. Маклахов. — Вологда: ВоГТУ, 2010. — 208 с.
5. Поздняков, Б.А. Повышение эффективности льноводства (теория, методология, практика): автореферат дис. ... д-ра экон. наук [Электронный ресурс] / Б.А. Поздняков. — 37 с. — Режим доступа: http:// vak.ed.gov.ru
6. Симонов, А.А. Инвестиционная привлекательность отрасли (на примере льняной отрасли России): дис. ... канд. экон. наук [Электронный ресурс] / А.А. Симонов. — Москва, 2005. — 147 с. — Режим доступа: http://sigla.rsl.ru
7. Технико-экономическое обоснование (бизнес-план) проекта «Формирование льняного кластера Вологодской области» / Исследовательско-консультационная фирма «АЛЬТ». — М., СПб., 2007. — 186 с.
8. Фасхиев, Х.А. Определение конкурентоспособности предприятия / Х.А. Фасхиев // Маркетинг в России и за рубежом. — 2009. — №4. — С. 75-83.
9. Яшин, Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: методология, оценка, регулирование / Н.С. Яшин. — Саратов: Издательство СГЭА, 1997. — 69 с.