Научная статья на тему 'Методические основы этнографических исследований объектов деревянного зодчества'

Методические основы этнографических исследований объектов деревянного зодчества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
247
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ / НЕДВИЖИМЫЕ ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / СИБИРЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майничева Анна Юрьевна

Статья обобщает опыт применения разработанной автором методики этнографического обследования объектов деревянного зодчества. Благодаря данной методике обеспечивается получение достоверных и научно значимых сведений по различным аспектам, включая информацию о конструктивных элементах, приемах и правилах строительства из дерева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bases of wooden architecture ethnographic research method

The article summarizes experience of applying the author’s method of wooden architecture ethnographic research. The method provides receiving of valid information including information on structural elements, techniques and rules of wooden construction.

Текст научной работы на тему «Методические основы этнографических исследований объектов деревянного зодчества»

А.Ю, Майннчева, т. Новосибирск

Методические основы этнографических исследований объектов ісревянної о зодчества

В после їм не годы мировое сообщество придаст особое значение и (учению и сохранению традиционной культуры. Выход в свет Федерального закона «Он объектах культурного наследия (памятниках истории и кулыуры) народов Российской Федерации от 25 июня 2002 года № 73-<1>3» и «Государственной стратегии формирования системы лоетопримечателышх мест, ИСІОрИКО-К\. ІЕ.ГурНЕ.ІХ ілноведжіков II м\-зеев-заповедников в Российской Федерации» делает выявление и обследование недвижимых объектов культурного наследия, значительную долю которых составляют объекты деревянного юдчества. одной из актуальных проблем современной науки. Особое значение приобретает эт е і о гра ф и ч ес к'ое обследование архитектурных и природных объектов (поселений, здании, сооружений и мест поклонения) как части культурною нас тедия народов. Работа выполнена в рамках Программы фупдамешальных исследований Президиума РАН «Традиции н инновіїшиї в мсюрнм и культуре». 2012-2014 гг Направление 3.

Зодчеству отвод и і ся особое место в обеспечении организации условий жизни. Располагаясь в природной среде, архитектурные объекты сопровождаю! людей на протяжении всей жизни. Они выступают носителями черт, специфических для каждого народа, чіо позволяет рассматривать их в качестве своеобразных этиомаркеров. Н настоящее время востребованность разработки теми этнических особенностей юдчеетва заключается и и необходимости осмысления іакономерно-стей развития злемеи гов культуры зі носов в свя ві с усиливающимся стремлением людей к возрождению национальной культуры, ес поиску национальных корней и, как следствие, национальной идеи. Уникальное по. шкультурное сообщество Сибири создавалось в іечение веков. В разное время сюда прибывали новоселы, укореняясь на ее территории н проходя раз личные стадии адаптации к новым для них экологическим и этносоциальным условиям* что нашло отражение в хозяйственной и духовной жизни народов, сказавшись на развитии юдчеетва, выступающего как рукотворная среда.

Принятое сейчас определение архитектуры как системы здании и сооружении, формирующей пространственную среду для жизни и

-257-

деятельности людей, а гакже как самого искусства создавать эти здания н сооружения в соответствии с законами красоты [БСЭ, 1970^ с. К 75], показывает возможное разнообразие подходов к ее изучению. Многоплановость аспектов проблематики, связанной с архитектурой, дала возможность ее исследования в рамках различных наук* Нельзя сказать, что зодчество является традиционной г смой для этнографии, за исключением жилища, исследуемого как продукт народного творчества. посредством которого создается и оформляется предметная среда, а также находят предметно-эстетическое выражение трудовые процессы, бытовой уклад, календарные и семейные обряды.

Несомненно, зодчест во сложнейшее многоаспектное культурное явление, сочетающее профессиональные и «народные» компоненты. Для понимания его требуются специфические подходы различных наук, и немалую роль здесь должна сыграть этнография. Другими словами, гак как этнография изучает коки юней гм культуры этноса с точки зрения выполнения ими этнических функций, предметная область этнографических исследований может быть ориентирована и на достаточно сложное кулыурное явление, такое как зодчество, представленное недвижимыми объектами культурного наследия, которое обладает, с одной стороны, тгнодифференцирующими свойствами, а с другой стороны - чертами, интегрирующими сю с другими п■ носами, Одним из первых этапов работы по выявлению и сохранению объектов культурного наследия является этнографическое обследование.

В статье 3 Федерального закона №73-Ф3 определены объекты культурною наследия народов Российской Федерации как объекты недвижимого имущества со связанными с ними про и введениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки Зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки п гехники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством шох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники отдельные постройки, здания и сооружения с

*258-

исторически сложившимися территориями (втом числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначен* ные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусств!); объекты науки и техники, включая военные; частично II. 111 полностью скрытые в земле или под водой следы существо паи ИЯ человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или ОДНИМ из основных ИСТОЧНИКОВ информации о которых являются археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия); ансамбли четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений форгифнка и ионного, л вор ноною. жилого, общественного, административного, торговою, производственного, научного, учебного назначения* а также памятников и сооружений релит иозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи: достопримечательные места творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художест не иных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки л застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Рос-синекой Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слон, остатки построек древних городов, г ородищ, селищ, стоянок; места совершения релш ночных обрядов.

Методика разработана для проведения зтнографического обследования части объектов культурного наследия. определенных в ст. 3 закона Х«73-Ф3. поселений и прилегающих территорий хозяйственно-

-259-

го назначения, жилищ, усадео, культовых здании и сооружении, месг совершения религиозных обрядов - на основе действующих законов и правовых норйу актов российского музейного законодательства.

Программы являются основой для Создания вопросников, адаптированных к собственным исследованиям. Необходимо составить максимально точные и полные отпеты на вопросы, составленные по темам программ и оформленные в виде вопроси и ко в. Таблицы узнавания помогут исследователям четко определиться с бытованием того или иного конструктивного узла, типа здания или сооружения, вида инструмента.

Для сбора информации йспользуются различные методы - как специфически этнографические (например, метод непосредственного наблюдения, полевые исследования, опросы), так и специальные (тсь посъемка, архитектурные обмеры, фотофиксация зданий, сооружений и мест поклонения, дендрохронод&гичеткий анализ и датировка объектов).

Источниками для сбора и изучения материала по сооружениям и пос'тройкам служат:

сооружения и постройки, предметы интерьера, орудия труда и приспособления, непосредственно описываемые и изучаемые на месте;

предметы интерьера, орудия труда и приспособления, элементы конструкций, макеты зданий и сооружений в коллекциях музейных собран И и: сведения от носителей культуры;

фотоснимки, отражающие сооружения и постройки, находящиеся как в музейных, так и в частных собраниях;

- чертежи, рисунки, карты, выполненные проектными организациями, архитекторами, инженерами-строителями, геодезистами для нужд строитель стай и обследования территории; художественные произведения (гравюры* картины и скульптура) при условии достоверной передачи этнографической специфики;

л и тер а гурные источники;

- сведения из архивных источников;

- археологические памятники (наскальные изображения, конструктивные элементы сооружений И НОС)роек и т.п.).

-260-

В полевых условиях целесообразно получать информацию от лиц. издавна проживающих в данной местности. В связи с тем что выясняется раЧНИИК' 1Г(Ч,0,К'|И,.1; и И С юри ЧЄСКОП рС! рое пс кч пне, с/1 сдует обращаться к лицам старшего возраста. У людей среднего возраста можно получить сведения, которые сообщали им представители старшего поколения. Желательно выяснить, сохранились ли в семейных архивах документы о переселении, землепользовании, владении имуществом. и скопировать их. Если информатор приезжий, необходимо уточнить, какие отличия нашел ои в данной местности в организации расселения, структуре поселения, в хозяйственной деятельности, в природопользовании, в строительстве, убранстве дома по сравнению с местами его прежнего жительства и указать какими. Большую помощь при сборе материалов оказывают жеперты - работники различных учреждений кулыуры, учители, краеведы, общественники, тх. люди, специально интересовавшиеся местной историей, хозяйством, бытом населения.

При записи сведений от информатора в первую очередь нужно дать следующие объективные данные.

Дата записи и сведения об информаторе. Фамилия, имя, отчество (девичья фамилия женщин). Год и место рождения. Этническая принадлежность. Фамилия, имя. отчество отца. Фамилия, имя, отчество матери. Фамилии, имена, отчества бабушек и дедушек. Время и причина приезда родителей или дедов в Сионрь. Фамилии, имена, отчества приехавших родственников. Состав семьи. Родной язык. Самоназвание, откуда оно пошло. Занятия, профессия информатора и его предков.

При сборе материалов необходимо руководствоват ься следующими общими положениями:

1. Сведения получают путем личных наблюдений, расспросов местных жителей, а также в местных краеведческих музеях, в учреждениях (в местных органах управления и исполнительной власти, дирекциях предприятии, в отделах архитектуры и культуры).

2. И начале работы с информаторами фиксировать общие сведения о нем (подробнее см. далее),

3. Получать сведения от нескольких лиц (не менее трех) для определения степени распространенности и типичности явления культуры. Стремиться к уточнению деталей и фиксировать все варианты,

-26 Ь

Получать информацию из разнообразных источников, дополняющих друг друга.

4. Давать полное описание источника (его выходные архивные, библиографические данные)* При копировании документен должны быть указаны: название учреждения, из фондов которого подучены Материалы, полное название документа, дата его составления, фамилия составителя.

5. Выяснять хронологическую датировку бытования явлений культуры, Разработанные программы предназначены для сбора данных но явлениям традиционной культуры, бытовавшим в конце XIX [930-х гг., но вместе с тем они могут использоваться для сбора материала по периодам, приближенным к современности.

6. В беседе с информатором необходимо уточнять место (область, район, селение), в котором он видел описываемые им явления, а также этническую принадлежность строителей и владельцев построек, предметов интерьера, мастеров, пользовавшихся изучаемыми орудиями труда.

7. Указывать размещение на местности и в структуре поселения изучаемого здания или сооружения, установить его ориентацию по странам света и по основным ориентирам (относительно рек, гор, прочих элементов ландшафта, дорогам, въездам и выездам из поселения).

8. При изучении построек рекомендуется давать подробное опи-санис их экстерьера и интерьера. Необходимо обратцать внимание на временные жилища и дорожные палатки, устройства при пере кочевках и т.п., даже если это не было предусмотрено программой исследования. так как в этих простых строениях можно найти реликты древних времен.

9. При описании конструкции постройки и технологии возведения выяснить, как изготавливалась сама постройка и ес составные части, особенности конструкции частей постройки. Указывать примерные размеры постройки и ее частей, В дальнейшем при необходимости провести обмеры.

10. Выяснить способ и сроки применения орудий труда, виды и количество, которым владел один мастер.

11. Не оіраничиваться словесными описаниями, [рафически нос-произвести внешний вид постройки, предмета интерьера или орудия

-262-

труда, дать примерный план здания или сооружения, согласовав рисунок с информатором. Необходимо провести фотофиксацию.

12. Для идентификации типов и вилов сооружений, построек, предметов интерьера, орудий труда использовать таблицы узнавания.

13, Вести четкую фиксацию получаемых сведений, Все сведения записывать в полевую тетрадь или на специальные карточки. Применять все доступные формы аудио-, визуальной фиксации (диктофоны, видеокамеры, фотоаппараты и пр.). Принимать во внимание согласие информаторов на использование аппаратуры, соблюдая этические нормы общеНИЯн В отдельной [С град и вести строгий учет фотоснимков, видеосюжетов (место и дача Съемок* название объекта). При фиксации на диктофон интервью четко указать место (поселение) и дату беседы, фамилию, имя, от честно интервьюируемого. Дублировать аудиозапись записью от руки в гетрадь.

Разработанная и апробированная в течение ряда лег методика этнографического обследования объектов деревянного зодчества обеспечивает получение достоверных и научно значимых сведений по различным аспектам, включая информацию ofi особенностях конструктивных элементов, приемов и правил строительства из дерева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.