ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 332.024
перспективы и пути социально-экономического развития льняного комплекса легкой промышленности
н. п. РОдинОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета E-mail: roszitlp-byx@yandex. ru
м. м. Иванова,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и бухгалтерского учета E-mail: migal@yandex. ru
И. В. петрова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета
E-mail: roszitlp-byx@yandex. ru Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского
В статье рассматриваются проблемы льняного комплекса легкой промышленности, предлагаются перспективные пути его развития, анализируются и оцениваются возможные риски реализации мероприятий по поддержке льняного комплекса.
Ключевые слова: льняной комплекс, агропромышленный сектор экономики, инновационный и инерционный пути развития, бюджетное финансирование, показатели производства.
В соответствии с положениями Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 г. определяющим направлением развития легкой промышленности является увеличение в розничном товарообороте доли продукции российского производства до 50,5 %, или 1,43 трлн
руб. это необходимо ввиду внутреннего спроса на продукцию данного вида деятельности, поскольку произошел рост популярности в мире продукции из натуральных волокон и прогнозируется расширение их использования в модных коллекциях. Так как российские швейные предприятия традиционно ориентированы на европейские модные тенденции, то и они будут стремиться к использованию в производстве одежды и других изделий из тканей из натуральных волокон, особенно изо льна.
лен является традиционной сельскохозяйственной культурой для хозяйств нечерноземной зоны России и Сибири и исторически воспринимается во всем мире как исконно русская сельскохозяйственная культура. однако к концу 1990-х гг. производство льноволокна (посев и сбор льна) сократилось в 4,5
раза по сравнению с 1950-ми гг. Вместе с этим шло разрушение организационно-хозяйственной структуры льноводства. Льносеющие хозяйства Архангельской, Владимирской, Московской, Калужской, Тюменской областей и Пермского края прекратили сеять лен из-за сложившихся крайне тяжелых для них экономических условий, предельного износа техники и недостатка оборотных средств. И эта тенденция сохраняется. Основные льносеющие регионы - Тверская, Смоленская и Новгородская области, ранее производившие больше половины объема российского льна, практически прекратили его производство. Принятые меры лишь приостановили процесс деградации комплекса.
льняной комплекс представляет собой взаимосвязанную совокупность организаций различных организационно-правовых форм собственности (рис. 1).
Выделим основные проблемы льняного комплекса на сегодняшний день. 1. Более 80 % посевов льна в 2011 г. проводилось
льнозаводами в основном на арендованных зем-
лях, что не обеспечивает соблюдения элементарных льняных севооборотов и интенсивных, а тем более инновационных, технологий.
2. Сложившиеся экономические условия не обеспечивают расширенного воспроизводства льна, из-за чего продолжается падение производства льняных и льносодержащих тканей.
3. Существует проблема создания экономического механизма, определяющего стимулы ускорения смены технологий, развития производства и переработки отечественного лубяного сырья.
4. Современный уровень производства льноволокна не удовлетворяет потребностям текстильной промышленности и значительно уступает льноволокну из Западной Европы.
5. Произошло существенное падение объемов урожайности и выхода длинного волокна в последние годы.
6. Отечественная селекция и семеноводство находятся в упадке из-за морально устаревшей и физически изношенной материально-технической и приборно-аналитической базы научно-исследовательских, в частности, учреждений Рос-
Агропромышленный сектор
Рис. 1. Структура льняного комплекса легкой промышленности
сельхозакадемии, осуществляющих селекцию сортов и разработку сортовых технологий.
7. Многие льносеменоводческие станции приватизированы и поменяли профиль деятельности. И этот процесс продолжается в соответствии с планом приватизации.
8. Отсталая культура земледелия, отсутствие современной техники и технологий для производства, уборки и первичной переработки продукции приводят к огромным ежегодным потерям льноволокна.
9. Большинство льнозаводов являются убыточными, а их наличие и распределение по регионам -неоптимально. Причины данного положения следующие:
• техническая отсталость сохранившихся льнозаводов (в структуре затрат этих предприятий сырье и энергоресурсы составляют свыше 50 %);
• низкое качество поставляемой льнотресты;
• низкая добавленная стоимость выпускаемой продукции;
• отсутствие устойчивого платежеспособного спроса.
10. Из 231 льнозавода, действовавших в 1990 г., к концу 2011 г. в рабочем состоянии осталось 94 завода, из них работали только 67, но и они не всегда могли реализовать свою продукцию по причине неконкурентоспособности.
11. Технический уровень предприятий не позволяет внедрить безотходные технологии переработки льна по выпуску целлюлозы, топлива и строительных материалов из отходов льнотресты.
12. В настоящее время в России практически не существует предприятий по производству нетканых материалов, медицинских изделий и препаратов, продукции для военно-промышленного комплекса с использованием льна и продуктов его переработки.
13. В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и про-
довольствия на 2013-2020 гг. не предусмотрено субсидирование производства льна. 14. Поддержка экономически значимых программ субъектов Российской Федерации в области растениеводства не обеспечивает комплексного подхода к решению задач в льняном комплексе. Таким образом, дальнейшее функционирование льняного комплекса в условиях недостаточного финансирования производства и первичной переработки льна, а также межведомственной разобщенности будет усиливаться тяжестью следующих нерешенных проблем:
• нарастанием тенденций старения основных фондов;
• снижением уровня безопасности, увеличением количества и частоты возникновения локальных дефицитов льняного сырья;
• сохранением высокого уровня потерь при переработке льняной продукции;
• увеличением негативного воздействия производства на окружающую среду;
• снижением уровня занятости в льносеющих регионах России.
Хорошие перспективы для развития комплекса дают научные разработки и эффективные технологии по использованию льна при производстве изоляционных материалов - кровельных, шумопог-лощающих, теплосберегающих.
Возрождение и развитие льняного комплекса в России позволят решить задачу системного использования аграрно-промышленного потенциала Алтайского края, Смоленской, Псковской, Тверской, Вологодской, Костромской, Ярославской, Ивановской, Нижегородской, Новосибирской, Омской и других областей. Это решение позволит снять остроту социальных проблем в многочисленных сельских поселениях, малых и средних городах соответствующих регионов.
Концепцией федеральной целевой программы «Развитие льняного комплекса России на период до 2020 года» проработаны два сценария развития льняного комплекса (табл. 1).
Таблица 1
Сценарии развития льняного комплекса
Этапы анализа Инерционный сценарий Инновационный сценарий
Что предусматривает реализация? Реализация сценария планирует повышение технического уровня и технологичности предприятий льняного комплекса на базе модернизации действующих производств Реализация сценария планирует увеличение объема производства льноволокна, повышением урожайности и качества льняного сырья и продукции его переработки
Продолжение табл. 1
Этапы анализа Инерционный сценарий Инновационный сценарий
Что получим в результате? В результате не произойдет полного восстановления льноводства и обеспечения текстильных предприятий в натуральном сырье из лубяных волокон, существенного повышения конкурентоспособности отечественной продукции даже на российском рынке В результате негативное влияние указанных в табл. 2 рисков на ход исполнения мероприятий Программы и их результативность будут снижены
Что ожидается в плане модернизации производства? В плане производства износ предприятий переработки льна достигнет 70 %, выход длинного волокна не превысит 10 %. Объемы глубокой переработки льна достигнут не более 40 %. Невысокие объемы производства льноволокна и льняной продукции в льносеющих и льноперерабатывающих регионах страны станут одним из ключевых факторов, сдерживающих их социально-экономическое развитие; увеличится количество предприятий с низким уровнем безопасности, а также возрастут риски возникновения аварий на таких объектах. Произойдет сокращение рабочих мест и ухудшение социально-экономических условий жизни населения. Тенденция к снижению научного и кадрового потенциала научно-исследовательских учреждений, обслуживающих льняной комплекс страны, приведет к снижению научного обеспечения развития комплекса и сдерживанию технологического перевооружения и модернизации сельскохозяйственного, промышленного и научного секторов на инновационной основе Произойдет техническое и технологическое перевооружение производства и первичной переработки льна, а также научных учреждений, осуществляющих селекцию сортов льна, разработку агротехнологий и технических средств для льноводства. Произойдет повышение глубины переработки льняного сырья с утилизацией отходов производства, в том числе организацией производства изолирующих материалов на основе отходов переработки льна. Будет достигнуто увеличение объемов выпуска конкурентоспособных товаров изо льна на базе комплексной модернизации производства. Будет обеспечено высокотехнологичное производство с использованием льняного сырья при создании нетканых материалов, в том числе медицинского назначения. На основе льняного масла будет организовано производство новых видов продукции для использования в фармацевтике, парфюмерии, лакокрасочной и пищевой промышленности
Преимущества данного сценария Прямой экономический эффект, выраженный в увеличении производства льноволокна на 52 тыс. т к 2020 г. по сравнению с 2011 г., пряжи льняной и полульняной - на 4,7 тыс. т, тканей льняных и полульняных - на 59,8 млнм2 при меньших затратах бюджетных средств Сценарий позволяет скоординировать задачи перспективного характера и меры адресной поддержки проектов, осуществляемых на федеральном и региональном уровнях, стимулировать привлечение частных инвестиций в производство и модернизацию перерабатывающих предприятий льняного комплекса, а также в наибольшей степени соответствует целевым показателям инновационного варианта социально-экономического развития Российской Федерации
Соответствие сценария целям и задачам Концепции Результаты инерционного сценария будут противоречить целям и задачам, заявленным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. и в Стратегиях социально-экономического развития федеральных округов, в которых функционирует льняной комплекс, по повышению конкурентоспособности продукции льняного комплекса на основе его перехода на новую технологическую базу и наиболее перспективные технологии на основе модернизации сырьевых производств по увеличению глубины переработки сырья, снижению энергоемкости, повышению экологичности производства, росту объемов экспорта продукции при опережающих ее поставках на внутренний рынок, которые не будут достигнуты Сценарий соответствует целям и задачам Концепции. Таким образом, инновационный сценарий является единственно возможным для эффективного развития льняного комплекса, повышения его конкурентного уровня и обеспечения соответствия полученных результатов целям и задачам развития национальной экономики до 2020 г.
В Концепции предусматриваются два варианта целевых показателей по производству льноволокна (табл. 2):
Для переработки указанных объемов льноволокна в Концепции предложены соответствующие варианты по строительству, реконструкции и модернизации льнозаводов по первичной и углубленной переработке льняного сырья, текстильных предприятий, а также предприятий по переработке льносемян в пищевую, фармацевтическую, медицинскую и другую продукцию, востребованную рынком.
При реализации различных сценариев развития льняного комплекса России на достижение стратегических целей Программы могут повлиять различные виды рисков (табл. 3):
Ожидаемым негативным последствием указан-
Таблица 2
Целевые показатели по производству льноволокна к 2020 г.
Таблица 3 Риски при реализации мероприятий Программы
ных рисков является неполное достижение целевых показателей Программы.
На вариантной основе рассчитаны и объемы финансирования. Основной предпосылкой для определения потребности в финансировании Программы явился расчет емкости рынка конечных изделий с использованием льняного волокна. В стоимостном выражении наиболее емким в 2020 г. останется рынок тканей, несмотря на то, что темпы роста в сегменте нетканых и новых материалов будут существенно выше. Емкость рынка льняных тканей в 2020 г. оценена на уровне 340-350 млн м2, что в 2,2 раза выше уровня 2003-2004 гг. Такой рост будет обусловлен двумя основными факторами: приближением потребления льняных тканей к уровню развитых стран и замещением до 20 % хлопка в балансе натуральных волокон в отечественном текстильном производстве.
В последние годы в Китае, Белоруссии и России проведены успешные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по разработке технологий замещения хлопкового волокна на льняное в смесовых пряжах. Толчком к таким разработкам послужил стремительный рост цен на хлопок. Российские производители существенно отстают по уровню внедрения современных производственных технологий. Небольшие промышленные объемы смесовой пряжи № 28 с содержанием льноволокна 50 % вырабатываются на Вяземском льнокомбинате. Реализация Программы должна обеспечить сокращение этого разрыва.
Суммарная потребность естественных монополий - ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» и др. - и ряда министерств ежегодно составляет 120 млнм2 льняных тканей. Удовлетворение этих потребностей лишь наполовину позволит реализовать приблизительно 60 млнм2 льняных плательно-бельевых тканей.
Другим значимым продуктовым сегментом станет рынок нетканых и композиционных материалов. В странах Европы приблизительно половина льноволокна потребляется в производстве нетканых и композиционных материалов. Потребность внутреннего рынка в льноволокне к 2020 г., согласно экспертной оценке, составит около 570 тыс. т в год (рис. 2). Удовлетворение этой потребности к 2020 г. на уровне 18-20 % потребует 114 тыс. т волокна в год.
Основываясь на потребностях рынка, были определены требования к агропромышленному и промышленному звеньям производственной цепочки. Так, в рамках Программы намечается провести
Риски Характеристика
Недофинансирование мероприятий Риск связан с возможным уменьшением объемов инвестиций в основной капитал льняного комплекса и бюджетных средств на его развитие
Изменение конъюнктуры рынка льняной продукции Риск связан с отсутствием достаточного объема спроса на конечную продукцию; может стать причиной изменения сроков окупаемости инвестиционных проектов, низкой рентабельности отраслей, снижения налоговых поступлений
Принятие неэффективных управленческих решений Риск связан с недостатками в процедурах управления, поддержки и контроля за реализацией мероприятий Программы, в том числе с недостатками их нормативно-правового обеспечения
Научно-технологические Данные риски возможны при недофинансировании развития научно-технического потенциала льняного комплекса, что будет сдерживать разработку и внедрение современных технологий
Техногенные и экологические Риски обусловлены высокой степенью физического износа оборудования предприятий переработки льна, а также стихийными природными явлениями
Наименование Площадь размещения, тыс. га Объемы производства, тыс. т Урожайность, ц/га
Вариант I 132,3 161,4 12,2
Вариант II 100 95,3 9,52
.6(16)
5(80).
4(14).
.1 (250)
3(72).
2 (137).
Рис. 2. Потребность внутреннего рынка в льноволокне для производства нетканых и композиционных материалов к 2020 г., тыс. т в год:
1 - производство целлюлозы для химической промышленности;
2 - производство детских подгузников и других гигиенических
средств; 3 - производство тепло- и звукоизоляционных материалов; 4 - производство ваты медицинской; 5 - производство композиционных материалов для авто-, судо -и авиастроения; 6 - производство казначейской бумаги
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на создание новых сортов, сортовых технологий и технических средств, используемых для возделывания и уборки льна.
Современные отечественные сорта льна-долгунца, обладающие высокой продуктивностью, как правило, не пригодны для многоцелевого использования, что вызывает необходимость проведения исследований в данном направлении. Эффективное внедрение новых сортов льна-долгунца возможно только на основе современных сортовых технологий возделывания льна на семенные цели и волокно с учетом сортовых особенностей, природно-климатических условий региона и направлений использования льносырья. Освоение в льняном комплексе научных разработок должно повысить его технологический уровень и обеспечить снижение зависимости России от импортного сырья и от экспансии импортных товаров на российском рынке.
Важную роль в повышении эффективности льноводства, наряду с расширением сфер использования волокнистого сырья, имеет использование льносемян в пищевой и фармацевтической промышленности. Считается необходимым разрабо-
тать технологии производства семян нового поколения и создать новые виды продукции функционального и лечебно-профилактического назначения из льносемян, что может привести к снижению распространенности заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, онкологических заболеваний, сахарного диабета и других, и, как следствие, увеличить продолжительность жизни человека
Таким образом, результатом реализации мероприятий Программы является прямое позитивное воздействие на социально-экономическую ситуацию в субъектах Российской Федерации, а также на параметры их экономического развития. Обеспечение сырьевой независимости страны в натуральных волокнах является необходимым условием стабильного экономического развития Российской Федерации.
Ресурсное обеспечение программы «Развитие льняного комплекса России на период до 2020 года» в части финансирования должно обеспечивать безусловную реализацию мероприятий, направленных на достижение ее целей и задач (рис. 3). Объем финансирования Программы определялся с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, государственных заказчиков Программы и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оценки действующих региональных программ по развитию льняного комплекса, а также результатов проведенных аналитических исследований и экспертных оценок текущего и прогнозного состояния льняного комплекса России (табл. 4).
Средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой, предполагается направить на:
• компенсацию части затрат на приобретение ресурсов;
• строительство, модернизацию и реконструкцию предприятий по первичной и глубокой переработке льносырья, текстильных предприятий и научных центров по созданию сортов, разработке сортовых технологий и средств механизации для возделывания и уборки льна;
• переоснащение сельскохозяйственного производства льна-долгунца современными техническими средствами;
ё О
Получение льняных текстильных изделий и биополимерных материалов на основе биохимических методов глубокой переработки отечественного льняного сырья (нанобиокомпозиционных селективных фильтрующих материалов, геотекстильных и др. материалов); разработка современных технологий, ассортимента и отечественного оборудования для производства крученых изделий, в том числе для производства канатов из трощеных синтетических и натуральных нитей, а также экологически чистых строительных материалов на основе отходов льнотрестьцразработка безотходных технологий глубокой переработки льна, повышающих рентабельность льняного комплекса и создающих альтернативные источники целлюлозы для производства ценных пищевых продуктов, фармацевтической и косметической продукции, экологически безопасного топлива и органоминеральных комплексов; создание модульных принципов управления технологическими процессами на базе использования современных средств вычислительной техники и регулируемых приводов, обеспечивающих гибкость, адекватность получаемой информации о ходе технологического процесса; создание более совершенных приборов для объективной оценки качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; логистическое обеспечение рынка льнопродукции
г
э
Повышение конкурентоспособности продукции льняного комплекса России
ч.
г
Удовлетворение совокупного спроса потребителей льняной продукции
К
<
< оо
V
-г
Создание отечественной сырьевой базы лубяных волокон
Повышение качества льняного сырья и продукции на его основе
О
Повышение плодородия иочв под посевами льна и их химической защиты; увеличение посевов льна семенами высоких репродукций, новых высокопродуктивных сортов с заданными свойствами; техническая и технологическая модернизация производства льна; переоснащение действующих предприятий первичной переработки льна с учетом требований к качеству льноволокна текстильными предприятиями; создание новых производств по глубокой переработке короткого волокна; модернизация и технологическое перевооружение действующих текстильных предприятий; освоение технологий «сухого» прядения льноволокна для получения пряжи низкой линейной плотности и тканей бытового назначения из нее; создание и внедрение гибких высокоавтоматизированных линий по выработке смесовых пряж (в том числе с фасонными эффектами), льносодержащих тканей высокого качества и разнообразного ассортимента на базе использования льняного и других натуральных волокон, а также синтетических и искусственных волокон и нитей; разработка современных технологий производства тканей и нового поколения экопродукции медицинского и санитарно-гигиенического назначения на основе использования уникальных природных свойств льна (гигроскопичность, повышенная капиллярность, антисептич-ность, экологичность, повышенная комфортность) и льнонанокомпозитов
Увеличение объема производства льноволокна, пряжи, льносодержащих готовых тканей и изделий изо льна, нетканых материалов на основе льняного сырья, изделий из льняной целлюлозы, угленов и композитных материалов, льносемян
Увеличение занятости населения. Повышение денежных доходов. Расширение налогооблагаемой базы за счет увеличения налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы
Обеспечение сырьевой независимости страны в натуральных волокнах. Повышение конкурентоспособности продукции изо льна. Существенное расширение ассортимента продукции. Создание новых
высококвалифицированных рабочих
Рис. 3. Цели, задачи, предполагаемые результаты и мероприятия Программы по ресурсному обеспечению развития льняного комплекса России до 2020 г
Таблица 4
Финансирование мероприятий программы по инновационному сценарию, млр друб.
Госзаказчик Федеральный бюджет Бюджет субъектов РФ Внебюджетные источники Общий объем финансирования
Минсельхоз России (агропромышленный сектор) 19,06 3,8 12,6 35,4
Минпромторг России (промышленный сектор) 38,9 16,2 17,2 72,3
Россельхозакадемия (мероприятия по созданию инновационных научных центров) 8,64 - - 8,64
Итого... 66,6 20 29,8 116,4
• создание новых сортов льна, отвечающих современным технологическим и экономическим требованиям;
• создание новых производств по глубокой переработке льна;
• разработку и внедрение инструментов стратегического управления, развитие механизмов информационного обеспечения принятия управленческих решений по развитию льняного комплекса, включая системы идентификации готовой продукции изо льна и продвижения ее на рынок;
• проведение прикладных научных исследований, направленных на разработку технологий, обеспечивающих инновационное развитие льняного комплекса.
Стимулирование привлечения частных инвестиций предполагается осуществлять путем предоставления государственной поддержки в следующих формах:
1) субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам на сезонную закупку сырья, материалов и технологического оборудования;
2) субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, привлекаемым на строительство, модернизацию и реконструкцию предприятий по первичной и глубокой переработке льносырья и текстильных предприятий;
3) предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации;
4) предоставление субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности);
5) предоставление бюджетных инвестиций иным юридическим лицам, не являющимся федеральными учреждениями и (или) государственными унитарными предприятиями на строительство,
реконструкцию и техническое перевооружение принадлежащих им объектов капитального строительства;
6) предоставление бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации;
7) субсидирование приобретения элитных семян, минеральных удобрений, средств защиты растений и технических средств, используемых для возделывания и уборки льна, а также повышения доходности производства льноволокна. эффективность реализации Программы определяется фактическим достижением целевых индикаторов и решением поставленных задач, а также реальным экономическим эффектом в результате стабильного рентабельного развития льняного комплекса России, роста прибыли и дополнительных налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы.
Прогнозируемая тенденция инвестиционного обеспечения льняного комплекса предполагает достижение его стабильности и повышения роли в экономике страны. Мероприятия по реализации Программы предполагают инновационное развитие данной сферы деятельности за счет внедрения в производство достижений научно-технического прогресса в ходе реализации НИОКР, что позволит выпускать не только конкурентоспособную традиционную продукцию изо льна, но и получать принципиально новые виды изделий.
Кроме того, реализация Программы обеспечит:
• развитие отечественной сырьевой базы, снижение критического технологического и товарного отставания льняного комплекса России от промышленно развитых зарубежных стран;
• формирование в льняном комплексе рыночно ориентированных предприятий и организаций, обладающих потенциалом для саморазвития и способностью успешного конкурирования с зарубежными предприятиями;
• сохранение и расширение числа рабочих мест и социальных услуг работающим, повышение благосостояния рабочих, занятых в льняном комплексе, предотвращение оттока талантливой части научно-технических кадров в другие отрасли экономики;
• повышение производительности труда и уровня его оплаты,
• повышение комфортности и улучшения санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности и экологической защищенности населения России.
Список литературы
1. Иванова М.М. Роль повышения квалификации и переподготовки кадров в повышении экономической эффективности предприятия: сб. статей в 2 кн. Книга 1-я. М.: «РосЗИТЛП», 2011. С. 129-132.
2. Иванова М. М. Современное положение швейной промышленности в России: сб. статей в 2 ч. Часть 1-я. Омск: Изд-во «РосЗИТЛП», 2011. С. 234-238.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL:http//www. base. consultant. ru/cons/cgi.
4. Развитие льняного комплекса России на период до 2020 года: Концепция федеральной целевой программы. URL: http//www. mcx. ru>documents/ file_document/show/18529.133.htm.
5. Сайт продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций. URL: http//www. fao. org/index_en. htm.
6. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/ innovations/doc.
7. Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года:
URL: http//www. minpromtorg. gov. ru/ministry/ strategic/sectoral/3.
8. Стратегии социально-экономического развития федеральных округов. URL:http://www. minregion. ru/activities/territorial_planning/strategy/ federal_development.