МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА К ВНЕДРЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ1
METHODOLOGICAL BASIS FOR ASSESSING THE READINESS OF THE UNIVERSITY TO INTRODUCE DIGITAL TECHNOLOGIES
ПОЛУЧЕНО 01.02.2020 ОДОБРЕНО Об .02.2020 ОПУБЛИКОВАНО 25.04.2020
МИТРОФАНОВА Е.А. Д-р экон. наук, профессор> профессор кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
MITROFANOVA E.A.
Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Personnel Management, State University of Management, Moscow
e-mail: elmitr@mail ru
1
УДК 303.06 DOI 10.12737/2305-7807-2020-31-34
МИТРОФАНОВА A.E. Канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
MITROFANOVA A.E.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Personnel Management, State University of Management, Moscow
e-mail: [email protected]
Аннотация
Эффективность внедрения цифровых технологий во многом обусловлена, с одной стороны, готовностью цифровой образовательной среды, а с другой, уровнем цифровой грамотности и компетентностью преподавателей. В связи с этим необходима разработка методики оценки вуза к цифровизации, назначением которой является обеспечение единого подхода к оценки информационной образовательной среды и факторов, их обеспечивающих, в процессе образования, а также устранение препятствий эффективной реализации образовательных программ и услуг с применением цифровых технологий и продуктов. Анализ существующих в настоящее время методик показал, что они определяют уровень цифровой развитости различных сфер экономики и общества в целом, но не затрагивают систему образования или же оценивают цифровизацию образовательного процесса только с точки зрения технической составляющей.
С учетом изложенных выше обстоятельств, авторами исследования предлагается производить оценку готовности вузов к цифровизации образовательного процесса на основе анализа факторов, непосредственно влияющих на цифровизацию образовательного процесса, а именно: цифровой трансформации образовательной среды вуза и готовности преподавателей к работе в цифровой среде.
Ключевые слова: цифровые образовательные технологии, цифровая образовательная среда, образовательные онлайн-сервисы, цифровая грамотность, ИКТ-компетенции преподавателя.
Abstract
The effectiveness of professional education substantially depends on the wide use of digital technologies and products in the educational process. However, the effectiveness of the implementation of these technologies largely depends, on the one hand, on the readiness of the digital educational environment, and on the other hand, on the level of digital literacy and the competence of the teachers. So, it is necessary to develop a methodology for assessing the level of preparation of the university for digitalization, the purpose of which is to provide a unified approach to the assessment of the educational information environment and the factors providing it in the educational process, as well as to remove obstacles to the effective implementation of educational programmes and services using digital technologies and products. The analysis of the existing methods has shown that they assess the level of the digital development of various sectors of the economy and society in general, but do not affect the educational system or evaluate the digitalization of the educational process only from the technical point of view.
Taking into account all the above-mentioned circumstances, the authors propose to evaluate the readiness of universities for digitalization of the educational process on the basis of the analysis of the factors directly affecting the digitalization of the educational process, such as: digital transformation of the educational environment of the university and the level of preparation of the teachers for the work in the digital environment.
Keywords: digital educational technologies, digital educational environment, educational online services, digital literacy, ICT competence of the teacher.
Российская система образования как агент глобальной цифровизации общества должна обеспечивать экономике страны уверенный переход в цифровую эпоху. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача создания к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней [1].
Это станет возможным именно за счет внедрения цифровых образовательных технологий и продуктов в образовательный процесс профессионального образования.
С учетом основных нормативных документов, регулирующих построение цифровой экономики и цифрового образования в части целей, задач, планируемых результатов, технологий, форм организации образовательного процесса, взаимодействия преподавателей и обучающихся, параметров качества профессионального образования и инструментов его оценивания, значительно меняются представления о роли профессионального образования в социально-экономическом развитии общества и государства.
В целях интенсивного развития системы профессионального образования требуется его дальнейшее совершенствование на основе внедрения цифровых образовательных
1 Публикация была подготовлена по проекту «Разработка концептуальной модели университета как агента глобальной цифровизации общества» в рамках договора пожертвования от 01 марта 2019 г. № 1154.
технологий и продуктов, с учетом требований цифровой экономики и образовательно значимых особенностей цифрового поколения обучающихся.
При реализации поставленных целей следует учитывать, что процесс цифровизации образования, с одной стороны, требует формирования цифровой образовательной среды — совокупности цифровых средств обучения, электронных образовательных ресурсов, а с другой, модернизации образовательного процесса, обеспечивающего подготовку обучающихся к труду и жизни в цифровой среде.
Кроме того, важнейшим условием цифровизации образовательного процесса является цифровая грамотность и компетентность преподавателей и их готовность к циф-ровизации образования.
Таким образом, оценка степени готовности вуза к цифро-визации образовательного процесса должна учитывать всю совокупность факторов, определяющих эффективность цифровой трансформации вузов и системы образования в целом.
Однако, в настоящее время разработаны лишь подходы к оценке уровня цифровизации экономики и общества, наиболее распространенными среди которых на мировом и отечественном уровнях являются индексы: развития информационно-коммуникационных технологий, цифровой экономики и общества, мировой цифровой конкурентоспособности, цифровой эволюции, цифровизации экономики, сетевой готовности, электронного участия, глобального подключения, инноваций, кибербезопасности, развития электронного правительства, индекс «Цифровая Россия» и пр.
Данные методики оценки определяют уровень цифровой развитости различных сфер экономики и общества в целом, но не затрагивают систему образования или же оценивают цифровизацию образовательного процесса только с точки зрения технической составляющей.
Среди немногочисленных методик оценки уровня циф-ровизации образования следует отметить методику оценки единого индекса цифрового университета, основанную на оценке комплекса факторов, отражающих пять основных направлений развития цифровых компетенций университетов: производственный процесс, информационную инфраструктуру, информационную безопасность, человеческий капитал и НИОКР [2].
Однако данная методика не включает факторы, связанные с цифровизацией образовательного процесса и его основных элементов и в силу этого не позволяет оценить степень готовности вуза к цифровизации образовательного процесса.
С учетом изложенных выше обстоятельств, предлагается производить оценку готовности вузов к цифровизации образовательного процесса на основе анализа факторов, непосредственно влияющих на цифровизацию образовательного
процесса. Предлагаемая комплексная методика позволит оценить уровень готовности университета к цифровиза-ции образовательного процесса на основе интегрального показателя, включающего 2 блока показателей: цифровой трансформации образовательной среды вуза и готовности преподавателей к работе в цифровой среде (рис. 1).
Система показателей готовности вуза к цифровизации образовательного процесса должна:
1. Рассматриваться как источник информации для конкретных исполнителей и отражать их цели, мотив, интересы к цифовизации образовательного процесса.
2. Быть представлена в виде соизмеримых величин.
3. Отражать цели цифровизации вуза.
4. Учитывать временной горизонт и быть представлена в перспективе.
5. Рассматриваться в качестве информационной базы для совершенствования образовательного процесса.
6. Быть сопоставима с показателями международных систем оценки.
Предлагается следующий состав и содержание показателей оценки готовности вуза к цифровизации образовательного процесса в разрезе выделенных выше блоков.
Показатели 1-го блока — готовности вуза к цифровизации образовательной среды состоят из 2-х групп.
1-я группа — показатели цифровой модернизации образовательного процесса нацелены, прежде всего, на оценку степени обеспеченности образовательного процесса ПК, ноутбуками, планшетами, смартфонами, интерактивными досками и другими техническими устройствами, надежным и быстрым интернет-соединением в вузе, доступом к цифровым устройствам, подключенным к Интернету и др.
2-я группа — показатели использования цифровых образовательных технологий и продуктов ориентированы на оценку использования в вузе электронных библиотечных систем, электронных версий учебных пособий по отдельным предметам или темам, электронных справочно-правовых систем, электронных версий справочников, энциклопедий, словарей и т.п., обучающих компьютерных программ по отдельным предметам или темам, пакетов программ по специальностям, программ компьютерного тестирования, виртуальных тренажеров, МООК, online-программ и др.
Формирование 2-го блока показателей — готовности преподавателей вуза к работе в условиях цифровизации образовательной среды — также осуществлялось на основе выделенных на рисунке трех групп.
1-я группа — показатели цифровой грамотности ППС — основана на подходе, озвученном в рамках Саммита G20 (Берлин, апрель 2017 г.) [3] и реализованном в исследовании Аналитического центра НАФИ [4]. В рамках данного под-
Рис. 1. Группировка показателей готовности вуза к цифровизации образовательной среды
хода цифровая грамотность преподавателя рассматривается как «способность безопасно и надлежащим образом управлять информацией, понимать и интегрировать ее, обмениваться ею, оценивать и создавать информацию и получать доступ к ней с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни» [5]. Оценка цифровой грамотности включает оценку 5 групп индикаторов, каждый из них оценивается в трех аспектах: знания, навыки и умения (рис. 2).
Информационная грамотность
Компьютерная грамотность
Составляющие цифровой грамотности
Рис. 2. Индикаторы цифровой грамотности преподавателей [4]
Разработка 2-й группы — показатели опыта работы в цифровой среде — основана на подходе, сформированном в проекте «Программа повышения эффективности образования» (PEESA) в рамках Программы сотрудничества ЕС в сфере высшего образования (EDULINK II) [6]. В рамках данного подхода преподаватель должен владеть следующими навыками работы в цифровой среде:
- навыки использования Интернета в образовательном процессе;
- навыки использования цифровых технологий в дидактических целях и учебном дизайне;
- навыки использования цифровых технологий в системах управления обучением;
- навыки использования видеоконференцсвязи в образовательном процессе;
- навыки использования сетевого взаимодействия (социальных сетей) в образовательном процессе;
- навыки электронной модерации в образовательном процессе.
При разработке 3-й группы — показатели цифровой компетентности преподавателей — использовалась Европейская рамка технологических компетенций (European Digital Competence Framework 2.0) для педагогов (DigCompEdu Framework) [7], которая была адаптирована Аналитическим центром НАФИ для российской системы образования [4]. В DigCompEdu Framework выделены 22 цифровые компетенции преподавателей, которые сгруппированы в шесть блоков.
Систематизация, обобщение и адаптация всех групп показателей позволили сформировать систему показателей готовности вуза к цифровизации образовательного процесса (табл. 1).
Для оценки показателей готовности вузов к цифровиза-ции образовательного процесса используется разработанная онлайн-анкета, оценка осуществляется по пятибалльной системе. Для каждой группы показателей разработана оценочная шкала, которая преобразуется в систему уровней, с выделением оптимального и низкого уровней.
Интегральная оценка готовности вуза к цифровизации образовательного процесса определяется как средняя из нормированных значений компонент, характеризующих циф-
Таблица 1
Система показателей готовности вуза к цифровизации образовательного процесса
Группа показателей Показатели
Показатели цифровой трансформации образовательной среды вуза
Показатели цифровой модернизации образовательного процесса (11) Интерактивные доски в каждом кабинете
Доступ обучающихся к цифровым устройствам (ПК, ноутбукам, планшетам, смартфонам) на занятии
Надежное и быстрое Интернет-соединение в вузе
Доступ к цифровым устройствам, подключенным к Интернету
Показатели использования цифровых образовательных технологий и продуктов У12) Наличие и использование в вузе:
• электронных библиотечных систем
• электронных версий учебных пособий по отдельным предметам или темам
• электронных справочно-правовых систем
• электронных версий справочников, энциклопедий, словарей и т.п.
• обучающих компьютерных программ по отдельным предметам или темам, пакетов программ по специальностям
• программ компьютерного тестирования
• виртуальных тренажеров
• МООК
• online программ
Показатели готовности преподавателей вуза к работе в условиях цифровизации образовательной среды (I2)
Показатели цифровой грамотности ППС (121) Информационная грамотность
Компьютерная грамотность
Медиа грамотность
Коммуникативная грамотность
Отношение к технологическим инновациям
Показатели опыта работы в цифровой среде (122) Навыки использования интернета в образовательном процессе
Навыки использования цифровых технологий в дидактических целях и учебном дизайне
Навыки использования цифровых технологий в системах управления обучением
Навыки использования видеоконференцсвязи в образовательном процессе
Навыки использования сетевого взаимодействия (социальных сетей) в образовательном процессе
Навыки электронной модерации в образовательном процессе
Показатели цифровой компетентности ППС (123) Использование цифровых технологий в профессиональных взаимодействиях с коллегами, обучающимися и другими заинтересованными сторонами
Использование, создание и обмен цифровыми ресурсами в образовательном процессе
Использование цифровых технологий в преподавании и обучении
Использование цифровых технологий для оценки обучающихся
Использование цифровых технологий для расширения прав, ответственности и самостоятельности обучающихся
Использование цифровых технологий для развития цифровых компетенций обучающихся
ровую трансформацию образовательной среды вуза (/:) и готовность преподавателей вуза к работе в условиях цифровизации образовательной среды (I2).
Ij = I + I2 ) / 2, (1)
где Ij — значение индекса готовности к цифровизации образовательного процесса для j-го вуза; I[ — нормированное
Отношение к технологическим инновациям
значение компоненты, характеризующей цифровую трансформацию образовательной среды j-го вуза; I2 — нормированное значение компоненты, характеризующей готовность преподавателей j-го вуза к работе в условиях цифровизации образовательной среды.
Нормированные значения каждой компоненты определяются следующим образом:
I"- = I- / I (2)
± ij j ! Jimax>
где Ij — значение i-ой компоненты для j-го вуза; I max — максимальное значение i-ой компоненты.
Процессы информатизации, мультимедизации и виртуализации как успешные тренды развития образования в существенной мере изменили характеристики как самого образовательного процесса, так и образовательного пространства. Поэтому путей обновления образовательных процессов вне учета особенностей и новшеств, обусловленных выше названными процессами, фактически, нет и эффективность профессионального образования в существенной мере зависит от наполненности образовательного процесса цифровыми технологиями и продуктами [8].
С учетом изложенных выше обстоятельств, авторами исследования предлагается производить оценку готовности вузов к цифровизации образовательного процесса на основе анализа факторов, непосредственно влияющих на цифро-визацию образовательного процесса, а именно: цифровой трансформации образовательной среды вуза и готовности преподавателей к работе в цифровой среде.
На основе систематизации, обобщения и адаптации показателей цифровизации вуза, предложенных в исследовании Аналитического центра НАФИ, в проектах EDULINK II, а также Европейской рамки технологических компетенций для педагогов, сформирована система показателей готовности вуза к цифровизации образовательного процесса.
Цель цифровизации образовательного процесса — максимально эффективное использование возможностей цифровых технологий и продуктов, направленных на повышение качества профессионального образования, соответствующих государственным приоритетам в этой области и уже закрепленных в нормативных документах всех этапов решения поставленных задач.
Реализация данной цели требует разработки методического подхода к функционированию, созданию и развитию информационных образовательных сред и систем, их обеспечивающих, в процессе образования, а также устранение препятствий эффективной реализации образовательных программ и услуг с применением цифровых технологий и продуктов.
Использование предложенной методики послужит основой для более глубокого анализа, выявления проблемных зон, определения потребностей в подготовке преподавателей университетов с учетом их цифровой компетенции, последующего обобщения, структуризации и определения приоритетов цифровизации образовательного процесса в университетах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71837200/ (дата обращения: 10.01.2020).
2. Плотникова Е.А., Ефремова М.О., Заборовская О.В. Комплексная оценка уровня цифровизации ведущих университетов Российской Федерации // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019. — № 9. — С. 98—108.
3. Chetty K., Wenwei L., Josie J., Shenglin B. Bridging The Digital Divide: Measuring Digital Literacy, 2017.
4. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Има-ева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. — М.: Издательство НАФИ, 2019. — 88 с.
5. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator, United Nations, Unesco Institute for statistics, 2018.
6. Grunwald N., Pfaffenberger K., Melnikova Ju., Zascerinska J., Ahrens A. A study on digital teaching competence of university teachers from Lithuania and Latviawithin the PEESA project // ANDRAGOGIKA, 2016, 1 (7). P.109-122.
7. The Digital Competence Framework. 2018. — URL: https:// ec.europa.eu/jrc/en/ digcomp / digital-competence-framework.
8. Yanckello R., Lowendahl J.-M., Thayer T.-L., Morgan G. Predicts 2019: Higher Education — Digital Transformation in Progress. Gartner. — URL: https:// www.gartner.com/doc/ 3895765?ref=mrktg-srch.
9. Education process classification framework (v. 7.2.1). Houston: APQC. — URL: https://www. apqc.org/pcf.
10. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. — URL: https://iite.unesco.org/ru/news/ 639291-ru (дата обращения: 10.01.2020).
REFERENCES
1. Ukaz Prezidenta Rossitskoit Federacii ot 7 maya 2018g. № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossitskot Federacii na period do 2024 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024" ]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (accessed 10 January 2020).
2. Plotnikova E.A., Efremova M.O., Zaborovskaya O.V. Komp-leksnaya ocenka urovnya cifrovizacii vedushchih universitetov Rossiiskoi Federacii [A comprehensive assessment of the digitalization level of leading universities of the Russian Federation] . VestnikAltajskoj akademii ekonomiki iprava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. 2019, I. 9, pp. 98—108.
3. Chetty K., Wenwei L., Josie J., Shenglin B. Bridging The Digital Divide: Measuring Digital Literacy, 2017.
4. Aimaletdinov T.A., Baimuratova L.R., Zaiceva O.A., Imaeva G.R., Spiridonova L.V. Cifrovaya gramotnost' rossitskih peda-gogov. Gotovnost' k ispol'zovaniyu cifrovyh tekhnologit v ucheb-nom processe [Digital literacy of Russian educators. Willingness to use digital technology in the educational process]. Moscow: NAFI Publ., 2019. 88 p.
5. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator, United Nations, Unesco Institute for statistics, 2018.
6. Grunwald N., Pfaffenberger K., Melnikova Ju., Zascerinska J., Ahrens A. A study on digital teaching competence of university teachers from Lithuania and Latviawithin the PEESA project // ANDRAGOGIKA, 2016, 1 (7). P. 109-122.
7. The Digital Competence Framework. 2018. Available at: https://ec.europa.eu/jrc/en/digcomp/digital-competence-framework.
8. Yanckello R., Lowendahl J.-M., Thayer T-L., Morgan G. Predicts 2019: Higher Education — Digital Transformation in Progress. Gartner —. Available at: https:// www.gartner.com/ doc/3895765?ref=mrktg-srch.
9. Education process classification framework (v.7.2.1). Houston: APQC. Available at: https://www. apqc.org/pcf.
10. Institut YuNESKO po informacionnym tekhnologiyam v obra-zovanii [UNESCO Institute for Information Technologies in Education]. Available at: https://iite.unesco.org/ru/news/ 639291-ru (accessed 10 January 2020).