УДК 622: 338. 26 © П.П. Петухов, М.А. Лозинская, 2012
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВУЮЩИХ УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В современной концепции стратегическое управление объединяет процессы разработки стратегии и обеспечения ее реализации в рамках стратегического планирования. При этом стратегическое планирование деятельности предприятия, с учетом состояния факторов его внешней и внутренней среды, имеет цель разработать экономически обоснованную стратегическую программу.Однако до настоящего времени не существует чётко сформулированного научного подхода к процессу разработки стратегической программы. В данной статье предложена концепция организационно-экономического обоснования стратегической программы для действующих угольных предприятий.
Ключевые слова: стратегический план, стратегия, планирование угледобывающее предприятие, стратегическая программа, бизнес-план.
Складывающаяся ситуация в топливно-энергетическом комплексе страны, когда сохраняется тенденция нарастающего доминирования природного газа в топливно-энергетическом балансе страны, а экспорт угля остается условием выживания отрасли, создаётся угроза устойчивости функционирования угольной промышленности в долгосрочной перспективе.
Неустойчивость функционирования угольной промышленности в последние годы связана, прежде всего, с тем, что с развитием рыночных отношений на перспективы развития отрасли оказывает влияние множество различных факторов. К наиболее важным из них можно отнести многообразие и разнонаправлен-ность интересов основных участников отношений в угольной промышленности: угольных компаний, государства, региональных администраций, потребителей угольной продукции, поставщиков оборудования, научных разработок и знаний, частных инвесторов и компаний из смежных отраслей.
Формирование целостной перспективы стратегического развития угольных предприятий обеспечивается на этапе стратегического планирования и требует применения эффективных подходов, работоспособных в условиях многовариантности процессов социально-экономического развития.
Анализ научной литературы в области стратегического управления свидетельствует о том, что основной теоретический задел посвящён стадии разработки стратегии. За последние годы были формализованы процедуры формирования стратегии, исследователями предложено множество методов и моделей разработки стратегии.
Фазе «Стратегическое планирование», так же были посвящены научные изыскания, каждое из них имеет ряд ограничений и упущений. Наименее обоснованный с научной точки зрения является этап «формирования стратегической программы» в рамках структуры процесса стратегического управления. Отсутствие организационно-экономического механизма, а так же методов и моделей, способствующих научно обоснованному формированию стратегической программы, в значительной мере негативно влияют на устойчивое функционирование действующих угледобывающих предприятий. Разработка подобного механизма, позволит угледобывающим предприятиям в значительной мере снизить негативные последствия от процессов, происходящих во внешней среде.
В настоящее время существуют исследования в области разработки стратегических альтернатив для действующих угледобывающих предприятий, однако исследований подходов к разработке стратегической программы развития угледобывающих предприятий до настоящего момента не проводилось.
Таким образом, разработка концепции формирования организационно-экономического механизма разработки стратегической программы в процессе стратегического планирования развития является актуальной научной и практической задачей.
Для решения данной задачи была предложена последовательность реализации обоснования механизма разработки стратегической программы, которая состоит из последовательной реализации ряда процедур.
Исходной информацией для принятия решений и формирования стратегической программы развития угледобывающего предприятия является принятая стратегия организации на долгосрочную перспективу. Данная информация представляет собой чётко сформулированную миссию, стратегические цели и разработанные под каждую из целей стратегические задачи.
Каждая из стратегических задач, может, имеет несколько стратегических альтернатив. Реализация каждой из стратегической альтернативы, обеспечивает решение конкретной стратегической задачи при определённом расходе ресурсов (финансовых и временных).
По каждой из стратегических альтернатив формируется модель движения денежных потоков по сценариям развития внешней и внутренней среды на основе перечня работ и операций комплекса технических, технологических и организационных решений, сведений о его технологической последовательности. Модель движения денежных потоков в соответствии со структурой содержит рассчитанные показатели по всем видам деятельности (операционной, инвестиционной и финансовой), и обеспечивает расчёт значений критериев экономической эффективности реализации стратегической альтернативыКРУ, IRR, PI, РР.
Следующим шагом является последовательная реализация ряда процедур (рис. 1) отбора, из всего числа стратегических альтернатив в рамках стратегической задачи, позволяющей выбрать одну «наиболее приемлемую стратегическую альтернативу» решающая конкретную стратегическую задачу при оптимальном расходе ресурсов (финансовых и временных), она и принимается к реализации.
Исходная информация для определения альтернативных стратегических направлений развития предприятия — конечное множество возможных сценариев развития внешней среды при реализации стратегической альтернативы. Для каждого сценария, формируются денежные потоки и определяются показатели эффективности и вероятность наступления реализации сценариев.
Рис. 1. Процедура формирования стратегической альтернативы
Задача выбора сценария из множества в рамках стратегической альтернативы осуществляется в несколько этапов с использованием специальной процедуры.
• установление диапазонов изменения результатов производства по объёму товарной продукции;
• установление диапазонов изменения цены на продукцию
• выбор сценария с наибольшим значением вероятности.
Данная процедура реализуется для всех стратегических альтернатив в рамках рассматриваемой стратегической задачи. Итогом данных операций будет набор сценариев описывающих соответствующее число стратегических альтернатив и формирующих альтернативные стратегические направления развития предприятия.
Из числа альтернативных стратегических направлений необходимо отобрать единственную наиболее приемлемую альтернативу которые в дальнейшем являются основой для формирования стратегической программы предприятия как совокупность принятых к реализации, на стратегическую перспективу проектов обеспечивающих необходимое для решения стратегических задач изменение состояния определённых факторов внутренней среды. Осуществление всего комплекса мероприятий перечисленных выше в итоге и определяют методические основы организационно-экономического обоснования стратегической программы действующих угледобывающих предприятий на стратегическую перспективу.